7


  • Учителю
  • Методическая разработка 'Народные промыслы Краснодарского края и Трехсельского'

Методическая разработка 'Народные промыслы Краснодарского края и Трехсельского'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 с.Трехсельского муниципального образования Успенский район






Методическая разработка по географии «Местные народные промыслы»










Подготовила

Волошина Н.В.,

учитель географии




Местные народные промыслы.


Аннотация.

Народные художественные промыслы Кубани и села Трехсельского являются неотъемлемой частью российской культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонационального Успенского района.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов Кубани любимы и широко известны не только в нашей крае, их знают и высоко ценят во всей стране, за рубежом, они стали символами нашей этнической культуры, вкладом нашего края, района, села во всемирное культурное наследие.
В век технического прогресса, машин и автоматики изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение.
Искусство кубанского народа чрезвычайно многообразно по своим видам и жанрам, формам и местным особенностям. Из глубины веков, из глубины поколений пришло к нам народное декоративно-прикладное искусство, которое сформировалось в народной среде.
Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей.
Прялки и вальки, лукошки и туеса, подпоры и кокошники, пряничные и набивные доски, дуги и квасники и другие народные промыслы - все это уже ушло из жизни и стало достоянием музеев. Но зато все чаще сегодня мы говорим о вологодском кружеве, хохломской росписи, дымковской игрушке, лаковой миниатюре Палеха - о художественных промыслах наших дней, наследниках декоративно-прикладного искусства прошлого.

Традиционная резьба по дереву на Кубани имеет свои особенности, является уникальной и самобытной. В статье содержатся результаты наших исследований в селе Трехсельском, которые подтверждают, что домовая резьба по дереву была распространенным видом народного искусства. В своей работе я рассмотрела народные промыслы моего села.

Уже стало легендой история заселения села. Но в каждом доме хранятся вышивки, кружевные изделия. В нашем музее тоже есть работы наших жителей села.



Тема моего исследования

«Промыслы Кубани и села Трехсельского».



Гипотеза исследования.


Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры.

Понятие это очень широкое и глубокое:

а) широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла - зодчество, музыку, танцы, фольклор, бытовое искусство.
б) глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую
древность и развиваясь в наши дни.

Цели и задачи исследования:
-изучить народные промыслы в России и в нашем селе;
-показать самобытность народных промыслов.


План исследовательской работы.

-Осуществить поиск информации в различных источниках.
-Узнать о народных промыслах Кубани и нашего села.


Основополагающие вопросы:
Народные промыслы Кубани.
Народные промыслы села Трехсельского
Бережное отношение к культурному наследию нашего народа.


В результате проведенной работы я пришла к выводу:
Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда.
Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.




1.Введение.
Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются начатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.
Наиболее искусно украшались вещи не повседневного пользования, а праздничные, предназначенные для определенных, подчас сложных ритуалов и народных обрядов. С давних пор и до наших дней существует народная традиция особым образом отмечать все самые значительные события в жизни. В семье это были рождение ребенка, свадьба, похороны; в труде и хозяйстве - сев, косьба, жатва - праздники сельскохозяйственного календаря, связанные с выращиванием хлеба, сбором урожая. Они сопровождались обрядами и большими народными гуляньями, в которых наряду с музыкой, песнями, танцами немалая роль отводилась предметам бытового назначения.
На свадьбе, например, на столах стояли огромные долбленые расписные ковши в виде плывущей птицы или ладьи, в них гостям подавали пиво, брагу, квас. Красный угол избы украшали полотенца с длинными вышитыми или ткаными концами. Самый нарядный костюм женщина из народа надевала один раз в жизни - на свадьбу, а хранила и берегла весь свой век, иногда завещая дочери и внучке.
Мы почти не знаем имен народных мастеров. Но история не предала забвению анонимных творцов декоративно-прикладного искусства - крестьян, сельских и городских ремесленников, чьим трудом и талантом созданы совершенные произведения. Свое мастерство они передавали от отца к сыну, от деда к внуку, буквально "из рук в руки". Из поколения в поколение отбирались и совершенствовались удачи и находки одних, выдумки и новшества других. Время отбрасывало все случайное, несовершенное, шлифуя и сохраняя только ценное и высокохудожественное. Так поиски и достижения отдельных мастеров соединялись в коллективной сокровищнице народного творчества, непрерывно пополняемой многими династиями ремесленников.
Украшая быт, произведения декоративно-прикладного искусства жили и умирали вместе с поколениями людей. В них отражалась эпоха, жизненный уклад, вкусы и идеалы людей определенного времени.
Как правило, народные мастера создавали вещи для себя и ограниченного круга односельчан. Использовали их в крестьянской семье и хозяйстве. Так делали многие предметы деревянной утвари, орудия труда, игрушки, ткани, вышивки.
Мастер вкладывал в изделие всю свою любовь и талант. Произведения декоративно-прикладного искусства порой наивны, но искренни и простодушны. В них выражена мудрая простота взглядов, дум, чувств и чаяний народа.
Другой круг вещей производился в организованных центрах
художественного ремесла, возникавших вблизи природных источников сырья: гончарные промыслы у залежей глины; изделия из металла в местах разработок различных руд; резьбой по кости занимались на севере, где добывали "рыбий зуб" - моржовый клык, издавна служивший основным материалом русским косторезам. Произведения художественных промыслов шли на продажу и славились не только в России, но и за рубежом. На них больше сказывались веяния времени, капризы моды, вкусы заказчиков. Крестьянское же искусство развивалось в русле традиций, обусловленных устойчивым, размеренным укладом народной жизни, который во многом определил и специфический художественный строй народного промысла, особенности его формы и содержания.



2.Художественные промыслы Кубани.


Кубань, в силу специфики своего исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении уже двух столетий элементы традиционной восточно-украинской культуры находятся в тесном взаимодействии с элементами южнорусской культуры. Наряду с земледелием и скотоводством определенную роль в казачьем быту и занятиях играли различные промыслы и ремесла: кузнечное и гончарное, обработка дерева, лозоплетение, ткачество, вышивка, художественная обработка металла, изготовление изделий из кожи и войлочной шерсти. С конца XIX века в искусстве народных кубанских мастеров преобладают мотивы русских, украинских и кавказских традиций.

Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской не форменной одежде. Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка. Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки - крест. Головными уборами казаков были шапки-папахи из овчины. В XIX веке они были высокими с суконным красным верхом и кантом. В начале XX века стали шить низкие папахи-кубанки. В летнее время разрешалось носить соломенную шляпу в форме котелка - так называемую «брыль».

В линейных кубанских станицах в женской народной одежде был популярен сарафан и головные уборы - кокошники.

Одним из распространенных видов ремесел была обработка кожи, изготовление поясов, обуви, сёдел. В состав мужского костюма входили сапоги и ноговицы. Праздничной обувью были сапоги. Одним из показателей зажиточных кубанцев были сапоги из хромовой и шагреневой кожи. В начале XX века среди молодёжи распространилась мода на лакированные сапоги.

Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. Вышитые узоры не только украшали одежду и бытовые предметы из ткани, но и служили оберегами от злых сил. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В домах князей, бояр, богатых людей на Руси и зажиточных казаков Кубани имелись вышивальные и ткацкие мастерские, где проводили свой досуг все женщины дома. Как правило, творческим процессом руководила хозяйка дома.

3.Местные народные промыслы


Фольклорные традиции народной художественной культуры моего родного села, я рассмотрела на примере одного из видов народного декоративно-прикладного искусства Кубани - домовой резьбе по дереву. Для этого необходимо дать краткий анализ характерных особенностей резьбы

по дереву в России и в Краснодарском крае.

В каждом регионе России, в каждом районе нашего края художественная обработка дерева имеет свою технологию обработки и особенности выполнения. Самыми знаменитыми были резчики Карелии, Архангельской, Костромской, Владимирской области, Сибири, Поволжья, с. Богородское, Абрамцевское и другие.

Во многих музеях нашей страны хранятся изделия древних мастеров, которые с помощью пилы, топора и стамески создали уникальные произведения архитектуры и резного декора

При исследовании источников о домовой резьбе было установлено, что наибольшее развитие данная резьба получила к началу XX века. Резьбой украшали все детали дома - полотенца и балкончики, карнизы и фризы, наличники окон и дверей, крыльцо с навесом, лестничный вход с перилами, очелья калиток, ворот, ограды.

Существуют различные виды резьбы. Самыми распространенными в современных условиях, являются такие виды резьбы: геометрическая, контурная резьба, рельефная резьба, прорезная резьба, домовая резьба, скульптурная резьба.

Геометрической резьбой украшались многие предметы домашнего обихода: прялки, коромысла, рамки для фотографий и зеркал, рубели для глажения белья и др.

Прорезная резьба (сквозная или пропильная) широкое распространение получила в резном декоре домов.

В Краснодарском крае резьба по дереву была распространенным видом народного декоративно-прикладного искусства. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах: тележном, колесном, обозном, корытном, клепочном и других. Деревянная посуда - бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.

В лесогорной полосе Кубани преобладали промыслы, связанные с обработкой дерева: бондарное дело, производство телег, колес. Самым любимым и необходимым предметом была деревянная ложка, вырезавшаяся из дерева при помощи ложкореза (железного крючка с деревянной ручкой). Распространена здесь была и резьба по дереву, ее можно было встретить на различных предметах быта: рубели, ткацком станке, в убранстве домов (крылечки, подзоры, наличники, ставни, разделочные доски).

Специальных, профессиональных резчиков на Кубани не было. Интересно, что одними из первых мастеров работы с деревом были бондари. Как свидетельствуют изученные нами источники, домовой пропильной резьбой занимались местные или приходящие на временные заработки плотники.

В наше время прекрасные образцы домовой резьбы еще сохранились успешно развиваются в нашем селе. Это деревянные ажурные, резные карнизы домов, веранды, крылечки, фигурные наличники окон. Кроме домовой резьбы встречаются и вещи быта, украшенные рельефной, геометрической резьбой: рубели, коромысла, пороховницы. В Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е.Д. Фелицына хранится ткацкий стан, украшенный резным орнаментом. Столы, комоды, сундуки («скрыни»), рамы для зеркал украшались также красивыми точеными деталями из дерева.

Широкое развитие получила в конце XIX - начале XX вв. пропильная резьба в убранстве домов. Она и сегодня сохранилась.

В процессе проведенных мною исследований в селе мною было выявлено, что в основе орнамента прорезной резьбы использовались такие элементы, как круг, ромб, треугольник, дуга. В настоящее время еще можно наблюдать данный вид резьбы в убранстве домов села. (дом Н.Н.Азарова)

Красивый дом с резными ставнями, карнизами, крылечком, дверями

Его дом послевоенной постройки, 1948 года. Мастера, украсившего свой дом, зовут Николай Николаевич Азаров. Он не был коренным жителем нашего села. Родина Николая Николаевича - Архангельская область, знаменитая своими лесами. Поэтому резьба по дереву, плотницкое дело стало его профессией. Николаю Николаевичу хотелось каждый дом села украсить затейливыми крылечками, ставнями, верандами. Следует отметить, что он украсил строящийся в селе храм Георгия Победоносца.


Наиболее часто встречающийся орнамент в селе Трехсельском


Николай Николаевич человек уже немолодой, свое мастерство он передал своим преемнику Делибалтову Николаю Савельевичу.


4. Заключение.

Ручной творческий труд народного мастера естественно сочетает в себе различные стороны человеческой деятельности. Вне разумного использования ручного творческого труда невозможно само существование народных художественных промыслов. Отказ от рукотворного создания предметов быта означает практически прекращение основной традиции народного искусства. В этом и заключается специфика художественных промыслов.
Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.

В целях сохранения народных художественных промыслов в условиях рыночной экономики, для защиты их интересов в федеральных и региональных органах власти в 1990 году по инициативе ряда предприятий была создана Ассоциация «Народные художественные промыслы России».

В настоящее время Ассоциация объединяет более 250 организаций народных художественных промыслов из 62 регионов страны. Среди них всемирно известные, составляющие национальную гордость России центры народного искусства, которые изготавливают изделия с хохломской и городецкой росписью по дереву, гжельский фарфор и майолику, ростовскую и сольвычегодскую финифть, вологодское и елецкое кружево, богородскую и беломорскую резьбу по дереву, кубачинские и великоустюжские ювелирные украшения, холмогорские, чукотские и тобольские резные изделия из кости, нижнетагильские и жостовские подносы, скопинскую и псковскую керамику, торжокские золотошвейные изделия, кисловодский, сысертский и вербилковский фарфор, уникальные изделия златоустовских и тульских оружейников, изделия узорного художественного ткачества и вышивки.
В последние годы в связи с ростом национального самосознания в
творчестве народных мастеров все более явственными стали обращение к истокам художественных традиций промыслов, желание восстановить утраченные техники и технологии, бытовавшие мотивы и образы. Большое внимание уделяется изготовлению предметов культового назначения. Целенаправленно и успешно трудятся над возрождением утраченных технологий традиционной иконописи народные мастера Хохломы, Городца, Вологды, Ростова. Мастера промыслов приняли активное участие во II Международной выставке «Православная книга и церковное искусство», проведенной в Государственной Третьяковской галерее.

И все же хочется в заключение выразить мнение простых людей, жителей моегосела. Каждый знает, что для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки, пластмассовый или металлический портсигар, а не сигаретницу, расписанную федоскинскими миниатюристами. И, тем не менее, деревянная миска с хохломской росписью, серебряные изделия кубачинских мастеров, шкатулки, расписанные федоскинскими или палехскими миниатюристами, могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол или общественный интерьер. Сегодня гораздо чаще товары художественных промыслов мы приобретаем не для утилитарных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда.

Они не позволяют душе и сердцу человека превратиться в камень.

И я верю, что исскуство украшать свой дом вещами, сделанными своими руками останется с нами.


5.Список литературы


1.Бондарь, Н. И., Из культурного наследия славянского населения Кубани Н. И. Бондарь. - Краснодар: Департамент образования и науки администрации Краснодарского края Центр народной культуры. - 1997. - 304с.

2. Бондарь, Н. И., Традиционная культура Кубанского казачества. Избранные работы Н. И. Бондарь.- Краснодар, 1982.

3. Вакуленко, Е.Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика Е. Г. Вакуленко. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 380с.

4. Шангина И. И., Русский традиционный быт: Энциклопедический словарь И. И. Шангина . - СПб.: Азбука-классика, 2003. - 688с.

5.Интернет-ресурсы




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал