7


  • Учителю
  • Урок по Основам православной культуры для 10 класса 'Отчий дом'

Урок по Основам православной культуры для 10 класса 'Отчий дом'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Тип урока-интегрированный (совместно с литературой). На уроке используется региональный компонент-на примере жизни казачества в произведении "Тихий Дон" показаны ценности семейных отношений.На уроке использованы методы: наглядный (показ видеофильма) и словесный (рас
предварительный просмотр материала

ДЕПАРТАМЕНТ ПО ДЕЛАМ КАЗАЧЕСТВА И

КАДЕТСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ КАДЕТСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ИМЕНИ 5-ГО ГВАРДЕЙСКОГО ДОНСКОГО КАЗАЧЬЕГО КАВАЛЕРИЙСКОГО КРАСНОЗНАМЕННОГО БУДАПЕШТСКОГО КОРПУСА


Методическая разработка интегрированного урока

Учебные дисциплины: Литература, Основы православной культуры

ТЕМА УРОКА: «Отчий дом».





РАЗРАБОТАЛИ:

Преподаватель 1категории

Балина Наталья Анатольевна

Преподаватель I категории

Ефремова Татьяна Александровна



г. Азов

2015

СОДЕРЖАНИЕ


1. Методическая характеристика и особенности проведения урока.


2. План урока.


3. Приложение:


  1. карточки-задания для выступления (отрывки из художественных произведений).


  1. карточки-задания для выполнения в группах (составление пословиц).


1. Методическая характеристика и особенности проведения урока.

Урок играет очень важную роль в изучении всей темы. При изучении нового материала студенты опираются на знания, полученные на предыдущих уроках. Все темы уроков взаимосвязаны с ключевым понятием - семья, дом. Урок подводит учащихся к пониманию того, что отчий дом-это место, где человека всегда ждут, любят, помогут и поддержат в любой ситуации.

На уроке используется региональный компонент - на примере жизни казачества в произведении «Тихий Дон» показаны ценности семейных отношений, свято хранимые и передаваемые казаками из поколения в поколение.

Также на уроке использованы методы: наглядный (показ видеофильма) и словесный (рассказ). Эти методы выбраны не случайно. Демонстрация привлекает полное внимание, а рассказ преподавателя заставляет размышлять, доказывать свою точку зрения.

Таким образом, происходит переключение внимания студентов, а изменение видов работы на уроке сказывается положительным образом на усвоении нового материала.

По характеру познавательной деятельности используется репродуктивный метод: обучающиеся работают в группах, используя знания, полученные ранее.

Экскурс в историю России показывает неразрывную связь с родным домом, родной землёй Донского казачества, которое несмотря на войны, раскулачивание и репрессии, всё - таки возвращается к Отчему дому.

Использование отрывков из литературных произведений показывает студентам трепетное отношение к Отчему дому не только героев произведений, но и самих авторов.

2. План урока.

Тема урока: «Отчий дом».


Задачи:

Образовательная- объяснить значение понятия «Отчий дом»;уяснить, что характер и мировоззрение человека закладываются в родительском доме, живущему по Православным законам.

Развивающая- учить учащихся анализировать, обобщать, уметь доказывать свою точку зрения. Развивать умение красиво говорить.

Воспитательная- воспитывать такие качества личности как: ответственность, порядочность, уважение.

Тип урока: комбинированный урок.


Оснащение урока: карточки-задания для выступления (отрывки из художественных произведений); карточки-задания для выполнения в группах; худ. фильм «Тихий Дон »; худ. фильм «Дубровский »; худ. фильм «Мёртвые души» ; репродукция худ. О.В.Верейского «Возвращение Григория ».

Межпредметные связи:

  1. Литература: уроки «Нравственная проблематика романа « Отцы и дети », « Женские образы в романе «Тихий Дон».

  2. ИДК: урок «Культура, быт и нравы донских казаков в н. 20-го века»

Литература:

  1. И.А.Агафонов «История Донского казачества » М., ООО «Терра»,

2005г.

  1. В.В. Артёмов « История ч. 2 » М., «Академия», 2012г.

  2. З.И.Баева « Мир полон красоты » Р/Д «Ростовское издательство»

2000г.

4) Н.В. Гоголь «Мёртвые души » М., «Художественная литература »

1985г.

5) И.С.Тургенев « Дворянское гнездо» Р/Д., «Ростовское издательство»

1982г.

6) С.Г. Махненко « Донской фольклор» Р/Д., НПК «Гефест», 2002 г.

6) А.С.Пушкин «Дубровский» М., «Художественная литература», 1989г.

7) М.А.Шолохов «Тихий Дон » М., «Художественная литература»,1987г.

8) Н.Г. Храмова « Культура семьи» М., ЗАО « Линия », 2009г.

9) Молитва « Отче наш ».

Ход урока:


  1. Организационный момент:

  • Организация группы (сдача рапорта, приветствие);

  • Целевая ориентация (объявление темы и цели урока).


  1. Актуализация опорных знаний учащихся в форме фронтального

опроса:


Преподаватель Основ православной культуры:

  • Что такое семья в вашем понимании?

  • Что такое Богозданность семьи?

  • Что такое царственный образ отношений мужчины и женщины?

  • Объясните слова из Евангелия: «И сказал Господь Бог:

Нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника,

соответственного ему».

  • Что такое семейное благополучие?

  • Почему семью называют Малой Церковью, а Церковь-

Большой Семьёй?

  • В чём предназначение семьи?

  • Зачем человеку нужна семья?


Преподаватель Основ православной культуры:

На прошлом уроке мы говорили о семье, выяснили, что семья нужна для духовно-нравственного благополучия. Мы говорили о Богозданности семьи, то есть что мужчина и женщина есть 2 части одного целого. Одно целое - это и есть семья. Мужчина и женщина, как творение Божие, имеют равное достоинство, достигают своего совершенства в единении друг с другом. Семья начинается с брака, когда юноша и девушка принимают решение о совместном построении единой жизненной судьбы. В Православии семья именуется «Малой Церковью» и содержит в себе свойства.


Преподаватель Основ Православной культуры - фронтальная беседа:

Вопрос: Назовите и объясните свойства семьи.

Студенты отвечают фронтально, высказывая свое мнение.

Студент подводит итог:

  1. Единство - духовное и телесное

  2. Святость - созидание любви и добра

  3. Соборность - забота друг о друге

  4. Апостольство - хранение христианских традиций культуры жизни.

Преподаватель литературы - фронтальная беседа:

Почему семью часто называют «Домашним очагом?»

Какую роль играют в романе «Тихий Дон» слова: дом, семья?

Преподаватель подводит итог:

Семья для каждого из нас связана с ощущение тепла и заботы, понимания и поддержки, сочувствия и взаимопомощи, которые находим в родном доме. Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Семейное счастье не измеряется богатством, властью, талантом. Семья, где царят любовь, искренность и мир в отношениях, подтверждает изречение древних, что брак - это остаток рая на земле.

Преподаватель литературы:

(Самостоятельная работа студентов)

Семью часто называют «домашним очагом». Откройте тетради

и напишите ваше понимание слов «Отчий дом» и « семейный очаг».


Эталон:

Отчий дом - это исток жизненного пути каждого из нас. Семейный очаг - это огонь в печи, поддерживаемый женщиной,

чтобы согреть и накормить семью.


Преподаватель литературы:

И недаром, в ЗАГСе существует красивая традиция: муж зажигает огонь свечи и вручает своей жене, как символ создания с ней семьи.

О семье, о доме говорится очень много.


Преподаватель литературы:

Вопрос: Составьте из карточек пословицы:

(Самостоятельная работа студентов в группах)


1. Где родился, там и -------------.

2. --------------, которой родное гнездо не мило.

3. Дома и ------------ помогают.

4. Ищи добра на стороне, а --------по старине.

5. О том ------------ и кукует, что своего ------- нет.


Преподаватель литературы:

Вопрос: На столах лежат карточки со словами песен. Объясните,

что хотел сказать автор песни?


Преподаватель Основ православной культуры:


Тема «Отчий дом» вечна. В стихотворении Азовской поэтессы Зинаиды Ивановны Баевой «Молитва» о доме сказано:

Мой дом - земная крепость, храм,

Я в нём от всех невзгод скрываюсь.


Преподаватель Основ православной культуры:

(Самостоятельная работа студентов)

Перед вами лежат бумага и карандаши. По группам нарисуйте ваше понимание «Отчего дома» (в течение 2-х минут студенты рисуют. Затем преподаватель меняет рисунки по группам и студенты должны закончить рисунок, начатый другой группой).


Как видите, несмотря на обмен рисунками, вы одинаково представляете себе Отчий дом.


Преподаватель литературы:

Тема «Отчего дома» постоянно прослеживается почти во всех литературных произведениях.


Вопрос: На ваших столах лежат карточки с отрывками из литературных произведений. Как герои произведений относятся к своему дому?

( демонстрация фрагментов из фильмов без звука под чтение карточек студентами).


Преподаватель Основ православной культуры:


Если мы с вами обратимся к Православию, то увидим, что молитва к Господу начинается со слов «Отче наш»,как знак уважения к Создателю.

(чтение молитвы студентами на память).


(студенты смотрят фрагменты фильма «Тихий Дон» и обсуждают)

Преподаватель литературы делает общий обзор.

Изучая эту тему, я хотела бы рассмотреть её на примере романа «Тихий Дон» нашего земляка М.А. Шолохова. Он родился в хуторе Кружилин Вёшенской станицы в семье рабочего и крестьянки. Он не был казаком, но прожив среди них, полюбил этот край, быт и традиции Дона. Всё это Михаил Александрович и описал в романе.

Начало и конец книги перекликаются. Описывается двор семьи Мелеховых. От начала и до конца книги Мелеховы существуют как единое целое-дом, семья. В начале романа показан курень: крепкий дом, крыльцо, счастливая большая семья.

В доме главные-родители, ведь повзрослевшие и женатые дети со своими детьми по-прежнему живут в родительском доме. Невестку брали в дом, чтобы она перенимала традиции, хранила семейный очаг, воспитывала детей. И если женщина умирала, то давала наказ более молодой. Отношения старших и младших основано на почитании и любви, хотя младшее поколение Мелеховых строптиво и своенравно.

Родители передают детям те традиции, хранителями которых они являются, а также свой жизненный опыт. За внешней грубоватостью скрывается искренняя любовь и забота друг о друге.

Так и текла бы, может, жизнь этой семьи с её радостями и бедами, но судьба распорядилась иначе. И в конце романа нет уже на земле ни семейного очага, ни самой семьи, курень почти разрушен. Через 10 лет из 7-и человек в живых остался только главный герой - Григорий. Вихри времени пронеслись над домом - сорвали крышу, разметали людей; навсегда и невосстановимо разрушили прежний порядок. Григорий возвращается домой, но дом разрушен, семьи больше нет. И всё же в конце романа звучит оптимистическая нота - у него есть сын. Из Дома Григорий ушёл в мир и к Дому вернулся.


И сегодня мы с любовью сохраняем в первозданном виде: домик А.П. Чехова в г. Таганроге, дома донских атаманов Кондратия Булавина и Степана Даниловича Ефремова в г. Старочеркасске.


Преподаватель Основ православной культуры - фронтальная беседа:

Как наше государство заботится о детях-сиротах?

Можно ли назвать наше общежитие Домом?


Можно ли назвать семейным очагом?


Итог урока, домашнее задание:

  • Возврат к целевой установке - студенты делают вывод

о том, что понятие «Отчий дом» включает в себя все стороны бытия, составляющее счастье жизни человека: жильё, налаженный быт, дружную семью, труд как радость и

условие благополучия, гармонию с природой.

  • Домашнее задание: описать своё генеалогическое дерево,

расспросить свою семью о традициях, передаваемых по поколениям. С чем связаны твои воспоминания из детства?

  • Оценки с комментариями.


ПРИЛОЖЕНИЕ


А.С. ПУШКИН «Евгений Онегин».

Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок;

Господский дом уединённый, горой от ветров ограждённый,

Стоял над речкою. Вдали пред ним пестрели и цвели

Луга и нивы золотые, мелькали сёлы; здесь и там

Стада бродили по лугам, и сени расширял густые

Огромный запущённый сад, приют задумчивых Дриад.

Почтенный замок был построен, как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен, во вкусе умной старины.

Везде высокие покои, в гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах, и печи в пёстрых израсцах.

Всё это ныне обветшало, не знаю, право, почему;

Да, впрочем другу моему в том нужды было очень мало,

Затем, что он равно зевал средь модных и старинных зал.

Дриады- лесные нимфы в греческой мифологии

Покои- комнаты

Штофные обои-обои из шёлковой материи


И.С. ТУРГЕНЕВ «Дворянское гнездо».


Марья Дмитриевна не раз в душе пожалела о своём хорошенько Покровском с веселой речкой, широкими лугами и зелёными рощами; но она ни в чём не прекословила мужу, так как очень любила его. Калитин, женившись на Марье Дмитриевне, увёз её из Покровского в город. Когда же после 15-летнего брака, он умер, оставив сына и двух дочерей, Марья Дмитриевна до того привыкла к своему дому и к городской жизни, что сама не захотела возвращаться в Покровское.


А.С. ПУШКИН «Дубровский».


Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одной из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями. Дубровский узнал сии места; он вспомнил что на сём самом холму играл он с маленькой Машей Троекуровой.

Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел берёзовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нём забилось. Перед собою видел он Кистенёвку и бедный дом своего отца.

Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Берёзки, которые при нём только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращён был в некошеные луг, на котором паслась опутанная лошадь.


Н.В. ГОГОЛЬ «Мёртвые души».


Сделав один или два поворота, герой наш очутился наконец перед самим домом, который показался теперь ещё печальнее. Зелёная плеснь уже покрыло ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших,- наполняло двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере и всё глядело ныне пасмурно. Ничего незаметно было, оживляющего картину: ни отворявшихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей, никаких живых забот дома! Главные ворота были заперты наглухо и в железной петле висел замок-исполин.


ПОСЛОВИЦЫ:


1. Где родился ----- там и пригодился.

2. Плоха та птица ----------- которой родное гнездо не мило.

3. Дома ----------- и стены помогают.

4. Ищи добра на стороне ------------- а дом люби по старине.

5. О том кукушка и кукует ------------- что своего гнезда нет.


ПЕСНИ:


«Трава у дома»:

И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева,

А снится нам трава, трава у дома

Зелёная, зелёная трава.


«Отчий дом »:

Как живёшь ты, Отчий дом?

В светлой грусти о былом?

Я у дома, у крыльца родного

Встречи жду и вновь пою:

Здравствуй, милый Отчий дом,

Будь за нас спокоен.

Днём и ночью, мы всегда с тобою,

Я полна твоим теплом.

« Родительский дом »

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что нас примет с любовью и нежностью

Наша пристань - родительский дом.

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей надёжный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.


«С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе.

А, может, она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

Регистрационная форма участника конкурса

«Название конкурса»



1

Фамилия имя, отчество педагога (полностью) в дательном падеже.

1) Балина Наталья Анатольевна

2) Ефремова Татьяна Александровна

2

Фамилия имя, отчество обучающегося, воспитанника (если участвует)


--------------------------------

3

Населенный пункт, субъект Федерации, область, город, улица, квартира (с индексом)

1)РФ Ростовская обл., г. Азов, ул.Кондаурова 31, кв.119

2) РФ Ростовская обл., г. Азов, ул. Ленина, 83, кв. 28

4

Контактный телефон (мобильный)

  1. 89885714507

  2. 89515359225

5

Электронная почта (для отправки электронного документа)

a.balin2009@yandex.ru

6

Образовательное учреждение (место работы)

«ГБОУ НПО РО АККПУ»

7

Номинация

«Лучшее из методической копилки»

8

Предмет (образовательная область)

  1. литература

  2. Основы православной культуры

9

Класс обучающихся

1 курс (10 класс)

10

Тема методической разработки

Отчий дом

11

Как Вы узнали о конкурсах

Рассылка на электронную почту училища: pu_82@rambler.ru

12

Какой способ доставки оплачен:

А - электронный вариант

Б - заказное письмо

А

12



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал