7


  • Учителю
  • Педагогический проект «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Педагогический проект «ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. ЖИВАЙКИНО»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАРЫШСКИЙ РАЙОН»

УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ



433737, с. Живайкино, ул. Школьная, д.7 тел. 8-84-253-41-1-38





















«ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»



ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Срок реализации: 3 года

Возраст детей: 10 - 14 лет











Разработчик:

Оргина Марина Валерьевна, учитель ОПК

высшей квалификационной категории





Живайкино - 2016

Актуальность

В современной России складывается понимание образования как важнейшего фактора национальной безопасности, стабильности, и эффективного развития. Главной государственной, общественной, экономической, культурной ценностью является человеческий ресурс. Не случайно в Законе РФ «Об образовании» интересы личности поставлены на первое место.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является приоритетным направлением развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.

Духовно-нравственное воспитание - приоритетное направление воспитания. На правительственном уровне всё чаще говорится о необходимости усиления духовно - нравственного стержня в образовании, т. е. о возвращении к фундаментальным нравственным ценностям. Школа должна воспитывать человека с твёрдой нравственной основой.

Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие ценности: доброта, милосердие, трудолюбие, совестливость, семейное и соборное братство формировались в православном быту, и потому изучение подлинной истории жизни и традиций российского народа, народной культуры невозможно без знаний основ православной культуры.

Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В результате демографических особенностей расселения народов на территории России, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своего региона. Внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. В Ульяновской области, согласно Всероссийской переписи населения 2010 года, национальный состав включает более 80 национальностей. В Барышском районе национальный состав представлен следующим образом: русские составляют- 69%, Татары-16%, Чуваши-9%, Мордва- 4%.

Особенностью национального состава нашей школы является представленность следующих национальностей: русские - 26,7%, чуваши - 39,6%, мордва - 33,7%; вероисповедание: православие.

Данный факт актуализирует необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов, форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Педагоги школы, изучая все лучшее, пытаются воспитать физически здоровую душу, наполненную духовной энергией, которой обладает православие, интеллектуально развитую личность.

Целью педагогического исследования является выявление эффективных приёмов и методов духовно - нравственного воспитания.

Объектом исследования развитие духовно-нравственных качеств личности учащихся на уровнях начального и основного общего образования.

Предметом исследования духовно-нравственное воспитание на уровнях начального и основного общего образования.

Задачами педагогического исследования являются:

  • изучить используемую учебно-методическую литературу по духовно- нравственному воспитанию;

  • подобрать наиболее эффективные формы и методы работы по данному направлению;

  • внедрить в образовательный процесс используемые формы и методы.

Гипотеза исследования:

Если в процессе обучения будут использованы эффективные методы и приемы духовно - нравственного воспитания, то это позволит сформировать всесторонне развитую личность.

Методы реализации педагогического проекта

Для отслеживания результативности педагогического проекта будут использоваться разнообразные приёмы и методы:

  • Анкетирование;

  • Тестирование;

  • Портфолио учащихся;

  • Обработка полученной информации.

Средства реализации проекта

1.Участие в муниципальных, региональных, и всероссийских конкурсах, учебно - исследовательских конференциях и семинарах.

2. Коллективно - творческие дела.

3. Проектная деятельность.

Сроки по реализации проекта

1 этап - Подготовительный - 2014-2015 учебный год

2 этап - Деятельностый - 2015-2016 учебный год

3 этап - Аналитический - 2016-2017 учебный год

Реализация педагогического проекта позволит дополнить содержание образовательно-воспитательных программ и обеспечить преемственность, согласованность в образовательном процессе. Интеграция программ начального общего, основного общего и дополнительного образования предполагает усиление духовно-нравственной составляющей содержания образования по предметам, во внеклассной работе и развивающей направленности уроков, занятий. Это будет способствовать духовно-нравственному взрослению учащихся и их личностному развитию.

Безграничные возможности для развития духовно-нравственного и патриотического воспитания открываются в модуле «Основы православной культуры», который ведётся семь лет в 5 классе за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений, с 1 сентября 2012 года и в 4 классе, как учебный предмет, а в 6 - 8 классах реализуется в форме внеурочной деятельности. Приказом Управления образования муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области № 166 от 17.04.2012 года МОУ СОШ с. Живайкино назначена опорной школой по курсу ОРКСЭ, модуля «Основ православной культуры».

Для популяризации данного курса была проведена большая разъяснительная работа среди детей, родителей, педагогов. На сегодняшний день по результатам анкетирования выяснилось, что и родители, и дети понимают необходимость и истинную цель введения этого предмета. Поэтому занятия посещают 100% учащихся.

Но прежде самому учителю необходимо было обрести знания по данному предмету. Очень помогли конференции, семинары, методические объединения, регулярно проводимые управлением образования МО «Барышский район» и Министерством образования и науки Ульяновской области, курсы повышения квалификации при Симбирской Православной Епархии.

Детально рассмотрим педагогические условия формирования по данному направлению.

  1. Через урочную деятельность.

Модуль «Основы православной культуры» включает в себя обучение, воспитание и развитие любого современного человека: это знания об истории формирования православной культуры, отечественных традиций в культуре, быту, воспитании. Это воспитание уважения к отечественной истории и традициям, правам граждан на национальную и религиозную культуру. Это развитие творческих способностей и общее культурное развитие на основе отечественных традиций и знаний об основах православной культуры (Приложение 1).

На занятиях ОПК используются различные образовательные технологии, формы и методы обучения.

По моему мнению, ключевое место отводится словестному методу обучения. В подтверждении слов регулярно привожу строки из Библии. Также использую различные виды бесед. Систематически провожу словарную работу с целью правильного толкования и написания новых слов, обращаясь к словарю С. И. Ожегова и малому толковому словарю русского языка. На каждом уроке работаем с притчами.

Провожу письменные проверочные работы на знание основных понятий в виде тестирования, кроссворда.

Часто интегрирую уроки ОПК с литературой, русским языком, историей, музыкой и изобразительным искусством. Большой интерес на таких занятиях вызывают у учащихся творческие занятия. Например: по теме «Заповеди» в 5 классе: «Напишите сказку или стихотворение о жизни в ваше семье по 5-ой заповеди»; по теме «Православие в Божием суде»: «Напишите эссе «Почему нужно творить добро?»; по теме «Христианская семья»: «Опишите или нарисуйте традиции вашей семьи».

Широко использую метод проектов, который подразумевает постановку конкретной цели перед учениками, а они, следуя алгоритму, находят решение вопроса. С проектами дети выступают на уроках и внеклассных мероприятиях. Например: «Как Христианство пришло на Русь?», «Русские святые - воины», «Как я понимаю православие?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества», «Мой прадедушка - защитник Родины» и т.д..

В своей работе большой упор делаю на обучение информационным технологиям. Компьютерные технологии способствуют повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннее развитие личности. Сеть Интернет также является незаменимым помощником при создании презентаций, подготовке сообщений, к олимпиадам и викторинам по ОПК.

Самообразование, одна из важных компетентностей, которой необходимо владеть каждому современному человеку, чтобы уметь добывать материал самостоятельно. Учащиеся с удовольствием выполняют поисковую работу, затем охотно обмениваются знаниями, добытыми самостоятельно.

  1. Через внеурочную деятельность.

В 6 и 7-8 классах модуль «Основы православной культуры» ведётся в рамках внеурочной деятельности «Ковчег» и прошедшая рецензирование в ИПК ПРО г. Ульяновска. Программа является модифицированной и разработана на основе авторской программы учебного предмета «Православная культура» для средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, В.А. Угольнова. Программа в 6 классе полностью посвящена изучению Библии и её нравственно - этического кодекса. В 7-8 классах программа посвящена изучению культуры православных храмов.

С целью повышения познавательной и творческой активности обучающихся, развития интереса к предмету в 5-8 классах ежегодно проводятся такие запланированные мероприятия, как «Рождество пришло». «Масленица», «Пасха радость нам несёт», «Моя семья - моё богатство!», «Село, в котором я живу!» (Приложение 2), организовываются выставки.

Особое место в преподавании ОПК отводится проведению очных и виртуальных экскурсий. Регулярно совершаем очные экскурсии в храмы Барышского района и Ульяновской области: Жадовский мужской монастырь, кафедральный собор Троицы Живоначальной (г. Барыш), Церковь Рождества Христова (с. Павловка), Церковь Николая Чудотворца (с. Новая Ханинеевка), Церковь Тихвинской иконы Божией матери (с. Осока), Храмовый комплекс с.Арское (г. Ульяновск). Совершаем виртуальные посещения храмов, монастырей Ульяновской области и России, экскурсоводами бывают подготовленные учащиеся и учитель. Результатом совершённых экскурсий являются творческие работы учащихся, в которых они выражают свои эмоции и впечатления от увиденного: презентации, рисунки, поделки, эссе.

Одним из важных качеств человека является его религиозная, межнациональная, социальная толерантность. Педагогический коллектив обратился к забытым в недавнем прошлом фестивалям и праздникам русских, мордвы и чуваш.

3. Через работу с окружающим социумом.

Внешкольную деятельность невозможно осуществить без сетевого образовательного пространства: это с учреждениями дополнительного образования, культуры, общественными и религиозными организациями. Большую помощь оказывает в проведении родительских собраний, мероприятий настоятель Храма Рождества Христова в с.Живайкино иеромонах Даниил (Селеверстов С.М.), 12 января 2015 года между школой и Храмом было заключено соглашение о сотрудничестве. Священнослужители провели беседы с учащимися о «Грехе» (6 класс), «Как христианство пришло на Русь» (5 класс), «Рождество Христово» (6 класс), «Внутреннее построение храма» (7 класс).

Не один год в школе работает школьный краеведческий музей, в июле 2009 года официально получил статус музея.

4. Через областную программу РИП.

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с.Живайкино муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области в 2011 году вошла в программу развития инновационных процессов по теме «Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе» и приобрела статус областной экспериментальной площадки в областной программе развитие инновационных процессов.

5. Через учебники и дополнительную литературу.

Преподавание предмета ОРКСЭ ведётся по программе общеобразовательных учреждений 4-5 классы А.Я. Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики». Сеть Интернет также является незаменимым помощником при создании презентаций, подготовке сообщений, к олимпиадам и викторинам по ОПК, совершении виртуальных экскурсий.

Данный проект является практико - ориентированным, так как в ходе его реализации педагоги опытным путём будут разрабатывать конкретные развивающие дидактические материалы к урокам и внеурочным занятиям, отрабатывать формы взаимодействия друг с другом. Проект также направлен на то, чтобы педагоги овладели системно - деятельностным методом обучения.

Особое внимание обращено организации проектной деятельности детей, по итогам года каждый воспитанник защищает проект личностного развития.



Приложение 1

Методическая разработка

урока основ православной культуры в 4 классе по теме: «Заповеди»



Цель: ознакомление учащихся с Заповедями православной религиозной культуры.

Задачи:

  • воспитывать доброжелательность и эмоционально - нравственную отзывчивость на примере Заповедей; выслушивать и принимать точки зрения одноклассников, находить общий язык при работе в парах, группах, коллективном обсуждении;

  • раскрыть сущность понятия «заповедь»;

  • развивать умения и навыки работы с учебником;

  • учить связно, грамотно, культурно излагать своё мнение по заданной теме;

  • развивать этические чувства, как регуляторы морального поведения;

  • формировать мотивацию к осознанному нравственному поведению посредством библейских заповедей.

Оборудование: Ноутбук, проектор, экран, учебник, рабочие тетради, рабочие листы, раздаточный материал (заповеди).

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, самостоятельная работа с учебником, творческая работа, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся

- проверка готовности к уроку;

- знакомство с планом урока (записан на доске).

II. Мотивация

- Ребята, у вас на партах лежат знаки. Что это? И знаете ли вы, как называются эти знаки? Для чего нужны такие знаки?

- Вам попадались такие сборники? (Учитель показывает правила дорожного движения.) Это очень полезная книга, которую должны знать назубок все, кто учится водить машину. В ней изложены правила дорожного движения, в которых объясняется, как поступать водителям на перекрестках, остановках, поворотах и т.д.

Подумайте, сколько аварий могло бы произойти, не будь этих правил. Если бы водители были предоставлены сами себе, то одни ехали бы на огромной скорости, другие выезжали бы на встречную полосу движения, третьи не включали бы сигнальные фары. Для безопасности на дорогах знание правил и их соблюдение просто необходимы.

- В каждой школе, армии и стране существуют правила или законы. Без них люди не могли бы жить и трудиться вместе.

- Какие законы и правила жизни человека вы знаете? (Правила для учащихся. Нормы Этикета. Законы страны - Конституция.)

- А вы знаете, как должны относиться друг к другу? (Надо относиться друг к другу с уважением, нельзя обижать друг друга, нельзя грубить, надо помогать друг другу.)

III.Изучение нового материала

3.1. История возникновения Заповедей.

- Ребята! Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Но это не было обычным землетрясением.

- Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. 40 дней Моисей провел на объятой огнем вершине. Этот огонь не обжигал его, потому что он был знаком присутствия Бога. Бог Сам начертал заповеди на каменных плитах - скрижалях (скрижалях - слово перед записано на доске), которые Моисей вынес из огня к народу. Люди же были поражены еще и тем, что вернувшись к ним, сам Моисей светился так, что лучи исходили от лица его, хотя сам он этой перемены в себе не замечал.

- Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке.

Тему урока - ЗАПОВЕДИ (записываем в рабочий лист - Приложение), цели урока - читают учащиеся.

3.2. Словарная работа.

- Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? (После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение)

из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися).

Заповедь - Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание (из Библейского словаря В.Вихлянцева).

Заповедь - Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего) - нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь - Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

- Запишите в тетрадь наиболее понравившееся вам определение.

  1. Работа с текстами заповедей.

- Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея? Вот сейчас мы и узнаем. На столах перед вами лежат - карточки с тексами десяти заповедей.

(Слово Кумир записано на доске)

- Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом (дети читают первые четыре заповеди).

- Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

  • Заповедь «Почитай отца твоего и матерь твою»

  • Просмотр клипа «Притча о маме».

- Как может звучать заповедь? Найдите в карточке.

  • Заповедь «Не убий»

  • Прослушивание песни «Раненая птица».

- Какова основная мысль музыкального произведения? Как вы думаете, как будет звучать следующая заповедь?

IY.Физминутка

  • Заповедь «Не произноси свидетельства ложного на искреннего

своего»

  • Прослушивание притчи Л. Толстого «Лгун»

- Какую заповедь нарушил мальчик в данной притче?

  • Заповедь «Не желай чужого ближнего твоего» (Не завидуй)

  • Просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»

- Какая заповедь скрыта в этом фрагменте?

- Что просила старуха? (Корыто, избу, стать столбовою дворянкой, вольной царицей, владычицей морскою).

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменился характер старухи в сказке?

- Раскаялась ли старуха в своих поступках?

(Главное в жизни человека - быть в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки).

  • Заповедь «Не укради»

- Прочитайте 6 заповедь на стр.41, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

- Как вы думаете, почему Христос называет убийцей человека, который

смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? (Злобой, жестокими, несправедливыми словами).

6. Заповедь «Не прелюбодействуй»

  • Прослушивание песни «Лебединая верность».

- Какую заповедь можно соотнести с этой песней?

Y. Закрепление

5.1. Индивидуальная работа.

Каждый учащийся работает в «Рабочих листах» (Приложение).

5.2. Работа в группах.

Класс делится на 2 малых группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд (Приложение).

(Проверка заданий, кроссворда)

5.3. Вывод: Для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас

современному человеку данные Богом заповеди?

(Ответы детей. На слайде предложены ответы на выбор учащихся).

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

YI. Рефлексия

- Сегодня я узнал (узнала)…

- Мне было интересно…

- Я не совсем понял (поняла)…

YII. Домашнее задание

  • стр. 40-41, учебника прочитать.

  • Написать сказку или стихотворение о жизни в ваше семье по 5-ой заповеди.

  • Нарисуйте вашу семью.

YIII.Итоги урока

Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

  • Заповеди даны Богом

  • Они учат отличать добро от зла

  • Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,

    приближает его к Богу.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!»

Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы. Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.

А сейчас все вместе исполним песню «Дорога добра»

- Закончить урок хочется стихотворением С. Бранта:

«Спеши сегодня лучше стать

Клянётся часто сын заблудший:

«Уж завтра-то я стану лучше!»

Но это «завтра» никогда

Не наступает, вот беда!

Как снег растаявший, как дым,

Заветный день неуловим.

И, только одряхлев, глупец

В то «завтра» вступит, наконец,

Расслаблен, немощен уже,

С тоской раскаянья в душе.

Спеши сегодня лучше стать

Не будешь завтра так страдать…

Приложение



РАБОЧИЙ ЛИСТ

Скрижаль -__________________________________________________________

Кумир -_____________________________________________________________

Запишите наиболее понравившееся определение к слову «ЗАПОВЕДЬ»

____________________________________________________________________

Заполните пропуски:

Заповеди данные ……………..записаны в …………………..….Их получил пророк …………….….на горе……………….С того времени прошло ………….тысячи лет.

Соедините понятия и значением линиями.

Заповеди посредник человека с Богом

Синай заповеди на каменных плитах

Пророк гора, где Бог явился Моисею

Скрижали правила данные Богом

Разгадайте кроссворд





2



















3



4

5

































































































6























По вертикали:

1.Сколько всего заповедей дал Бог человеку?

2.Имя пророка, получившего заповеди

3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло

4.Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

5.Каменные доски, на которых были записаны заповеди

6.Книга, в которой записаны заповеди.

Сделай рисунок к одной из заповедей.















Люди, любите друг друга!



  1. Заполни таблицу по образцу:



«Почитай отца твоего

и мать твою»

от неуважения к родителям и вообще к старшим

слушаться родителей, уважать и беречь их; ухаживать за ними в старости

«Не убий»









прежде чем взять вещь, спросить разрешение у хозяина; всегда возвращать чужое; довольствоваться тем, что у тебя есть







от всякой неправды, обмана, перекладывания своей вины на другого человека













не хвастаться, делиться с другими людьми; уметь радоваться чужой радостью



  1. Как ты думаешь, почему мудрые люди говорят, что «зависть - корень всех зол»?___________________________________________________

  2. Продолжите предложение

Сегодня я узнал (а)_____________________________________________________________



Мне было интересно_____________________________________________



Я не совсем понял (а)_____________________________________________













Приложение 2

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 5-7 классах

«Устный журнал: Село, в котором я живу!»

Цель: создать условия для формирования нравственного и патриотического воспитания через изучение истории и современности села.

Задачи:

  • Воспитывать чувство гордости за свой край, свою малую Родину;

  • Способность самостоятельно решать задачи предложенные учителем, работать с дополнительной литературой.

  • Развивать у детей речь, артистические умения и навыки;

  • Способствовать развитию желания у детей больше узнавать о своем крае, формированию коммуникативных навыков.

Форма: Практикум в школьном краеведческом музее. Работа с документами.

Оборудование: компьютер, проектор, рисунки детей, фото села.

Оформление:

1. Презентация о родном крае.

2. Фотовыставка «Край, ты мой, навек любимый!», выставка рисунков «Любимое место в селе».

3. Плакаты с цитатами:

«У большинства людей чувство Родины в обширном смысле… дополняется, если чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест…» А. Твардовский

Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. В. Ломоносов

«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой только и может осуществиться рост духовной культуры всего общества».

Д. С. Лихачев

Эпиграф:

Что может быть милей

Бесценного родного края ? (Н. Языков.)

Учитель. Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Иркутск, Петропавловск - Камчатский. Какие звучные, громкие названия! Каждый из вас без труда отыщет их на географической карте России. За каждым названием - славная история нашей Родины. А вот другие: Заречное, Измайлово, Осока, Загарино, Живайкино… Тихие, скромные названия. Но какой добротой, нежностью, поэтичностью веет от них. Затерялись они где-то в российской глубинке. За каждым названием - тайна, требующая разгадки, удивительная история. И из этих историй тоже складывается великая история нашей Родины. (Исполнение песни "Моя Россия" (слова Н.Соловьёвой, музыка Г.Струве))

Прочитайте эпиграф и цитаты к нашему занятию. О чем они? Как вы их понимаете? (Ответы учащихся).

Сегодня наша с вами задача - поближе познакомиться с историей родного села. Научиться быть заботливыми хозяевами родной земли. Мы отправляемся путешествовать по страницам нашего устного журнала «Село, в котором я живу!»

Открывается первая страница нашего журнала и называется она «ИСТОРИЧЕСКАЯ»

Учитель. Любовь к Родине начинается с любви к своему селу, к своей улице, к своему дому, к своим родителям.

- В какой области России вы живёте?

- Назовите главный город Ульяновской области.

- А как раньше называли наш край?

Ответы учащихся.

- Ульяновский поэт Николай Марянин написал «Балладу о родном крае».

Ученик 1:

Славу России в веках умножая,

Эта земля нам с рожденья дана:

Воздух просторов Симбирского края

Дышит историей Карамзина!

Дорог нам слог летописного слова,

Пластовский облик лесов и полей,

Голос Языкова и Гончарова,

В небе над Волгой - полёт журавлей…

Дух этих мест и смирен, и мятежен,

В нём - наших предков душевный порыв:

Здесь из-за острова плыли на стрежень

И поднимались на волжский обрыв,

Вдаль устремляли свой взор, замирая,

И находили в симбирской глуши

Образ аксаковский отчего края -

Аленький нежный цветочек души…

Учитель. А как называется район, в котором мы живём?

Ученик 2:

Родина малая! Даль золотая!

Лик Богородицы в речке нашли:

Жадовской пустыни сила святая -

Маленький остров симбирской земли…

Из Барыша шли на фронт эшелоны:

Скатка-шинель - для солдата броня!

Каждое зёрнышко - в фонд обороны.

Выжил район. И воспряла страна.

Здешней водою питается Волга,

Лес посылает сосновый поклон…

Счастье в барышской сторонке - надолго,

Если ты в землю родную влюблён!

Учитель. И вот сегодня мы будем говорить о нашей малой Родине, о нашем селе Живайкино.

Я думаю, что вы любите слушать сказки!

«Задумчиво едет по «казачьей дороге» долиной реки Сызранки Балко Петаев со товарищами - Соросько Качюшовым и чувашином Ихтеряковым. Внимательно оглядывают местность. Спокойно пробивается среди зарослей ивняка и ольхи чистая Сызранка, обильная рыбой и дичью, широкая полоса лугов с густым разнотравьем и дикими пчёлами. Иногда они подступают почти вплотную к реке, а кое-где луга и поляны оттесняют его на целую версту. Балко Петаеву понравилась поляна между впадающими в р.Сызранку, маленькими речушками Малой Сызранкой и Покурлейкой. Товарищи его выбрали иные места. После им была дана челобитная о выделении, им за службу, земель в «диком поле». (расшифровка из ревизских сказок (фотокопий) на старославянском языке»).

Они и основали в 1682 году поселение Малые Сызранские Вершины (по названию речки, что делит наше село пополам). Почти одновременно основались деревни Сорокино, Кудажлейка и Большие Сызранские Вершины (ныне село Кармалейка). Название сёл несколько раз менялось. Кармалейка - переводится как «начало реки» - т.к. исток реки Сызранки и находится в с. Кармалейка. Живайкино в переводе с мордовского означает «Живай веле» - живое село, на перекрёстке дорог бойко шла торговля, куда собирались жители окрестных сёл.

Учитель. А сейчас мы откроем вторую страницу нашего журнала, которая называется «ИМИ ГОРДИТСЯ СЕЛО".

О людях отважных,

О людях прекрасных

Нам хочется всем рассказать.

- Ребята, скажите, кто красит село своими поступками, делами?

Учитель. В нашем селе много замечательных трудолюбивых людей, которые внесли свой личный вклад в развитие нашего села. Эти люди отмечены различными наградами. Работают они в разных организациях нашего села, многие из них сейчас на заслуженном отдыхе.

- Сейчас вашему вниманию предоставляется презентация о жителях нашего села. (Учащиеся рассказывают о знаменитых людях села).

Ученик 3. Богато талантами село наше. Запечатлеть красоту своего края, своего села призваны картины Разумова Григория Тимофеевича. Его картины никого не оставят равнодушным. Он прославил своё село далеко за пределами Ульяновской области. Картины художника Григория Тимофеевича и сейчас украшают галерею нашего музея. Для Григория Тимофеевича живопись - именно тот источник, в которой он черпает силы, отдыхает душой. В основном любит рисовать пейзажи: солнечное лето, раннюю весну, красавицу - осень. Родился Разумов Григорий Тимофеевич 16 октября 1936 года в с. Живайкино. Рисовать начал со 2-го класса. Не имея специального образования, постоянно развивал свои навыки. Всего у художника в коллекции более 1000 работ. Талант его передался внучке Нине, её работы уже выставлялись во Франции. Сейчас Григорий Тимофеевич является пенсионером и живёт в г. Жигулёвске Самарской области.

Ученик 4. А люди, что выращивают хлеб! Нам они кажутся такими красивыми. Смуглые, рабочие руки, испробовавшие ветра, земли, воды. Добрые, отзывчивые сердца! Звание «Заслуженный работник сельского хозяйства Ульяновской области» имеют Оргин Иван Степанович. Родился Оргин И.С. 15 августа 1940 года в селе Живайкино. Вся личная и трудовая биография связана с родным селом. Отслужив на флоте и проявив там себя по комсомольской линии, в Живайкино он возглавил комсомольскую организацию.

В 1965 году окончил областную школу руководящих кадров и был избран председателем совхозного профкома. Получил высшее сельскохозяйственное и профсоюзное образование. Почти год был председателем профсоюза работников Агропрома. А с ноября 1986-го года и в течение без малого 15 лет руководил крупнейшем в районе сельхозпредприятием «Живайкинский». Будучи во главе этого коллектива, Иван Степанович много сделал для развития производственной и социальной базы хозяйства, сохранения его в числе лидеров, как на уровне района, так и области.

Ученик 5. «Заслуженный работник топливно-энергетического комплекса Российской Федерации» присуждено Мясникову Григорию Николаевичу. Григорий Николаевич родился 20 ноября 1948 года в с. Живайкино. Имеет три высших образования. Свою трудовую деятельность начал в совхозе «Живайкинский», трактористом. После Ульяновского сельскохозяйственного института назначен инженером колхоза «Заветы Ильича» в с. Коптевка. 15 лет возглавлял колхоз «Путь к Коммунизму» с. Троицкий Сунгур Новоспасского района. С 2003 года является генеральным директором холдинговой компании «Проминвест».

Ученик 6. Звание «Заслуженный врач РСФСР» присвоено Президиумом Верховного Совета Смирнову Александру Андриановичу. Александр Андрианович родился 6 декабря 1894 года в с. Живайкино Карсунского уезда Симбирской губернии в семье учителя. В 1910 году был принят в Симбирскую духовную семинарию, которую закончил в 1916 году. В том же году поступил на медицинский факультет Саратовского университета. После окончания, с 1923 года, работал в г. Саратове, в г. Ленинске, в Ташкенте. С 1927 года Александр Андрианович работал в г. Ульяновске: окулистом в детской профилактической амбулатории, в рабочей поликлинике заведовал глазным кабинетом. Вёл большую общественную работу, занимался научной деятельностью. Умер в 1987 году и похоронен в г. Ульяновске.

Ученик 7. Нардюжев Егор Степанович в 1941года был призван в ряды Советской Армии в 37-ю Гвардейскую стрелковоую дивизию резерва Главного командования «Резерв Сталина» первой воздушной армии.

19-летнему парню с волжских берегов пришлось с первых дней службы осваивать азы диверсионной работы в тылу противника. Обучали новобранцев сражаться с врагом, используя в качестве оружия нож и сапёрную лопатку.

Свой первый бой воинская часть, в которой воевал Егор Степанович, приняла под Москвой в январе 1942года.

Далее его боевой путь пролегал через Ленинград и Сталинградскую битву.

Вот один из эпизодов войны, что сохранился в памяти ветерана…

В составе разведгруппы пришлось ему идти на ликвидацию корректировщиков, которые сообщали точные данные о местоположении линии обороны советских войск. Перед выходом на задание, как и положено, сдали старшине документы и личные вещи. С задачей справились, даже привели пленного немца, но своих документов и вещей увидеть им больше не пришлось. Старшина, ушедший за почтой, погиб. А вмести с ним пропали и все документы, в том числе и дорогая для Егора Степановича реликвия - иконка, которую повесила ему на грудь мать, провожая на фронт сына.

После второго ранения Егор Степанович попал в артиллерию. Имеет шесть правительственных наград. За боевые операции ветеран награждён медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За оборону Ленинграда», восемь юбилейных медалей, а так же благодарственные письма и грамоты Верховного Главнокомандующего за отличные боевые действия при прорыве блокады Ленинграда, освобождение городов Нарвы, Таллина, Оппелена, Бреслау, за форсирование Одера.

После войны Егор Степанович учился, работал в колхозе, а затем в Живайкинской средней школе учителем трудового обучения. Умер Егор Степанович в 2006 году, похоронен в с Живайкино.

Учитель. Третья страница нашего журнала «КРАЙ, ТЫ МОЙ, НАВЕК ЛЮБИМЫЙ!»

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И с необъятными полями!

Привет тебе, народ родимый

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной!

Привет тебе, мой край родной!

- Ребята выполнили творческое задание провели интервью среди населения и подготовили фильм «За что я люблю свое село?» (Просмотр фильма).

- За что герои фильма любят свое село? (Ответы детей).

Учитель. Четвёртая страница «ТВОРЧЕСКАЯ».

- Давайте перейдем к выставке ваших рисунков и вы расскажите о своих любимых местах нашего села. (Учащиеся читают стихотворение П. Синявского «Рисунок»).

Учитель. И, наконец, заключительная страница нашего журнала «Я ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ …»

- Мы с вами сделаем остановку на страничке и проведём викторину "Знай и люби свой край».

  1. Как раньше назывался наш край? (Симбирская губерния)

  2. Назовите фамилию великого земляка - написавшую любимую с детства сказку «Аленький цветочек». (Аксаков Сергей Тимофеевич)

  3. В честь обретения какой иконы, на горе возле родника, был построен Жадовский мужской монастырь? (Казанской иконы Божией Матери)

  4. Кто был основателем села Живайкино? (Балко Петаев)

  5. Что, в переводе с мордовского языка, означает Живайкино? (Живое село)

  6. Какая река берёт начало в селе Кармалейка? (Сызранка)

  7. Фамилия «Заслуженного врача РСФСР» - офтальмолога, прославившего наше село. (Смирнов Александр Андрианович).

Ответы детей.

Учитель. О красоте, о людях нашего села можно рассказывать много. Наш край - это частица большой и прекрасной страны. Забота о родном крае - это значит забота о Родине. Пусть в наших садах, лесах пышно растут деревья, спокойно поют птицы. Пусть в родниках и колодцах вода будет чиста и прозрачна, пусть в прудах и озерах будет много рыбы. Все это - наше с вами богатство. Любить свою природу - это, значит, и беречь ее, и заботиться о ней, и дружить с нею!

Добротой земля моя прекрасна.

Так давай на долгие века

Сохраним земле ее богатства-

Эти рощи, реки и луга!

- Вернемся к эпиграфу: «Что может быть милей

Бесценного родного края ?»

- Как вы ответите на этот вопрос?

- Почему из-за равнодушия людей может погибнуть село, мир?

- Вы для себя сделали открытия, листая страницы устного журнала?

- Что для Вас было интересным сегодня?

- Какой Вы сделали вывод для себя?

Учитель. Молодцы, ребята! А теперь получите домашнее задание. Поговорите дома с бабушками и дедушками. Подготовьте легенды и предания связанные с нашим селом, памятными местами.

Спасибо за занятие!

Литература:

  1. «Ревизские сказки» (материалы школьного музея)

  2. zanimatika.narod.ru/RF7.htm

  3. media73.ru









Заключение

Особенности организации образовательного процесса школа отражены в образовательной программе школы. Считаем, что наличие в образовательной программе школы духовно - нравственного компонента решает важнейшие социальные, образовательные и воспитательные задачи.

За время поисково-исследовательской и опытно - экспериментальной работы, уже видны результаты: мной принято участие в семинарах и конференциях по проблеме исследования.

  1. Участие во Всероссийской научно - практической конференции «Развитие культурно - образовательной среды сельской школы в условиях социального многообразия» (23-24 октября 2012 г.) г. Ульяновск;

  2. Участие в Международной научно - практической педагогической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы» (23 ноября 2012 г.) г. Саранск;

  3. Участие в Межрегиональных Рождественских образовательных чтениях «Традиционные ценности и современный мир» (14-15 января 2013 г.) г. Ульяновск;

  4. Участие в региональной научно-практической конференции «Преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ: опыт и проблемы» в г. Ульяновске (21.05.2013г.);

  5. Участие в международной научно-практической конференции «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: пути и формы интеграции» в г. Казань (01.11.2013г.);

  6. Участие в IY Рождественских чтениях «Церковь и молодёжь» г. Барыше (14.01.2014г.);

  7. Участие в региональном семинаре РИП «Система поликультурного образования в образовательных учреждениях региона» УИПК ПРО г. Ульяновск (21.02.2014г.);

  8. Участие в Y Научно - практической конференции «Полингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества во Владикавказе, Северная Осетия (29.09.2014г.);

  9. Участие в Международной научно - практической конференции «Формирование гражданской идентичности личности в условиях поликультурного региона» г. Ульяновск (14.11.2014г.);

  10. Участие в форуме «Поликультурное образование как фактор укрепления национальной идентичности» г. Ульяновск (15.03.2016г.).

Мои материалы опубликованы в следующих сборниках всероссийских научно-практических конференций:</ Место и год издания

(№ журнала)

Прохорова С.Ю.

Егоров А.И.

Оргина М.В.







Организация поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе

Развитие культурно - образовательной среды сельской школы в условиях социального многообразия

Ульяновск УИПКПРО 2012 г.

    Прохорова С.Ю.

    Егоров А.И.

    Оргина М.В.





    Модель системы поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе

    Развитие инновационной инфраструктуры в образовательной системе региона

    Ульяновск УлГТУ

    2012 г.

      Оргина М.В.





      Психолого-педагогическое проектирование учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС общего образования

      Развитие инновационной инфраструктуры в образовательной системе региона

      Ульяновск УлГТУ

      2012 г.

        Оргина М.В.





        Духовно-нравственное воспитание в системе поликультурного образования сельской общеобразовательной многонациональной школе

        Становление основ гражданской идентичности обучающихся: теория и практика

        Ульяновск УлГПУ

        2013 г.

          Егоров А.И.

          Оргина М.В.

          Прохорова С.Ю.







          Организация поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе

          Журнал «Директор сельской школы»

          №1 2013г.

          г. Москва

            Прохорова С.Ю.

            Егоров А.И.

            Оргина М.В.





            Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации

            Система поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе: описание, внедрение, результативность

            г. Чебоксары 2013

              Оргина М.В.

              Ильичёва Л.Е.

              Кудряшов А.А.





              Формирование гражданской идентичности личности в процессе этнокультурной социализации

              Реализация поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе через урочную и внеурочную деятельность

              г. Чебоксары 2014

                Оргина М.В.

                Поликультурное образование как фактор сохранения здоровья учащихся

                Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества



                г. Владикавказ, 2014 год

                  Прохорова С.Ю.

                  Егоров А.И.

                  Оргина М.В.

                  Система работы поликультурного образования: опыт сельской общеобразовательной многонациональной школы

                  II Международная научно-практическая конференция «Поликультурное образовательное пространство Поволжья: интеграция регионального и

                  международного опыта»

                  г. Казань, 2014 год

                    Оргина М.В.

                    Духовно-нравственное воспитание школьников в системе поликультурного образования: опыт сельской общеобразовательной многонациональной школы

                    Формирование гражданской идентичности личности в условиях поликультурного региона

                    г. Чебоксары, 2014 год

                      Егоров А.И.

                      Оргина М.В.

                      Юртаева М.А.

                      Система работы поликультурного образования: опыт сельской общеобразовательной многонациональной школы

                      Журнал «Директор сельской школы»

                      №2 2015г.

                      г. Москва

                        Оргина М.В.

                        Оргина Н.Д.

                        Поликультурное образование: опыт сельской общеобразовательной многонациональной школы

                        Поликультурное образование как фактор укрепления национальной идентичности (материалы форума учителей родного (включая русский) языка и литературы)

                        ОГБУ «Центр ОСИ» Ульяновск, 2016 год

                          Оргина М.В.

                          Методическая разработка урока ИЗО в 5 классе по теме: «Костюм народов населяющих Ульяновскую область»

                          Организация поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе

                          ОГБУ «Центр ОСИ» Ульяновск, 2016 год

                          На базе школы были проведены замечательные мероприятия, такие как семинар для представителей района по теме: «Региональный компонент в обучении и воспитании школьников» (2014г.), районный фестиваль «Созвездие дружбы» (2012г.), общешкольный конкурс «В семье единой» (2013г.), открытый муниципальный фестиваль - конкурс «Национальное наследие» (2015г., 2016г.). Делегация нашей школы участвовала в областных этнографических фестивалях в г. Димитровграде, р.п. Карсун (2012 г.), с. Ломы Ульяновского района (2014г.), с.Акшуат (2015 г., 2016 г.). Учащиеся школы приняли активное участие в Дне мордовской культуры и мордовском национальном празднике «Шумбрат», в районном празднике «Петров озкс» (Петровские моления).

                          Подготовка к таким событиям связана с изучением культурой, обычаев и традиций народов проживающих в нашей местности. Ученики, собирая материалы, знакомясь с жизнью своего и других народов, убеждаются в схожести обычаев, нравов, что способствует формированию толерантности личности.

                          Как педагог, принимаю активное участие в конкурсах профессионального мастерства:

                          Название конкурса и его уровень (международный, федеральный, межрегиональный, областной, городской, районный)

                          Год

                          Результаты

                          (место, лауреатство и т.п.)

                          1



                          Всероссийский конкурс «Мы - многонациональный народ России»

                          2013

                          Участие

                          2

                          Инновационный проект «Организация поликультурного образования в сельской общеобразовательной многонациональной школе» УИПК ПРО

                          2013

                          3 место

                          3



                          Всероссийский открытый конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ»



                          2014

                          Диплом 1 степени

                          5



                          Межрегиональном творческом конкурсе в рамках X Рождественского фестиваля «Возродим Русь Святую!» в номинации «Лучшая статья»

                          2015

                          3 место

                          6

                          Регионального этапа окружного конкурса педагогов

                          общеобразовательных организаций «Православный учитель 2015», номинация «Лучший урок по Основам православной культуры для общеобразовательной организации»





                          2015

                          3 место

                          7

                          Всероссийский фестиваль этнографического искусства «Есть на свете дружба без границ!», номинация: Народный костюм и предметы быта.

                          2015

                          Диплом 2 степени

                          Таким образом, возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с духовно-нравственным воспитанием, формированием у них гражданско-патриотических качеств и национального самосознания.

                          Я считаем, что работа даёт положительную динамику по формированию духовно-нравственных категорий. Мне хочется видеть наших детей образованными, воспитанными, нравственными, успешными людьми и обладающими высоким уровнем ответственности за настоящее и будущее своих близких, своего народа, своей страны.



                          14





                           
                           
                          X

                          Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

                          После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

                          Кнопки рекомендации:

                          загрузить материал