7


  • Учителю
  • Игровые формы занятий по спортивному ориенитрованию

Игровые формы занятий по спортивному ориенитрованию

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Представленные игры рассчитаны на детей разных возрастных групп. Одни – подойдут учащимся начальных классов, другие – только старшеклассникам. Большинство же игр рекомендуем проводить с учащимися пятых-шестых классов. Именно в этом возрасте дети на уроках географии и
предварительный просмотр материала

Алексей Машковцев,

учитель физической культуры

АНО «Школа «Премьер»,

г. Москва


Игровые формы занятий по спортивному ориентированию


В основе данной разработки - игры-задания по спортивному ориентированию.

Спортивное ориентирование не только развивает физические качества ребенка (скоростную и общую выносливость, ловкость и координацию движений), но и умственные способности. Предлагаемые дополнительные задания, мини-конкурсы способствуют расширению кругозора детей, закрепляют ранее полученные навыки. А групповая форма игровых занятий в спортивном ориентировании содействует развитию навыков коллективной работы и укреплению командного духа.

Представленные игры рассчитаны на детей разных возрастных групп. Одни - подойдут учащимся начальных классов, другие - только старшеклассникам. Большинство же игр рекомендуем проводить с учащимися пятых-шестых классов. Именно в этом возрасте дети на уроках географии изучают планы, схемы, учатся «читать» карту; знакомятся с такими понятиями, как масштаб карты, азимут, условные знаки; умеют пользоваться компасом и находить свое местоположение на карте.

При желании игры можно обогатить разнообразными заданиями из других предметных областей или разработать свои варианты той или иной игры.

Занятия можно проводить в лесу, парковой зоне и даже на школьном участке при наличии карты или схемы места занятия.


«Магический шифр»


До начала занятия учитель придумывает слово-шифр - не большое и удобное для словообразования (например, «разведчик», «космонавт», «гастроном»). После этого необходимо подготовить контрольные пункты. Их должно быть столько же, сколько букв в слове-шифре. Затем организаторы устанавливают (прячут) в лесу контрольные пункты, которые потом наносятся на карту для ориентирования. На карту также наносятся место(а) старта и финиша и указываются районы, непригодные для бега (если есть). Общая протяженность дистанции не должна превышать трех километров.

Контрольный пункт представляет собой бумажную двухцветную призму (красно-белую). Граница цвета проходит по диагонали. В верхней (белой) части контрольного пункта указывается буква магического шифра.


/ РИСУНОК - ЗДЕСЬ /

Затем каждому участнику выдается карта с нанесенными контрольными пунктами и карточка участника. Карточка участника имеет клетки, в которые будут вноситься буквы магического шифра и таблица, которую участник должен будет заполнить составленными словами.


Карточка участника


№ участника________13______________ Дата______18.05.04_______________


Фамилия, Имя_ Романов Игорь_________ Класс______6Б_____________


Время старта:____10:13.00_____________ Количество слов___22_____________


Время финиша:___11:09.57____________ Место______4__________


Чистое время:_____56.57_____________


Эта часть заполняется судьей соревнований

А эта часть участником


Слово-шифр__Гастроном__________


А



Т


С



Г



О



Р



О



М



Н


Составленные слова:


1.

Гора

21.

Маг

41.


2.

Рог

22.

Сом

42.


3.

Морг

23.


43.


4.

Морс

24.


44.


5.

Торс

25.


45.


6.

Трос

26.


46.


7.

Ром

27.


47.


8.

Нора

28.


48.


9.

Гастроном

29.


49.


10.

Астроном

30.


50.


11.

Трон

31.


51.


12.

Нора

32.


52.


13.

Роса

33.


53.


14.

Нога

34.


54.


15.

Мост

35.


55.


16.

Рота

36.


56.


17.

Сорт

37.


57.


18.

Рост

38.


58.


19.

Нота

39.


59.


20.

Матрос

40.


60.

Участники игры-соревнования выходят на старт согласно заранее проведенной жеребьевке с нагрудными номерами (интервал между участниками - 1 минута). Каждому участнику дается 1 час на поиск всех контрольных пунктов, составление слов и возвращение на финиш. Участник вправе находить контрольные пункты в любой последовательности (ориентирование по выбору). Подбегая к контрольному пункту, участник переписывает на свою карточку букву магического шифра в специальную ячейку. Если участник сорвал контрольный пункт или исправил на нем букву, то он дисквалифицируется. Правилами игры не требуется обязательное нахождение всех контрольных пунктов. Уже имея запас из трех-четырех букв, участник может начинать составлять слова. Это должны быть имена существительные в единственном числе и именительном падеже. Неправильно написанные слова не засчитываются. Запрещается использовать имена и географические названия. Все составленные слова участник записывает в таблицу на карточке участника. Чем больше контрольных пунктов (букв) сможет найти спортсмен, тем больше слов он сможет составить, и чем быстрее участник найдет контрольные пункты, тем больше у него времени будет на обдумывание и составление слов.

Главная задача - придумать наибольшее количество слов из букв магического шифра за отведенное время.

Победителем игры-соревнования является тот участник, который, например, составит наибольшее количество слов из магического шифра или первым разгадает слово-шифр. При равенстве показателей разрабатываются дополнительные условия. Участники, не уложившиеся в контрольное время, считаются неправильно выполнившими задание.

При первом проведении игры можно провести соревнования не личные, а командные (соревнуются классы в параллели), что облегчит ребятам задачу при поиске контрольных пунктов и составлении слов. Затем можно провести игру между небольшими группами (по 2-3 человека), а затем переходить к личным соревнованиям.

Судейство осуществляется педагогами, можно привлекать и учащихся старших классов. Необходимо присутствие судей на старте, финише и контрольных пунктах (КП), где в их обязанности входит контроль за правильным прохождением участниками КП, установка и снятие КП после игры.

При проведении игры с детьми разных возрастных групп разрешается помощь взрослых (вожатых, классных руководителей) в разгадывании слова-шифра или составлении слов. Возможен вариант, когда участникам более старшего возраста отводится меньше времени на выполнение заданий.


«Экологический лабиринт»


Название игры можно изменить, если ее темой будет другая наука. Например, «Географический лабиринт» или «Математический лабиринт».

Вначале дети знакомятся с правилами игры. Перед стартом каждый участник или команда получает карту местности с обозначенными на ней местом старта и первым контрольным пунктом. На первом КП детей встречает судья, который предлагает участникам ответить на один вопрос - в нашем случае по экологии. Предлагается два варианта ответов (вариантов может быть и больше, но остальные должны быть заведомо легкими) и только один - правильный. Например, на вопрос: «При использовании какого вида топлива автомобиль больше всего загрязняет окружающую среду?» предлагаются следующие варианты ответов. 1. Солнечная энергия. 2. Бензин. 3. Дизельное топливо. 4. Газ.

Участники выбирают и сообщают судье свой вариант ответа. Судья не дает никаких комментариев, а рисует на карте участника следующий КП. Причем, если предложенный вариант оказался правильным, то судья рисует «истинный» второй КП. А если вариант ответа оказался неправильным, то судья рисует «штрафной» КП. Отыскивая следующий пункт, дети не знают, правильно ли ответили на вопрос. На штрафном КП участников встречает другой судья, который предлагает им не вопрос, а определенное задание (это своеобразный штраф за неправильный ответ на предыдущем КП). Экологическим заданием может быть: уборка мусора, оставленного нерадивыми туристами, установка заранее приготовленного скворечника, посадка деревьев, сбор разбросанных старых веток и т.д.

После выполнения задания судья на штрафном КП рисует в карте участников «истинный» второй КП и сообщает правильный вариант ответа на предыдущий вопрос.

На втором, третьем, четвертом КП порядок игры сохраняется.

После прохождения последнего КП (в случае правильного ответа) или после выполнения последнего штрафного задания судья рисует в карте участника место финиша. Тот участник или команда, которая придет к финишу первой, является победителем игры.

Предлагаемое число контрольных пунктов не больше четырех. В противном случае существенно увеличивается время игры. Для ее проведения потребуется большое количество судей, хорошо читающих карту. Необходимы также подходящие условия для выполнения штрафных заданий. При проведении игры с детьми разных возрастных групп можно использовать разные вопросы на контрольных пунктах и разный уровень сложности штрафных заданий.


«День медика»


В зависимости от тематики смены, недели, отдельных мероприятий название игры может быть другим. Например, «День туриста», «День физкультурника», «День геолога» и т. д.

День медицинского работника традиционно отмечается у нас в стране в третье воскресенье июня. Эта дата приходится на летний отдых детей в оздоровительных лагерях.

В день, когда начинается проведение этого праздника, педагоги-организаторы, руководители кружков, инструкторы-методисты по физической культуре и спорту и сами медицинские работники беседуют с детьми об оказании доврачебной помощи, о полезных лечебных травах и растениях, о способах транспортировки пострадавшего.

Детям предлагается отработать в игре ранее изученные медицинские навыки, соревнуясь при этом между своими командами (классами, отрядами).

Игру можно проводить как по возрастным группам, так и в масштабе всего детского оздоровительного лагеря или школы.

Цель игры - закрепить ранее полученные медицинские навыки в игровой форме.

Задачи:

1. Обучение оказанию доврачебной помощи, транспортировке пострадавшего, использованию полезных растений в медицине.

2. Совершенствование навыка ориентирования на местности.

3. Подготовка детей к туристическим походам и слетам.

4. Воспитание у детей чувства коллективизма, сострадания к ближнему, ответственности за свое здоровье.

5. Профилактика травматизма.

6. Выявление сильнейших команд лагеря, школы.

В игре могут участвовать дети всех возрастных групп (от 7 до 15 лет) при соответствующем подборе заданий и подготовке детей.


Требования к организаторам игры


1. Игра должна быть заранее спланирована и включена в план-сетку лагерной смены.

2. Выбран ведущий и руководители санитарных постов (контрольных пунктов) из числа сотрудников, наиболее компетентных в вопросах медицины.

3. Накануне или рано утром в день игры готовятся карты, маршрутные листы, устанавливаются контрольные пункты на выбранной территории.

4. Накануне вечером проводится инструктаж с педагогами-организаторами и руководителями санитарных постов.

5. В день игры руководители санитарных постов получают или готовят необходимый материал для заданий.


Время игры


Продолжительность игры для каждого отряда не должна превышать одного астрономического часа.

Игру целесообразно проводить в первой половине дня.

Предварительно проводится общелагерная линейка (общий инструктаж), посвященная Дню медика.


Необходимое оборудование


1. Карты для спортивного ориентирования (масштаб 1:2500, 1:5000 или 1: 10000) по одной на отряд (команду).

2. Компасы - по одному на отряд .

3. Маршрутные листы - по одному на отряд.

4. Контрольные пункты (в зависимости от числа заданий).

5. Секундомер или часы с секундной стрелкой - 1.

6. Материал для заданий (находится на контрольных пунктах у руководителей санитарных постов и зависит от самого задания).


Описание игры


Перед началом игры руководители санитарных постов занимают свои места на контрольных пунктах. Ведущий объявляет построение и объясняет правила игры.

Каждая команда поочередно получает компас и карту с обозначенными на ней местом построения (старта) - красный треугольник и контрольными пунктами - красные кружки с номерами (по числу санитарных постов). Участникам игры сообщается общее количество КП и показывается его образец. Кроме того, каждой команде выдается маршрутный лист, в который заносится время старта команды.

Маршрутный лист № _____ отряда


КП-1

КП-4


КП-2

КП-5


КП-3

КП-6

Время старта: ___________Время финиша ___________Чистое время _________


Команды вместе с вожатыми (педагогами-организаторами, учителями) должны отыскать все КП по порядку, выполнив на них задания, предложенные руководителями санитарных постов (оказание доврачебной помощи, переноска пострадавшего, использование растений в медицине, перевязка пострадавшего, комплектование аптечки и т. п.). Некоторые из вариантов заданий приводятся ниже.



Задания руководителей санитарных постов


Контрольный пункт № 1


Транспортировка пострадавшего


До игры дети знакомятся с основными способами транспортировки пострадавшего. На специальном стенде дана информация, где на рисунках показаны основные способы транспортировки пострадавшего в зависимости от тяжести травмы и подручных средств. Перед игрой дети должны на практике ознакомиться с некоторыми вариантами.

На контрольном пункте руководитель санитарного поста задает игровую ситуацию: «Один из участников похода повредил ногу (голеностопный сустав). Необходимо транспортировать раненого до ближайшего медицинского учреждения».

В зависимости от возраста детей ими используется:

- в младшей возрастной группе - транспортировка пострадавшего вдвоем;

- в средней возрастной группе - транспортировка пострадавшего, используя сиденье, образованное с помощью скрещенных рук;

- старшая возрастная группа выполняет транспортировку пострадавшего в случае более тяжелой травмы (коленный сустав, бедренная кость). Самостоятельно изготавливают из подручных средств носилки, используя две толстые жерди и куртки.

Дистанция для транспортировки пострадавшего - 25-30 м. Количество пострадавших - 1 (дети выбирают пострадавшего сами).

Перед выполнением задания участники должны назвать известные им способы транспортировки пострадавшего и рассказать, в каких случаях они используются.


Оценивание


«Отлично» - дети знают многие способы транспортировки и их применение в зависимости от тяжести травмы; быстро принимают решение, подготавливают средства транспортировки, аккуратно и быстро переносят пострадавшего.

«Хорошо» - дети знают многие способы транспортировки и их зависимость от тяжести травмы, но долго принимают решение о транспортировке и (или) не очень аккуратно и (или) слишком медленно переносят потерпевшего.

«Плохо» - знают один лишь способ транспортировки, принимают неверное решение о переноске пострадавшего в зависимости от тяжести его травмы, не могут правильно подготовить средства транспортировки и (или) роняют пострадавшего или падают сами при его переноске.


Контрольный пункт № 2


Экология


На лавочках в беседке разложены экспонаты из свежих листьев, цветов, древесных грибов, мха.

Педагог, показывая на листья одуванчика, просит обратить внимание на него и рассказать об этом растении. Польза - полезны корень и листья. Из желтых цветов варят медовое варенье, из листьев - делают салат. Предварительно обдают листья кипятком или держат в слабом растворе уксуса. Корни одуванчика выкапывают ранней весной или осенью. Очень полезен настой корней от болей в желудке, печени.

Далее - лист мать-мачехи. Ребята узнают растение и рассказывают о нем. Первый цветок, раскрывающийся после зимы. Полезен при простуде.

Земляника - полезны листья и ягоды.

Ветка можжевельника. Это растение издавна выручало русских людей. При болезнях полы в доме натирали ветками можжевельника, а размягченными плодами лечили старые раны. Можжевельник выделяет фитонцидов в 6 раз больше, чем сосновый бор. Растет он только в экологически чистых местах.

У деревьев, кустарников есть грозное оружие, какого нет у человека и животных. Оказывается, не только луковицы и листья, но и стебли, цветы, семена и корни выделяют фитонциды. Открытие Токина помогло медикам создать лекарства из лука, чеснока, хрена, сосны и других растений, богатых фитонцидами. Они лечат гнойные раны, порезы.

Листья подорожника. Ребята называют лист и говорят о лечебных свойствах подорожника.

Мята. Педагог: «Где мы встречаем листья мяты?» Добавляем в чай, мятные конфеты, пряники. А зубная паста? В рот к нам пробирается холодок с приятным привкусом.

Педагог: «Листья какого дерева лежат перед Вами? Расскажите о них». Это липа. Со своей крылаткой. Липа помогает при простуде, с липой заваривают чай.

Крапиву узнают все ребята. Крапивой наказывают непослушных детей. В старину из крапивы на Камчатке шили одежду, вили веревки. Крапивой моют волосы, варят щи.

Детям показан зонтик сухого борщевика. Трава-гигант до 3-ех метров высотой очень красиво цветет. Борщевик вызывает ожоги, особенно в солнечные дни. В дождливую и пасмурную погоду борщевик почти безвреден. Если сок сразу же не смыть водой, на коже образуются раны. Растение красиво, но при цветении очень ядовито.

Детям показан болиголов пятнистый. Цветы болиголова похожи на цветки укропа. Растение это нельзя брать в рот, оно ядовито.

Далее детям показывают грибы и трутовики.

Растут они на деревьях. Напоминают раковины, копытца. Грибы-трутовики губят деревья. Но если грибы-трутовики поселяются на поваленных деревьях - они уже лесные санитары. Из трутовиков, нарезанных тонкими пластинками, получается лесная замша.

Перед детьми разложены грибы. Вопрос: «Какой гриб у нас чаще всего встречается?» Однозначно - сыроежки. «Какого цвета они бывают?» (Желтого, зеленого, красного). Сыроежки красного цвета попадаются горькими «Как называется большой коричневатый гриб?» (свинушка) - съедобный и вкусный гриб. Показано несколько видов поганок. Затем ребята перечисляют хорошие и плохие грибы.


Оценивание

«Отлично» - дети знают многие растения и применение их в медицине.

«Хорошо» - дети знают многие растения, но не всегда могут правильно назвать область медицины, где можно использовать то или иное растение.

«Плохо» - знают лишь отдельные растения и не знакомы с их применением в медицине.


Контрольный пункт № 3


Оказание доврачебной помощи.


В зависимости от возраста детей - задания от самого простого для 7-го отряда до самого сложного для 1-го.

7-й отряд.

Доврачебная помощь при носовом кровотечении.

6-й отряд.

Доврачебная помощь при порезах и ссадинах.

5-й отряд.

Признаки ожога. Доврачебная помощь при ожоге борщевиком

4-й отряд.

Солнечный удар. Профилактика и доврачебная помощь при нем.

3-й отряд.

Доврачебная помощь при переломе рук и ног.

2-й отряд.

Доврачебная помощь при укусах змей, ос, клещей.

1-й отряд.

Признаки сотрясения головного мозга. Доврачебная помощь при нем.


Оценивание

«Отлично» - дети знают способы оказания доврачебной помощи и умело применяют их на практике.

«Хорошо» - дети знают способы оказания доврачебной помощи, но не могут правильно применить полученные знания на практике или делают это с ошибками.

«Плохо» - дети не знают способы оказания доврачебной помощи или допускают при этом большое количество ошибок.

На каждом КП руководитель санитарного поста оценивает деятельность команды по трехбалльной шкале:

«Отлично» - задание выполнено без ошибок.

«Хорошо» - задание выполнено с небольшими ошибками.

«Плохо» - задание выполнено с грубейшими ошибками или выполнено неправильно.

По окончании выполнения задания руководитель санитарного поста заштриховывает в маршрутном листе ту отметку, которую получила команда.

Руководитель санитарного поста не допускает команду к выполнению задания, если она не прошла предыдущие КП.

Каждый руководитель санитарного поста закрашивает отметку только своим (по цвету) фломастером. Цвета распределяются на совещании руководителей до игры.

Последовательно пройдя все КП и выполнив все задания, команды возвращаются к месту старта и после построения и проверки сдают карту, компас и маршрутный лист ведущему. Ведущий проверяет прохождение командами всех КП и правильность цветов на отметках. После этого он записывает время финиша в маршрутный лист, благодарит команду за участие в игре и отпускает ее отдыхать.

Важным условием игры является поочередный выход команд на дистанцию (раздельный старт). Интервал между командами на старте должен составлять от 5 до 15 минут. Это делается для того, чтобы команды не догнали друг друга, а, следовательно, не простаивали в очереди на КП в ожидании получения задания. Если все же одна из команд догнала другую и вынуждена была ждать на КП, когда ей предложат выполнить задание, руководитель санитарного поста должен засечь и отметить в маршрутном листе (в графе своего КП) время, которое простаивала команда. Оно будет вычтено из времени нахождения команды на дистанции, чтобы получить чистое время.


Определение победителей


В игре побеждает команда, получившая наибольшее количество отличных отметок. Если команда имеет одну плохую, а остальные - отличные отметки, она в итоге займет место ниже, чем команда, имеющая в своем активе только хорошие отметки. В случае равенства отметок у двух и более команд преимущество получает команда, показавшая лучшее время.

После финиша последней команды ведущий и руководители санитарных постов собираются на старте и подводят итоги игры, анализируют допущенные командами ошибки.


Возможность соревнования между детьми

разных возрастных групп


В этой игре можно проводить состязания как по возрастным группам (например, старшая - 13-15 лет; средняя - 10-12 лет; младшая 7-9 лет), так и для всего лагеря (школы) в целом. Для этого нужно учитывать следующее:

- задания на КП должны быть дифференцированными (детям более старшей возрастной группы предлагается выполнить более сложное задание, чем младшей), а, следовательно, дети более старшей возрастной группы проводят больше времени на КП;

- во время поиска КП, при выполнении отдельных заданий детям младших возрастных групп разрешается помощь вожатых.


Награждение победителей


Награждение целесообразно проводить во второй половине дня на торжественной линейке после анализа игры и подведения итогов. Команды - победительницу и призеров - можно наградить общей грамотой, а самих участников - сладкими призами. По возможности производится награждение победителей в отдельных номинациях (например, «Лучшие на отдельном санитарном посту», «Самая дружная команда», «Самая младшая команда», «Самая многочисленная команда» и т. п.). Очень хорошо, если все участники будут отмечены хотя бы небольшими сувенирами.

11



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал