7


  • Учителю
  • Нетрадиционный урок ' Один день из жизни деревни Мокино'

Нетрадиционный урок ' Один день из жизни деревни Мокино'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Открытый урок (нетрадиционный)

преподавателя физической культуры

Кудимовой М.Г. в 6е классе.

Тема: "Один день из жизни русской

деревни Мокино"

Цель: Формирование личности учащихся

на основе этнокультурного

компонента.

Задачи: 1.Познакомить детей с бытом

деревенской жизни.

2.Научить пользоваться учащихся

календарем природы.

3.Разучить русскую национальную

игру "Городки".

4.Развивать двигательные

качества: ловкость, силу и

глазомер в народных подвижных

играх.

5.Способствовать воспитанию

уважительного отношения к

сельскому труду и сельской

жизни.

Время проведения: 45 минут.

Место проведения: спортивный зал.

Инвентарь: ведро, молоко, черный хлеб,

печь, колодец, стол, умывальник, скамейка,

кружки, простыня для обеда в поле, узелки,

молотки, сено, вилы, лопата, носилки, деревья, хворостина, городки (палки), мел,

зеркала, семечки, огурцы соленые, яйца, коромысло, румяна, расчески, бусы, большие ведра, 8 булочек, кружки, половики, дрова, цветы.

Сценарий.

Один день из жизни русской деревни "Мокино".


Раннее утро: Звучит музыка с пением птиц и голосами домашних животных.

Включается свет (медленно). Хозяйка выходит из спальни, умывается,повязывает фартук, растопляет печь,ставит чугунки и сковородки в печь и идет доить корову в хлев.

В хлеве: Корова мычит, хозяйка говорит ей ласковые слова, похлопывает по бокам коровы. Дает ей сена, переворачивает табуретку, садится и приступает к дойке.

Подоив корову- гонит ее в луга хворостиной, которая находится

тут-же в хлеве, приговаривая:

"Ходи бог с тобой,

кормись да домой не торопись.

Впереди коров не бегай, и

позади не оставайся".

Возвращаясь с дойки - собирает еду на стол. Тем временем просыпаются домочадцы и семья усаживается за стол.

Во главе стола сидит хозяин. Он режет хлеб ломтями.

Он первым приступает к трапезе. Его примеру следуют

все остальные. Перед едой молятся. Разговаривать за столом считалось большим грехом. Тому, кто нарушал эти правила могло достаться ложкой по лбу. Благо, что ложки тогда были деревянными. Хлебая из общей миски - ложку снизу поддерживали куском хлеба, чтобы на стол не пролилось ни капли.

Еда в то время была немудреной: картошка, яйца, лук, огурцы, то есть все то, что давала земля при умелом с ней обращении и ближайщие лесные массивы: ягоды, грибы, орехи.

Поев вся семья собиралась на полевые работы. В доме оставались только немощные старики и малые дети, на долю которых оставались заботы по дому и работа в огороде (полив, прополка, окучка и др.).


В кузне: Два кузница отбивают и точат серп.

Хор мальчиков исполняют песню: "Во-ку, во-ку, кузнице…"(1 куплет и припев).

Одновременно со сценой в кузнице:

Таскание воды: на коромысле девушка носит воду из колодца в огород в бочку. Другие готовят инвентарь для работы в поле.

Хозяйка собирает узелки с обедом. Работники заходят за едой и общим гуртом идут с песнями в поле.


Вашему вниманию предлагается несколько видов полевых работ:

пахота, сев, покос, стогование и удобрение полей.

После трех видов работ: пахоты, сева и покоса общий обед в поле и

соревнование.

Выбор наемного работника: кто больше съест.

Бывало на Руси такое мнение, что чем больше работник ест, тем он лучше работает.

Пахота.

С 10 мая с Семена - роснополица начиналась пахота.

"На пашне огрехи, в кармане прорехи".

"Не ленись с плужком - будешь с пирожком".

"Вскачь не на потешься".

"Кто пахать не ленится,

У того и хлеб родится".

"Землю пахать - не в бабки играть".

"Рой в глубь пласта - будет рожь густа".


Сев.

В средней полосе России сеять начинали на Симона Зилота (22 мая).


"Сей пшеницу на Симона Зилота - родится аки золото".

"Не пиры пировать коли хлеб засевать".

"Не радей большому посеву, а радей хорошему урожаю".


Для получения хорошего урожая во многих губернях соблюдался

такой обычай : в день засева ни один домохозяин не дает другому взаймы, ни за деньги ни одного зерна или куска хлеба:нарушение этого условия может повести к неурожаю.

Обычно перед посевом произносили краткую молитву или приговор,

а во время сева молчали.


Покос.

С Петрова дня (12 июля) - красное лето, зеленый покос.

"С Петрова дня - пожня".

"Начинают стродовать - сено ставить".

"Всякий, кто дорос, спеши на покос".

"В цвету трава - косить пора".

"С косой в руках погоды не ждут".

"На травах роса - легче ходит коса".

Обед и соревнование наемных работников.

Метание стогов.

21 июля - Прокопьев день.

Около Прокопьева дня начинают сено собирать в валы, потом копнить, а из копен складывать зароды.

"Большой лужок, а сена накосил мешок".

"Перестоялась трава - ни сено, ни труха".

"Не то сено, что на лугу, а то что в стогу".

Удобрение полей.

На Федора Стротилота с 21 июня пошла навозница - возят навоз на паровой клин.


"Клади навоз в пору, соберешь хлеба гору".

"Клади навоз густо, не будет в амбаре пусто".

"Сей, да навозь - голодухи не бойсь!"

"На поле с дерьмом - поле с добром".

"В поле свез навоз - с поля хлеба воз".


Вечером все возвращаются в деревню. Стар и мал занимаются домашним хозяйством и отдыхают, а девушки и парни идут на гулянку.

Пока девушки наряжаются, парни соревнуются в удальстве и силе.


Парни начинают игру в "Городки". Считалочкой определяют кому первому начинать игру.

Повторяется два раза.

Городки.


Игра "Городки" широко использовалась в физической подготовке русской армии уже Петром 1, великий русский полководец Александр

Суворов о городках говорил:

"Битою мечу - это глазомер

битою бью - это быстрота,

битою выбиваю - это натиск",-

именно эти качества А.Суворов считал главными для воинов.


Упрощенный вариант игры "Городки" показывают нам парни из деревни "Мокино".


Проходит какое - то время и на улице начинают показываться девушки. Нарядные, весёлые, как будто и не было тяжелого трудового дня. Здесь же собираются и парни из соседней деревни Култаево.

Два удальца соревнуются в силе. Кто поднимет гирю большее количество раз. Один из Мокино, другой из Култаево.


Затем встают для соревнования "Стенка на стенку".

Чья деревня победит? Необходимо соперникам плечом вытолкнуть друг друга за пределы площадки. Девушки подбадривают, отпускают колкости.

Девушки водят "Хоровод".

После этого исполнение частушек.

Частушки.


Девушки и парни поют по очереди, лузгают семечки, орехи, посмеиваются, переглядываются.

"Полно азбуке учиться

Букварем башку ломать

Не пора ли нам жениться,

В печку книги побросать?


Мне не нужен дом кирпичный

Был бы милый симпатичный

Был бы милый по душе -

Проживем и в шалаше.

Купи, батюшка, платок,

На затылочке цветок:

Теперь мода на платки,

На затылочке цветки.


Купи, тятенька, коня,

Золотые ножки,

Буду девочек катать

По большой дорожке.


Я коровушку доила,

Черную, рогатую.

Меня милый не сменяет

Бедну на богатую.


Затем игра "Ручеек" под русскую народную музыку. Пройдя один круг, после него парами расходятся по углам. Гасится свет.


Вот так в бесконечных хлопотах и пролетел день в деревне Мокино.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал