7


  • Учителю
  • Первоначальные химические понятия - территория заблуждений

Первоначальные химические понятия - территория заблуждений

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала
  • Основной признак стереотипа мышления - уверенность в истинности каких-либо утверждений только на основании того, что это утверждение повторяется часто и многими. Умение выявлять стереотипы характерно для творческих людей. П.А.Оржековский , Химия, 8 кл,изд. Астрель,2005,с 21.

Первоначальные химические понятия - территория заблуждений

С чего начинается … химия? Спрашиваю я, знакомясь в сентябре с учениками, и получаю ответ : с высокого коэффициента трудности (восемь, по общепринятой шкале, в одной связке с черчением- прим. автора). В объективных причинах сложности восприятия предмета в школьном курсе царит миф о непреодолимости препятствия в виде запоминания знаков химических элементов, формул химических соединений, уравнений химических реакций (т.е. языка предмета) и задач. Это ничем не подкреплённое убеждение не так легко «разоблачить», ведь за ним стоят тысячелетия доступа к знаниям исключительно привилегированных слоёв во всех общественно-экономических формациях досоциалистического периода (в древнем мире: греческие и критские жрецы, египетские фараоны, индийские брахманы, иранские волхвы, в средневековье - кардиналы Ватикана). Сыграли негативную роль и длящиеся второе десятилетие реформы, приведшие по сути к вымыванию основ среднего полного общего образования в России, которое традиционно базировалось на утверждении: «нет образования без русского языка и математики, а физика, химия и биология его неотемлемые части». Да, химия, как наука, всегда стояла особняком в плеяде наук, порождённых философией. Её название некоторые исследователи связывают со страной магов и халдеев - Хеми (древнее название Египта). Так, что с точки зрения несведающих в ценности достижений современных технологий, и пребывающих в невежестве большинства чиновничества это вполне объяснимо, но не актуально в эпоху высоких химических, биологических технологий вплотную подошедших к созданию искусственного интеллекта. Потребность в высококвалифицированных специалистах в фундаментальных областях науки стоит настолько остро в нашей стране, что об этом заговорили на заседании совбеза РФ 11.07.16. Приведу цитату из проекта Доктрины информационной безопасности РФ, « п.18.Состояние информационной безопасности Российской Федерации в области науки, технологий и образования характеризуется недостаточной эффективностью научных исследований, связанных с созданием перспективных информационных технологий, низким уровнем внедрения отечественных разработок, а также недостаточным уровнем кадрового обеспечения в области информационной безопасности1 Наряду с продовольственной безопасностью, безопасность интеллектуальная воскресила забытый лозунг « кадры решают всё». Следовательно, моя профессиональная обязанность эту безопасность обеспечить доступными способами и средствами. И приступать следует с внесения корректных изменений в тему «Первоначальные химические понятия». Начнем с понятия «материя» и рассмотрим её эволюционную трансформацию по мере обновления представлений об окружающем нас мире. В эпоху первых атомистических концепций античности материя понималась как субстанция, основа всего сущего в мире, из которой «построены» все другие тела во Вселенной. Классическим выражением такого понимания предстал атомизм Левкиппа и Демокрита. Платоном понятие использовалось для обозначения субстрата вещей, противостоящего их идее. Аристотель осознавал объективное существование материи, мыслил её вечной, несотворимой и неуничтожимой, трактовал её как возможность, поскольку она не есть то, чем может стать впоследствии. Так, кирпич, являясь материей для дома, есть форма для глины. Поэтому кирпичи - это дом в возможности, а глина - кирпич в возможности. Кирпич же - действительность (форма) глины, а дом - действительность кирпича. Форма делает материю действительной, т.е. осуществленной в конкретную вещь, или «целостность». Движение, или процесс (кинесис), понимается как переход от возможности к действительности - этим тезисом Аристотель вносит в онтологию идею развития: различение актуально и потенциально сущего родилось из анализа «становления» (генесис). В эпоху просвещения(17-18вв.) в понимании материи акцент сместился на бесконечно развивающееся многообразие мира в его единстве. С этой точки зрения материя как субстанция существует не «до» и не «наряду» с другими телами, а только в самом этом многообразии конкретных явлений происходящих с ними и только через них. Ярким представителем этого течения был Д. Дидро «существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления - лишь результат движения её частиц. Человек представляет собою только то, что из него делают общий строй воспитания и смена фактов; каждое действие человека есть акт, необходимый в сцеплении актов, и каждый из этих последних так же неизбежен, как восход солнца. Поль Гольбах считал, что материей является всё то, что действует на наши органы чувств. Определение, которое ближе всего к моему пониманию, лежит в основе марксистских воззрений, его дал В.И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год): материя - «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». Эта формулировка неоднократно критиковалась и оспаривалась. Например, Стивен Прист, член философского факультета Оксфордского университета утверждал, «отдельного явления «материя» не существует» и приводит три довода:

1) все, что может быть сказано о мире, может быть сказано в терминах физики (физических объектов, событий, структур физических объектов, отношений между ними), поэтому категория материи как субстанции физических объектов является излишней, поскольку ничего не объясняет;

2) сторонник существования материи несет бремя доказательства её существования, но такого доказательства материалистами не представлено;

3) утверждение несуществования материи позволяет объяснить, почему материю (как субстанцию физических объектов) невозможно зафиксировать эмпирически и невозможно дать ей определение в эмпирических терминах.

Следуя этой логике, нет и человека. Как отдельный объект невозможно зафиксировать книгу, стол, ручку (от двери?, гелевую?), а выражение «довести до ручки» доказывает абсурд предпринятых англичанином нападок на термины призванные обобщать и универсализировать понятия. Вывод: Атрибутами материи, всеобщими формам и её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами. Итак, универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость;

  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;

  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие;

  • детерминированность всех явлений;

  • причинность - зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий;

  • отражение - проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы - абстрактного мышления.

Универсальные философские законы существования и развития материи:

  • Закон единства и борьбы противоположностей.

  • Закон перехода количественных изменений в качественные.

  • Закон отрицания отрицания2.

Заканчивая полемику трактовки понятия материи, остановимся на ленинском определении. Вещество. Самое распространённое определение в учебниках по химии для 8-го класса: вещество - это, та материя, из которой состоят физические тела. Авторы учебников: Л.С.Гузей, П.А.Оржековский, О.С.Габриелян (Рудзитис Г.Е. не даёт определения, догадайтесь сами) делают одну и ту же ошибку. Есть в природе вещества, и их достаточно много, из которых физические тела не состоят, это вещества, которые при н.у. находятся в жидком (например, гексан), либо газообразном состоянии (инертные газы, например). Вышеозначенное определение их несправедливо игнори-рует. Исправить ошибку легко. Рассматривать вещество как один из способов существования материи. Заметим при этом, нет опоры определения на понятие физические тела, которые остаются в старой трактовке как предметы и природные объекты, окружающие нас. В классификации веществ по составу принято различать вещества простые и сложные. Их определения те же авторы дают, через понятия вид атомов, употребляя качественное прилагательное «определённый». Нет такого понятия в химии об атомах! Есть размер (Rа, объём), масса и свойства. Но есть определение без противоречий. Простое вещество - это такое вещество, из которого новое простое вещество путём химических превращений получить нельзя! - писал ученик Левкиппа Демокрит. А сложное - это такое вещество, из которого путём химических превращений можно получить несколько более простых по составу веществ! Подошли к « главному фетишу» - химический элемент. Настаиваю: химический элемент - это символ, который никакими свойствами не обладает, а только используется нами для записи знаков химических элементов. И объясняю, доказательство представил Д.И.Менделеев в наз-вании графического изображения своего великого закона. Второй аргумент-структурными единицами вещества являются: атомы, молекулы, ионы. Осталось дать правильные определения последним. Это просто. Атом - мельчайшая частица простого вещества, сохраняющая свойства этого вещества. Молекула - мельчайшая частица и простого вещества, и сложного вещества, сохраняющая свойства этого вещества. Ион- частица, имеющая некомпенсированный заряд. Закончить дискуссию и всех примерить поможет следующее нетленное в своей гениальности умозаключение: «Сущность» вещей или «субстанция» тоже относительны; они выражают только углубление человеческого познания объектов, и если вчера это углубление не шло дальше атома, сегодня - дальше электрона и эфира, то диалектический материализм настаивает на временном, относительном, приблизительном характере всех этих вех познания природы прогрессирующей наукой человека. Электрон так же неисчерпаем, как и атом, природа бесконечна, но она бесконечно существует, и вот это-то единственно категорическое, единственно безусловное признание ее существования вне сознания и ощущения человека и отличает диалектический материализм от релятивистского агностицизма и идеализма»3.

1. www.scrf.gov.ru/documents/6/135.html

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Материя_(философия)</<i>.

3. Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм. - Поли, собр. соч., т. 18, с. 277-278.









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал