7


  • Учителю
  • ДокладтИгровые технологии на уроках географии

ДокладтИгровые технологии на уроках географии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Игровые технологии на уроках географии



Ребенок не устает от работы, которая

отвечает его функциональным

жизненным потребностям.

С. Френе



Нас всегда волнует вопрос, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более интересными.

Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методическими приемами и формами повышают эффективность преподавания. Они могут быть проведены на уроке, их можно предложить в качестве домашнего задания.

Игры разнообразны по содержанию, целям поведения и организации. Все игры можно проводить как индивидуальные, так и в ходе групповой и коллективной работы, так как они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Игры способствуют:

  • становлению творческой личности ученика;

  • формированию умений выделять проблемы;

  • развитию познавательного интереса к предмету;

  • оказывают эмоциональное воздействие на учащихся;

  • стимулируют к поиску решений.

В игру вовлекаются даже слабые ученики, проявляя находчивость и сообразительность, а не только знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлеченности и радости помогают детям преодолеть стеснительность и положительно сказываются на результатах обучения. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации.

В целом, игра повышает активность учащихся, вызывает интерес к изучаемому предмету и массу положительных эмоций.

Для успеха обучения педагогу необходимо, прежде всего, управлять вниманием учащихся. В этом плане можно использовать различные приемы.

Зашумленная тема. Тема урока записывается с добавлением других букв без разрывов между словами. Предлагается детям прочитать "про себя", помочь прочитать учителю. Также можно давать понятия прошлого урока, суждения, определения. Этот прием развивает зрительную перцепцию.

Перевертыш. Тема урока записывается словами в перевернутом виде, не меняя порядка слов в предложении. Предлагается детям прочитать, рассказать, как они это сделали. Так же можно давать определения понятий, суждения, небольшой текст задания. Или предложить в качестве домашнего задания изложить основные тезисы темы в таком виде. На следующем уроке дети обменяются своими "шифровками". Повторение и развитие зрительной перцепции.

К играм обучающего характера с творческим подходом можно отнести ребусы, кроссворды, загадки, лото, домино, которые составляют дети как индивидуально, так и в парах.

При закреплении изученного материала можно предложить игру «Аукцион», предварительно выполнив творческое задание. При изучении темы «Растительный и животный мир» (альпийский пояс, темнохвойные леса, луга), темы « Заповедники».

При изучении темы «Национальные парки» уместна игра «Почта». Необходимо почтальону (ученику) доставить информацию адресату (по конвертам разложить информацию).

Игра дает результат только тогда, когда учащиеся играют с удовольствием. Игра - это творчество, увлечение и даже страсть. Игра должна проходить в непринужденной обстановке и должна отличаться от учебных занятий, поэтому желательно не сдерживать двигательную активность

Включая игры в учебный процесс, я увидела, что это заметно повышает интерес к учебному предмету, создает ситуации, наполненные эмоциональными переживаниями, стимулирует деятельность учащихся.

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения: она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между ее участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности.

Поскольку игра, представляет из себя, «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно так же, то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Моя профессиональная деятельность, направлена на совершенствование образовательного процесса путем привития интереса учащихся к знаниям за счет использования разнообразных методов и форм организации обучения посредством включения их в активную познавательную деятельность. Применение технологии игровой деятельности позволяет успешно решать эту задачу. В своей практической деятельности рассматриваю игру с различных позиций: как прием обучения, направленный на моделирование реальной действительности; как прием обучения, направленный на мотивацию учебной деятельности; как форма активного обучения (нестандартный урок); как форма организации учебной деятельности (один из видов коллективной работы) ,как новая технология обучения.

В процессе педагогической деятельности сложилась система дидактических игр.

Игры - упражнения провожу как на уроках, так и во внеурочное время. Они занимают обычно 10 - 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это разнообразные кроссворды, загадки, игры-пятиминутки.

Игры - путешествия использую с целью углубления, осмысления и закрепления учебного материала. На таких уроках активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в их личных переживаниях и суждениях

Игры - соревнования, их существенной особенностью является соревновательная борьба и сотрудничество. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. В зависимости от содержания материала можно вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. Эти уроки имеют свои преимущества и специфику, они снимают напряжение и дискомфорт, соединяют индивидуальную деятельность учащихся с коллективной и групповой. Наряду с коллективными оценками, в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную отметку.

Одна из наиболее удачных форм обучения, способствующая экономической подготовке учащихся - деловая игра. Разрабатывая такие уроки, я включаю задания по выявлению экономических проблем и поиску их решения, работы способствующие закреплению знаний. Большая ценность деловых игр состоит в том, что они дают возможность учащимся осознать значение географических, экономических знаний, показать возможность применения на практике. Деловые игры - это один из путей связи теоретических знаний с жизнью. В таких играх воспроизводится предметное, социальное содержание профессиональной и общественной деятельности, моделируются условия и отношения, характерные для данного вида практики. По целям деловые игры могут быть:

Учебные - направлены на приобретение соответствующих умений и навыков социального опыта;

Аттестационные - в ходе которых оцениваются знания и умения;



Исследовательские - направленные на поиск новых или отработку известных уже приемов деятельности.

В деловых играх создаются проблемные ситуации и распределяются роли, накапливаются опыт принятия решений и совершения поступка. Сюжетно- ролевые игры позволяют отработать организационно- методическое взаимодействие учителя на решение воспитательных и образовательных задач, направленных на повышение качества знаний и умений, организовать разнообразные виды деятельности, формы проведения занятий.





Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование - не всегда нудное занятие.





Модели игр.



Модель №1« Географическая эстафета»:

Учитель задаёт вопрос ученику, ученик отвечает и предаёт указку следующему при этом задаёт вопрос. Если участник эстафеты отвечает на вопрос неправильно, тот лишается права задать вопрос .



Модель№2 « Четвёртый лишний»:

На игровом поле помещено 4 понятия: Полярная ива, Ягель, Лишайник, Клён. Учитель спрашивает, какое из этих понятий лишнее.

Джомолунгма, Монблан, Байкал, Эльбрус - учащиеся определяю лишний географический объект, и показываю его на карте или определяют на контурной карте.



Модель№3:« Ещё быстрей»:

На настенной карте в разброс прикрепляю цифры от 1-15 . Каждой цифре соответствует определённый географический объект. Секундомером засекаю время и ученик должен показать и назвать по порядку все 15 объектов. Спросив нескольких учащихся положение цифр можно поменять.



Модель№4: «Географический бой »:

Учитель задаёт вопрос любому ученику и если ученик правильно ответил, то задаёт вопрос любому другому ученику класса. Если ответил не правильно или вообще не ответил на вопрос, то он «убит» , выбывает из игры.



Модель№5: «Паутина»:

Эта игра очень наглядно отражает взаимосвязь между компонентами природы. Учитель задаёт вопрос и передаёт отвечающему клубочек. Ответивший правильно на вопрос ученик передаёт клубочек следующему ученику и задаёт ему вопрос. В конце игры получается паутина, которая и показывает тесное взаимодействие между компонентами природы.



Модель№6: «Собери карту»:

Ученикам даются конверты с разрезанной топографическими картами (рисунками). Задача учеников заключается в том, чтобы собрать карту.



Модель №7: «Географические силуэты»:

Этот игровой приём известен давно, ещё с прошлого века: рисунки с силуэтами географических объектов демонстрируются учащимся по мере накопления номенклатуры. Первоначальная задача - определить по очертанию географические объекты. Потом можно не только узнать озеро (море, материк, остров), но и показать на карте, отметить на контурной карте или дать краткую характеристику: где находится?, в чём особенности?, чем известен?.



Модель№8: «Казаки-разбойники»:

Эта игра используется при изучении географических координат, с целью отработки навыков определения их на географической карте. Класс делится на две команды «разбойники» - прячутся на географической карте, а «казаки» по сообщениям (координатам) определяют места где укрылись «разбойники». Здесь можно добавить не только поиск объектов, но и их описание.



Модель №9: «Правильно отбери»:

Ребята получают открытки, рисунки и т.д. (допустим представители растительного и животного мира). Необходимо правильно разобрать их по природным зонам.

определениями. Круг предлагаемых понятий может быть разным. Главное карточки-задания должны быть правильно отобраны и положены в конверт с правильным адресом.



Модель№11: « Что-то новенькое»:

Удобно проводить в качестве закрепления. Каждый ряд получает листок, на котором в конце игры должны появится изученные на уроке термины и понятия, географические названия, имена путешественников. Листок получаю учащиеся сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Игра идёт 1-2 минуты, если кто-то не справляется рад, получает штраф.



Модель№12: «Знаешь ли ты страну»:

Называется страна, а ученики письменно отвечают на вопросы: географическое положение, столица, рельеф, природные богатства, население и т. д.



Модель№13: « Самое самое»:

Учащиеся называют географические объекты, которые выделяются среди подобных своими размерами. Самые высокие горы, самое глубокое озеро, самая длинная река и т. д.



Модель № 14: « Заморочки из бочки»:

Зачитываются стихи или описания каких-то объектов, заслушав, их ученик должен ответить на вопрос. Например: Поэт П. Богданов пишет Ни разу не был я на океане, Мне даже не представить ни когда, Что, на каком-то там меридиане; От полюса до полюса вода. (Существуют ли такие меридианы? Да)



Модель № 15: «Пойми меня»:

Предлагаю учащимся объяснить значение слов: литосфера (греческое слово «лито» - твёрдый), сельва (португальское слово, в переводе на русское слово означает лес).



Модель№16: « Восстановите слова»:

Посмотрите внимательно на следующие слова, в которых перепутаны местами буквы. Постарайтесь восстановить слова и дать правильный ответ. Например :акоал (коала), кнееф (фенёк), юлтеьн(тюлень) и т. д.



Модель№17: «Найдите ошибки»:

Ребятам предлагается составить небольшой рассказ (по 5-6 предложений), в которых будут допущены ошибки. Задача участников исправить эти ошибки.

























Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа №19

Курского муниципального района

Ставропольского края

















Игровые технологии

на уроках географии











Учитель: Заргарова Ф.В.









х. Привольный

2014г.



. Какой город ползает?







Назовите самый маленький и холодный океан.









Какой полуостров жалуется на свою малую величину?











Название какого государства совпадает с названием головного убора?











Контуры какой страны на карте напоминают сапог?











Только на этом континенте живут сумчатые животные. Кроме того, здесь находится лишь одно государство.













Родина футбола и баскетбола.













Самая длинная река в мире.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал