- Учителю
- Исследовательская работа «3D. Смотреть нельзя выключить» (Где поставить запятую?) 7 класс
Исследовательская работа «3D. Смотреть нельзя выключить» (Где поставить запятую?) 7 класс
Отдел образования г. Усолье-Сибирское
X городская научно-практическая конференция школьников
«Серебряный росток»
«3D.Смотреть нельзя
выключить»
(Где поставить запятую?)
Проблемно-поисковый
вид работы
Исследовательский
уровень работы
Автор:
Каюмов Сафарали
Кобилджонович,
обучающийся 7 «А» класса
МБОУ «СОШ№15»
Руководитель:
Андриянова Светлана Александровна
учитель физики, информатики
II кв. категории
МБОУ «СОШ№15»
г. Усолье - Сибирское
2015 год
Оглавление
Введение. ……………………………………………………………………… 3-4
Глава I ………………………………… ……………………………………… 5
1.1. Этапы развития 3D кино…………………………………….............. 5
1.2 Чем отличаются 3D, 4D, и 5D фильмы в кинотеатрах …………..... 6
1.3 Трехмерное видеоизображение……………………………………… 6
1.4 Технологии разделения картинок…………………………………… 7-9
Глава II Практическая часть…………………………………………….... 10
2.1 Эксперимент 1: создание стереопары для 3D фотографии………… 10
2.2 Эксперимент 2: Создание 3D фотографии, используя анаглифную
технологию…………………………………………………………..... 11
2.3 Изготовление 3D очков своими руками…………………………….. 11
2.4 Анкетирование………………………………………………………... 12
2.5 Интервью: Влияние просмотра 3D фильмов на здоровье человека..13
2.6 Выводы………………………………………………………………… 14
Заключение…………………………………………………………………….. 15
Список использованных электронных источников и литературы…….. 16
Приложения……………………………………………………………………. 17
Введение
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг…
А.С. Пушкин
С недавнего времени наметился бум на 3 D: компьютерные 3 D фильмы, 3D фотографии, 3D игры. А те, кому довелось хотя бы однажды посмотреть фильм в формате 3 D, отмечают, насколько это впечатляющее зрелище. Я не стал исключением. Но после просмотра 3 D версии фильма «Планета обезьян» к удивительным ощущениям от объемной картинки добавились жалобы на плохое самочувствие: у меня очень устали глаза. Тогда я решил узнать: каков механизм восприятия объемного изображения, в чем заключается секрет 3 D эффекта при просмотре фильмов и влияет ли это на здоровье человека?
Цель моей работы:
1. Изучить механизм формирования 3 D изображения в головном мозге.
2. Выяснить: возможно, ли смотреть 3 D фильмы без ущерба для здоровья.
Задачи:
1. Познакомится с литературой по данной теме. 2. Изучить современные технологии создания объемного изображения.
3. Освоить один из способов создания 3 D фотографий.
4. Провести анкетирование среди обучающихся своего класса для выявления
уровня осведомленности по теме.
5. Выяснить, какое влияние на организм человека оказывает просмотр
фильмов в формате 3 D.
6. Сформировать правила просмотра 3 D фильмов без ущерба для здоровья.
Актуальность данной темы:
Кинематограф продолжает эволюционировать. Зарождался он как немое, черно-белое кино, а сегодня каждый зритель может быть непосредственным участником действа фильма. Теперь все больше кинолент снимаются в формате 3D, 4D и даже 5D. Основное достоинство таких кинотеатров заключается в огромном экране, на котором демонстрируется высококачественная картинка, специальных 3D очках, подвижных креслах-платформах, и в специальных технологиях, которые используются для показа стереоскопического изображения. Реклама уверяет, что 3D - это увлекательно, весело и безопасно. Но в СМИ все чаще появляется информация об ухудшении самочувствия некоторых «поклонников» 3D фильмов. Поэтому сегодня важно каждому зрителю знать основные принципы 3 D технологий для того, чтобы избежать неприятных для здоровья последствий после просмотра 3 D фильмов.
Гипотеза:
Предполагаю, что просмотр фильмов 3D-формата может негативно влиять на здоровье человека, подростка в частности; подростки не владеют информацией о вредном воздействии трехмерного кино на физическое и психическое здоровье.
Методы исследования:
-
исследование специальной литературы
-
практическая работа
-
анкетирование сверстников
-
интервьюирование
Глава I.
1.1. Этапы развития 3D кино.
3D-фильмы - это не какая-то особенная новинка, которая появилась и стала внедряться в 21 веке. Если обратиться к истории, то мы увидим, что стереоскопия, благодаря которой и стало возможно 3D кино, появилась еще в 1838 году.
3D кино прошло несколько этапов развития:
1900-1946 годы. Этап экспериментирования. Продюсеры, поклонники и изобретатели всех пленок заложили основу для 3D-кино. Некоторые фильмы делались короткими и с небольшим бюджетом для того, чтобы попытаться раскрыть секреты стереоскопического производства.
1950-1960. Первый бум. В течение этого десятилетия 3D увидело свой первый бум. Было выпущено более 60 фильмов. Хотя эти фильмы были сделаны по технологии тех лет, 3D исключалось из-за плохих условий просмотра в большинстве кинотеатров и сложности оборудования, требуемого для показа 3D фильмов (серебреные экраны, поляризационные очки, проекторы с двойной синхронизацией, специальные линзы ). В СССР разработана технология СТЕРЕО 70, благодаря которой снято большое количество фильмов, появилась сеть стереокинотеатров, которая пользовалась довольно большим успехом.
1973-1985 годы. Почти забытое обычной публикой, 3D кино снова появилось на поверхности, и несколько студий, больших и маленьких, попыталось возродить его. Однако, несмотря на вновь появившийся успех, маленькие картонные очки не взяли вверх, и 3D исчезло снова.
1986-2000 годы. 3D Революция. Хотя 3D используется только для специализированной продукции из-за чрезмерных издержек съемок, оно занимает свое место, которое не оставит снова. С начала 90-х годов начинается активное освоение 3D компьютерной графики и переход кино на цифру. Активно ведутся разработки и осуществляются первые внедрения систем виртуальной реальности в военной и промышленной сферах.
2004 год.- ……… Технологический прорыв. Наступление технологий компьютерной анимации, цифровых камер и домашних кинотеатров внесло свой вклад в демократизацию стереоскопического производства и просмотра. Потребности в 3D продолжают расти, и технология вступает в свой второй золотой век. На стереокино обратили внимание в Голливуде, основные студии стали выпускать версии своих фильмов и мультфильмов в 3D. Появление возможности использовать цифровое оборудование значительно упростило эксплуатацию 3D кинотеатров и снизило их стоимость.
Таким образом, можно смело утверждать, что 3D-кино снималось с самых первых лет существования кинематографа, однако лишь в 21 веке появились технологии массового показа таких фильмов. Многие убеждены, что современный человек должен шагать в ногу со временем, и постигать новое, неизведанное. Современные веяния технического прогресса не всегда плодотворно оказывают влияние на человека. Радуясь, восторгаясь, восхищаясь, получая большое количество положительных эмоций - мы порой забываем о том, что лежит в основе той или иной идеи. Так, на мой взгляд, происходит и с новым веянием на 3 D изображения. Для начала необходимо понять, как же вообще наш мозг может «обмануться» и воспринять обычную плоскую картинку в качестве трехмерной.
1.2 Чем отличаются 3D, 4D, и 5D фильмы в кинотеатрах.
4D и 5D кинотеатр и кинофильмы для него представляет собой современный аттракцион, в котором демонстрируются фильмы в таком популярном сегодня 3D формате. При этом зрители сидят на динамических подвижных платформах, в которые встроены устройства, позволяющие применять дополнительные спецэффекты, такие как брызги воды, ветер в лицо, перемещение по ногам мелких грызунов, вспышки молний и многие другие.
3D, 4D и 5D кинотеатры хотя и используют общий принцип демонстрации фильмов, но они также имеют и некоторые отличия. Так, 3D кинотеатр позволяет только просматривать стереоскопическое изображение без подвижных платформ и спецэффектов. В 4D кинотеатрах, хотя уже и имеются динамические платформы, но дополнительных эффектов нет. Поэтому наиболее «продвинутым» в этом плане является 5D кинотеатр, потому что он укомплектовывается дополнительными эффектами, которые можно получить посредством специальных устройств, встроенных в зрительские кресла. С их помощью можно имитировать брызги воды, порывы ветра, движение насекомых и грызунов.
1.3 Трехмерное видеоизображение.
3D (3 Dimensions) - трехмерная графика, трёхмерное изображение, совокупность приемов и инструментов (как программных, так и аппаратных), предназначенных для изображения объёмных объектов. Трёхмерная графика обычно имеет дело с виртуальным, воображаемым трёхмерным пространством, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности с помощью стереоочков, виртуальных шлемов, 3D-дисплеев.
Основным принципом всех современных 3D-технологий является разнесение изображения отдельно для каждого глаза. В жизни мы видим каждым глазом чуть различную картинку, которая отличается на небольшой угол зрения. Соответственно, мы получаем две слегка различающиеся картинки, которые наш мозг восстанавливает в одну объемную стереоскопическую картинку. Таким образом, 3D-изображение формируется именно мозгом. Когда мы смотрим обычный телевизор или экран, то каждому глазу показывается одинаковая картинка и не возникает объемного стереоэффекта.
Для того чтобы наполнить 3D иллюзией, производители используют наше мышление, которое осуществляет конструирование 3D-изображений с помощью двух отдельных глаз, при этом обманывая восприятие. Все это делается при помощи передачи двух различных перспектив для каждого глаза, снятых с немного отличающихся углов, где одно изображение совсем чуть-чуть отличается от другого.
Для создания трехмерного изображения каждый глаз должен видеть разные картинки - стереопару, поэтому используются специальные очки. Стереоочки представляют собой цветные фильтры (правый - изумрудного либо синего, левый - красного цвета). Именно эти фильтры отсекают кадры подсвеченные зеленым и красным цветами. Объемность изображения достигается за счет того, что каждый глаз воспринимает свою часть цветового спектра. Кроме того, частота кадров в этом случае составляет 72 против обычных 24, причем кадры для обоих глаз чередуются.
Мозг получает от глаз два различных сигнала, переводит их, сам себя обманывает, переходя в трехмерность.
1.4 Технологии разделения картинок.
Существуют несколько технологий разделения картинок для левого и правого глаза. Анаглифная, затворная, поляризационная и растровая - основные технологии из всех существующих.
Анаглиф (от греч. anáglyphos - рельефный) - формат 3D изображения, в котором стереоэффект достигается путем цветового кодирования ракурсов предназначенных для разных глаз. К примеру, ракурс для левого глаза кодируется в синий цвет, а для правого в красный. В последствии, оба ракурса накладываются друг на друга и получается «сдвоенное» красно-синие изображение. Просматривая его в специальных анаглифических красно-синих очках, мы получим объемное изображение.
3D эффект получается благодаря светофильтрам в анаглифных очках. В нашем примере ракурс для левого глаза мы видим через красный фильтр, в котором «задерживается» правая картинка, кодированная в красный цвет. Аналогично для синего светофильтра, в котором «задерживается» левый ракурс, кодированный в синий цвет. В итоге каждый глаз видит только необходимую картинку, что и дает стереоэффект. Этот формат применяется как для фото, так и для видео.
Из телевизионного сюжета «3D - обман зрения» я узнал, что в аттракционах «5D», где показываются короткометражные ролики со множеством спецэффектов, используется затворная технология для создания объемного изображения.
Я выяснил, что в этой технологии для разделения картинок для левого и правого глаза используются затворные очки. В этих очках вместо стекол установлены жидкокристаллические затворы. Каждый из затворов по команде то затемняется, то просветляется.
В очки встроен беспроводной приёмник, который получает сигнал от передающего устройства и тем самым синхронизирует работу затворов со сменой кадров на экране.
Проектор поочередно подает на экран изображения для правого и левого глаза. В то время, когда показывается «правая» картинка, затвор на левом глазу закрывается, а когда «левая» - закрыт правый глаз.
Изображения чередуются с большой частотой, и у человека создается впечатление, что он смотрит обоими глазами одновременно. Картинка разделена. Изображение воспринимается объемным.
Поляризационная (пассивная) технология 3D используется некоторыми производителями телевизоров для получения объемного изображения. Для того, чтобы получить свою картинку для каждого глаза на экран телевизора наносят специальную поляризующую пленку. В результате первая строка формирует изображение для левого глаза, следующая для правого и т.д. Каждый глаз, таким образом, видит только половину всех строк экрана, т.е. уменьшается разрешение телевизора. Чтобы каждый глаз увидел только свою картинку, нужны очки. В очки для поляризационной технологии 3D для каждого глаза вставляют свой фильтр, соответствующий ориентации изображения на экране
В растровой технологии также используется принцип «каждому глазу - свое изображение».
Изображение стереопары нарезается на мелкие полоски и сводится воедино из ракурсов для левого и правого глаза. Над полученным изображением располагается прозрачная пластинка - растр. Она состоит из множества цилиндрических линз.
Благодаря этим линзам под определенным углом правый глаз видит набор полосочек для правого глаза, а левый - для левого.
Картинки разделены. Изображение становится объемным. Ощутить эффект 3D изображения возможно, если поставить перед собой на уровне глаз растровую открытку.
Глава II. Практическая часть
2.1 Эксперимент 1: создание стереопары для 3D фотографии
Цель: создание стереопары для 3D фотографии.
Способность одновременно четко видеть изображение предмета обоими глазами называется бинокулярным зрением.
Именно это свойство нашего зрения и используют в своих целях создатели 3D фильмов и 3D фотографий.
Оказывается, достаточно просто показать каждому глазу свое, специальным образом рассчитанное, изображение. Мозг анализирует полученную информацию и создает у человека впечатление трехмерности увиденного.
Для того, чтобы получить для каждого глаза свое изображение предмета, т.е. создать стереопару, достаточно этот предмет снять двумя близкорасположенными фотоаппаратами или видеокамерами.
Расстояние между объективами должно быть около 6,5 см, такое же как между зрачками человека. Получается камера при съемке смотрит на мир так же, как мы, двумя «глазами».
Я решил попробовать создать стереопару при помощи фотокамеры:
-
В качестве объекта фотосъемки я выбрал детскую игрушку «обезьянка».
-
Съемка производилась с помощью фотоаппарата, поэтому он заменял поочередно левый и правый глаз.
-
Чтобы добиться максимального совпадения расположения фотоаппарата с расположением глаз, я начертил схему.
-
Съемка производилась с двух точек. Точка № 1 соответствовала левому глазу, а точка № 2 - правому. Расстояние между 1 и 2 точкой съемки равно 6, 5 см - это среднее расстояние между глаз человека.
-
Искусственно был задан угол поворота фотоаппарата, имитируя направление взгляда каждого глаза.
-
Я расстелил схему на столе. Расположил объект съемки точно в вершине треугольника.
-
Установил фотоаппарат на положение точки № 1 и сделал снимок.
-
Установил фотоаппарат на положение точки № 2. Сделал снимок.
-
Готовые два снимка перенес в компьютер. (приложение 1)
Вывод: Цель достигнута. Стереопара готова.
При взгляде на стереопару наши глаза видят два плоских изображения. Сейчас в поле зрения каждого глаза попадает две картинки, а нам необходимо добиться того, чтобы каждый глаз видел предназначенное для него изображение, и не видел изображение для другого глаза. Только при выполнении этого условия мы увидим изображение в объеме.
2.2 Эксперимент 2:
Создание 3D фотографии, используя анаглифную технологию
Цель: Создать 3D фотографию, используя анаглифную технологию.
-
В компьютерной программе Free3DPhotoMaker стереопара «обезьянка» пропускается через специальные фильтры (красный и бирюзовый).
Одна картинка стереопары пропускается через «бирюзовый» фильтр (то есть удаляется красный цвет), а вторая картинка - через «красный» фильтр (удаляется бирюзовый цвет).
-
Обработанные картинки накладываются друг на друга.
-
В результате получается красно-бирюзовое изображение - анаглиф. Оно не имеет четких линий и немного размыто (приложение 2)
-
Чтобы увидеть изображение игрушки в объеме, необходимо надеть специальные анаглифные очки.
2.3 Изготовление 3D очков своими руками.
Цель: Изготовить 3D очки своими руками для просмотра 3D фотографии.
Чтобы изготовить 3D очки вам потребуется:
-
ненужная оправа для очков (если таковой нет, можно вырезать ее из бумаги или картона, но тогда очки будут ненадежными);
-
спиртовые маркеры: красный, зеленый и синий;
-
ножницы;
-
твердая прозрачная пленка (можно взять коробку для диска, бейдж или кусок пластиковой бутылки);
-
клей или скотч.
Теперь приступим к работе:
-
Вырежьте линзы из пленки по контуру вашей оправы (для картонной вырежьте чуть больше, чем отверстия для глаз). Если вы используете коробку для диска, рекомендуется опустить ее в горячую воду для размягчения.
Важно: Для левого глаза, как правило, применяется красный цветофильтр, для правого синезеленый!
-
Покрасьте с обеих сторон красным маркером будущий фильтр для левого глаза. Чтобы добиться равномерной покраски, можно вынуть стержень из маркера и выдавить чернила на пленку, либо выдавить чернила на какую-нибудь пластинку и аккуратно положить сверху пленку так, чтобы она полностью окрасилась.
-
Чтобы сделать фильтр для правого глаза, покрасьте одну сторону линзы синим маркером, другую - зеленым.
-
Дождитесь, когда краска полностью высохнет, а спиртовой краситель испарится.
-
Вклейте фильтры в оправу либо зафиксируйте их скотчем.
Вывод: Разумеется, 3d очки, изготовленные своими руками, отличаются от фабричных своим качеством, но это не значит, что в них вы не сможете полноценно насладиться 3d эффектом. Важно помнить, что анаглифные очки будут работать только с изображениями и фильмами в аналогичном формате. На новых 3D-телевизорах работать они, к сожалению, не будут.
2.4 Анкетирование.
Цель: выяснить степень популярности 3D фильмов среди моих сверстников.
В анкетировании участвовали обучающиеся 7 А класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15».
Общее количество респондентов - 25 человек.
Обучающимся было предложено ответить на вопросы анкеты:
-
Смотрели ли вы фильмы или мультфильмы в 3D-формате?
-
Как часто?
-
При просмотре 3D фильмов вы пользуетесь личными очками или очками кинотеатра?
-
Перед тем, как пользоваться очками кинотеатра, Вы протираете линзы дезинфицирующей салфеткой?
-
Снимали ли вы очки во время сеанса?
-
Возникала ли головная боль при просмотре?
-
Появлялись ли у вас проблемы со зрением во время сеанса (помутнение в глазах, изменение цветовосприятия, удвоение изображения)?
-
Знаете ли вы об отрицательном влиянии 3D на органы зрения и работу головного мозга? (приложение 4)
При анализе данных анкеты, я выяснил, что 76% опрошенных смотрели фильмы в 3D формате. Из них только 68% смотрят 3D фильмы не чаще 1 раза в месяц и 12 % моих сверстников стараются не пропускать ни одной 3D новинки. Все ребята, посещающие 3D сеансы, пользуются очками кинотеатра. И лишь 16 % из них всегда обрабатывают очки дезинфицирующими салфетками. Через 20-30 минут 36 % ребят снимали очки. У 26 % обучающихся при просмотре появились проблемы со зрением , который выражается усталостью глаз.
Вывод: Большинство моих сверстников смотрят 3D фильмы. При этом примерно одна четвертая часть респондентов при просмотре испытывает усталость в глаза. Поскольку 3D технологии основаны на бинокулярном свойстве зрения человека, то можно заключить, что нашим глазам при просмотре 3D фильмов приходится проделывать очень нешуточную работу.
Поэтому я решил подтвердить или опровергнуть свое предположение, побеседовав с офтальмологом Басовой Ириной Леонидовной.
2.5 Интервью: Влияние просмотра 3D фильмов на здоровье человека
Цель интервью: выяснить, влияет ли просмотр 3D фильмов на самочувствие человека.
Из беседы с доктором я узнал, что:
-
Использование очков при просмотре 3D фильмов понижает яркость изображения - это приводит к быстрому утомлению глаз;
-
Для создания эффекта объемного изображения в 2 раза повышается частота смены кадров - это может вызывать чувство дискомфорта, недомогание и головную боль;
-
3D очки в кинотеатре являются вещью общего пользования, поэтому они могут стать источником глазных инфекций;
-
Детям до 6 лет смотреть 3D фильмы не рекомендуется , т.к. в несколько раз увеличивается нагрузка на еще не сформировавшийся зрительный аппарат;
-
При просмотре фильма в 3D формате у людей с проблемами близорукости или дальнозоркости значительно увеличивается нагрузка на и без того перенапряженные глазные мышцы. От этого зрение может ухудшаться.
-
У зрителей с проблемами вестибулярного аппарата при просмотре может возникать головокружение.
Вывод: Просмотр 3D фильмов оказывает влияние на самочувствие человека, т.к. это большая нагрузка на глаза и головной мозг. Последствия от просмотра зависят от уже имеющихся заболеваний и от продолжительности просмотра фильма.
2.6 Выводы :
-
Человек видит окружающие предметы объемными, потому что он воспринимает увиденное двумя глазами.
-
Бинокулярное свойство зрения используют создатели 3D фотографий и 3D фильмов.
-
Выделяют четыре основных технологии демонстрации 3D фильмов: анаглифный, затворный, поляризационный, растровый.
-
Дети являются активными зрителями 3D фильмов.
-
Детям в возрасте до 6 лет смотреть 3D фильмы не рекомендуется.
-
Просмотр 3D фильмов оказывает влияние на самочувствие человека, т.к. это большая нагрузка на глаза и головной мозг.
-
Офтальмологи не рекомендуют смотреть 3D фильмы людям, страдающим выраженной близорукостью и дальнозоркостью, с нарушениями вестибулярного аппарата.
-
Последствия от просмотра зависят от уже имеющихся заболеваний и от продолжительности просмотра фильма.
Заключение.
Технологии трехмерных изображений в последнее время дошли до таких высот, что способны создавать у зрителей эффект полного погружения в мир по ту сторону экрана. Практически все последние фильмы-эпопеи снимаются в формате 3D и даже готовятся ремейки ранее снятых картин с новым эффектом.
Но многие медики считают, что современные 3D фильмы - это не просто «объемная картинка» и «эффект присутствия», это мощное воздействие и на зрительный анализатор, и на слух, и на нервную систему. Поэтому, чтобы не навредить своему здоровью новомодным увлечением на 3D фильмы, я рекомендую придерживаться следующих рекомендаций:
-
Необходимо стараться использовать при просмотре 3D фильмов свои личные очки, подобранные по размеру.
-
Если зритель пользуется очками кинотеатра, то необходимо обрабатывать линзы дезинфицирующими салфетками.
-
Не стоит смотреть 3D фильмы продолжительностью более 1,5 часов.
-
Сократить посещение 3D сеансов до 1 раза в месяц.
-
Если при просмотре 3D фильма появляется резь в глазах, головокружение, чувство дискомфорта, то необходимо покинуть кинозал.
Несмотря на непередаваемые ощущения от просмотра 3D фильмов, я рекомендую долго не засиживаться в трехмерном мире. Будьте внимательны к своему здоровью и, прислушиваясь к ощущениям, которые вы испытываете при просмотре 3D фильмов.
Гипотеза моя подтвердилась: просмотр фильмов 3D-формата негативно влияет на здоровье человека, подростка в частности; подростки не владеют информацией о вредном воздействии трехмерного кино на физическое и психическое здоровье и решайте, где же лично Вы поставите запятую во фразе «Смотреть нельзя выключить!».
СМОТРЕТЬ, НЕЛЬЗЯ ВЫКЛЮЧИТЬ!
или
СМОТРЕТЬ НЕЛЬЗЯ, ВЫКЛЮЧИТЬ!
Список использованных источников информации
Сайты:
-
-
-
-
-
-
-
:
Литература:
-
Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко, А.В. - Издание 2-е. СПб, ООО «Полиграфуслуги», 2005.
-
Биология. Человек: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина, А.Д.Ноздрачев и др.; Под ред. А.С.Батуева. - 5-е изд. - М.: Дрофа, 1999.
-
Блудов, М.И. Беседы по физике: Книга для учащихся старших классов средней школы/ Под ред. Л.В.Тарасова. - 4-е изд. Дораб. - М.: Просвещение, 1992.
-
Громов, С.В. Физика: Оптика. Тепловые явления. Строение и свойства вещества: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений/ С.В.Громов; Под ред. Н.В.Шароновой. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003.
-
Миловзорова, М.С. Анатомия и физиология человека: Учебник для учащихся хореографических училищ. - М.: Медицина, 1972.
-
Соколова, Н.Г. Строение тела человека: от макушки до пяток / Н.Г.Соколова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
-
Сонин, Н.И., Сапин, М.Р. Биология. 8 класс. Человек: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - 6-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.
16