- Учителю
- Факультативный курс 'Юный информатик' (5 класс)
Факультативный курс 'Юный информатик' (5 класс)
«Жалғысқан орта мектебі» М.М.
ГУ «Жалгысканская средняя школа»
«Утверждено»: «Согласовано» «Рассмотрено» на заседании
на педагогическом совете Зам. директора по УВР ШМО
школы протокол
№ _ от __________г. _____________ Н.Ахмедова ______________
председатель педагогического
совета
__________Т.Рощупкина
Факультатив бағдарламасы
(курстың тақырыбы)
5 сыныптар үшін
Мұғалім: Лукович А.В.
Программа факультатива
« Юный информатик»
для учащихся 5 класса
Учитель: Лукович А.В.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Информатизация общества в целом и образования в частности ставит перед школой новую цель - подготовить детей к жизни в информационном обществе.
Работа с графикой на компьютере всё больше и больше становится неотъемлемой частью компьютерной грамотности любого человека. Люди самых разных профессий применяют компьютерную графику в своей работе.
Данный факультативный курс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого мышления; повышению интереса к информатике, и самое главное, профориентации в мире профессий.
Знания и умения, приобретенные в результате освоения курса, являются фундаментом для дальнейшего совершенствования мастерства в области трехмерного моделирования, анимации, видеомонтажа.
Умение работать с изображениями в растровом и векторном графических редакторах позволит учащимся осуществлять помощь учителям при создании демонстрационных материалов по другим общеобразовательным предметам, что повлечет за собой усиление межпредметных связей.
Актуальность курса.
В учебных планах предмету «Информатика» отведено всего 1 час в неделю. Программа же по информатике весьма обширна, а редактору Paint на уроках практически совсем не уделено внимания. Поэтому учитель вынужден решать проблему, как при небольшом количестве уроков дать хорошие знания учащимся, а главное - сформировать необходимые умения и навыки. При этом существует еще одна проблема - как, уделяя на уроках внимание слабоуспевающим ученикам, не затормозить развитие сильных? Пытаясь хотя бы частично решить эти проблемы обучения информатики, я составила эту программу.
Цель курса: Изучить возможности графического редактора Paint.
Задачи курса: 1. Познакомить учащихся со спецификой рисования на
экране компьютера.
2. Научить учащихся работать с инструментами графического
редактора PAINT.
3. Научить компоновке по всей плоскости экрана, как
уравновешивать изображения, согласовывать пропорции
предмета и формата.
4. Научить сочетать шрифтовой элемент композиции с
декоративным, передавать настроение с помощью средств
художественной выразительности.
5. Помочь учащимся преодолеть растерянность перед
инструментами графического редактора.
6. Использовать возможности графического редактора PAINT
для создания работ регионально-национального характера
7. способствовать установлению функционального и компьютерного развития школьников
При разработке элективного курса учитывались следующие аспекты:
Различный уровень подготовки школьников по информатике и изобразительной грамоте.
Психофизиологические особенности подросткового возраста учеников среднего звена.
Специфические возможности и особенности компьютерной программы - простой, наглядный, доступный для первоначального этапа обучения графический редактор PAINT for Windows.
Соблюдение общепринятых дидактических принципов - систематичность и последовательность, наглядность и доступность в обучении.
Задания курса выстраиваются так, чтобы каждому инструменту редактора соответствовало своё композиционное задание. Наряду с отработкой технических навыков и приёмов владения инструментами решаются творческие задачи, задачи внедрения национально - регионального компонента в образование.
Занятия по компьютерной графике предусматривают освоение графического редактора Paint и дают основу для совершенствования в этом виде изобразительной деятельности.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он имеет форму защиты творческих работ.
Методы обучения.
- Самостоятельная индивидуальная работа.
- Групповая работа.
- Проектная работа.
Формы организации учебных занятий.
Мини-лекции с элементами дискуссии.
Практическая работа.
Планируемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
- работать с инструментами графического редактора PAINT;
- применять основные приемы работы с компьютерной графикой редактора PAINT (изменять размер рисунка, сохранять рисунок, выполнять операции с цветом);
- применять основные приемы работы с объектами редактора PAINT (выбор фрагмента изображения, монтаж рисунка из объектов);
- создавать стандартные фигуры в редакторе PAINT;
- выполнять заливку областей;
- исполнять надписи в редакторе PAINT;
- использовать возможности графического редактора для выполнения работ
национально-регионального характера;
Выполненные учащимися работы включаются в их "портфель достижений".
Итоговый контроль проводится в конце всего курса. Он имеет форму защиты проектных работ.
Содержание учебной программы
«Юный информатик»
5 класс (34 часа - 1 час в неделю)
Раздел 1. Обучение работе на компьютере
Информация. Информатика. Кодирование и декодирование информации. Назначение основных устройств компьютера. Правила работы за компьютером. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Что умеет делать компьютер? Компьютер - помощник человека. Понятие компьютерного меню. Освоение технологии работы с меню. Работа с устройствами ввода-вывода.
Раздел 2. Освоение среды графического редактора Paint
Что такое компьютерная графика. Основные возможности графического редактора Paint по созданию графических объектов. Панель Палитра. Панель Инструменты. Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов.
Раздел 3. Редактирование рисунков
Понятие фрагмента рисунка. Технология выделения и перемещения фрагмента рисунка. Сохранение рисунка на диске. Понятие файла. Открытие файла с рисунком.
Раздел 4. Точные построения графических объектов
Геометрические инструменты. Использование клавиши shift при построении прямых, квадратов, окружностей. Редактирование графического объекта по пикселям. Понятие пиктограммы.
Раздел 5. Преобразование рисунка
Отражения и повороты. Наклоны. Сжатия и растяжения рисунка.
Раздел 6. Конструирование из мозаики
Понятие типового элемента мозаики. Понятие конструирования. Меню готовых форм - плоских и объемных. Конструирование с помощью меню готовых форм.
Раздел 7. Решение логических задач в графическом редакторе Paint
Раздел 8. Компьютерный практикум
Творческие работы. Защита проектов
Учебно-тематический план
«Юный информатик»
(5 класс, 34 часа)
№ занятия
№ п/п
Наименование темы
Количество часов
Сроки
Раздел 1
Обучение работе на компьютере
6
1
1.1
Информация. Информатика.
1
2
1.2
Кодирование и декодирование информации
1
3
1.3
Как устроен компьютер?
1
4
1.4
Что умеет делать компьютер? Компьютер - помощник человека
1
5
1.5
Рабочий стол. Управление мышью. Запуск программ
1
6
1.6
Клавиатура.
Упражнения из серии «Ловкие ручки»
1
Раздел 2
Освоение среды графического редактора Paint
4
7
2.1
Назначение графического редактора Paint. Компьютерная графика
1
8
2.2
Инструменты рисования. Настройка инструментов. Панель Палитра. Изменение Палитры
1
9
2.3
Редактирование компьютерного рисунка
1
10
2.4
Практическая работа по теме: «Освоение среды графического редактора Paint»
1
Раздел 3
Редактирование рисунков
5
11
3.1
Понятие фрагмента рисунка. Выделение, перенос, копирование
1
12
3.2
Сборка рисунка из деталей
1
13
3.3
Сборка рисунка из деталей
2
14
3.4
Свободное рисование
1
15
3.5
Практическая работа по теме: «Редактирование рисунков»
2
Раздел 4
Точные построения графических объектов
4
16
4.1
Геометрические инструменты. Инструменты рисования линий. Построение линий. Построение фигур
1
17
4.2
Что такое пиксель и пиктограмма. Редактирование рисунков по пикселям. Изменение масштаба просмотра рисунков
1
18
4.3
Создание пиктограммы
1
19
4.4
Практическая работа по теме: «Точные построения графических объектов»
1
Раздел 5
Преобразование рисунка
3
20
5.1
Выполнение команд наклона, отражения и поворота
2
21
5.2
Растяжение и сжатие. Исполнение надписи
2
22
5.3
Практическая работа по теме: «Преобразование рисунка»
1
Раздел 6
Конструирование из мозаики
4
23
6.1
Меню готовых форм
1
24
6.2
Конструирование из кубиков
1
25
6.3
Композиция из кубиков
1
26
6.4
Практическая работа по теме: «Конструирование из мозаики»
1
27,28
Раздел 7
Решение логических задач в графическом редакторе Paint
2
Раздел 8
Компьютерный практикум
6
29,30
Свободное рисование
2
31,32
Создание поздравительной открытки
2
33
Творческая работа «Чему я научился»
1
34
Защита творческих проектов
1
Итого:
34
Литература для учителя
-
Дуванов А.А. Электронное пособие «Азы информатики». Раздел для учителя.
-
Увлекательная информатика. 5-11 класы : логические задачи, кроссворды, ребусы, игры / авт.-сост. Н.А. Владимирова. - Волгоград : Учитель, 2011.
-
Информатика: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. Э.С.Ларина. - Волгоград: Учитель, 2009.
-
Электронное пособие «Мир информатики». «К&М»
-
Зарецкий А.В. и др. Мой друг - компьютер. - Изд-во «Рон'С» совместно с изд. Ассоциация XXI», 1994. - 192 с.
-
Дуванов А.А., Первин Ю.А. Необыкновенные приключения Пети Кука в Роботландии. - Изд. 2-е, доп. и переработ. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 272 с.
-
Залогова Л.А, Компьютерная графика. Практикум / Л.А.Залогова. - 2-е изд. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005. - 320 с.:ил.
-
Средства Интернет
-
Сидорова С.В., Информатика. 5-7 классы: материалы к урокам/авт.-сост. С.В. Сидорова.- Волгоград: Учитель, 2008.-128 с.
-
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,2002.-592 с.
-
Симонович С.В., Компьютер в вашей школе.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА: Инфорком-Пресс,336с.