- Учителю
- Создание проблемных ситуаций на уроках черчения
Создание проблемных ситуаций на уроках черчения
Слайд1 Слайд 2
Создание проблемных ситуаций на уроках черчения
«Доказать возможно больше с помощью возможно меньшего числа предпосылок» Л.Нельсон
Слайд 3 С тех пор, как человек стал Человеком Разумным, как его труд стал носить коллективный характер, для него стало жизненной необходимостью обмениваться мыслями с себе подобными, искать и находить решение. Такого понимания люди смогли достичь благодаря языку слов, но еще раньше возник язык графики. Он наиболее естествен для передачи информации о форме предмета, его зрительном образе, кроме того он интернационален и понятен без переводчика. Вот об изучении графических изображений и пойдет здесь речь.
Исследования ученых показали, что в современной школе с целью совершенствования индивидуальных способностей школьника, развития его как личности целесообразны такие методы и приемы обучения, которые создают условия для активизации его познавательной деятельности.
Таким методом наряду с другими является проблемное обучение. Оно направлено на такую организацию учебного процесса, при котором знания не даются учащимся в готовом виде. Они должны добыть их в процессе самостоятельной познавательной деятельности в условиях проблемной ситуации.
Проблемное обучение - один из видов обучения, основанных на использовании эвристических методов. Оно относится к технологиям поискового и исследовательского обучения. В основе организации проблемного обучения, в кокой-то мере имитирующего процесс научного познания путем решения учащимися проблемных ситуаций, лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика. Однако учебное исследование отличается от научного тем, что учебная проблема является новой только для учащихся и учебное исследование ведется под руководством учителя.
Слайд 4 Учитель призывает обсудить возможные варианты решения поставленной задачи, а учащиеся становятся соучастниками научных поисков и открытий. При этом постановка проблемы начинается с фразы: «Что было бы, если …» или «Вообразим, что …» и т.д. Таким образом в сознании учащихся под руководством учителя создается проблемная ситуация и организуется самостоятельная активная деятельность по ее разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками, развитие мыслительных способностей.
Слайд 5 Для реализации проблемной технологии на уроке необходимы:
отбор самых актуальных, сущностных задач;
определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
построение оптимальной системы проблемного обучения;
создание методических пособий;
подбор средств обучения;
личностный подход учителя, способный вызвать и направлять активную познавательную деятельность ученика.
Проблемное обучение предполагает оптимальное сочетание репродуктивной и творческой деятельности школьников.
Слайд 6 Методы решения проблемной ситуации:
- Исследовательский: индуктивное (от частного к общему) и дедуктивное (от общего к частному) исследование.
- Проектирование.
Проблемное обучение дает возможность учителю, во-первых, обнаружить и оценить уже имеющиеся знания учащихся по той или иной теме черчения, а во-вторых, увидеть, достаточно ли развита у них способность пространственного мышления, и своевременно принять меры для создания лучшего представления об объекте изучения.
Необходимо отметить, что вопрос без опоры на жизненный опыт школьника и приобретенные графические знания не может создать проблемную ситуацию.
Слайд 7 Проблемный урок обязательно базируется на проблемной ситуации, в основе которой может лежать:
-
несоответствие жизненного опыта реальной (новой) ситуации, научным сведениям;
-
несоответствие имеющихся знаний и новых фактов;
-
столкновение нескольких точек зрения, проблема выбора;
-
прогноз (развитие) событий, явлений, предполагаемый результат;
-
недостаток (недоступность) информации.
Слайд 8 Однако ребенок с раннего детства знакомится именно с графическим способом изображения предметов, на уроках ИЗО он получает представление о линейной и воздушной перспективе, что позволяет ему осуществлять поиск практического решения в проблемной ситуации, то есть способа применения полученных знаний в новой ситуации. Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.
Целесообразность применения проблемного подхода во многом зависит от содержания темы. Каждая учебная тема представляет собой логически завершенный круг фактов, сведений, понятий, которые должны быть в ходе подготовки к уроку проработаны, продуманы педагогом.
Проблема может быть оформлена в виде вопроса или задачи. Создание и решение проблемных ситуаций должно играть вспомогательную роль и составлять, как правило, только часть урока.
Слайд 9 Рассмотрим пример урока в процессе которого планомерно создаются и решаются проблемные ситуации.
Тема урока: «Общие понятия о методе проецирования».
Цель урока: дать учащимся понятие об основах проецирования на одну плоскость проекций.
После повторения материала предыдущего урока учащимся предлагается рассмотреть учебную таблицу, на которой даны примеры центрального и параллельного проецирования (рисунок 1).
Рис. 1 Пример проецирования: а - центрального; б - параллельного
Слайд 10
Обучающая деятельность учителя
Учебная деятельность школьников
Поясняя чертеж (рисунок 1), учитель акцентирует внимание учащихся на том, что треугольник как в первом, так и во втором случае параллелен плоскости, на которой изображен.
Школьники, рассматривая учебную таблицу, замечают, что в первом примере треугольник изображен на плоскости в перспективе (рисунок1а).
Учитель подтверждает ответ учащихся, что действительно на примере, приведенном в верхней части чертежа, треугольник изображен в перспективе.
Создание проблемной ситуации
Учитель в доходчивой форме дает понятие о плоскости проекций, способе получения изображений (проекций) при помощи проецирующих лучей, исходящих из одной точки (центра проекций).
Далее учащимся предлагается сравнить два приведенных изображения и попытаться установить различие между ними.
Решение проблемной ситуации Сравнивая первое и второе изображения, учащиеся устанавливают разницу между ними, которая заключается в том, что в первом случае изображение треугольника по своим линейным размерам больше натуры, а во втором - равно натуре.
Учащиеся отвечают на вопросы: 1) Как увеличить или уменьшить изображение (проекцию) фигуры при центральном проецировании, если фигура зафиксирована в определенном положении? 2) Каким путем получается изображение, равное натуре?
Постановка проблемы
Учащимся предлагается подумать, каким способом получено второе изображение (рисунок 1б).
Они должны представить лучи от источника света, удаленного от предмета очень далеко, которые условно можно принять за параллельные между собой. На плоскости проекций в этом случае получится изображение, равное по своим линейным размерам проецируемому предмету.
При этом обязательно подчеркивается, что полученное таким образом изображение является плоским и поэтому не во всех случаях можно судить о действительных размерах и форме предмета, в частности остается неизвестным его третье измерение.
Слайд11
Более того, совершенно различные по форме предметы при проецировании на одну плоскость могут иметь одно и то же изображение (рисунок 2). В этом случае проецируют предмет на две или три плоскости проекций.
Поисковая деятельность учащихся Прежде всего учащиеся обращают внимание на положение проецирующих лучей относительно друг друга, а также на расположение источника освещения относительно предмета.
Создание гипотезы
Путем сравнения двух изображений учащиеся строят предположение, что во втором примере проекция параллельная.
Слайд 12
Учитель предлагает выполнить графическую работу, связанную с построением параллельной проекции фигуры (рисунок 3).
Учащимся предлагается ответить на вопрос: На основе чего можно заключить, что линейный размеры спроецированной фигуры равны линейным размерам самой фигуры в натуре?
Доказательство и проверка гипотезы
Учащиеся в рабочей тетради выполняют построение параллельной проекции фигуры на плоскости V.
Учащиеся убеждаются, что поскольку проецирующие лучи параллельны и проходят через характерные точки фигуры, расположенной параллельно плоскости проекций, то на этой плоскости получается ее параллельная проекция, линейные размеры проекции равны линейным размерам фигуры в натуре.
Учащиеся по модели и чертежу устанавливают, что плоскость фигуры в натуре параллельна плоскости проекций, а следовательно, все четыре его вершины одинаково удалены от плоскости проекций.
Кроме того, эти лучи (каждый в отдельности) составляют прямой угол с плоскостью проекций. Следовательно, на эту плоскость фигура спроецирована в натуральную величину.
Заметим, что в ходе урока некоторые школьники самостоятельно приходят к правильному заключению о том, что изображение треугольника на плоскости, выполненное в центральной проекции (рисунок 1а), увеличивается или уменьшается по мере удаления или приближения к центру проекций.
Рис. 2 Неопределенность формы предмета на изображении
Рис. 3 Проецирование на одну плоскость проекций
Слайд 13
Наблюдая за деятельностью учащихся на данном уроке, следует отметить повышенную активность в решении поставленных перед ними задач. Проблемная ситуация создавалась тем, что в самом начале урока учащиеся были нацелены на необходимость твердо усвоить основные правила проецирования. Эта ситуация возникла на основе практических действий, поскольку обнаружилась необходимость объяснить основные правила получения изображений и установить их взаимосвязь. Поставленная проблема заставила учащихся подойти осознанно к решению конкретной графической задачи, отчего процесс усвоения материала проходил целенаправленно. В процессе поисковой деятельности учащиеся обращали внимание на положение проецирующих лучей относительно друг друга.
Не трудно заметить, что гипотеза была создана путем изучения приведенных на учебной таблице двух изображений и установления учениками различия между ними.
Выдвигаемое предположение учащимися, что во втором случае проекцию можно считать параллельной, базируется на знаниях основных положений курса геометрии. Что же касается первого изображения, то учащиеся также не встретили каких-либо затруднений, так как с перспективой знакомились на уроках изобразительного искусства. Межпредметная связь здесь особенно заметна.
Доказательство гипотезы осуществлялось посредством самостоятельной умственной и графической деятельности учащихся. Проверка гипотезы проводилась путем практического решения задачи, связанной с выполнением чертежа фигуры и, конечно, с учетом сделанных учащимися предположений, подтвержденных учителем.
Ценность этого урока очевидна. Она заключается в том, что учащиеся самостоятельно овладевают определенной суммой графических знаний путем сравнения и сопоставления двух изображений.
Слайд 14
Вывод
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод, что на данном этапе развития современной школы проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Проблемное обучение поможет школьникам не только успешно овладеть учебным материалом, но и будет способствовать воспитанию у них интереса к изучаемому предмету, повышать активность их обучения.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску. Тем самым войдя в жизнь ребенок будет более защищен от стрессов.
Слайд 15
Великий ученый, основоположник начертательной геометрии Гаспар Монж говорил:
«Очарование строгой, красивой и понятной науки может победить свойственное людям отвращение к напряжению ума и поможет найти удовольствие в упражнении своего разума».
8