7


  • Учителю
  • Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Шахматы «Белая ладья»





Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса



Срок реализации 1 года

















































2015-2016г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Данная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

«Закон об образовании»

«Положение об общеобразовательном учреждении»

«Устав Муниципального бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11» г. Новочеркасска

Программа «Шахматы в школе», автор И.Г. Сухин.



Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.

Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.



Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая дея­тельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.



Цель программы: развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся через занятия игрой в шахматы.



Задачи:

  1. Обучить правилам игры в шахматы.

  2. Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

  3. Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

  4. Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

  5. Научить ориентироваться на шахматной доске.

  6. Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

  7. Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

  8. Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

  9. Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

  10. Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

  11. Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

  12. Сформировать умение записывать шахматную партию.

  13. Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

  14. Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.



Первый год обучения

Программой предусматривается 34 шахматных занятия (одно занятие в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. Ha каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каж­дой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

Программа разработана для детей первых классов, но она может быть использована на начальном этапе обучения во вторых классах. Это обеспечива­ется применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изуче­нии игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлага­ются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.



Предполагаемые результаты:

1 уровень:

Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, верти­каль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие,

стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры.

2 уровень:

Уметь ориентироваться на шахматной доске;

играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

правильно помещать шахматную доску между партнерами;

правильно расставлять фигуры перед игрой;

различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

рокировать;

объявлять шах;

ставить мат;

3 уровень:

решать элементарные задачи на мат в один ход.

Тематика курса

1. ШАХМАТНАЯ ДОСКА

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.

Дидактические игры и задания

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шах­матной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.



2. ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ



Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

Дидактические игры и задания

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шах­матные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети долж­ны догадаться, что это за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет».

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пы­таются угадать, какая фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.



3. НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР

Начальное положе­ние (начальная позиция); расположение каждой из фигур в на­чальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстанов­кой фигур.

Дидактические игры и задания

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утвержде­ние верно, то мяч следует поймать.



4. ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР

(основная тема учебного курса).

Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, пре­вращение пешки.

Дидактические игры и задания

«Игра на уничтожение» - важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышле­ния и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, располо­женные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.

«Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шах­матной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирает­ся такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна до­стичь определенной клетки шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее - побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры против­ник.

Примечание. Все дидактические игры и задания из этого раздела (даже такие на первый взгляд странные, как «Лабиринт», «Перехитри часовых» и т. п., где присутствуют «заколдованные» фигуры и «заминированные» поля) моделируют в доступном для детей 6-7 лет виде те или иные реальные ситуации, с которыми сталкиваются шахматисты в игре на шахматной доске. При этом все игры и задания являются занимательными и развивающими, эффективно способствуют тренингу образного и логического мыш­ления.



5. ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ

Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

Дидактические игры и задания

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

6. ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕ­НИЯ



Самые общие представления о том, как начинать шахмат­ную партию.

Дидактические игры и задания

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угро­зы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.































































Календарно тематический план внеурочная деятельность «Белая ладья»



п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Минимум содержания образования





познакомить

научить

Педагогические условия

Интеграция

план

факт



1. Шахматная доска

Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр.





А-5.09

Б-6.09

В-6.09



- познакомить с шахматными терминами: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр











- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить ориентироваться на шахматной доске;

- научить правильно помещать шахматную доску между партнерами;

- научить различать горизонталь, вертикаль, диагональ;



-учить соблюдать основные правила личной гигиены;







1.

Знакомство с шахматной доской

Чтение и инсценирование дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. Расположение доски между партнерами.

2.

Шахматная доска

А-12.09

Б-13.09

В-13.09



Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята - хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».



2. Шахматные фигуры.



Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.







А-26.09

Б-27.09

В-27.09



- познакомить с названиями шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

белые, черные;



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;







- научить различать и называть шахматные фигуры;







-учить соблюдать основные правила личной гигиены;





3.





4.

Знакомство с

шахматными фигурами

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая».

А-3.10

Б-4.10

В-4.10



3. Начальная расстановка фигур.

Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.



















А-10.10

Б-11.10

В-11.10



- познакомить с понятиями: партнеры, начальное положение;



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить правильно расставлять фигуры перед игрой;



-учить соблюдать основные правила личной гигиены;





5.

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч».



4. Ходы и взятие фигур.





(Основная тема учебного курса.) Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.









А-17.10

Б-18.10

В-18.10



- познакомить с правилами хода и взятия каждой фигуры;

- познакомить с понятиями: ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе;



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;





-учить соблюдать основные правила личной гигиены;





6.

Знакомство с шахматной фигурой. Ладья.

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

7.

Ладья в игре.

А-24.10

Б-25.10

В-25.10



Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности».

8.

Знакомство с шахматной фигурой. Слон.

А-14.11

Б-15.11

В-15.11



Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольнын слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

9.

Слон в игре.

А-21.11

Б-22.11

В-22.11



Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности».

10.

Ладья против слона.

А-28.11

Б-29.11

В-29.11



Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности».

11.

Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь.

А-5.12

Б-6.12

В-6.12



Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь - тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

12.

Ферзь в игре.

А-12.12

Б-13.12

В-13.12



Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности».

13.

Ферзь против ладьи и слона.

А-19.12

Б-20.12

В-20.12



Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

14.

Знакомство с шахматной фигурой. Конь.

А-26.12

Б-27.12

В-27.12



Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь - легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

15.

Конь в игре.

А-16.01

Б-17.01

В-17.01



Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

16.

Конь против ферзя, ладьи слона.

А-23.01

Б-24.01

В-24.01



Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности».

17.

Знакомство с пешкой.

А-30.01

Б-31.01

В-31.01



Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин».

18.

Пешка в игре.

А-6.02

Б-7.02

В-7.02



Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности».

19.

Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона.

А-13.02

Б-14.02

В-14.02



Дидактические задания и игры» Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Игра на уничтожение» (пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения), «Ограничение подвижности».

20.

Знакомство с шахматной фигурой. Король.

А-27.02

Б-28.02

В-28.02



Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля).

21.

Король против других фигур.

А-6.03

Б-7.03

В-7.03













Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности».





5. Цель шахматной партии.



Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила.

А-13.03

Б-14.03

В-14.03



А-20.03

Б-21.03

В-21.03



- познакомить с понятиями: длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить рокировать;

- научить объявлять шах;

- научить ставить мат;





-учить соблюдать основные правила личной гигиены;





22.





23.

Шах.









Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах».

24.











25.

Мат.

А-3.04

Б-4.04

В-4.04







Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход».

26







.

27.

Ставим мат.

А-10.04

Б-11.04

В-11.04

А-------

Б------

В-------

объединила

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

28.

Ничья, пат.

А-17.04

Б-18.04

В-18.04





Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или на пат».

29.









30.

Рокировка.

А-24.04

Б-25.04

В-25.04

А-------

Б--------

В--------

объединила

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».



6. Игра всеми фигурами из начального положения.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.









А-15.05

Б-2.05

В-2.05



- познакомить с элементарными шахматными задачами;



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить решать элементарные задачи на мат в один ход;

-учить соблюдать основные правила личной гигиены;





31.

Шахматная партия.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода».

32.

Шахматная партия.

А-22.05

Б-16.05

В-16.05







Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий.

33.









34.

Повторение программного материала.

А-----

Б-23.05

В-23.05

А-------

Б-------

В--------

объединила

Повторение программного материала - викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения.



























































Второй год обучения



Программа второго года обучения предназначена для вторых классов четырехлетней и начальной школы. Однако она может быть реализована в третьих классах, если программа пер­вого года обучения была пройдена во II классе.

Программа предусматривает 34 учебных занятия, по одному уроку в неделю. Если на первом году обучения большая часть вре­мени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важ­ным достижением в овладении шахматными основами явится уме­ние малышей ставить мат.

Учебный курс включает в себя шесть тем: «Краткая история шахмат», «Шахматная нотация», «Ценность шахматных фигур», «Техника матования одинокого короля», «Достижение мата без жертвы материала», «Шахматная комбинация».



Предполагаемые результаты:

1 уровень:

Знать обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур;

ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.



2 уровень

Уметь записывать шахматную партию;

матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

3 уровень:

проводить элементарные комбинации.



Тематика курса



  1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ



Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.



  1. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ



Обозначение горизонталей и вер­тикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положе­ния.



Дидактические игры и задания

«Назови вертикаль». Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: «Вертикаль «е»). Так школьники называют все вертикали.

Затем педагог спрашивает: «На какой вертикали в начальной позиции стоят коро­ли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?» И т. п.

«Назови горизонталь». Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: «Вторая горизонталь»).

«Назови диагональ». А здесь определяется диагональ (например: «Диагональ el - а5»).

«Какого цвета поле?» Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

«Кто быстрее». К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

«Вижу цель». Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся





3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР



Ценность фигур. Срав­нительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Спо­собы защиты.



Дидактические игры и задания

«Кто сильнее». Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: «Какая фигура сильнее? На сколько очков?»

«Обе армии равны». Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

«Выигрыш материала». Педагог расставляет на демонстрационной доске учеб­ные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

«Защита». В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохра­нить материальное равенство.





4. ТЕХНИКА МАТОВАНИЯ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ



Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.



Дидактические игры и задания

«Шах или мат». Шах или мат черному королю?

«Мат или пат». Нужно определить, мат или пат на шахматной доске.

«Мат в один ход». Требуется объявить мат в один ход черному королю.

«На крайнюю линию». Белыми надо сделать такой ход, чтобы черный король отступил на одну из крайних вертикалей или горизонталей.

«В угол». Требуется сделать такой ход, чтобы черным пришлось отойти коро­лем на угловое поле.

«Ограниченный король». Надо сделать ход, после которого у черного короля останется наименьшее количество полей для отхода.





5. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА



Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и энд­шпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.



Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

«Защитись от мата». Требуется найти ход, позволяющий избежать мага в один ход.





6. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ



Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы ма­товых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, от­влечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достиже­ния ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и ДР).



Дидактические игры и задания

«Объяви мат в два хода». Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

«Сделай ничью». Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей.

«Выигрыш материала». Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.







п/п

Дата

Учебно-тематическое планирование

Минимум содержания образования

НРК

Педагогические условия

Интеграция

Содержательные линии

Составляющие образованности

П - И

Д - К



Повторение изученного материала.

Повторение программного материала, изученного за год обучения

ИК









КЗ

- обобщить и систематизировать полученные знания





- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить использовать полученные знания в игровой практике





-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



1.

Повторение изученного материала.

Просмотр диафильма «Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мире шахмат». Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения).





2.

Повторение изученного материала.

Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания «Две фигуры против целой армии», «Убери лишние фигуры», «Ходят только белые», «Неотвратимый мат». Игровая практика.







1. Краткая история шахмат.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.





ИК











КЗ

- познакомить с историей возникновения шахмат, чемпионами мира по шахматам в разные времена



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;















-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



3.

Краткая история шахмат.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика.



2. Шахматная нотация.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.



ИК





















КЗ

- познакомить с обозначением горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур; краткой и полной шахматной нотацией; с записью шахматной партии и записью начального положения.



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;



- научить обозначать горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры;

- научить использовать полученные знания в игровой практике











-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



4.

Шахматная нотация. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические игры и задания «Назови вертикаль», «Назови горизонталь», «Назови диагональ», «Какого цвета поле», «Кто быстрее», «Вижу цель». Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: «Король с е1 - на е2».



5.

Шахматная нотация. Обозначение шахматных фигур и терминов.

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).



3. Ценность шахматных фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.



ИК























КЗ

- познакомить с ценностью фигур; сравнительной силой фигур; способами достижения материального перевеса; способами защиты.











- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;



- научить определять ценность шахматных фигур;

- учить пользоваться способами достижения материального перевеса и способами защиты.

- научить использовать полученные знания в игровой практике





-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



6.

Ценность шахматных фигур. Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические игры и задания» Кто сильнее», «Обе армии равны». Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш ферзя). Игровая практика.



7.

Ценность шахматных фигур. Достижение материального перевеса.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания» Выигрыш материала» (выигрыш ладьи, слона, коня). Игровая практика.

8.

Ценность шахматных фигур. Способы защиты.

Достижение материального перевеса. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала» (выигрыш пешки). Способы защиты. Дидактические игры и задания «Защита» (уничтожение атакующей фигуры, уход из-под боя). Игровая практика.

9.

Ценность шахматных фигур. Защита.

Защита. Дидактические игры и задания «Защита» (защита атакованной фигуры другой своей фигурой, перекрытие, контратака). Игровая практика.





4. Техника матования одинокого короля.

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля.



ИК















КЗ

- познакомить с техникой матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей.





- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;



- учить пользоваться изученными способами матования одинокого короля.

- научить использовать полученные знания в игровой практике



-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



10.

Техника матования одинокого короля. Две ладьи против короля.

Две ладьи против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.



11.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и ладья против короля.

Ферзь и ладья против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.



12.

Техника матования одинокого короля. Ферзь и король против короля.

Ферзь и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.

13.

Техника матования одинокого короля. Ладья и король против короля.

Ладья и король против короля. Дидактические игры и задания «Шах или мат», «Мат или пат», «Мат в один ход», «На крайнюю линию», «В угол», «Ограниченный король», «Мат в два хода». Игровая практика.



5. Достижение мата без жертвы материала

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.



ИК



















КЗ

- познакомить с учебными положениями на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры); способами защита от мата.





- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- учить решать учебные положения на мат в два хода; пользоваться способами защиты от мата.

- научить использовать полученные знания в игровой практике





-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



14.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

15.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.

16.

Достижение мата без жертвы материала. Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Защита от мата. Дидактические игры и задания «Защитись от мата». Игровая практика.



6. Шахматная комбинация.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).



ИК







































КЗ

- познакомить с типами матовых комбинаций: темой разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др.; шахматными комбинациями, ведущими к достижению материального перевеса; комбинациями для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).





- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- учить пользоваться изученными шахматными комбинациями

- научить использовать полученные знания в игровой практике





























-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



17.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения.

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

18.

Матовые комбинации. Тема завлечения.

Матовые комбинации. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

19.

Матовые комбинации. Тема блокировки.

Матовые комбинации. Тема блокировки. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

20.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия.

Матовые комбинации. Тема разрушения королевского прикрытия. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

21.

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена».

Матовые комбинации. Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема «рентгена». Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

22.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов.

Матовые комбинации. Другие шахматные комбинации и сочетание приемов. Дидактические игры и задания «Объяви мат в два хода». Игровая практика.

23.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

24.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема уничтожения защиты. Тема связки. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

25.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

26.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема превращения пешки. Дидактические игры и задания «Проведи пешку в ферзи». Игровая практика.

27.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Сочетание тактических приемов. Дидактические игры и задания «Выигрыш материала». Игровая практика.

28.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

29.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах.

Комбинации для достижения ничьей. Комбинации на вечный шах. Дидактические игры и задания «Сделай ничью». Игровая практика.

30.

Типичные комбинации в дебюте.

Типичные комбинации в дебюте. Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.

31.

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры).

Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактические игры и задания «Проведи комбинацию». Игровая практика.



Повторение программного материала

Повторение программного материала, изученного за первый и второй год обучения

ИК







КЗ

- обобщить и систематизировать полученные знания



- напомнить санитарно-гигиенические нормы и правила;

- сообщить о методах организации комфортных отношений с партнерами по игре;

- научить использовать полученные знания в игровой практике



-учить соблюдать основные правила личной гигиены;



32.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

33.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.

34.

Повторение программного материала

Дидактические игры и задания. Игровая практика.







Шахматные игрушки и игры, которые можно сделать своими руками



Дидактические игрушки: «Горизонталь - вертикаль», «Диагональ» (матери­ал - плотная бумага, ватман, картон).

Шахматная матрешка.

Шахматные пирамидки.

Разрезные шахматные картинки.

Шахматное лото.

Шахматное домино.

Кубики с картинками шахматных фигур.

Темные и светлые кубики (из них ученики могут собирать горизонталь, верти­каль, диагональ).





ШАХМАТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ.

Для учеников следует организовывать прослушива­ние шахматных сказок, интермедий, стихотворений, рассказов. Полезно проводить шах­матные конкурсы типа «Поле чудес» и «Что? Где? Когда?».



Учебно-методическое обеспечение:



- Сухин И.Г. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 - 5 лет: Книга - сказка для совместного чтения родителей и детей. - М.: Новая школа, 1994.

- Зак В., Длуголенский Я. Я играю в шахматы (издание второе): Для старшего дошкольного и младшего школьного возраста. - Издательство «Детская литература», 1985.

- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: Учебное пособие для шахматистов второго - третьего разрядов. - 2-е изд., испр., доп.- М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993.

- Бобби Фишер учит играть в шахматы: издание для досуга - Киев: «Здоровье», 1991.

- Гайшут А.Г. Увлекательная математика,/ Путешествие по шахматной доске: Учебное пособие. - М.: «Дом педагогики», 1995.

- Сухин И. Приключения в шахматной стране. - М.: Педагогика, 1991.

- Книжка - раскраска «Шахматные герои».

- Журнал «Шахматное обозрение», 7-8





6



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал