7


  • Учителю
  • Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Информатика в играх' 3 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности 'Информатика в играх' 3 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Куропатинская средняя общеобразовательная школа

"Рассмотрено" на МО

Протокол

№ _____ от _____________


Руководитель МО _______

Пиевец О.В.

"Согласовано" с заместителем по УВР

____________

Зам. директора по УВР___________

Громова Н.А.

"Утверждено" на педагогическом совете

№ ____ от _____________

"Утверждено"

приказом директора

Приказ № ___ от _________


Директор школы _______

Савосько М.П.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности "Умелые ручки"

ДЛЯ 3 КЛАССА

2015 - 2016 УЧЕБНОГО ГОДА

Составитель рабочей программы - Савосько Людмила Владимировна

I. Пояснительная записка

а) Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Информатика в играх и задачах» разработана в соответствии с

п. 3.6 ст.28 ФЗ-273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации",

Уставом образовательного учреждения,

Приказом Минобрнауки Амурской области №1439 от 15.09.2010 г.;

Основной образовательной программой школы уровня начального общего образования;

Программы А.В. Горячева курса «Информатика в играх и задачах» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений.


б) Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Данная программа выбрана для разработки рабочей программы, так как соответствует возрастным особенностям обучающихся класса.

в) Цели изучения курса:

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  • применение формальной логики при решении задач - построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций "если ... то", "и", "или", "не" и их комбинаций ("если ... и ..., то...");

  • алгоритмический подход к решению задач - умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

  • системный подход - рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

  • объектно-ориентированный подход - постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу "из чего состоит и что делает (можно с ним делать)".

2) Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией ("начинают и выигрывают") и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний.

3) Создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач - "как решать задачу, которую раньше не решали" (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).


г) Место курса в учебном плане:

Согласно учебному плану МОУ Куропатинской СОШ на 2015-2016 учебный год на изучение курса ( внеурочной деятельности) «Информатика в играх и задачах» в 3 классе отводится 34 ч из расчета 1 ч в неделю .

д) Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы:

Главная цель курса - дать ученикам инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества. Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

е) Формы организации образовательного процесса:

  • индивидуальная

  • коллективная

  • работа в малых группах

ж) Технологии обучения:

  • Технология продуктивного чтения.

  • Технология критического мышления.

  • Технология проектной деятельности.

  • Проблемно - диалогическая технология.

  • Здоровьесберегающие технологии.

з) Виды и формы контроля:

тематический, итоговый, текущий, тестирование, анкетирование, цветопись, беседа.

II. Содержание курса

Алгоритмы (8ч.)

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Планируемые результаты:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);


Группы (классы) объектов (8ч.)

Общие названия и отдельные объекты. Разные объекты с общим названием. Разные общие названия одного отдельного объекта. Состав и действия объектов с одним общим названием. Отличительные признаки. Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе. Имена объектов.


Планируемые результаты:

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;


Логические рассуждения (10ч.)

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие». Отношения между множествами (объединение, пересечение, вложенность). Графы и их табличное описание. Пути в графах. Деревья.


Планируемые результаты:

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятие;

Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.)

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией. Решение задач по аналогии. Решение задач на закономерности. Аналогичные закономерности.


Планируемые результаты:

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • установление причинно-следственных связей;

  • построение логической цепи рассуждений.



III. Учебно-тематический план


Название темы

Количество часов

Практические работы

1

Алгоритмы.


8


6


2

Группы (классы) объектов.


8


6

3

Логические рассуждения.


10


8

4

Применение моделей (схем) для решения задач.


8


6


ИТОГО:

34

26



IV. Литература

  1. А. В. Горячев и др. Информатика в играх и задачах. Учебник-тетрадь. 3 кл. В 2 частях. М.: «Баласс», 2010-2012 г.

  2. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: «Баласс», 2005, 240с.

  3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. URL: http://school-collection.edu.ru/


Планируемые результаты изучения курса «Информатика в играх и задачах»:

Результатами изучения курса в 3-м классе являются формирование следующих умений:

  • находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов);

  • называть общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса;

  • понимать построчную запись алгоритмов и запись с помощью блок-схем;

  • выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии;

  • изображать графы;

  • выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию;

  • находить на рисунке область пересечения двух множеств и называть элементы из этой области.

V. Календарно-тематическое планирование


№/п

Дата

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Практическая часть

Вид контроля


План

Факт

Алгоритмы (8ч.)

1

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

Выполнение заданий в паре

текущий


2

Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись

Определять этапы (шаги) действия. Определять правильный порядок выполнения шагов.

Выполнение задания в группе

текущий


3

Выполнение алгоритма.

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Выполнение заданий в паре

текущий


4

Составление алгоритма

Выполнять простые алгоритмы и составлять свои по аналогии.

Выполнение задания в группе

текущий


5

Поиск ошибок в алгоритме

Находить и исправлять ошибки в алгоритмах

Работа в паре

текущий


6

7

8

Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы

Выполнять, составлять и записывать в виде схем алгоритмы с ветвлениями и циклами. Формулировать условия ветвления и условия выхода из цикла.

Выполнение заданий в паре

тематический


Группы (классы) объектов (8ч.)

9

Общие названия и отдельные объекты.

Описывать предмет (существо, явление), называя его составные части и действия.

Выполнение задания в паре

текущий


10

Разные объекты с общим названием.

Находить общее в составных частях и действиях у всех предметов из одного класса (группы однородных предметов).

Выполнение задания в группе

текущий


11

Разные общие названия одного отдельного объекта

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Выполнение задания в паре

текущий


12

Состав и действия объектов с одним общим названием.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Выполнение задания в группе

текущий


13

Отличительные признаки.

Определять общие признаки предметов из одного класса (группы однородных предметов) и значения признаков у разных предметов из этого класса, записывать значения этих признаков в виде таблицы.

Выполнение задания в паре

текущий


14

Значения отличительных признаков (атрибутов) у разных объектов в группе.

Описывать особенные свойства предметов из подгруппы.

Выполнение задания в паре

текущий


15

16

Имена объектов

Именовать группы однородных предметов и отдельные предметы из таких групп.

Выполнение задания в группе

тематический


Логические рассуждения (10ч.)

17

18

Высказывания со словами «все», «не все», «никакие».

Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания. Строить высказывания, с использованием связок «И», «ИЛИ», «НЕ». Определять истинность составных высказываний.

Подготовка выступлений по темам

текущий


19

20

Отношения между совокупностями (множествами): объединение, пересечение, вложенность.

Определять принадлежность элементов заданной совокупности (множеству) и части совокупности (подмножеству). Определять принадлежность элементов пересечению и объединению совокупностей (множеств).

Выполнение задания в группе, анализ работы группы соперников.

текущий


21

22

Графы и их табличное описание

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Выполнение заданий в паре, защита работ.

текущий


23

24

Пути в графах

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Выполнение задания в группе, анализ работы.

текущий


25

26

Деревья.

Выбирать граф, правильно изображающий предложенную ситуацию; составлять граф по словесному описанию отношений между предметами или существами.

Творческое выполнение работы в малых группах.

тематический


Применение моделей (схем) для решения задач (8ч.)



27

28

Игры. Анализ игры с выигрышной стратегией.

Находить закономерность в ходе игры, формулировать и применять выигрышную стратегию.

Разбор ситуаций, разработка выигрышной стратегии.

текущий


29

Решение задач по аналогии

Находить пары предметов с аналогичным составом, действиями, признаками.

Творческое задание в паре.

текущий


30

31

Решение задач на закономерности

Находить закономерность и восстанавливать пропущенные элементы цепочки или таблицы.

Составление логических цепочек.

тематический


32

33

34

Аналогичные закономерности

Располагать предметы в цепочке или таблице, соблюдая закономерность, аналогичную заданной.

Творческое выполнение заданий, защита работ.

итоговый


ИТОГО: 34 часа





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал