7


  • Учителю
  • Урок на тему ' Работа над развитием техники на материале гамм и этюдов в классе фортепиано' (6 класс)

Урок на тему ' Работа над развитием техники на материале гамм и этюдов в классе фортепиано' (6 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:   Урок посвящен совершенствованию знаний на основе полученных умений и навыков. Показаны приемы работы над разными видами фортепианной техники.Даны практические рекомендации по устранению проблем, возникающих в процессе разучивания и исполнения гамм и этюдов.  Работа
предварительный просмотр материала

ОТКРЫТЫЙ УРОК

преподавателя Чижовой Е.В.

класс специального фортепиано


Тема урока: «Работа над развитием техники на материале гамм и этюдов». Класс: 6 класс - ученик Зайцев Женя.

Дата проведения 02.10.2014г.

Цель урока: Обучающая: Научить владению разными видами фортепианной техники. Воспитывающая: воспитание у ученика культуры изучаемых произведений, терпение и настойчивость в преодолении трудностей.

Тип урока: урок совершенствования технических навыков на основе полученных знаний и умений.

Учащихся в классе ( аудитории): 1.

Используемое оборудование: инструмент - фортепиано.

Краткое описание :

Структура урока:

1. Начало урока: организационный этап, приветствие, сообщение цели и хода работы на уроке.

2.Основная часть: теоретическая часть, работа над гаммой Ля-бемоль мажор и работа над этюдом Бертини соч.29 №8.

3. Заключительная часть: оценка, домашнее задание, конец урока.


В начале урока проведена беседа с учеником в течение 5 минут, для настройки на работу.

Работа над техникой - умственная работа. Если мыслительные способности используются мало, то требуются годы и ежедневные многочасовые упражнения, чтобы приобрести хоть сколько - нибудь удовлетворительную технику. Недостаточно сосредоточенная игра гамм и этюдов - ошибочный путь, влияющий на духовную свежесть ученика, его здоровье, а часто вызывающий нервное расстройство перед или после экзамена.

Женя очень заинтересованный ученик, но не всегда выполняет поставленные педагогом задачи, так как долго не может собраться и сконцентрироваться, сыграть без потерь будь-то гамму или этюд, так как во время исполнения недостаточно сосредоточен и внимателен.

Начинаем игру с исполнения гаммы Ля - бемоль мажор, ученик играет гамму в четыре октавы. Считает до четырех, уверенно знает аппликатуру, но звук получается нечеткий и поверхностный. Прошу его поиграть гамму отдельно каждой рукой, следя за работой пальцев. Так как каждый звук гаммы должен быть сыгран с определенной силой, правильное ощущение требует тренировки слуха. Нужно познакомиться с положением пальцев, в частности с употреблением большого или соответственно 3 и 4 пальцев. Объясняю ученику, что главными пальцами в гамме являются палец до 1-го и после него. Подкладывание - очень трудный навык, поэтому нужно непрерывно обращать внимание на релаксацию! Так как без нее «гладкая» игра гамм невозможна. В исполняемой на нашем уроке гамме - подкладывание с нижней клавиши - более трудное, происходит в левой руке до - ре бемоль, соль - ля бемоль, а с верхней до - си бемоль, фа - ми бемоль в правой, происходит легче. И здесь обращаем внимание, что большой палец во многих случаях ударяет по клавише слишком слабо (хотя из всех пальцев он самый сильный) - признак того, что мало тренирован слух.

Оттого, что большой палец занимает более близкое к клавише положение - поэтому получается при его подкладывании слишком тихо, а иногда из-за неловкости - слишком громко. После подкладывания нужно обращать также особое внимание на 2-ой палей, а при перекладывании - на 3 и 4. Для того, чтобы устранить звуковые неточности играем в очень медленном темпе и отдаем себе отчет в степени силы каждого звука, а также делим гамму на отрезки для запоминания аппликатуры в левой руке - отрезок от «ре бемоль - соль» от 4-го пальца до 1-го, а в правой руке - отрезок от «фа - си бемоль» с 1-го до 4-го пальца.

Кроме контроля за динамическим и ритмическим соотношением, следим за состоянием мускулатуры. После этого, с соблюдением всех требований, исполняем гамму двумя руками. Для выработки ощущения кончиков пальцев очень хорошо помогает прием игры на стаккато, это хорошо приучает слух к отчетливому исполнению каждого звука.

Игру в терциях, в секстах, в децимах, в противоположном движении с этим учеником проходим, но не тратим на это слишком много времени, хотя овладение такими упражнениями не причиняет вреда, но на них уходят ведь и нервные силы, которые модно использовать целесообразней. А те элементы гамм, которые постоянно встречаются в изучаемых произведениях, прорабатываются самым тщательным образом.

Прием работы над арпеджио аналогичен приемам работы над гаммами. При подкладывании и перекладывании - здесь важно вращение. Достигнуть ровности в арпеджио труднее, чем в гаммах, так как ноты отстоят дальше друг от друга.

Женя, при исполнении «жалеет» 4-ый палец и пытается заменить его на 3-й. но на этом надо сразу заострять внимание, так как 4-ый самый слабый палец и нуждается в развитии, без его использования положение руки оказывается неестественным. Для более успешной работы играем короткие арпеджио отдельно каждой рукой с контролем движения кисти.

Длинные арпеджио Женя играет по позициям, это ему удается не сразу, поэтому работаем отдельно каждой рукой, добиваясь осмысленного исполнения, а затем переходим к игре двумя руками, сохраняя общее легато.

Очень нравится ученику исполнять Д7 и ум.VП7, потому что используются все пальцы, при их исполнении следим за мышцами.

В аккордах ученик показывает хорошее владение приемам погружения и сыгранности обеих рук, что очень важно. Следим за работой пятых пальцев, т.к. часто они не добирают звук, а также за локтями, чтобы они не висели и после каждого аккорда освобождались. Слышать каждый звук аккорда, как «светящиеся точки» и чтобы они звучали «точно вместе» глубоко и сочно по динамике.

Хроматическую гамму играем по 6 звуков, следя за полноценной работой левой руки.

Во второй части урока мы продолжили работу над этюдом №8 Бертини. С прошлого урока Женя освоил прием пластичного исполнения шестнадцатых в правой руке (вращением кисти) «Подключая» левую - вслушиваемся в нижний голос - спускающийся короткими мотивами - вниз, который должен исполняться певуче с мягким окончанием.

Женя пока увлечен «правой», при исполнении двумя руками - начинает ускорять темп, но услышав замечание, что ритмическая опора как раз приходится на «восьмые» в левой руке и их нужно слушать, все встает на свои места.

На следующий урок задаю ученику увидеть в тексте все секвенции и выучить их на память, а гамму Ля -бемоль мажор играть сосредоточенно следя за положением пальцев, ровностью звука и аппликатурой. Благодарю ученика за работу , ставлю оценку « отлично» и прощаюсь с ним до следующего урока

На протяжении урока, Женя с пониманием выполнял все пожелания, чувствовалась отдача. Урок прошел результативно и продуктивно.

Присутствовали: Е.А.Шалыгина

Г.А.Горбунова

И.В.Расторгуева

Л.А.Хакимова


«02»октября 2014г.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал