7


  • Учителю
  • Исследовательский проект Природные красители ФГОС

Исследовательский проект Природные красители ФГОС

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №20

муниципального образования Усть-Лабинский район







Натуральные краски







Автор: Каликина Инна,

5 «А» класс



Руководитель:

Самофалова Наталья Николаевна,

учитель химии МБОУ СОШ №20







ст. Ладожская

Краснодарский край

2016





































Научная статья

Введение

Цвет очаровывал людей на протяжении всей истории. Каждый регион производил красители и пигменты в зависимости от имеющихся ресурсов. Цвет с нами уже более 20000 лет. Доказательством его существования в истоках цивилизации являются наскальные рисунки. Самыми первыми красками были разноцветные глины. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Примерно до середины восемнадцатого века художникам изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (весьма сложные соединения, в основном растительного или животного происхождения) [1].

Проводя исследования, я выяснила, что в наше время на уроках используются краски, которые родители купили в магазине. Актуальность проекта в том чтобы создать натуральные краски, которые можно использовать на уроках и на занятиях.

Цель работы - изучение возможности использования природных красителей как экологически чистого материала для получения красок.

Задачи: провести анализ различных источников и узнать, как появились краски, способы их получения и использования; создать коллекцию колера красок.

Объект и предмет исследования: растения, натуральные пигменты.

Методы: сбор информации (работа с литературой, наблюдение); передачи информации с помощью практической деятельности; эксперимент.

Теоретическая часть

С течением времени в разных местах были испытаны различные рецепты, в том числе молочный белок (казеин), известь и пигменты, демонстрируя различные результаты в долговечности. Многие из этих покрытий проявили устойчивость к погодным условиям и разрушительному действию времени, другие же распались, оставив лишь пятна на окрашенной поверхности. Изменения включают добавление некоторых веществ, таких как оливковое масло, льняное масло, яйца, животный клей или воск [1].

Цвет широко использовался древними египтянами. Считалось, что он имеет магические и целебные свойства. Примерно в это время, 1500 г. до н.э., искусство цвета было довольно широко распространено на Крите, в Греции, среди египтян, а затем их навыки перешли к римлянам. Для ацтеков красный краситель считался более ценным, чем золото. Как индийцы, так и китайцы практиковали исцеление цветом. Самые ранние сохранившиеся медицинские тексты Нея Желтого Императора Ней Цина содержат записи цветовых диагнозов [1].

Самыми первыми красками были разноцветные глины. Немного позже краски стали делать из минералов и растений. Различные способы приготовления красок передавались из поколения в поколение, от художника к художнику. Практически у каждого мастера были свои «секреты». В старинных рукописных списках были найдены интересные и необычные рецепты русских художников. Для стойкости и пластичности в краску добавляли яйца и молочный белок - казеин. Живописцы отмачивали мелко измельчённый лазурит в кислых щах на протяжении 2-4 дней. Краска, приготовленная таким образом, становилась ещё более стойкой и насыщенной. Иногда для получения золотого цвета смешивали шафран и желчь щуки. Примерно до середины восемнадцатого века художникам было достаточно сложно найти нужную краску и подготовить её к использованию, чтобы получить жёлтый цвет краски, смешивали порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить больше суток, при воздействии с воздухом они окислялись и быстро твердели. Работать с такими красками было достаточно сложно ещё и потому, что некоторые (чаще всего тёмные) оттенки высыхали дольше, чем оттенки с большим содержанием охры (более светлые и жёлтые). У многих мастеров были помощники, специально для того, чтобы размешивать краску. В основном, красители получали путём перемалывания и измельчения в порошок различных минералов. Причём, чаще всего вручную... Изготовить действительно яркую и стойкую краску было очень дорого. Например, ультрамарин (ярко синюю краску) получали из ляписа, который привезти можно было только из Ирана и Афганистана. Этот минерал стоил дорого, поэтому использовался редко. Художники пользовались ультрамарином только тогда, когда заказчик соглашался заплатить за краску заранее. Пурпурную краску добывали из раковин средиземноморских улиток. Чтобы получить 1 грамм краски требовалось около десяти тысяч раковин! По причине такой дороговизны пурпурный цвет считается цветом роскоши, царственности и богатства. До девятнадцатого века даже использовались краски, которые были очень вредны для здоровья. В 1870 году был произведён анализ влияния красок на здоровье человека. Ядовитыми оказались краски, в состав которых входит свинец и мышьяк. Выяснилось, что очень красивая и яркая краска (изумрудно-зелёная) является смертельно опасной, т.к. в её состав входит уксус, окись меди и мышьяк. Есть даже версия, что Наполеон умер, отравившись парами мышьяка, которые исходили от обоев, изумрудно-зелёной краской были выкрашены стены в его доме на острове Святой Елены. В древности украшенная красками ткань являлась признаком богатства, такую роскошь могли обеспечить себе очень обеспеченные люди. Теперь краски стали частью повседневной жизни. Их проще достать и делать наш мир более ярким [2].

Чтобы краски держались долго, требовалось подобрать подходящий связующий элемент. Это могла быть глина, животный клей или яйца. Яичный желток и сегодня используется для изготовления красок в качестве одного из связующих элементов основы.

Методы: 1. Сбор информации (работа с познавательной литературой, с компьютером, наблюдение).

Технология изготовления. В качестве пищевых красителей использовала окрашенные соки растений, сок плодов, измельчённые цветки и части цветков, экстракты и настои.

В любой краске можно выделить 4 компонента: красящий пигмент, связующие вещества, растворитель, наполнитель [3].

В качестве связующих элементов используются клеи животного или растительного происхождения, смолы, углеводороды, которые можно растворить в воде или в маслах, твердеющие масла, различные полимеры.

В красках эти вещества играют роль пленкообразователей. То есть при высыхании краски, именно благодаря связующим веществам, образуются на поверхности прочная пленка, удерживающая в своем составе пигменты и наполнители [4].

Растворители нужны для того, чтобы краски были менее вязкими, их было проще набирать на кисточку и наносить на окрашиваемую поверхность. Выбор растворителя зависит от того, какое связующее использовано в краске. Как правило, в этой роли выступают вода, масла, спирты, кетоны, эфиры и другие углеводороды [4].

Темперные краски изначально делались на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил яичный желток. Сегодня для изготовления темперных красок в промышленных масштабах используют казеин или ПВА [4].

Акварельные краски замешивают на основе природного гуммиарабика - это такие смолы растительного происхождения, а в качестве пластификаторов используют мёд, глицерин или сахар [4].

Гуашь по своему составу близка к акварельным краскам. Однако при высыхании гуашевые краски значительно светлеют и их поверхность становится бархатистой.

Масляные краски чаще всего изготавливают на основе льняного масла, реже используют алкидные смолы. При высыхании масляные краски не меняют свой цвет, позволяя добиваться поразительно глубоких тонов и оттенков [4].

2. Передача информации с помощью практической деятельности.

Получение красок из природных материалов.

Чтобы получить антоциановую вытяжку, нужно взять 0,5 - 1 г красящего материала и поместить в пробирку. Затем залить его 5 мл воды и довести до кипения над пламенем спиртовки. Нагревание выше 70 0С приводит к разрушению мембран клеток. Антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду в различные соответствующие цвета. Полученный раствор отфильтровывают в чистую пробирку через бумажный фильтр [5].

Природные пигменты [6].Цвет

Пигмент

Зеленый

Хлорофилл (листья растений)

Сиреневый

Свекла

Фиолетовый

Капуста

Красный

Сок малины, калины

Коричневый

Чистотел, чай, чешуя лука

Фиолетовый

Виноград













































Практическая часть

1. Технология изготовления. В качестве пищевых красителей использовала окрашенные соки растений, сок плодов, измельчённые цветки и части цветков, экстракты и настои.

Темперные краски сделал на водорастворимой основе, в число компонентов которой входил яичный желток.

Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.Название красок

Масло

Яйцо

Вода

Клей древесный

Акварель





+

+

Гуашь





+

+

Масляная

+





+

Темпера



+





2. Передача информации с помощью практической деятельности.

Получение красок из природных материалов.

В привычных для нас растениях есть красящие вещества, пусть не такие яркие и не такие стойкие. Наши предки часто ими пользовались. Попробовала и я извлечь красители из растений, а потом на их основе приготовила водорастворимые краски.

Для проведения опыта были взяты свекла, морковь, краснокочанная капуста, так как они содержат антоцианы.

Для получения антоциановой вытяжки, я взял около 1 г красящего материала и поместил в пробирку. Затем залил его 5 мл воды и довел до кипения над пламенем сухого горючего. Нагревание выше 700С приводит к разрушению мембран клеток. Антоцианы свободно выходят из клеток, окрашивая воду в различные соответствующие цвета. Полученный раствор отфильтровывал в чистую пробирку через бумажный фильтр.

Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, яичный желток или глицерин, мед, клей.

Природные пигменты:Цвет

Пигмент

Связующие вещества

Растворитель

Сиреневый

Свекла

Желток яйца

Вода

Оранжевый

Морковь

-

Вода

Фиолетовый

Виноград

Древесный клей,

мед

Вода





Заключение

Полученную палитру природных красок я использовала, чтобы сделать рисунок. Краски, сделанные на основе желтка, ложились на бумагу толстым слоем, на основе меда - не высыхали и прилипали к рукам. Все натуральные краски долго высыхали. Но такие краски не вредны для окружающих. Например, если сделать основу из йогурта, то их можно даже есть маленьким детям (но не много). Краски имеют мягкую консистенцию, благодаря чему легко ложатся на поверхность и не стекают с пальцев.

Проанализировав результаты проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

1. Краски пригодны для использования, они достаточно стойкие, однако их цветовая гамма ограничена, они не такие яркие, как искусственные красители. 2. Простота изготовления; более низкая стоимость в сравнении с готовыми аналогами; можно сделать любое количество; интересен процесс создания красок. 3. Недостатки: не всегда можно купить пищевой краситель нужного цвета; контейнеры с красками нужно хранить в холодильнике.









































Список литературы

  1. История красок / www.super-nature.ru/articles/article/istoriya-krasok-314

  2. Появление красок / ru.jivopis.wikia.com/wiki/

  3. Краски / https://ru.wikipedia.org

  4. Краски. Состав, технология. / www.poetomu.ru/

  5. Батурицкая Н. В., Фенчук Т. Д. Удивительные опыты с растениями: Кн. для учащихся. - Мн.: Нар. асвета, 1991

  6. Боннет, Б. Химия без лаборатории. Увлекательные опыты и развлечения. / Б. Боннет и Д. Кин; пер. с англ. Н. Харламовой. - М.: АСТ: Астрель, 2008

  7. Субботина, Н. / Как сделать пальчиковые краски своими руками? fb.ru/article/163538/kak-sdelat-palchikovyie-kraski-svoimi-rukami</</p>

  8. Рюмин, В.В. Занимательная химия / В.В. Рюмин.- М.: Центрполиграф, 2011















8



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал