7


  • Учителю
  • Внеурочное мероприятие по географии в коррекционной школе 'История возникновения Богородского района'

Внеурочное мероприятие по географии в коррекционной школе 'История возникновения Богородского района'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Разработка внеклассного мероприятия по географии

«История и культура родного края» для учащихся коррекционных школ (с интеллектуальной недостаточностью).

Цель: Формирование целостного представления об окружающем мире, о родном крае на основе межпредметных связей краеведения, географии, социально-бытовой ориентировки, музыки, изобразительного искусства.

Задачи:
Образовательные:

  1. Закрепить знания о геоположении родного края, рельефе, природе, заселения края, истории возникновения ремесел, торговых связей;

  2. Расширить знания о жилище предков, о пище и о домашней утвари, об истории женского и мужского костюма, о праздниках и традициях земляков;

  3. Развитие устной речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитание чувства любви к малой родине, гордости за историческое, культурное и природное наследие, ответственности за свой край и стремления к его возрождению и охране.

Оборудование:

Физическая карта Нижегородской области, карта Богородского района, репродукция «Праздник в Нижегородской губернии», макет крестьянской избы, домашняя глиняная утварь, самовар, деревянная посуда, национальные костюмы, характерные для Нижегородского края, Богородского района, головные платки, рушники, каравай, рисунки школьников.

Вступительное слово учителя географии:

Тема нашего занятия созвучна с названием факультативного курса: «История и культура родного края» (тема красочна записана на доске, где расположены также карты Нижегородской области и Богородского района). Мы полистали некоторые страницы истории нашей земли. Изучая прошлое, мы познаем, откуда мы родом и кто мы такие, как красива наша природа и трудолюбив народ. Расскажут нам об этом ребята из лекторской группы старшеклассников, а также учителя социально- бытовой ориентировки изобразительного искусства и музыки.

- Итак, первая страница: Географическое положение.
Учащийся: Богородский район находится в западной части Нижегородской области. Северная граница Богородского района проходит по реке Ока. С юго- запада на северо- восток почти посередине пересекает территорию района долина реки Кудьмы (показывает по карте).

Вторая страница: Рельеф

1 Учащийся: Наш край занимает часть Русской (Восточно- Европейской) равнины. Поверхность района представляет собой несколько возвышенную холмистую равнину. Северная часть её наиболее возвышенная и спускается крутыми обрывами к реке Ока. С запада на восток протянулась Безымянная долина. Поверхность долины волнистая, с оврагами. Средняя часть равнины находится между Безымянной долиной и рекой Кудьмой, она более ровная. Более обширная часть равнины - юго- восточная, Закудемская, постепенно поднимается от долины реки Кудьмы на юго- восток (показывает по карте).


Третья страница: Природа


Учащийся: Это случилось около двух тысяч лет назад. В нашем крае начал резко меняться климат. Валдайский ледник стал таять. С севера и с запада потекли могучие реки. Эти могучие истоки смывали все, в том числе и все следы пребывания человека. Жили ли тогда в нашем крае люди? На этот вопрос ученые не могут дать точного ответа.

Климат век от века становился теплее. Тундра, которая когда то занимала наш край, отступила на север. С востока сюда продвигалась тайга, с запада- лиственный лес европейского типа: клён, дуб, ясень, липа, вяз.


2 Учащийся: В старину наш район был покрыт дремучими лесами. Свободных от леса пространств было весьма немного. Это небольшие поляны среди сплошного леса и более значительные полосы по речным долинам и суходольным оврагам.


Учащийся: В пониженных местах- по Безымянной долине и в Закудемье- росли смешанные хвойно- лиственные породы с преобладанием хвойных. В более возвышенных частях равнины- северной и средней- росли одни лиственные, преимущественно березовые леса. По большому распространению березовых лесов. Эта часть района от реки Оки до реки Кудьмы называлась Березопольем.


Четвертая страница: Заселение


Учащаяся: Первым письменным памятником о расселении народностей на территории Верхнего и среднего Поволжья и Прикоского края является известная летопись Нестора «Повесть временных лет». Она составлена в XI веке. В ней говорится, что на территории Нижегородской области и Богородского района в частности жили народности, названия которых были6 меря, весь, мурома, мордва, черемисы- мари.

(Учитель выставляет карточки с незнакомыми словами)


Ученица: Другим памятником о расселение народностей являются географические названия отдельных рек, урочищ ,населенных мест. Название рек: Кудьма, Велетьма, Ункор, Шилокша, селений Килелей, Чепурда, Инютино- оказались словами мордовского языка. Килелей образовалось от слов «киле»- береза, «лей»- овраг, что означает- селение на березовом овраге.

Обозначение географических мест на территории Богородского района мордовскими словами подтверждает, что в далекие от нас времена эта территория была заселена мордвой.


Учащийся: Ближайшими соседями мордвы на северо- западе были славяне. Они жили в междуречье Оки и Волги среди мери, веси и других племен. Здесь славяне основали Ростов, Суздаль.

В XII веке сын киевского князя Владимирам Мономаха- Юрий Долгорукий создал довольно сильное княжество Суздальское. Оно примыкало к мордовским землям, к землям Богородского района. В XII веке возникает движение славян на мордовские земли и дальше на восток и юг.

В 1221 году суздальский князь Юрий II Всеволодович строит Нижний Новгород. В 1350 году возникает Великое Нижегородское княжество (при рассказе ученик работает с картой)


Учащаяся: Сюда на новые места, богатые и привольные, стекалось со всех сторон русское население. Нижегородцы могут гордиться: на их землях, как и на соседних владимиро- суздальских, московских, рязанских складывалась великая русская культура, сам русский народ.

Русский народ вобрал в себе культуру и опыт поглащенных им народов мещеры, муромы и в первую очередь мери, ведь формирование го шло на их землях. Много элементов из языка мери и мордвы сохраняется поныне в русском языке.


Учащиеся: И так, к половине XIV века всё правобережье от Оки до реки Кудьмы было заселено русскими.

По средней части междуречья Оки и Кудьмы проходили гужевой тракт от Нижнего на Муром и дальше на Суздаль и Москву. По этому пути двигались ратные (военные) люди для охраны границ, передвигались служивые люди по своим делам внутреннего управления княжеством, ехали торговые люди со своими товарами, перевозились в центр собираемые с населения дани в виде звериных шкур, меда, хлеба.


Учащаяся: Именно здесь, недалеко от тракта и было основано первое поселение богородчан, которое называлось в те давние времена Подолец, так как располагалось по долине речки Рязанки. Первым занятием населения было земледелие, охота и рыболовство.

Чуть раньше в 1408 году, недалеко от Подольца был основан Дудин монастырь. Он играл большую роль в основании Окских земель.


Учащийся: К XVI веку Подолец расширяется в большое село с церковью Пресвятой Богородицы. От церкви село стало называться Богородским.

В 1570 году царь Иван Грозный высылает из Новгорода двести семей новгородцев. Они оседают в селе Богородском, принеся с собой новые виды ремесел: кожевенное и горшечное. С этого времени Богородское становится центром кожевенного ремесла.


Учащийся: А тракт, проходивший недалеко от села, содействовал развитию торговли и промыслов. Богородское становится крупным промысловым пунктом и экономическим центром для значительной территории района. Здесь обрабатывалась кожа и продавалась на вывоз, «шилась» кожа, шили тулупы, шапки, рукавицы, валяли валенки. В Богородском, как и в Павлове, находилась постоянная военная охрана состоящая из стрельцов. Она обеспечивала безопасность большой дороги. Улица, в Богородском, на которой жили стрельцы до 1917 года назвалась Стрелецкой.


Ученица: Тесно связано прошлое села с селом Дуденевом. Именно через пристани дуденевские транспортировалась- отправлялась вся богородская продукция. Дуденево было перевалочной базой и соединяло село Богородское через Оку и Волгу с Астраханью и заграницей.


Учитель географии: О Дудином монастыре и легенде, сложившейся относительно его возникновения, вам расскажет преподаватель изобразительного искусства:

Учитель ИЗО: Одним из памятников культуры, сохранившимся до наших дней, является Дудин монастырь. В настоящее время он восстанавливается.

О возникновении монастыря существует легенда (звучит музыка)

«.. Выступил однажды Иван Грозный в поход на татар и, проходя мимо наших мест, услышал игру на дуде местного пастуха.

Игра на скоморошных инструментах- балалайке, дудке, рожках, трещётках, бубне- считалась бесовской. Скоморохи- бродячие актеры, игрой на этих инструментах веселили народ и высмеивали власть. Поэтому Ивану Грозному игра на дуде показалась плохим знамением. Он решил, что пастух «задудел» ему дорогу, что не будет теперь удачи в походе военном, и велел наказать игравшего. Однако битву с татарами царь выиграл. Казань была взята, и, возвращаясь в Москву, Иван Грозный выполнил о своем грезе, и чтобы замолить его, велел возвести на месте, где слышал игру на дуде, мужской монастырь…»
Я уже говорила о скоморохах- бродячих артистах. Любимым героем балаганных представлений был Петрушка- балагур и насмешник, он ещё и зазывал людей на разного рода представления. Посмотрим, каким вы его себе представили (на стенах развешаны детские рисунки. Ученикам было дано д/з изобразить любимца русских народных сказок- Петрушку. Анализируются выполненные дома рисунки ).


Учитель географии: Слово предоставляется учителю социально-бытовой ориентировки и членам

лекторской группы.


Пятая страница: Быт и традиции родного края.


Учащийся: Знание истоков отечественной культуры, нравов и обычаев своего народа помогает нам понять и объяснить многие моменты истории страны родного края.

Учитель: Ребята, а сейчас мы переходим к следующей страничке путешествия в прошлое нашего родного края. На уроках СБО мы с вами затрагивали события жизни нашего народа. Когда проходили тему «Жилище», знакомились с тем, какие жилища были у наших предков, когда проходили тему « Одежда и обувь», знакомились с тем, как одевались люди в далеком прошлом, когда проходили тему «Питание», знакомились с тем, какой была пища у наших предков и какая и из чего состояла посуда.

А сейчас давайте вспомним, как же жили люди на территории нашего района. А жили они в избах. Слово изба произошло от древнего русского слова-«истба» или «истобка», которая в свою очередь произошло от глагола «истопить» и означало теплое жилое помещение. Самые первые деревянные срубные истобки не имели сеней и даже окон, но постепенно они изменились и превратились в современные многокомнатные избы со множеством хозяйственных построек.

Устройство избы отличалось простотой размещенных в ней предметов быта. Основное пространство избы занимала печь, которая располагалась у входа, справа и слева от дверей. Стол всегда стоял по диагонали от печи, в углу. Над ним была расположена божница с иконами, вдоль стен стояли лавки, над ними- полки с посудой. В задней части располагались полати- место для ночлега. Вся эта обстановка: и стол, и лавки, и полати, и печь- строились вместе с избой сразу и называлась хоромным порядком. Передний угол избы с божницей считался чистой парадной половиной дома. Пространство около двери и печи- печной угол, рабочее место. Мифологическое сознание народа передний угол определило как -место святое, здесь молились Богу. Печной угол осмысливался как место темное, нечистое, там жил домовой.

В будни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках будничная посуда. В праздники же изба «преображалась»: стол выдвигался на середину, покрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная посуда.

Вся посуда находилась на полках. У печи: ухваты, сковородники, котлы. Посуда была деревянная и глиняная. Изначально посуда была деревянной, выдолбленной из древесины липы (липа считалась добрым деревом). Никогда не делали посуду из осины. Осина считалась иудиным деревом. В первом тысячелетии до нашей эры народ научился делать посуду из глины. В доме обязательно находилось два комплекта посуды: повседневный, другой- праздничный. С XIV века появилась хохломская посуда, с середины XVII века- самовары. (Демонстрируется посуда. Объясняется значение каждой вещи).

Котел на семью был очень большим и с похлебкой очень тяжелым. Мастера, сделав такой котел, делали для хозяйки надпись « Неси, не плещи». Форма крынки была подсмотрена мастерами в природе. (Такую форму раньше имел колодец. Верх был рублен из бревен, а нижняя часть была расширена). В такой посуде молоко остается долго холодным и не киснет. Гончарная посуда применялась для приготовления пищи в печи и для подачи её на стол. В нашем городе тоже изготавливалась посуда. Об этом даже говорит название родной из улиц- Горшечная. А как же одевались люди в те далекие времена? Из чего же она состояла?

Учащаяся: В основном женский костюм состоял из рубахи, которая называлась стройка, на неё надевались рукава, затем сарафан, на него душегрел (из бархата, атласа, расшитая вышивкой, шилась она на вытене из меха). Вместо пальто женщины носили короткие куртки на меху, которые назывались кацавея. Стирали женщины белье на водоеме. На берегу лежал камень, на котором мокрую одежду отбивали рубелем. Разглаживали с помощью круглой скалки- валька. Праздничная одежда была покрыта вышивкой. Расшивались сорочки, рукава, сарафаны. В старину бытовала пословица: «Какова пряха, такова и рубаха». Чем рукодельнее была женщина, тем наряднее была одежда у членов её семьи.

На голове женщина носила платок. Платки были двух видов: головные и покрывные. Платок головной надевался на голову. Девушка завязывала его под подбородком, женщина- на затылке. Покрывной- девушки носили на плечах, женщины- на голове, скалывая булавкой под подбородком. Покрывные платки надевали в церковь, на ярмарку. Окрашены были платки в темно-синий цвет- саксонские из Иваново. Франковской артели, в красный- Александровские из Московской артели.


Учащийся: Мужчины носили рубахи- косоворотки, которые были подпоясаны подпояском, на котором были вышиты слова молитвы, он «служил» оберегом. С косовороткой надевались хомцовые штаны. Праздничные штаны были из плиса. Верхняя одежда- это кафтан из синего сукна. Зимней одеждой служило чапан- пальто. На голове носили смушковые или каракулевые шапки и шапки- московки, которые привозили из Москвы.


Ученик: Все: и мужчины, и женщины, и дети- на ногах носили лапти, которые надевались поверх шерстяных онучей- портянок. В зимнюю погоду надевали валенки. Имелись выходные сапоги из кожи, шитые на заказ, которые очень берегли и поверх надевали бахилы- кожаные калоши. (Просмотр слайдов «Из истории русского костюма»).


Учитель: Народ богородского края был очень гостеприимен. Не зря на столе был постоянно горячий самовар. И в старину приговаривали: «Самовар на столе- мир в семье». Чай в семье пили по несколько раз в день с медом.

Каждого, кто заходил в избу сажали отведать чайку («Почаевничаем?!»). И чтобы самовар не остыл, его обкладывали теплыми тюфячками.

И в будни, и в праздники народ наш был очень гостеприимным. Если кто заходил в дом, люди действовали по пословице: «Что есть в печи, все на стол мечи». А угощали и щами, и кашей, и киселем, и пирогами, и блинами. Главным угощением была картошка с луком, залитая яйцами, которая называлась пыштушей. Любимым напитком был хлебный квас. На пасху готовили гречневые блины. Так как пшеничной муки в районе было мало- она была привозная.

Вся жизнь людей нашего края была тесно связана с календарем: все работы в доме, во дворе, в поле, ношение одежды, приготовление пищи, убранство дома- всё строго соответствовало календарным датам.


Учитель: Издавна принято на Руси встречать гостей хлебом и солью. Не был исключением из этого правила и наш район.

Учащаяся: Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем

Он на блюдце расписном

С белоснежным рушником

Каравай мы вам подносим

Поклонясь, отведать просим.

(Учащиеся подносят каравай гостям и предлагают им пройти к столу)


Заключение:

Учитель географии: Дружная добрая семья народов сложилась в Нижегородском Поволжье. Уже несколько веков эта семья не знает серьезных конфликтов. Это наше счастье и наше богатство. Наши традиции складываются из того, что могут делать все народы, живущие здесь.

(Дети, участники, гости приглашаются к столу для дегустации чая из самовара, каши (запеченной в печи), хлеба, которого испекли учащиеся под руководством учителя СБО).


11




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал