7


  • Учителю
  • Методическая разработка квест-экскурсии 'ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТЕХНОПАРК'. docx

Методическая разработка квест-экскурсии 'ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТЕХНОПАРК'. docx

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КВЕСТ-ЭКСКУРСИИ

«ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В ТЕХНОПАРК!»


Авторы:

Орлова Л.В., заместитель директора по УВР

первой квалификационной категории

Скоренко Р.А., заведующий отделом методической работы

первой квалификационной категории

Зайчикова В.В, педагог дополнительного образования





Методическая разработка квест-экскурсии

«Добро пожаловать в Технопарк»

Современное образование переходит от традиционной парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме деятельностного обучения. На первый план выходят целостный процесс развития личности обучающегося, его способность к саморазвитию, самостоятельному принятию решений, рефлексивному анализу собственной деятельности, а знания, умения и навыки рассматриваются как инструментальная основа компетенций обучающегося.

Ученые-методисты, учителя-практики с большим интересом осваивают новые образовательные технологии, позволяющие выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач личностного, социального, познавательного, коммуникативного развития обучающихся. Чтобы знания были результатом их собственных поисков, необходимо включить обучающихся в практическую деятельность, методически грамотно организовать эти поиски, управлять ими, что, безусловно, будет способствовать развитию познавательной деятельности обучающихся. Поисками инновационных механизмов включения обучающихся в практическую развивающую деятельность обусловлена актуальность данной методической разработки.

Одной из технологий, направленной на формирование и развитие ключевых компетенций обучающихся посредством поисковой деятельности с четкой управляющей ролью обучающего и применением современных информационно-коммуникационных средств, является актуальная в последнее время технология образовательного квеста.

Образовательный квест - это технология выполнения проблемных заданий c элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные, цифровые образовательные ресурсы, в том числе Интернет-ресурсы. На сегодняшний день в методической литературе и ресурсах Интернет встречаются два вида образовательного квеста: веб-квест и квест-экскурсия. Причем большая часть информации по данному вопросу относится к образовательному веб-квесту.

Веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают обучающиеся при выполнении учебной задачи. Разработчиком веб-квеста как учебного задания является Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США), которым определены виды заданий для веб-квестов, структура и основные этапы работы.

Развил идеи квеста Я.С. Быховский, который определил его особенности:

  • наличие определенной цели, к которой движутся участники;

  • поиск происходит «в реальном мире», а не на искусственно подготовленной площадке;

  • события и испытания - разнообразны и, подчас, неожиданны;

  • каждый сделанный шаг либо приближает, либо отдаляет участников от конечной цели.

Изучив технологию веб-квеста и проанализировав ресурсы МОУ ДОД «Центр детского творчества», креативной группой образовательного учреждения была адаптирована идея квеста в формате квест-экскурсии.

Квест-экскурсии - это сюжетные экскурсии в игровой форме, во время которых участники выполняют познавательные, творческие и развивающие задания, самостоятельно добывая информацию под руководством гида (координатора). Впервые технология квест-экскурсии была использована МОУ ДОД «Центр детского творчества» в рамках окружной Ассамблеи юных изобретателей, проведенной в г.Надым в 2013 году, как технология ролевой игры с выполнением поисковых и проблемных заданий.

Новизна методики, предложенной в данной разработке, включает наличие авторских компонентов: структура квест-экскурсии, образовательный контент, инновационные подходы в использовании ресурсов.

Особенностями образовательной квест-экскурсии с учетом авторских методических идей являются:

  • Общая игровая цель. Она известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревновательности в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы».

  • Реальность внешней среды. Где бы ни проводился образовательный квест, внешняя среда, окружающая команду, реалистична, а значит, изменчива, неопределенна, наполнена возможностями и рисками - словом, максимально соответствует тому, с чем участникам приходится сталкиваться в повседневной деятельности.

  • Этапность игры. В процессе экскурсии участники последовательно продвигаются по этапам, решая различные задания (активные, логические, поисковые, творческие и т.п.). Прохождение каждого этапа позволяет команде игроков перейти на следующий этап. Команда получает недостающую информацию, подсказку. В некоторых случаях команда сама определяет свой маршрут, однако, без успешного прохождения определенного числа этапов, она не сможет достигнуть конечной игровой цели.

  • Командный характер действий. Участники объединены в игровые команды, численностью 8-10 человек. При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

  • Сопровождение координатора. Его задача - обеспечение безопасности, консультации по игровой логистике и особенностям задач, поддержка участников, помощь в решении организационных вопросов и, при необходимости, помощь в организации командного взаимодействия.

  • Возможность межкомандного взаимодействия через обмен информацией, объединение ресурсов для решения сложных задач, построение общей игровой стратегии и т.п. Участники снабжаются средствами связи и могут создавать и поддерживать общее информационное пространство.

Педагогические работники МОУ ДОД «Центр детского творчества» находятся в постоянном поиске методик (подходов), позволяющих обучающимся быть в позиции активного исследователя. Поэтому данная инновация (квест-экскурсия) нашла успешное применение в рамках реализации образовательных программ в Технопарке «ЭНИГМА» как технология поиска, исследования и саморазвития обучающегося.

В основу образовательной квест-экскурсии положены дидактические принципы:

  • принцип деятельности: обучающийся получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно;

  • принцип целостности: формирование обобщенного системного представления о мире деятельности;

  • принцип психологической комфортности - создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения;

  • принцип творчества - ориентация на творческое начало.

Практическая ценность инновационной идеи квест-экскурсии видится в возможности адаптации технологии, предложенной в рамках данной методической разработки «Добро пожаловать в Технопарк!», к образовательному контенту практически любого учебного предмета.

Опыт использования технологии квест-экскурсии представлен в рамках Федерального проекта «Лучшие педагоги-исследователи России - 2013».

Методическая разработка «Добро пожаловать в Технопарк!» включает технологическую карту квест-экскурсии и приложение (Приложение 1 «Куар-коды слоганов структурных подразделений технопарка «ЭНИГМА», приложение 2 «Шаблон-карта с гиперссылками (информация о структурных подразделениях технопарка «ЭНИГМА»).


Литература:

1. Андреева М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции // Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам. Тезисы докладов I Международной научно-практической конференции.- М., 2004.

2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции "Информационные технологии в образовании. ИТО-99".- http://ito.bitpro.ru/1999.

3. Ван лоо Э., Брон Ж. Т., Янсен Ю. Эксперименты в обучении русскому языку, основанном на задачах (task-based learning): "ярмарка языков" и "веб-квест по русскому языку и страноведению" // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Круглые столы: Сборник докладов и сообщений. - СПб., 2003.

4. Николаева Н. В. Образовательные квест-проекты как метод и средство развития навыков информационной деятельности учащихся // Вопросы Интернет-образования. 2002, № 7. - http://vio.fio.ru/vio_07

5. Знакомимся с образовательной интернет-технологией: веб-квест. .

6.Быховский Я.С. Образовательные веб-квесты.

7. Романцова Ю.В. Веб-квест как способ активизации учебной деятельности учащихся http://festival.1september.ru/articles/513088/.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал