- Учителю
- «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Фролова Маргарита Алексеевна
«Творческий педагог - творческий воспитанник».
Написала эти слова и задумалась: а что же такое «творчество, «творческий»? В качестве основного критерия творчества часто рассматривается оригинальность мышления - способность давать ответы далеко отличающиеся от обычных. Оригинальность выражает степень непохожести, нестандартности, неожиданности предлагаемого решения среди других стандартных решений. Оригинальность рождается из преодоления "правильного", очевидного, общепринятого.
Существует мнение, что любовь можно воспитать только любовью, доброту - добротой, совесть - совестью и так далее. Значит, творчество можно развивать только творчеством. Я полностью согласна с этим. Дети от природы любознательны и полны желания познавать. У каждого ребенка есть способности и таланты. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно правильное руководство. Современному детскому саду нужен творческий педагог ведущий, инициирующий. Философия образования должна помочь ему осознать величие и глубину его роли, его исконное право, право свободы, и ответственность - не за внешнюю результативность «ретранслятора знаний», но за отдаленный во времени результат: за любовь к познанию, за потребность в творчестве как смысле деятельности и существования.
Очень важными качествами современного педагога являются его креативные способности, желание преодолеть традиционность в процессе познания. Я легко преодолеваю стереотипы, готова воспринять и реализовать в своей работе то, что интересно детям именно сегодня.
Духовно-нравственное воспитание - одно из ведущих направлений работы нашего детского сада. Я работаю педагогом дополнительного образования и веду духовно-нравственные занятия во всех возрастных группах нашего детского сада.
То, что происходит с ребенком в раннем детстве, дошкольном возрасте, останется с ним навсегда. Эти впечатления будут влиять на судьбу каждого человека на протяжении всей его жизнь.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; реализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки), народные игры.
Я в духовно-нравственном направлении работаю по двум программам: Князевой О.Л., Маханевой М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и по программе, разработанной педагогами нашего детского сада Поповой Т.С., Ролдухиной И.В. «Духовные традиции моего народа, моей семьи».
Цель моей работы: нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа.
Занятия с дошкольниками всех возрастных групп, составлены на основе произведений русского фольклора. Они помогают мне не в назидательной, а в занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
Знакомя детей с историей нашего русского народа, я стараюсь подходить к своей работе творчески. Все духовно-нравственные занятия проходят у нас в кабинете «Русская изба» - это такой мини-музей оформленный в старинном русском стиле, с большим деревянным столом и лавками. Так же в «русской избе» есть макет русской печи, в которой стоит чугунок, а рядом с печью стоит кочерга и ухват. К потолку подвешена плетеная люлька, в которой лежит тряпичная кукла-младенец. На полках много предметов прикладного искусства (Гжель, Хохлома, Городец и др.), старинных предметов быта.
В наше время не так легко найти предметы старины, тут мне на помощь приходят современные технические средства обучения. Я часто к занятиям готовлю электронные презентации с уникальным демонстрационным материалом. Например, когда я знакомила детей с профессией гончара, я показала видеоролик «Гончарное дело». Иногда на моих занятиях дети отправляются в прошлое на «машине времени» (создать картины и звуки прошлого помогают мне ТСО).
Знакомя детей со сказками, я использую демонстрацию диафильмов (иногда нахожу готовые диафильмы, а иногда сама подбираю картинки к тесту и составляю диафильмы). Можно было бы просто прочитать произведение, показать несколько иллюстраций из книги, провести беседу и все.… Но я стараюсь творчески подходить к ознакомлению художественной литературой. На моих занятиях дети не должны скучать, им должно быть интересно. Детям очень нравится такая форма ознакомления с художественной литературой. Часто мы с детьми драматизируем сказки, это помогает детям раскрыть свои творческие способности.
Есть такие занятия, которые мы проводим в нашем сельском храме. Там мы знакомим детей с батюшкой, внутренним убранством храма, с православными праздниками. Уже более восьми лет мы сотрудничаем с батюшкой и проводим совместные мероприятия и занятия (встречи со священником, экскурсии, православные праздники и многое другое).
Подходя творчески к своей работе каждый учебный год, я выбираю себе тему творческого плана и работаю над ней весь год. В прошлом учебном году я взяла тему для своего творческого плана «Духовно-нравственное пробуждение дошкольников с помощью чтения детской художественной литературы». Работая над этой темой, я сделала подборку художественной литературы духовно-нравственной направленности по всем возрастным группам. Разработала цели и задачи знакомства с каждым литературным произведением.
В этом учебном году я взяла для себя тему творческого план «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры». Игры - своеобразная школа для ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; содержится обильная пища для работы ума и воображения; воспитываются умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх заключается залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Познакомив детей с народной тряпичной куклой, у меня возникла идея создания кружка «Ручноемастество».
Этот кружок рассчитан на детей старшей группы. Занятия кружка проходят один раз в неделю в течение всего учебного года.
Цели и задачи занятий:
1. Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок.
2. Формировать у детей творческие способности в создании
кукол.
3. Совершенствовать мелкую моторику.
4. Обогащать речь детей с помощью пословиц, поговорок и сказок.
5. Дать возможность ребенку ощутить удовольствие от результата
своего труда.
За один учебный год мы сделали шесть поделок (девочка, мальчик, ребёночек, люлька, ангел, зайчик).
На первом занятии я познакомила детей с видами и свойствами тканей, рассказала детям из чего, изготавливают ткани, и показала кукол, которых мы будем делать.
Это очень заинтересовало детей, и на следующее занятие дети принесли коробочки (мы их называли «домиками для кукол»), кусочки ткани и нитки.
И мы приступили к работе над первой куклой. Она далась нам тяжелее всего, потому что это была первая кукла, которую дети делали своими руками. Некоторые дети бросали делать кукол, когда что-то не получалось. Приходилось помогать им, где-то делать за них, чтобы не потерять интерес к занятию. Но когда мы закончили делать первую куклу, дети были в восторге оттого, что у них получилось. И уже делая вторую и последующих кукол энтузиазма и стремления делать, самостоятельно было уже гораздо больше. И уже, когда мы делали следующих кукол, дети которые делали быстрее, помогали отстающим.
Делая последнюю куклу, детей, которым нужна была помощь, осталось совсем немного, в основном это были дети, которые редко посещали занятия. Некоторые дети расстроились, что у них из-за пропусков не полная коллекция кукол. Эти дети доделывали своих кукол на индивидуальных занятиях во время летних каникул.
Закончили мы работу кружка сказками, которые дети придумали дома с родителями. Лучшие сказки приняли участие в областном конкурсе авторской сказки и были отмечены грамотами РОНО.
Когда меня спрашивают, что я делаю с детьми на своих занятиях? Я отвечаю: «Учу добру и помогаю творить…» Нет ничего дороже того, что дети мне доверяют и с радостью встречают меня снова и снова, они помогают мне творить.
Результатом работы всего нашего педагогического коллектива стала победа в 2012 году в областном конкурсе «Детский сад года» в номинации «Бережем народные традиции». Мы долго шли к этому и, одержав победу в таком престижном конкурсе, мы увидели плоды нашей творческой деятельности, нас заметили.
Что ждет меня дальше, в моей творческой работе? Вдруг я перестану творить? Такие вопросы я задаю себе и сама же на них отвечаю:
- А будет еще больше возможностей творить, т.к. осенью достроится наше новое здание. Там тоже будет «Русская изба», она будет еще больше и будет оснащена еще лучше. Это не мечты, это реальность, которая позволит мне творить с новыми силами. Воспитанников у меня станет еще больше, а это значит еще больше детских доверчивых глаз и добрых открытых сердечек, с которыми без творческого подхода нельзя.
Не знаю почему, но мне хочется, чтобы в этом непростом и суровом мире было, как можно больше творчески одарённых личностей и как можно меньше неспособных в полной мере раскрыть свой потенциал, несчастных и озлобленных на всё неудачников. Ведь творчество ведет к рождению новых идей и нетрадиционных взглядов на вещи и события. Оно настраивает человека на устремленность в те дали, где царит все новое, еще не познанное и не освоенное...