7


  • Учителю
  • Теоретический семинар по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Теоретический семинар по технологии В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Теоретический семинар по технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника»(Слайд 1)Цель:(Слайд 2)- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование иннова
предварительный просмотр материала

Теоретический семинар по технологии В. В. Воскобовича

«Сказочные лабиринты игры».

Тема: «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника» (Слайд 1)

Цель: (Слайд 2)

- повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми, дошкольного возраста.

Задачи:

- Познакомить педагогов с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и ее применением в дошкольном образовательном учреждении;

- Демонстрация элементов практических занятий с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича;

- Популяризация идеи использования целостной системы технологии В.В. Воскобовича среди педагогов

Форма: мини-лекция.

План семинара:

  1. Обозначить тему, представить присутствующих.

  2. Анализ мониторинга (Потребности педагогических работников по ФГОС).

  3. Необходимость использования развивающих технологий в ДОУ на современном этапе.

4. Технология В.В. Воскобовича (с применением презентации):

* В.В. Воскобович - автор технологии.

* Технология В.В. Воскобовича, её актуальность, особенности игр, основные принципы. Описание и элементы развивающей среды «Фиолетовый лес».

5. Способы реализации технологии.

6. Ожидаемые результаты.

7. Работа с родителями.

8. Принятие решения семинара.

1. Тема нашего семинара «Развивающие игры нового поколения в интеллектуальном развитии дошкольника». (СЛАЙД 2)

Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных психолого-педагогических подходов к этому процессу.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования, как начальную ступень раскрытия потенциальных способностей ребёнка. Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий.

Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер; на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания, направленные на активизацию познавательного развития ребенка. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий.

2. Необходимость использования развивающих технологий в ДОУ на современном этапе.

Поскольку мы, являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Сегодня каждый педагог и руководитель осознает, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы.

Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника виды деятельности - игра. Учитывая положение отечественной психологии о том, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольника.

  1. Анализ мониторинга (Потребности педагогических работников по ФГОС).

4. Технология В.В. Воскобовича (СЛАЙД 3)

Первые игры Вячеслава Воскобовича появились в начале 90-х. В основном это игры - конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные из них - «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».

Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое.

В таких играх дети через практику постигают теорию. Так же автором придуманы пособия, направленные на изучение цифр, например, «Волшебная восьмерка» и букв («Конструктор букв»); обучению чтению, например, по универсальному пособию «Складушки».

Игры Воскобовича многофункциональны и предназначены для детей от 2 до 10 лет.

Немного истории

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева. Но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер - физик.

Особенности развивающих игр Воскобовича: (СЛАЙД 4)

Мотивационная особенность

- Игры разработаны исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

- Широкий возрастной диапазон. (СЛАЙД 5)

В одну и ту же игру могут играть дети от 2х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

- Многофункциональность и универсальность. (СЛАЙД 6)

Играя только с одной игрой, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами; цветом или формой; счетом и т.д.).

- Творческий потенциал (СЛАЙД 7)

Все игры - свободный полет воображения, которое может вылиться в какое-нибудь открытие. Создавая из деталей головоломок бабочек, птиц, животных, ребенок может идентифицировать себя с этим животным, сочинить про него целую историю. Любая получившаяся фигура, может разжечь воображение малыша до такой степени, на которую мы взрослые, просто не способны.

- «Образность и универсальность». (СЛАЙД 8)

Это самое главное, что отличает игры Воскобовича от других.

Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.

- «Сказочная огранка» (СЛАЙД 9)

Методические сказки, которые содержат сюжеты о превращениях и приключениях веселых героев и одновременно логические вопросы, задания и упражнения по моделированию, преобразованию предметов. Эту авторскую игровую технологию Вячеслав Воскобович назвал «Сказочные лабиринты игры». Он предлагает создать развивающую среду Фиолетовый лес.

Фиолетовый лес - своеобразный мир, населенный сказочными существами и разделенный на сказочные области. В нем переплетаются реальность и воображение, интеллектуальные и творческие задачи.


Фиолетовый цвет - в интерпретации психологов это цвет творчества; он подчеркивает идею сказочности, возможность неограниченно фантазировать и нестандартно мыслить.


Сказки - это фантастические и реальные, забавные и приключенческие игровые ситуации, в которых действуют сказочные существа - жители Фиолетового леса.

Как будет выглядеть ваш лес - придумываете Вы сами. Его можно нарисовать на стене, сделать аппликации из ткани, подобрать обои.

В данную развивающую среду входят все элементы игр, созданные В. Воскобовичем. (СЛАЙД 9)

«Фиолетовый лес» - это развивающая сенсорная среда, в которой сам лес делится на несколько сказочных краев, описанных в одноименных сказках. Ребенок может играть в этой среде как самостоятельно, так и вместе со взрослыми, помогающими закрепить полученные знания.

Четкое деление на области, представленные сказки и довольно подробные инструкции помогут понять, что и зачем нужно, как лучше крепить детали и где необходимо разместить ключевые пособия.

Развивающая среда Воскобовича многофункциональна, ее можно легко и быстро переделать под конкретные задачи.

В «Фиолетовом лесу» есть следующие сказочные зоны:

1.Чудесная Поляна Золотых Плодов. (СЛАЙД 10)

Главный герой здесь - умудренный опытом Паук Юк и его внучата Паучата. Они учат детей играть в игры «Геоконт» (В результате игр с "Геоконтом" у детей развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творчество) и «Геовизор». Геовизор - дает возможность рисовать под диктовку или по образцам, представленным в альбоме фигур. Занятия могут проводиться как с использованием игры Геоконт, так и самостоятельно, когда взрослый диктует координаты (например, Ф2-К4), а ребенок соединяет названные точки. Такой способ позволяет познакомить малыша с понятием отрезка. Кроме того, в инструкции дается несколько заданий, помогающих детям запомнить геометрические формы. Там же Ворон Метр и игра «Квадрат Воскобовича» (двухцветный).


2. Озеро Айс. (СЛАЙД 12)

Главный герой здесь - Незримка Всюсь и Хранитель Озера Айс.

В этой развивающей области дети играют в «Прозрачный квадрат» (Нетающие льдинки озера Айс). В игру «Прозрачный квадрат» входит альбом фигурок, сказка «Нетающие льдинки озера Айс» и 30 квадратных пластинок.

Игра многофункциональна, использовать можно по-разному, в зависимости от возраста ребенка и поставленных перед ним задач. Прозрачные пластинки частично покрыты фиолетовым цветом так, чтобы окрашенные участки составляли геометрические фигуры: треугольники разных размеров, квадраты, трапеции и т.д. Накладывая пластинки друг на друга, можно объяснить ребенку соотношение целого и части, показать, что квадрат можно сделать из треугольников, а прямоугольник из квадратов. Многообразие пластинок дает возможность легко и наглядно объяснить ребенку, что одну и ту же геометрическую фигуру можно сложить совершенно разными способами. В альбоме и книжке со сказками есть схемы сложных фигур, составление которых развивает мышление, внимательность и память. И игра «Прозрачная цифра», направленная на развитие математических способностей. Пособие дает представление о количестве, пространственных отношениях и классификации предметов по признакам.

  1. Город говорящих попугаев. (СЛАЙД 14)

Здесь сказку сопровождают попугаи Эник и Беник. В городе есть Цифроцирк. Его директор - Магнолик, главные артисты: знаменитый фокусник Филимон Коттерфильд, зверята-цифрята, шуты-акробаты Буквята. Они предлагают детям поиграть в «Конструктор букв и цифр», Конструктор був развивает мелкую моторику и пространственно-логическое мышление. Малыши не только запомнят все буквы, но и научатся анализировать и делать выводы. Игры: «Волшебная восьмёрка», «Шнур - затейник», «Игровизор» (приложения к «Игровизору», «Забавные буквы» и «Лабиринты цифр»).

  1. Страна Муравия. (СЛАЙД 16)

Ее хозяйка - королева Мурана - вместе с муравьем Мурашиком приглашают детей попутешествовать в «Лабиринте букв» (приложение к «Игровизору»).

«Лабиринты букв» - пособие Вячеслава Воскобовича, направленное на развитие навыков чтения. Данная часть фокусирует внимание только на согласных буквах и подразумевает, что книга «Лабиринт букв. Гласные» уже была изучена и использована.

  1. Поляна Чудесных Цветов. (Слайд 17)

Главная героиня Девочка Долька со своими подругами (Пятиглазка, Семиглазка, Трехглазка и др.) в занимательной форме учит детей делить целое на части, изучать дроби с помощью игры «Чудо-Цветик». Чудо-цветик - это головоломка, конструктор и пособие для решения логико-математических задач. Малыш Гео, встретив в Фиолетовом лесу девочку Дольку, помогает ей разгадать тайну волшебных Чудо-цветиков. Вместе с ними ребенок по ходу сказочного сюжета выполнит ряд заданий на развитие логического мышления, моторики руки, навыков счета, логического мышления, конструкторских способностей и воображения.


  1. Ковровая Полянка. (СЛАЙД)

Ее хозяева гусеница Фифа и Лопушок знакомят детей с дидактическими пособиями из комплекта «Ларчик».

Коврограф «Ларчик» - уникальное пособие, избавленное от многих недостатков школьной доски и фланелеграфа. Большая сила сцепления ковролина с контактной лентой позволяет прочно закреплять на коврографе наглядный материал. Оригинальные элементы: зажимы, кармашки, кружки, веревочки обеспечивают разнообразие, наглядность и динамичность занятий. Это пособие предоставляет огромный простор для творческой деятельности как детей, так и педагогов и подходит для индивидуальных и групповых занятий.

  1. Чудо-острова (СЛАЙД)

Где живут: пчелка Жужа, Краб Крабыч, Галчонок Каррчик, Медвежонок Мишик и которые часто посещает китенок Тимошка. Эти герои играют с детьми в «Чудо-соты». Сортируя детали головоломки по цвету, форме и количеству разрезанных частей, составляя многоугольники - «соты» по образцу и памяти с учетом заданных условий (цвета, пространственного расположения и др.), дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами, познают структуру геометрических фигур, соотношение целого и части, осваивают пространственные представления и количественный счет в пределах пяти. Складывая образные фигуры, обводя и раскрашивая их, дети тренируют мелкую моторику руки, учится работать с уменьшенными и силуэтными схемами, проявляет творчество в конструировании по собственному замыслу. Составление описательных рассказов по картинкам, сложенным из деталей головоломки, способствует развитию речи детей. В игре совершенствуются процессы логического и образного мышления, свойства внимания и памяти, сенсорные и творческие способности.

И «Чудо-крестики». Сортируя детали головоломки по цвету, форме и количеству разрезанных частей, составляя многоугольники - «крестики» по образцу и памяти с учетом заданных условий (цвета, пространственного расположения и др.), дошкольники знакомятся с сенсорными эталонами, познают структуру геометрических фигур, свойство симметрии, соотношение целого и части, осваивают количественный счет и пространственные представления. Складывая образные фигуры, дети тренируют мелкую моторику руки, учится работать с уменьшенными и силуэтными схемами, проявляет творчество в конструировании на заданную тему и собственному замыслу.


  1. Замок Превращений. (СЛАЙД)

Герои Шуты Дион, Дван и Трин. Игра «Квадрат Воскобовича» (четырёхцветный). Складывая четырехцветный «Квадрат» по линиям сгиба в разных направлениях, ребенок конструирует геометрические и предметные фигуры по схеме или собственному замыслу. Четыре цвета усложняют игру, делают ее более красочной, развивают пространственное мышление и фантазию, и игра «Змейка». Четырехцветная "Змейка" поможет ребенку в конструировании геометрических предметных фигур, в развитии логики и пространственного мышления, а также в освоении азов школьной программы по геометрии.


  1. Голубой Ручей. (СЛАЙД)

Игра «Кораблик «Брызг-Брызг». Герои Капитан Гусь и Лягушки-матросы. Игра с корабликом будет способствовать развитию внимания, памяти, речи, мелкой моторики рук, математических представлений (количественный и порядковый счет, высота предмета, пространственных представлениях, составе числа), умения решать логико-математические задачи.

Фиолетовый лес соответствует всем требованиям, которым должна отвечать развивающая среда по ФГОС. Новый стандарт дошкольного образования делает упор на игровой метод, который и использует Воскобович в своих пособиях и сенсорной среде.

Развивающая технология В.В. Воскобовича решает следующие задачи:

- Эффективное развитие всех психических процессов дошкольного возраста;

- Раннее творческое развитие детей;

- Игровое обучение, развивающие дидактические игры делают учение интересным и познавательным.

В «Фиолетовом лесу» можно использовать самые разнообразные формы работы: специально организованная деятельность: занятия, решение проблемных заданий, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, стихотворений, исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов и пр.; свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В.В. Воскобовича, а также героев сказок.

Способы реализации технологии.

В отношениях "взрослый-ребенок" здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой

Работа с родителями.

  1. Для ознакомления родителей с данной технологией провести семинар-практикум, на котором познакомить их не только с развивающей сутью технологии, но и дать им практические советы, как в домашних условиях можно изготовить данные игры.

  2. Для систематизации используемого материала можно создать каталог игр Воскобовича, в который включено описание игры, развивающая суть игр, методические рекомендации, подбор игр и упражнений по возрастам, разработать систему работы.

  3. ВИДЕО-СЮЖЕТ.



,



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал