7


  • Учителю
  • Проектная работа по малым народам Северо-Западного района водь и ижора

Проектная работа по малым народам Северо-Западного района водь и ижора

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Руководитель: Кириченко Н.Н.

1.Введение

Название параграфа: Малые народы Северо-Западного района - ижоры и водь.

Класс 9

Учебник: УМК «Полярная звезда» География России 9 класс под ред.А.И.Алексеева

Место в учебнике: Данный параграф будет рассматриваться при изучении Северо-Западного района. Предлагаем включить его после параграфа «Пространство Северо-Запада.

Актуальность включения материала о малых народах в тему «Северо-Западный район».

В Северо-Западном районе на данном этапе развития России идет сокращение численности малых народов, исчезновение их культуры и самобытности, традиций. Л ичностными результатами освоения курса географии является воспитание патриотизма, толерантности, уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов. Воспитание любви к Родине начинается с изучения природы своей малой родины и народов, проживающих на ее территории. К сожалению, многие учащиеся не знают культуры, традиций народов, проживающих в своем районе, а с каждым годом количество их представителей сокращается, исчезает их язык, культура, традиции. Вопросы о малых народах, населяющих Северо-Западный район, встречаются и в олимпиадных заданиях. Поэтому было решено посвятить параграф «Малые народы Северо-Западного района -ижоры и водь» малым народом, которые проживают в Северо-Западном районе нашей страны.

Содержание параграфа.

Малые народы Северо - Запада -ижоры и водь.

Что за народы ижора и водь? Какие особенности языка, культуры малочисленных народов ижора и водь?

1.Кто такие народы водь и ижоры?

Народы водь и ижора -это коренное население Ленинградской области. Водь и ижоры относятся к финно-угорской языковой семье. Народы водь относятся к группе исчезающих народов России.В данный момент их количество составляет около 64 человек. Ижоры к настоящему времени почти ассимилированы, количество говорящих на родном языке -несколько сотен.

По диаграммам 1 и 2 проследите динамику численности населения ижора и водь? Какие причины повлияли на уменьшение численности малых народов?

1.Динамика численности народов водь.

2.Динамика численности населения народа ижоры.

Вывод: Численность народов водь и ижоры постоянно уменьшается. Это связано с процессами ассимиляции народов.

2.Где проживают народы водь и ижора в Ленинградской области?

Водь - одна из древнейших народностей. Эти племена населяли обширную территорию. Их границы простирались от южного берега Финского залива на север, до верховья рек Луга и Плюсса на юг и от реки Нарва на запад, до реки Нева на Восток. В русских летописях эти земли упоминаются как Водская земля, затем возобладало название Ижорская земля.

Сейчас существует только два места, где компактно проживает водь - деревни Краколье и Лужицы Кингисеппского района Ленинградской области

Племена древних ижорцев располагались преимущественно в северо-западной части Ленинградской области ( рис.1)К концу 1-ого началу 2-ого тысячелетия ижорцы заняли южную часть Карельского перешейка и земли по берегам рек Невы и Ижоры. Отсюда они в XI - XII веках, продолжали постепенно продвигаться на запад, достигнув берегов рек Луги и Наровы. Сейчас ижоры - типично сельское население , проживающее в основном в и .



Рис.1 Определите районы компактного проживания народов водь и ижоры.


Вывод: Народы водь проживают компактно в сельской местности Кингисеппского района, а ижоры Ломоносовском и Кингисеппском районах.

3.Какие этнографические особенности народов водь и ижора?

Водский женский костюмПриродные условия повлияли на особенности национального костюма народов водь и ижора. В основном для пошива костюмов использовалось льняное полотно, так как в условиях тайги эта культура хорошо призростала.У водь до начала XIX в. сохранялся женский костюм с четкой градацией по возрастным группам: нательная безрукавная наплечная одежда, у девушек - льняная белая, у замужних - синяя суконная, поверх - короткая кофта; пожилые женщины носили одежду типа рубахи. Головные уборы включали жесткие и полотенчатые формы. Характерны несколько типов передника, одновременное ношение нескольких поясов, набедренники, нагрудники, украшенные вышивкой, нитью, бисером, раковинами каури. Водь, жившая по реке Луге, носила поверх рубахи несшитую юбку, заимствованную у западной ижоры. Во II половине XIX в. обычным становится русский сарафан. Русское влияние отразилось также на традиционной обрядности. Характерны общедеревенские культовые братчины с коллективной варкой пива. До XX в. сохранялись пережитки дохристианских верований: культовые деревья, источники, камни, реликты культа коня, барана и др.

Женщины ижоры носили рубаху "рятсиня", ворот которой скрепляли застежкой-фибулой. Поверх рубахи одевали два несшитых полотнища, которые держались на плечевых лямках.

Значительную часть рациона питания в XIX в. составлял кислый ржаной хлеб, различные каши (ячменная, ржаная), репа, со половины XIX в. - картофель. (Объясните, почему народы водь и ижоры употребляли в пищу ячменные и ржаные каши и ржаной хлеб?) В праздничные дни готовили пироги, мясные . Наиболее распространенным являлось пиво.

ИжорыУ ижоры было записано количество произведений эпической поэзии (так называемые руны). Ижорские руны были использованы финским Элиасом Лeннротом (1802-1884) при создании текста "Калевалы". Наибольшую известность получила ижорская сказительница Ларин Параске (1833-) из дер. Мискула Лемболовского прихода (современный Всеволожский район). Наряду с эпической поэзией была широко распространена обрядовая. Особую известность получили свадебные и похоронные причитания.

Ижорские и водские деревни обычно имели рядовую (дома стоят ровными рядами по обеим сторонам широкой улицы) или кучевую планировку.

Ж

Дом ижорцаилища строились на берегу Финского залива и по берегам рек. Во многих деревнях вместе с ижорами проживали водь, русские или ингерманландские финны. Дома строились из брёвен на тщательно выложенном фундаменте, рассчитанном на местные почвы с высоким стоянием грунтовых вод. На территории Кингисеппского района при строительстве дворов использовали местный камень.

(Почему народы водь и ижора строили избы из бревен?)

Вывод: Этнографические особенности народов водь и ижора складывались под влиянием русских и ингерманландских финнов, что нашло отражение в культуре, быте народов.

4.Как окружающая среда и место проживания народов повлияло на хозяйственную специализацию?


Двузубая сохаОсновное занятие жителей - сельское хозяйство, рыболовство, лесные промыслы. Долгое время сохранялись архаичные сельскохозяйственные орудия: двузубая соха, деревянная борона, серп для уборки зерновых и цеп для обмолота хлебов. Рабочим животным была лошадь. Наряду с коровами здесь держали коз, а также овец и свиней, из домашней птицы - гусей и кур. У води, как и других народов этих мест, был распространён коллективный выпас скота с наёмным пастухом. Подсобным промыслом было речное и морское рыболовство.

У ижор земледелие являлось основным хозяйственным занятием. Выращивали зерновые (рожь, овес, ячмень), овощи (репа, капуста), с XIX века картофель. Разводили крупный рогатый скот, овец, свиней, кур. Ижорцы занимались сельским хозяйством. Сельскохозяйственный инвентарь не отличался от того, которым пользовались местные русские и водские крестьяне. На морском побережье, в частности на Сойкинском полуострове, ижорцы занимались рыболовством. Лов вёлся преимущественно зимой, рыбу (салаку и корюшку) продавали через перекупщиков в Петербург.Были развиты ремесла: на продажу изготовлялись колеса, телеги, сани, прялки. Мужчины уходили на работу на фабрики и заводы в Петербург.


Народ водь всегда отличал необыкновенно стойкий характер. Может быть, такой характер сформировало море, рядом с которым они жили? Не зря ведь бытует поговорка: «Кто в море не бывал, тот жизни не видал».

Кроме того, эти люди до отчаяния привязаны к родной земле. Это очень трудолюбивый народ. Если вы сейчас проедете в сторону Краколья и Сойкино, обратите внимание, насколько там все пусть скромно, но прибрано. Там нет завалившихся заборов, домики покрашены, вокруг разбиты цветники, огороды ухожены. Не удивляйтесь, аккуратность - это национальная черта.


Вывод: Особенности климата, близость моря определили хозяйственную деятельность малых народов Северо-Запада, основу которой составляло рыболовство, сельское хозяйство и лесной промысел.

5.Какие проблемы существуют у малых народов Северо-Запада?

Водь близка к полной ассимиляции. План строительства предусматривает снос деревни Краколье, а деревня Лужицы окажется в промзоне со всеми вытекающими из этого последствиями. Уничтожение мест компактного проживания, безусловно означает гибель водского языка и культуры.

Народ ижора сейчас настолько малочислен, что некоторые даже подозревают о его полном исчезновении. Ижора не может возродиться до прежней численности потому, что нет привычной среды обитания. Ижоры и водь всегда жили рыболовством и мелким земледелием, из живности была только лошадь, да и то для удобрения земли. А если нет традиционного уклада, то и исчезает народ. Молодые люди теряют язык, так как в нем нет необходимости. Наибольшей проблемой в отношении малочисленных народов является низкий уровень национального самосознания. (демонстрация видео фрагмента «Ижоры»)

Какие же меры необходимо предпринять, чтобы сохранить малочисленные народы?

Фольклорный праздник водиСейчас в областных структурах идет разработка Ведомственной целевой программы поддержки коренных малочисленных народов Ленинградской области. Этой программой будет предусмотрено создание областного Центра культур коренных народов, проведение народных праздников и мастер-классов по изготовлению предметов быта, создание национального музея; выпуск учебной и художественной литературы на национальных языках; организации мобильных национальных школ. Финно-угорским народам необходим стимул, чтобы гордиться своей национальностью. И для этого как раз и нужно проводить просветительские

мероприятия. Одним из перспективных начинаний по сохранению культур малых народов области считается проект создания "Музейно- культурного центра коренного населения Кингисеппского района Ленинградской области". Его цель - сохранение водского и ижорского народов в связи со строительством порта в Усть-Луге.


Вывод: Народы водь и ижоры сейчас на грани полной ассимиляции с русским народом и финнами. Наибольшей проблемой малочисленных народов является низкий уровень национального самосознания.



Задания и вопросы:

1.Проанализируйте диаграммы 1 и 2. Какой вывод можно сделать? Объясните причины уменьшения численности народов водь и ижоры?

2. По карте (рис 1) определите места компактного проживания малочисленных народов водь и ижоры.


3.На контурную карту нанести районы проживания народов ижоры и водь.(презентация слайд 15)


4.Как природные условия повлияли на хозяйственную деятельность народов водь и ижоры?


*5.Важнейшая проблема малых народов - его исчезновение. Раскройте сущность этой проблемы и наметьте пути ее решения.


6.Выполните задания и ответьте на вопросы (презентация слайды 12-14)


Ресурсы:

1.

2. народы водь и ижоры

3. про ижорцев

4. языки

5. водь

6. водь и ижоры

7. Ижора - это не только река



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал