7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по географии Староверы

Исследовательская работа по географии Староверы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 им. А. П. Гайдара»

п. Архара, Амурская область







Научное общество учащихся «Храм природы»

Научно - исследовательская работа:

«Староверы - их вера и обычаи»











Работу выполнил:

Маргелов Сергей Алексеевич

ученик 10 класса

МОБУ «СОШ № 1 им. А. П. Гайдара»

п. Архара, Амурская область

Руководитель:

Роева Любовь Николаевна

учитель географии

I квалификационной категории

МОБУ «СОШ №1 им. А.П. Гайдара»

676740

п. Архара, ул. Ленина 64 кв.12

Контактный телефон:89098172177

e-mail:lnroewa@yandex.ru

п. Архара, 2014







Содержание



I. Введение 3

II.Основная часть 6

2.1 Суть терминов «староверы», «старообрядцы», «раскольники» 6

2.2 История староверов в России 7

2. 3 Староверы на Дальнем Востоке 8

2.4 Религия как образ жизни 10

2.5 Образ современных староверов 14

III. Заключение 16

IV.Список использованных источников 18





























































    Введение

    Одним из главных вопросов современности является вопрос нравственности, духовности, возрождение народной традиционной культуры. Наша страна сейчас переживает тяжёлый кризис, который коснулся всех сфер жизни. Без сомнения, современная экономическая ситуация, а ещё больше связанное с ней изменение общественного сознания отразилось в отношении людей к религии и наследию прошлого. В изменении неизбежным стало и обновлении его духовной жизни. После долгого периода насильственного прививания атеизма, страна стремится к духовному возрождению: восстанавливаются храмы, вспоминаются духовные праздники, обряды, люди возвращаются к религии. И сегодня изучение вопросов, посвящённых церкви, религии переживают период второго рождения.

    Интереснейшей и одной из наименее изученных проблем в истории русской православной церкви является старообрядчество. Актуальность этому вопросу придаёт то, что до сих пор по всей территории России и за её пределами имеется множество приверженцев старообрядческой веры.

    Сейчас можно с большой определённостью констатировать, что положение старообрядцев в России, как церкви гонимой, привело к рождению мощного, наполненного христианским смирением и исповеднической твёрдостью «даже до смерти не имеющего аналога в мире религиозного движения в защиту старой веры, идеалов Святой Руси. Пожертвовав, отказавшись от многого, приняв на себя двойной петровский налог, подчинившись ужасу носить цветные лоскутки на кафтанах, (как внешние знаки своей глубинной верности старине), ревностные последователи древнего благочестия дали удивительные результаты своей работоспособностью, сплоченностью, организованной хозяйственной деятельностью, пронизанной верой в Бога и стремлением жить по совести. «Облик России, которую мы потеряли», в значительной мере сформирован старообрядцами староверами. Уходя от преследования, они осваивали окраины империи: Кавказ, Урал, Сибирь и Дальний Восток. В своё время Дальний Восток становится одним из центров миграции староверского населения. Весомое присутствие староверов на Дальнем Востоке обусловлено тем, что интенсивная колонизация, связанная с освоением края, началась после раскола русского православия. Особый интерес для этнографического изучения представляют районы со смешанным в этническом и, конфессиональном отношении населением. Именно такой "сплав" народов, их этнографических и религиозных групп сформировался в южной части Дальнего Востока России, в которую входят современные Еврейская автономная и Амурская области, Хабаровский и Приморский края. Это зона компактного и дисперсного расселения разных этнокультурных образований, среди которых выделяются группы аборигенного (тунгусо-маньчжурского и палеоазиатского), пришлого - восточнославянского (русские, украинцы, белорусы) и восточноазиатского (китайцы, корейцы) населения. Именно русские первыми "принесли" на эти земли традиционную культуру восточнославянской общности. Являясь, таким образом, по численности и хозяйственно-экономическому потенциалу доминирующей частью населения края, русские оказались не менее изученными в этнокультурном отношении по сравнению с другими народами. Для рассматриваемого региона особенно важно изучение русских старообрядцев, которые, наряду с казаками, первыми пришли на эти земли, начали их освоение, заложили основу русской оседлости, возродив традиции народного быта. Как показали исследования учёных, именно старообрядцы явились хранителями культурных традиций русских в Дальневосточном регионе.

    В нашей работе мы хотим осветить тему староверов. Тема выбрана неслучайно. В процессе поиска я выяснил, что мои предки были староверами. Не каждый день человеку приходится сталкиваться с подобными фактами. Но Дальний Восток тем и славится, что богат своими загадками. Актуальность темы носит не только субъективный характер. Мы считаем, что работа может быть полезна в качестве дополнительного материала на уроках краеведения, истории, географии.





















    Цель работы - Рассмотреть историю, жизненный уклад, обычаи староверов.

    Задачи:

    1. Обобщить имеющийся исторический материал по данной теме для реализации цели исследования;

    2. Рассмотреть жизненный уклад и обычаи староверов;

    3. Изучить семейные и музейные документы, фотографии.

    В работе использованы следующие методы:

    Информационный.

    - Работа с энциклопедией, сайтами, в библиотеках.

      Анализ литературных источников, архивных и семейных документов, фотографий.

      Поисковый.

      - Сбор, систематизация и обобщение накопленной информации в виде поисковой работы.





      Объект исследования: староверское и старообрядческое население южной части Дальнего Востока.

      Предмет исследования: этнокультурные процессы, наблюдавшиеся в хозяйственной деятельности, семейном, материальном и духовном быту старообрядцев-дальневосточников.

      Гипотеза: нами было предположено, что староверы нисколько не изменили свой традиционный уклад жизни.





















        Основная часть



        2.1. Суть терминов «староверы», «старообрядцы», «раскольники».



        Прежде, чем начать свою работу, я проанализировал энциклопедии, справочники, толковые словари с целью поиска нужных мне терминов, без названия которых невозможно приступить к исследованию. Среди них я выделил «старообрядчество», «староверы» и «раскольники», чтобы узнать, являються ли они синонимами или разными по смыслу. Из энциклопедии я выяснил, что старообря́дчество, древлеправосла́вие - совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих новую церковную реформу. [7]. Большая советской энциклопедии так рассматривает понятие «староверы»:

        1) Староверы - одно из названий сторонников старообрядчества.

        2) Староверы - общее название последователей ортодоксального православия после церковной реформы. Их также называют старообрядцами. Они выступали против нововведений, за сохранение старых обрядов (отсюда название). [1].

        Однако, по другим источникам, существует небольшой нюанс.

        Старообрядцы - это не совсем староверы. Старообрядцы, сохраняя древнее благочестие к традициям предков и наследуя многое из того, что знали ведуны и ведуньи, могли все-таки уживаться со светской властью.

        Также мы узнали, что словом « раскольники» назывались староверы до 1905 года во времена гонений. Этот термин носил порицательный характер.

        Таким образом, мы смогли сделать вывод, что старообрядцы и староверы не совсем синонимы. У старообрядцев были более древние традиции. А староверы и раскольники - одно и тоже.



















        2.2. История староверов в России

        В начале нашего исследования мы попытались выяснить причины выделения староверов из общей массы верующих. Своё исследование этого вопроса мы начали с изучения литературных источников. И следует заметить, что интересующей нас темой занимались и занимаются не только философы, культурологи, но также писатели, такие как Ф.У. Мельников, В. Фармаковский, С. С. Стенбок, и даже врачи (С.А. Апраксин).

        Итак, согласно историческим фактам в 1650-60 г.г. патриарх Никон в лице русской православной церкви и царь Алексей Михайлович предприняли реформу, целью. Которой была унификация богослужения русской Церкви с греческой Церковью.[7]. Эта реформа, касающаяся церковных канонов, вызвала раскол в среде верующих людей. Те, кто не захотел принимать эти изменения, стали называться «раскольниками» вплоть до 1905 г. Они считали себя лишь в полной мере православными христианами. Не приняв новых изменённых правил русской Церкви, они были названы еретиками, подвергались гонениям, а особо восставшие были массово казнены. В результате чего раскольники стали объединяться в общины и уходили вглубь страны, где создавали поселения. Случалось, что они жили и отдельными семьями. Ярким примером тому служит семья Лыковых, прожившая в глухой тайге вплоть до 20 века, практически не имея связи с внешним миром.

        Следует отметить, что староверы не были едины в своих убеждениях. Они, в свою очередь, разделились на разные течения.

