7


  • Учителю
  • Урок страноведения для 7-11 классов. Индия

Урок страноведения для 7-11 классов. Индия

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Страна противоречий


Урок страноведения

для учащихся 8-11-х классов


Действующие лица: Ведущие (1) и (2), Библиотекарь, Чтец.


Оформление:

Книжная выставка, посвященная Индии. Также могут быть представлены пряности, сорта чая. Компьютерная презентация сопровождающаяся фотографиями Дели, Мумбаи, Калькутты, Тадж-Махала, индийские пейзажи, виды Гималаев и т.д.

ВЕДУЩИЙ (1): Уинстон Черчиль говорил, что называть Индию нацией - все равно что на­певать нацией экватор. А Индия - как химия: широко простирает руки свои в дела человеческие - ее место в мировой культуре ни­кому не занять. В нашей стране Индию знают давно. Еще триста лет назад в Астрахани существо­вало специальное подворье для индийских купцов. Есть в рус­ском языке слово «прохиндей» - в словаре В. И. Даля специально указывается, что это мошенник, который врет, что ездил в Индию и там постиг всяческие тайны. Правда, есть в нашем сознании и другой образ индийского гостя: «Не счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном, далекой Индии чудес!» В общем, Индия совсем не чужая страна для России, совер­шенно не чужая!

ВЕДУЩИЙ (2): Сами индий­цы называют свою страну Бхарат. Это седьмое по площади государ­ство на земле (3,29 млн. кв. км). Индия - самая населенная страна мира после Китая. Здесь прожива­ют 1,15 млрд. человек. Население Индии сравнительно молодо. Средний возраст индийцев - 24,9 года. Согласно переписи на­селения 2001 года, дети до 14 лет составляли 40,2 процента населе­ния, жители от 15 до 59 лет - 54,4 процента, старше 60 лет - 5,4 процента. Средняя продолжи­тельность жизни в 1931 году была 27 лет, в 1950 году - 41 год, сейчас этот показатель превышает 60 лет. Среднее число детей в семьях - 5. Сегодня средний возраст для вступления в брак: для мужчин - 23 года, для женщин - 17 лет, а в 1950 году эти показатели были 22 года и 15 лет соответственно.

ВЕДУЩИЙ (1): Издревле в Индии почитался цветок лотоса. Это символ индуизма. Он олице­творяет чистоту и духовное совер­шенство. Боги изображаются си­дящими на тронах-цветках.

Другое растение - чай - явля­ется своеобразной визитной кар­точкой Индии. Восточная посло­вица гласит, что свежий напиток из него подобен бальзаму, а остав­ленный на ночь подобен змее. Су­ществует легенда о том, что Будда попросил пить, ему подали воду, в которую ветром занесло листочки чая. Напиток ему понравился...

ВЕДУЩИЙ (2): В Индии ста­ли заниматься выращиванием чая только в 1834 году. (В Китае эта культура известна с IV века.) Здесь чайные деревья достигают высоты 10-15 м. По площадям чайных плантаций (360 тысяч га) эта стра­на занимает первое в мире место. Чай живет более 100 лет, продук­тивен в возрасте от 10 до 70 лет. Индия собирает 1/3 мирового сбора чая (в год страна экспорти­рует 800 тысяч тонн). Чтобы полу­чить 1 кг чая, приходится сорвать 5-10 тысяч листьев! Лучший в мире чай - ассамский - растет на высоте 2 тысячи метров над уров­нем моря.

ВЕДУЩИЙ (1): В 2005 году по показателям валового внутренне­го продукта Индия занимала две­надцатое место в мире. За послед­ние два десятилетия средний рост годового ВВП составил 5,5 про­цента, что сделало индийскую экономику одной из самых дина мично развивающихся. Эта стра­на - ведущий производитель ара­хиса, второй в мире производитель сахара и риса (85 процентов по­севной площади заняты под рис), третий - табака. По поголовью овец Индия занимает пятое место в мире, по ловле рыбы - седьмое (здесь вылавливают 2,5 млн тонн в год, в том числе 2/3 морской). Основной объект ловли - кревет­ки - вывозятся в США и Японию. Страна на четвертом месте по про­изводству хлопка. И при этом по номинальному доходу на душу на­селения Индия занимает лишь 128-е место в мире, четверть насе­ления страны живет ниже установ­ленного государством прожиточ­ного минимума.

ВЕДУЩИЙ (2): Индия в год экспортирует 90 тысяч тонн пря­ностей, главные из них - черный перец, гвоздика и кардамон. Пе­рец - вечнозеленый вьющийся кустарник, который обычно сажа­ют вместе с кофейными деревья­ми и арековой пальмой. Экспор­тируются также жемчуг и драго­ценные камни. Большую прибыль приносит туризм.

ВЕДУЩИЙ (1): Традиционно индийское общество разбито на касты. Известно, что еще во вто­ром тысячелетии до нашей эры у народов, заселивших Индию, су­ществовало деление на четыре со­словия, получивших название «варны» («варна» переводится с санскрита как «цвет»): брахманы (жрецы и наставники), кшатрии (воины и правители), вайшьи (зем­ледельцы, торговцы, ремесленни­ки), шудры (слуги, разнорабочие).



Варны подразделяются на про­фессиональные группы - джати, которые в европейских языках при­нято называть кастами. За каждой кастой закреплено положение в иерархической структуре общества, определен свой набор профессий. Членство в касте является наследст­венным, а заключение браков разре­шается только внутри своей касты. В стране насчитывается более трех тысяч каст. Их численность может составлять от 200-300 до несколь­ких миллионов человек. Касты име­ют свои газеты, кассы взаимопомо­щи и даже банки. Принадлежность к касте можно определить по типу прически, одежды, знакам на лбу, пище и сосудам для ее приготовле­ния. Высшим кастам запрещено принимать еду из рук человека, при­надлежащего к низшей касте, - считается, что он оскверняет пищу своим прикосновением. За неболь­шой проступокчеловекнесетпокая-ние и обязан пройти обряд очище­ния; за более серьезный - временно изгоняется из касты; за тяжкий - может быть навсегда изгнан. По индийской конституции 1950 года все касты признаны рав­ноправными, кастовая дискрими­нация запрещена законом 1955 года. Однако и в современ­ной Индии, особенно в сельской местности, традиционная система каст сохраняет свое значение.

ВЕДУЩИЙ (2): Незавидно в традиционном индийском общес­тве положение вдовы. По обычаю, женщина, принадлежащая к од­ной из высших каст, овдовев, не имеет права вторично выйти за­муж. Она обязана носить только белое сари*, не должна надевать украшения, пользоваться благо­вониями. Вдова не имеет права находиться в обществе мужчин, даже если это ее сыновья. Она должна питаться только мучной похлебкой и спать на голом полу. Жизнь этой женщины должна проходить в молитвах. Встретить вдову - плохая примета.

ВЕДУЩИЙ (1): Привлекает к себе внимание обряд сати, в соот­ветствии с которым вдова подвер­гается сожжению на погребальном костре вместе с телом покойного мужа. По мнению современных исследователей, этот обычай по­лучил распространение около 500 года и соблюдался на регуляр­ной основе до начала XIX века.

Изначально ритуал считался привилегией жен полководцев или правителей. Королевские похоро­ны могли сопровождаться сожже­нием многочисленных жертв. Так, в гигантском костре одного из ма­хараджей одновременно нашли смерть три тысячи жен и налож­ниц. При этом сати мало известно среди представителей низших каст. Формально этот обычай носит добровольный характер, однако в реальности трудно судить о том, насколько сильным могло быть давление со стороны общины или родственников.

В XVIII-XIX веках на индий­ских территориях, находящихся под властью европейских держав, вводились запреты против обычая сати. Однако ритуал сохранился в Индии и в XX веке. Известен слу­чай самосожжения восемнадцати­летней бездетной вдовы, произо­шедший в 1987 году в штате Рад­жастхан. После этого сначала власти штата, а затем и федераль­ные приняли дополнительные за­конодательные акты против сати. За попытку совершения ритуала женщине грозит до одного года тюрьмы и штраф. Наказание ждет и ее подстрекателей - им грозит длительный тюремный срок, крупный штраф. Однако они мо­гут рассчитывать и на уважение окружающих, начальника тюрьмы и сокамерников. Этот обычай до сих пор имеет место, преимущест­венно в сельской местности. Власти пытаются пресечь практи­ку самосожжения, вводя строгие наказания не только для участни­ков ритуала, но и для пассивных наблюдателей.

ВЕДУЩИЙ (2): Традиционно около 60 процентов каст в Индии считаются низшими. Несмотря на принятие закона, запрещающего кастовую дискриминацию, гово­рить о равенстве пока не прихо­дится. Например, касте манганьяр не разрешено посещать храмы, брать воду из общих колодцев. Члены этой касты традиционно живут в пустыне Тар. Известны они тем, что все мужчины здесь - хорошие кузнецы и лихие коно­крады, а женщины - гадалки. Они одеваются очень пестро: браслеты, ожерелья, серьги, сари, расшитые золотом и серебром. Манганьярь зарабатывают тем, что вызываю дождь, уговаривают землю на урожай. А еще они прекрасные певш и музыканты, поют на свадьбах похоронах. В песнях они славя Шиву и своих предков в 10- 15 поколениях. Детей учат пению с восьми лет. Каста ланга - тоже певцы, но они выше манганьяров, так как их содержит махараджа. В 2002 году обе касты впервые вы­ступали в Москве.

А теперь давайте совершим пу­тешествие по городам Индии, узна­ем о них самые интересные факты.

(Демонстрируются фотографии Дели.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Этот город семь раз разрушали до основания и нещадно грабили, но он снова отстраивался. В конце XIV века Тимур [2] предал его огню и мечу, на улицах появились пирамиды из голов убитых жителей. Но город вновь воскрес! Очередной его за­воеватель Надир-шах [3] был по­ражен богатыми дворцами, на крышах которых сияли золотые монеты. Его современник исто­рик Мухаммад-Казим писал:

Сады и дворцы -

настоящий Ирам [4],

Портреты красавиц видны тут и там.

Дворцовые стены лазурью блестят,

Как в райском саду,

что построил Шаддад.

Средь золота, красок,

цветов и картин

Рассыпаны жемчуг, алмаз и рубин.

Как полагают, город был осно­ван династией Пандавов около 3000 года до н. э. и сначала полу­чил имя Индрапрастха. В 736 году он в очередной раз был выстроен заново и назван Дхилли, позже - Дехли. Конечно же, вы уже дога­дались, что речь идет об индий­ской столице городе Дели.

ВЕДУЩИЙ (1): В V веке в Де­ли была установлена семиметро­вая колонна диаметром 40 см. На высоте человеческой груди она блестит от прикосновений много­численных паломников. По пре­данию, царь приказал установить колонну на голову змеи, которую прежде закопают в землю. Через много лет его потомки захотели проверить - действительно ли под колонной находится змеиная голова. Колонну отодвинули - династия рухнула! Вот уже 1500 лет на колонне нет ржавчи­ны. Высказывались различные версии в качестве объяснения это­го феномена. Долгое время счита­лось, что все дело в составе метал­ла, из которого выполнена колон­на. Также высказывалось мнение, что колонна могла быть сооруже­на из метеоритного железа. Одна­ко недавние исследования показа­ли, что причина, скорее, в очень сухом воздухе Дели.

ВЕДУЩИЙ (2): В Дели снача­ла правили индийские князья, по­том мусульманские правители. Поэтому в городе появились ме­чети, мавзолеи, дворцы, минаре­ты. Мечеть Джама Масджид хра­нит реликвии тех времен: волос из бороды Мухаммеда [5], отпечаток его ступни на мраморе, остаток сандалии пророка, усыпанный ле­пестками роз, и главную книгу мусульман, написанную его ру­кой, - Коран.

(Демонстрируются фотографии Мумбаи (Бомбея).)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Этот город называют воротами в Индию, жемчужиной Индийского океана и индийским Парижем, так как он является столицей индийской мо­ды. Одни говорят, что это совсем не Индия, другие, что это Индия в миниатюре. Здесь много домов удивительной красоты, словно це­ликом завернутых в кружева. Рез­ные ставни на окнах и верандах берегут не тепло, а прохладу. Сре­ди множества фонтанов нет ни од­ного похожего. Вода льется из пасти тигра или льва, кувшина в девичьей руке или утеса, фонтаны охраняют боги Ассирии и Египта, сказочные принцы и нимфы. Здесь есть висячие сады, в кото­рых умелые садоводы-архитекто­ры сотворили в причудливых ва­зах зеленых слонов, колесницы... Здесь есть любимый детьми «Баш­мачок» из английской сказки, с крышей и балкончиком. Наконец, это место знаменито тем, что яв­ляется центром индийской кино­индустрии. Город этот известен под двумя названиями - Мумбаи и Бомбей (такое название он но­сил до 1995 года). Здесь находятся знаменитые Ворота в Индию. Они были заложены на морской набе­режной города в честь коронаци­онного визита короля Георга V, со­стоявшегося в 1911 году. Строи­тельные работы завершились лишь в 1926 году. После обретения Индией независимости через эти ворота отплыли последние бри­танские солдаты.

(Демонстрируется фотография Калькутты.)

ВЕДУЩИЙ (1): Калькутта -самый индийский город-порт. Он построен в 1690 году служащим Ост-Индийской компании, кото­рый женился на индийской де­вушке и остался здесь навсегда. Назван он в честь богини Кали, имя которой в переводе означает «черная». Голова ее выглядит так: три кроваво-красных глаза на чер­ном лице, белые зубы и свисаю­щий красный язык, на шее гир­лянды цветов и ожерелья из чело­веческих голов. В Индии долгое время орудовала секта душителей Кали, они убивали и обманывали людей, чтобы ублажить страшную богиню.

Как известно, Индия долгое время была британской колонией, поэтому английское могущество отставило здесь свои следы. Сохра­нился в Калькутте «Мемориал Виктории» - парк с прудами, бронзовая статуя королевы на тро­не, дворец, где хранятся ее туале­ты, стол, кресло, седло, сбруя ло­шади. В портретной галерее - ли­ца королевского дома. Среди картин самое большое в Индии по­лотно, писанное маслом, - «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году». От картины веет сухим зноем. Перед ней забываешь о влажной жаре Калькутты. Кажет­ся, что ты ощущаешь даже запах пыли, которая клубится под нога­ми воинов и боевых слонов. Под картиной надпись, которая гла­сит, что на белом слоне - принц Уэльский, ниже - подпись о том, что картину подарил музею маха­раджа Джайпура, и только потом, совсем мелко - фамилия автора картины - В. Верещагин [6].

ВЕДУЩИЙ (2): Есть в Калькут­те ботанический сад, построенный на деньги Ост-Индийской компа­нии, в нем собрано 40 тысяч видов растений. Но предметом зависти всех ботанических садов мира яв­ляется Великий Баньян. Это роща площадью 2 гектара. Там растет од­но-единственное дерево! Циклон уронил главный ствол, в живых остались около 600 его «детей». Огромные ветви растут параллель­но земле, на высоте нескольких метров - серые ветви воздушных корней, на которых можно пока­чаться. Вырастая, они образуют це­лые эстакады, их свыше 1100! Кста­ти, баньян - дерево, под которым к Будде пришло просветление.

Калькутта дала стране целую плеяду писателей, художников, музыкантов. Уроженец этого го­рода Рабиндранат Тагор (1861- 1941) в 1913 году стал первым индийским писателем, получившим Нобелевскую премию по литера­туре. В 1919 году он отказался от титула пэра, пожалованного анг­лийским правительством. Его произведения стали духовным мостом, переброшенным гением между Индией и Европой. Первое стихотворение написано им в 7 лет, а напечатано, когда автору было 14 лет. Он знал фольклор, индусскую классику, европейское искусство, сам писал пьесы, играл вместе с племянниками, братьями и учениками в спектаклях. Он из­давался в нашей стране свыше 1600 раз. В возрасте 67 лет Р. Тагор увлекся живописью, и через не­сколько лет его работы были вы­ставлены в Париже, Лондоне, Москве, Нью-Йорке, Берлине. Он основал собственную школу, написал несколько учебников, 50 сборников стихов, 12 романов и повестей, более тридцати пьес, ста рассказов, музыкальные про­изведения.

БИБЛИОТЕКАРЬ: На терри­тории современного Пакистана археологи раскопали один из древнейших городов индской ци­вилизации - Мохенджо-Даро - «холм мертвых». Он возник около 2600 года до н.э. и просущество­вал в течение 900 лет. Раскопки показали, что в Древней Индии существовала высокая культура: найдено зернохранилище с венти­ляцией, улицы города пересека­лись под прямыми углами, шири­на главной улицы была 10 м, что позволяло одновременное движе­ние нескольких воловьих повозок. Дома строили высотой 7,5 м из кирпича. В жилищах были кир­пичные ванны, грязную воду сли­вали в кувшины с малыми отверс­тиями - чтобы вода просачива­лась в землю. В Мохенджо-Даро были обнаружены одни из первых известных археологам обществен­ные туалеты и система городской канализации. Люди делали из ме­ди и бронзы лемеха, оружие, топо­ры. Женщины носили короткие юбки с брошью и жемчужным по­ясом, гребни из слоновой кости, фигурные шпильки, серебряные украшения, мужчины - набед­ренные повязки, волосы на пря­мой пробор повязывали лентами.

(Демонстрируется фотография Тадж-Махала.)


ВЕДУЩИЙ (1): Город Агра когда-то был столицей Могольской империи. Недалеко от него расположен прекрасный беломра­морный мавзолей-мечеть - Тадж-Махал. Это чудо света было по­строено по приказу императора Великих Моголов Шах-Джахана в память о его жене Арджуманд Бану Бегам, также известной под именем Мумтаз Махал - «Укра­шение дворца». Хотя у шаха был огромный гарем, кроме нее он ни­кого не видел. Прекрасная жена не оставляла его даже в военных походах. Но однажды, родив ему 14-го ребенка, она умерла на ру­ках у мужа. Более 20 лет (1630- 1652) шах строил для любимой мавзолей, на строительстве труди­лись 20 тысяч человек.

ЧТЕЦ:

О, повелитель Шах Джахан,

прославивший Восток,

Ты знал, что золото и жизнь

уносит времени поток,

И захотел запечатлеть

печаль своей утраты,

Твои желания - закон,

веленья святы...

И власть разящая, как гром,

исчезнет все равно,

Пускай померкнет блеск ее

с закатом заодно,

Но безутешная печаль

переживет века.

Она на ясный небосвод

навеет облака.

Ее не может поглотить

забвения река.

Алмазов и рубинов красота,

Как семицветной радуги цвета,

Исчезнет, расточится во вселенной,

Зато останется нетленной

На лике времени, как ты мечтал,

Слеза твоя - сияющий кристалл -

Твой Тадж-Махал.


ВЕДУЩИЙ (2): Индийская деревня Эллора в штате Маха­раштра прославилась на весь мир своими храмами, высеченными в скале. Создание этих сооружений датируется VI-IX веками. Всего их здесь 34. Самая знаменитая - пещера № 16 - храм Кайласанатха, посвященный богу Шиве. В его каменных тайниках найдена медная пластина с надписью: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?» Основание храма 61 на 33 м, высота 30 м. Восьми­метровый цоколь опоясан трех­метровыми скульптурами слонов и львов. Белизна штукатурки от­полирована до блеска. Стены не имеют гладкой поверхности, их можно принять за движущуюся массу тел. В одной из ниш - ста­туя демона Раваны, ночью его освещают трепетные огоньки светильников, и демон произво­дит на зрителей магическое впе­чатление. Чтобы построить этот храм в скале, сверху вырубили траншею, освобождаясь от ка­менной шелухи, постепенно очи­щаясь от всего лишнего.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Храм бога Венкатешвары в Тирупати - са­мый богатый в Индии. Купол по­крыт чистым золотом, двери к ал­тарю выложены золотыми пласти­нами. Стоимость драгоценностей на статуе бога оценивается в 1 млн. долларов, или 20 млн. рупий. По праздникам отсюда выезжает ко­лесница на деревянных колесах высотой с четырехэтажный дом и весом 300 тонн. Сюда ежегодно приходят 10 млн. паломников, а 60 поваров круглосуточно готовят для них еду. Бесплатно храм от­крыт только 9 часов в сутки, три часа помещение закрыто. В зале стоят холщовые мешки для по­жертвований - на то, чтобы их опустошить, у тридцати служите­лей уходит три-четыре часа. Пере;входом в храм производят риту­альное бритье, а потом из этих во­лос делают косы и парики, кото­рые продают новым паломникам. Храм ежегодно продает 15 тонн волос!

ВЕДУЩИЙ (1): Джайпур, сто­лицу индийского штата Раджаст­хан, называют «Розовым городом» благодаря розовому камню, использовавшемуся в строитель­стве. Главное чудо Джайпура - Дворец Ветров - Хава-Махал. Это пять этажей из розового пес­чаника. Такой полет фантазии возможен только в сказке. Фасад дворца можно сравнить с медовы­ми сотами или со скалой, к кото­рой прилепились ласточкины гнезда. Каждый этаж - ряд за­крытых балконов, выступающих из стены. Они имеют решетчатые окна, вырезанные из белого мра­мора. Махараджа построил этот дворец специально для гарема, ведь с многочисленных балконов можно смотреть на улицу с шум­ным базаром, оставаясь при этом в тени от посторонних глаз.

(Демонстрируются индийской природы.)

БИБЛИОТЕКАРЬ: А теперь удалимся за пределы городов с их удивительными сооружениями и обратимся к индийской природе.

ВЕДУЩИЙ (2): Первые запо­ведные территории в Индии стали появляться в 300 году до н. э. Бла­годаря национальным паркам спасены многие виды редких жи­вотных: щетинистый заяц, карли­ковая свинья, благородный олень хангул, олень лира, большая ин­дийская дрофа. В 1966 году был организован заповедник Сундар-бан - по названию дерева сунда-ри с красной древесиной. Здесь находятся прекрасные мангровые заросли и самая большая популя­ция королевского тигра на суб­континенте. Этот зверь в нелегкой борьбе побеждает даже слона.

ВЕДУЩИЙ (1): В националь­ном парке Казиранга зимуют не­сколько десятков тысяч северных уток и других перелетных птиц. Но главная достопримечатель­ность парка - панцирный носо­рог весом до 2,5 тонн, ростом «в холке» 2 м, бегающий со скорос­тью 35-40 км/час, живущий до 70 лет. Их здесь около 400. Ма­лыш панцирного носорога весит 65 кг, рождается без рога и с поро­сячьей мордочкой. Раньше этих животных уничтожали. Шкура шла на изготовление щитов для воинов, рог, который достигает 60 см, - на лекарства, кости - на амулеты.

(Демонстрируются изображения Гималаев.)

ВЕДУЩИЙ (2): Мрачные гро­мады горных цепей ослепительно сияют на солнце снежными шап­ками. Дикие ущелья кажутся без­донными, внизу ревут реки. Кус­тарники соревнуются красотой своих цветков, а в лесах северные сосны соседствуют с южными пальмами. Здесь растет все, что есть на земном шаре, в том числе березы и тысячелистник. Отсюда течет Ганг. Это самые высокие го­ры земли - Гималаи. Валентин Сидоров писал в своей повести «Семь дней в Гималаях»...

ЧТЕЦ: «О гималайском клима­те можете судить по такому факту: в долине Кулу в целости и сохранности стоят деревянные здания шестнадцатого века (в одном из них я провел ночь). Выглядят они так, будто лишь вчера пригоняли бревнышко к бревнышку. Да что шестнадцатый век! По здешним глобальным временным масшта­бам это почти что современность. В Нагаре мне показывали дома одиннадцатого столетия, и я тро­гал руками их почерневшие и обомшелые стены. Правда, кедр, который главным образом упот­ребляется здесь для постройки, дерево весьма крепкое, неохотно поддающееся разрушительной ра­боте времени. Но объяснить столь поразительную живучесть старин­ных строений одними лишь заме­чательными свойствами кедра, конечно, нельзя. Индия немысли­ма без Гималаев. Легко понять, почему в Индии эти горы считают священными. Ведь именно отсю­да, с гималайских вершин, несет свои воды воистину животворя­щая артерия всей страны - Ганг. Ведь именно отсюда, с гималай­ских вершин, в часы нестерпимо­го зноя, выжигающего все живое на коричневой и бурой земле, до­носится освежающее дыхание вет­ра, предвещающего долгождан­ный дождь. Ведь именно отсюда, с гималайских вершин, сейчас, как и в древности, спускаются в доли­ну люди, которые провели в углубленной внутренней работе, в уединении, в пугающем безмол­вии гор и снегов годы, а то и деся­тилетия».

ВЕДУЩИЙ (1): Дух Гимала­ев... Что это? Ветер зеленый и горький от летящей пыльцы? За­пах льдов или кедровой смолы? Скрежет льда и грохот лавин? След барса на девственной белиз­не снега или таинственный отпе­чаток пятипалой стопы? Люди? Боги? Вещие камни?

По богатству и разнообразию растительности (21 тысяча видов) Индия занимает первое место сре­ди стран такого размера. Вот не­сколько самых ценных пород де­ревьев, встречающихся здесь:

тик - древесина устойчива против термитов, предохраняет от коррозии вбитые в нее гвозди, идет на изготовление железнодо­рожных вагонов, мебели;

сал - используется в строи­тельстве и на производство желез­нодорожных шпал;

сандаловое дерево - аромат­ная древесина;

железное дерево;

атласное дерево.
ВЕДУЩИЙ (2): В лесах Индии собирают природный лак, кото­рый образуется в результате сек­реторной деятельности крошеч­ных насекомых - лаковых червецов. 25 тысяч тонн лака в год составляет 2/3 его мирового про­изводства, 90 процентов идет на экспорт. Лак используется для производства изоляционных ма­териалов, спиртовых лаков, ти­пографской краски.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Уникаль­ное географическое положение Индии и разнообразие климати­ческих зон обеспечивают удиви­тельное многообразие животного мира: 350 видов млекопитающих, 1200 видов и 2100 подвидов птиц и более 20 тысяч видов насеко­мых, 216 видов змей, в том числе 52 ядовитых. Бурый и черный ги­малайский медведи, леопард, снежный барс, дикий кот манул. Среди редких животных - золо­той лангур, толстый лори, свиной барсук, или теладу, дымчатый лео­пард, кошка темминка, бинтуронг. В дельте Ганга обитают речные дельфины.

ВЕДУЩИЙ (1): Слона в Индии особенно почитают. Уже на протяжении 5,5 тысяч лет это животное рано будят, дают нето­ропливо позавтракать и искупать­ся, потом ведут на работу, в пол­день предоставляют четырехчасо­вой передых. Слон знает около 30 команд, проявляет трогатель­ное усердие.

Популяция индийских слонов самая многочисленная - этих жи­вотных насчитывается около 20 тысяч. В Индии активно при­ручают диких слонов, так как вы­ращивать их дорого. Р. Киплинг в рассказе «Тумай, сын Тумая» пи­сал об одном слоне: «Его поймали 20 лет от роду, стало быть, его го­ды приближались к 70 - возраст зрелости у слонов... Индийское правительство относится к слонам очень бережно. Целое министер­ство занято их отловом, обучени­ем и пересылкой туда, где не обойтись без их помощи». Подоб­но тому, как в России богатство помещика определялось десяти­нами земли, в Индии богатство феодала определялось количест­вом слонов. Все индийские храмы украшены изображениями этих животных. Бог мудрости и благо­разумия Ганеша - человек с голо­вой слона. По преданию, когда он родился, боги радовались его по­явлению на свет, но один бог был глазлив: как только он взглянул на младенца, у того оторвалась голо­ва. Приставить ее обратно не уда­валось, мать была безутешна. Тог­да нашли голову слона, она при­росла, и малыш остался жив.

ВЕДУЩИЙ (2): А эти живот­ные спокойно бродят по улицам деревень и городов, никто не смеет их беспокоить. Речь идет о священной корове зебу. На спине у них большой горб. Они легко пе­реносят жару и укусы насекомых. Убивать и есть их запрещает рели­гия: убийство священной коровы считается в Индии большим гре­хом, чем убийство человека. Тра­диционно корова была жертвой для бога, деньгами, наградой. Пять продуктов коровы (молоко, масло, творог, моча и навоз) счи­таются мощными очистительны­ми средствами.

ВЕДУЩИЙ (1): Древнегречес­кий историк и лейб-медик пер­сидского царя Артаксеркса II Ктезиас в I веке до н. э. писал: «В Индии водится дикий осел рос­том больше лошади. Тело у него белое, голова темно-красная, глаза голубые. На лбу растет рог в пол­тора фута длиной. Порошок, сос­кобленный с него, применяют как лекарство против смертоносных ядов». Ктезиас писал об Индии, которую никогда не видел. Кроме того, он был плохим лингвистом, плохим натуралистом и хорошим лгуном. Писал он так о животном, которое не имеет никакого отно­шения к ослам. На самом деле речь идет о носороге. Мочу этого животного продают на рынках Калькутты очень ходко. Она сулит богатство, любовные успехи, из­бавление от бед и недугов.

ВЕДУЩИЙ (2): Один индий­ский леопард прославился на весь мир. Он убил 125 человек! Мог не заметно выхватить из комнаты со­беседника, спрыгнуть со скалы высотой 4 м, убить женщину и не­заметно протащить ее через тела спящих вповалку 50 человек, ни­кого не разбудив. Он обходил все самострелы, вырывался из капка­нов, носил в себе куски свинца, как талисманы, а яды только улуч­шали его аппетит. Но ранение в плечо оборвало бесконечную цепь жутких преступлений. Джим Кор-бетт, английский охотник, под­полковник в отставке писал об этом людоеде: «Цвет светло-соло­менный. Волосы - короткие и хрупкие. Зубы - стертые и жел­тые, один клык сломан. Раны - одно свежее ранение пулей в пра­вое плечо; одно старое пулевое ра­нение в подушечку левой задней ноги; на той же ноге не хватает части пальца и одного когтя; не­сколько глубоких и частично за­живших ран на голове; одна на правой задней ноге; несколько ран на хвосте; одна на коленном суставе левой задней ноги».

ВЕДУЩИЙ (1): Особое отно­шение в Индии к змеям. В честь них проводится праздник в пери­од проливных дождей. Они появ­ляются и в номерах роскошных отелей, и в простых лачугах. И ни­кто не может их убить - грех! В этот праздник змей приносят из леса в дома и осыпают цветочной пыльцой, кормят молоком, топле­ным маслом, медом, поджарен­ным рисом. Если почетному гостю случается умереть, его тело укрывают шелком и сжигают на погребальном костре из сандало­вого дерева. В этот день змеи не кусаются и терпят людское гос­теприимство, а их заклинателям достается много работы!

«РЕЛИГИИ»

БИБЛИОТЕКАРЬ: По данным переписи населения 1981 года, все население Индии является верую­щим: 83 процента жителей - по­следователи индуизма, 12 процен­тов - мусульмане, остальные - сикхи, христиане, буддисты, пар­сы, джайнисты.

ВЕДУЩИЙ (2): Индуизм яв­ляется одной из древнейших ми­ровых религий, а по числу после­дователей занимает третье место в мире после христианства и исла­ма. Наибольшее распространение эта религия имеет в Индии и Не­пале. Поскольку в индуизме объединены различные направле­ния и традиции, у этой религии нет единого основателя. Три главных божества индуизма: Брахма - «высший, создатель» - творец мироздания; Шива - «бла­госклонный, милостивый, бла­гой» - бог очистительного разруше­ния; Вишну - «вездесущий, пред­вечный» - хранитель мироздания.

Одним из основных понятий индуизма является реинкарнация, или переселение душ. Только тело подвержено смерти и рождению, а душа, называемая атманом, бес­смертна. Цепь перерождений предполагает воздаяние за добро­детельные и дурные поступки.

ВЕДУЩИЙ (1): Есть в индуиз­ме особые верующие - аскеты. Чтобы увидеть прошлое, настоя­щее и будущее, они дают обет молчания, не носят одежду (ее им заменяет ветер), голодают, живут в холоде и сырости, питаются наво­зом священных коров, могут спать на гвоздях, годами сжимать ла­донь в кулак, пока ногти не про­растут сквозь ладонь. При Екате­рине II в России гостил один ин­дийский аскет. В девять лет он дал обет не садиться и не ложиться на землю в течение двенадцати лет. Он спал стоя, привязывая себя ве­ревками к столбу или дереву, по­том мог обходиться и без привязи. Следующие двенадцать лет он стал ходить с сомкнутыми над го­ловой руками, а потом уже не смог их разомкнуть - они срослись. Легенды гласят, что аскетам уда­валось обрушивать в море скалы, вызывать и останавливать дождь, насылать голод и неурожай на врагов. Е. Парнов так описывает одного аскета...

ЧТЕЦ: «...Лохматое, обросшее волосами существо, замершее под навесом. Маленький острый тре­зубец, пронзивший высунутый язык и нижнюю губу, обрекал его на вечное молчание, а свисающая с потолка трапеция, обернутая подушкой, свидетельствовала о том, что «святой» не должен ни сидеть, ни лежать, а может лишь изредка облокотиться. Соседский крестьянин довольным взглядом собственника окинул фигуру фа­натика, в которой не осталось ни­чего человеческого и восхитился: «Вот уже 30 лет мы и кормим его и ходим за ним. Так и стоит все вре­мя молча... Великий подвиг!»

ВЕДУЩИЙ (2): Будда (в пере­воде с санскрита - «пробудившийся») - так называют в буддиз­ме существо, достигшее просвет­ления. Этот эпитет применяется и к Сиддхатхе Гаутаме - индийско­му духовному учителю, жившему в VI-V веках до н. э. и достигшему просветления. Гаутама Будда - ключевая фигура в буддизме. Вос­поминания о его жизни, беседах и монашеских правилах передава­лись в устной традиции и были за­писаны лишь спустя 400 лет. В ми­фологии Будда перерождался 550 раз: 83 раза был святым, 58 раз царем, 24 - монахом, 18 - обе­зьяной, 13 - торговцем, 12 - ку­рицей, 8 - гусем, 6 - слоном, был рыбой, крысой, плотником, ля­гушкой...

Буддизм - вера не в бога, а в его спасение. Причем не с помо­щью посторонних сил, а в резуль­тате собственных усилий. В осно­ве буддизма лежит учение о Четы­рех Благородных Истинах: о страдании, о происхождении и причинах страдания, о подлин­ном прекращении страдания и устранении его источников, о пу­тях к прекращению страдания.

ВЕДУЩИЙ (1): Еще одна ре­лигия, распространенная в Индии, - сикхизм. Он был осно­ван в Пенджабе гуру (духовным учителем) Нанаком (1469-1539). Сикхи верят в единого Бога, все­могущего Творца, настоящее имя которого никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах -«Золотой храм». Это главный храм комплекса, основанного в XVI ве­ке посередине священного озера в городе Амритсар в штате Пенд­жаб. Сикхи проповедуют любовь и братские отношения ко всем людям на земле.

Сикхи носят пять «К»: кеш (не­тронутые волосы, спрятанные под чалму), кангха - гребень, кара - стальной браслет, кирпан - кин­жал, качха - нижнее белье. Кра­сочные тюрбаны, густые бороды, жизнерадостность и предприим­чивость - отличительные особен­ности сикхов. Все мужчины добав­ляют к своему имени приставку «сингх» - лев, а женщины - «каур» - львица. Сикхи профес­сиональные военные.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Джайнизм -религиозно-философское учение, возникшее в Индии около VI века до н. э. Основателем этого учения является Джино Махавира. Джайнисты верят в перевоплощение. Они проповедуют неизменную ценность каждой жизни во всех формах ее проявления, в результа­те чего, конечно же, являются ве­гетарианцами. Воду пьют сквозь ткань, чтобы не проглотить мел­кое насекомое, дорогу подметают, чтобы не раздавить муравья, в хо­лодные ночи не разводят огня, от которого могут погибнуть мо- тыльки, летящие на пламя. Джайнисты дают обет правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Раньше они преимущественно занима­лись торговлей и ростовщичест­вом, сейчас многие из них - крупные бизнесмены.

ВЕДУЩИЙ (2): Есть в Индии огнепоклонники - парсы. Они почитают четыре священных эле­мента: воду, огонь, землю и воз­дух, поэтому у них своеобразный погребальный обряд. Поскольку они считают тело умершего не­чистым, то его нельзя предать ни воде, ни огню, ни воздуху, ни зем­ле. Парсы хоронят людей в «баш­нях молчания» - дагмах. Это не­высокая башня с наружной лест­ницей. Внутри нее - колодец, вокруг которого расположены ни­ши. Сюда и кладут покойников. Трупы поедают грифы, кости па­дают в колодец. Частые дожди по­степенно растворяют их, и всё бесследно исчезает.

ВИКТОРИНА «ИНДИЙСКИЕ ИСТОРИИ»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Достиже­ния древней и средневековой Индии в области науки, литерату­ры и искусства стали неотъемле­мой частью мировой культуры. В IV веке великий индийский ма­тематик Ариабхата вычислил при­ближенное значение числа «пи» - 3,1416. В Древней Индии были известны не только Солнце и Лу­на, но и семь планет Солнечной системы, некоторые созвездия. Индийцы умели строить геомет­рические фигуры, измерять алта­ри, знали систему счета. Индия подарила миру десятичную систе­му счисления. Именно здесь впер­вые научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить до­машнюю птицу.

ВЕДУЩИЙ (1): А теперь да­вайте проведем викторину и по­смотрим, насколько хорошо вы знакомы с достижениями индий­ской цивилизации и историей этой страны.

Вопросы

1. Индия подарила миру игру на истребление фигур противни­ка. Она появилась в V веке. Само название в переводе с персидского означает «властитель умер». Как называется эта игра? (Шахматы.)

2. По сей день практикуется система медицины IV века - аюрведа, основанная на использова­нии растений. Несколько тысяч лет назад индийцы делали косме­тические и пластические опера­ции! Врачеватели знали о болез­нях глаз, сердца, желудка, легких, кожи и методах их лечения. Здесь была разработана система, с по­мощью которой можно поддержи­вать в хорошем состоянии мышцы тела, лечить многие недуги. Чело­век, владеющий этой техникой, может заставить медленно биться сердце, как бы впадает в спячку. Его закапывают в землю, где он продолжает жить под тяжелым слоем земли целую неделю. Как зовут этих людей? (Йоги.)

3. Перед ним стояло войско ин­дийского царя Пора. Двести сло­нов в шахматном порядке с интер­валом 30 метров, заполненных пе­хотой. Это было в 326 году до н. э. Квинт Курций Руф писал: «Слоны, стоявшие среди воинов, издали походили на башни...» На боевых слонов надевали броню, к хоботу привязывали мечи, а к бивням - отравленные копья. На спине вы­силось целое укрепление - дере­вянная башня, обшитая металли­ческими щитами. В ней прята­лись стрелки из лука или «генеральный штаб». Он прошеп­тал: «Наконец-то я вижу достойную для меня опасность». Кто этот отважный полководец? (Александр Македонский.)

4. В 262 году до н. э. государство Маурьев при императоре Ашоке приняло буддизм. Он завоевал со­седнее государство, ужаснулся со­деянному и в назидание потомкам высек на камне слова: «Не к завое­ваниям должен стремиться муд­рый правитель, но к благоденст­вию людей. Если же придется ему поднять оружие, да не забудет он - побеждает только...» Продолжите слова императора. (Истина.)

5. В 1398 году Индия пережи­вает опустошительное нашествие мусульманского завоевателя, раз­бившего Тохтамыша. Назовите его имя. (Тимур.)

6. В XVI веке в Индии у власти оказался потомок Тимура Бабур, бывший правитель Ферганы, из­гнанный узбеками. Династия Бабура получила название Могольской. Первым европейцем, опи­савшим двор Великих Моголов, был французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье. Он прожил в Индии 12 лет и написал книгу о своих приключе­ниях в 1670 году. Одним из самых дальновидных правителей был Акбар (1556-1605). При нем про­водилась политика веротерпимос­ти, он отстаивал прежде всего ин­тересы Индии. Расширяется тор­говля с Западной Европой. Штильмарк в романе «Наследник из Калькутты» писал: «Бриганти­на доставит в Европу весьма ценные товары - дорогие краски для тканей, благородные металлы в слитках, самоцветные камни для ювелиров Голландии, шелка для отечественных модниц и лекарст­венные средства для аптекарей Европы». Какие страны торговали с Индией в XVI веке? (Португа­лия, Франция, Англия.)

7. В середине XIX века вся Индия находилась под властью англичан. Для Британской импе­рии Индия была источником бо­гатств, эту страну называли «круп­нейшим бриллиантом в британ­ской короне». В 1857 году город Гвалиор стал столицей Сипайского восстания, с которого началась освободительная борьбы индий­ского народа. Восстание возглави­ла Лакшми Бай. Переодетая муж­чиной, она погибла в седле, ра­ненная саблей. Англичане так и не узнали, что с ними сражалась женщина. Какая француженка, переодетая в мужской костюм, также возглавила войско в войне против англичан? (Жанна Д'Арк.)

«АЛМАЗЫ»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Рассказы­вая об Индии, невозможно не вспомнить о знаменитых алма­зах, подаренных миру этой стра­ной. Еще в 1298 году путешест­венник Марко Поло писал...

ЧТЕЦ: «В этом царстве находят алмазы, и скажу вам, много тут гор, где находят... алмазы. Пойдет дождь, вода и потечет по горам да по большим пещерам, а как пере­станет дождь и только что вода сой­дет, идут люди искать алмазы...»

ВЕДУЩИЙ (2): Из Индии был вывезен алмаз, вошедший в исто­рию под именем «Санси». Он украшал шлем короля Карла Сме­лого [9], говорят, что однажды спас ему жизнь: сверкнув в глаза противнику, алмаз ослепил его и дал возможность королю поразить врага. Но король убит на поле боя, камень был потерян, затем найден солдатом. Он проходит через мно­жество рук: король Португалии, маркиз Франции Санси, желудок его слуги, король Англии, карди­нал Мазарини, русский заводчик Демидов. По неподтвержденным данным сейчас Санси принадле-" жит Элизабет Тейлор.

ВЕДУЩИЙ (1): Книга Уилки Коллинза рассказывает о при­ключениях желтого алмаза - ве­щи, знаменитой в летописях Индии. Камень украшал чело четверорукого бога Луны, поэто­му и получил название Лунного камня. Приключения его начи­наются с XI века. Бог Вишну вдохнул в алмаз свое дыхание и повелел жрецам охранять ка­мень, а также предсказал, что то­го, кто осмелится завладеть им, ждут несчастья. Лунный камень был похищен и скитался по све­ту, неся проклятье своим вла­дельцам. Индия богата такими историями.

ВЕДУЩИЙ (2): Вторым по ве­личине и стоимости бриллиантом Алмазного фонда считается «Шах» - почти необработанный алмаз в форме призмы. На нем на персидском языке выведены име­на его владельцев - правителей Великих Моголов. Он принадле­жал им с 1591 года. В 1829 году «Шах» был преподнесен россий­скому императорскому двору, в 1922 году его вносят в Алмазный фонд.

ВЕДУЩИЙ (1): В Алмазном фонде Московского Кремля хра­нится индийский алмаз «Орлов», подаренный графом Григорием Орловым Екатерине Великой. Когда-то он украшал ее скипетр.

ВЕДУЩИЙ (2): Алмаз Регента - один из самых известных брилли­антов в мире. Его вес составляет более 400 карат. По легенде, он был найден рабом на берегу реки Кришны. Пройдя долгий путь по Европе, алмаз попал в руки Фи­липпа II, герцога Орлеанского, регента при малолетнем француз­ском короле Людовике XV. От это­го владельца камень и получил свое имя. Сейчас алмаз Регента хранится в Лувре.

«КУЛЬТУРА»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Многим известна фигурка танцующего бо­га Шивы с длинными развеваю­щимися волосами, усыпанными драгоценными камнями, в воло­сах - кобра, на шее - ожерелье из черепов, в руках - месяц и река Ганг, на ногах и руках - браслеты или обвитые змеи. У него четыре руки и три глаза, третий глаз - символ высшей мудрости. Счита­ют, что он изображает 108 танцев.

ВЕДУЩИЙ (1): Индусы верят, что, когда Шива танцует, мир по­гружается в хаос, а звезды беспо­рядочно падают на землю. При его храмах существовали танцовщи­цы, которые умели и петь, и тан­цевать, и тонко обходиться с посе­тителями, они были красавицами. Священные книги предписывали им знать 28 жестов для одной руки и 24 - для обеих. Они могли изоб­разить кобру перед прыжком, бро­дящего по лесу оленя, Кришну, играющего на флейте. Техника индийского танца сложилась две тысячи лет назад. В танцах при­сутствуют движение, мимика и музыка. Танцы приурочены к сбо­ру урожая, рождению ребенка, времени года. В одних надо про­нести, не пролив, полные кувши­ны воды, в других - жонглиро­вать ножами. В танцах рассказы­вают о ловле рыбы, возделывании земли, молотьбе. На ногах тан­цовщиц маленькие серебряные бубенчики.

ВЕДУЩИЙ (2): Индия - круп­нейшая кинодержава, и индийское кино известно по всему миру. В 1983 году в Индии было выпуще­но 742 кинофильма, а в США - только 249. В индийской кинопро­мышленности занято 1,5 млн. чело­век. Индия занимает второе место по киноэкспорту после Голливуда.

БИБЛИОТЕКАРЬ: Многие интересные традиции связаны с индийскими праздниками. В ян­варе отмечают праздник урожая, знаменующий смену времен года. На февраль-март приходится са­мый красочный праздник - нача­ло весны. Женщины надевают желтые сари, вставляют в волосы жасмин или маргаритки. Мужчи­ны надевают шафрановые тюрба­ны. По традиции в этот день об­ливаются подкрашенной водой, бросаются разноцветной глиной, угощают друг друга сладостями. Вечером опускают в реку зажжен­ные глиняные светильники. Боги любви смотрят на эти плывущие огоньки и видят охваченные огнем сердца влюбленных. И пла­мень этот не могут задуть никакие ветры.

«ОДЕЖДА»

ВЕДУЩИЙ (1): Традицион­ной женской одеждой в Индии яв­ляется сари. Это ткань длиной от 5 до 9 м, которую специальным образом оборачивают вокруг тела. Традиционное сари собрано в складки на поясе, обернуто вокруг ног и тела, а свободный конец пе­реброшен сзади через плечо на грудь. Под сари надевают корот­кую облегающую кофточку чоли. Женщины не носят головных убо­ров, прикрывают голову свобод­ным концом сари. Сари стирают и сушат на гальке по берегам рек, каждая полоска суши, словно грядка тюльпанов.

ВЕДУЩИЙ (2): Мужской ва­риант сари называется дхоти и лунги. Также популярны френчи со стоячим воротником. Деловые люди все чаще одеваются по-ев­ропейски - в костюмы с галсту­ками, а летом в костюмы сафари. В сельской местности мужчины носят тюрбаны, иногда довольно яркие.

ВЕДУЩИЙ (1): Индийские женщины рисуют на лбу «тика» - точку красного цвета. Тика напо­минает о третьем глазе Шивы - средоточии его мыслей и знаний. По праздникам такую точку рису­ют и мужчины.


«РЕМЕСЛА»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Ремесла в Индии остались теми же, что и тысячу лет назад.

ВЕДУЩИЙ (2): Кашмир - ро­дина знаменитых шалей, проходя­щих через обручальное кольцо. Их делают из козьей шерсти, взятой из подбрюшья и с шеи животных. Шерсть собирают в горах в период линьки диких коз, рискуя жизнью в скалах Гималаев. Готовая ткань заглаживается, но не с помощью утюга. Ее гладят шлифованным куском агата или сердолика. По­том застилают бумагой, колют на ней узор, посыпают золой, выши­вают по получившемуся контуру. Вышивку делают так искусно, что трудно отличить лицевую сторону от изнаночной. Особо славится индийская вышивка, украшенная драгоценными камнями.

ВЕДУЩИЙ (1): Интересно, что технология батика, просла­вившая Китай, придумана в Индии!


ВЕДУЩИЙ (2): Здесь же ткут шелковые и шерстяные ковры, узелки на которых такие крошеч­ные, что их не увидишь невоору­женным глазом. В Нью-Йорке в музее Метрополитен хранится ин­дийский шелковый ковер периода Великих Моголов, где на каждый квадратный сантиметр приходит­ся более тысячи узелков!

Ткачи из Варанаси изготовля­ют шелка, украшенные золотыми и серебряными нитями.

БИБЛИОТЕКАРЬ: В Индии вам могут предложить прилечь от­дохнуть на алоэ. Догадываетесь, о чем идет речь? О циновке. Для ее изготовления используют гигант­ское алоэ с полутораметровыми листьями. Листья замачивают, отбивают палками, сушат, вьют из них веревки, наконец, из бечевы делают циновку. В Индии цинов­ки плетут и из трав, растущих на болотах, они получаются шелко­вистые. Волокно кокоса замачи­вают в прудах или озерах, закапы­вая в дно водоема на срок от меся­ца до года. Чем дольше волокно пролежит на дне, тем мягче и неж­нее оно получится. Циновками в Индии завешивают стены, окна, двери, спасаясь от зноя. На них спят, едят, ставят посуду.

ВЕДУЩИЙ (1): В Индии из-за жары трудно очищать деревянную и керамическую посуду, потому что пища впитывается в поры. Поэтому посуду здесь делают из металла, украшают ее чеканкой, насечками, рельефом. В древней индийской литературе записано: «Посуде из золота приписывается свойство улучшать зрение, из се­ребра - общая благоприятность и способность лечить кашель, из бронзы - содействовать развитию ума, но вместе с тем и способ­ность возбуждать кровь и желчь, из красной меди - способность вызывать раздражение и горяч­ность, из железа - свойство лечить желтуху, водянку и анемию». Любопытно, что исследования со­временных ученых подтверждают эту многовековую мудрость.

«КУХНЯ»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Индия -страна пряностей. Используются они в блюдах очень щедро. Воз­можно, это связано с тем, что пря­ности растут здесь на каждом ша­гу и стоят гроши. Помимо всего прочего острые пряности еще и помогают бороться с микробами, которые при несколько своеоб­разном отношении многих бед­ных индийцев к гигиене сильно им досаждают. Ванну могут себе позволить далеко не все жители Индии, а ложку перца - каждый!

ВЕДУЩИЙ (2): Знаменитая индийская приправа карри - это смесь пряностей. Сюда входят лист карри (растение, которое по-научному называется Мюррея Кёнига, отдельно его никогда не едят, но в карри оно необходимо) и по­рошок из корней куркумы. Имен­но благодаря куркуме карри ока­зывается необыкновенно полез­ным для здоровья. Содержащееся здесь вещество куркумин - мощ­нейший антиоксидант, он способ­ствует заживлению ран, предохра­няет печень от действия алкоголя и даже обладает достаточно ярко выраженным противораковым действием. Это доказано научны­ми экспериментами. Так что ин­дийцы не зря едят карри, это не только вкусно, это еще и полезно, несмотря на то, что в карри бывает довольно много очень острых и жгучих пряностей, например красного перца. Основа карри, по­мимо уже названных пряностей, образуется имбирем, черным пер­цем, корицей, гвоздикой, кориан­дром. Есть * отдельное карри для мяса, рыбы, риса, овощей.

ВЕДУЩИЙ (1): В меню ин­дийцев входят довольно простые продукты: рис, чечевичная каша, смесь гороха с брынзой, баранина со шпинатом. Пападам - тонкое как бумажный лист, солоноватое печенье из рисовой муки. Инте­ресно, что чай не является тради­ционным напитком в Индии. Широкое распространение он по­лучил лишь в течение последних 50 лет, а в 1900 году его пили толь ко 2,5 процента населения. Чаем заваривают молоко. Националь­ный чайный напиток - заморо­женный чай с сахаром, лимоном и кусочками льда. Индийцы подни­мают тонус так: семена арековой пальмы смешивают с кардамоном и гашеной известью, смесь заво­рачивают в пряный лист перца бе­тель и жуют. Язык от этого стано­вится оранжево-красным.


«ЗАМОРОЧКИ ПО-ИНДИЙСКИ»

БИБЛИОТЕКАРЬ: Искусство общения в Индии очень развито. Об индийском собеседнике мож­но написать целую книгу. Его от­личительная черта - умение слу­шать, отсутствие категоричности, уважение и внимание к словам говорящего.

ВЕДУЩИЙ (2): В Индии, осо­бенно в простых семьях, принято давать детям громкие имена богов и героев: Вишну, Кришна, чтобы привлечь к ним на помощь небес­ные силы. До сих пор родители советуются с астрологами перед свадьбой детей, сравнивают горо­скопы жениха и невесты, день свадьбы назначает астролог, за не­сколько дней до торжества оба проходят обряд очищения: нати­раются смесью горчичного масла и куркумы.

ВЕДУЩИЙ (1): В середине первого тысячелетия до н. э. в Индии были распространены дет­ские браки. Делалось это для того, чтобы меньше был выкуп за невес­ту. Один отец отдавал замуж 6-ме­сячную дочь, которую во время бракосочетания носил на руках. В 1891 году средний возраст ин­дийских невест составлял 12,5 лет, в 1941 - 15. По традиции, родители невесты обязаны выплатить жени­ху деньги, хотя в 1961 году эта практика была запрещено законом, а в 1983 году требование такого вы­купа стало официально считаться вымогательством.

ВЕДУЩИЙ (2): В Индии су­ществуют домашние ритуалы, ко­торым надо обязательно посвя­тить время: проснуться до восхо­да, встать с правой ноги, взглянуть на ладони, умыться левой рукой (правой нельзя, потому что ею бе­рут пищу), сделать ритуальный глоток воды для очищения. Утренний обряд длится не менее трех часов, поэтому занятия в школах и рабочий день начинают­ся не раньше 10-11 часов!

ВЕДУЩИЙ (1): Распростра­нен в Индии культ камней. Как не боготворить камень, ведь он поте­ет, как человек! Когда трешь его в руках, остается влажное пятно. Откуда на камне царапины? Он воевал с мышами на поле, спасая ваш урожай. Камням приносят дары: траву, камешки и складыва­ют рядом аккуратными кучками.


Используемая литература:


1. Азия. -М.. 2001.

2. Акимушкин, И. Причуды природы. Бурда, Б. Вкусно! - Екатеринбург 2006.

3. Ивашенцов Г. А. Индия. - М-1989.

4. Калашников. Чудеса света. - М.,2001.

5. Костюкова, Е. Верная или отвер­женная? // Вокруг света. - 1995. -№ 5.

6. Мураков А. Величайшие реки ми­ра.-Л., 1968.

7. Овчинников, В. Своими глазами. страницы путевых дневников. - М., 1989.

8. Парнов Е. Боги Лотоса. - М.,1980.

9. Ревенко М. В. Энциклопедия гео­графических открытий. - М.. 1999.

10. Сидоров, В. Лотос Брамы. - М.,1996.

11. Сто великих городов мира. - М.,2005.

12. Сто великих мифов и легенд мира. -М.., 2005.

13. Сто великих музеев мира. - М.,2005.

14. Сто великих парков и заповедни­ков мира. - М.. 2005.

15. Страны мира: энциклопедический справочник. - Смоленск. 2000.

16. Энциклопедия для детей. Искус­ство. - Т. 7. - Ч. 3. - М., 2001.

17. Энциклопедия для детей. Религии мира. - Т. 6.-Ч. 1.-М.. 1997.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал