- Учителю
- Рабочая программа по ритмике 1-2 классы
Рабочая программа по ритмике 1-2 классы
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №3
Советского района г. Тулы
Рабочая программа
по ритмике
1-2 классы
г. Тула, 2014г.
Содержание
-
Вступление 3
-
Первый год обучения 4
-
Второй год обучения 7
-
Календарно-тематическое планирование содержания уроков_______ 10
Вступление
Ритмика является важной дисциплиной в системе музыкально-эстетического восприятия. Её основная цель - развитие музыкальных способностей через движение. На занятиях ритмики дети учатся слушать и понимать музыку, её образно-художественное содержание , эмоционально и выразительно передавать его посредством движения.
Ритмика помогает усвоить основные элементы музыкальной выразительности, развивает музыкальный слух и память, чувство ритма, активизирует восприятие музыки.
В процессе занятий музыкальным движением формируется художественный вкус, расширяется кругозор, развиваются творческие способности.
Вместе с тем ритмические занятия играют важную роль в физическом воспитании детей. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы. Основу занятий ритмикой составляют простые, доступные формы движений: различные виды ходьбы, бега, прыжков, элементарные гимнастические упражнения, танцевальные движения и танцы, упражнения с предметами, построения и перестроения, игры.
Основной формой работы по ритмике является урок. Примерная схема плана урока:
-
Вводная часть. Построение, приветствие, марш (возможны различные варианты ходьбы и бега), чаще всего с определёнными музыкально-ритмическими задачами, перестроение на основную часть урока.
-
Основная часть. Гимнастические упражнения и комплексы упражнений, различные построения и перестроения, упражнения с предметами, различные упражнения и игры, содержащие музыкально-ритмические задания. ( В этой части урока осваиваются основные музыкально-ритмические и выразительные средства, идет работа над формой, метроритмом, а также темпом , динамикой, регистрами и т.д.)
-
Заключительная часть. Ролевые игры, танцы, ритмические этюды, инсценировки.
Данная программа адресована учителям ритмики в начальных классах общеобразовательных школы, а так же музыкальными руководителями дошкольных учебных заведений и различных центров эстетического воспитания.
Программа предполагает следующие направления обучения:
-
Музыкальные понятия (элементы музыкальной выразительности);
-
Основные формы движений;
-
Пространственные построения и фигуры.
Первый год обучения
Характер музыки. Понятие о характере музыки. Подбор эпитетов, отражающих её настроение. Основные жанры: песня, марш, танец, (различные танцевальные жанры: вальс, полька). Умение выразительно выполнять движения в соответствии с характером музыки и ее жанром. (Придумывать движения самостоятельно или выполнять их вслед за преподавателем.)
Характер музыки. Основные понятия о скорости музыкального движения - темпе. Быстрый - умеренный- медленный темп. (Возможны итальянские понятия: Аллегро - Анданте - Адажио). Значение темпа в создании характера музыки. Умение определять темп, двигаться в соответствии с темпом исполняемого произведения, удерживать заданный темп (при исполнении музыки или по памяти).
Динамика. Основные понятия о силе звука - динамике. Музыкальные понятия: громко тихо (форте и пьяно). Значение динамических оттенков в создании характера музыки. Умение отражать в движении музыкальную динамику (через активность движений и силу мышечного напряжения).
Строение музыкального произведения. Основные понятия о строении музыкального произведения. Количество частей, повтор или контраста (например, А Б А) Куплетная форма (в народных или детских песнях), понятие куплета, запева, припева. Понятие музыкальной фразы (поначалу равные по протяженности, затем различные). Умение определять структурные членения в музыкальном произведении, измерять движение в соответствии с ними. Понятия о вступлении и заключении. Умение начинать и завершать движение в точном соответствии со вступлением и заключением.
Метроритм. Основные метроритмические понятия. Понятие акцента (сильной доли). Понятие музыкальной пульсации («Сердца» музыки). Отражения равномерной ритмической пульсации в движении: условных жестах, ходьбе, беге и др. Понятие акцента (сильной доли). Понятие о двудольности и трёхдольности (счет на «2» и «3»). Ходьба с акцентом на счет «2» и «3» (возможно с условным движением рук: в двухдольном размере на «раз» - руки вниз, на «два» - вверх; в трехдольном на «раз» - руки вниз, на «два» - в стороны, на «три» - вверх). Понятие кратких и долгих звуках, их сравнение (четверти и восьмые). Исполнение простейших ритмических рисунков условными знаками и в движении (например, восьмые - вращение кистями, четверти - хлопки; восьмые - хлопки, четверти - рука на ребро; восьмые - бег, четверти - шаг и т.п.) Развитие ритмической памяти (при непроизвольном восприятии ритмического рисунка) в упражнениях с использованием различных длительностей; упражнение «эхо». Двигательно-речевые упражнения на выделение равномерной пульсации, акцента или ритмического рисунка.
Понятие о ладе и его роли в создании музыкального образа.
Понятие о регистрах: высоком - среднем - низком и их образном значении в музыкальном произведении. Связь высоты звучания и движения: легкого и тяжелого.
Понятие о способах исполнения движения: связного, плавного (легато), несвязного (нон легато) и отрывистого, острого (стаккатто).
Основные формы движения
Основные исходные положения рук и ног (руки: свободно опущены вниз, разведены в стороны на уровне плеч, подняты вперед, вверх; ноги: ступни сомкнуты, пятки вместе - носки врозь, ноги на ширине плеч).
Гимнастические упражнения, направленные на развитие мышц плечевого пояса корпуса, рук и ног:
-
Наклоны и повороты головы, круговые движения плечами (при различных положениях рук), поднимание и опускание плечей.
-
Круговые, маховые и плавные движения рук. (Упражнения: «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница»).
-
Сжимание и разжимание кистей рук.
-
Наклоны корпуса.
(Расслабляющие упражнения: «ронять» корпус, руки кисти; «стряхивать в них воду»)
-
Подъем на полупальцы, полуприседания, «пружинки».
Большое значение, особенно на начальном этапе имеют движения - имитации, подражания какому-либо действию: «полоскать платочки», «плавать», «рубить дрова», «собирать ягоды» и т.д.
Танцевальные движения.
Основные виды шага:
-
Мягкий (спокойная ходьба с носка)
-
Бодрый (активный, решительный)
-
Высокий (с высоким подниманием колен)
-
Пружинящий (шаг, сочетающий лёгкое приседание и подъем на полупальцы на каждой ноге)
Основные виды бега:
-
Лёгкий (обычный бег, ноги остаются сзади)
-
Высокий - «лошадки» (с высоким подниманием колен)
Прыжки:
-
Пружинящие подпрыгивания на двух или одной ноге
-
Подскоки (лёгкие, «летящие» или энергичные, высокие)
Элементы танца:
-
Приставные шаги в сторону (вперед)
-
Боковой галоп
-
Хороводный шаг (отличается от обычной ходьбы бóльшей плавностью и устремлённостью)
-
Выставление ноги на пятку и носок
-
Выставление ноги на пятку с полуприседание
Пространственные построения и фигуры
-
Построения по пространственному ориентиру: вдоль стен, по отмеченным линиям и т.п.
-
Построение в шеренгу: плечом к плечу, лицом в одну сторону
-
Построение в колонну: в затылок друг другу с равными интервалами (построение в колонну может быть по одному или в парах.)
-
Построение цепочкой: колонной, взявшись за руки
-
Построение в круг (полукруг)
-
Свободное размещение на площадке: произвольно (равномерно) или несколькими кружками, колоннами и т.д.
Второй год обучения
Музыкальные понятия (элементы музыкальной выразительности)
Характер музыки. Активизация восприятия характера музыки, его самостоятельной оценки. Дальнейшее знакомство с танцевальными жанрами и их музыкальными особенностями: менуэт, гавот, хоровод, пляска, регтайм и другими по выбору педагога.
Темп. Умение свободно ускорять и замедлять темп, сочетая это с изменением темпа движения или вида движения. Работа над нюансами в темпе.
Динамика. Отражение в движении различных особенностей и деталей динамики в музыкальном произведении: частой смены динамических оттенков, усиление и уменьшение силы звука (крещендо и диминуэндо) посредством усиления и ослабления силы движений, внезапные динамические акцента (сфорцандо) и т.д.
Строение музыкального произведения. Работа над двух- и трёхчастными формами, понятие репризы. Отражение в движении более сложного строения фраз.
Метроритм. Понятие о сильной и слабой долях. Музыкальный размер: 2/4 , 3/4, 4/4. Умение определять размер на слух. Основные длительности: восьмая, четверть, половинная. Пауза. Их запись «ритможестами» и в движении. Исполнение таким образом несложных ритмических рисунков, включающих данные длительности. (Работа над осознанным восприятием ритма, его воспроизведением). Усложнение ритмических рисунков в упражнениях на развитие ритмической памяти. (Работа над непроизвольным запоминанием и восприятием музыкального ритма.)
Понятие о мелодии и аккомпанементе. Канон. Другие музыкально-теоретические понятия в соответствии с определенными конкретными музыкальными произведениями по усмотрению педагога.
Основные формы движения
Основные исходные положения рук и ног из программы первого года обучения сохраняют своё ведущее значение. Новые исходные положения: 1, 2, 3 позиции ног, положение стоя - тяжесть тела перенесена на одну ногу, положение в выпаде.
Гимнастические упражнения, направленные на развитие мышц рук, корпуса, ног:
-
Круговые махи рук («мельница») с усилением до прыжка.
-
Круговые махи одной рукой
-
Повороты корпуса («пилка»), возможно в парах
-
Сгибание вперёд и разгибание корпуса (руки касаются пола)
-
Постепенное сгибание корпуса и разгибание корпуса («катушка»)
-
Махи ногой, качание ноги
-
Выпады вперёд и в сторону с пружинящим движением в колене
-
Стойка на одной ноге, другая согнута в колене («цапля»)
-
Стойка на полупальцах
Танцевальные движения
-
Различные характерные виды шага: решительный, настороженный, тяжелый (с выпадами), крадущийся (вперёд, назад), ходьба на полупальцах
-
Аналогичные виды бега: тяжелый (с выпадами), решительный и т.д.
Прыжки: в продвижении и повороте, на двух и одной ноге (в различных комбинациях). Подскоки в кружении
Элементы танца
-
Приставной шаг вперёд
-
Прямой галоп
-
Шаг польки
-
Дробный шаг (шаг с притопом)
-
Выставление ноги на пятку с полуприседанием (с подпрыгиванием)
-
Переменный шаг (тройной)
Пространственные построения и фигуры
-
Построение двух концентрированных кругов (из пар, одного круга, двух колонн, двух шеренг)
-
Построение квадрата из круга
-
Сужение и расширение круга
-
Положения в парах (лицом в одну сторону, держась за руки; руки соединены накрест - «корзиночкой», лицом друг к другу; стоя одним боком (правым к правому или левым к левому), взявшись за руку или под руку)
-
Построение «Воротца» (лицом или боком друг к другу)
-
Построение «Звездочка»
-
Построение «Карусель» («Звездочка» из нескольких пар)
-
Построение «Плетень» (шеренга - руки за спину или соединены «корзиночкой»)
-
«Корзиночка» («Плетень» по кругу)
-
Построение «Змейка»
-
Построение «Вьюнок»
Календарно-тематическое планирование содержания уроков
Первый год обучения
Месяцы
Музыкальные понятия (элементы музыкальной выразительности)
Основные формы движений
Пространственные построения и фигуры
Сентябрь
Характер музыкального произведения. Основные жанры.
Исходные положения рук и ног. Шаги: мягкий, высокий, легкий бег
Основное построение группы на уроке
Октябрь
Темп. Динамика. Регистры. Лад. Штрихи (плавно - отрывисто).
Пружинящие подпрыгивания. Полуприседания. Подъём на полупальцы. Бег «Лошадки».
Посторонние в колонну и самостоятельное перестроение в колону из пар
Ноябрь
Вступление и заключение. Количество частей в произведении. Повтор и контраст.
Пружинящий шаг. Подскоки.
Построение в шеренгу и самостоятельное перестроение из колонны в шеренгу и наоборот
Декабрь
Пульсация. Акцент.
Приставной шаг в сторону, притопы, топающий.
Построение цепочкой и перестроение из шеренги в цепочку
Январь
Краткие и долгие звуки. Четверти и восьмые.
Боковой галоп. Тройной притоп.
Построение в круг, умение удерживать круг.
Февраль
Двудольность и трёходльность. Счёт на «2» и «3». Полька, вальс.
Выставление ноги на пятку и носок.
Полукруг.
Март
Музыкальная фраза.
Выставление ноги на пятку и носок.
Свободное размещение на прощадке.
Апрель
Куплетная форма. Куплет, запев, припев. Жанры: хоровод, пляска.
Приставной шаг вперёд.
Закрепление.
Май
Закрепление. ( знакомство с новыми жанрами: регтайм и др. по усмотрению педагога).
Закрепление.
Закрепление.
Второй год обучения
Месяцы
Музыкальные понятия (элементы музыкальной выразительности)
Основные формы движений
Пространственные построения и фигуры
Сентябрь
Закрепление пройденного в первый год обучения. Упражнения на ускорение и замедление темпа.
Закрепление пройденного в первый год обучения. Шаг и бег с выпадами.
Построение двух концентрированных кругов из пар.
Октябрь
Упражнения на усиление и уменьшение динамики. Основные длительности: восьмые, четверти, половинные.
Прыжки в продвижении и повороте. Подскоки в кружении.
Построение двух концентрированных кругов из двух колонн или шеренг.
Ноябрь
Музыкальный размер: 2/4, 3/4, 4/4,
Прямой галоп.
Построение квадрата.
Декабрь
Пауза. Жанры: менуэт и гавот.
Дробный шаг. Переменный шаг.
Положения в парах.
Январь
Двух- и трёхчастные формы. Понятие репризы. Упражнения с внезапными динамическими акцентами.
Выставление ноги на пятку с полуприседаниям (с подпрыгиванием).
Построение «Воротца».
Февраль
Знакомство с новыми жанрами: гавот, менуэт и др. по усмотрению педагога.
Закрепление.
Построения «Звездочка», «Карусель».
Март
Мелодия и аккомпанемент.
Закрепление.
Построения «Плетень», «Корзиночка».
Апрель
Канон.
Закрепление.
Построение «Змейка», «Вьюнок».
Май
Закрепление.
Закрепление.
Закрепление.
Гимнастические упражнения, направленные на развитие отдельных групп мышц, используются, как правило, комплексно и включаются в уроки на протяжении всего учебного года.