7


  • Учителю
  • Конспект урока литературы, 6 класс А. С. Пушкин. Лирика природы: 'Зимнее утро'

Конспект урока литературы, 6 класс А. С. Пушкин. Лирика природы: 'Зимнее утро'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: А.С.Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро» (конспект урока литературы в 6Акл.)                                                                               Цели:             1. Обучающая – помочь увидеть мир А.С.Пушкина в стихотворении; исследовать  этот мир;  проана
предварительный просмотр материала

Т.И.Петрова, учитель

русского языка и литературы

МАОУ СОШ №4 г. Тобольска


А.С.Пушкин. Лирика природы: «Зимнее утро»

(конспект урока литературы в 6Акл.)

Цели:

1. Обучающая - помочь увидеть мир А.С.Пушкина в стихотворении; исследовать этот мир; проанализировать, при помощи каких художественных средств поэт создает его; услышать авторское «я»; раскрыть учащимся мастерство пушкинского описания природы и показать то радостное, светлое чувство, которое испытывает поэт, воспринимая эту картину, помочь постичь на основе анализа текста идейно-художественное своеобразие творчества Пушкина; познакомить с понятиями: эпитет, сравнение, антитеза, анафора, аллитерация; обогатить познания родного языка.

2. Развивающая - развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов, навыки анализа поэтического текста, совершенствовать умение учащихся работать с текстом и коммуникативные умения, навыки выразительного чтения текста и его комментирования с опорой на имеющиеся знания, навыки работы с дополнительной литературой, словарями, интеллектуальные умения и навыки: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитывающая - воспитывать творческого читателя, воспитывать бережное и внимательное обращение с художественным текстом в процессе его исследования, нравственные (прежде всего патриотические) чувства, благоговейное отношение к родному языку, родной природе и поэтическому гению Пушкина. (1 слайд)


Цель использования презентации на уроке: активизировать внимание к теме урока, а также зрительное восприятие учащимися материалов урока, сформировав устойчивые зрительные образы.

Оборудование:

- портрет А.С.Пушкина работы В. Тропинина;

- репродукции зимних пейзажей русских художников - электронное изображение;

- магнитофонная запись чтения стихотворения А.С.Пушкина в исполнении А.Шварца;

- рисунки учащихся;

- Толковый словарь, распечатанные тексты на каждом столе;

- презентация «А.С.Пушкин. «Зимнее утро»;

- определения понятий: эпитет, сравнение, антитеза, анафора, аллитерация - электронная презентация.

Доска:

- портрет А.С.Пушкина работы В. Тропинина;

- эпиграф: «…стих Пушкина нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря» (слайд 2,3)

В.Г.Белинский


Ход урока

Орг.момент. Создание эмоционального настроя.

Добрый день, мои дорогие любители словесности! Как вы думаете, что стало причиной нашей сегодняшней встречи? (стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»)

Запись темы урока.

Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Сегодня я хочу вам помочь:

  • УВИДЕТЬ (какой?) МИР

  • УСЛЫШАТЬ (кого?) В МИРЕ

  • ИССЛЕДОВАТЬ (как? С помощью чего?) СОЗДАН МИР

Перед вами логическая цепочка. Даны ключевые слова. К каждой паре слов поставьте вопрос, который поможет определить наши задачи

На доске перед учащимися помещены указанные выше опорные слова; дети, подобрав подходящие по смыслу вопросы (они в схеме даны курсивом), сами формулируют цели урока.

Итак, вы постараемся сегодня увидеть мир стихотворения, услышать голос автора в этом мире, исследовать, как создан художественный мир этого стихотворения. В путь…

«Зимнее утро» - одно из лучших произведений нашего гениального поэта о природе. Картина чудесного зимнего утра, нарисованная в ясных, светлых тонах, сочетается с выражением бодрого, радостного настроения поэта. Вспомните, какие стихотворения А.С.Пушкина о природе вы уже изучали? («Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и др.

Дома мастера выразительного чтения готовили чтение стихотворений А.С.Пушкина о природе.

Ваша задача - определить, удалось ли чтецам вжиться в образ? (учащиеся читают отрывки из этих стихотворений наизусть). (слайд 4,5,6,7)

- Какие чувства выражены в этих стихотворениях?

Поэт, рисуя картину природы, одновременно выражает и свои чувства и мысли, вызванные этой картиной. Например, в стихотворении «Зимняя дорога» выражены печаль, грусть путника - поэта, вызванная утомительной и однообразной зимней дорогой. В стихотворении «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» отражено радостное чувство русского человека - крестьянина, крестьянского мальчика и настроения самого поэта. В этом заключается своеобразие лирического произведения.

I. Чтение стихотворения в исполнении артиста Шварца (звучит звукозапись).


II. Работа с текстом стихотворения:

А) выразительное чтение стихотворения учениками по отдельным строфам с попутным комментированием и разбором, записи в тетрадях. (При чтении учащиеся должны отразить и бодрый, светлый, радостный тон, проходящий через все произведение, и мрачный, нашедший свое отражение при описании картины вчерашней вьюги).

-Какие слова непонятны вам?

Б) Словарная работа (работа в группах, используя словарь) (объяснение малопонятных для учащихся слов и выражений - устаревшие и непонятные слова):

«Открой сомкнуты негой взоры». «Сомкнуты» - форма краткого страдательного причастия, вышедшего из употребления в современном русском языке. Слово «взоры» употреблено здесь в значении глаза. Нега - блаженство, наслаждение. Аврора - богиня утренней зари у древних римлян, здесь в значении утренней зари. Вечор (устаревшее) - вчера вечером. Янтарный блеск - блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый. Янтарь - ископаемое драгоценное вещество, идущее на изготовление украшений и мелких вещей.

Нега - наслаждение (устар.)

Аврора - богиня утренней зари.

Взор - взгляд, но в тексте - глаза (устар.)

Вечор - вчера (диал.)

Нынче - сейчас (устар.)

Озарена - освещена (устар.)

Велеть - приказать (устар.)

Запречь - запрячь, запрягать (диал.)

Предадимся - отдадимся (устар.) (слайд 8)

- Что описывает поэт?

(Утро, лес, небо, снег…)

В) Беседа по вопросам:

Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение (читает ученик).

- Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? Отметить слова и выражения, в которых наиболее ярко выразилось чувство восхищения поэта красотой зимнего утра, его радостное и бодрое настроение.

(Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.)

Обратите внимание на картину чудесного зимнего утра. Картина дается в светлых, ликующих тонах: голубые небеса, снег лежит великолепными коврами, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра, поэт воспользовался эмоциональными эпитетами «день чудесный», «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки».(попутно дается определение эпитета вообще и эпитета постоянного, в частности.)- записи в тетради.(эпитет - образное определение, дающее дополнительную характеристику предмета, явления). (слайд 9)

- Как и почему меняется настроение во второй строфе? В каких чертах рисуются картины вчерашней вьюги? Для чего она дана поэтом рядом с картиной зимнего утра?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные»; эта лексика противопоставлена лексике первой. Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании, подчеркивает великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.)

Такой прием носит в литературоведении название антитезы.

Записываем в тетради: «Противопоставление слов, образов, эпизодов, картин для передачи мысли и чувства, усиления выразительности речи называется антитезой» (слайд 10)

- Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?

(Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).

Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости:

И ты печальная сидела (пауза) -

А нынче… (пауза) погляди в окно…

III. Работа с учебно - научным текстом (тексты распечатаны, лежат на партах)

Знакомство с новым понятием, расширение понятия (введение нового знания: сравнение как средство выразительности).

Составить план статьи «Способы создания сравнения» (предварительное чтение с карандашом)

Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого: Небо, как колокол, месяц - язык… (С.Есенин). Сравнения оформляются в виде синтаксических конструкций различных типов. Самая распространенная из них - сравнительный оборот из слова или словосочетания, присоединяемый с помощью союзов как, словно, будто, точно, как будто, что: Земля дымилась, словно щей горшок. Снег, будто мед ноздреватый. Сравнение может передаваться также с помощью существительного, стоящего в творительном падеже. Золотою лягушкой луна распласталась. Соловьём поёт, заливается. Сравнение передается и формой сравнительной степени прилагательного или наречия: Ты всех милее, всех дороже, русская земля.

Способы выражения сравнительных отношений в русском языке:

1). С помощью сравнительного оборота с союзами как, словно, будто, точно, как будто, что;

2). С помощью существительного в творительном падеже;

3). Формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

Объяснение ученика: Сравнение - сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого Сравнение обычно выражается оборотами со словами «как», «будто», «словно». Найдем в стихотворении такое сравнение («Луна, как бледное пятно»). Сравнения могут быть выражены и существительными в творительном падеже: «великолепными коврами…снег лежит» - записи в тетради. (слайд 11)

Почему поэт применяет такое сравнение?

(Передает восторг перед красотой природы; создается ощущение мягкости, пушистости, роскошности этих снежных ковров.)

- Есть ли в стихотворении еще подобная конструкция?

(«Звездою севера явись».)

Обратимся к эпиграфу.

Критик В.Г.Белинский писал о стихе Пушкина (Напомним: стих - стихотворная строка): «…он нежен, сладостен, мягок, как ропот волны, тягуч, густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руке богатыря».

- Какой прием помогает Белинскому создать такой яркий образ стихов Пушкина? (Сравнение).

- Какими красками можно нарисовать картину, изображенную в третьей строфе?

(Чистыми, прозрачными: голубой, зеленой, серебристой, оттенить картину черными штрихами, рисующими «прозрачный лес».)

- Какие образы, эпитеты, слова повторяются в стихотворении и с какой целью?

(Однокоренные слова «блестя», «блестит», «блеском» передают ощущение праздничности, нарядности природы; эпитет «милый» встречается дважды: «друг милый» и «берег, милый для меня», создает настроение радостного и немного печального умиления.)

- Куда стремится лирический герой из уюта комнаты?

(Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и красоты жизни.)

Рассмотрим художественный прием, который использовал Пушкин в своем стихотворении. Найдите в тексте повтор.

(И ель… И речка…) Такой прием, заключающийся в повторении одних и тех же звуков, слов в начале нескольких строк стихотворения, называется анафорой. (Определение записывается в тетрадях.) (слайд 12)

Анафора (греч.) - повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или прозаической фразы.

Постепенно автор от любования красотой природы переходит к описанию интерьера (внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство), передаче ощущения покоя домашнего очага.

- Можно ли услышать, что происходит в доме? Послушаем:

Веселым треском

Трещит затопленная печь.

- Какие согласные звуки помогают передать треск дров в печи? (Согласные звуки «т», «р», «щ», «с»).

Такой прием звукописи (созвучие согласных) называется аллитерацией.( Определение записывается в тетрадях: Аллитерация (лат.) - повторение в стихах или в прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности художественной речи. (слайд 13)

- Каковы особенности лексики стихотворения?

(Пушкин использовал в одном стихотворении высокие, книжные слова, разговорные, устаревшие, диалектные. Таким образом, читатель может наблюдать соединение слов разных стилей в одном стихотворении).

Мы сделали попытку проанализировать стихотворение Пушкина и убедились в том, что по-настоящему талантливое произведение содержит не только интересные образы, необходимые слова и рифмы, но и особый звуковой тон. Звуки не только оформляют слова, но и создают определенную мелодию, передающую настроение лирического героя.

IV. Выразительное чтение всего стихотворения учениками (каждый по строфе).

- Что изображает поэт в стихотворении?

(Картину природы, пейзаж, а через него свое настроение, свои чувства, переживания.)

V. Составление плана произведения (1 вариант - простой цитатный план; 2 вариант - сложный план) Примерные формулировки плана:

1 вариант:

1. День чудесный.

2. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. А нынче погляди в окно…

4. Предадимся бегу нетерпеливого коня… (слайд 14)



2 вариант:

  1. Чудесный день.

  2. Обращение к другу.

  3. Воспоминание о вчерашней вьюге.

  4. Прекрасное зимнее утро:

а) великолепный вид из окна;

б) приятно сидеть в комнате у затопленной печи.

5. Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня». (слайд 15)


VI. Итоги урока. Оценки. Пояснения учителя.

Точные и яркие образы солнечного зимнего утра сплетены в стихотворении Пушкина с любовной темой. Удивительно в этих стихах сочетание таких традиционных, условно поэтических выражений, как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» (то есть заря), с нарочито прозаическими - «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь» и т.п. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Стихотворения, в которых изображаются картины природы, относят к жанру пейзажной лирики. Природа для поэзии - зеркало, в котором она яснее видит свой облик. Она является не только темой поэзии, но и ее идеалом - примером - примером истинной красоты, гармонии, целесообразности.

А.С.Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «зимнее утро». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с меняющейся природой.

Зима не усыпляет человека, а зовет к действию, бодрит. Разбушевавшаяся стихия («вьюга злилась», «мгла носилась») стремится к гармонии и восстанавливает ее (третья строфа). Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: движение, красота природы побудили лирического героя к жизни, к творчеству, к радости воспоминаний.

VII. Рефлексия.

Интересно ли было вам на уроке? Какие литературоведческие понятия осваивали?

Чему научились?

VIII. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал