7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по литературе 'Влияние войн на произведения поэтов русской литературы'

Исследовательская работа по литературе 'Влияние войн на произведения поэтов русской литературы'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала











Исследовательская работа

по литературе на тему

"Влияние войн на произведения русских поэтов"










Содержание

  1. Введение--------------------------------------------------------------------- 3 стр.

  2. Основная часть

    1. Отечественная война 1812 г. и произведения о ней--------------5 стр.

    2. Великая Отечественная война в стихах и песнях-----------------9 стр.

    3. Афганская война и стихи о ней--------------------------------------19 стр.

    4. Чеченская война и её отражение в поэзии-------------------------22 стр.

  3. Заключение -----------------------------------------------------------------24 стр.

  4. Список литературы----------------------------------------------------------25 стр.

  5. Приложения ------------------------------------------------------------------26 стр.

Введение.

Пожалуй, на земле никогда не наступит такое время, когда слово «солдат» станет ненужным и незнакомым. Войны на нашей планете не прекращаются с древних времен. А путь войны всегда страшен. Война, с ее трудностями и горестями, со слезами матерей и жен, с потерей друзей и проявлением мужества и героизма, с верностью Долгу и Присяге, заставляет задуматься о человеческой памяти.

Умирают солдаты дважды:

От штыка или пули вражьей

И спустя много лет, в грядущем,

От забывчивости живущих.

Память о военных днях и годах нашла свое отражение в воспоминаниях, рассказах и стихах писателей и поэтов разных веков. Воспоминания, рассказы, стихи о войне - это и есть наша Память.

Отечественная война 1812 года - не только одно из самых драматических, но и вместе с тем самых значительных по последствиям для развития государства моментов русской истории. Она оставила глубокий след в общественной жизни России. События Отечественной войны запечатлены в многочисленных исторических памятниках и произведениях искусства, в том числе и в русской поэзии.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов - великая страница истории России XX века. В исторической памяти народа она сохранилась как символ горя и бедствий, мужества и Победы, доставшейся нашим соотечественникам ценой огромных потерь. Она явилась не только величайшей трагедией советского народа, но и взлетом человеческого духа и патриотизма.

Мы говорим о победе в Великой Отечественной войне, которая отгремела 68 лет назад, вспоминаем те страшные дни, но, к сожалению, забываем о том, что были ещё войны.

В наше время делаются попытки переписать историю войны в Афганистане, не заслуженно затереть подвиг Великого Советского Солдата, Солдата-освободителя, солдата-интернационалиста. Не случайно день вывода Советских войск из Афганистана стал Днем воина - интернационалиста. Каждый год 20 февраля участники тех военных действий собираются вместе, чтобы вспомнить боевых товарищей, не вернувшихся домой, вспомнить о тех ужасных событиях, перевернувших их жизнь навсегда.

В декабре 1994 года, началась Первая чеченская война. Затем - Вторая. Долгое время они не имели статус войны.

Проанализировав эти военные события, я задался вопросом: как сильно они повлияли на творчество русских поэтов и писателей, и повлияли ли вообще. Мне захотелось провести опрос среди моих одногруппников и выяснить, знают ли они поэтов, писавших о тех ужасных событиях.

Им были заданы вопросы:

  1. Каких поэтов, писавших о войне, вы знаете?

  2. Процитируйте стихотворение (песню) о войне.

Результаты опроса показали, что стихи и песни о Великой Отечественной войне и войне 1812 года известны большинству респондентов. Но «современные» стихи и песни для них не так известны.

Целью моей работы стало изучение творчества русских писателей и поэтов, писавших о военных действиях разных веков.

Основная часть

  1. Отечественная война 1812 года.

Всем нам известно стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». В нем рассказ о войне доверен старому солдату. Характерно, что поэт сумел показать народный взгляд на войну. И говорит солдат просторечным языком, с характерными пословицами и поговорками. Даже неправильность речи солдата ("Постой-ка, брат мусью") подчеркивает взгляд на войну. Напряженность битвы передается подбором особой лексики:

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел...

Солдат, ведущий повествование, не один, он только выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общность патриотических целей:

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой...

Поэт постоянно подчеркивает отношение к войне как к серьезному воинскому долгу. Это, пожалуй, основное в стихотворении: общность людей перед лицом врага.

Солдатам не свойственны хитрость и изворотливость: "Уж мы пойдем ломить стеною...". Основная мысль стихотворения выражается в словах: "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя...". В этих словах жалоба на настоящее поколение, зависть к великому прошедшему, полному славы и доблести.

Молодой Лермонтов только мечтал о том, чтобы понести на суд Пушкина свои произведения. Он считал, что стихотворение «Бородино» не стыдно показать великому поэту.

Многие басни Ивана Андреевича Крылова посвящены конкретным историческим ситуациям, в частности войне 1812года. У него есть интересная басня «Обоз». В ней, напечатанной в ноябре 1812г., Крылов пытается защитить полководца Михаила Илларионовича Кутузова от нападок молодых военных, в частности императора Александра I, упрекавших его в непродуманности и нерешительности действий, приведших к сдаче Москвы. В басне задиристый и наглый молодой конь подсмеивается над опытным и неторопливым старым.

Автор использует характерный для басни прием - аллегорию, то есть иносказание. Нетерпеливый царь не мог понять уклонения Кутузова от решительных действий и сдачи Москвы Наполеону. Крылов оправдывает неспешные, но продуманные действия Кутузова, веря его военному опыту и житейской мудрости. Поэтому автор рисует опасную ситуацию, где Обоз с горшками должен был спуститься с крутой горы. Старый добрый конь не спешит, осторожно везет хозяйский груз. Молодая лошадь критикует коня за все его, как ей кажется, ошибки:


Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору, -

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

И, конечно, сама лошадь считает, что она сделает все намного лучше:

И возик свой мы не свезем, а скатим!

Но, не зная законов движения, лошадь жестоко просчиталась: напирающий сверху воз заставил телегу раскатиться и сделал ее неуправляемой. Промчавшись «по камням, рытвинам», конь уронил воз в канаву:

Прощай, хозяйские горшки!


Под образом «Коня доброго» Крылов имел в виду Кутузова - осторожного и опытного полководца. А в образе «Лошади молодой» - императора Александра I, человека нетерпеливого, торопившего полководца к необдуманным, поспешным действиям.

В конце басни звучит авторская мораль - нравоучение, выражающее основной смысл произведения:

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

В последних словах скрыт намек на поражение Александра I в битве при Аустерлице (русской армией там командовал сам царь).
Таким образом, мы видим, что басня раскрывает отношение автора к конкретному историческому событию. Образы главных героев убедительны, они рисуются через их поведение, а также речевую характеристику. Автор использует разговорные просторечные выражения:

«Ай, конь хваленый, то-то диво!»;

«Гляди-тко нас, как мы махнем!»;

«… и с возом - бух в канаву!»

Это еще раз подтверждает то, что И.А. Крылов - поистине народный писатель, чьи басни читатели знают и любят с детства.

Много произведений было посвящено событиям той войны. В следующей таблице сопоставлены исторические события войны с Наполеоном Бонапартом и их отражение в поэзии XIX века.

События Отечественной войны 1812 г

Авторы и название произведения о войне 1812г.

1.Переход Наполеона через Неман, 12 июня

Ф. И. Тютчев «Неман»


2.Смоленское сражение, соединение русских армий, полководцы Барклай-де Толли, Багратион, Кутузов.


А.С. Пушкин «Полководец»

П.А. Вяземский «Поминки по Бородинской битве»

К.Ф. Рылеев ода «Любовь к отчизне»

3.Бородинская битва 26 августа 1812.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

4.Совет в Филях, пожар Москвы

А.С. Пушкин из романа «Евгений Онегин»

Н.М. Шатров «Пожар Москвы»

И.А. Крылов басня «Ворона и лисица»

5.Тарутинский маневр, партизанская война

Ф.Н. Глинка «Партизаны», «Партизан Давыдов»

Д.В. Давыдов «Бурцову»

6.Малоярославское сражение, отступление французов по выжженной смоленской дороге

А.Н. Майков «Сказание о1812 годе»

2.Велика Отечественная война 1941-1945 гг.

Тема Великой Отечественной войны была и остается одной из ведущих в литературе прошлого и настоящего. Чем дальше уходят от нас события этой войны, тем ценнее становятся художественные произведения - свидетельства страниц нашей истории. На великую народную беду сразу откликнулись и поэты. Они почувствовали себя призванными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний. Поэты писали о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах, о женщинах и детях на фронте, о партизанах.

Война вызвала творческий подъем самых разных поэтов: и признанных лириков, и молодых фронтовиков.

Тематика лирики резко изменилась с первых же дней войны. Ответственность за судьбу Родины, горечь поражений, ненависть к врагу, стойкость, верность Отчизне, вера в победу - вот что под пером разных художников отлилось в неповторимые стихотворения, баллады, поэмы, песни.

Лейтмотивом поэзии тех лет стали строки из стихотворения Александра Твардовского «Партизанам Смоленщины»: «Встань, весь мой край поруганный, на врага!» «Священная война», приписываемая обычно Василию Лебедеву-Кумачу, передавала обобщенный образ времени, его суровое и мужественное дыхание:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна, -

Идет война народная,

Священная война!

Одические стихи, выразившие гнев и ненависть советского народа, были присягой верности Отчизне, залогом победы, били по врагу прямой наводкой. 23 июня 1941 года появилось стихотворение А.Суркова «Присягаем победой»:

В нашу дверь постучался прикладом непрошеный гость.

Над Отчизной дыханье грозы пронеслось.

Слушай, Родина! В грозное время войны

Присягают победой твои боевые сыны.

Поэты обращались к героическому прошлому родины, проводили исторические параллели: «Слово о России» Михаила Исаковского, «Русь» Демьяна Бедного, «Дума о России» Дмитрия Кедрина, «Поле русской славы» Сергея Васильева.

Органическая связь с русской классической лирикой и народным творчеством помогала поэтам раскрыть черты национального характера. Всеволод Вишневский отмечал в дневнике военных лет: «Повышается роль национального русского самосознания и гордости». Такие понятия, как Родина, Русь, Россия, Русское сердце, Русская душа, нередко вынесенные в заглавие художественных произведений, обретали невиданную историческую глубину, поэтическую объемность. Так, раскрывая характер героической защитницы города на Неве, ленинградки блокадной поры, Ольга Берггольц пишет:

Ты русская - дыханьем, кровью, думой.

В тебе соединились не вчера

Мужицкое терпенье Аввакума

И царская неистовость Петра.

В ряде стихов передается чувство любви солдата к своей «малой родине», к дому, в котором он родился. К тем «трем березам», где он оставил часть своей души, свою боль и радость («Родина» К.Симонова).

Женщине-матери, простой русской женщине, проводившей на фронт мужа и сыновей, пережившей горечь невосполнимой утраты, вынесшей на своих плечах нечеловеческие тяготы и невзгоды, но не потерявшей веры - долгие годы будет она ждать с войны тех, кто уже никогда не вернется,- посвятили поэты проникновенные строки:

Запомнил каждое крыльцо,

Куда пришлось ступать,

Запомнил женщин всех в лицо,

Как собственную мать.

Они делили с нами хлеб -

Пшеничный ли, ржаной, -

Они нас выводили в степь

Тропинкой потайной.

Им наша боль была больна, -

Своя беда не в счет.

(А.Твардовский «Баллада о товарище»)

В той же тональности звучат стихи М.Исаковского «Русской женщине», строки из стихотворения К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»:

Нас пули с тобою пока еще милуют.

Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За русскую землю, где я родился.

За то, что на ней умирать мне завещано,

Что русская мать нас на свет родила,

Что, в бой провожая нас, русская женщина

По-русски три раза меня обняла.

Суровая правда времени, вера в победу советского народа пронизывают стихи А.Прокофьева («Товарищ, ты видел…»), А.Твардовского («Баллада о товарище») и многих других поэтов.

Сражающемуся народу в равной мере были нужны и гневные строки ненависти, и задушевные стихи о любви и верности. Вот почему широкой популярностью пользовались стихотворения К.Симонова «Убей его!», «Жди меня, и я вернусь…», гневное стихотворение А.Прокофьева «Товарищ, ты видел…», его поэма «Россия», исполненная любви к Родине. Часто оба эти мотива сливаются воедино, обретая большую эмоциональную силу.

Строки поэтов, обращенные к одному человеку - к солдату, к любимой, - одновременно воплощали думы и чувства многих. Именно об этом, пронзительно личном и в то же время близком всему военному поколению, слова знаменитой «Землянки» А.Суркова:

Ты сейчас далеко-далеко,

Между нами снега и снега,

До тебя мне дойти не легко,

А до смерти четыре шага.

Сильные чувства вызывают стихи молодых поэтов, для которых война была первым и последним испытанием в их жизни. Георгий Суворов, Михаил Кульчицкий и многие другие талантливые юноши не вернулись с поля боя. Зимой 1942 года в смоленских лесах погиб политрук пулеметной роты, студент Московского университета Николай Майоров. Строки из стихотворения «Мы», которые он написал еще в 1940-м и пророчески завещал идущим вослед:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете, как миф,

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы… -

навсегда останутся поэтическим памятником его поколению.

Песни военной поры в жанровом отношении чрезвычайно многообразны. Мысли и чувства, переданные в стихах, положенных на музыку, звучат особенно отчетливо, приобретают дополнительную эмоциональную силу. Тема священной борьбы против фашистских захватчиков становится основной для песен-гимнов. Написанные в торжественно-приподнятом тоне, призванные создать обобщенно-символический образ сражающегося народа, лишенные бытовых подробностей и деталей, эти гимны звучали сурово и торжественно.

Во времена тяжелого лихолетья у советского человека обостряется чувство родины. Образ России с ее просторами, полями и лесами сказочной красоты приобретает в песнях на стихи А.Прокофьева, Е.Долматовского, А.Жарова, А.Чуркина и многих других поэтов то романтически-возвышенное, то лирико-интимное звучание. Особой популярностью пользовались лирические песни на слова М.Исаковского, А.Фатьянова, А.Суркова, К.Симонова и других поэтов, посвященные дружбе, любви, верности, разлуке и счастью встречи, - всему тому, что волновало и согревало солдата в дали от родного дома («Землянка» А.Суркова, «Огонек» М.Исаковского, «Темная ночь» В.Агатова, «Вечер на рейде» А. Чуркина); стихи о военных буднях, шуточные, положенные на мелодии задушевных русских песен, частушек, вальсов. Такие произведения, как «Дороги» Л.Ошанина, «Вот солдаты идут» М.Львовского, «Соловьи» А. Фатьянова и другие постоянно предавались по радио, исполнялись во время концертов на фронте и в тылу.

Крепнущей солидарностью народов, связанных единством социально-исторической цели, обусловлено усиление взаимовлияния и взаимообогащения национальных литератур. Во фронтовых условиях межнациональное общение стало особенно тесным, а дружба народов еще более прочной. Писателями раскрывались те духовные ценности, которые рождались в совместной борьбе против фашизма.

Тема всенародного подвига вдохновляла поэтов старшего поколения (Максим Рыльский, Павло Тычина, Янка Купала, Джамбул Джабаев, Георгий Леонидзе и другие) и совсем молодых, чьи поэтические голоса окрепли в годы испытаний (Максим Танк, Кайсын Кулиев, Аркадий Кулешов и другие). Название книги латышского поэта Я.Судрабкална «В братской семье» - больше, чем обозначение сборника стихов; в нем отображены стержневые темы поэзии военных лет - дружба народов, интернационалистские, гуманистические идеи. В этом русле создавались произведения самых различных жанров: лирика и героико-романтическая баллада, песня-сказание и лирико-публицистическая поэма.

Сознание справедливости борьбы с фашизмом цементирует силы людей всех национальностей. Эстонский поэт Ральф Парве в стихотворении «На перекрестке» (1945) так выразил мысль о боевом содружестве на огненных перекрестках Великой Отечественной:

Мы из разных собрались дивизий.

Вот латыш - Москву он защищал,

Смуглый уроженец Кутаиси,

Русский, что махоркой угощал,

Белорус и украинец рядом,

Сибиряк, что шел от Сталинграда,

И эстонец… Мы пришли за тем,

Чтобы счастье улыбнулось всем!

Узбекский поэт Хамид Алимджан в стихотворении «Россия» (1943) писал:

О Россия! Россия! Твой сын, а не гость я.

Ты - родная земля моя, отчий мой кров.

Я - твой сын, плоть от плоти твоей, кость от кости, -

И пролить свою кровь за тебя я готов.

Идеи дружбы народов вдохновляли и татарского поэта Аделя Кутуя:

Я русскую столицу берег.

Чтобы жила татарская столица.

О единстве чувств и помыслов народов страны свидетельствовало их бережное отношение к культурным традициям, к сокровищнице духовных ценностей, умение поэтически воспринимать природу не только своего родного, но и инонационального края. Вот почему в высокой и чистой нравственной атмосфере даже хрупкая веточка сирени, как о том поведал А.Кутуй в стихотворении «Утренние думы» (1942), вырастает в символ несокрушимости:

Как я люблю весенний Ленинград,

Твоих проспектов гордое сиянье,

Бессмертную красу твоих громад,

Рассветное твое благоуханье!

Вот я стою, сжимая автомат,

И говорю врагам я в день весенний:

- Вы слышите сирени аромат?

Победа в этом запахе сирени

Обостренное чувство родины питало пламя справедливого гнева, вдохновляло советских людей на подвиги в бою и труде. Отсюда неизменный мотив милой сердцу грузинских поэтов Картли (древнее название Грузии), воспевание Владимиром Сосюрой любимой Украины, вдохновенные картины Полесья и Беловежской пущи у белорусских поэтов. Все это рождало, пользуясь словарем Якуба Коласа, «созвучье и лад» малой и большой Отчизны в сознании лирического героя:

Родина в мире одна. Знай, что двух не бывает, -

Есть только та, где висела твоя колыбель.

Есть только та, что дала тебе веру и цель,

Та, что звездною славой нелегкий твой путь осеняет…

(Валдис Лукс, «Уходящий сегодня на бой»)

В 1944 году, когда Советская Армия, освободив Польшу и Болгарию, уже выходила на рубежи Эльбы, поэт Сергей Наровчатов писал:

То не слово врывается в слово:

От Урала и до Балкан

Крепнет братство, грозное снова,

Многославное братство славян.

(из цикла «Польские стихи»)


О гуманной миссии советских воинов-победителей говорил казахский поэт А.Сарсенбаев:

Это слава русских солдат,

Это прадедов наших стан…

Как они много лет назад,

Мы проходим гряду Балкан…

А дорога вьется змеей,

По опасным ползет местам,

Старый памятник боевой

Предвещает победу нам.

Содружество в общей борьбе с фашизмом, интернационализм - эти темы нашли воплощение в творчестве многих поэтов.

Эпоха Великой Отечественной войны породила замечательную по силе и искренности поэзию, гневную публицистику, суровую прозу, страстную драматургию.

Многие военные стихи становились популярными песнями.

Анна Андреевна Ахматова, Юлия Друнина, Муса Джалиль, Алексей Сурков, Константин Симонов, Василий Лебедев - Кумач, Александр Твардовский и многие другие оставили в наследство множество стихов и песен о войне.

«Варварство» Джалиль Муса Мустафович


Как по долине льющийся родник,
В дороге пел я песни то и дело.
И все казалось сердцу, что от них

Земля вокруг цвела и молодела.

Серьезную эволюцию претерпевает творчество ряда крупных поэтов. Так, муза Анны Ахматовой обретает тон высокого гражданства, патриотического звучания. В стихотворении «Мужество» поэтесса находит слова, образы, воплотившие неодолимую стойкость сражающегося народа, звучащие с силой величественного хорала:


Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах.

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, -


И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем.

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Стихотворение Анны Андреевны Ахматовой "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах". На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что России должна остаться свободной. Ведь что за радость сохранить русский язык, но попасть в зависимость от Германии. Но он нужен и чистый - без иноязычных слов. Войну можно выиграть, но потерять свою речь. К сожалению, сейчас мы теряем русский язык - он превращается в язык информативный, куда вливаются иностранные слова, где появляется целый стиль, пропагандирующий неправильное написание. И что в результате? Война выиграна, но русский язык утрачивается.


3.Афганская война

Эта война XX столетия не отмечена на картах военных действии России и Советского союза. Но это война, в которой принимали участие наши воины.

Небольшая историческая справка:

В декабре 1979 года советские руководители приняли решение о направлении войск в Афганистан. СССР втянулся в кровавую гражданскую войну в Афганистане, в ходе которой погибло более 14 тысяч советских военнослужащих, более 50 тысяч были ранены и вернулись на Родину инвалидами, свыше 400 тысяч утратили здоровье. Эта война легла дополнительным бременем на советскую экономику, стала причиной усиления подспудного брожения в обществе. По мере того как она затягивалась, принося возрастающие потери, все больше граждан СССР сомневались в разумности проводимой лидерами КПСС политики.

Андрей Терехов - ветеран Афганской войны, в 84-86 гг. был секретарем комсомольской организации. Как сказал сам автор: "Это стихотворение было написано 18.04.1989 в ответ на статью в журнале "Огонек", посвященной выводу войск. Считал и считаю, что точку в этой войне, журналист не имеет права ставить"


"Без журналистской суеты".

Последний по мосту прошел. И точка!?
- Не дрогнула с пером рука.
Последняя в блокнот вонзилась строчка,
Твоя не скромная строка.
Красивым почерком чернила
Пометили: "Последний. Все!"
… Давай, дружище, без обиды,
Без журналистской суеты,
Пройдись по тем, кто видел виды,
У той разорванной четы.
Вглядись в морщинистые лица
В тоске сгоревших наших мам,
Поймешь - последняя страница

Не писана тобою там!

В актуальности данного стихотворения нет сомнений. Чем дальше афганская война отодвигается в историю, тем настойчивее слышны голоса осуждения, как самой войны, так и ее ветеранов. И не малую толику в этом скверном деле делают СМИ. Тем дороже для них это стихотворение.

Пустовитов Вячеслав Викторович, родился в городе Гае Оренбургской области. Служил в армии, в ДРА, в авто- колонне «1113». Стихи начал писать, и продолжает до сих пор. Автор-исполнитель своих песен, автор текстов ко многим песням группы «КОНТИНГЕНТ», в которой работает с момента её создания.

Спасибо тем, кто нас туда отправил

Тому, кто вел, последствия не зная

За то спасибо, что он мозги нам вправил

Но зря он души жег, войну благословляя.

Александр Иванович Сто́вба - Герой Советского Союза, (1957-1980) - украинский советский поэт, участник Афганской войны (1979-1989). Лейтенант, командир 4-го гранатомётно-пулеметного взвода мотострелковой роты 3-го Асадабадского" батальона 66-й Отдельной Краснознамённой ордена Ленина Выборгской мотострелковой бригады.

Уже идёт которая весна
Без свиста пуль в афганской круговерти.
Но горы вновь ко мне приходят в снах,
Те горы, на которых море смерти.
Пустыня огрызнулась горячо,
В песках скрывая признак каравана,
Все было, все осталось за плечом,

Но век мне не забыть Афганистана.

В память о воинах, выполнявших свой интернациональный долг, в России и других странах СНГ отмечается День воина-интернационалиста, а к памятникам «афганцам» возлагаются венки и цветы.

Девять лет сражались в Афганистане русские воины - «шурави», как их называли на местном наречии. Склоняются наши головы перед прахом погибших бойцов, как испокон века склонялись головы россиян перед памятью тех, кто погиб за Отчизну.

Афганская война изменила весь мир: она стала одной из причин, которые привели к коллапсу Советского Союза, сносу Берлинской стены, краху коммунизма в Восточной Европе, к победе Запада в Холодной войне, а также к возникновению 16 новых независимых стран на пространстве бывшего СССР.

4.Чеченская кампания

11 декабря 1994 года началась первая чеченская война.

Россия в Чечне столкнулась с исламским фундаментализмом - силой, враждебной всякой демократии и имеющей питательную почву в странах, весьма далеких от уважения прав человека.

Непосредственно после завершения войны в штабе Объединённой группировки федеральных сил приводилась следующая статистика (13 октября 1996).

  • погибших - 4103 человек,

  • пленных/пропавших без вести/дезертиров - 1231 человек,

  • раненых - 19 794 человек,

Таким образом, безвозвратные потери на тот момент оценивались в 5334 человека.

Сначала был Афганистан, потом Чечня

Кто объяснит мне, что творится в этом мире

Когда же кончится кровавая война?

Когда же люди спать там будут мирно?

Вот мать стоит над гробом вся в слезах.

Отец в сторонке в горе неутешном.

А сколько их ещё невинных душ

Погибло в той войне для всех ненужной.

Давайте встанем. И помянем их,

Ведь это нам живым, не мёртвым нужно.

Это стихотворение написала Катя Селиванова из города Кашин, которой на момент начала этой войны было всего 6 лет.

Сергей Елисеев ― участник войны в Чечне, 324 МСП, врач-хирург Иркутской областной клинической больницы.

Артуру Агафонову посвящается.
Здорово, приятель!
Давно не видались.
Ну как здесь лежится? Да мне уж всё равно…
А помнишь, Серёга, как с тобой раньше дрались?
Да. Прошлое дело. Забыто давно.
Вновь серое небо над нами висит.
И снова всё в белом, и сердце грустит.
И снова ком к горлу, слеза по щеке.
Шагаю по городу, как тогда вдалеке.
Ну, что, брат, мне скажешь?
Да мы всё уж сказали.
Той промозглой зимою, в тех проклятых снегах.
Под огнём пулемётным мы с тобою лежали.
Я ушёл, ты остался… Так решил их Аллах.
Холодные льдинки блестят на ресницах.
Застыли снежинки на синих губах.
И взглядом стеклянным ты смотришь на небо.
С восходом туманным ушёл, как и не был.
А я вот женился. Уж дочке три года.
Забыть всё старался… Вот только сейчас…
Сейчас бы напиться. Такая погода…
Зачем ты остался?
Ты знаешь, я пас.
Мы где-то под Грозным с тобой породнились.
Под небом свинцовым огнём покрестились.
Тот выстрел раздался, и тень пролегла.

Заключение.

Военные действия затронули сердца поэтов, которым было не все равно на события, происходящие в их стране. Они пытались помочь солдатам в эти непростые времена поддержать боевой дух, придать дополнительную мотивацию для одержания победы. Пройдут годы. Многое со временем забудется. Войны останутся в памяти народа трагической меткой. Перед нами, наследниками ветеранов Великой Победы над фашизмом, уважающим свою историю, чтящих своих предков стоит задача - ПОМНИТЬ!
Так пусть останется память о подвиге ребят, стихи и песни, рассказы и воспоминания о войне, рассказывающие о силе духа и мужестве наших солдат.

Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.


Список используемых ресурсов.


Приложения.

1.Лермонтов Михаил Юрьевич. «Бородино»


- Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
"Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?"
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
"Пора добраться до картечи!"
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.
Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри - не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!


Крылов Иван Андреевич. «Обоз»

"Ай, конь хваленый, то-то диво!

Смотрите: лепится, как рак;

Вот чуть не зацепил за камень; косо! криво!

Смелее! Вот толчок опять.

А тут бы влево лишь принять.

Какой осел! Добро бы было в гору

Или в ночную пору,-

А то и под гору, и днем!

Смотреть, так выйдешь из терпенья!

Уж воду бы таскал, коль нет в тебе уменья!

Но самоуверенность ретивого приводит к печальным последствиям:

Тут, выгнувши хребет и понатужа грудь,

Тронулася лошадка с возом в путь;

Но, только под гору она перевалилась,

Воз начал напирать, телега раскатилась;

Коня толкает взад, коня кидает вбок;

Пустился конь со всех четырех ног

На славу;

По камням, рытвинам пошли толчки,

Скачки,

Левей, левей, и с возом - бух в канаву!

Прощай, хозяйские горшки!

Как в людях многие имеют слабость ту же:

Все кажется в другом ошибкой нам;

А примешься за дело сам,

Так напроказишь вдвое хуже.

2.Великая Отечественная Война 1941-1945 года.

1. Джалиль Муса Мустафович.

«Варварство»




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал