- Учителю
- Вне классная работа по физкультуре
Вне классная работа по физкультуре
Семинар «Из прошлого в настоящее».
Дата проведения: 30.04.2015
1. Композиция «Время вперед»
2. Ведущий.
Здравствуйте дорогие гости.
«Время идет вперед» …Все мы в детстве играли во дворы- разные компании, в разных городах, с разными названиями для одних и тех же игр- играли много до темноты, до хрипоты мамы, которая звала с балкона домой спать или на обед, до сбитых коленок и клятв в вечной дружбе или ненависти…
Сейчас смотрим на поколение NEXT- и не видим этого. А жаль, так не хватает резиночек, классиков, вышибал, банальных пряток или достаточно опасных ножичков…
Компьютерные игры, телевизор и фильмы о человеке- пауке заменили радость такого живого общения. Даже в детском саду и в школе дети больше не интересуются дворовыми играми- сидят стайками и изучают компьютерные игры и сотовые телефоны…
Нам очень хочется, вернуть детям радость этих игр. И хоть мы прекрасно осознаём, что в ближайшее время эта задача- нереальная, а позже, возможно, появится совсем другие игры с совсем другими правилами, нам очень хочется вспомнить и сохранить эту частичку нашего детства. А вдруг всё это когда- нибудь пригодится детям современного двора?
Астрахань- многонациональный город, в котором по соседству живут русские и татары, калмыки и казаки, азербайджанцы и дагестанцы, узбеки и корейцы, и другие народности.
И каждый народ помнит свои традиции и соответственно дети играют в игры, переходящие из поколения в поколении.
Дворовые игры- не просто развлечения. Дворовые игры- ещё и обучения. В этих играх мы учились общению, умению создавать команды и работать в них, учились быстро соображать, прыгать- бегать, соревноваться, да и веселиться учились тоже. Именно поэтому мы хотим сохранить хотя бы память о дворовых играх нашего детство.
Наша цель- максимально полно и точно вспомнить, описать и показать «игры нашего двора» с подробными правилами, названиями разных уровней и игровых ситуаций.
И так перенесемся в прошлое, которое некоторые из нас помнят из своего детства.
3. Показ игр: «Классики», «Резиночки», «Лягушка», «Скакалка», «Альчики».
«Классики» … Для девочек (и даже мальчишки играли с нами) эта была игра номер один. Во всех дворах Советского Союза играли в эту игру. Многие думают «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» во всю играли уже в конце 19 века.
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом. Вариантов прыжков было множество.
«Резиночки»… Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 80-90х годов, кто бы не прыгал в «резиночку». Обладатель новой упругой «резиночки» (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью. Правила просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно не чего, кроме 3-4 м. резинки. С другой, уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть).
«Лягушка»… Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно стена, мяч и прыгучесть. Играли в неё в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки. Правила: на стене рисуется линия ниже неё мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются друг за другом в ряд. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяет тоже самое. Тот, кто не перепрыгивает через мяч, получает в наказание букву «тот, кто собрал все эти буквы, тот «лягушка».
«Скакалка»… Тоже одна из распространённых видов игры. В неё играли и в одиночку, и парами, и группами из нескольких человек. Разные виды прыжков и по кругу «Удока», и выбегайка парами и многие другие виды игр.
«Альчики»…
Было ещё множество игр, которые мы не в силу показать так как ограничены времени и территорией площадки. Но мы можем перечислить, и вы поможете нам вспомнить их: «казаки-разбойники», «горячая картошка», «прятки», «четыре камешки», «море волнуется раз», «Лапта», «вороны-воробьи», «ножечки», «войнушка», «штандр» и т.д.
А вот две игры, которые мы проводим на уроках, сейчас покажем и напомним вам детство.
«Вышибалы» - играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но за то азарт зашкаливал. Тем более, для неё не нужно ни чего, кроме мяча.
Для игры в вышибалу необходима достаточно просторная ровная площадка и мяч среднего размера. Играть в нее можно компанией от трех человек, но гораздо интересней играть большой компанией. Тогда от мяча сложней увернуться, и особо хитрые могут прикрываться соседями.
«Вышибалы» (двое выбираются считалкой или добровольно) встают с двух сторон площадки, расстояние от одного до другого зависит от ширины площадки или просто от настроения. «Вышибаемые» встают в центре. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом, попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.
Игрок, которого вышибли, выбывает из игры (отходит в сторонку). Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч в руки. Ловить мяч можно только на лету, ни в коем случае не от земли. Кто поймал мяч от земли - выбывает. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.
Есть также несколько усложнений (вариаций) кидания мяча:
1. "Свечка".
Вышибала громко говорит "свечка" и кидает мяч высоко вверх. Тому из игроков, кто поймал мяч, дается дополнительная "жизнь". Игрок может поделиться жизнью с уже выбывшим игроком (поймавший мяч сам определяет, кого из команды ему выручить).
2. "Бомба".
Вышибала громко кричит "бомба" и кидает мяч высоко вверх. В этот момент все игроки в поле должны присесть на корточки. Если мяч упадет на игрока - он выбывает из игры. Передвигаться в момент падения мяча можно, но не вставая с корточек.
Следующую игру очень подвижную и азартную под названием «Борьба за флаг».
4. Заключительное слово.
Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Мы вам напомнили наше веселое дворовое детство. И так хочется, чтобы мы с вами чаще играли с детьми и друзьями в любое время и в любом месте: дома, на улице, во дворе. Ведь в играх воспитывается командный дух, честность и справедливость, смелость и смекалка. Дети познают действительность через движения, которая приносит радость. Но при этом надо соблюдать правила игры и не забывать о технике безопасности. Дворовые игры не имеют национальности - в них играют дети всех стран и народностей.
Классики
Многие думают, что «классики» придумали в СССР. На самом деле, это очень древняя игра. Уже в Средние века мальчишки (изначально игра была мальчишеская) прыгали по пронумерованным квадратам. В России в «классики» вовсю играли уже в конце ХIX века.
Правила
На асфальте мелом чертится прямоугольное поле с 10 квадратами и полукругом («котел», «вода», «огонь»). Вариантов прыжков и разметки площадки существует несколько. Но, как правило, игроки по очереди кидают битку (камушек, коробочка из-под леденцов и т.д.) в первый квадрат. Затем первый игрок перепрыгивает из квадрата в квадрат и толкает за собой битку.
-
№1 - одна нога;
-
№2 - одна нога;
-
№3 и 4 - левая на 3, правая на 4;
-
№5 - двумя ногами (можно передохнуть);
-
№6 и 7 - левая на 6, правая на 7;
-
№8 - одна нога;
-
№9 и 10 - левая на 9, правая на 10.
Затем поворот на 180% и обратно тем же манером. Наступил на черту или битка на нее попала? Встал на обе ноги? Ход переходит к другому.
Количество игроков: не ограничено.
Вышибалы
Играя в эту игру, можно было больно получить мячом, но зато азарт зашкаливал. Тем более, для нее не нужно ничего, кроме мяча.
Правила
Выбираются «вышибалы» (как правило, по 2 человека на каждую сторону). Они встают напротив друг друга на расстоянии примерно 10-15 метров. «Вышибаемые» встают в центре площадки.
Задача «вышибал»: попасть мячом во всех игроков (если тебя коснулся мяч, уходишь с поля). Задача «вышибаемых»: быть ловким и быстрым и уворачиваться от мяча.
«Вышибаемые» могут ловить «ловушки» («картошку», «свечки»). Для этого нужно поймать мяч на лету и ни в коем случае не выпустить из рук. Если мяч коснулся земли, игрок считается «выбитым». «Ловушка» дает дополнительную «жизнь», которую можно оставить себе или поделиться ей с товарищем.
Когда в команде «вышибаемых» остается один игрок, он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если удастся, команда возвращается на поле.
Резиночка
Культовая дворовая игра. Сложно найти ребенка 1980-1990-х гг., кто бы не прыгал в резиночку. Обладатель новой упругой резиночки (это был дефицит) во дворе считался «мажором» и пользовался особой популярностью.
Правила
Просты и сложны одновременно. С одной стороны, не нужно ничего, кроме 3-4 метров резинки. С другой, в уровнях и упражнениях можно запутаться (в детстве их все знали наизусть). Двое игроков натягивают резинку между собой, а третий прыгает.
Уровни:
-
резиночка на уровне щиколоток держащих (легкотня!);
-
резиночка на уровне колен (справлялись почти все);
-
резиночка на уровне бедер (как-то умудрялись!);
-
резиночка на талии (почти никому не удавалось);
-
резиночка на уровне груди и резиночка на уровне шее (за гранью фантастики).
На каждом уровне нужно выполнить определенный набор упражнений: бегунки, ступеньки, бантик, конвертик, кораблик и т.д.
Количество игроков: 3-4 человека (вчетвером обычно играют парами).
Игра также считается девчачьей. Мальчишки прыгали редко, но любили понаблюдать за девочками. :)
Казаки-разбойники
Красная печать никому не убегать.
Это веселая игра, сочетающая в себе авантюризм салок и азарт пряток. Существует мнение, что игра возникла в XVI веке, когда казаки защищали мирное население от бродячих разбойников.
Правила
Правила игры варьируются по регионам и часто сильно упрощаются. Неизменно одно - играющие делятся на две команды («казаки» и «разбойники»). Тут же выбираются «атаманы» и определяется «поле боя» (за его пределами не играют). Казаки выбирают штаб, а разбойники придумывают пароли (один правильный, остальные - ложные).
Задача разбойников: захватить штаб казаков. Задача казаков: переловить всех разбойников и «выпытать» правильный пароль.
По сигналу разбойники разбегаются и прячутся, оставляя на асфальте стрелки, чтобы у казаков были подсказки, где их искать. Казаки в это время обустраивают «темницу» и придумывают, как будут «пытать» пленных (щекотать, пугать насекомыми, «жалить» крапивой и т.д.). Через некоторое время казаки отправляются искать разбойников. Если им это удается, то они сажают разбойника в «темницу», откуда он не имеет права убежать. Разбойники, в свою очередь, стараются подобраться к «штабу» и захватить его.
Количество игроков: от 6 человек.
Горячая картошка
Без мяча не обходилось ни одно лето. Одна из любимых советскими детьми подвижных игр с мячом - «горячая картошка». Суть ее состоит в следующем.
Правила
Игроки становятся в круг и перебрасываются «горячей картошкой» (мяч). Если кто-то замешкался и не отбил вовремя мяч, он садится в «котел» (центр круга). Сидя в «котле» можно попытаться поймать пролетающий над головой мяч, но при этом нельзя вставать с корточек. Если игроку в «котле» удалось поймать мяч, он освобождает себя и других пленных, а игрок, неудачно бросивший мяч занимает их место.
Кроме того, игроки, перекидывающие «горячую картошку», могут специально освободить кого-то из «котла». Для этого он, отбивая мяч, должен попасть им в игрока, сидящего в центре круга.
Количество игроков: не меньше 3.
Лягушка
Это один из вариантов игр с мячом и стеной, где для веселья нужна, собственно, стена, мяч и прыгучесть. Играли в нее в основном девочки, хотя и мальчики, набегавшись в «войнушку», были не прочь поскакать возле стенки.
Правила
На стене рисуется линия (чем выше, тем интереснее) - ниже нее мяч кидать нельзя. Игроки выстраиваются в ряд, друг за другом. Первый игрок кидает мяч, тот ударяется о стенку, отскакивает, ударяется о землю, и в этот момент игрок должен через него перепрыгнуть. Мяч подхватывает следующий игрок, повторяя то же самое, - и так по кругу.
Тот, кто не перепрыгивает мяч, получает в наказание «букву» (л - я - г - у - ш - к - а). Собрал все эти буквы? Ты - лягушка!
Количество игроков: не ограничено.
А в какие игры играли во дворе вы?
Прятки
Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.
Кто не спрятался - я не виноват!
Простая игра - можно играть где угодно и когда угодно. Особенно увлекательно под вечер, когда смеркается.
Правила
Сначала выбирают водящего. Для этого в детстве мы знали миллиард считалок. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.
Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел. Задача водящего: найти всех спрятавшихся.
Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).
Кодовые фразы:
-
«Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» - кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).
-
«Пила-пила, лети как стрела» - кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.
Количество игроков: чем больше, тем лучше.
-
Вступительное слово ведущего (учитель):
- Дорогие ребята, уважаемые взрослые, гости нашего праздника, я рада приветствовать Вас на нашей спортивной площадке и празднике, который посвящён дворовым играм XX века, т.е. играм, в которые играли наши родители, бабушки и дедушки, когда были такими же детьми как и вы. Некоторые из этих игр хорошо известны большинству из вас, и вы с удовольствием играете или играли в них с друзьями, а другие были забыты и утеряны, т.е. мы не знаем их правил или даже названий, хотя они не хуже, а может быть и лучше, интереснее современных игр. И мне хотелось, чтобы вы, ребята, ваши дети и внуки знали эти игры , играли в них, чтобы они приносили вам радость и удовольствие.
А теперь немного о том, что ожидает сегодня нас на нашем празднике.
(Ведущий знакомит участников и гостей с планом проведения праздника, с тем как будут в конце праздника выявляться победители, просит гостей дружно поддерживать игроков и самим участвовать в конкурсах и соревнованиях, напоминает правила безопасности во время игры, желает всем участникам удачи и объявляет начало спортивного праздника «Дворовые игры XXвека»).
-
Выступления детей перед началом соревнований, между ними и в конце праздника (стихи, песни, загадки о детстве, играх, шуточные конкурсы и викторины для гостей праздника).
Борьба за флаги
Длинными линиями обозначают на противоположных сторонах игрового поля два «города», в 30-4 ш0агах один от другого. В середине между «городами» проводят ещё третью черту, границу двух противоборствующих команд. Затем играющие делятся на две равные команды и располагаются в «городах».
-
У каждого игрока должен быть небольшой флаг, который он ставит на линии своего «города». Таким образом фронт того или другого города будет обозначен флагами.
-
Желательно, чтобы флаги команд отличались цветами. Кроме того, флаг каждого игрока следует отметить особым знаком или просто номером, чтобы его можно было отличить от других.
-
Цель каждого игрока состоит в том, чтобы забежать в неприятельские владения, отвлечь противника и завладеть его флагом, не дав запятнать себя на вражеской территории.
-
Забежав в чужие владения, играющий рискует, во-первых, быть запятнанным там, во-вторых, потерять свой флаг, если к его «городу» проберётся кто-нибудь из неприятельского стана. Впрочем, оставшиеся в городе игроки должны оберегать, как свои флаги, так и флаги отсутствующих игроков и пятнать всякого, кто забежит в их владения из команды противников.
-
В начале игры, играющие одной и той же команды, договариваются между собой, кому из них защищать флаги, а кому нападать. Это делается для того, чтобы не оставить свои флаги без защиты, что вполне вероятно, когда играющие слишком увлекутся нападением.
-
ПРАВИЛА:
-
1. Если игрок, завладевший неприятельским флагом благополучно достигает своей территории, т.е. перейдёт среднюю линию, то он находится уже вне преследования и спокойно водружает свой трофей у себя в «городе», а хозяина захваченного флага объявляет своим пленником, который временно выходит из игры.
-
2. Если игрок будет запятнан на чужой земле, то он должен стоять на том месте, где его запятнали, до тех пор, пока кто-нибудь из товарищей по команде не выручит его ударом по руке. Будучи вырученным, он снова вступает в ряды своей команды.
-
3. Пятнать противников в их «городе» нельзя. Игрок, допустивший такую оплошность, сам считается запятнанным.
-
Примечание: Игроки выходят из игры только временно и могут быть возвращены своими товарищами.
-
4. Если кому-нибудь удастся выручить флаг своей команды из неприятельского «города», то тем самым выручает и хозяина флага, который снова вступает в игру.
-
5. Команда, у которой заберут все флаги, считается проигравшей.
Заключительное слово ведущего:
Вот и закончился наш весёлый праздник. Но вы не унывайте! Ведь в эти игры и во многие другие вы можете играть с друзьями в любое время и в любом месте : дома на улице, во дворе, в школе на перемене. Самое главное при этом соблюдать правила игры и не забывать о технике безопасности. И тогда любая игра принесёт вам радость и удовольствие.
Борьба за флаг.
Игра «Борьба за флаг». Я очень люблю эту игру и с радостью обучаю детей.
Она мне нравится тем, что в этой игре дети сами вносят план тактических действий, коллективно обсуждают и решают стратегию игры. Тем самым воспитывается сплоченность команды, а также находчивость, бдительность, зоркость и наблюдательность, смекалка.
В игре принимают участие 2 команды, которые каждая располагается на своей половинке произвольно. Задача команд - захватить флаг противника и унести его на свою территорию, сохранив свой флажок в неприкосновенности.