- Учителю
- Статья «Разработка программ компьютерных практикумов для внеурочных занятий с учащимся младшей школы»
Статья «Разработка программ компьютерных практикумов для внеурочных занятий с учащимся младшей школы»
Стрежнева Н.Г. учитель информатики,
МБОУ СОШ №48 г.о. Самара
Стрежнева Екатерина, ученик 10-б «б» кл.
МБОУ СОШ №48 г.о. Самара
«Разработка программ компьютерных практикумов для внеурочных занятий с учащимся младшей школы»
Современное образование во главу угла ставит
идею развития личности ребенка, формирования его творческих
исследовательских способностей, развитие интеллекта и памяти,
развитие коммуникативных способностей.
И сейчас, чтобы успешно развивать интеллектуальные способности в
учебной и во внеучебной деятельности, необходимо, искать более
современные средства и методы обучения. Использование компьютера с
его огромными универсальными возможностями и будет являться одним
из таких средств. Эффективное применение информационных и
коммуникационных технологий в обучении невозможно без качественного
программного обеспечения учебного назначения. Одним из видов
педагогических программ являются тренажеры или программы
компьютерных практикумов, которые позволяют сформировать умения и
выработать навыки у учащегося в соответствии с конкретными целями и
задачами обучения. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в
удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты
достичь цели обучения. Исходя из выше изложенного, можно сделать
вывод о необходимости разработки и создания компьютерных
тренажеров.
Поэтому учениками 10 классов МБОУ СОШ №48 г.о. Самара были
разработаны компьютерные тренажёры для учащихся начальной школы,
которые могут помочь в освоении некоторых конкретных задач
обучения, например:
-«Шахматный компьютерный практикум», разработанный Стрежневой
Екатериной, ученицей 10 класса, для внеурочных занятий в школьном
шахматном клубе «Боевая пешка», который используется для
обучения детей шахматам на начальной стадии обучении;
-компьютерный тренажёр «Простая арифметика», разработанный
Ганжой Юрием, учащимся 10 класса, выполненный в программе Delphi7 и
предназначен для обучения младших школьников математическим
действиям.
Одна из наиболее актуальных проблем компьютерного обучения -
проблема создания педагогически целесообразных программ различного
учебного назначения, в частности, обучающих программ. В этом случае
компьютер становится техническим средством обучения.
Особый интерес для обучения шахматам представляют такие
моделирующие программы, позволяющие представить в виде компьютерной
задачи какую - либо шахматную комбинацию, которая, к тому же, может
управляться самим учеником, работающим на компьютере. При
разработке обучающей программы необходимо составить алгоритм работы
компьютера, который отнюдь не копирует, а моделирует деятельность
педагога и даже те же самые функции реализует иными способами. В
этом случае школьник, решая задачу, видит непосредственно изменение
позиций шахматных фигур на доске, сможет представить основные
закономерности взаимодействия фигур в конкретных позициях, что
помогает понять сущность этой задачи.
Проблемы при разработке такой программы: разработчик должен владеть
знаниями по информатике, программированию и при этом быть грамотным
шахматистом, чтобы смоделировать различные шахматные задачи. Т.к.
таких программ отвечающих этим требованиям не нашлось, то для
эфективного тренининга и обучения младших школьников Стрежневой Е.
кандидатом в мастера спорта по шахматам была разработана программа
компьютерного практикума. Суть компьютерного практикума: он
предназначен для внеурочной программы «Боевая пешка» и используется
как тренажёр для отработки решения шахматных задач. Целевая
аудитория: для учеников 2-ых классов МБОУ СОШ №48 г.о. Самара.
Оригинальность идеи: данная работа стала необходимым элементом в
подготовке учеников 2 классов именно для отработки конкретных задач
на постановку мата ферзём, ладьёй и линейного мата. Простота и
оригинальность идеи в том, что практикум разработан на базе
электронной таблицы Excel, доступен в исполнении, блок задач
постоянно добавляется по мере отработки детьми уже усвоенных
приёмов. Актуальность: т.к. программа клуба «Боевая пешка»
предназначена для обучения детей разного уровня подготовки, то
такой тренажёр необходим детям для индивидуального подхода в
обучении и реализуется Стрежневой Е. в рамках волонтёрского
движения в школе.
Программа была представлена на конкурс «Серебряный монитор-2014» и
стала лауреатом. Технология создания компьютерного практикума
представлена алгоритмом.
Алгоритм составления шахматных задач в Excel (методические рекомендации). Шаг 1. Убираем сетку. Сервис - Параметры - Вид - сетка (снимаем флажок) (рис.1)
Рис.1
Лист приобретает вид:
Рис.2
Шаг 2. Создаём фон (подложку). Формат - Лист - Подложка(рис.3)
рис.3
Шаг 3. Создание страниц виртуальных шахматных задач. На листе размещается текст задачи, схема расстановки фигур на шахматной доске с примечанием (Вставка-Рисунок), комментарии по вводу ответа, ячейка для ввода ответа с комментарием (Рецензирование-Примечание), кнопка «Проверка» - гиперссылка на страницу с проверкой (Вставка - Фигуры - Гиперссылка) и кнопка - «Дальше» - переход на следующий лист с задачей. (Разработано 8 задач с проверками, проект разрабатывается далее) (рис.4).
Рис.4
Шаг 4. Создание примечания (цель: скрыть ячейку с формулой, хотя «продвинутые» детишки её без труда смогут «вычислить»).
Шаг 5. Создание слова-одобрения. Ввод логической формулы =ЕСЛИ(F8="Фd8";"МОЛОДЕЦ! ";"")(рис.5)
рис.5
Создание листов-проверок и гиперссылок с листа задачи на проверочные листы, где размещёны верные позиции для решения задачи, и возврата обратно.(рис.6)
Рис.6
Библиографический список
-
Авербах Ю. «Школа Эндшпиля» « Терра - спорт» Москва, 2001 г.
-
Пожарский В.«Учебник шахмат», Ростов - на - Дону «Фениск», 2005 г.
-
Intel. Обучение для будущего.
-
www.tepka.ru/excel/</<font face="Times New Roman, serif"> Онлайн Учебник по Microsoft Excel