7


  • Учителю
  • Урок Народные промыслы Чувашии. Лозоплетение.

Урок Народные промыслы Чувашии. Лозоплетение.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шатракасинская основная общеобразовательная школа» Моргаушского района Чувашской Республики







Фестиваля музеев образовательных организаций

«Сокровища земли Чувашской»





Наследие предков



(Исследовательская работа по народным промыслам)



ЛОЗОПЛЕТЕНИЕ





Выполнила:

Cеменова Надежда,

обучающаяся 9 класса



Руководитель:

Обручникова Нина Валериановна

учитель географии и истории









Шатракасы-2016



Содержание













  1. Введение …………………………………………………… ….. .. 3 стр.

  2. Цели и задачи исследовательской работы………………………5

  3. История развития лозоплетения ……………….. ………….. …...6

  4. Плетение лозой …………………………………. ………………. 13

  5. Заключение ……………………………………….......................... 17

  6. Список использованной литературы ……………………… …... 19

  7. Приложение……………………………………….. . ……………...20







































1. Введение

Тема лозоплетения привлекла нас тем, что плетение ивового прута один из наиболее древних и распространенных видов современных декоративно-прикладных народных промыслов. Это один из наиболее популярных видов рукоделия</<font color="#000000"> из всем доступного природного материала. В нашей республике в последние годы уделяется много внимания популяризации народных промыслов, предпринимаются определенные усилия по их возрождению как неотъемлемой части национальной культуры. Плетеные изделия практичны, а в некоторых случаях незаменимы. И хотя применение ряда плетеных изделий устарело, плетеная вещь в наши дни не утратила своей актуальности и привлекательности. Неслучайно современное занятие плетением мы именуем не иначе, как художественным, народным, декоративно-прикладным искусством.

2.

Мы поставили перед собой следующую цель:

глубже изучить историю развития народного промысла лозоплетение, познакомиться с работой умельцев лозоплетения нашей местности.



Для выполнения цели поставлены следующие задачи:

  1. - изучить литературу по данному вопросу;

  2. - организовать встречу с умельцем лозоплетения с Косаревой Марией Илиничной

Основной метод исследования: сравнительно-сопоставительный.

Методом сбора информации: интервьюирование местных жителей:

Работа строилась по этапам:

  1. Анализ литературы.

  2. Интервьюирование местных жителей.

  3. Фотографирование работ народных умельцев лозоплетения

  4. Оформление полученных данных.

  5. Формулировка выводов.

3. История развития лозоплетения



Одним из видов народного промысла является лозоплетение. Плетение из лозы, ивы и бересты древнее ремесло, возникшее намного раньше гончарного дела и занимавшее на протяжении многих столетий значительное место в жизни людей.

Искусство плетения из лозы уходит своими корнями в глубину веков.

Ещё в каменном веке люди умели плести верши и силки, стенки жилищ.

В эпоху Неолита, на заре развития человечества, плетение из лозы являлось одним из привычных ремёсел. Археологические раскопки подтверждают существование плетеных ёмкостей, служивших формами для изготовления глиняной посуды.

В библейских текстах встречаются упоминания о плетении из лозы: дочь фараона находит младенца Моисея, плывущего по Нилу в корзине из тростника.

Самыми старыми из найденных плетеных вещей являются египетские и ближневосточные находки: например, в гробнице Тутанхамона обнаружены два отлично сохранившихся плетеных стула. Мебель и домашняя утварь из лозы и корней деревьев вовсю использовалась в Древнем Риме - и в домах простолюдинов, и в домах патрициев, а уж они-то были известными ценителями изящества и комфорта! Из виноградной лозы восставшие гладиаторы армии Спартака делали легкие и прочные боевые щиты

Техника плетения из прутьев была одной из самых распространенных и в Средние века. На полотнах художников эпохи Возрождения изображены различные плетеные предметы обихода. На протяжении многих столетий из ветвей древесных растений возводили жилища и хозяйственные постройки, делали изгороди, плели детские колыбели, кузова повозок, мебель, корзины, а также делали игрушки, посуду и сувениры. В первой половине XIX века плетение из лозы, ивы и бересты вошло в моду самых различных слоев общества. Практически во всех домах можно было встретить плетеные стулья, столы, диваны, ширмы, сундуки, коляски, качели, предметы сервировки стола и прочие изделия. Предполагается, что лозоплетение возникло в районах рек и озер и служило первоначально для нужд рыболовства; рыбаки изготовляли верши, нереты, мережи и другие орудия лова. Постепенно плетение из лозы охватило почти всю территорию Европейской России. В России плетут разнообразные изделия из черемухового прута: выездные сани, легкие тарантасы, чемоданы, дорожные сундуки. Из ивовой лозы - корзины и различные предметы для обеденного стола, корзиночки и ларчики, детские игрушки, а для самых

маленьких и погремушки. (5)

Плетеные изделия всегда отличались красотой и изяществом. Особенно добротными и искусными изделиями славились мастера Верхнего Поволжья: кустари из Камышина, умельцы из деревень Костромской и Ивановской областей.

Утратив свою привлекательность в качестве материала для сельскохозяйственных орудий, снастей и строительства, лоза не стала менее используемой. Плетеная корзина и сейчас осталась "тарой номер один" для садовников и грибников. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, порадуют дачника при уборке картофеля. А большие грубые корзины, так называемые шеверни, понадобятся для переноски строительных отходов, травы и выполотых с участка сорняков.

4. Плетение лозой





Лозоплетение - ремесло, развитое в основном среди славянских народов. Заключается оно в том, что из ивового прута можно творить удивительные вещи, такие как корзины, вазы и другие.

В краеведческом музее Шатракасинской школы есть удивительный экспонат - плетеная люлька для новорожденных. Мы заинтересовались автором данного произведения. Им оказалась Косарева Мария Ильинична, 1931 года рождения. Она проживает в деревне Шатракасы. Нам захотелось познакомиться с ней поближе.

Мария Ильинична встретила нас приветливо и показала свои работы. Из рассказа народного умельца мы узнали, что она научилась лозоплетению в Марпосадском лесотехникуме, куда. поступила учиться после семилетнего обучения в 1949 году. В техникуме нужный материал для лозоплетения заготавливали сами. Для начала она рассказала о том, что такое ивовая лоза и где ее берут. Ива - это быстрорастущий кустарник с гибкими побегами. В природе распространено больше ста ее видов, но для плетения подходят далеко не все. Самые ценные именуются так: белотал, краснотал, козья ива и чернотал, или по-другому - ракитник (да, тот самый "куст ракиты за рекой"!). Для плетения нужны их однолетние или двухлетние побеги. В природе заросли ивы обнаружить нетрудно: она растет по берегам озер и рек. Однако найти длинные безлиственные прутья, пригодные для плетения корзин и мебели, - задача не из легких. Короткие, узловатые побеги, пустившие отростки, могут пойти только на грубое плетение оград, плотин и запруд. В старину источником сырья служили естественные заросли ивы. Теперь же ее выращивают и на плантациях, используя специально выведенные сорта. На Козьем острове на Волге был специально зачищен участок из-под леса (путем выкорчевывания леса) для плантации ивы. Основным сырьем лозоплетения являются одно - двухлетние побеги кустарниковых ив (лоза). Они должны быть прямыми, гибкими, с ровной и гладкой поверхностью и окраской. Как определить, подойдет, прут для плетения, или нет? Просто. Срезается прут и обматывается несколько раз вокруг пальца. Пригодный может оборачиваться сколько угодно раз, не ломаясь. Заготавливали лозу летом и осенью. А зимой плели изделия.

В 1951, году после окончания техникума, Марию Ильиничну вместе с подругой направили на работу в Шатракасы, где в то время работала артель плетения. До их прихода в артели плели корзины, изготовляли лыжные палки. Сих приходом начали плести разную мебель.

Мария Ильинична вспоминает, как выставлялись ее работы на выставках. В 90-е гг. состоялась выставка в г. Чебоксары народных умельцев, где ее работы заняли 1 место и она получила приз 60 тыс. рублей. С большой любовью она рассказывает, как получила заказ на изготовление плетеной мебели для дачи в Москве от космонавтов А.Г.Николаева и от Г.Т.Берегового. Она собственными руками сплела для них качалки, столы, кресла из ивовой лозы; как из драмтеатра артисты заказывали ей большую корзину для цветов.





Корзинки использовались как тара для переноски грузов, картофеля и других овощей. Многие мужчины занимались тогда лозоплетением. Как сказал Егор Владимирович «только ленивые не плели». В деревне Неделька хорошо плели корзины и передавали своё мастерство жителям деревни местные умельцы: Дмитрий Григорьевич Бобриков, Сергей Матвеевич Кочанов, Иван Александрович Северинов и многие другие. Для садовников и грибников корзина была незаменимой тарой. Настоящий грибник никогда не отправится на "охоту" с полиэтиленовым пакетом, в котором хрупкая грибная добыча мало-помалу превратится в труху. Картофельные корзины, прочные, вместительные, легкие, радовали селян при уборке картофеля. Сам Егор Владимирович всю жизнь проработал в колхозе в животноводстве пастухом. Во время выпаса коров присматривал поросль лозы и весной, осенью заготавливал материал. Корзинки плёл и во время выпаса скота и дома в свободное время. Корзинка, лукошко - это самый востребованный товар был на протяжении многих лет в деревне. С корзинкой ему удобно было ходить за грибами, ездить на природу, переносить и перевозить яйца, продукты. Весной ещё плели ерши для ловли рыбы. Лозу использовали и для плетения изгородей возле дома. Егор Владимирович показал фотографии, которые от времени уже пожелтели, на которых он представляет свои изделия на сельскохозяйственной ярмарке. О другом умельце я всё знаю -это мой дедушка, Глушенков Егор Фёдорович, проживает в п.Клетня уже много лет. До 1987 года дедушка и бабушка жили в деревне Алень Клетнянского района. В деревне Алень тоже были хорошие умельцы по плетению корзин из лозы. Моему дедушке в марте

14

исполнится 80 лет. В прошлом году они с бабушкой отметили золотую свадьбу. Плести корзины его научил отец, которому это ремесло передал дедушка, получивший навыки плетения от прадеда. Это ремесло приживалось в четырёх поколениях Глушенковых. Дедушка плёл корзинки на заказ, продавал и просто дарил родственникам и соседям. Дома ещё сохранились разные по размеру корзинки, которые уже состарились и отслужили долгую службу . Бабушка использует одну из корзинок для рукоделия, там хранятся клубки пряжи. Сейчас у дедушки проблемы со здоровьем и он редко берётся за плетение, но если плетёт, то нельзя оторвать глаз от его работы. Мы всегда вместе с родителями, с дедушкой и бабушкой проводили время. Это совместная заготовка материала весной, осенью и зимой (на машине, мотоцикле, пешком с санками).

Дедушка нам рассказал о хитростях лозоплетения и показал приёмы плетения. Я принялась учиться у дедушки этому сложному рукоделию. Мне так хотелось увидеть результат своей работы, а руки не всегда меня слушались. Дедушка помогал мне, постоянно хвалил меня. Вот работа закончена и я довольна своим результатом. Научиться плести из ивы и лозы может любой желающий. С помощью определённых приемов и правил плетения можно создать практически любую вещь. Самым распространенным материалом, применяемым для изготовления плетеных изделий , является прут ивы (или лоза). еперь посмотрите на срез прута. Он поделен на 2 части: сердцевину и древесину. Чем меньше у него рыхлая сердцевина и чем больше древесная оболочка, тем он прочнее и выше его качество. Для работы нам понадобятся рабочий стол, удобный по высоте, и низкий стул. Кроме того, необходима дрель, кусачки, ножовки, отвертки, шурупы, мелкие гвозди, тонкая и мягкая проволока, корыто для вымачивания прутьев и

15

другие инструменты и приспособления.

В любом виде плетения различают стойки (основу) и прутья плетения (уток). Плетение бывает сплошное, ажурное и смешанное. Основные виды сплошного плетения: простое, послойное, рядами, квадратное, веревочкой. В одном изделии могут сочетаться несколько видов плетения. Простой способ плетения - заплетка нечетного количества стояков одиночным прутом через один промежуток по схеме «перед - за, перед - за» стояком в виде непрерывного ряда, идущего по пологой спирали. В замкнутых контурах изделий (корзины, вазы) наслоение рядов ведется кругообразно в одном направлении - слева направо, а в плоских изделиях прямоугольной формы прут, доплетенный до крайнего стояка, огибает его и заплетается по той же схеме в обратном направлении, пока не будет достигнута высота стенки. Если длина прута при этом израсходована полностью, его наращивают новым: комель состыковывается с комлем, вершинный конец с вершинным.































16

Заключение





Полюбить Россию можно

лишь тогда, когда увидишь

всю прелесть застенчивой

природы, сквозь душу

пропустив историю

русского народа.

Все, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются вдохновение, работа, мастерство.

Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, где-то опускаются на дно океана острова, меняют очертания материки.

Навсегда покидают зеленые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далекого прошлого в мифах и легендах.

Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни из-вержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности чело-века, как стремление к красоте. Для выживания надо было не так уж много -

грубая шкура, дающая тепло, примитивные орудия труда, немногочисленная утварь, пещера с надежно прикрытым входом.

Но в тяжелейших условиях, с удивительной быстротой уже первые жители Земли зачем-то постигали законы гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме, украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом предметы.

17

Не зря во все времена мастера повторяли, что материал не глупее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен.

Может быть, в этом одна из загадок вечности всех возникших когда-то на Земле ремесел? И то, что не могли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шелка? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоит поверить. Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора. Это мебель, табакерки, браслеты из слоновой кости, перстни с гранатами, медные гравюры, чеканка, гобелены, сервизы, кувшины для воды, всевозможные статуэтки. А на улицах и площадях буквально все, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград, решеток и витражей в соборах, - все это дело рук известных на весь мир или безвестных мастеров. И если самые древние из предметов и сооружений сохранились до наших дней, разве это не грань вечности, в которой навсегда остается и сам мастер - вдохновленный своим ремеслом человек?

В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете - растворенная в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохраненная история его жизни и труда.

Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Мы начинаем понимать, что человек не может существовать в отрыве от природы ни на каком из уровней: ни на духовном, ни на физическом, ни на эмоциональном. Наши глаза хотят смотреть, а руки касаться, вещей, сделанных из природных материалов. И многие люди начинают задумываться, прежде чем покупать и вносить в свой дом вещи, сделанные из полиэтилена, целлулоида, пластика или еще какого-нибудь продукта нефтепереработки. Ведь у нас есть достойная альтернатива искусственным материалам, подсказанная самой природой и сохраненная русской традиций.

18

Литература





1. Жилкина А. Д., Жилкин В. Ф. / Рукоделие. М., 1959.

2. Кузьмина М. / Азбука плетения. - М., 1993.

3. Некрасова М.А. / Народные мастера. Традиции, школы. - М., 1985.

4. Никулин Ф. М., Бочаров В. С., Железнов В. П. / Плетеные изделия. - М.:

Лесная промышленность, 1982.

5. Несерова Д.В. /Плетение лозой, ивой, берестой. - М.: РИПОЛ классик,

2005.

6. Романова А.Ф. /Нестандартные уроки географии 8-9 классы. Народные

промыслы России.- Волгоград- 2004





















19

Приложение №1



















 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал