- Учителю
- Конспект к уроку Религии и конфессии осетин
Конспект к уроку Религии и конфессии осетин
1100-летие Крещения Алании
8 июля 2011 года в загородной архиерейской резиденции
состоялась встреча архиепископа Владикавказского и Махачкалинского
Зосимы с бывшим Главой Республики Северная Осетия-Алания Т.Д.
Мамсуровым.
Главной темой беседы
стало намеченное на 2014 год празднование 1100-летия Крещения
Алании. Как ожидается, в юбилейных торжествах примет участие
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Т.Д. Мамсуров
выразил желание встретиться с Его Святейшеством и обсудить с ним
вопросы подготовки к юбилею. Как сообщил архиепископ Зосима,
Святейший Патриарх, возможно, посетит Северную Осетию с рабочим
визитом еще до 2014 года. Собеседники выразили надежду, что в этом
случае Предстоятель Русской Православной Церкви совершит чин
освящения закладного камня в основание храма святого благоверного
князя Александра Невского, который предполагается построить на
северо-востоке Владикавказа (угол ул. Московской и пр-та Доватора)
в рамках программы «Александр Невский».
Архипастырь поблагодарил Главу Республики за внимание к нуждам
православных жителей республики и подчеркнул, что Северная Осетия
играет особую роль как исторический очаг и оплот Православия на
Северном Кавказе.
24 июня 2011 года в Москве в рабочей Патриаршей резиденции в
Чистом переулке состоялась беседа Святейшего Патриарха Московского
и всея Руси Кирилла с архиепископом Владикавказским и
Махачкалинским Зосимой.
Встреча Предстоятеля Русской Церкви с правящим архиереем
Владикавказской епархии стала второй за недолгий срок, прошедший с
назначения архиепископа Зосимы на вновь созданную кафедру, что
свидетельствует о серьезном внимании Священноначалия к нуждам
православных христиан Северного Кавказа.
Архипастырь поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла за поддержку
и пригласил Его Святейшество принять участие в памятных торжествах
по случаю 1100-летия крещения Алании, намеченных на 2014 год.
Предстоятель Русской Церкви поблагодарил архиепископа Зосиму за
приглашение.
Архитектор собора Ю.А. Наниев
Из истории зарождения христианства в Алании.
Алания - Осетия - одна из древнейших колыбелей христианства. Предки осетин - скифы, сарматы, аланы - были одними из первых, услышавших благую весть. Учение Христа на нашу землю принесли апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Другой апостол, Матфей, проповедовавший в Персии и Мидии, зная о приближающейся смерти, прибыл в Аланию и был похоронен на ее территории.
Судя по накопленным научным данным, с появлением скифов в степях
Северного Причерноморья и Кавказа в VII веке до н. э. здесь
началось длительное господство племен северо-иранского
этноязыкового круга. В руки скифов перешел так называемый «великий
пояс степей», протянувшийся от Алтая до Дуная. Уцелевшие после
бурных потрясений эпохи «великого переселения народов» остатки
скифов и сарматов в письменных источниках раннего средневековья
получили название «аланы».
Главный регион обитания алан с первых веков нашей эры - равнины и
предгорья Северного Кавказа, преимущественно в его центральной
части, между верховьями Кубани и Терека. Эта территория в
греко-византийских и иных источниках получила название «Алания»,
здесь и формировался современный осетинский народ.
Древняя Скифия состояла из двух частей - Малой Скифии и
Тавроскифии. Первые семена христианства были занесены сюда еще в I
веке, в 40-м году н. э., когда апостол Андрей проповедовал
христианское вероучение среди предков осетин. В Малой Скифии была
только одна епархия - Скифская или Томитанская, а в Тавроскифии
известно до пяти епархий: Херсонская, Готская, Сроская, Фульская и
Боспорская. Резиденцией Скифской епархии был знаменитый торговый
город Толен.
До 451 года, то есть до Халкидонского собора, скифские епископы (их
известно 12) были независимы в управлении своей епархией. Этот
Собор подчинил Константинопольскому патриарху и Скифскую кафедру.
Отсюда и объяснение, почему святитель Иоанн Златоуст, архиепископ
Константинопольский, принимал живое участие в просвещении верою
скифов, посылая к ним пастырей и учителей.
Один из достоверных фактов соприкосновения алан с христианством содержится в армянских источниках. Это «Житие святых мучеников Месукевийских». В основе «Жития» лежит вполне достоверный исторический факт, описанный Моисеем Хоренским: аланская царевна Сатеник выходит замуж за армянского царя Арташеса. Вместе с царевной из страны алан приехала и аланская знать, сородичи Сатеник, которые восприняли христианское учение от святых мужей, учеников святого апостола Фаддея, уединившихся у истоков реки Евфрат. И святые мученики остались на горе Сукавет (по комментарию Р. А. Габриелян, ныне это гора Коседаг в долине Алашкерта) и стали называться месукевийскими.
В византийских источниках упоминается об аланском царе Григории (VII век): «Властитель Алании Григорий богобоязнен, христолюбив и носит христианское имя, он был крещен». Для понимания состояния христианства в Алании VII в. это весьма существенно. Для совершения таинства крещения должны были существовать вполне объективные и реальные условия, такие как храм, купель, священники, церковный инвентарь. Значит, в VII веке в Алании это все было. Можно с уверенностью говорить о существовании монастыря Иоанна Крестителя в Алании во второй половине VII века, где правитель Алании Григорий крестил свое окружение. Это был серьезный этап в деле христианизации Алании. По историко-археологическим материалам сложилось представление об ХI-XII веках как о «золотом веке» в истории Алании. Аланы приобрели политический суверенитет, значительно выросла военная мощь. Внутренняя готовность алан принять христианство как государственную религию совместилась с благоприятной политической обстановкой. Византия видела в Алании единственного крепкого и надежного союзника на Кавказе.В 916 году состоялось великое крещение Алании, а позже, в 988 году, было крещение Руси. Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (недалеко от станицы Зеленчукской, Карачаево-Черкесия). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия); Средний храм (Пресвятой Троицы); Южный храм (пророка Илии). Следует отметить, что эти три аланских храма (IХ-Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России. В храме Святого Георгия Победоносца (Северном) сохранилась также самая древняя купель в России, где принимали святое крещение наши предки аланы.
Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Это река Большой Зеленчук, протекающая между древнейшими нижне-архызскими храмами и наскальным аланским образом Иисуса Христа.
Великое крещение Алании сыграло в развитии и укреплении аланской государственности позитивную роль. Так начинался «золотой век» Алании, продолжавшийся до прихода монголо-татарских полчищ Тимура и Чингисхана, истреблявших наших предков, рушивших храмы и монастыри, безжалостно убивавших аланское духовенство и огнем и мечом насаждавших в христианской Алании чуждую ей религию.
Почти пятивековое существование Великой аланской митрополии говорит о том, что христианство имело здесь прочные корни. Отторгнутые от своих христианских святынь, потомки алан - осетины, загнанные в горы, спасаясь от поголовного истребления (население Алании сократилось с нескольких миллионов до десятков тысяч), перенесли в горы современной Осетии дорогие для них христианские святыни.
Появление на Кавказе в начале IV века родственницы святого Георгия Победоносца равноапостольной Нины, просветительницы Кавказа, способствовало укреплению христианства, особенно в Грузии и Осетии. После проповеди христианской веры в Грузии святая Нина из Мцхеты отправилась в Осетию, где обратила многих ко Христу. Проповедь святой Нины сопровождалась массовым исцелением больных и страждущих. В Осетии про нее говорили: «Эта святая женщина исцеляет больных и, вместе с этим, проповедует ту самую веру, которую проповедовали апостолы Андрей Великий и Симон Кананит». Она строила храмы, неся свет христианства народам Осетии, Грузии и всего Кавказа. Благодаря святой Нине наши предки и стали почитать великомученика Георгия и его страдания как мужественного и отважного воина Христова. Несмотря на то что празднование его колесования (Джеоргуыба) обросло множеством традиций и обычаев, корни остаются православными.
Нашествие полчищ Тимура опустошило Осетию. Большой вред целостности Осетии нанесли междоусобные войны, расчленив Осетию на Южную и Северную. После этого несчастья Осетия еще раз на какое-то время получает самостоятельность и приходит в цветущее состояние. В конце XII века в Алагирском ущелье в древнем аланском роде родился Ос-Багатар... Как сам Ос-Багатар, так и его братья, получили воспитание в христианском духе. Видя своих соотечественников в сильном угнетении от Тимура, Ос-Багатар задумал освободить Осетию от тяжкого иноплеменного ига и соединить северных и южных осетин в одно государство.
Проповедуя усердно Евангелие, Ос-Багатар и его братья Исаак, Роман и Василий действительно успели соединить северных и южных осетин в одно государство и восстановить христианство как государственную религию Осетии.
Первым делом они воздвигли в Цейском ущелье монастырь во имя Пресвятой Троицы, развалины которого сохранились до сих пор. Другой монастырь был построен ими во имя архангелов Михаила и Гавриила в Касарском ущелье. По всей Осетии были восстановлены разрушенные полчищами монголо-татар церкви и построены новые, и осетинское духовенство силою слова Божьего залечивало нравственные раны Осетии. В самой Осетии предания о тех славных временах родной истории сохранились не только в народных песнях и сказаниях, но и историческою надписью на стене Нузальского храма с изображением осетинских царей. В древнейшем осетинском православном храме Осетии Пресвятой Троицы Реком находились щит и меч Ос-Багатара. В Нузальской часовне века хранилась и старинная грамота рода Царазонта. Из поколения в поколение она передавалась как святыня. В середине ХIХ века эту уникальную грамоту, поэму «Песнь об Алгузе», увез из Нузала священник-грузин в Грузию. От него она проникла в печать и в собрание рукописей грузинского общества грамотности (№ 541). Поэма включает в себя 1140 стихов, изложенных в четверостишиях, классического образца древней поэзии.
Неоценимый вклад в укрепление христианства в
Осетии оказала святая благоверная царица Тамара, царствовавшая в
Грузии в конце XII - начале XIII столетия. С мудростью
государственного управления она соединила святую ревность о
распространении и утверждении христианской веры в Грузии и Осетии.
Памятниками этой древности доселе служат остатки храмов,
построенных ею в горах и ущельях Осетии. Тамара была дочерью
осетинской княгини Бурдухан (дочери знаменитого осетинского царя и
военачальника Худана, близкого друга царя Грузии Димитрия и его
сына Георгия Куратпалата. Георгий женился на дочери Худана
Бурдухан).
Бурдухан открыла в Осетии женский монастырь, до конца дней опекала
его и сама часто здесь бывала. Там она учила осетинских монахинь
разным наукам. Прочитанные ею греческие и грузинские книги она
переводила на осетинский язык. После смерти Бурдухан этому
монастырю покровительствовали царица Тамара и Давид Сослан, а в
конце ХIII века монастырь был разрушен монголо-татарами.
В храм Рождества Пресвятой Богородицы в селении Майрамыкау в Куртатинском ущелье (храм сохранился до наших дней, в трех километрах от Аланского Свято-Успенского мужского монастыря у с. Хидикуса) царица Тамара принесла икону Иверской Божией Матери. Икона эта впоследствии прославилась чудесными знамениями. Шесть веков чудотворная икона находилась в Куртатинском ущелье в с. Майрамыкау, оберегая осетинскую землю.
В ХVIII веке наступает эпоха сближения Осетии с единоверной Россией. После нашествия монголо-татар и истребления аланского (осетинского) народа осетины пережили очень трудные времена. Но с добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и в Осетии пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.
В ХVIII веке куртатинцы переселяются на равнину в районе Моздока. Уезжая, они забирают с собой и свою любимую святыню - икону Божией Матери. Прибыв к Моздоку, куртатинцы-переселенцы остановились на ночлег в его предместьи. В сумерках они увидели, что от той арбы, в которой находилась икона Богородицы, исходит какой-то чудный свет, освещающий всю окрестность, свет этот не переставал сиять целую ночь. Поутру куртатинцы запрягли своих волов в арбу, в которой была икона, но несмотря на все понуждения и побои, животные не двигались с места. Народ начал стекаться к иконе Богородицы, люди станицами и селами шли, чтобы приложиться к чудотворной иконе.
Прибыл и епископ Владикавказский и Моздокский Гаий, который отслужил молебен. Пресвятая Богородица чудным образом известила епископа, что она желает пребывать своею иконою на том месте, где икона остановилась, и провела ночь в осетинской арбе. Преосвященнейший поспешил построить здесь часовню и велел поставить в ней святую икону...
Вера помогала людям в трудных жизненных обстоятельствах и тогда, и сейчас.
</<font color="#002060">Иеромонах Георгий
(Айларов),
священник Аланского Свято-Успенского мужского монастыря.
Газета «Северная Осетия» № 7 за 18 января 2006 г.
СВЯТАЯ МАРИЯ АЛАНСКАЯ
В 1175 году владимирская знать гуляла на пышной свадьбе молодого княжича Всеволода, сына Юрия Долгорукого и аланской княжны Марии. Через год 22-х летний Всеволод взошел на княжеский престол и стал великим князем владимирским. В его правление Владимиро-Суздальская Русь достигла наивысшего расцвета. И во всех трудах Всеволода поддерживала его супруга - Великая княгиня Мария Аланская. Отличаясь большим умом и благородством характера, Мария, как отмечается в русских летописях, оказывала очень большое и благотворное влияние на своего мужа. Благодаря ей «многие междоусобицы и раздоры были погашены, бывшие недруги обращены в союзников». Это тоже лежит в русле традиций ее родины, ибо, как свидетельствуют исторические хроники, аланы, суровые и непобедимые воины, хорошо знали цену крови и, по словам грузинского летописца, они «не терпели напрасного кровопролития и зависти». Вдохновляя своего мужа и помогая ему во всех начинаниях, Мария способствовала тому, что Всеволод Большое Гнездо вошел в историю как собиратель русских земель. Мария, по свидетельству летописцев, отличалась также редкой добротой и благочестием. Она «вникала в нужды и заботы простолюдинов, заботилась о челяди», строила храмы и монастыри , неустанно творя добро. Вся ее жизнь была посвящена служению добру, и недаром она была канонизирована русской православной церковью как святая. Она была очень благочестивая, любила благотворительность и заботилась о бедных. Княжеская чета прожила в любви и согласии 30 лет ,и они имели 12 детей. Перед смертью в 1206 году великая княгиня постриглась в монахини с именем Марфа. По словам Н.М.Карамзина, «готовясь умереть, она позвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им, что междоусобицы губят князей и Отечество, советовала детям быть набожными, трезвыми… в особенности уважать старцев.»
Пламенная вера Марии Аланской, явилась светильником, не только для ее детей, но и внуков и правнуков. Русской Православной Церковью канонизированы трое ее детей: Юрий, князь Владимирский; Михаил, Князь Черниговский и дочь Агафья. Причислены к лику святых также внук Александр Невский, внучка Феодора и правнук Даниил Московский. От Даниила Московского пошли Московские Князья, ставшие русскими царями, а от его брата Андрея Суздальского князья Шуйские. Известный Дмитрий Пожарский, спасший Россию от польских интервентов был потомком Всеволода Большое Гнездо и Марии Аланской в шестом колене. Память Марии Аланской почитается Православной Церковью два раза в году 1 апреля(день кончины) и 6 июля (по новому стилю).