7


  • Учителю
  • Конспект открытого занятия по фортепиано «Работа над качеством звука в классе фортепиано»

Конспект открытого занятия по фортепиано «Работа над качеством звука в классе фортепиано»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств им. М.А. Балакирева

г. Ульяновск

Елена Юрьевна Лазарева

Преподаватель фортепиано





















Конспект открытого занятия по фортепиано

«Работа над качеством звука в классе фортепиано»



Название предмета: «Музыкальный инструмент. Фортепиано для учащихся фольклорного отделения».

Класс: пятый год обучения.

Тема: «Работа над звукоизвлечением с ученицей фольклорного отделения».

Форма мероприятия: открытый урок.





Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей.

(Ромен Роллан)



Открытый урок с ученицей 5 класса фольклорного отделения Мещеряковой Анастасией.

Тип урока: комбинированный урок, направленный на закрепление практических навыков.

Вид урока: урок-практика.

Цель: работа над техническими приёмами в конкретных произведениях, решение образовательных, воспитательных задач и задач интеллектуального развития учащейся.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение следующих навыков: умение проанализировать форму произведения, гармонический язык, определить, из чего состоит мелодия, какие интервалы используются в её построении;

  • продолжить формирование творческих возможностей для достижения выразительного характера в произведении;

  • проконтролировать степень усвоения основных умений и навыков, полученных на предыдущих уроках.

Развивающие:

  • развитие слухового контроля;

  • развивать у учащихся самостоятельность мышления.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока освоению мировоззренческих понятий: мелодия, интонация, интервалы, тональность, гармония, динамика;

  • преодоление трудностей в работе над интонацией, гармоническими отклонениями, отработка пианистических движений.

Методы ведения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: два рояля, нотный материал, стулья, стол

Программа урока: гамма Ми мажор, П.И. Чаковский «Старинная французская песенка», А. Лемуан «Этюд До мажор», ансамбль А. Аренского «Журавель».

План урока: организационный момент, вступительное слово педагога, практическая часть, заключительная часть.

Ход урока:

  1. Организационный момент - приветствие, посадка за инструмент, сообщение цели и задачи.

  2. Повторение пройденного материала.

  3. Итог урок

  4. Домашнее задание

Работа над звуком - самая трудная работа, так как она тесно связана со слуховым и внутренним миром ученика и заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Чем грубее слух, тем тупее звук. Научить хорошему звуку труднее всего, так как очень многое зависит от ученика себя слушать, ибо умение слушать - основа педагогического мастерства. Певучестью должна быть проникнута вся музыкальная ткань, а не один только доминирующий мелодический голос. Основной принцип «туше» - слияние пальцев с клавиатурой. Нужно стремиться к плавным, слитным и оправданным движениям, естественным и свободным.

Урок начнется с исполнения гаммы Ми мажор. Здесь ставится узкая цель - достижение четкости и беглости. Проследить за подкладывание первого пальца. Это самый проблемный момент при изучении гамм. Обратимся к совету российского пианиста и педагога Г. Г. Нейгауза. Упражнение, которое советует Г. Г. Нейгауз, заключается в вычленении в звукоряде гаммы тех звуков, на которые приходится подкладывание. Прошу ученицу сыграть это упражнение.

Во время подкладывания часто локоть и все предплечье «выворачивается» вместе с первым пальцем. Этого нужно избегать, и добиться, чтобы предплечье и локоть как бы рисовало ровную линию, без изломов и изгибов.

А. Лемуан. Этюд C dur.

В этюде решаются две задачи, которые необходимо выполнить две задачи: работа над стаккато и овладение аккордовой техникой. Стаккато единственный штрих этюда. Основная техническая трудность - игра аккордами. Работа должна проходить над двумя типами стаккато - щипковым и ударным. Левая рука опорная и играет роль фундамента и аккомпанемента. Правая рука подвижная, легкая, ведущая основную мелодическую линию.

Аккорды нужно играть с помощью кистевых движений (на свободной кисти), а не всей рукой, т.к. движения всей рукой создают скованность в кисти и пальцах.

«Старинная французская песенка» П.И. Чайковского. В правой руке затактовое начало мотива («тихий вздох»), плавное движение восьмых длительностей к длинной четвертной с точкой («стонущей» интонационной вершине). Играем в ансамбль: ученица ведет мелодию правой руки, преподаватель левой. Рассказать ученице, что в левой руке Чайковский использует полифоническое изложение, а именно двухголосие. Разложим партию левой руки на голоса. Бас - сдержанный, мудрый старик. Тенор - женщина, сопрано - ребенок-сирота. Так постепенно выстроится образ пьесы. Рассказать ученице историю о бродячих музыкантах на отдыхе. Сирота рассказывает печальную историю своей жизни. Его слушают женщина и старик, сочувствуют ребёнку, размышляют о его судьбе.

Ансамбль А.Аренского «Журавель» (фуга). Познакомить ученицу с творчеством А.Аренского, с понятием «Фуга». Разбор произведения.

Творчество Аренского - русская музыкальная классика, связанная с народной песенностью. Его произведения отличаются поэтичностью, изяществом, совершенством формы, разнообразием жанров. В фуге на тему «Журавель» для фортепиано в четыре руки композитор использовал украинскую народную тему. Общий характер произведения - танцевальный, игривый, жизнерадостный.

Фуга - многоголосное полифоническое произведение, основанное на приёмах имитации, то есть на поочередном изложении и преобразовании темы в разных голосах. Фуга может быть самостоятельным произведением.

Произведение состоит из трёх основных разделов. Первый раздел - экспозиция 12 тактов. Второй раздел строится более свободно - тема проходит контрапунктическому и модуляционному развитию 33 такта.

В третьем завершающем разделе обычно утверждается главная тональность G dur 16 тактов.

Первая часть произведения начинается с главной темы, которая проходит в партии фортепиано в низком регистре, вначале одноголосно, а с третьего такта - в октаву с небольшим ритмическим смещением. Затем тема переходит к солисту.

Характер весёлый, радостный, живой. Темп Allegro moderato - умеренно скоро, размер 4/4, тональность G dur.

Фуга написана как своеобразная «пьеска - игра», привлекающая ребенка, предлагающая ему послушать в ансамбле полифонические переклички с разными вариантами канонического движения. Работа проходит над синхронностью при взятии и снятии звука, равновесием звучания в аккордах, разделенных между партнерами, передача голоса от партнера к партнеру, соблюдение общности ритмического пульса, единством динамики, фразировки. Особое внимание следует уделить ритму. Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма.

Рефлексия.

1. Скажи, трудности у тебя были?

2.Как ты считаешь, ты достигла цели, произведения зазвучали интереснее?

3.А ты довольна результатом?

Я рада, что ты слышишь свое исполнение и можешь сказать получилось у тебя или нет. Полученные на уроке знания тебе необходимо закрепить дома.

IV. Итог урока.

Работа над звуком - задача сложная, но разрешимая. Главное слушать свое исполнение и тогда, постепенно, ты овладеешь особенным музыкальным языком.

V. Домашнее задание.

Закрепление пройденного материала.



Использованная литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры.- Москва «Государственное музыкальное исполнительство», 1961.-318с.



Интернет ресурсы:

1.music.jofo.ru/287104.html



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал