7


  • Учителю
  • Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

























Туристический маршрут

«Монастыри родного края»





























Автор проекта:

Гудкова Надежда Алексеевна-

ученица 7 кл.



Руководитель:

Тимирева Маргарита Валентиновна

учитель географии МБОУ ООШ № 7

























2016 г

Содержание:





Введение ……………………………………………………………………3-4

Методика исследования……………………………………………………4

Социологический опрос……………………………………………………4-6

Описание туристического маршрута………………………………………6

Карта туристического маршрута …………………………………………. 7

Алексеево - Акатов монастырь…………………………………………….8

Благовещенский Митрофановский монастырь ……………………..…….9

Воронежский Покровский монастырь ……………………………………10

Толшевский Спасо-Преображенский монастырь………………… ……..10-11

Успенский Дивногорский монастырь…………………………………… 11-12

Костомаровский Спасский монастырь…………………………………….12-13

Серафимо-Саровский монастырь…………………………………………..13-14

Борисоглебский Хренников Александро-Невский монастырь……………14

Заключение ……………………………………………………………………15

Литература ……………………………………………………………………..16

Приложение …………………………………………………………………17-29





































Введение

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо славное Отечество. В нашем современном мире эти слова по-прежнему актуальны. Мы солидарны с теми, кто утверждает, что воспитание человека, испытывающего гордость за свою страну, готового «Отчизне посвящать души прекрасные порывы», начинается с углублённого познания своей малой Родины, её святых мест. Чем гордиться, если не знаешь свои корни, историю родного города, страны, если лишён памяти о своём наследии?

Особая роль в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры принадлежит православию. Это признает и Федеральный закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях». В Государственном гимне России наша Родина зовётся «священной державой», «хранимая Богом родная земля». Ведь история Русской земли тесно сопряжена с судьбой Русской Православной Церкви. Церковь и государство в единстве дополняли друг друга в воспитании благочестивого и образованного христианина, добропорядочного семьянина, трудолюбивого и патриотичного гражданина.

Патриотические чувства начинаются с уважения к святыням. Православные ценности всегда составляли духовное ядро русского человека. Кремль с его златоглавыми куполами - это тот образ столицы, который защищали от немецких захватчиков наши воины. Отправляясь в военный поход, наши князья и цари просили у честных старцев благословления, усердно молились о победе, брали с собой кресты, иконы и хоругви, давали обет Богу о строительстве церквей и монастырей в благодарность за дарованную Богом победу. «За веру, Царя и Отечество» - эти слова наполняли мужеством и отвагой солдатские сердца.

Актуальность темы исследования подтверждают данные, полученные нами в ходе социологического опроса среди сверстников. Подавляющее большинство респондентов плохо знакомы с историей какого-либо монастыря в нашем крае. Большинство респондентов уверены, что можно считаться человеком, знающим свою национальную историю, не имея при этом познаний в истории православной культуры. Пятая часть респондентов затруднилась ответить на вопрос «Что такое храм?», а каждый четвертый не знает, что такое монастырь. 85% опрошенных хотели бы побольше узнать о святых местах нашего края и воспользовались бы этим маршрутом.

Туристический маршрут «Монастыри Воронежского края» направлен на решение целого комплекса проблем, связанных с духовно - нравственным воспитанием населения. Реализация проекта будет способствовать решению актуальных проблем в воспитании подрастающего поколения, создании здоровой альтернативы асоциальным явлениям.



Молодёжь повысит уровень знаний о православной культуре родного края, осознают неповторимость своей родной земли. Маршрут отличается оригинальностью, так как в настоящее время проявляется интерес к духовной жизни, а строительство монастырей и храмов - символ возрождения православной России.

Цель работы - разработать туристический маршрут по монастырям Воронежского края.

Задачи:

  • изучить архивные материалы, публикации, рассказывающие об истории церквей;

  • разработать схему маршрута и программу обслуживания туристов;

  • охарактеризовать объекты показа, выявить особенности объектов, их роль в общей культуре края.

  • пробудить интерес населения области к изучению истории монастырей;

  • развить навыки исследовательской работы в области православной культуры.







Методы исследовательской работы:

- изучение источников исследования: фотографий, документов, архивных материалов, газетных материалов;

- ознакомление с литературой, содержащей рекомендации по разработки туристического маршрута;

- установление связей с настоятелями храмов с целью получения консультаций, уточнения сведений, проверки достоверности фактов;

Социологический опрос

Для того чтобы проверить, а нужен ли такой туристический маршрут в нашем городе я провела социологический опрос.

В анкетировании участвовали: 50 человек - жители села Таврово.













Результаты получены следующие.

1. Успенский Дивногорский монастырь- 15

2.Костомаровский Спасский монастырь - 17

3.Алексеево-Акатов монастырь - 7

4.Благовещенский Митрофановский монастырь - 0

5. Воронежский Покровский монастырь- 0

6.Серафимо-Саровский монастырь-2

7.Толшевский Спасо-Преображенский монастырь-3

8.Борисоглебский Хренников Александро-Невский монастырь-0

Насколько хорошо вы знаете православную историю родного края

Хорошо -8

Не значительно - 28

Не интересуюсь подобной темой - 14

Как вы думаете можно ли хорошо знать историю своего края не зная истории православной культуры?



Да - 43

Нет - 7

Вы знаете, что такое храм?

Да - 40

Нет - 10

Вы знаете что такое монастырь?

Да - 2

Нет - 48

Хотели бы вы побывать на автобусной экскурсии по монастырям Воронежского края?

Да - 37

Нет - 13

Если бы в нашем городе была фирма, предлагающая такой маршрут, вы бы воспользовались им?

Да - 39

Нет - 11





Описание туристического маршрута

Туристический маршрут «Монастыри Воронежского края» рассчитан на 2 дня. Общая протяженность маршрута 810 км.

1 день Маршрут начинается с посещения Акатова монастыря города Воронежа и мест где были расположены Благовещенский Митрофановский и Покровский монастыри, дальеше едим в Верхнехавский район (Толшевский Спасо - Преображенский монастырь) и дальше наш путь лежит в Борисоглебский Хренников Александро - Невский монастырь (Борисоглебский р-он). В городе Борисоглебск останавливаемся в гостинице.

2 день Едим из Борисоглебска в Серафимо - Саровский монастырь (Грибановский р-он), дальше в Костомаровский Спасский монастырь (Подгоренский р-он). Затем наш путь лежит в Дивногорский Успенский монастырь (Лискинский р-он) и возвращаемся обратно в Воронеж.

























































Карта туристического маршрута «Монастыри Воронежского края»





Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





























Монастыри Воронежской области

Алексеево-Акатов женский монастырь (приложение 1)

Это один из старейших монастырей Воронежского края. Находится в частном секторе около водохранилища, недалеко от Чернавского моста. Название монастырю было дано по имени первого святого русской православной церкви - Алексия, митрополита Московского. В 1620 году на Воронежской земле были отражены атаки литовцев и черкас, в честь этого события заложили Алексеевский храм. Имя святого выбрано не случайно. Именно в день победы над врагами по православному календарю свершается память о святителе Алексее.

Место для возведения храма выбрали пустынное, заросшее деревьями, в двух верстах от Воронежа. Поляна, где заложили Алексеевский храм называется Акатовой (или Окатовй). Это название вошло и в название строящегося храма - Алексиево-Акатов. Изначально монастырь был основан как пустынножительский и назывался «новой пустынью Олексея Митрополита Московского Чудотворца» (согласно старинному документу называемому сказкой Феодосии).

В годы Великой Отечественной войны во время немецкой оккупации надвратная колокольня была разрушена, осталось лишь два яруса. В 1943 году после снятия оккупации монастырский двор и все строения на нём были освоены под жилье. Одну колокольню использовали как склад, вторую как конюшню.В 1960-е годы территорию монастыря использовали художники под свои мастерские.В 1970 году монастырь оказался в ведении краеведческого музея. В 1980г годы началось возрождение храма. Сначала отреставрировали самую старую колокольню. Монастырь возвращен епархии в 1989 году.

Святыни монастыря

Одна из самых почитаемых икон монастыря - икона «Живоносный источник». (Приложение 2). 7 сентября 1992 года в канун праздника СретенияВладимирской иконы Пресвятой Богородицы икона впервые начала мироточить.

Целительной и чудотворной считается икона великомученика и целителя Пантелеимона (афонского письма), начавшая мироточить в 1997 году. (Приложение 3)

Ещё одна икона Акатова монастыря источает миро с 1997 года. Это икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского, также принятая в дар от сельского приходского храма. (Приложение 4)

















Благовещенский Митрофановский монастырь (Приложение 5)

Православный мужской монастырь, существовавший в Воронеже на месте главного корпуса Воронежского государственного университета.

Основан 1 сентября 1836 года на основе архиерейского подворья после канонизации в 1832 году первого воронежского епископа Митрофана и обретения его мощей, на конце Ново-Московской улицы.

Архитектурный комплекс монастыря составлял единую архитектурную композицию с впоследствии утраченным Благовещенским собором. Строительство каменного Благовещенского собора велось при деятельном участии и финансовой поддержке епископа Митрофана. Поэтому новый монастырь и получил свое название по имени главного храма и епископа. В 1920 году на месте бывших торговых лавок был устроен сквер (просуществовал он недолго). Когда сажали деревья, обнаружили кирпичное подземелье под площадью. В это время в самом монастыре жизнь ещё текла привычным чередом, но в соседних зданиях находились места для заключенных (лагеря). Во время Гражданской войны здания монастыря сильно пострадали, некоторые стали жилыми. ). В 1929 году обитель была окончательно закрыта, рака мощей Митрофана была передана в музей.

Во время Великой Отечественной войны монастырский комплекс пострадал из-за обстрелов и оккупации немцами правого берега Воронежа. Колокольня использовалась как пункт наблюдения за советскими войсками. Она была разрушена практически до основания. Колокольня располагалась когда-то у юго-западного угла главного корпуса ВГУ. После войны, как и другие храмы Воронежа, Митрофановский использовался под жильё. В конце 40-х годов этот район называли «Старым городом».

В1950 году был подписан акт о строительстве на Митрофановской площади здания Воронежского Государственного Университета; площадь была переименована в Университетскую, все остававшиеся сооружения монастыря снесены.

Возведение нового собора началось в 1998 году на территории Первомайского сада, популярного места отдыха горожан и гостей города, молодежи и студентов, детей. 7 апреля 2004 года в Благовещенском соборе прошла первая Божественная литургия.

(Приложение 6)





















Воронежский Покровский монастырь (Приложение 7)

Женский монастырь, получивший официальное имя по главной церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Монастырь основан в 1623 году, когда тридцать сестер во главе со старицей Марфой по благословению митрополита Филарета, решили построить деревянную церковь. Размещался он в старом городе, выше Успенской церкви. 17 декабря 1702 года указом Петра I монастырь был перенесен за город, на Терновую поляну.

В 1788 году в монастыре началось строительство каменной церкви. В разные времена монастырь посетили поэты И.С. Никитин и В.А. Жуковский.

Точной даты закрытия монастыря я не нашла, но упоминание его в мае 1929 года как «бывшего», свидетельствует о том, что это произошло чуть раньше. Территория бывшего монастыря быстро ушла под частную застройку. Место, когда-то занятое обителью, можно обнаружить в начале улицы Сакко и Ванцетти. Все дома внутри этого квартала находятся на монастырской земле. На месте старинного Покровского монастыря пролегла улица Рабочий городок.



Толшевский Спасо - Преображенский монастырь (Приложение 8)

Находится в Воронежской области, на территории Воронежского государственного заповедника, недалеко от станции Графская.

Монастырь известен с первой половины XVII века. По легенде в 1646 году в самой толще дремучего леса, на правом берегу реки Усманки, в 40 километрах от Воронежа, поселился отшельник-пчелинец (пасечник) Константин. Жил он в дупле, питался мёдом диких пчёл, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. По имени основателя, обитель долгое время называлась Константиновской пустынью. Это же имя получил находящийся невдалеке колодец.

После строительства деревянного Спасо-Преображенского храма монастырь стал называться Спасо-Преображенским. Название «Толшевский» произошло от невероятной толщины росших здесь деревьев.

В 1752 году начали возводиться каменные строения. В 1768 году удалившийся на покой святитель Тихон (Соколов), епископ Воронежский и Елецкий, Задонский чудотворец, избрал Толшевский мужской монастырь местом своего пребывания. В Толшевской обители до её разорения оставались деревянный крест и кресло святителя, а также прижизненный его портрет. Над местом, где стояла келья чудотворца, в 1832 году была выстроена часовня. После революции 1917 года Толшевский монастырь был разорён, а в 1932 закрыт. Книги из монастырской библиотеки, иконы, церковная утварь-всё было утрачено. В храме сначала разместили библиотеку, затем устроили клуб. Землю монастыря со всеми постройками передали Воронежскому заповеднику.







Возрождение Спасо-Преображенской, теперь женской обители, началось в 1994 году. Была благоустроена территория, частично отреставрирован храм, приведён в порядок жилой корпус.

Испокон веков Толшевская обитель славилась тем, что по молитвам схимников нуждающиеся получали здесь исцеление от женского бесплодия. И сейчас благодать этого места не убавилась. Сестрам известны супружеские пары, прожившие 5-10 лет и не имевшие детей. После посещения монастыря и молитвы они обрели настоящее семейное счастье.

Графские старожилы помнят старинный народный русский обычай, когда шли в монастырь босые, по степи и по лесной дороге. Шли, чувствуя каждым шагом родную землю, до чистейшего озерца. В нем смывали усталость и пыль, обувались, с благодарственной молитвой кланялись Константинову колодцу и достойно вступали в церковь. В тяжкие годы безверия озеро превратилось в болотце, святой колодец забросали камнями, закидали мусором, забили плитами. Сегодня святой колодец расчищен, и его животворная вода вновь освящает нас - дает живую свежесть и душевную радость. Традиции продолжаются, и люди, радеющие о спасении, вновь обретают дорогу к храму...

Святыни монастыря икона Божией матери Корсунская (приложение 9) и икона великомученика Целителя Пантелеймона с частицей мощей (приложение 10).

Успенский Дивногорский монастырь (Приложение 11)

Пещерный мужской монастырь Воронежской епархии , расположенный в посёлке Дивногорье Лискинского района . Церковное предание называет основателями монастыря греческих схимонахов Ксенофонта и Иоасафа, выходцев из Сицилии, которые, вследствие гонений со стороны католиков, искали себе убежища в русских землях. По легенде, монахи принесли с собой икону Божие Матери и обустроили пещеры. Однако не существует никаких письменных или устных свидетельств того, когда Ксенофонт и Иоасаф поселились в Дивногорье и как изначально выглядела обитель. Вероятнее всего, схимонахами был построен скит, а монастырь образовался позже уже на его месте.

В 1653 году в связи с расположением на Белгородской оборонительной линии в монастырь было послано более 80 человек из Коротояка и Острогожска для строительства наземных сооружений и укреплений от набегов татар. Этот год считается официальной датой основания монастыря. В пещерах, пропитанных известью, жить было трудно, поэтому монахи срезали часть горы и на новом месте выстроили кельи, а вокруг монастыря установили ограду. Расширяя старые и роя новые подземные ходы основатели обители создали первый пещерный монастырь в пределах Дона.







Пётр I гостил в обители в мае 1699 года. К приезду царя число братии было увеличено до 40 человек, так как царь считал монашество праздным сословием и боролся за закрытие малобратственных монастырей.

В 1831 году во время эпидемии холеры недалеко от монастыря была явлена чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. В честь неё был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

В 1918 году началось разорение монастыря. В 1924 году монастырь закрыли и разграбили, некоторые строения были разрушены. Почти все монахи были утоплены в реке Дон. Туда же была сброшена библиотека монастыря. 16 монахов, которые смогли укрыться в скиту близ Больших Дивах, были расстреляны в 1930-е годы.

На месте обители разместили сначала дом отдыха «Дивногорье». В 1942-1943 годах в бывшем монастыре располагался немецкий военный госпиталь. По воспоминаниям очевидцев, немцы, в отличие от большевиков, не оскверняли монашеские пещеры-храмы.

Для восстановления и сохранения наследия Дивногорья в 1988 году учреждён филиал Воронежского краеведческого музея, преобразованный в 1991 году в Государственный природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье». Первое богослужение состоялось 28 августа 1991 года в пещерной церкви Больших Див, где в 1831 году была чудесно обретена Сицилийская икона Божией Матери (приложение 12).



Костомаровский Спасский монастырь (Приложение 13)

Расположен возле села Костомарова Подгоренского района.

Согласно гипотезе монастырь возник в середине XVII столетия, а его создателями были иноки-малороссы, которые переселились в Донские степи вместе с приднепровскими казаками, бежавшими от преследований и не желавшими признать унии. Однако, имеются и другие версии. Согласно которым, этот монастырь возможно претендует на старейшее место среди обителей России.

Более того, это место, возможно, является отправной точкой распространения христианства на территории нынешней России. Обосновывается это такой гипотезой: во времена иконоборчества из Византии сюда от гонений бежали многие христиане, которые, между прочим и явились просветителями этого края. Это вероятно, было в 8 в н.э… После революции 1917 года пещерные обители - как Костомаровский монастырь, так и Успенский Дивногорский и Воскресенский Белогорский монастыри, были закрыты. Но в Костомаровских пещерах тайно продолжали жить некоторые подвижники. Особой известностью пользовался блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. В конце 1930х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался.

Сохранились воспоминания местных жителей о использовании пещер в качестве укрытий во время Великой Отечественной Войны. Около полугода - с июля 1942 по январь 1943 года окрестности монастыря были оккупированы. В июне 1997 года монастырь был возвращён Церкви, возобновлён как женский. Ведётся восстановление монастыря.

Самое древнее сооружение монастыря - Спасский храм, вход в который расположен у основания двух меловых див (скал), соединённых между собой небольшой звонницей (приложение 14). В Спасском храме хранится чтимая икона Божией Матери «Благодатное Небо», именуемая Костомаровской (приложение 15). Икона размером в человеческий рост, написана на листе железа, во второй половине XIX - начале ХХ века. На иконе имеются следы от шести пуль, выпущенных красноармейцем. С 2012 года эта икона после реставрации находится в нижнем (наземном) храме имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших».

Серафимо-Саровский монастырь (Приложение 16)

Расположен в селе Новомакарово Грибановского района.

Промыслом Божьим это место было предопределено для строительства обители, о чем свидетельствует канавка вокруг усадьбы, подобно ископанной, как в Дивеево, по воли Матери Божией и охраняющей пределы своим Покровом новой обители. Вековой лес напоминает дремучий Саровский бор, где жил угодник Божий Батюшка Серафим. Под густой сенью лип - небольшой домик, своим видом напоминающий пустыньку, где преподобный молился и принимал многочисленных посетителей. Всякого приходящего, преподобный старец встречал словами «Радость моя, Христос Воскресе!». Эти слова Батюшки Серафима по сей день звучат для всех приходящих в монастырь, собирая множество ищущих спасения души.

Монастырь начал создаваться на месте бывшей дворянской усадьбы.

Высочайшим повелением Императора Всероссийского Николая II герою Кавказской войны генералу Соловцову было пожаловано имение в Тамбовской губернии (ныне Воронежская обл.).

Святыни: частица Животворящего Креста Господня; частица хитона Спасителя; частицы святых мощей угодников Божиих: прп. Серафима Саровского, Крестителя Господня и Предтечи Иоанна; свт. Николая Чудотворца; блж. Матроны Московской и многих других. Почитаемые иконы : икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница», «Ахтырская».





На территории монастыря расположены купель и источник освященные в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»(приложение 17), а также 2 источника во имя преподобного Серафима Саровского и святителя Николая Чудотворца.



Борисоглебский Хренников Александро-Невский монастырь

(Приложение 18)

Монастырь был заложен 19 августа 1901 года в 2 км от г. Борисоглебска на земле купца А.П. Хренникова, согласно его завещанию.

Монастырь строился на высоком берегу реки Вороны, откуда открывался прекрасный вид на пойменный луг и г. Борисоглебск. Официальное открытие новой обители состоялось в сентябре 1904 года. По благословению Святейшего Синода ей было дано название Александро - Невского Хренникова монастыря. Таким образом, в название увековечивалось святое имя доброго жертвователя А.П. Хренникова.

В 1922 году монастырь по воле новой власти был переведен в ранг трудовой общины. Здесь размещался детский приют. С 1924 года территория монастыря была передана военному ведомству и здесь размещались различные военные части. Все монастырские постройки были разрушены. Сегодня на монастырской территории установлен двухметровый поклонный крест в память о тех, кто служил здесь Богу и погребен в этой земле.

Около монастыря бьют два святых источника: святой великомученицы Варвары и святого благоверного князя Александра Невского.













































Заключение

В ходе исследования я пришла к следующим выводам:

1) История наших храмов, обителей - это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю.

По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь твоих предков. Никогда уж не предашь эти заповедные для души уголки родного края, не нанесёшь вреда, не поднимется рука их уничтожить.

2) Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.

В последнее время возрождаются исчезнувшие в революционное время храмы и монастыри. Много храмов и монастырей, к сожалению, остались в глубине веков и в памяти уходящего поколения. Поэтому так необходимо собрать и сохранить то немногое, что осталось от наших святынь, служивших для народа и ради народа, несших спасение, святость и надежду…

Неизвестно, с какой легкостью принимались «политические» решения о закрытии монастырей, святынь, хранящих многовековую святость и судьбы многих поколений людей. Важно, наверное, другое. Вера должна быть в душе каждого человека, а добро - главной частью жизни.

Не все страницы православной истории нашего края ещё изучены.

Собрать, сохранить и сделать известными жизнеописания праведников, историю обителей и храмов - наш долг перед Богом и людьми. Народ, не помнящий своего прошлого, не вправе надеяться на будущее

























.





Литература

  1. Русские монастыри - М., из-во Троица том 5

  2. Сайт Воронежской Епархии -www.vob-eparhia.ru

  3. www.serafimov-skit.ru

  4. gruzdoff.ru/wiki/





















































































Приложение

Приложение 1. Алексеево-Акатов женский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





Приложение 2. Икона «Живоносный источник»

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края













Приложение 3. Икона великомученика и целителя Пантелеймона

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

























Приложение 4. Икона святителей Митрофана Воронежского и Тихона Задонского</</p>

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края













Приложение 5. Благовещенский Митрофановский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Приложение 6. Благовещенский собор

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





Приложение 7. Воронежский Покровский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Приложение 8. Толшевский Спасо - Преображенский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





Приложение 9. Икона Божией матери Корсунской

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Приложение 10. Икона великомученика Целителя Пантелеймона с частицей мощей.





Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





Приложение 11. Успенский Дивногорский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





Приложение 12. Сицилийская икона Божией Матери

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

























Приложение 13. Костомаровский Спасский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Приложение 14. Спасский храм Костомаровского монастыря

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края





Приложение 15. Икона Божией Матери «Благодатное Небо»

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края













Приложение 16. Серафимо-Саровский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Приложение 17. Купель и источник освященные в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края

Приложение 18. Борисоглебский Хренников Александро-Невский монастырь

Проект туристического маршрута по географии Монастыри Воронежского края









31



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал