7


  • Учителю
  • Народные игры для начальных классов по физической культуре

Народные игры для начальных классов по физической культуре

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





















«Национальные игры на уроках физической культуры.»











Составила : учитель физической культуры

Сейтчанова Наргуль Андреевна

















С. Кош -Агач

2016г











































Национальные игры на уроках физкультуры.

Детские подвижные игры как неотъемлемая часть проникновения ребенка в мир культурного наследия разных народов служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания. Такие игры приучают самостоятельно в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить его в исполнение, проявлять инициативу. В результате дети приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Целенаправленная игровая активность предоставляет широкие возможности для решения поставленных задач, на укрепления физического здоровья детей, развитие интеллекта в воспитательных моментах игры. Подвижные игры исчерпывают все виды свойственных человеку естественных движений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, борьбу, метание, броски и ловлю, упражнение с предметами. Эти упражнения являются самыми универсальными и не заменимым средством физического воспитания. Воспитание детей и юношей на народных играх с самого раннего возраста испокон веков способствовало формированию правильного отношения к окружающей природе, к взаимоотношениям в обществе..

Народные игры отражали и воспитывали бережное отношение к животным, окружающей среде. Даже в наш век новых информационных технологий роль народных подвижных игр не изменилась. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Поэтому важно заинтересовать детей, побудить в них интерес к играм разных народов родного края, уважение к ним как носителям культурной ценности.

Актуальность обращения к объективной проблеме приобщения детей к подвижным играм разных народов родного региона обусловлена тем, что в сегодняшней образовательной практике нет глубоких знаний у детей и свободного владения обширным игровым репертуаром, а так же отсутствием методики педагогического руководства.

Предлагаются такие игры поверхностно без предварительного рассказа о жизни того народа, в чью игру им предстоит играть, без предоставлений иллюстраций, предметов быта и искусства, без ознакомления и заинтересованности детей с национальными обычаями и фольклором. В большинстве случаев детям образно и кратко рассказывают о сюжете игры с пояснениями роли водящего, если есть, дают прослушать диалог и переходят к распределению ролей.

Поэтому применение подвижных игр разных народов республики Алтай т.е русские , алтайские и казахские игры позволит повысить степень двигательной активности, что в свою очередь послужит средством физического развития детей.

Русские игры:

Прятки. Нет, наверное, ни ребенка, ни взрослого, который бы не знал об этой игре. Суть игры опять же простая. Один водит, другие прячутся. Водящий становится с закрытыми глазами и считает до 50. В это время участники хорошо прячутся. После того как водящий досчитал, он идет искать ребят. Цель участников незаметно прокрасться и осалить место, где водящий считал.

Меткий метатель. Игровая для этой забавы не подойдет, только улица, открытое пространство. Играют 2 команды. На расстоянии от одной и другой команды напротив устанавливаются 2 ведерка. Суть в том, что на скорость надо лепить снежки и пытаться закинуть их в ведро. Игра по времени. Как только время кончится, подсчитываются снежки в ведре. Побеждает та команда, у которой, больше снежков в ведре. Очень веселая игра на рождество.

"Жар-птица".

Участвуют 2 команды. В составе каждой 6 человек. Для игры из лоскутков материи изготавливается и красочно расписывается жар-птица. Одна команда (по жребию) образует круг. Игроки перекидывают жар-птицу друг другу так, чтобы ее не смог поймать водящий из команды соперников, находящийся в середине круга. Как только водящий поймает жар-птицу, его команде присуждается 1 очко, и игра возобновляется. По истечении условного времени команды меняются ролями. Побеждает команда, набравшая больше очков.

"Лисы и куры".

Соревнуются 2 команды. В составе каждой по 7-10 человек. В игре используются гимнастические скамейки или бревна, лежащие на земле (насест). Игроки команды, начинающей игру первой, находятся вблизи насестов. Они изображают кур. Куры похлопывают крыльями, взлетают на насесты и слетают с них. Водящий игрок - лисица - из команды соперников находится несколько в стороне, в своем логове. По сигналу лисица незаметно подкрадывается к курятнику и старается схватить (запятнать) кур, не успевших вскочить на насест. Захваченную добычу лисица ведет в свое логово. Игра продолжается. Через определенное время команды меняются ролями. Победительницей признается команда, игроки которой меньше побывали в лапах лисицы.

«Рывок за мячом»

Две равные команды выстраиваются в шеренгу на одной стороне площадки, рассчитываются по порядку номеров. Руководитель с мячом, называя любой номер, бросает мяч вперед, как можно дальше. Игроки, под этими номерами бегут к мячу. Кто раньше заденет мяч рукой, тот приносит команде очко. Игра повторяется, вызывая новый номер. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Обыкновенные жмурки

Водящему - «жмурке» завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чём стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а «жмурка» их ловит. Кого он поймал, тот становится «жмуркой».

Гуськи

Играющие становятся в тесный круг. В середине круга становится «дедка», выбранный по жребию, в руках у него бумажка и платок. «Дедка» машет платком, дети начинают петь:

Сошлись гуси - гусаки вокруг дедки у реки, Стали гоготати, дедке кричати: «Дедка, дедка пощади, нас гусяток, не щипли, Дай нам платочек, денег мешочек».

«Дедка» дает одному из играющих бумажку и говорит: «На сумочку подержи, денежки не оброни», другому он дает платок: « На, платочек подержи, мне головку завяжи, раз пятнадцать поверни». Получивший платок завязывает дедке глаза, а потом раскручивает его. В это время дети передают друг другу бумажку (раскручивание деда и передачу бумажки заканчивают одновременно). Дети кричат дедке: «Дедка слепой, бумажка пропала!» «Дедка» старается угадать у кого бумажка. Если отгадал, «дедкой» становится тот, у кого была бумажка.

Салки на одной ноге

Дети расходятся по площадке, встают, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет предмет. На слова «раз, два, три, смотри» дети открывают глаза, руки у всех за спиной. Ребенок которому достался предмет, поднимает руки вверх и говорит: «Я салка». Участники игры, прыгая на одной ноге, убегают от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идет водить. Он берет предмет, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Я салка!». Игра повторяется.

Правила:

  • Если ребенок устал, он может прыгать поочередно то на одной, то на другой ноге.

  • Салка тоже прыгает на одной ноге.





Алтайские игры:

«Игры с арканом»

У алтайских народностей практикуются игры, связанные с использованием аркана, что является закономерным для скотоводов. Арканы бывают пяти видов. (Демонстрирует аркан)Метанием аркана дети занимаются с 7-8, даже с 5 лет. Цели для ловли самые разные и зависят от возраста человека. Постепенно они переходят от неподвижных к движущим целям (собака, ягнята, бараны, телята, волы, жеребята, лошади).

«Метание аркана». Смысл игры заключается в точности метания аркана на сухую ветку дерева. Видимо, истоки игры - в хозяйственной деятельности, связанной с заготовкой дров.На одном конце аркана привязывается небольшая прямая палка (длина 20-25 см, диаметр 3-5 см). Подбирается аркан, можно взять крепкую веревку, на один конец крепиться палка палкой (свисает на 25-30 см).Соревнующиеся дети поочередно метают аркан на сухую ветку или сук дерева. Ветки могут находиться на разных высотах (для учащихся 5-6 классов 2-2,5 м от земли). После, когда аркан с «крюком» успешно наброшен на цель, следует спутать (обвивать) крюк-палку к основной части аркана и стараться сломать ветку, потягивая ее к земле. Игра очень эффективна для развития мышц плеча. За каждый удачный бросок получают жетон.

«Поймай оленя». На расстоянии 3-3,5 м от игрока вертикально устанавливаются фигурка оленя из ДВП или фанеры. Игроки по очереди набрасывают на него аркан. За каждый удачный бросок получают жетон.

«Игры с палками»

Борьба - любимая национальная забава алтайцев, которая широко распространена на национальных праздниках. Существуют различные виды борьбы. Мы с вами познакомимся с необычной борьбой на палках.

«Борьба на палке». Чертится линия. Двое играющих садятся по обе стороны от черты лицом друг к другу. Держась за палку двумя руками и упираясь ступнями ног о ступни другого, стараются перетянуть друг друга на свою сторону. Выигрывает тот, кто перетянет соперника за черту.Правила: начать перетягивать палку следует одновременно по сигналу. Во время перетягивания палки нельзя менять положение ступней ног.

«Борьба».Два игрока становятся лицом друг к другу, держась за одну палку. По сигналу начинают выворачивать палку, стараясь выкрутить её у соперника.Правила: начать выкручивать палку следует одновременно по сигналу. Во время выкручивания палки нельзя её отпускать из рук..Участники игр получают жетоны.

« Ролевые игры»

Народные игры алтайцев используются в любое время года, преимущественно на свежем воздухе. По своему характеру и целям они соответствуют наиболее типичным производственно-бытовым действиям этих народов. Их содержание понятно для детей различного возраста и благодаря этому ребенок быстрее, лучше осваивает окружающую действительность, познает основную деятельность родителей, что помогает ему духовно, физически и психически развиваться.

«Белый шаман». Играющие ходят по кругу и выполняют различные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман - добрый человек. Он становится на колени и бьет в бубен, затем идет к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.Правила: если водящий неправильно воспроизвел ритм, то он выходит из игры.

«Здравствуй, догони!» игроки стоят парами лицом друг к другу в середине площадки. Затем пары образуют 2 шеренги, которые расходятся на расстояние 10 шагов. Затем поворачиваются друг к другу. Одна шеренга- хозяева, другая - гости. Каждый представитель гостей подходит к хозяину подает правую руку и говорит:- Здравствуй!- Здравствуй!- Догони!И гость бежит к себе «домой», хозяин его догоняет. Дети по очереди ходят друг к другу в гости.Правила: Здороваться можно только правой рукой. Выигрывает тот, кто догонит.По итогам игроки получают жетоны.

«Игры с мячом»

Мяч алтайцы еще в недалеком прошлом готовится скатыванием вылинявшей шерсти коровы. Получался довольно хороший мяч среднего размера, не жесткий, упругий. Сегодня распространены такие игры: передача мяча из центра круга, метание вверх, перебрасывание, метание на дальность и в цель, существуют различные варианты этих игр.

«Отбивка оленей». Группа играющих находится внутри очерченного круга. Выбирают 3 пастуха, они за кругом. В круге все остальные это олени. По сигналу ведущего пастухи начинают по очереди бросать мяч в «оленей». Олень, в которого попали мячом, считается пойманным, отбитым от стада. Каждый пастух отбивает 5 раз. После чего подсчитывают отбитых оленей. Выигрывает тот, кто отбил больше оленей.Правила: Бросать мяч можно только в ноги и только по сигналу. Стрелять нужно с места в движущую цель.

«Успей поймать!» На игровой площадке находится равное количество девочек и мальчиков. Ведущий подбрасывает мяч вверх. Если мяч поймают девочки, то они начинают перекидывать его так, чтобы мальчики не завладели мячом, и наоборот. Выигрывает та команда, которая удержала мяч дольше.Правила: перекидывая мяч, нельзя касаться игрока руками и долго задерживать мяч в руках.

«Перетягивание каната»

На площадке проводится черта. Соревнуются, разделившись на 2 команды. По сигналу водящего: «Раз, два, три - тяни», команды начинают тянуть противников на свою сторону, побеждают те, кто смог перетянуть первого игрока за черту.Правила: тянуть начинать по сигналу. Команда, перешагнувшая черту, считается проигравшей.Команды победительницы получают жетоны.

Казахские игры:

Айголек (детская игра) Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает игру: «Айголек, Айголек Луна белая, как снег. Выше гор, быстрее рек, Начинаем свой забег. Выше гор, быстрее рек, Кто, тот нужный человек?» На что вторая команда отвечает: «Айголек, Айголек Луна белая, как снег. Выше гор, быстрее рек Тот... (имя одного из ребят)Нужный человек.» Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему это удается, он выбирает кого - нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удастся - остается в этой команде. В какой из этих двух команд в конце игры останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.



Народные игры для начальных классов по физической культуреХан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель.

Народные игры для начальных классов по физической культуреОмпы (детская игра) «Омпы» - вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре.

Народные игры для начальных классов по физической культуреАтбакыл (наездники) В эту игру можете играть вдвоем. Один из вас бросает в определенном направлении свой асык-сака («сака» - крупный по размеру асык). А другой должен попасть в него. Если он сумеет попасть, то несет первого игрока на своей спине до того места, где лежат асыки. Теперь (по очереди) асыки кидает второй игрок, а первый старается выбить его асык. Так можно идти вперед, выбивая друг у друга асыки. Игру можно закончить, когда вы сами захотите.

Народные игры для начальных классов по физической культуреКотермек (подними-ка) На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока и будет считаться победителем. Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силу с новым игроком. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Народные игры для начальных классов по физической культуреТакия тастамак (тюбитейка-невидимка) В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это - он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Народные игры для начальных классов по физической культуреТуилген орамал (завязанный платок) Возьмите любой платок и завяжите его узлом так, чтобы он стал похож на мяч. Один из игроков встает в центре, все остальные его окружают. Сразу после сигнала игроки должны разбежаться и начать перебрасывать друг другу платок, не давая поймать его центровому. В свою очередь центровой должен постараться перехватить «мяч». Тот игрок, у которого центровой смог отобрать платок, занимает место в центре. Игра начинается заново.

Народные игры для начальных классов по физической культуре</</font>«Октау тартыс» (перетяни-ка) Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем. С незапямятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры, среди взрослых и детей.

Игра «Теңге алу» - «Подними монету». Правила игры: В эту игру играют верхом на конях. Всадники должны на скаку поднять с земли платочек с монетой. Ваша задача: на бегу поднять крышку и, обогнув стойку, вернуться в свою команду.

Игра. «Арқан тартыс» - «Перетягивание каната». Правила игры: ученики, держась за концы каната, стараются перетянуть соперников на свою сторону.

Игра «Байга» две команды скачут на конях наперегонки.

Игра проводится при случае,если счет равный .Состязание в танце "Қаражорға"какая команда сделает больше движений и при этом не повториться.

.Жаяу жарыс.

Бег по пересечённой местности, с давних времён входит в программу спортивного праздника. До революции пользовался большой популярностью среди беднейших слоёв населения, которые не имели возможности организовать соревнования с дорогостоящими призами. Почти ничем не отличается от кросса.

.Казахша курес.

Большой популярностью в народе пользовалась борьба казахша курес, разновидность которой встречались и у других народов Средней Азий. Видимо, первоначально все виды борьбы были порождены необходимостью рукопашной схватки во время близких боёв.

казахша курес проводился на всех празднествах между известными силачами. Борцам были известны разнообразные приёмы, включая подножки и подсечки, а также броски стоя и падением, повороты с рывками и зацепами. Отличительной чертой казахша курес является отсутствия борьбы в партере и производится они только на поясах и стоя.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал