7


  • Учителю
  • Контрольная работа Философские взгляды Достоевского в романе Бедные люди

Контрольная работа Философские взгляды Достоевского в романе Бедные люди

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Введение

Значительную роль в распространении гуманистических идей в России в XIX в. и в последующее время сыграли русские писатели и поэты. К числу наиболее крупных писателей этого времени относят Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Л. Н. Толстого. Крупнейшими поэтами выступают А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов. Они благодаря своему творчеству стали подлинными властителями дум молодежи своего времени.

Особое влияние на умонастроения второй половины XIX в. в России имело творчество Ф. М. Достоевского.

Федор Михайлович Достоевский (1821 - 1881) известен как великий русский философствующий писатель. Его идеи позволяют некоторым исследователям видеть в нем одного из предтеч современного экзистенциализма. Его романы и повести "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Записки мертвого дома", "Братья Карамазовы", "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели" стали средством пропаганды гуманистической морали. Большое значение имеет для характеристики мировоззрения Достоевского "Дневник писателя".

В романе "Преступление и наказание" наряду с пропагандой гуманизма он выступил с критикой юношеского эгоцентризма. В романе показана развращающая человека сила бедности. В повести "Дядюшкин сон" и романе "Подросток" писатель обличает бездушие людей, проявляемое ими в погоне за деньгами. Беззащитность доброты и кротости, а также несовместимость талантливого человека с жестоким безжалостным миром обывательства показана в повести "Неточка Незванова". Достоевский выступил суровым обличителем приспособленчества и демагогии в повести "Село Степанчиково и его обитатели". Мирок, в котором живут обитатели помещичьей усадьбы, проникнут духом доносительства, беззастенчивой демагогии, лени и беспринципного и наглого приспособленчества. В романе "Униженные и оскорбленные" показана беспросветная жизнь петербургской бедноты, живущей в унизительном бесправии и в вечном стремлении избежать гибели от голода. С беспощадной правдивостью Достоевский обнажает уродливость души человека в искаженном несправедливостью мире чиновничества в повести "Записки из подполья". Против хищнического стяжательства и погони за богатством любой ценой писатель выступает в романе "Идиот". Будучи смелым и принципиальным художником Достоевский не побоялся раскрыть сущность революционеров, борющихся за установление социализма в России. В романе "Бесы" показана жестокость, бесчеловечность и цинизм революционеров, презирающих тех, кого они собираются осчастливить.

В романе "Игрок" писатель раскрывает трагедию людей, живущих иллюзией на выигрыш в азартной игре на рулетке.

Проблемы человеческой свободы, выбора поступков были ключевыми в творчестве Достоевского. Эта проблема затрагивается в разных его произведениях. Яркое выражение его отношения к проблеме человеческой свободы нашло в романе "Братья Карамазовы". В этом романе писатель-философ, раскрывая устами одного из персонажей поэму о великом инквизиторе, высказывает идею, которая станет весьма привлекательной для представителей французского экзистенциализма Ж.-П. Сартра и А. Камю. Сформулирована она следующим образом: "… ничего и никогда не было для человеческого искусства и человеческого общества невыносимее свободы". Поэтому в виде слабости человеческого существа "нет заботы беспрерывнее и поучительнее для человека, как оставаясь свободным, сыскать поскорее того, пред кем поклониться".

В "Дневнике писателя" он предстает настоящим русским патриотом, беззаветно любящим свою родину.

Его произведения учат человечности. Он отрицал правомерность борьбы со злом с помощью зла. Писатель считал аморальным общественное устройство, основывающееся на насилии и гибели людей. По его мнению, разум, не освещенный любовью к человечеству, - темный, бессовестный разум, опасен и убивает жизнь. Он полагал, что вера в Бога и исходящее он него добро - основа нравственности. По Достоевскому, человек заслуживает счастье страданием.

Особенность философских взглядов писателя в том, что в них обнаруживается осознание текучести, переменчивости жизни. Он тонко чувствует возможную альтернативность человеческих поступков. Человек у Достоевского подавлен обстоятельствами жизни. Мир, изображаемый писателем, трагичен и враждебен человеку, а человек в нем одинок перед лицом испытаний. Человека, по Достоевскому, спасает только вера в Бога.

Достоевский - глубокомыслящий писатель. Когда читатель проникает в его мысли, его озаряет свет доброты великого сострадания к людям, а затем очистительного уважения к ним. Мрак у писателя находится на поверхности, а в бездонной глубине его мыслей - кристальная чистота.

  1. Жизнеописание

Жить - значит сделать художественное произведение из себя.

Ф.М. Достоевский



Читая то или иное произведение, восхищаясь талантом его автора, я всегда крайне интересовалась тем, как автор создает свое произведение, какие мысли и чувства у него возникают при этом, при помощи каких методов, приемов и средств он их передает, что побудило его написать именно так, а не иначе, какие жизненные события отразились в творениях писателя, насколько схожи и различны образы главных героев с самим автором. В истоках любого произведения литературы лежат разговоры автора с самим собой, его реакция на события собственной жизни. Конечно, литературное произведение есть не что иное как художественное творение писателя, плод его фантазии, виртуальный мир, и будет неправильным проводить четкую параллель между вымышленным и реальным, между творением и творцом. Но порой нельзя не уловить очевидного сходства психологического портрета автора и литературного героя, сходство пейзажа и бытовых реалий окружающих их, описываемых в произведении ситуаций, взаимоотношений, конфликтов.

Очень часто нам, читателям, очень хотелось бы встретиться и поговорить с самим гением. Но между читателем и писателем существуют такого рода отношения, что им вовсе не нужно встречаться и общаться друг с другом, достаточно того, что они общаются через произведение писателя, на духовном уровне. Каждое литературное творение может раскрыть характер, мировоззрение и личность своего творца.

Вообще автобиографизм - это трансформация автором "жизненного материала" в направлении своей экзистенциальной сферы, своего эмоционального комплекса и видения человека. Автобиографизм, о чем свидетельствует история его развития в отечественной и мировой литературе, был одной из форм исторической памяти цивилизаций, основной духовной связи поколений, показателем уровня развития самосознания. Многие произведения художественной литературы пронизаны автобиографизмом, а личность автора (внутренний мир и другие особенности) является часто прототипом главного героя. Автобиографизм как прием свойственен каждому произведению литературы, но в разной степени. Одни авторы очень многое берут в свое произведение из реальной жизни, другие - только мелкие детали собственного быта. Одни, говоря о себе, загораются, другие цепенеют и гаснут. Впрямую же о себе все равно никто не рассказывает.

Федор Михайлович Достоевский прожил нелегкую жизнь, в которой ни одно страдание не обошло его стороной. Он испытал все, что только можно испытать в жизни - бедность, одиночество, тяжелую болезнь, падения и взлеты, губительные страсти, смерть самых дорогих ему людей, предательство друзей, был приговорен к расстрелу и чудом его избежал, отбывал каторгу. Писатель, хоть и прожил неповторимую фантастическую жизнь любви и страстей, полную неожиданностями и мучительными противоречиями, но все же был малоизвестен как человек и личность. Это потому что Достоевский был сдержан и немногословен. К этому следует добавить, что Достоевский, будучи, как никто другой, писателем глубоко субъективным, превратил свои романы в монолог-исповедь. Жизнь и творчество великого романиста неразделимы. Достоевский "жил в литературе", и она была его жизненным делом и трагической судьбой. Во всех произведениях он решал загадку личности, говорил только о том, что им лично было пережито.

Федор Михайлович Достоевский родился в семье врача. 30 октября 1821 года он появился на свет в правом флигеле, отведенном под казенные квартиры, московской Мариинской больницы для бедных. Тема бедных, униженных и оскорбленных пройдет через все творчество писателя. Через два года после рождения Федора Михайловича его семья переселилась в левый флигель Мариинской больницы, где писатель провел все свое детство. Это место Москвы, куда переселилась семья знаменитого писателя, считалось одним из самых печальных участков старой Москвы. На этой глухой окраине находился морг, куда свозили со всего города неопознанные трупы, он именовался «Божьим Домом». Тут же находилось кладбище для всех «странных, убогих и умерших насильственной смертью», а также находился приют для подкидышей и дом умалишенных. Именно здесь будущий писатель рано присмотрелся к низам большого города. Этот серенький люд привлек его сочувственное внимание и вошел в его творчество одним из главных объектов изображения. Отец Федора Михаил был неуживчивым и ожесточенным жизненной борьбой, чрезвычайно раздражительным, крайне вспыльчивым и заносчивым. Он был очень требовательным к окружающим, часто впадал в гнев, отличался крайней скупостью и страдал тяжелой формой алкоголизма. Характер отца и невыносимая домашняя атмосфера крайне омрачили детство и юность Достоевского. С возраста 4 лет маленький Федя уже ощущал этот деспотический гнев главы семейства. Рассказывая о своем детстве одному из петербургских друзей, он сообщал ему многое о тяжелой и безотрадной обстановке своего детства, но при этом он ничего не любил говорить о своем отце и просил не спрашивать. О себе вспоминает автор «Подростка» в одном отрывке из рукописи этого романа:

«Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих, отцов и среды своей, а главное - уже в детстве начинающие понимать беспорядочность и случайность основ всей их жизни, отсутствие установившихся форм и родового предания".

Мать писателя была умной, энергичной, мягкой, доброй и нежной женщиной, матерью и женой. Она была не чужда поэзии, любила музыку, была религиозной женщиной, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «104 священные истории Ветхого и Нового завета». С 1832 г. семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом.

В 1832 г. Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 г. обучались в пансионах. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию. Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мать писателя, и вскоре отец отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше писатель не встретился с отцом, скончавшимся в 1839. С января 1838 г. Достоевский учился в Главном инженерном училище. Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. В училище оформились первые литературные замыслы. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 г. Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству. В 1844 писатель задумал роман «Бедные люди», принесший ему первую большую литературную славу. В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых. Весной 1847 Достоевский начал посещать «пятницы» М.В. Петрашевского. В 1848 г. Достоевский вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н.А. Спешневым. Утром 23 апреля 1849 года в числе других петрашевцев Достоевский был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. После 8 месяцев в крепости писатель был признан виновным "в умысле на ниспровержение ... государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте 4 годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, среди уголовников. С января 1854 г. Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 г. был произведен в унтер-офицеры, в год спустя в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. В 1859 г. Достоевский вышел в отставку "по болезни" и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы "Время", затем "Эпоха", писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. На страницах журнала "Время", стремясь укрепить свою репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные". Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен социальный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический анализ.

Автобиографизм в творчестве нельзя полностью проследить без психологического портрета писателя. В детстве Федор Михайлович был живым, очень впечатлительным и увлекающимся ребенком, проявляющим интерес к окружающему его миру людей, умеющий заражать своими идеями и имеющий значительное влияние на окружающих. Его психика отличалась большой подвижностью и восприимчивостью. С возрастом взрывчатость и импульсивность, характерные для Достоевского в детстве, постепенно уходят во внутренний план, проявляясь в ситуациях особо значимых, а на поверхности остается сдержанность и задумчивость, под влиянием жизненных обстоятельств, перерастающая в скрытость и замкнутость. Несмотря на все эти особенности характера, он испытывает постоянную потребность в общении. Для Ф.М. Достоевского характерны: амбивалентность чувств, переживаний и стремлений, повышенная чувствительность к неудачам, тщеславие, честолюбие, но в тоже время наивность, доверчивость, непрактичность, глубочайшее сострадание к людям и склонность к мучению как себя, так и других людей, реалистичность в восприятии окружающего мира и страстное увлечение игрой, самобичевание и постоянное недовольство окружающими, подозрительность, щепетильность. Жизненные неудачи делают его желчным, злым и несдержанным, особенно к собратьям по перу. Эти качества в совокупности с самоуверенностью и огромным талантом позволили писателю оставаться в кругу самых известных литераторов даже после десятилетнего молчания. Как наследственную черту можно выделить в его характере вспыльчивость и ревнивость. Для писателя свойственна мнительность в отношении собственного здоровья, а также в отношении к людям его окружающим. Она в свою очередь усугубляется тяжелыми условиями жизни и состоянием здоровья Достоевского. Но благодаря своему таланту, ставшему источником большой сопротивляемости гениального художника и мыслителя, он до конца жизни сохраняет «ядро личности», творческие способности, осознание своей болезни и критическое отношение к себе. Основным увлечением в жизни писателя было изучение человека во всех аспектах его жизнедеятельности и его душевных исканиях. Мышлению Достоевского присущ тонкий и глубокий анализ, склонность к рефлексии. Творческий процесс имел у Достоевского характерную особенность: он долгое время вынашивал свои замыслы, прорабатывал их внутри себя, а только затем воплощал на бумаге. Этот процесс был не только интеллектуальным, но и глубоко эмоциональным. Для писателя характерна работа в постоянном «накале» и напряжении. Достоевский был глубоко чувствующий, эмоциональный человек. Ему была присуща сострадательность к ближнему, особенно к детям, готовность помогать всем нуждающимся несмотря на свое постоянно стесненное положение. Поиск веры сопровождает писателя на протяжении всей его жизни. Человек, страдание и вера были главным выбором Ф.М. Достоевского. Пересечение этих трех векторов помогло ему найти смысл человеческого существования. Вера в Бога и отрешение от собственного «Я» позволяет достичь истинной глубины и оставаться человеком. Пройдя через страдания, очистившись ими, человек может преодолеть присущий ему эгоизм, возвыситься до высших границ своего существования, понять и принять мир. Именно эта глубина была присуща самому писателю и нашла отражение в его творчестве.



  1. Философские взгляды Ф.М. Достоевского в романе «Бедные люди»фил

Достоевский - величайший русский писатель-реалист, писатель-философ, психолог, сострадающий бедным и угнетенным, обличитель социального зла. Все романы Достоевского имеют философский характер, в них преобладает философская линия. Это означает, что произведения написаны в форме рассуждений героев на философские темы, а сами герои одержимы определенными идеями, причем герои настолько срастаются со своими идеями, что идеи становятся их «второй натурой». Любой роман у Достоевского написан для того, чтобы утвердить самую главную идею, ради которой и затеян этот спор героев, чтобы отразить «пережитое сердцем сильное впечатление».1

«Бедные люди» - первый роман Ф.М.Достоевского. После выхода романа в свет в 1846 году в «Петербургском вестнике» все заговорили о Достоевском, как о крупнейшем писателе натуральной школы. Белинский назвал этот роман «первой попыткой у нас социального романа».

Роман представляет собой переписку между Макаром Девушкиным и Варварой Добросёловой. Достоевский не зря выбрал форму эпистолярного романа - она в большой степени соответствовала его идейному замыслу. Желая обрисовать в нем социальную судьбу «бедных людей», окружающую их обстановку и среду, писатель смог с помощью этого жанра наиболее наглядно и полно раскрыть внутренний мир героев, передать тонкие нюансы их психологии, отношение героев к окружающему миру.

Основной идеей романа Достоевского стала «бытие для всех и бытие для себя», то есть человек должен жить не только для себя, он должен любить всех близких людей, помогать им, сочувствовать. Эту основную идею романа писатель доказывает каждой строчкой своего произведения.

Он с сочувствием пишет о старике Покровском, тайком приходящем к своему горячо любимому сыну, о маленьком мальчике с «запиской». Гуманизм (а сочувствие и сострадание - это и есть гуманизм) Макара Девушкина стал определяющей чертой его характера, эта основная тема пронизывает письма Макара. Макар - это человек, который умеет чувствовать, сопереживать, мыслить и рассуждать.

Он жаждет помочь беззащитной Вареньке, избавить ее от нищеты, уберечь от скверных посягательств на ее честь и страдает от невозможности помочь любимому человеку. Он мучается тем, что не в силах помочь бедняку - соседу-чиновнику Горшкову, не в состоянии дать денег нищему ребенку на улице, и поэтому в душе, в запальчивости обвиняет его мать, которая послала ребенка просить милостыню. Писатель заставляет нас задуматься о том, что каждый человек имеет право на любовь и сострадание - право на счастье.

Н. А. Добролюбов в статье «Забитые люди» признал основной, сквозной мыслью произведения Достоевского «боль о человеке», защиту достоинства и прав человеческой личности, что любой человек, из каких - бы социальных слоев не происходил, достоин уважения, достоит жизни и счастья. Гуляя по гороховой улице, видя разряженных дам и их кавалеров, Девушкин задается вопросом: «Отчего это так всё случается, что вот хороший-то человек в запустенье находится, а к другому кому счастие само напрашивается»?, хотя оно и незаслуженное, по словам того же Макара. Отчего им, богатым все можно: и косо посмотреть, и насмехаться? А Варенька сирота, бедная, оттого и беззащитна.

Но если человек родился и суждено ему жить, то жить надо с достоинством. Девушкин в своем письме описывает нищего шарманщика, встреченного им на улице Петербурга: «Он милостыни просить не хочет; зато он для удовольствия людского трудится, как заведенная машина, - вот, дескать, чем могу, принесу удовольствие».2 Макар считает его благородным нищим, шарманщик трудится, доставляет людям удовольствие музыкой.

Созданные автором образы «маленьких людей», проникнуты духом протеста против социальной несправедливости, когда одни имеют все, а другие обречены прозябать в нищете, есть сухой хлеб и принимать унижения от сильных мира сего, против унижения человека и верой в его высокое призвание. Как ни старается Макар Девушкин оправдать существующий строй, когда он пишет в своем письме, что «всякое состояние определено всевышним на долю человеческую. Тому определено быть в генеральских эполетах…а такому-то безропотно и в страхе повиноваться»3, тем не менее, он, сам того не желая, развивает тему социальных противоречий, осуждая богатых и сочувствуя бедным труженикам.

У героя есть развитое чувство своей личности, лишь болезненно обостренное не бедностью самой по себе, а «до уничижения» доводящей человека нищетой и порожденной этим уничижением мнительностью. Он сознает свое право на личность «...и я не хуже других ... что сердцем и мыслями я человек» - вот пафос и сущность маленького человека в понимании и изображении этого типа Достоевским.

Макар смело рисует картины живущих в одном доме: мастерового «в дымном углу, в конуре сырой какой-нибудь, с пищащими детьми и голодной женой» и «богатейшее лицо» в «позлащенных палатах», и тем и другим жить надо. «И это бы всё ничего», - рассуждает герой романа, но ведь необходимо, чтобы около богатого человека был бы кто-то, кто сказал бы ему: есть люди, которым плохо и им надо помочь, жить не только для себя, думать не о себе одном, но и о других людях, находящихся и живущих рядом с той.

Макар Девушкин беден, но он видит рядом с собой несчастную девушку, он способен любить и сострадать и не в состоянии пройти мимо человеческого несчастья. Испытывая к Вареньке отцовские чувства, он пытается всячески ей помочь, защитить. Не раздумывая, идет Девушкин к Варенькиному обидчику, часто посылает ей маленькие подарки, то горшочек розмарин, то конфеты, хотя сам живет впроголодь. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку» - вот идеал, сложившийся в душе автора.

Сам Достоевский вносит в понятие «бедные люди» принципиально новый смысл, делает ударение не на слове «бедные», а на слове «люди». Читая роман, мы не просто проникаемся состраданием к героям, но и видим их равными себе. Быть человеком «не хуже других» - как в собственных глазах, так и в глазах окружающих - этого больше всего желают и сам Девушкин, Варенька Доброселова и другие близкие к ним персонажи романа. По мнению Ф. М. Достоевского, все люди перед Богом равны, нет «маленьких» и «великих», каждый человек - высшая ценность.

Значение «Бедных людей» очень велико для нашей русской литературы. До Достоевского русские читатели уже имели представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников. Достоевский дал новую концепцию личности: он изобразил не только характеры своих героев, показал не только их психологию, он раскрыл их самосознание, показал, что и обиженный, оскорбленный Маленький человек также имеет право жить, имеет право на свои амбиции и на простое человеческое счастье.

Анализ произведения

Достоевский "Бедные люди" - сочинение "Сочинение по роману Достоевского «Бедные люди»"

Редко кто из русских писателей так блестяще начинал свою литературную деятельность, как Достоевский. Первый его роман «Бедные люди» (1846), восторженно встреченный Некрасовым и Белинским, сразу же выдвинул его в число наиболее видных представителей «натуральной школы». Вместе с тем роман отражал и некоторые существенные изменения, которые происходили в художественной системе этого литературного течения. На смену преимущественно социологическому восприятию действительности приходит стремление сочетать социальный анализ жизни с углубленным психологизмом в изображении человека.



Возникает интерес к неповторимой человеческой индивидуальности, проблема «человек и среда» лишается жесткой детерминированности, герой уже не воспринимается лишь как пассивная жертва обстоятельств. В этом плане «Бедные люди» оказываются в одном ряду с такими романами, как «Обыкновенная история» Гончарова и «Кто виноват?» Герцена.



В первом романе Достоевского содержалась новая концепция темы «маленького человека». Молодой писатель продолжает традиции своего гениального предшественника (повесть Гоголя «Шинель»), но одновременно и полемизирует с ним, подчеркивая не только близость своего героя Макара Девушкина с Башмачкиным, но и черты различия в их характерах и психологии. Башмачкин у Гоголя унижен до такой степени, что он лишается даже элементарных человеческих чувств; все духовное в нем придавлено и растоптано. Девушкин же поднят на более высокий уровень, он уже ощущает свое человеческое достоинство. Достоевский подчеркивает это обстоятельство оригинальным художественным приемом: он заставляет своего героя читать повесть Гоголя «Шинель».



Реакция Башмачкина, на первый взгляд, неожиданна, но в ней есть своя логика: он возмущен, обижен до глубины души. Оказывается, в нем, беспредельно униженном, духовно ограбленном человеке, сохранились все же гордость, уязвленное самолюбие, не допускающее вмешательства в его жизнь, его внутренний мир, который он не желает выставлять на всеобщее обозрение. В отличие от Акакия Акакиевича Макар Девушкин обладает ярко выраженным личностным началом, у него проявляются элементы самосознания, которых гоголевский герой был начисто лишен.



Ранее Макар Алексеевич даже не предполагал, что обладает большим духовным богатством. Любовь к Вареньке Доброселовой помогла ему осознать, что он, оказывается, может быть кому-то нужным и полезным. Происходит чрезвычайно важный процесс «распрямления» человеческой личности. Любовь открыла Девушкину глаза на самого себя, позволила ему осознать себя человеком. Он пишет Вареньке:



* «Я знаю, чем я вам, голубчик вы мой, обязан! Узнав вас, я стал, во-первых, и самого себя лучше знать, и вас стал любить; а до вас, ангельчик мой, я был одинок и как будто спал, а не жил на свете. …а как вы мне явились, то вы всю мою жизнь осветили темную, так что и сердце и душа моя осветились, и я обрел душевный покой и узнал, что и я не хуже других; что только так, не блещу ничем, лоску нет, тону нет, но все-таки я человек,что сердцем и мыслями я человек».

Слова эти звучали как исповедание веры, как формула, объясняющая и раскрывающая основной гуманистический пафос и «натуральной школы», и всего творчества Достоевского. По существу, здесь его герой подходит к отрицанию несправедливости социального устройства общества, считающего его лишь тряпкой, «ветошкой», а не человеком. Так начинается целая эпоха в русской литературе XIX в., связанная с обостренным вниманием к внутреннему миру человека, что закономерно привело к усилению социально-психологического анализа, к резкому обличению устоев самодержавно-крепостнической системы, обрекавшей «маленьких людей» на роль униженных и оскорбленных.



Подчеркнутый интерес к духовной жизни «маленького человека» выражен в форме романа в письмах, чрезвычайно популярного некогда в европейской литературе, но к 40-м годам XIX в. воспринимаемого уже как нечто устаревшее.



Достоевскому же эта форма была необходима, ибо она в наибольшей степени соответствовала его идейному замыслу. В данном случае автор полностью устраняется от повествования, которое передано героям - Макару Девушкину и Вареньке Доброселовой. Это помогает писателю наиболее наглядно и полно раскрыть их внутренний мир. Особенно удачным получился у Достоевского образ Девушкина - робкого и самолюбивого, простодушного и в то же время обнаруживающего претензию на некую сентиментальную «литературность» в стиле своих трогательных писем.



Отходя от сатирической манеры Гоголя, Достоевский усиливает патетические и трагические тона в изображении своих персонажей, обладающих резко выраженной индивидуальностью, внутренне неуравновешенных, бьющихся в поисках выхода из тех конфликтных ситуаций, которые предопределяются «неблагообразием» окружающей действительности. Белинский восторженно встретил «Бедных людей» и назвал их первым в России опытом социального романа.

Заключение

Достоевский принадлежит к числу тех писателей, биография которых тесно связана с творчеством, к тем писателям, которые смогли раскрыть себя в своих художественных произведениях. Вот почему ему удавалось так глубоко проникать в загадку человека. Разгадывая ее, Достоевский разгадывает тайну собственной личности, и наоборот, свою судьбу он проецирует на судьбу своих героев. И как по романам Достоевского можно изучать их создателя, так и свою жизнь, собственный опыт он вкладывает с свои романы.

Нравственная самооценка, которая всегда была неотъемлемым качеством самого Достоевского и его героев, является тем прочным фундаментом, на котором стоит духовный облик писателя, и особенность его гения как раз заключается в том, что, сопрягая свое творчество с собственной судьбой и свою судьбу с собственным творчеством, он относил их к судьбам России и мира.

Список произведений написанных Ф.М. Достоевским

Основные произведения:

Романы:

«Бедные люди» (1846)

«Униженные и оскорбленные» (1861)

«Игрок» (1866)

«Преступление и наказание» (1866)

«Идиот» (1868)

«Бесы» (1871-72)

«Подросток» (1875)

«Братья Карамазовы» (1879-80)

Повести:

«Двойник» (1846)

«Хозяйка» (1847)

«Слабое сердце» (1848)

«Белые ночи» (1848)

«Неточка Незванова» (1849, незаконч.)

«Дядюшкин сон» (1859)

«Село Стенанчиково и его обитатели» (1859)

«Записки из подполья» (1864)

Рассказы:

«Господин Прохарчин» (1846)

«Ползунков» (1848)

«Честный вор» (1848)

«Маленький герой» (1849, опубл. 1857)

«Скверный анекдот» (1862)

«Вечный муж» (1870)

«Бобок» (1873)

«Мальчик у Христа на елке» (1876)

«Кроткая» (1876)

«Сон смешного человека» (1877)

Очерки:

книга «Записки из Мертвого дома» (1860-62, полностью - 1862)

«Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863)

Публицистика и литературная критика, в т.ч. статья

«Книжность и грамотность» (ст. 1-2, 1861)

«Дневник писателя» (1873-81, с 1876 отд. выпусками, в 1876-77 ежемесячно; включал, в частности, статьи «Старые люди», 1873; «Несколько слов о Жорж-Занде», 1876; циклы статей об «Анне Карениной» Л. Н. Толстого и о Н. А. Некрасове, оба-1877)

Речь о Пушкине (1880)

Краткая литературная энциклопедия: В 8т. - М.: Советская энциклопедия, 1962. Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. - М.: БРЭ, 1989

Список литературы:

  1. Достоевский Ф.М. «Бедные люди»

  2. Достоевский Ф.М. Письма, т. I, с.76 - 95

  3. Кулешов В.И. «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»: Очерк/ М.; Дет. лит., 1979г. - 206с.

  4. Нечаева В.С. «Ранний Достоевский 1821-1849»: / М., Изд. «Наука», 1979г. - 287с.

  5. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. Л.,1964, с. 62-63









1

2

3</</font>



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал