- Учителю
- Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возвраста
Картотека подвижных игр для старшего дошкольного возвраста
Картотека подвижных игр
ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА № 93
Герегиевой Светланы Владимировны
2016Содержание
-
Подвижные игры 2-я младшая группа
-
Подвижные игры с незначительной и умеренной психофизической нагрузкой
-
СТАТИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
-
СТАТИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
-
РИТМИЧНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА
-
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
-
ИГРЫ В ВЫБИВНОГО
-
ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ
-
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
-
ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ
СТАТИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
Подбрасывание мяча (лучше тряпичного, вязаного)
- с хлопками,
- ритмичное подбрасывание и ловля под счёт взрослого,
- переброска мяча из руки в руку (полёт мяча должен происходить на уровне глаз).
СТАТИЧНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ, АКТИВИЗИРУЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ
Съедобное-несъедобное
Игроки сидят в ряд, ведущий с мячом стоит перед ними. Он поочерёдно бросает мяч каждому игроку, называя при этом любой предмет. Если это съедобное, мяч нужно поймать. Если нет - отбить. По прохождении ряда ведущий меняется.
Продолжай
Дети стоят в кругу. У одного из них мяч. Бросая мяч любому игроку, он говорит: "Впереди у меня глаза, а сзади?" Принимающий мяч должен закончить фразу, например, называя затылок. Затем он говорит свою фразу, бросая мяч следующему. Ребёнок, не сумевший закончить фразу, временно выбывает из игры.
Варианты высказываний: "Впереди у меня живот, а сзади? - Спина.
Впереди у кошки ушки, а сзади? - Хвост. Впереди у грузовика кабина,
а сзади? - Кузов. Вверху у чашки край, а внизу? - Дно. Справа у
чайника ручка, а слева? - Носик.
Игра способствует развитию представлений о пространственном
расположении частей одного и того же предмета относительно друг
друга.
Мяч в кругу
Дети стоят в кругу. У одного из них мяч. Со словами "Справа от меня… (имя ребёнка, стоящего справа от говорящего), а слева?"- он бросает мяч любому из стоящих в кругу. Поймавший мяч называет имя ребёнка, стоящего слева от бросавшего, и продолжает игру.
Усложнение: бросающий мяч называет имя ребёнка, стоящего справа от того, кому он бросает мяч.
Игра помогает развить способность определять правую и левую сторону относительно себя и другого.
РИТМИЧНЫЕ ИГРЫ С ТЕКСТОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЯЧА
Подбрасывание мяча
(лучше тряпичного, вязаного) с одновременным ритмичным произнесением стишка, считалки (Аты-баты…).
Быстрый мячик
Игроки, стоя по кругу, ритмично бросают и ловят мячи, говоря:
Разноцветный быстрый мячик (бросают мяч вверх и ловят)
Без запинки скачет, скачет (отбивают о землю)
Часто, часто, низко, низко,
От земли к руке так близко.
Скок и скок, скок и скок, (бросают мяч вверх и ловят)
Не достанешь потолок.
Стук и стук, стук и стук, (отбивают о землю)
Не уйдёшь от быстрых рук.
Мячик
Друг весёлый, мячик мой, (держать мяч перед собой)
Всюду, всюду ты со мной.
Раз, два, три, четыре, пять, (подбрасывать мяч вверх и ловить его)
Хорошо с тобой играть! (ударять мячом об пол и ловить его).
Разноцветный мячик
Игроки перебрасывают мяч по кругу. Кто выбрасывает мяч, говорит слова:
Разноцветный мячик (бросок мяча)
По дорожке скачет.
По дорожке,
По тропинке,
От берёзки
До осинки.
От осинки поворот,
Прямо к Толе в огород.
На последнем слове мяч ударяют о землю, все разбегаются, а Толя становится ловишкой, стараясь поймать как можно больше ребят.
Кувшинчик
Ведущий отбивает мяч об пол со словами:
Я кувшинчик уронил
И об пол его разбил.
Раз, два, три, его Оля лови!
Сильно бьёт мячом и отбегает. Оля должна поймать мяч и продолжить игру.
Мой мяч
Дети ритмично перекладывают мяч из руки в руку одна рука даёт, другая принимает) в сопровождении хорового текста:
Мой мяч, мой мяч, весёлый малыш.
Куда, куда, куда ты спешишь?
То вверх полетишь (подбросить мяч двумя руками и поймать),
То вниз упадёшь (поднять руку с мячом до уровня головы, отпустить мяч вниз и поймать другой рукой, не дав долететь до пола).
Мой мяч, мой мяч,
Куда ты идёшь?
Я к Ване (каждый называет своё имя) иду.
Я к Ване иду.
Я к Ване иду.
Я к Ване иду.
Вариант 1. В эту же игру играют в парах. Дети в парах стоят лицом друг к другу, у каждого мяч. Произнося слова, одновременно перекладывают мяч партнёру напротив (ты мне, я тебе; одна рука даёт, другая принимает). В конце стишка называют имя партнёра.
Вариант 2. Все игроки стоят по кругу, у каждого мяч. Произнося слова, одновременно перекладывают мяч партнёру справа (правая рука отдаёт, левая принимает). В конце стишка называют имя партнёра справа.
Примечание. В игре могут использоваться разные виды мячей примерно одинакового размера, но разной расцветки, или сделанные из разных материалов (тряпичные, вязаные, с разными наполнителями, резиновые, пластиковые, деревянные и т.п.). Тогда перед игрой хозяин должен запомнить свой мяч, и игра заканчивается, когда мяч вернётся к его хозяину.
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С МЯЧОМ
-
Бумажные мячики (К.Фопель)
Объяснение. Возьмите каждый по большому листу старой газеты, как следует его скомкайте и сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моему сигналу вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Сигнал будет такой: "Приготовились, внимание, начали!"
Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав сигнал "Стоп!" вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает команда, на чьей стороне окажется на полу меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, через разделительную лини. (2-3 мин.)
Примечание. Эта игра даёт детям возможность вернуть бодрость и активность после работы сидя. Она также позволяет детям сбросить беспокойство, напряжение или расстройство и войти в новый жизненный ритм.
Совет. Разделительную линию можно обозначить клейкой лентой.
Кого назвали, тот ловит мяч
Дети стоят в кругу. Взрослый стоит в центре и держит в руках большой лёгкий мяч. Он называет имя ребёнка и бросает мяч вверх, в центр круга. "Раз, два, три - Дима, мяч лови!" Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, назвав имя кого-нибудь из детей.
Правило. Бросать мяч нужно не слишком высоко и в направлении ребёнка, имя которого называют.
Усложнение. Дети не стоят на месте, а ходят или бегают по площадке (комнате).
Поймай мяч
Играющие располагаются по кругу. Водящий в центре. У него мяч среднего размера. Подбрасывая вверх мяч, он называет имя игрока. Названный игрок должен поймать мяч. Если он поймал его, то возвращается на своё место. если же не поймал, то меняется местом с водящим.
Усложнение: игроки могут двигаться по кругу.
Штандер
Игроки становятся в круг и рассчитываются по номерам. Ведущий, стоя в центре, подбрасывает вверх мяч, выкрикивая при этом любое число. Этот номер должен поймать мяч, пока он не коснулся пола. Если поймал - становится новым ведущим.
Мяч в воздухе
Игроки стоят в кругу, посередине ведущий с большим лёгким мячом. Он называет имя любого ребёнка, подбрасывает мяч и бежит на место того, кого назвал. Тот, кого назвали, должен поймать мяч. Если поймал, остаётся в середине круга и игра продолжается. Если не поймал - все разбегаются и бегают, пока он не поднимет мяч и скажет "Стой!" Как только все остановились, игрок бросает мяч попадая в любого ребёнка. Тот, в кого попали, становится ведущим и идёт в середину круга. Игра начинается сначала.
Стой!
Играющие встают в круг. Водящий с маленьким мячом выходит на середину круга. Он подбрасывает мяч вверх (или сильно ударяет им о землю) и называет чьё-либо имя. Тот, кого назвали, бежит за мячом, остальные разбегаются. Как только ребёнок возьмёт мяч, он громко произносит: "Стой!" Все должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается поймать мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увёртываться, приседать, но не сходить с места. Если водящий промахнётся, он бежит за мячом, а все вновь разбегаются. Если водящий попал в кого-нибудь, тот занимает место водящего, и игра продолжается.
Стоп (мяч от стены)
Игроки стоят напротив стены на расстоянии 4-5 шагов. Водящий бросает в стену мяч так, чтобы он, коснувшись стены, отскочил от неё. Бросая мяч, водящий называет того, кто должен его поймать. Если поймает, бросает в стену и игра продолжается. Если нет - все разбегаются и бегают, пока он не поднимет мяч и скажет "Стой!" Как только все остановились, игрок бросает мяч, попадая в любого ребёнка. Тот, в кого попали, становится ведущим и игра начинается сначала.
Лови, убегай
Дети стоят по кругу, взрослый в центре. Он бросает мяч ребёнку, называя его имя. Тот, кого назвали, ловит мяч и перебрасывает его обратно. Когда взрослый бросит мяч вверх, все убегают в заранее условленное место. Взрослый старается попасть в убегающих. После этого все снова становятся в круг.
Шлёпанки
Игроки стоят по кругу, в центре - водящий. Он называет имя и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Игрок ловит мяч и отбивает его (шлёпает ладонью) на месте столько раз, сколько предварительно договорились. После перебрасывает мяч водящему. Кто уронит мяч - становится водящим.
Догони мяч
Игроки стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Выбирают водящего, он становится за кругом. Его место в кругу остаётся свободным. Пятому ребёнку, стоящему после водящего, даётся мяч. По команде "Раз, два, три - мячик догони!" дети передают мяч по кругу, водящий бежит за кругом в том же направлении, стараясь добежать до своего места раньше, чем дойдёт мяч.
Правила: мяч передавать только соседу, Начинать игру только после слова "догони", уронивший мяч поднимает его.
Мяч вдогонку
Игроки стоят по кругу. Стоящим в разных местах дают два мяча. По сигналу "Мяч вдогонку!" мячи начинают передавать по кругу по часовой стрелке. Если один мяч догонит другой, т.е. окажутся в руках у одного ребёнка, то он выходит из игры. Игра начинается сначала.
Правило: мяч передавать быстро, не пропускать играющих.
Мяч в круге
Стоя в круге, участники перебрасывают друг другу 1 , 2 и более мячей, сигнализируя о своих намерениях без помощи слов. Выбывает тот, чей брошенный мяч не был пойман.
Один в круге
Игроки перебрасывают мяч, стоя по кругу. Кто уронил, становится в середину. Игроки продолжают перебрасывать мяч. Следующий уронивший сменяет предыдущего.
Вариант (венгерская игра): Стоящий в кругу старается поймать мяч, который игроки продолжают перебрасывать в разных направлениях. Если это ему удалось, он может бросить его в любого, в кого попадёт - занимает его место.
Усложнение: Игрок из круга может выбить стоящего в середине, если примет мяч с противоположной стороны. Если попал, игрок освобождается из середины и становится в круг к остальным участникам. Но если промахнётся, он должен занять место в середине круга. Мячом, брошенным не с линии круга, выбивать стоящего в середине нельзя.
Горячий картофель
Игроки стоят по кругу, перебрасывают мяч друг другу, стараясь как можно скорее от него избавиться. Взрослый командует: "Горячий картофель". Тот, у кого в этот момент в руках мяч, выбывает из игры. Когда в кругу остался один игрок, игра прекращается.
Теремки
Каждый участник становится в обруч (нарисованный кружок) - "теремок". Водящий подбрасывает мяч, в это время все меняются "теремками". Водящий ловит ударившийся о землю мяч и бросает его в участника, не успевшего перебежать и занять "теремок", а нерасторопный идёт водить.
Царь, царица, клоп, клопица
На земле чертят квадрат, расчерчивают его на четыре части - четыре маленьких квадрата. Квадраты обозначают: Царь, Царица, Клоп, Клопица. В каждый квадрат встаёт по одному игроку и начинают перебрасывать мяч. Кто уронил, становится клопом, а все остальные передвигаются в другие квадраты.
Меж двух огней
На расстоянии 5-6 м проводят две линии. Игроки делятся на три команды. Первая и третья получают мячи и становятся на противоположных линиях. Вторая команда в коридоре. По сигналу крайние команды начинают прокатывать мячи, стараясь попасть в ноги игроков средней команды. Находящиеся в коридоре стараются подпрыгнуть, увернуться, спасаясь мячей. Запятнанный выходит из игры. После команды меняются местами.
Методические указания. Игроки в коридоре могут свободно передвигаться в нем. Игроки крайних команд могут передвигаться в пределах своих территорий и катить мяч с любого места. Мячи можно катить, бросать их нельзя. Если мяч застрял в коридоре, его нужно откатить любой команде. Судья объявляет счёт после каждого попадания.
Поймай мяч (собачки тройками)
Играют по трое. Двое стоят на расстоянии 3 м и перебрасывают мяч друг другу. Третий игрок находится между ними и старается поймать мяч. Если поймал, встаёт вместо того , кто его бросил, а тот занимает его место.
Не давай мяча водящему (собачки)
Игроки стоят по кругу на расстоянии вытянутых рук. Водящий - собачка - в середине. Игроки перебрасывают большой мяч в разных направлениях по воздуху и по земле, не дают собачке дотронуться до мяча. Если водящий коснулся мяча, он меняется местами с игроком, бросавшим мяч.
Правила: мяч можно перебрасывать по воздуху не выше расстояния поднятых рук, перекатывать по земле. Если мяч вылетит из круга, нужно быстро его поднять и продолжать игру.
Не давай мяч
Игроки в парах перебрасывают мячи друг другу, располагаясь произвольно на площадке. Водящий пытается перехватить любой мяч. Если он перехватил мяч, то бросает его в любого игрока, не сходя с места. Игрок, в которого попал мяч, становится водящим, а тот занимает его место.
Два огня
Две команды перебрасывают друг другу мячи через коридор 5 м. Внутри коридора - два игрока - два огня. Они ловят мячи. Если поймают, тот, кто бросил мяч, сгорает (выходит из игры).
Найди мяч
Игроки стоят по кругу вплотную друг к другу. лицом в центр, руки за спиной. В центре круга водящий. По сигналу игроки передают маленький мячик друг другу за спиной, а водящий пытается его найти, предлагая показать руки одному из игроков. Тот, к кому обратился водящий, должен вытянуть руки вперёд, показать их водящему. Если водящий угадал, у кого мяч, он меняется с ним местами. Смена водящего происходит и тогда, когда кто-то роняет мяч.
ИГРЫ НА МЕТКОСТЬ
Точные броски
На некотором расстоянии от стартовой линии кладут обруч. Игроки с мячиками в руках по очереди подходят к линии и стараются попасть в обруч.
Усложнение. Выкладывают три обруча один за другим. За попадание в ближний обруч получают 1 очко, в средний - 2 очка, в дальний - 3 очка. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.
Вариант. Игры с мячиками на точное попадание проводят в виде соревнований двух команд.
Вариант. Мишень делают из четырёх обручей, связанных между собой в виде цветка. Тогда могут играть четыре ребёнка одновременно.
Примечание. Для игры в помещении используют набивной мячик, не отпрыгивающий от пола. Можно попробовать попадать в цель и правой, и левой рукой.
Точно в центр
Дети образуют широкий круг. В руках у них маленькие набивные мячики. В центре, на некотором расстоянии от детей - большой обруч или верёвка в форме круга. По команде взрослого «Але, оп!» все дети бросают мячики. Взрослый отмечает, чей мячик попал точно в круг.
Примечание. Для игры в помещении используют набивной мячик, не отпрыгивающий от пола. Можно попробовать попадать в цель и правой, и левой рукой.
Попади в обруч.
Обруч помещают на некотором расстоянии от земли (держат или подвешивают). Игроки поочерёдно подходят к стартовой линии и попадают в обруч мячом.
Мяч сквозь обруч.
Шестеро детей в вытянутых в сторону руках, стоя в шеренге, держат по обручу (всего 5 обручей). Двое игроков проходят вдоль цепочки из обручей (один справа, другой слева) и перебрасывают друг другу мяч через каждый обруч.
Правила. Мяч должен пролетать в обруч. Если первый игрок бросил мяч мимо обруча или другой игрок не поймал мяч, бросок следует повторить.
ИГРЫ В ВЫБИВНОГО
Шмель
Игроки сидят по кругу, внутри которого перекатывают мяч. Игроки руками откатывают мяч от себя, стараясь осалить другого (попасть в ноги). Тот, кого коснулся мяч, считается ужаленным. Он поворачивается спиной в центр круга и в игре не участвует, пока не будет осален другой игрок. Тогда он вступает в игру, вновь ужаленный поворачивается спиной в круг.
Правила. Мяч откатывать только руками. Нельзя ловить, задерживать мяч.
Охотники и зайцы - 1
Чертят или обозначают круг d 5-6 м. Дети распределяются на две подгруппы. Одна становится в круг. Это зайцы. Другая равномерно распределяется за кругом. Это охотники. У одного из охотников мяч. Он бросает мяч, стараясь попасть в зайцев. Тот, в кого попали мячом, выходит из круга. Затем дети меняются ролями.
Правила: бросать мяч только в ноги.
Усложнение: охотникам дают 2 или 3 мяча.
Охотник и зайцы
Выбирают охотника. Остальные дети - зайцы. Зайцы сидят в кустах (в обручах, на скамейке). В 3-4 м от кустов обозначают дом охотника. У него 2-3 маленьких мяча (снежка). Зайцы выбегают из кустов и прыгают по площадке перед домом охотника. По сигналу "Охотник!" зайцы убегают, а охотник стреляет в них - бросает мячи. Те, в кого охотник попал, отходят к домику охотника. После выбирают нового охотника.
Правило: бросать мяч можно только в ноги.
Охотник и звери
Дети изображают зверей: зайцев, медведей, лисиц и т.п. Два охотника стоят по краям площадки. В руках у каждого по мячу. Звери ходят по площадке, изображая характерные движения. По сигналу "Охотники!" звери замирают - останавливаются, а охотники стреляют мячом. Кого подстрелили, отводят в свой дом.
Правило: Охотники стреляют только по ногам.
Усложнение. У охотников может быть по два мяча.
Выбивной (вышибала)
Двое водящих находятся за границами площадки на расстоянии 10 м, все остальные - в центре площадки. Водящие, перебрасывая мяч друг другу, стараются запятнать тех, кто на площадке. Те в кого попали мячом, выбывают из игры, но их могут выручить те игроки поля, которые поймают мяч. Игрок, поймавший мяч выбитым не считается, он имеет право ввести в игру одного вышедшего игрока. Выигрывает тот, кто последним окажется на площадке.
Вариант: дети делятся на две команды. Одна выбивает, другая уворачивается от мяча. Все игроки в команде вышибал получают по лёгкому мячу. Затем команды меняются местами.
Ловишки с мячом - 1
Чертят или отмечают круг d 3-4 м. Дети располагаются за кругом. В центре круга ловишка с мячом. Дети пробегают через круг, а ловишка старается попасть в них мячом. Ребёнок, в которого попали мячом, временно выходит из игры. Попадание засчитывается только в кругу. Выкатившийся из круга мяч игроки возвращают ловишке. Игроки должны смело пробегать через круг. Когда будет выбито 3-4 игрока, выбирают нового ловишку.
Пятнашки с мячом
Игроки произвольно располагаются на площадке, в центре - водящий с мячом. По сигналу водящий старается запятнать мячом любого игрока, который потом становится водящим.
Ловишка с мячом - 2
Игроки образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий стоит в середине. У ног его лежат два небольших мяча. Водящий показывает различные движения, которые повторяют игроки (приседания, хлопки, наклоны). По команде взрослого "Беги из круга!" дети разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ). Водящий в это время старается попасть в убегающих. По сигналу взрослого "Раз, два, три - в круг скорей беги!" дети снова образуют круг, выбирается новый водящий, игра возобновляется.
Ловля птиц на лету
В центре площадки - охотник с лёгким мячом на резинке. Под музыку дети-птицы летают вокруг охотника, стараясь увернуться от его мяча. Охотник не сходит с места. Осаленные птицы приседают. По окончании музыки подсчитывают добычу.
Бросай, кто умеет
Дети стоят по кругу, передают мяч из рук в руки, произнося:
Раз, два, три - мяч скорей бери!
четыре, пять, шесть - вот он, вот он здесь!
Семь, восемь, девять - бросай, кто умеет!"
Последний, к кому попал мяч, говорит: "Я!", выходит в середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей.
Правила: передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом стиха. Тот, в кого попал мяч пропускает одну игру. Мяч бросать, целясь в ноги.
Охотничий мяч (французская игра)
Игроки собираются кучкой. Посередине - охотник. Он подбрасывает мяч в воздух и ловит его, когда мяч отскакивает от земли. В это время игроки разбегаются. Как только охотник поймал мяч, он бросает его в ближайшего игрока. Кого он выбьет, тот становится его собакой и должен ему помогать (поднимать мяч после сбивания и перебрасывать его водящему). Число собак увеличивается. Игроки могут защищаться: если кто-то поймал мяч, которым его хотели выбить, игроки начинают передавать мяч друг другу, и даже могут выбить собаку, после чего она становится полноправным игроком. Игра заканчивается, когда охотник с помощью собак выбьет всех игроков.
Горящий мяч (финская игра)
Внутри начерченного круга стоят игроки. Выбивной (сжигающий мяч) стоит за кругом и старается попасть в игрока. Выбитый выходит за круг и становится помощником сжигающего. Число сжигающих растёт. Победитель - последний в круге.
ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ
Передай мяч
Соревнуются две команды. Мяч у первых игроков - капитанов. По сигналу они начинают передавать мяч игрокам, стоящим сзади. Последний бежит с мячом вперёд и становится впереди, сразу же начинает передавать мяч назад. Игра заканчивается, когда с мячом впереди оказывается капитан.
Варианты передачи:
- над головой,
- справа/слева,
- внизу между ног,
- в положении сидя (скрестив ноги или вытянув ноги и раздвинув шире плеч),
- передача "волнами" на высоте пояса: первый игрок справа, второй слева, третий справа и т.д.
Колобок (описание игры то же)
Мяч - это колобок. Начать игру можно текстом:
Наш весёлый колобок покатился на лужок.
Кто скорей его вернёт, приз команде принесёт.
Проведи мяч
Игроки двух команд поочерёдно ведут мяч ударами о землю, двигаясь прямо или змейкой, огибая ориентиры.
Другие способы ведения мяча в эстафетах:
- катание мяча рукой, ракеткой,
- прыжки с зажатым между коленями или щиколотками мячом, отталкиваясь двумя ногами (кенгуру),
- ведение мяча ногой:
Правило: сильно по мячу не бить, т.к. прийти на финиш нужно вместе с мячом. Кто дотронулся до мяча рукой, получает штрафное очко.
Не упусти шарик
Соревнуются несколько команд. У каждой команды воздушный шарик. Стартуют игроки с шариком в руках. Они идут к финишу, подбивая шар рукой, обходят флажок и возвращаются к старту, передают шарик следующему. Побеждает тот, кто вернулся первым и не упустил шарик.
Мяч о пол
Две команды встают друг против друга. Мяч у первого игрока одной команды. Он бежит к игроку напротив, отбивая мяч от пола. Добежав, передаёт ему мяч и становится последним. Тот, кто принял мяч, сразу ведёт мяч вперёд и отдаёт его игроку напротив. Когда команды поменяются местами, игра заканчивается. Выигрывает команда, которая выполнила задание лучше.
Ловкая пара
Каждая пара детей получает большой лёгкий мяч. Встав рядом, они кладут его на плечи, прижимают головой. По сигналу идут до условленного места и обратно, стараясь не уронить мяч.
Правила: мяч не придерживать руками, только головой. Если мяч потерян, вернуться на то место, где он упал, и оттуда снова продолжить бег.
Пушбол
Играют две команды. Воздушный шарик нужно перебрасывать через сетку (верёвку) на 30 см выше среднего роста детей. Цель игроков: не дать упасть шарику. Шарик можно бить только ладонью, нельзя одному игроку ударять два раза подряд. Побеждает команда, больше раз забросившая шарик противникам.
С мячом под дугой
Соревнуются две команды. Дети стоят на старте. Первые игроки становятся на четвереньки и ведут мяч к финишу, толкая набивной мяч (1 кг) головой. Можно усложнить задание, поставив на пути несколько дуг или натянув верёвку, под которые дети подползают. Придя к финишу, дети бегут назад и кладут мяч на пол перед следующим игроком.
Правила: мяч не должен далеко откатываться. Нельзя задевать дугу. Вставать и поднимать мяч только за конечной линией.
Бег за мячом
Дети становятся в две колонны. Ведущий - между колоннами. Он бросает мяч вперёд. Как только мяч ударится об пол, первые игроки бегут догонять мяч. Тот, кто первый схватит мяч, приносит своей команде очко. Потом бегут вторые номера. и т.д. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Игры на свежем воздухе с мячом
Я знаю.
Эта игра на свежем воздухе развивает память и внимание детей. В нее можно играть даже вдвоем - маме вместе с одним ребенком.
Вариант игры №1.
Ударяем по мячу, отбивая его от земли или от асфальта. На каждый удар произносим новое имя, повторяя предыдущее. Например:
Я знаю одну девочку Алену.
Я знаю двух девочек - Алену и Олю.
Я знаю трех девочек - Алену, Олю и Веру.
Я знаю четырех девочек - Алену, Олю, Веру, Свету…
Главное - не сбиться со счета и правильно повторять всю последовательность, не перепутывая имена в их порядке.
Если игрок сбился - он передает мяч следующему игроку. Если смог ни разу не сбиться - то он победитель!
Аналогично можно называть деревья, города, цветы, овощи, фрукты, минералы и любые другие названия.
Вариант игры №2.
Этот вариант игры намного сложнее, так как он требует переключения внимания. И также нужно, не сбиться со счета и повторять имена в выбранной последовательности.
Выстраиваются два параллельных ряда названий. Например.
Я знаю одну девочку Алену. Я знаю одного мальчика Петю.
Я знаю двух девочек - Алену и Олю. Я знаю двух мальчиков - Петю и Вову.
Я знаю трех девочек - Алену, Олю и Веру. Я знаю трех мальчиков -
Петю, Вову и Юру.
Я знаю четырех девочек - Алену, Олю, Веру и Машу. Я знаю четырех мальчиков - Петю, Вову, Юру и Сережу и так далее.
Такие игры очень полезны для развития памяти и внимания ребенка, подготовки его к школе, развивают умение быстро переключаться, сосредотачиваться.
Большой мяч.
Для игры понадобится мяч большого размера, который можно пинать. Все игроки встают лицом в круг и берутся за руки. Водящий становится в центр круга и пытается выкатить мяч из круга ногами. Игроки не дают ему это сделать. Если кто-то из игроков пропустил мяч, он становится водящим. Но второй кон игры проходит по-другому. Игроки встают теперь лицом из круга и берутся за руки. Задача водящего - вкатить мяч обратно в круг. Если это удалось, то игрок, пропустивший мяч, становится водящим.
Снова дети встают лицом в круг и игра повторяется.
Правило игры - мяч нельзя брать в руки, можно только перекатывать его ногами.
В эту игру можно играть даже втроем. Тогда пара игроков стоит лицом к водящему и образуют воротца. Их задача - не пропустить мяч в ворота, то есть между собой.
Мячик кверху
Все стоят в кругу. Водящий бросает мяч кверху со словами: «Мячик кверху!» (в некоторых вариантах в этой игре произносятся выдуманные слова, которых в русском языке нет, такое слово - сигнал можно придумать вместе с детьми и выкрикивать его в этой игре). В это время все игроки разбегаются от водящего как можно дальше.
Водящий ловит свой мяч и кричит в это время: «Стой». Все отбежавшие подальше игроки должны остановиться и замереть на месте.
Задача водящего - бросить мячик и задеть - запятнать им одного из игроков. Если ему удалось запятнать игрока, то этот игрок становится водящим в следующей игре. Если запятнать игрока не удалось, то водить снова придется этому же водящему.
Правила игры:
Водящий бросает мяч вверх как можно выше.
Водящий ловит мяч или с воздуха или с одного отскока от земли.
Если игрок не остановился по сигналу «Стой», то ему нужно сделать три больших шага в сторону водящего.
Игроки не должны прятаться за предметы, деревья
Подвижные игры
-
«Бабка-ежка»
Играющие встают в шеренгу. Перед ними, повернувшись спиной, стоит водящий. Дети начинают дружно произносить закличку:
Бабка-ежка, костяная ножка,
Печку топила, ножку сварила,
Истопила баньку, съесть хотела Ваньку!
Дальше водящий произносит: «Раз, два, три - пятый справа (четвертый слева, седьмой слева, второй справа и т.д.) выходи!» После этих слов он поворачивается, отсчитывает справа или слева названный номер и говорит: «Бабка-ежка, нас лови!»
Ребенок, которого назвали, становится на место водящего, и начинается бег с ловлей и увертыванием.
Примечание. Бабка-ежка ловит детей касанием. При повторе игры тот ребенок, который был Бабкой-ежкой, становится водящим.
«Возьми платочек»
Дети встают в круг. Водящий ходит за кругом, в руках у него платочек. Проходя за спиной игроков, он незаметно бросает платочек на пол около одного из них и продолжает движение. Игрок, который, оглянувшись назад, увидел возле своих ног платочек, быстро берет его и догоняет водящего, а тот убегает и встает на пустое место, где стоял игрок. Игрок с платочком становится водящим.
Примечание. Оглядываться и смотреть, не лежит ли возле ног платочек, можно только после того, как водящий прошел за спиной игрока. Подсказывать нельзя. Убегать от игрока с платочком можно только по внешней стороне круга, не пересекая его. Водящий встает только на место игрока, которому положил платочек. Если игрок сразу заметил платочек возле ног и, побежав, догнал водящего, коснулся его, то последний снова начинает игру.
«Грибы, ягоды, цветы»
Педагог делит детей на три звена - «грибы», ягоды», «цветы». Каждое звено строится в определенном месте. По сигналу педагога дети начинают двигаться по залу врассыпную. После второго сигнала каждое звено должно построиться на своем месте.
Примечание. Места для звеньев можно обозначить обручами, кружками, вырезанными из картона грибами, ягодами, цветами. Ходить по залу дети могут разными способами: широким шагом, семенящим шагом, бегом, поднимая колени, продвигаясь прыжками на двух ногах или на одной. В подготовительной к школе группе можно увеличить количество звеньев, разделив грибы на съедобные и несъедобные; ягоды на лесные и садовые; цветы на полевые и декоративные.
«Два Яшки»
В игре играет нечетное количество детей. Играющие ходят по залу и говорят такие слова:
Мы друзья - два Яшки,
Прозвали нас «двояшки».
Какие непохожие! -
Говорят прохожие.
Раз, два три,
Друга ты себе найди!
После этих слов дети должны найти себе пару.
Примечание. Выигрывает пара, первой взявшаяся за руки.
«Зоопарк»
Играющие надевают маски разных зверей и встают на одном конце зала. Посередине зала стоит водящий - ловишка. Все вместе говорят слова:
Мы шагаем в зоопарк,
Побывать там каждый рад!
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины,
Там жирафы и слоны,
Обезьяны, тигры, львы.
Все мы весело шагаем И движенья выполняем!
После этих слов водящий предлагает выполнить какое-нибудь движение (пошагать, как медведь, как пингвин и т.д.). Педагог называет животное, и дети, на которых соответствующая маска, перебегают на другую сторону зала, а водящий старается их коснуться.
Примечание. Педагог называет (или показывает карточку с изображением) только тех животных, маски которых используются в игре. Водящий может сам называть животное.
«Классики»
Дети строятся в две колонны. Перед ними разложены обручи в виде классиков: два, один, два, один, два. По сигналу дети прыгают через обручи туда и обратно, передают эстафету следующему игроку из своей команды легким хлопком по руке и встают в конец колонны.
«Колобок»
Перед началом игры выбирают ведущего - «лису». «Лиса» встает на одной стороне зала (площадки). Рядом в шеренгу выстраиваются остальные дети - «колобки»; в руках у каждого мяч. По сигналу взрослого они начинают отбивать мяч, стоя на месте, под четкое совместное произнесение слов:
Я веселый колобок, колобок!
У меня румяный бок, вкусный бок.
Я от дедушки ушел. Да, ушел!
Я от бабушки ушел. Да, ушел!
Никого я не боюсь, не боюсь,
По дорожке покачусь, покачусь.
С окончанием слов дети толчком обеих рук прокатывают мячи к противоположной стороне зала (площадки), бегут за ними, а «лиса» пытается поймать мяч и положить его в корзину (обруч), стоящую посередине зала.
Примечание. Ребенок, чей мяч оказался пойманным «лисой», выбывает из игры.
Варианты. Мяч можно бросать разными способами, пытаться прокатить в воротца.
«Кто скорее добежит до флажка»
Варианты игры:
- подлезть под ворота, добежать до флажка и вернуться в свою колонну;
- пробежать (проползти разными способами) по гимнастической скамейке, добежать до флажка и вернуться в свою колонну;
- прыгая или перепрыгивая через препятствия, добежать до флажка и вернуться в свою колонну.
«Мы - веселые ребята»
Выбирается водящий, который встает в центр круга. Играющие прыгают на двух ногах с продвижением вперед, «с кочки на кочку». Педагог говорит слова: «Мы - веселые ребята любим бегать и скакать, ну попробуй нас поймать!» Водящий произносит: «Раз, два, три! Беги!». После этих слов дети разбегаются в разные стороны, а водящий их ловит.
Примечание. Игрок, которого водящий касается, выходит из игры.
«Мяч капитану»
Играющие становятся в 3-4 колонны. На расстоянии 1,5 м от первых игроков в колоннах - водящие с большим мячом. Обозначается линия (шнур, черта), за которую нельзя заступать. По сигналу педагога водящие бросают мяч первым игрокам колонны, а те возвращают его обратно и перебегают в конец своей колонны. Следующий игрок передвигается к исходной линии. Когда первым в колонне окажется игрок, начавший выполнять задание, он Поднимает руку вверх. Определяется команда-победитель. Игровое задание повторяется.
«Мяч соседу»
Играющие встают в две колонны на расстоянии вытянутых рук. По сигналу первый игрок начинает передавать мяч другим игрокам, стоящим за ним. Когда мяч окажется у последнего в колонне игрока, тот поднимает его вверх. Выигрывает команда, чей мяч дошел до последнего игрока в колонне первым.
Примечание. Мяч можно передавать разными способами: из рук в руки; над головой; броском от груди, снизу, из-за головы; с отскоком от пола; между ногами; с поворотом перед передачей вокруг себя.
«Найди свое место»
Дети строятся в две шеренги напротив друг друга. Они должны запомнить свои места. По команде «Разойдись!» дети бегают, прыгают по всему залу. По команде «По местам!» они должны занять свои места в шеренге. Побеждает команда, члены которой быстрее других займут свои места.
«Не урони мяч»
Играющие делятся на 2-3 команды и строятся в колонну друг за другом на расстоянии вытянутых рук. По сигналу педагога дети начинают передавать мяч любым оговоренным заранее способом (над головой, между ногами, перебрасывая от груди или прокатывая и т.п.) от первого игрока, стоящего в колонне, к последнему и обратно. Выигрывает команда, не уронившая мяч во время передачи и первой справившаяся с заданием.
«Погрузка овощей»
Варианты игры:
- стоя в шеренге, дети поочередно передают «овощи» в корзину;
-стоя в колонне, дети переносят «овощи», пробегая по гимнастической скамейке, подлезая под дуги, перепрыгивая через препятствия.
«Подмигалы»
Играющие встают в круг лицом парами, друг за другом (один за спиной у другого). Водящий («подмигала») встает в середину круга. Он подмигивает любому стоящему впереди игроку, а тот, увидев подмигивание, должен подбежать и встать перед водящим. Игрок, стоящий за спиной (во внешнем круге), ловит убегающего напарника. Оставшийся без пары игрок становится водящим.
Примечание. Игрок, стоящий за спиной своего напарника, держит руки на поясе или за спиной. Ловить убегающего напарника можно только касанием руки. Игрока, уже вставшего к водящему, касаться нельзя.
«Птички и клетка»
Дети распределяются на две подгруппы. Одна образует круг в центре площадки (дети идут по кругу, держась за руки) - это клетка. Другая подгруппа - «птички». Педагог говорит: «Открыть клетку!» Дети, образующие клетку, поднимают руки. «Птички» влетают в клетку (круг) и тут же вылетают из нее. Педагог говорит: «Закрыть клетку!» Дети опускают руки. «Птички», оставшиеся в клетке, считаются пойманными и встают в круг. Клетка увеличивается, и игра продолжается, пока не останется 1-3 «птички». Затем дети меняются ролями.
«Пустое место»
Дети становятся в круг. Водящий - вне круга. Он обходит круг, дотрагивается до плеча одного из играющих и говорит: «Беги!», вызывая его бежать наперегонки. Они бегут в разные стороны, стараясь занять пустое место. Игрок, оставшийся без места, водит, и игра начинается снова.
«Розы, тюльпаны»
Дети встают в круг двойками (один игрок впереди, другой у него за спиной). Тот игрок, который стоит во внутреннем круге, - «роза», а тот игрок, который стоит во внешнем, - «тюльпан». Водящий встает в центр круга. Педагог называет любой из цветов (например, тюльпан), и все «тюльпаны» должны перебежать к другим «розам» (поменяться местами), а водящий пытается занять место любого «тюльпана». Тот, кто остался без пары, становится водящим.
Примечание. Дети должны перемещаться в определенную сторону относительно стоящего рядом игрока (например, по часовой стрелке).
«Самый быстрый»
Из кубиков образуют круг, но кубиков на два меньше, чем играющих. Дети стоят по кругу. Педагог дает задание: бег (прыжки галопом, подскоки, бег спиной, прыжки на одной ноге или др.). Он говорит: «Быстро возьми!» Каждый играющий должен взять один кубик. Тот, кто остался без предмета, считается проигравшим.
«Снежная перестрелка»
Играющие делятся на две команды и встают в разные концы зала В руках у них «снежки». Дети дружно говорят слова:
Воет и воет зимняя вьюга,
А мы все кидаем Снежками друг в друга.
Мороз свирепеет,
А нам горячо,
Сегодня домой Не уйдем нипочем!
После этих слов дети начинают бросать «снежки» на сторону другой команды. После сигнала подсчитывается количество «снежков» на территории противника. Выигрывает команда, у которой оказалось наименьшее количество «снежков» на территории.
Примечание. В качестве «снежков» можно использовать мягкие мячики. Их можно бросать только от определенной черты со своей территории. «Снежок», который упал не на территорию команды, поднимать и бросать обратно нельзя.
«Третий лишний»
Играющие встают в круг лицом парами друг за другом (один за спиной у другого). Один игрок убегает, а другой (водящий) его догоняет. Убегающий, пробежав один круг, встает перед любой парой. Тот, кто оказывается последним, становится третьим лишним и начинает убегать от водящего.
Примечание. Убегая от водящего, можно пробегать только один круг. Если водящий коснулся убегающего, тот становится водящим. Пробегать внутри круга запрещено.
«Ты с мячом играй, играй, но число не забывай»
Играющие рассчитываются по команде педагога «До 10 по порядку рассчитайся!», берут мячи и встают в круг. По сигналу педагога дети начинают выполнять упражнение с мячом (отбивание на месте, в движении, подбрасывание мяча разными способами и т.д.), произнося следующие слова: «Ты с мячом играй, играй, но число не забывай. Один, два, три, четыре, пять - начинаем мы бежать!» После этих слов они перестают делать упражнения, а педагог называет два любых числа. Дети, число которых назвали, кладут мячи на пол и начинают бег по кругу к своему мячу.
Примечание. Ребенок, который прибежал к своему мячу последним, выбывает из игры.
«Удочка»
Играющие становятся в большой круг, в центре - педагог с веревкой, на конце которой мешочек с песком. Он вращает веревку так, чтобы мешочек касался пола, а дети подпрыгивают на двух ногах, стараясь его не задеть. Описав мешочком 2-3 круга, педагог делает паузу, во время которой подсчитывает количество детей, задевших мешочек («пойманных на удочку»), и дает необходимые указания по выполнению прыжков.
«Чай-чай, выручай»
Из числа играющих выбирается ловишка. Он становится посередине площадки. Возле него кладут большой обруч. Остальные играющие разбегаются по площадке. Ловишка гонится за ними, стараясь дотронуться до кого-нибудь. Пойманные образуют круг. Они вытягивают руки в стороны и говорят: «Чай-чай, выручай». Их можно выручить. Для этого достаточно ударить стоящего в кругу по вытянутой руке (переходить за линию круга пойманные не могут). Если ловишка коснется выручающего, он сам отправляется в круг.
«Вырученные» убегают и присоединяются к остальным. Игра прекращается по сигналу педагога.
Примечание. Ловишек может быть двое. Один пытается коснуться основных игроков, а другой - тех, кто хочет выручить товарищей.
«Четыре цапли»
Перед началом игры выбирают четырех детей, которые будут исполнять роль цапель. Остальные дети - «лягушки». Они встают врассыпную по залу (площадке). По сигналу взрослого «цапли» начинают ходить, высоко поднимая колени, вдоль одной из сторон зала (площадки), произнося слова:
Четыре длинные цапли Выходят на охоту,
А дождик по болоту -
Кап, кап, кап.
Идут четыре цапли И стряхивают капли,
А клювы звонко щелкают -
Цап, цап, цап!
После этих слов «цапли» останавливаются и замирают, стоя на одной ножке, руки в стороны. В это время из «болота» выскакивают «лягушки» и начинают прыгать на двух ногах между «цаплями», произнося слова
Идет, идет охота,
Заквакало болото,
Лягушки удирают Со всех зеленых лап.
Им вовсе неохота,
Им страшно неохота,
Чтоб цапли их зацапали -
Цап, цап, цап!
С окончанием слов начинается бег с ловлей и увертыванием. Ребенок, которого коснулась «цапля», выбывает из игры.
Примечание. Усложнить игру можно, если выдать детям маски разного цвета или надеть на руки цветные ленточки. И тогда каждая «цапля» должна поймать «лягушку» определенного цвета.
«Щука»
Выбирается водящий, который располагается в центре круга. Играющие встают в круг на расстоянии 1 м друг от друга и начинают перебрасывать мяч друг другу заранее оговоренным способом, произнося слова:
Щуке с осени пойдет Сто четырнадцатый год.
Не поймаем на обед -
Проживет еще сто лет.
После этих слов тот игрок, у которого оказался мяч, бросает его водящему.
Примечание. Если водящий не поймал мяч, он продолжает стоять в кругу. Из игры выходят те, кто бросает мяч другим, неоговоренным способом.
Игры малой подвижности
«Шуршащая сказка»
Дети стоят в кругу и выполняют покачивания с поднятыми руками из стороны в сторону. Педагог произносит:
Шуршат осенние кусты.
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш.
И дождь шуршит.
И мышь, шурша,
В нору спешит.
После этих слов дети приседают на корточки, соединяют ладошки под щекой и закрывают глаза. Педагог продолжает говорить:
Но их не слышат шесть мышат:
Давно уже мышата спят...
Они легли пораньше спать,
Чтоб не мешать большим шуршать.
«Будь внимателен»
Детям раздаются маски или жетоны на липучке с изображением диких и домашних животных. Играющие встают по обе стороны зала - на одну сторону в масках диких животных, на другую сторону в масках домашних животных. Выбирается водящий. Он внимательно смотрит и запоминает маски, затем отворачивается или закрывает глаза. По сигналу педагога дети меняются местами, переходя на другую сторону площадки. Водящий, повернувшись или открыв глаза, должен сказать, кто из детей сменил место.
Примечание. Также можно использовать маски или жетоны с изображением птиц и рыб; овощей и фруктов; грибов и ягод и т.д.
«Веселая зарядка»
Оборудование: карточки с изображением поз игрового стрет- чинга («Карусель», «Саранча», «Самолет взлетает» и т.д.).
Играющие встают в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Педагог говорит:
Нам полезно без сомненья Все, что связано с движеньем.
Вот поэтому, ребятки,
Сделаем сейчас зарядку.
Дети начинают движение по кругу друг за другом под ритмичные удары в бубен. По команде педагога «Стоп!» они останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга и принимают позу игрового стретчинга, изображенную на карточке, которую показывает педагог.
Примечание. По сигналу педагога нужную позу принимают только мальчики или только девочки. Остальные игроки в это время присаживаются на корточки.
-
«Горячий и холодный мяч»
Дети встают в круг, водящий располагается с мячом в центре круга. Со словами «горячий» или «холодный» он бросает мяч игрокам заранее оговоренным способом. Если мяч «горячий», его нужно отбить, а если «холодный», - поймать и тем же способом бросить обратно водящему. Если игрок ошибся, он выходит из игры.
«Дружные пингвины»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Жили-были три пингвина Дети ходят по залу, маршируя.
Пик, Пак, Пок.
Хорошо и дружно жили Хлопают в ладоши, стоя на месте.
Пик, Пак, Пок.
Как-то утром на рыбалку
Пик, Пак, Пок.
Зашагали вперевалку Ходят вперевалку, приставляя
Пик, Пак, Пок. пятку одной ноги к пятке другой
ноги.
Наловили много рыбы Делают наклоны вниз, стоя на
Пик, Пак, Пок. месте, руки за спиной.
И еще поймать могли бы
Пик, Пак, Пок.
«Друзья»
Дети рассредотачиваются по залу. Педагог с одним из играющих, взявшись за руки (педагог впереди, ребенок за его спиной), начинают маршировать по залу, произнося слова:
Друг за другом, друг за другом,
Друг за другом мы идем,
И конечно, и конечно,
Друга мы себе найдем!
Затем водящие подходят к одному из играющих, и ребенок, стоящий за педагогом, спрашивает у него: «Ты будешь моим другом?» Тот соглашается и встает за спину водящего. Теперь педагог и два ребенка начинают маршировать и произносить слова. Игра повторяется.
«Кольцо-колечко»
Дети встают в круг. В его центре раполагается водящий, он закрывает глаза. Дети начинают передавать колечко из рук в руки по кругу и говорить слова:
Мне подарили колечко С камушком маленьким в виде сердечка.
Камушек будет на солнце сверкать -
Ты начинай его быстро искать.
После этих слов дети прячут руки за спину. Водящий должен отгадать, у кого колечко.
Примечание. Если игрок затрудняется с ответом, педагог помогает ему, составляя словесный портрет ребенка, у кого в руках колечко.
«Котята и клубочки»
Дети идут по залу, изображая, что вяжут на спицах, и произносят:
Бабушка варежки вяжет,
Котята играют с пряжей.
Вся комната в пряже у нас.
От этих кошачьих проказ
Все в нитках: котята и стулья,
А бабушка, сидя, уснула Со спицами прямо в руках.
Котят не распутать никак!
Л. Комарова
После этих слов дети собираются в «большой клубок». Педагог говорит: «Сейчас я буду распутывать клубок, который запутали котята, чтобы получилась одна длинная ниточка!» Педагог берет за руку одного играющего и предлагает ему лечь на пол на живот. Затем другой ребенок ложится на пол на живот рядом и, перекатываясь через лежащего на полу товарища, располагается также. Игра повторяется со следующим игроком.
«Кто ушел?»
Дети встают в шеренгу или в круг. Водящий встает перед играющими и старается их запомнить. После этого он закрывает глаза. По сигналу педагога один из играющих выходит из зала. Водящий должен угадать, кто вышел.
«Летает - не летает»
Дети образуют круг, в центре которого находится педагог. Он произносит названия животных, птиц, мебели, насекомых. Если названный предмет (птица, насекомое, вид транспорта) летает, дети поднимают руки вверх и встают на носочки, если нет - приседают.
«Летела ворона»
Дети встают в круг лицом, вытягивают руки вперед ладонями вверх. Каждый играющий кладет левую руку тыльной стороной ладони на правую ладонь соседа. При произнесении слова из стихотворения дети ударяют своей ладонью о ладонь соседа (по кругу, по часовой стрелке). Текст: «Летела ворона по синему небу и читала газету под номером (5, 7, 3 и т.п.)». После объявления номера начинается отсчет до названного числа также с ударами о ладонь соседа. На последнюю цифру ребенок должен коснуться ладони соседа, тот в свою очередь должен постараться отдернуть ее. Тот, кого коснулись, выходит из игры. Также может выйти из игры игрок, которому на последней цифре не удалось осалить своего соседа.
«Море волнуется»
Дети стоят в кругу. Произносят вслух слова и раскачивают руками вперед-назад. «Море волнуется, раз! Море волнуется, два! Море волнуется, три! Морская фигура, замри!» Дети замирают в разных позах. Инструктор рассматривает фигуры, отмечает наиболее интересные.
«Мой мяч»
Играющие встают в круг и под слова педагога (стих С. Маршака «Мой веселый звонкий мяч») начинают перебрасывать мяч друг другу. У кого мяч остался в руках на последние слова педагога: «Выбирай себе любой», выходит в круг и показывает любое упражнение, а все дети должны его повторить.
«Овощи и фрукты»
Дети встают в круг. Педагог с мячом располагается в центре круга. Со словами педагога дети начинают движение по кругу, а тот подбрасывает мяч вверх и вместе с детьми произносит слова:
Таня (Маша, Саша) вышла в огород:
Все ли там в порядке?
Вытирает ручкой пот,
Проверяя грядки.
И сейчас ты не зевай,
Быстро фрукты (овощи) называй!
После этих слов педагог бросает мяч игроку, чье имя было названо, а тот должен назвать овощ (фрукт). Теперь названный ребенок становится водящим.
Примечание. Если ребенок не назвал овощ или фрукт, мяч бросается обратно водящему.
«Подкрадись неслышно»
Дети садятся на пол по кругу, водящий - в середину круга и закрывает глаза. По сигналу педагога один из играющих начинает бесшумно двигаться в сторону водящего. Последний должен указать рукой в сторону приближающегося к нему игрока.
Примечание. Если подкрадывающийся ребенок коснется водящего, он становится водящим и садится в центр круга. Если водящий услышит приближающегося игрока и успеет показать рукой в его сторону, он остается водить.
«Походка и настроение»
Инвентарь: 12 карточек из белого картона (размер карточек 20x15 см, карточки обклеены прозрачным скотчем) с изображением детей (мальчиков и девочек) с разными выражениями лица; бубен.
Играющие встают в круг на расстоянии вытянутых рук.
Под ритмичные удары бубна дети начинают движение по кругу друг за другом. По команде педагога «Стоп!» они останавливаются, поворачиваются лицом к центру круга и принимают выражение лица изображенного на карточке человека.
«Путаница»
Перед игрой педагог объясняет детям, что фразы, связанные с весной, не являются ошибкой, а фразы, связанные с другими временами года и их приметами, ошибочны, не соответствуют данному времени года.
Дети образуют круг, встают на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог находится в центре круга, он говорит текст, специально делая ошибки. Если в тексте нет ошибки, дети должны выполнить упражнение игрового стретчинга. Если ошибка присутствует, они ставят руки на пояс и топают ногами.
Солнышко светит ярче.
Дети выполняют упражнение «Солнечные лучики».
На юг улетают журавли, гуси, утки.
Дети ставят руки на пояс, топают ногами.
Распустились на деревьях листочки.
Дети выполняют упражнение «Деревце».
Скоро наступит Новый год, будем украшать елку.
Дети ставят руки на пояс, топают ногами.
На болоте появились цапли.
Дети выполняют упражнение «Цапля машет крыльями».
С деревьев облетают листья и, кружась от ветра, падают на землю. Дети ставят руки на пояс, топают ногами.
Побежали первые ручьи.
Дети выполняют упражнение «Ручей».
Вода в речке уже прогрелась, можно купаться!
Дети ставят руки на пояс, топают ногами.
Скоро везде запорхают бабочки.
Дети выполняют упражнение «Бабочка расправляет крылья».
Дни стали короче, а ночи длиннее, усиливаются морозы.
Дети ставят руки на пояс, топают ногами.
На первой травке запрыгали кузнечики.
Дети выполняют упражнение «Кузнечик».
Появились первые цветы.
Дети выполняют упражнение «Цветок».
На улице много снега, и можно кататься с горки.
Дети ставят руки на пояс, топают ногами.
Проснулись после зимней стужи жучки и червячки.
Дети выполняют упражнение «Жучок».
Тот из участников, кто ошибается, выходит из игры и встает недалеко от круга.
«Садовник»
Играющие встают в шеренгу, им раздаются жетоны с изображением цветов. Выбирается водящий - «садовник», который встает перед детьми с мячом в руках. Начинается перекличка.
Дети. Садовник!
Садовник. Влюблен!
Дети. В кого?
Садовник. В цветок!
Дети. В какой?
Садовник. В розу! (фиалку, ромашку, гвоздику и т.п.).
Названный игрок-«цветок» делает шаг вперед, а «садовник» бросает ему мяч заранее оговоренным способом. Если ребенок поймал мяч, он становится «садовником».
«Сделай фигуру»
Дети под музыку шагают, прыгают, бегают разными способами по залу. Когда она замолкает, по предложению педагога дошкольники выполняют упражнения игрового стретчинга.
«Скажи ласковое слово»
Играющие садятся на пол по кругу. У одного из, них в руках мяч. Он прокатывает его любому игроку, произнося ласковое слово. Например, «Саша, ты очень аккуратный (сильный, умный, добрый, заботливый, спортивный и т.д.)». Игра повторяется.
«Скажи наоборот»
Играющие садятся на пол по кругу. У одного из них в руках мяч. Он прокатывает мяч кому-то из игроков, произнося какое- нибудь прилагательное. Ребенок, который поймал мяч, должен сказать слово-антоним (наоборот). Например, большой - маленький, добрый - злой, солнечный - дождливый, толстый - тонкий, узкий - широкий, густой - редкий и т.д
«Тик-так»
Водящий («часы») встает в центр круга, закрывает глаза, одну руку вытягивает вперед («стрелка часов») и начинает медленно поворачиваться, пока дети произносят слова: «Тик-так, тик-так, мы всегда привыкли так. Шаг налево, шаг направо, тик-так, тик- так!» Затем водящий открывает глаза и останавливается. Тот, на кого указывает рука водящего («стрелка часов»), называет упражнение игрового стретчинга, и дети его выполняют.
«Тихо - громко»
Дети встают в круг, а педагог - водящий. Он предлагает детям прокричать голосами животных и птиц, тихо или громко. Например, «громкие петушки», «тихие мышки», «громкие вороны», «тихие курочки» и т.д.
«У белки в дупле»
Играющие образуют круг. По считалке выбирается водящий. Он встает в центр круга. Педагог читает стихотворение:
У белки в дупле На старой сосне Жили бельчата -
Смешные ребята.
На ветках кружились,
В траве веселились И разом делали вот так...
По окончании текста водящий принимает позу игрового стретчинга, которую вслед за ним выполняют играющие. Он смотрит на участников, оценивает правильность выполненной ими позы, выбирает игрока, который повторил показанную позу наиболее точно. Этот участник становится новым водящим, он проходит в центр круга. Игра повторяется.
«Узнай, кто позвал»
Дети идут по кругу, держась за руки, и произносят хором текст: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя узнай!» В центре - водящий с завязанными глазами. Дети останавливаются, педагог показывает рукой на одного из играющих, и он произносит имя водящего. Тот должен угадать, кто его позвал.
«Хвост змеи»
Играющие рассредотачиваются по залу. Водящий («голова змеи») проходит между детьми со словами: «Я змея, змея, змея! Я ползу, ползу, ползу!» Затем он останавливается около одного из играющих и обращается к нему: «Алеша (Саша, Маша и т.д.), ты будешь моим хвостом?» После этих слов водящий встает, широко расставив ноги, а игрок, согласившийся быть «хвостом змеи», проползает между ногами водящего и встает за его спиной. Игра повторяется. Следующий ребенок, согласившийся быть «хвостом змеи», проползает между ногами двух водящих и т.д.
«Черт и краски»
Оборудование: медальоны разного цвета (по количеству детей), мяч.
Дети встают в круг, водящий с мячом располагается в центре круга, он «черт».
Черт. Тук, тук ножкой.
Дети. Кто там под окошком?
Черт. Я черт с рогами, с горячими пирогами!
Дети. Зачем пришел?
Черт. За краской.
Дети. За какой?
«Черт» называет любой цвет. Если у ребенка медальон такого же цвета, он делает шаг в круг. «Черт» бросает ему мяч, а ребенок старается его поймать. Мяч можно бросать любыми способами (от груди, из-за головы, снизу, с отскоком от пола и т.д.), заранее оговорив это с детьми.
</ «Шел крокодил»
Играющие встают лицом в круг и вытягивают вперед руки ладонями вверх. Каждый кладет свою левую руку тыльной стороной ладони на правую ладонь соседа. Произнося слово из текста стихотворения, он ударяет своей ладонью о ладонь соседа (по кругу, по часовой стрелке).
Текст: «Шел крокодил, трубку курил, трубка упала и написала слово "мама" ("папа", "стол", "полотенце" и т.д.)».
После названного слова дети начинают проговаривать по порядку его буквы, также ударяя о ладонь соседа на каждую букву. На последней букве слова ребенок должен коснуться ладони соседа, тот в свою очередь должен постараться ее отдернуть. Осаленный играющий выходит из игры, также может выйти из игры тот, кому на последней букве не удалось коснуться своего соседа.
31