- Учителю
- Текст к виртуальной экскурсии Владимир-древняя столица Руси
Текст к виртуальной экскурсии Владимир-древняя столица Руси
Слайд 1
Вашему вниманию предлагается виртуальная экскурсия «Владимир - древняя столица Руси», в ходе который можно познакомиться с монастырями, храмами и соборами этого удивительного города.
Слайд 2
Если вам захотелось ярких впечатлений вам обязательно нужно приехать во Владимир - Древнюю столицу Руси. Приехав во Владимир, вы увидите белокаменные сооружения XII века, которые являются не только архитектурными шедеврами, но и свидетелями столичного величия города, стоявшего в ту пору на главном перекрестке столбовых дорог русской истории.
Старина маленькими островками все еще живет в нем. Надо только немного освоиться, приглядеться, и тогда заговорят страницы его каменной летописи, откроют чарующие панорамы и уютные живописные уголки.
Слайд 3
Всемирную славу Владимира - крупного центра туризма, одного из основных пунктов на маршруте «Золотое кольцо России», составляют белокаменные сооружения XII века.
Историческое значение древнего города определялось тем, что в середине XII века Владимир поднялся как новый центр государства и культуры. Владимирская земля стала ядром великорусской народности, здесь возникли идеи нового объединения русских земель.
Ранняя история Владимира малоизвестна. В большинстве русских летописей первое упоминание относится к 990 году, а его основание приписывается киевскому князю Владимиру Святославовичу. По другим источникам, город основан в 1108 году переяславским князем Владимиром Мономахом.
Возвышение Владимира началось при сыне Юрия Долгорукого, Андрее, получившем прозвище Боголюбский. Он перенес сюда столицу из Суздаля
Слайд 4.
Важнейшие архитектурные памятники сосредоточены на плоскогорье между реками Клязьмой и Лыбедью, на территории древнего города, некогда ограниченной волнистым контуром земляных валов, общей протяженностью около семи километров.
Слайд 5.
Главным въездом во Владимир служили западные ворота, названные в древней традиции Золотыми. Стоящие ныне посередине улицы и ставшие своеобразной эмблемой города. Ворота представляют собой исключительный интерес как редчайший образец средневекового военно-инженерного искусства.
Сооружение имело вид четырехгранной башни с высоким арочным проемом и боевой площадкой над ним. В центре площадки стояла небольшая церковь Положения Риз (одежд) Богоматери. Ворота закрывались дубовыми створами, окованными золоченой медью.
Из первоначального сооружения в настоящее время сохранилась только арка, все остальное - достройки XVIII века.
Слайд 6.
Во Владимире находится множество прекрасных соборов, некоторые из которых хорошо известны даже за пределами нашей страны. Что, в общем-то, и не удивительно для города со столь длинной и богатой историей.
От Золотых ворот начинается улица Большая Московская, которая приведет нас на Соборную площадь. Здесь находится главный храм города - Успенский собор (1158-1160) -классическое произведение древнерусского зодчества, послужившее болонскому архитектору Аристотелю Фьораванти при строительстве Успенского собора Московского Кремля.
Слайд 7.
Успенский собор - самый известный храм древнего Владимира. Согласно амбициозным планам Андрея Боголюбского, предполагалось, что храм станет центром политической и культурной жизни всего Владимиро-Суздальского княжества и, более того, главным собором всей Руси. Собор функционирует, открыт для посетителей каждый день и определенно заслуживает детального осмотра как изнутри, так и снаружи.
Владимирский Успенский собор дошел до нас в перестройке после городского пожара 1185 года.
Слайд 8.
Роль собора не ограничивалась богослужениями и проповедями. При нем велось летописание, находилась первая владимирская библиотека. Исключительную ценность представляют сохранившиеся в соборе росписи, выполненные крупнейшим художником Древней Руси Андреем Рублевым.
Слайд 9.
Долгие годы собор носил гордое звание кафедрального, будучи центром христианства на территории Владимиро-Суздальской Руси. К сожалению, от оригинальных фресок практически ничего не осталось, до нас дошли лишь росписи времен Даниила Черного (1408 год) и фрески 19-го века, однако их красота заставляет на мгновение затаить дыхание.
Успенский собор по праву считается одной из важнейших церквей Владимира, уже давно ставшей обязательной частью программы любого экскурсионного тура. Построенный в середине XII века при князе Андрее Боголюбском для того, чтобы в будущем стать главным храмом страны. Согласно летописям, для постройки во Владимир были приглашены искуснейшие мастера «из всех земель», в том числе и с романского Запада. По тем временам это было довольно дерзким отказом от Киевских архитектурных традиций.
Слайд 10.
Согласно легенде, икона была написана еще при жизни Богородицы и передана Константинополю в 450 году. Там она пробыла до XII века, после чего была прислана в дар киевскому князю Юрию Долгорукому, отцу Андрея Боголюбского. По пути во Владимир икона не раз ограждала Андрея и его спутников от различных несчастий, а потом и вовсе единственная уцелела после пожара, устроенного в Успенском соборе ханом Батыем.
Еще через двести лет после этого икона была перенесена в Москву и размещена в Успенском соборе Кремля, чтобы спасти город от Тамерлана. Вскоре после этого он отступил - впрочем, этому можно найти множество и более объективных объяснений.
И, наконец, в 1521, году икона, вновь привезенная в Москву - теперь уже насовсем - спасает ее от вторжения войск хана Махмета. Вплоть до XVII века икона считалась самой главной святыней страны. Перед ней избирались митрополиты и патриархи, венчались на царство монархи и произносились клятвы верности.
Впрочем, хоть Успенский собор и лишился своего главного украшение, внутри все еще есть на что полюбоваться. Стены собора покрыты фресковой росписью, в том числе недавно отметившими свое шестисотлетие фресками величайшего из древнерусских живописцев, Андрея Рублева
Слайд 11
Всего в сотне метров от Успенского расположен Дмитриевский собор. Службы в соборе уже не проводятся, но иногда он открыт для посетителей - правда, со странным графиком работы храма: даже сами владимирцы не всегда в состоянии разобраться. Впрочем, если попасть внутрь не получится, не стоит расстраиваться - снаружи собор все равно намного красивее. Время постройки Дмитриевского собора пришлось на период расцвета Владимиро-Суздальского княжества, когда всего за несколько десятилетий из захолустья оно превратилось в земли, играющие решающую роль в жизни страны. Храм был возведен на рубеже XII и XIII веков, а в его постройке принимали участие только русские мастера, что особенно подчеркивалось в летописях. Всего через 40 лет после постройки храм, как и почти весь Владимир, был разрушен и разграблен татарами, а после этого пережил еще и несколько пожаров. В таком состоянии он пробыл довольно долго, пока в 1837 году по распоряжению Николая I не был отреставрирован знатоками русского стиля.
Слайд 12
Главным украшением храма стала резьба, полностью покрывающая его верхний ярус и барабан купола. Для украшения было использовано 566 резных камней, складывающихся в причудливую картину, в которой христианские образы сосуществуют с мифологическими и литературными. На колончатом поясе расположена галерея святых, окруженных изображениями растений и животных. На южном фасаде собора больше всего выделяется композиция, повествующая о вознесении Александра Македонского на небо. На северном фасаде изображен строитель храма, князь Всеволод Большое Гнездо, окруженный сыновьями. Правда, после столь изящного и приковывающего к себе взгляд внешнего убранства собора его интерьеры немного разочаровывают. В отличие от всех прочих владимирских соборов, Дмитриевский внутри оформлен крайне скромно. Те немногие фрески, которые уцелели после пожаров, были впоследствии уничтожены реставраторами, и теперь храм встречает посетителей почти стерильной белизной.
Слайд 13
Еще чуть дальше находится Рождественский монастырь и примыкающая к нему Николо-Кремлёвская церковь, в которой сейчас находится библиотека и городской планетарий.
Рождественский мужской монастырь был основан Великим князем Всеволодом Большое Гнездо в 1191 году, таким образом, монастырь является одним из самых древних в России. Точнее, Всеволод Третий приказал построить небольшой собор и освятить его в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Собор заложили на крутом берегу реки Клязьма, недалеко от величественных Успенского и Дмитриевского соборов. Рождественский собор сильно отличался от своих «собратьев» строгостью, отсутствием богатых украшений, меньшими размерами, к тому же собор имел всего один купол.
Вокруг собора монахи возвели множество деревянных построек, где разместились их кельи и подсобные помещения. Примерно пять столетий все строения монастыря (за исключением Рождественского собора) были деревянными. В самом начале семнадцатого века решено было построить белокаменные ворота (их назвали Святыми воротами), преграждающие въезд на территорию монастыря по северной дороге. Святые ворота слились со стеной Христо-Рождественской церкви. Свой первозданный вид и ворота и церковь не сохранили, так как в середине девятнадцатого века их пришлось реставрировать, но из-за плохого состояния архитекторы практически выстроили их заново.
Слайд 14.
До начала шестнадцатого века Рождественский мужской монастырь оставался главным на Руси. В тот период, когда Владимир был русской столицей, в Рождественском соборе располагался сам патриарх. Существует легенда, что именно в Рождественском монастыре жил монах Лаврентий, автор известной Лаврентьевской летописи (к сожалению прямых доказательств этому нет). В средине шестнадцатого века главным монастырем страны становится Троице-Сергиева обитель, через полтора века первенство переходит к Александро-Невской обители. В восемнадцатом веке в Рождественском монастыре расположилась резиденция духовенства владимирской епархии. В некрополе Рождественского собора нашел свой последний приют Великий князь Александр Невский, возведенный в лик святых. В 1723 году гроб с его останками был переправлен в Санкт-Петербург.
В 1654 году монахи к Рождественскому собору пристроили высокую колокольню. Через два году на протяжении всей северной стены выросли каменные здания, где монахи расположили монашеские кельи. Примерно через двадцать лет, но уже вдоль южной стены монастыря появились новые белокаменные корпуса с кельями и новый лазарет. В 1689 году рядом с собором построили просторный дом для настоятеля монастыря, строение было богато украшено резным камнем. В восемнадцатом веке по периметру территории монастыря выросла высокая белокаменная ограда, на всех четырех углах возвышались смотровые башни. В 1748 году на свободном месте в западной части монастыря возвели величественный двухэтажный дом с куполами на крыше. В этом богато украшенном строении поселился архиерей.
В середине девятнадцатого века Рождественский собор пришел в ужасное состояние, он буквально разваливался на глазах. Реставрационные работы уже не могли помочь древнему храму, поэтому архитектор Н.А. Артлебен решил снести собор и на том же месте выстроить его заново. Колокольня оставалась в неплохом состоянии, поэтому ограничились лишь небольшим ее ремонтом. Для постройки использовали не только белый природный камень, но и кирпич. Около десяти лет продолжалось строительство, наконец, в 1868 году собор был закончен. От Рождественского собора двенадцатого века он отличался только отсутствием галерей. В 1930 году по решению коммунистической партии и рождественский собор и колокольня были снесены.
Слайд 15
Успенский Княгинин монастырь был основан Великой княгиней Марией первой женой Великого князя Всеволода Большое Гнездо. Мария родила Всеволоду Юрьевичу восьмерых сыновей и пятерых дочерей. В 1199 году княгиня приняла решение посвятить свою жизнь служению Богу и постриглась в монахини, получив имя Марфа. Ее волей был основан Успенский женский монастырь.
Создание монастыря началось со строительства Успенского собора - главного храма Княгининого монастыря. Храм внутри богато расписан от купола до пола. Фрески изображают картину Страшного Суда. Иконостас содержит икона Спасителя и Владимирская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери и икона Успения Пресвятой Богородицы, все они были получены монастырем в дар от патриарха Иосифа.
Название «Княгинин» монастырь получил из-за того, что, во-первых, он был основан великой Владимирской княгиней, во-вторых, по традиции, в главном храме монастыря хоронили всех женщин княжеского рода (жен великих князей, их дочерей и сестер), в-третьих, монастырь освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Некрополь главного собора Успенского монастыря хранит останки княгини Марфы (основательницы), ее родной сестры, дочери Александра Невского Евдокии, его двух супруг, супруги великого путешественника и первооткрывателя М.П. Лазарева и многих других женщин.
Слайд 16
Успенский женский монастырь всегда был тесно связан со всеми значимыми для России событиями. Своими благими делами монахини прославили свою обитель на всю святую Русь. Монастырь долгое время был самым богатым и знаменитым среди всех женских монастырей России. Тем не менее, это не спасло его от разорения. В 1411 году войска татарского царевича Талыча ворвались в монастырь, разрушили постройки и разграбили храмы. Больше полувека обитель оставалась разоренной. В начале шестнадцатого века под руководством самого великого князя Василия Третьего началось восстановление монастыря. Впоследствии русские цари (Иван Грозный, Михаил Федорович и его сын Алексей) бережно хранили покой обители, заботились о монахинях и о благосостоянии храмов и построек.
С приходом к власти коммунистов Успенский монастырь был закрыт. Монахинь выселили, а их кельи были переданы в распоряжение администрации. На территории монастыря поселились партийные работники, храмы и соборы были закрыты, а Успенский Княгинин монастырь с 1923 года переименован в поселок Воровского. Только в 1992 году монастырь вновь был возрожден. К огромному удивлению монахинь в главном соборе сохранилась великая православная святыня - икона Боголюбивой Божьей Матери. Эта икона была написана по приказу Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского. Сохранились так же и нетленные мощи мученика Авраамия Болгарского.
Слайд 17.
Во Владимире есть еще один Успенский собор, расположенный на территории женского Успенского монастыря. Он, в противоположность Дмитриевскому, довольно скромно смотрится снаружи, зато украшен потрясающими фресками, покрывающими почти все внутреннее пространство монастыря.
Слайд 18
На улице Студеная гора возвышается построенная в
конце XIX века на деньги отставного капитана Архангельского
Михайло-Архангельская церковь. Церковь Архангела Михаила
расположена в южной части города Владимира среди домов городской
застройки конца XIX - начала XX веков. Обзор на храм фактически
открывается только с западной стороны. Памятник представляет
типичный образец культовой постройки конца XIX века, выполненной в
«русском стиле». Закладка церкви состоялась 13 октября 1891 года на
месте и средства, завещанные отставным капитаном Ф.Г.
Архангельским. Храм был возведен по проекту архитектора А.Л.
Афанасьева инженером И.А. Карабутовым. Освящение состоялось в 1893
году.
Церковь Архангела Михаила представляет собой бесстолпный храм,
четверик на восьмерике, завершенный восьмигранным барабаном со
шлемовидным покрытием. Увенчан храм был луковичной главкой с
зеркальным крестом. Особенностью пространственно-объемной
композиции церкви является отсутствие алтарной апсиды. В здание со
всех четырех сторон имеются входы, украшенные порталами с
килевидным завершением под металлической кровлей с фигурными
карнизами. Декоративное оформление храма также выполнено в «русском
стиле» конца XIX века. Все здание украшает пышный декор из тесаных
кирпичей: проребрики, валики, пилястры с ширинками и ромбами.
Килевидное завершение фасадов повторяется и в оформлении
восьмерика. Справа от храма сохранилась часовня. С левой
располагалась звонница с пятью колоколами, не сохранилась до наших
дней. Внутренний интерьер храма украшал иконостас из черного дуба,
сделанный московским художником Э. К. Бетте. Иконы к нему были
написаны известным иконописцем Н. М. Сафоновым из Палеха,
паникадило и церковная утварь были привезены из Москвы от купца
Агапова. В 1929 году церковь закрыли. В мае 1985 года под сводами
храма была открыта музейная экспозиция "Часы и время". В 1996 году
храм возвращен православным верующим. В 1997 году состоялось
освящение храма, теперь он вновь действующий. А совсем недавно во
дворе храма Архангела Михаила на Студеной горе появилась голубятня.
Птичий дом имеет высоту более трех метров. Его отлично видно из
окон проезжающих мимо автобусов и машин. Все птицы голубятни
породистые - «Владимирские», «Орловские», «Трубачи», «Павлин» и
предназначены для венчания. Молодожены, обвенчавшиеся в этом храме,
по желанию выпускают их в небо, на счастье.
Слайд 19
Нельзя не зайти в Троицкую церковь на Музейной улице. Троицкая православная церковь старообрядцев белокриницкого согласия построена в 1913-1916 годах после принятия в 1905 году Указа об укреплении начал веротерпимости. Занимает приблизительно то церковное место, которое с XVII века принадлежало деревянной Казанской церкви Ямской слободы, после пожара 1778 года перенесённой вместе со слободой за пределы города. В 1912 году участок, на котором к тому времени появилась частная застройка (на углу улиц Дворянской и Летнеперевозинской), приобрела старообрядческая община белокриницкого согласия, среди которых было немало купцов. Церковь строилась на средства общины по проекту архитектора-художника С. М. Жарова. 30 октября 1916 года Троицкая церковь была освящена. На рубеже XIX-XX веков в районе Золотых ворот помимо старообрядческой церкви было выстроено два храма неправославных конфессий - польский костёл и немецкая кирха, которая была снесена в советское время. Оба храма в стиле неоготики. Службы в храме продолжались до 1928 года. После закрытия церкви в ней разместилось губернское архивное бюро. Впоследствии здание использовалось городской властью для разных целей. В 1960-е годы храм предполагалось снести под предлогом расширения площади, но стараниями общественности и при активном участии писателя В. А. Солоухина</<font face="Times New Roman, serif"> церковь сохранили. В 1971-1973 годах храм был реставрирован, а в мае 1974 года под его сводами разместилась выставка Владимиро-Суздальского музея «Хрусталь. Лаковая миниатюра. Вышивка».
Слайд 20
И еще один храм древней столицы Руси. Никитская
церковь во Владимире была построена в середине XVIII века, в начале
60-ых годов на средства местного купца Семена Лазарева в честь
Переяславского столпника - мученика Никиты.
Внешне храм значительно отличается от храмов, которые строились в
то время: он возведен в традициях дворцового зодчества. Никитская
церковь - церковь трапезного типа, имеет 3 этажа, на каждом из
которых, есть свой иконостас. Помещения храма просторные и светлые
за счет широких больших окон. Внешняя отделка храма выполнена в
стиле барокко. Храм был закрыт в 1938 году.
Слайд 21
Храм Георгия Победоносца был построен в 1157 году Великим князем Юрием Долгоруким на его Великокняжеском дворе, и был назван в честь небесного покровителя князя Юрия Долгорукого, одного из самых почитаемых на Руси, святого великомученика Георгия Победоносца.
Летом 1778 года Георгиевская церковь была полностью разрушена по причине пожара, после чего новый храм был отстроен из кирпича и белого камня в стиле барокко. От древней церкви сохранились отдельные блоки в цоколях. В 1847 году к храму с юга пристроили придел, освященный во имя святого князя Владимира.
Храм Георгия Победоносца находится в историческом центре Владимира, близ Золотых ворот. Действующая на сегодняшний день церковь кардинально отличается от первоначального ее вида. Как известно, для стиля барокко характерна нарядность, стройность и грация форм, по причине чего он редко применялся во Владимирской области как стиль для церковных объектов второй половины 18 столетия.
В Георгиевской церкви находятся две древние усыпальницы, надписи на которых свидетельствуют о том, что здесь погребены мать и брат благоверного князя Александра Невского - Феодосия Мстиславна и Фёдор Ярославич.
В 30-е годы Георгиевская церковь была закрыта для прихожан. Спустя некоторое время, храм стал использоваться в качестве хозяйственной постройки для нужд советских учреждений.
По прошествии 20 лет храм сильно обветшал, а музыкальный театр, оборудованный в нем в советские годы (прекрасные акустические свойства церкви позволяли устраивать в ней хоровые концерты), практически перестал действовать. В начале 2006 года храм Георгия Победоносца был возвращен Владимиро-Суздальской епархии, принадлежащей Московскому патриархату. На сегодняшний день церковь является памятником федерального значения.
Слайд 22
Богородице-Рождественский монастырь не так известен, как его сосед - Свято-Успенский монастырь. А зря, его историческое значение поистине огромно! Основан он был при великом князе Всеволоде Третьем в 1191 году как мужская обитель. На протяжении нескольких столетий, до начала 14 века, именно в этом монастыре находилась Метрополия Православной церкви на территории Руси. Именно в этих стенах были написаны такие основополагающие исторические документы как Лаврентьевская, Троицкая и Воскресенская летописи. На сегодняшний день самые ранние строения мужской обители не сохранились. Святые Ворота, архиерейский корпус, монашеские кельи, а так же ограда с башенками кирпичной кладки, окружающая монастырь, Христо-рождественская церковь, колокольня со звонницей и престолом Александра Невского - примеры архитектуры 17-18 столетий. Во времена Екатерины Второй Богородице Рождественский монастырь переставал существовать как мужская обитель, а принял статус архиерейской резиденции. Только после падения Советского Союза монастырь реабилитировали. С 1991 года - его 800-летнего юбилея, началось восстановление обители. Сейчас это действующий мужской монастырь, на его территории трудятся 10 монахов, есть заочная духовная семинария, центр управления Владимиро-Суздальской епархии.
Слайд 23
Богородице-Успенская церковь - старообрядческий храм, пожалуй, самый грандиозный памятник посадской церковной архитектуры Владимира XVII столетия. Возводили его на средства быстро растущего в благосостоянии владимирского купечества. Каменный храм появился в 1649 году, но место это имеет древнюю историю! Ещё в XII столетии относилось оно к Успенскому монастырю, основанному Андреем Боголюбским, а здесь возвышалась деревянная церковь. Красота храма красноречиво рассказывает о вкусах посадских людей XVII столетия. Пышность убранства внутренней отделки храма создают целостный образ нарочито богатой церкви. Храм венчают пять глав, а в его состав входят колокольня и трапезная. Главы храма первоначально были крыты деревянными чешуйками - лемехом, серебрившимся от времени. Позднее, они были перекрыты металлом. Трапезная покрыта зеленоватого оттенка кровлей. А крыльцо, выходящее на север, было весьма нарядно украшенным! Очаровывала взоры людские стройная колокольня, её вытянутые оконца, изящные арочки и рельефы. Внутреннее убранство церкви ничуть не уступало её внешней красоте. Росписи ярких цветов украшали стены храма. И по сей день они частично сохранены, близ северного и западного входов. Особое мастерство проявили мастера украшавшие храм в создании так называемых «тощих свечей». По своей сути это пустые внутри цилиндры из воска, постановленные на каменные пьедесталы. Их внешние формы запечатлели в себе росписи древних мастеров, выполненные цветным горячим воском. А по кромке «свеч» тянется ниточка древнерусской вязи, прославляющая богатство «гостиных и промышленных людей». В 1955-1981 годы церковь реставрировалась и к дню сегодняшнему - это действующий храм старообрядческой церкви.
Cлайд 24
Кроме великолепных храмов, соборов и монастырей во Владимире много скульптурных памятников. На Соборной площади установлен памятник Андрею Рублеву, который каждый день посещают сотни горожан и туристов.
Слайд 25
Неподалеку от Успенского собора во Владимире
стоит памятник, посвященный крестителям Владимирской земли - князю
Владимиру "Красное Солнышко" и святителю Федору, созданный по
проекту заслуженного художника России Сергея Исакова. Он был
установлен несколько лет назад, и приурочен к 850-летнему юбилею
переноса столицы Русского государства из Киева во Владимир.
Креститель Руси князь Владимир изображен сидящим на коне, в руке
князя развевается знамя, а рядом с ним, со свитком в руках, стоит
святитель Федор. Памятник стоит на высоком постаменте в окружении
аккуратно подстриженных газонов и живописных клумб с цветами.
Площадка, на которой установлен памятник, стала любимым местом
прогулок у горожан и гостей города, тем более, что отсюда
открывается великолепный вид на реку Клязьму, мост и даже окрестные
деревеньки.
Слайд 26
Летом 2015 года во Владимире был открыт первый канонический памятник крестителю Руси князю Владимиру, в год 1000-летия преставления князя открыли сегодня во Владимире.
Четырехметровая скульптура на двухметровом постаменте, расположенная между Золотыми воротами и Успенским собором, представляет собой объемную икону. Композиция станет частью единого комплекса, в который, наряду с памятником, войдет храм во имя святого князя Владимира и великих князей владимирских.
Памятник, созданный скульпторами Петром Панченко и Алексеем Крайновым, художником Евгением Барановым, возведен на средства благотворителей из Ювелирного дома "Россия".
Слайд 27
Спасибо за внимание!