        В 19 веке до трети русского населения были старообрядцами. Многие старообрядческие общины приобрели авторитет в торговом и промышленном деле. Известный изобретатель И.Кулибин, боярыня Морозова принадлежали к старой вере. Среди старообрядцев было много выходцев из купеческих семей. Семьи Мамонтовых, Солдатенковых, Мясниковых, Твердышевых, Демидовых, по данным уральских историков, тоже были староверами, что в последствие сыграло огромную роль в становлении Южного Урала. Его экономическая выгода, хорошо понимаемая, царскими властями, смягчила отношение к староверам. Им разрешили устраивать крестные ходы, иметь колокольный звон, открыто организовывать общины.



        2.3. Староверы на Дальнем Востоке

        Выбор временных границ объясняется тем, что первые поселения русских крестьян-старообрядцев появились в Приамурье и Приморье в 50-е годы XIX в. Первые десятилетия XX в. - конечная грань исследования - обусловлены изменением форм собственности и идеологии после революции 1917 г. и трансформацией быта крестьянства в процессе коллективизации в 1930-е годы. Все это повлекло за собой разрушение традиций в хозяйственно-бытовом и семейном укладе, материальной культуре, духовной жизни крестьянства. Географические рамки включают. Именно в этой местности, наиболее пригодной среди других территорий Дальневосточного региона для традиционных занятий русских - земледелия и животноводства, сосредоточились русские крестьяне - первонасельники. Существовало несколько центров, откуда пришли староверы. По мнению большинства историков, основной поток беглых на Дальний восток направлялся с Волги: если учесть, что в 1722 году произошел разгром одного из центров старообрядчества - нижегородских кержацких скитов (Керженец - приток Волги, отсюда и пошло слово "кержак"), то вывод о большинстве старообрядцев среди беглого населения напрашивается сам собой. Другой поток переселенцев был связан с Русским Севером, Поморьем. Старообрядцы стали основной рабочей силой. Но все же, основной причиной роста старообрядческого населения на рале была Дальнем Востоке оторванность его от центра России, "особый быт Дальнего Востока" - застойность форм хозяйства и общественных отношений создавали наиболее благоприятные условия для сохранения традиционных явлений культуры и быта. Начало массового распространения старообрядчества среди населения юг Дальнего Востока России: территории современных Еврейской автономной и Амурской областей, Приморского и Хабаровского краев можно датировать уже последней четвертью XIX века, то есть процесс укрепления старой веры шёл одновременно с активным заселением, которое продолжалось в изучаемом регионе до середины XX века. Дальний Восток, было местом, где можно было скрыться от жестоких преследований со стороны правительства и церковных властей. Сюда шёл поток переселенцев. Откуда были эти люди? Значимую часть переселенческого потока составляли переселенцы из Поморья и Урала, причём ближайший к европейской части России Далматов монастырь имел наивысший показатель выходцев из Поморья, а наиболее удалённый Рафайлов монастырь - наивысший показатель выходцев с Урала. Старообрядцы селились компактными поселениями, не допуская в свою среду иноверцев - «никониан». Так, к примеру, мне известны несколько таких деревень в нашем районе - это деревни Татакан и Дыды, Гилёвка основанные переселенцами-поморами; села Грибовка, Архаринского района считаются староверческой. Эти крестьяне были православными. И их проживание по соседству привело к появлению неугодных для староверов бракам.

        Старообрядчество постепенно начинало разделяться на два течения, первое из которых - течение старообрядчества, приемлющее священство (поповцы); второе течение - не принимающее институт священства (беспоповцы).





































        2.4. Религия как образ жизни

        Рассмотрев предысторию староверов, мы, наконец, дошли до сути нашей работы и хотели бы рассмотреть их уклад, образ жизни и традиции. Во - первых, чтобы понять их образ жизни, мы изучили отличия старой веры от новой и выделили следующие аспекты.

        1. Крестное знамение у староверов

        Это так называемое двуперстие в отличие от троеперстия, которое используют православные. (Приложение 1)

        Поскольку верующий осеняет себя крестом, то в старообрядческом двуперстии есть своя логика, т.к. крестясь, они изображают распятие только Христа, в то время как православные, получается, распинают всю Троицу.

        2. Земные поклоны

        Поклоны подразделяются на обычные, средние, малые земные. Но старообрядцы предпочитают великий земной поклон. При совершении земных поклонов человек должен пасть ниц и коснуться коленями и челом пола, точнее молитвенного коврика (подручника).

        3. Знаменное пение

        Знаменное пение Старообрядцы используют при богослужении т.н. знаменное (крюковое) пение, господствовавшее в русской церкви до 17 века. В отличие от введённого Никоном партесного пения, знаменное имеет две главные особенности:

        А. Это пение одноголосное, т.е. независимо от количества голосов песнопение должно звучать в один голос, в унисон.

        В. Из-за большого количества гласных звуков напев получается мелодичный.

        4. Восьмиконечный крест Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, считая его завершённым и единственно полноценным. Православные же ничего не имеют против "неполноценных" четырёх - и шести - конечных крестов.

        5. Нательный крест, лестовка, подручник.

        Каждый старообрядец должен иметь эти три предмета.

        Во - первых, нательный крест (тельник), который носится на шее и выдается при крещении. Его непозволительно снимать даже в бане, у врача и т. п. Но если по тем или иным причинам такое все-таки произойдет, необходимо произнести специальную молитву. (Приложение 1)

        Тельники у старообрядцев имеют две отличительные особенности. На них никогда не изображается распятый Христос. Объясняют это по-разному.

        1. Крест и так символ распятия и изображая на нём Христа, православные как бы распинают его дважды.

        2. Изображение Распятия превращает нательный крест в икону, а скрытая от глаз (под одеждой) икона превращается в языческий амулет. Кресты с распятием можно носить только поверх одежды. Нательный крест всегда восьмиконечный внутри четырёхконечного. На умершего надевали вместо металлического деревянный крестик. (Приложение 1)

        Во вторых, необходимой принадлежностью любого старообрядца являются лестовка( от сл. лестница). Лестовка - это тип четок, плетеная кожаная лента, сшитая в виде петли, которая употребляется для облегчения подсчета молитв и поклонов. (Приложение 1) Православные используют чётки, но молиться по ним мирянам позволительно только по благословению священника.

        И третья реалия, сохранившаяся только у старообрядцев - подручник. (Приложение1)

        Это молитвенный коврик, особым образом сшитый из лоскутов материи квадрат, простеганный и набитый конским волосом или иным материалом, используемый для того, чтобы полагать на него руки при земных поклонах, поскольку во время молитвы руки должны сохраниться чистыми. Атрибуты предков, передаются из поколения в поколение, хранятся сейчас в семье и являются её реликвиями. Это большой крест из жёлтой меди и литая икона - складень. (Приложение 2)

        Мы провели их сопоставительный анализ с иконами и крестами с иллюстраций, взятых из разных литературных и интернет-источников. В результате, нам удалось выделить несколько характерных признаков данных атрибутов.

        Старообрядческие меднолитые кресты и иконы имеют размер от 4 до 30 см. Кроме характерных для старообрядческих предметов искусства признаков (двоеперстие, титло, надписи и т.д.), на них широко распространен растительный и геометрический орнамент. Разновидностью меднолитых икон являются старообрядческие складни, трех- и четырехстворчатые. Анализ литературных источников помог нам понять суть слова «складень» и прояснил причину столь странного внешнего вида. Вот что пишет об этом исследователь Л.А. Петрова: "Складень-иконостас был незаменим для противников реформы, скрывавшихся от преследований, передвигавшихся в миссионерских и торговых целях на большие расстояния по бескрайним северным просторам".[6].

        5. Особенности образования.

        В своём дневнике мой прадед писал, что « так как в селе не было ни церкви, ни школы, учиться грамоте пришлось у отца Леонтия и тётки старому славянскому языку, так как всё родство относилось к староверам, в среде которых были знающие грамоту, которую передавали из поколения в поколение» ". И действительно, как показывают литературные источники, у старообрядцев сохранялась своя система образования, включающая заучивание наизусть множества молитв, обучение чтению и началам арифметики, знаменному пению. Основными учебниками традиционно были Азбука, Псалтырь и Часослов. Особо одарённых детей учили славянскому письму и иконописи.

        6. Внешний вид

        Старообрядцы всегда серьезно относились к вопросу об одежде, достойной христианина. (Приложение 3). Она должна быть одноцветной и скромной, так как верующему нужен всего лишь покров, а не пестрота, к тому же такая одежда

        (особенно у женщин) не будет " соблазнять малодушных братьев".

        Мужской "дресс код" - традиционная русская рубашка навыпуск, подпоясанная тканым или плетеным поясом с орнаментом, вышитой молитвой (обыкновенно стих из Псалма) или памятной надписью, поверх которой желательно надеть кафтан, на ноги обязательно сапоги. Недопустимо входить в храм Божий "при галстуке", т.к. это "Иудина удавка", т.е. символ христоотступничества (Иуда по преданию повесился после предательства Христа). По этой же причине не носили обуви со шнурками.

        И, конечно, борода. Брадобритие у старообрядцев считалось серьезным грехом, в нём видели "поругание образа Божия", желание "поправить" Бога, ведь "бритое мужское лицо подобно женскому". Нельзя губить то, что дано Богом, при воскрешении сбритые бороды и усы человеку не вернутся, а без них он не войдёт в Царствие небесное. Неудивительно поэтому, что старообрядцы отказывались сбривать бороды даже под нажимом правительства Петра Первого, предпочитая платить специальную пошлину. Полемика с православными отразилась в пословицах. Старообрядцы: "Образ Божий в бороде, а подобие в усах; Без бороды и в рай не пустят; Брить бороду - портить образ Христов; Режь наши головы, не тронь наши бороды"; на что "никониане" ответили своими пословицами: "Образ Божий не в бороде, а подобие не в усах; Борода - трава, скосить можно"...

        Женский " дресс код". Женщины одеты в сарафаны ниже колен и кофты, которые ни в коем случае не должны обнажать ни плеч, ни рук, На голове платок - в знак преданности воле мужа. Он должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, покрывать голову так, чтобы не было видно волос, и накрывались плечи и грудь. Замужняя женщина под платком должна носить еще и особый чепец - повойник. Платок закалывают под подбородком булавкой, в отличие от православных, завязывают на узел. Причина всё та же - "Иудина удавка". И никакой косметики. Недопустимо, когда "женщины лица вапами мажут и белят, брови же начерневают, и власы вонями умащают".

        Обувь без каблуков, т.к. при ходьбе каблуки производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца. Одним словом, все веяния моды, что вошли в обиход с конца 17 века староверами не приветствуются, ибо "дружба с миром есть вражда против Бога".























        2.5 Образ современных староверов

        Для кого-то староверы - это уже древняя история. А ведь они живут сейчас, живут рядом с нами, соблюдая традиции и обычаи предков. Находясь летом прошлого года на профильной смене в с. Грибовка, мы встретили там староверов, которые «вкапывали в землю столбики с табличками в память о ранее живущих здесь их предках». (Приложение 4). И действительно, в результате поиска мы выяснили, что большое число староверов живут в селе Грибовка. Общины порой насчитывают до 30 человек. Однако, в большинстве своём, живут старообрядцы локально, по несколько семей в общине. Как правило, дисциплина в таких поселениях строгая. Такая же, как весь быт и вера старообрядцев.

        Молитва для староверов значит очень много. "В минуту жизни трудную теснится в сердце грусть, одну молитву чудную твержу я наизусть" - писал поэт. Каждый день в доме старовера начинается молением. Как мирской человек утром включает телевизор, так верующий зажигает лампадку у лика святого и, перебирая лестовку, молится "о всех и за вся". И только потом садится за утреннюю трапезу...

        Вечером, после трудов староверы снова молятся. Молитва и работа - вот главные составляющие жизни старообрядца. "Шесть дней работай, а седьмой день Богу посвяти". В воскресенье старообрядцы отдыхают телесно, трудятся духовно. В такой день разрешается выпить немного вина. Однако и здесь существует строгая дозировка. Главное, чтобы человек не напивался. И стар, и млад, должны уметь контролировать себя. Знать свою меру"...

        "Древлей веры ревнители" с молоком матери впитывают принцип жития: находиться в уединении, хранить чистоту культуры, нравственности. "Требуй от себя больше всех, считай себя хуже всех" - по такому принципу живут староверы. Впрочем, это отнюдь не значит, что старообрядцы - аскеты, чурающиеся всего мирского. Священники учат свою молодёжь не гнаться за модой, воспитывают в них кротость и аккуратность. Девушки носят длинные платья и сарафаны, мужчины всегда обязаны ходить припоясанными.

        Впрочем, сегодня староверы не чужды достижениям цивилизации, в частности, компьютерам. "Главное, использовать их не для игр и развлечений, а для работы. В этом, - говорит батюшка, - ничего плохого нет. Если наука облегчает жизнь, и если она не отражается на воззрении старовера, что мешает воспользоваться оной?

        Вместе с тем, старообрядчество не одобряет некоторые современные профессии. Нельзя, к примеру, юноше или девушке увлекаться танцами, следовательно, такие специальности, как клубный работник или бармен, священники приобретать не рекомендуют.

        Подавляющее большинство староверов - пенсионеры, однако в последние годы в храм потянулась и молодёжь. Кого-то приводят родители, другие, что постарше, приходят сами "из интереса" и, не редко, принимают крещение. Часто, по словам Мефодия Константиновича Вехова, знакомые признаются, что "старообрядческая вера - истинно правильная, но уж больно тяжелая: и богослужения длинные, и посты строгие"...









































        III. Заключение

        Староверы, будучи гонимыми на протяжении стольких веков, страдая за свою религию и убеждения, они смогли сохранить свою самобытность, традиции и обычаи. Их бесценные реликвии, долгое время истребляемые и сжигаемые, сейчас представляют огромную духовную ценность.

        Архиепископ Андрей Уфимский (князь Ухтомский), епископ Православной Российской Церкви, один из основателей и лидеров катакомбной церкви в СССР, так оценил старообрядчество:

        «Исторические заслуги старообрядчества перед церковным и русским народом огромны. Таковы они в прошедшем и ещё более так называемое старообрядчество может сделать доброго в будущем. Но и православные, и старообрядцы должны помнить, что старообрядчество есть религиозно-культурно-бытовое, а не только узко обрядовое явление. Что это не преувеличение, а историческая правда».[9].

        На основании всего вышесказанного мы сделали следующие выводы:

        Старообрядцы, защищая чистоту Евангельского христианства, восстали против самовластия иерархии в лице патриарха Никона и охранили тем чистоту русского православия.

        Старообрядцы во всей своей жизни стремились осуществить подлинную свободу духа, социальное равенство и церковное братство.

        Старообрядцы выработали великолепную формулу отношения к церковным обрядам. Они говорят, что обряды - это драгоценный сосуд, который сохраняет в себе церковные чувства

        4. Старообрядческие общины продемонстрировали способность приспосабливаться к самым тяжелым условиям. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России и особенно на Урале, часто проявив себя трудолюбивыми и предприимчивыми людьми.

        5.Старообрядцы прилагали большие усилия в деле сохранения памятников средневековой русской культуры. В общинах бережно хранились древние рукописи и старопечатные книги, старинные иконы и церковная утварь.

        При написании исследовательской работы мы постарались обобщить и систематизировать информацию об истории староверов и их жизненном укладе. На наш взгляд, в ходе работы мы достигли поставленной цели.









































































        IV.Список использованных источников

        1. Большая Советская Энциклопедия. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд. 3-е. М., «Советская Энциклопедия», 1976.

        2. История Амурской области, т.4, с. 297

        3.Староверы Дальнего Востока решили рассказать о себе// А. А. Чунусов. Панорама, 6 сентября 2011г.

        4. Старообрядчество на Дальнем Востоке// М. Гусев. Областная газета, №152-153, 28 июля 2002г.

        5. http: //paxan - 14.narod.ru

        6. ru.wikipedia</<font size="4" style="font-size:14pt;">.org

        7. virlib.eunnet.net/books/oldb3/chapter1/text.html - Мангилев П.И. К истории поморского согласия на Урале в XVIII - XX вв.













































        V. Приложение

        Приложение 1. Атрибуты.



        Крещение у староверов.

        А. Символизирует две природы Христа ( Бог и человек)

        В. Символизирует Троицу ( Отец, Сын и Дух Святой)



        Великий земной поклон







        Мужской и женский нательный крест









        Деревянные кресты Лестовка(чётки)





        Подручник





        Приложение 2.

        Реликвии семьи











        Икона - складень и крест из жёлтой меди





        Приложение 3. Внешний вид





        Староверы Евдокия и Нестор Лодейкины 1938 год





        Современный образ староверов













        Приложение 4.





























        Надмогильные памятники староверов







        - 22 -



         
         
        X

        Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

        После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

        Кнопки рекомендации:

        загрузить материал