7


  • Учителю
  • Замечательный уголок Воронежской области. Традиции и культура жителей Репьёвского района на примере села Россошь.

Замечательный уголок Воронежской области. Традиции и культура жителей Репьёвского района на примере села Россошь.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

1. История образования села

Среди сёл Репьёвского района есть с. Россошь, где я родился. Оно расположено в роскошном месте, в пойме трёх рек: Скупой Потудани, Боровой Потудани и маленькой речушке, в народе названной «Ржавец» - левый приток Скупой Потудани. Село основано в конце XVII в. Мелкими служилыми людьми. Большая часть переселенцев из под Курска. Примерно до 1870г. С. Россошь именовалось Потуданью, по названию речки, затем стало называться Россошью, потому что на месте слиянию двух больших рек, образующих разветвление - россоху.

В конце XVIII в. Была построена церковь. Позже служилые люди стали крестьянами-однодворцами, затем государственными крестьянами. В XVIII в. Несколько семей стали крепостными. К 1900г. в с. Россошь было 437 дворов и 3434 жителя, две церкви, четыре общественных зданий, школа грамоты и земская школа, три водяных мельницы, крупорушка, два кирпичных завода, две кузнецы, две мелочных и одна винная лавка. В 1903г была построена школа из кирпича, которая действует до сих пор в качестве МОУ Россошанская СОШ. В ней обучаются 127 человек.

Сейчас в селе 500 дворов, 873 жителя. Есть каменная церковь «Трёх святых», в которой ведёт службу отец Андрей. Церковь посещают жители окрестных сёл Одинцовки, Корнеевки и др. Через село проходит шоссе, которое соединяет Белгородскую и Воронежскую области. В селе есть водопровод, газ.



2. Жизнь, быт и ремёсла россошанцев

Материалы доклада взяты со слов моей бабушки Даниловой Марии Ивановны, жительницы с. Россошь.

Во все времена в с. Россошь жили трудолюбивые крестьяне, всё делали сами: хоть дом срубить, хоть телегу сделать.

В старину жизнь селян текла размеренно: зимой работа в домашнем хозяйстве, летом в поле или на покосе. Мужчины зимой ухаживали за скотом. На подворье были лошади, коровы, свиньи, птица (куры, утки, гуси). В рыгах (больших сараях) хранили снопы с зерном. Всё это нужно было обмолотить цепами вручную, перевеять также вручную, приготовить посевной материал к весне, а сеяли в россошанских кроях рожь, пшеницу, ячмень, подсолнечник и коноплю (в поймах рек).

Кроме обыденных мужских дел некоторые мужчины-умельцы занимались ремонтом повозок, саней, бондарничали, столярничали, валяли валенки, плели тюники из конопляных оборок, лапти из липовых лык, мастерили лукошки из лозовых прутьев, выделывали кожу, шили из сукна зипуны, из овчин шубы и для мужчин и для женщин. Некоторые уходили плотничать по сёлам в зимнее время.

Жили большими семьями по 20 и более душ. Семьи были разновозрастные: старики, взрослые, молодые и дети. Детей в семье было много. Присматривали за детьми старики и дети постарше. Несколько братьев со своими семьями жилы в одной хате. У наиболее зажиточных были хаты-связь, т. е. две хаты под одной крышей с общими сенцами. Хаты были деревянные под соломенной крышей, помазаны глиной и внутри и снаружи. В основном с земляными, реже деревянными полами. Внутри хаты стояла большая русская печь. В зимнее время на ней находились дети и старики. Печь топили дровами и соломой. Под потолком, рядом с печью были полати, где спали взрослые. Хата была без кухни. С правой стороны от входной двери находилась лавка - «коник», в углу - большой обеденный стол, вокруг стола лавки, на которых сидели во время обеда, и женщины когда пряли «конопи» на пряхах. Посреди хаты висели люльки с грудными детьми. А в больших семьях не одна, а несколько люлек.

В святом углу над столом висели образа (иконы), накрытые рушниками (вышитое полотенце).

Женщины зимой готовили пищу для семьи. Каждый день назначалась новая «деньщица». В основном это были снохи, которые смотрели за детьми, пряли «конопи» на нитки, а начиная с поста, т. е. после Масленицы, приносили в хату ткацкий стан, навивали на него «красна» и ткали холстинное полотно («холстину»). К Пасхе полотно должно быть соткано, несотканым оставалось только у нерадивых бездельников. Более богатые селяне держали мельницы - мололи муку, валяли сукно, валенки. Мой прапрадед по отцовой линии валял валенки.

Весной, после Пасхи, выходили работать в поле: боронили, сеяли, ухаживали за посевами. Женщины в это время занимались домашним хозяйством, пряли шерсть, белили холсты, шили одежду, вязали носки из овечьей шерсти.

Примерно в июне заготавливали сено, от мало до велика, а в августе убирали зерновые: мужчины косили косами в ручную, а женщины вязали снопы, подростки снашивали снопы в копны. Снопы возили домой, складывали в рыги, а зимой молотили зерно.

3. Традиции и культура жителей села

Осенью, когда все работы заканчивались - начиналась пора свадеб. Засылали сватом во дворы, где были молодые девушки, и девушка выбирала жениха по шапке. Если сваты привезут богатую шапку, значит, жених богатый. А если шапка плохонькая, то жених бедный и за него родители могут дочь не отдать. К некоторым красивым, достойным невестам засылали до 20 сватов, родители выбирали на их взгляд, достойного. Т. к. россошанцы народ певучий, то свадьбы были весёлые. Молодую в родительском доме «обыгрывали» песнями, похожими на плачь. Такова была традиция, затем молодых везли в церковь для венчания. Свадьбу гуляли 3 дня: первый у жениха, второй у невесты, а третий день у жениха били «горшки» на счастье молодым.

18 октября (по новому стилю) в с. Россошь престольный праздник «Трёх святых». За день до этого дня, в этот день и дня два или три после в село съезжались люди из окрестных сёл на ярмарку. Продавали и покупали всё, что было у крестьян. А для молодёжи это было время и место для веселья. Здесь встречались просватанные пары. Жених невесте дарил подарки: конфеты и пряники, а может и платок, купленный здесь же на ярмарке.







 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал