- Учителю
- Математики и поэзия. Материал к уроку
Математики и поэзия. Материал к уроку
Баженов В.М.
Я ничего не понимала в математике, поэтому мне пришлось думать.
Джоан Робинсон
С.В. Ковалевская (1850 - 1891гг.)
Выдающийся русский математик; первая в мире женщина - профессор и член - корреспондент Петербургской академии наук. Образование маленькая Соня получила дома. Для нее, как тогда было принято в богатых семьях, пригласили учителя, который в течение нескольких лет обучал ее письму, математике и основам других наук. Дядя ее, Петр Васильевич Корвин-Круковский, был умным, начитанным собеседником. Он рассказывал Соне сказки, учил играть в шахматы и между делом в нее новый, чудесный мир", как писала потом сама С. В. Ковалевская. Она очень много размышляла над различными математическими формулами и законами, глубоко обдумывала каждый факт, каждое правило, каждое действие.
В 1874 г. Геттингенский университет присудил С. В. Ковалевской степень доктора философии "с высшей похвалой". Теперь она имела право преподавать математику в высшем учебном заведении, но средств к существованию было мало. Чтобы обеспечить себя, она писала стихи, повести, романы, критические статьи для журналов и газет, но мысли о возвращении к научным знаниям она не оставляла. "Я чувствую, что предназначена служить истине - науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит служить справедливости", - писала она в то время. За выдающиеся заслуги Русская Академия наук избрала С. В. Ковалевскую своим членом - корреспондентом. Министр просвещения Франции присвоил ей почетное звание "Офицера просвещения". Этого звания удостаивались лишь некоторые. Вся ее прекрасная жизнь есть образец служения науке.
Работы С. В. Ковалевской внесли огромный вклад в теорию дифференциальных уравнений, теорию алгебраических функций, теоретическую и небесную механику.
Математика и поэзия. Что роднит их, казалось, на первой взгляд разные…Но женщина-математик Софья Васильевна Ковалевская говорит о математике так: "Это наука, требующая наиболее фантазии, нельзя быть математиком, не будучи в то же время поэтом в душе".
Она - великий математик, она - признанный писатель и поэт.
М. В. Ломоносов.
Гениальный русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) является творцом идей новой науки во многих областях. Он величайший химик, физик, геолог и в то же время историк, языковед и даже поэт. Научная деятельность Ломоносова была весьма разносторонней и протекала в непрерывной борьбе за процветание самостоятельной русской науки, за развитие производительных сил России. А. С. Пушкин сказал о нем: "Ломоносов создал первый русский университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом». Ломоносов глубоко понимал значение математики для изучения других наук и для развития ума. Он неоднократно говорил о своих занятиях математикой. Получив поручение написать для обновляемого корпуса учебные программы по физике, химии и математике и обосновать необходимость их изучения, Ломоносов после подробного разговора о значении преподавания кадетам физики и химии, о математике пишет лишь одну фразу: "А математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит".
Н. И. Лобачевский (1792 - 1856гг.)
Как видите, ученым не чужда поэзия. Как показывает история науки, еще со времен пифагорейцев выдающиеся математики увлекались поэзией и даже сами пробовали писать.
Но разве писал стихи великий русский геометр Лобачевский? Ректор Казанского университета и известный математик вдруг в 1834 году "рискнул" опубликовать свое стихотворение "Разлив Волги при Казани".
Эта публикация, по-видимому, связана с приездом Пушкина в Казань в сентябре 1833 года, где он собирал материалы о восстании Пугачева. Жена Лобачевского - сестра Великопольского, давнишнего приятеля Пушкина, на вечерах которого бывали Пушкин и Лобачевский. Встретились два гения. Может быть, после встречи с Лобачевским Пушкин сказал: "Вдохновение нужно в поэзии, как в геометрии".
Омар Хайям.
Был одним из крупнейших математиков, который был замечательным поэтом. Омар Хайям завершил построение геометрической теории кубических уравнений. Математики стран ислама уделяли большое внимание развитию численных методов решения уравнений. Они были необходимы для развития астрономии, которая основывалась не только на наблюдениях, но и на вычислениях с использованием тригонометрических таблиц. Параллельно с занятиями наукой Хайям создавал свои четверостишия ("Рубаи"). Рубаи - это своеобразная законченная поэма, помещенная в четыре строки. Это поэзия двух сердец, которые бились в унисон, в унисон звучали и слова. Как эхо повторялись звуки. Так Персия родила поэзию, ритм и рифму. Научные труды Хайям писал на арабском языке, стихотворения на персидско-таджикском наречии.
Омар Хайям навсегда вошел в историю всемирной культуры не только как блестящий ученый - энциклопедист, но и как прекрасный поэт, который воспевал свободу, бичевал ханжество и лицемерие, высмеивал суеверия. Его мудрые лирические четверостишия, наполненные глубоким философским смыслом в XIX и XX веках, были переведены на все основные языки мира.
Блез Паскаль.
Блез Паскаль родился в семье председателя налогового управления. Блез рос одаренным ребенком. Его отец Этьен самостоятельно занимался образованием мальчика.
В 1634 году Блез услышал как кто-то зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало. Но стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль проводит опыты, результаты которых ложатся в основу «Трактата о звуках».
Как-то раз, на очередной вопрос сына о том ,что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции. Однако тут же запретил ему всякие исследования в этой области. Но запретный плод сладок, и Блез, закрывшись в своей спальне, принялся углем выводить на полу различные фигуры и был потрясен: не знавший даже названий фигур , самостоятельно дойдя до сути дела, заново доказал теорему Евклида о сумме углов треугольника. Так постепенно раскрывался гений Блез Паскаль.
В 19 лет Паскаль начал создание своей суммирующей машины «паскалина». Машина Паскаля выглядела как ящик, наполненный многочисленными связанными друг с другом шестеренками . Складываемые числа вводились соответствующим повтором колес. Паскаль построил около 50 вариантов своей машины. Несмотря на вызываемый ею всеобщий восторг ,машина не принесла богатства своему создателю. Однако изобретенный Паскалем принцип связанных колес почти на 3 столетия стал основой создания большинства вычислительных устройств.
В1654 г, в переписке с Пьером де Ферма, закладываются основы теории вероятностей.
24 ноября 1654 г Паскаль прекращает занятия наукой . Единственным исключением стало фундаментальное исследование циклоиды. Паскаль публикует «Письма к провинциалу» - ряд художественных эссе , сочиненных в виде переписки.
С 1658 г здоровье Паскаля быстро ухудшается.
Врачи запретили любые умственные нагрузки. Но больной умудрялся записывать всё, что приходило в голову.
19 августа 1662 года Паскаль умирает после смерти Блеза друзья нашли целые пачки таких вот записок, перевязанных бечёвкой, которые позже были расшифрованы и изданы книгой под названием «Мысли». В основном они посвящены взаимоотношениям бога и человека.
Льюис Кэрролл.
Некоторые читатели «Алисы в Стране Чудес» и «Зазеркалья» ошибочно полагают, будто знают решительно все о Стране Чудес, Зазеркалье и их создателе Льюисе Кэрролле. Тот, кто так думает, глубоко заблуждаются. Множество интереснейших и весьма глубоких вещей остается скрытым от торопливого и поверхностного взгляда.
Льюис Кэрролл придумал много арифметических, геометрических, логических, физических, лингвистических и др. задач. Даже к выбору своего псевдонима он подошел как к задаче, которую решил с присущим ему блеском и выдумкой: взял свои подлинные имена Чарлз Лютвидж, перевел на латынь, получилось Каролус Лудовикус, переставил, получилось Лудовикус
Каролус и наконец перевел снова на родной английский язык, получилось Льюис Кэрролл.
Кэрролл любил разыгрывать читателя, задавая казалось бы простые, но каверзные вопросы о том, куда будет двигаться груз в «обезьяньей задаче»
(обезьяна начинает взбираться по свободному концу перекинутого через блок каната, к другому концу которого прикреплен груз, в точности равный весу обезьяны; будет ли груз подниматься, опускаться или останется на месте?), или верен ли закон Архимеда для ведерка, падающего внутри другого ведерка, если воды в том едва на донышке.
Множество самых различных задач включены в произведения Кэрролла. Лишь некоторые из них расшифрованы, большинство же ожидает своего открытия.
Андрей Белый
Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев) родился в семье видного ученого-математика и философа-лейбницианца Николая Васильевича Бугаева, декана физико-математического факультета Московского университета. Вырос в высококультурной атмосфере "профессорской" Москвы.
Окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Л. И. Поливанова, в 1903 естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу.
В 1903 окончил математический факультет Московского университета. Первый раз выступил со стихами в 1901 году, а первый сборник стихов «Золото в лазури», Андрей Белый выпустил в 1904 году. Лирика щедро расцвечивалась «златосветными», «пурпурно-огневыми», «пьяня-ще-багровыми» красками. В 1901 сдает в печать "Симфонию (2-ю, драматическую)" (1902). Тогда же М.С. Соловьев придумывает ему псевдоним "Андрей Белый".
Осенью 1903 становится одним из организаторов и идейных вдохновителей жизнетворческого кружка "аргонавтов" (Эллис, С. М. Соловьев, А. С. Петровский, М. И. и др.), исповедовавшего идеи символизма как религиозного творчества, равенства "текстов жизни" и "текстов искусства".
Философ, ученый, поэт, математик, писатель и мистик уживались в нем, объединяясь в образе устремленного, проницательно-страстного человека-мыслителя. Жил в нем дух неприятия, дух протеста, и он отрицал, взрываясь сознанием. Это было понятным для тех, кто мог видеть: Белый жил в мире, отличном от мира людей, его окружавших, и мир обычный, принятый всеми, он отрицал. Мир Белого вас поражал также ритмами. Да и сам он был - ритм. Все, что он делал: молчал, говорил, читал лекцию, ваял звуками стих нараспев, бегал, ходил - все чудилось вам в сложных, свойственных Белому ритмах. Геометрическая фигура была для него формой, гармонично звучащей. Звук превращался в фигуру и образ. Красота - в чувство. Движение - в мысль. Говорил ли он об искусстве, о законах истории, о биологии, физике, химии - тотчас же он сам становился тяготением, весом, ударом, толчком или скрытой силой зерна, увяданием, ростом, цветением.
Он сделал открытие. Путем вычислений, исследуя стихосложение, он проникал в душу поэта и слышал, как он говорил, пульс и дыхание Пушкина, Тютчева, Фета в минуты их творчества. Он демонстрировал сложные схемы кривых, математически найденных им для ритмов стиха. Математика через ритм вела к смыслу. И часто кривая вскрывала в стихе содержание за содержанием.
Поэтическое дарование Андрея Белого - особого рода. Взволновавшее автора как бы «пропущено» через накаленную страстью «плоть» слова. А Белый «проговаривает» мысль, переживание. На редкость свежим, неожиданным, даже парадоксальным становится образный строй.
Андрей Николаевич Колмогоров
Один из крупнейших математиков двадцатого века.
Родители Андрея Николаевича Колмогорова умерли. Мальчик был усыновлен сестрой матери Верой Яковлевной Колмогоровой. Тетушки Андрея в своем доме организовали школу для детей разного возраста. Для ребят издавался рукописный журнал «Весенние ласточки». В нем публиковались творческие работы учеников - рисунки, стихи, рассказы. В нем же появлялись и «научные работы» Андрея - придуманные им арифметические задачи. Здесь же мальчик опубликовал в пять лет свою первую научную работу по математике. Правда, это была всего-навсего известная алгебраическая закономерность, но ведь мальчик сам ее подметил, без посторонней помощи! В семь лет Колмогорова определили в частную гимназию. Андрей уже в те годы обнаруживает замечательные математические способности. Были еще увлечения историей, социологией, В1920 году он поступил на математическое отделения Московского университета.
В 1930 году Колмогоров стал профессором МГУ, с 1933 по 1939 год был директором Института математики и механики МГУ. В 1935 году Колмогорову была присвоена степень доктора физико-математических наук, в1939 году он был избран членом Академии Наук СССР. Андрей Николаевич до конца своих дней считал теорию вероятностей главной своей специальностью, хотя областей математики в которых он работал, можно насчитывать добрых два десятка.
Трудно даже кратко осветить вклад Колмогорова в другие области математики - общую теорию операций над множествами, теорию интеграла, теорию информации, гидродинамику, небесную механику и т д. вплоть до лингвистики.
Круг жизненных интересов Андрея Николаевича не замыкался чистой математикой, объединению отдельных разделов которой в одно целое он посвятил свою жизнь. Его увлекали и философские проблемы, и история науки, и живопись, и литература, и музыка.
Математическая школа имени Андрея Николаевича Колмогорова при МГУ считается одним из престижных учебных заведений России.
Колмогоров заложил основы математического подхода к изучению стихов. И сейчас ни одно серьезное исследование поэзии не обходится без трудов Андрея Николаевича Колмогорова.