7


  • Учителю
  • Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Оглавление

I.Введение……………………………………………………………………………….стр 2.

II.Основная часть………………………………………………………………………..стр 3-9

2.1. Возникновение музыкальных инструментов и их связь с бытом и культурой народа

коми……………………………………………………………………………………….

2.2. Ударные музыкальные инструменты- идиофоны……………………………………..

2.3.Струнные музыкальные инструменты- хордофоны……………………………………

2.4. Духовые музыкальные инструменты - аэрофоны……………………………………..

III.Заключение………………………………………………………….……………….стр 9

Библиографический список…………………..……………………………..................стр 10

Приложение - презентация………………………………………………………………….

































































































I.Введение



Второй год я изучаю коми язык. Мне очень нравиться этот красивый язык. За это время я узнала очень много слов. Могу на коми языке рассказать о себе, о своей гимназии, о своей семье, о родном городе. У меня очень разнообразные увлечения. И одно из них - это музыка. Я задала себе вопрос. А на каких музыкальных инструментах играли коми. Почему для их изготовления применяли тот или иной материал.

Актуальность исследования: Исследование интересно и актуально для обучающихся, которые хотят узнать больше о культуре коми народа.

Проблема: Учащиеся города Воркуты изучают коми язык, но не все знают коми народные музыкальные инструменты, их предназначение, происхождение инструментов, их прошлое и настоящее.

Гипотеза: Возникновение коми музыкальных инструментов связано с культурой и бытом коми народа.



Цель работы: Узнать историю появления музыкальных инструментов, назначение, проследить путь их развития.



Задачи: Изучить историческую, учебную, справочную литературу о коми народных музыкальных инструментах; систематизировать полученную информацию; на примере некоторых инструментов показать, самобытность культуры коми народа, связь с природой.



Предмет исследования: коми народные музыкальные инструменты, их прошлое и настоящее.



Методы исследования: анализ, обобщение, классификация, сравнение



Структура исследовательской работы: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложения.

























II. Основная часть.



2.1.Традиционными музыкальными инструментами народа коми являются как простейшие приспособления предметов окружающей природы и домашнего быта, так и более сложные и разнообразные по конструкции музыкальные инструменты специального изготовления.

Большой научный и практический вклад в обнаружение неизвестных ранее коми национальных музыкальных инструментов, их пропаганду внёс коми композитор Чисталёв Прометей Ионович. Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Коми инструменты прикладного назначения со временем стали уходить в прошлое, а вот национальные музыкальные инструменты принимают новый вид. Усовершенствование и модернизация коми народных музыкальных инструментов идёт с сохранением специфических данных, от которых зависит их звучание. Народные коми инструменты изготовлялись из дерева, бересты, стеблей растений, листьев травы и деревьев, стволов и ветвей деревьев.





2.2. Существует классификация коми народных музыкальных инструментов. Первая группа - идиофоны, или ударные музыкальные инструменты. К ним относятся: пу барабан, тотшкöдчан, торган, сярган, жыннян, гырничьяс, зиль-зёль, пу паньяс, шур-шар.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты





Пу барабан («деревянный барабан») - изначально пастушеский инструмент, использовавшийся для подачи пастухом сигналов определённым ритмом: сбор, выгон, пригон скота, а также для отпугивания хищников от скота. Изготовлялся из ели в виде дощечки и двух палок-колотушек к ней.





Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Аналогичными по функции пу барабана были пу бедьяс («деревянные палочки»). Их также использовали оленеводы для отпугивания волков от стада оленей в ночное время.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

С помощью тотшкöдчан («колотушки») подавались сигналы сбора на обед для людей.



Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты





Сярган («трещотка») применялась для отпугивания лошадей и других домашних животных, забравшихся на посевы.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты



Пу паньяс - деревянные ложки - вид соударяемых идиофонов.

Гырничьяс - глиняные горшки, представляющие набор ударяемых сосудов, который состоит из трёх-пяти горшков различных по величине и высоте звука.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты





Жыннян (борган, боткан) - ударный идиофон вида подвесных колоколов. Существовало два их вида: деревянный - долблённый из куска твёрдого дерева (берёзы); жестяной (клёпаный). Колокола имели прямоугольную или трапециевидную форму; внутри привязывался деревянный или металлический язычок. Колокол подвешивался на шею домашних животных.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Торган - бубенчики и бубенцы, относящиеся к мембранным идиофонам (погремушкам).



Шур-шар - погремушка. Изготовлялась игрушка взрослыми для увеселения маленьких детей из бересты. Звучание инструмента зависело от наполнения и приёма игры.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Зиль-зёль - инструмент особый, непохожий по строению и звучанию на другие ударные инструменты. Представляет собой рукоятку, на которой прикреплены палочки разной длины. При встряхивании, инструмент издаёт нежный звук, похожий на «журчание» ручейка.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

2.3. Вторая группа музыкальных инструментов - хордофоны (струнные). К ней относятся: брунган, сигудöк, сигудöк-балалайка.

Брунган - малоподвижный трёх- и шестиструнный ударный инструмент. На нём играют одним молоточком, который, отталкиваясь от упругих струн, несколько задерживает движение руки исполнителя. Инструмент, имеющий огромный резонатор, обладает сильно гудящим звуком.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Сигудöк - трёх- или четырёхструнный смычковый инструмент. Сигудки имеют разнообразные внешние формы - от плоской досчатой до фигурной скрипичной, - что свидетельствует о различных исторических периодах их возникновения.





Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Сигудöк-балалайка - трёхструнный щипковый инструмент, изготовлявшийся из цельного куска дерева мягкой породы - осины или ольхи.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты



2.4 .Третья группа музыкальных инструментов - аэрофоны (духовые): юмöд киль, пöляннэз, пу пöлян, куима чипсан, сёй пöлян, сюмöд буксан, гудöк, буксан. Пу пöлян - деревянная трубка, которая имеет вид флейты со свистковым вырезом и щелью. Чаще всего изготовлялась из сосны, реже - из осины.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Куима чипсан - трёхствольная дудка, изготовленная из свежих или подсушенных стеблей трубчатого зонтичного растения заргум, омрагум (дудник).





Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Сёй пöлян - глиняная дудка в форме птицы (петушка или утки) со свистком и двумя боковыми отверстиями.



Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Гудöк - гармонь (инструмент с набором проскакивающих язычков). Фабричные гармони в среду коми стали проникать со второй половины XIX века и вскоре получили всеобщее распространение.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

С помощью сюмöд полян («берестяная дудка») и сюмöд буксан («берестяной рожок») охотники и пастухи подавали друг другу сообщения а некоторые охотники-умельцы могли подражать на них рёву лося.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструментыИсследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Чтобы заманить к себе рябчика, охотник изготавливал из сучка еловой ветки (или из пера крыла и плечевой косточки лесной или водоплавающей дичи) рябчиковый сьöпа чипсан («свисток-манок») и, подражая свисту рябчика, заманивал птицу к себе. После употребления птицы в пищу деревянные сьöпа чипсаны выбрасывались.

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Коми охотники и рыболовы изготовляли инструменты для звукоподражания пению птиц. Так появились сюмöд киль («берестяная плёнка»), пипу лист («осиновый лист»). За ними следуют идзас чипсан («соломенный свисток») и юсь пöлян («лебединая дудка»).

Исследовательская работа по теме Коми национальные музыкальные инструменты

Пастухи делали бадьпу пöлян («ивовая дудка»). Впоследствии стали изготавливаться из пустотелого стебля тростника (гума) одноствольные и многоствольные пöляны («дудки») и чипсаны («свистки»). Летом, начиная с Ильина дня, женщины и девушки играли на них во время отдыха на сенокосе, жатве или при возвращении с работы. В зимнее время года на дудках играли на Святках.



III.Заключение

Подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать, что коми народные музыкальные инструменты возникли сначала как помощники в нелёгком быту людей леса и изготавливались из того материала, который был вокруг них. Впоследствии люди стали на них играть во время отдыха или на праздниках.

Музыкальные инструменты народа коми как и песенное творчество создавались и развивались на протяжении многих веков в соответствии с условиями жизни, быта и труда. Возникновение инструментов происходило на различных стадиях эволюции культуры коми народа и в соответствии с общим развитием человеческого общества и во взаимосвязи народов.

В настоящее время многие коми национальные инструменты применяются народными музыкантами на праздниках песни и фольклорных фестивалях.



































Библиографический список

  1. www.tomovl.ru/komi/Muzykalnye_instrumenty.html

  2. foto11.com/komi/art/musicinstruments/

  3. nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/pedagogicheskiy-proekt-v-strane-muzykalnyh-instrumentov

  4. dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3812/%D0%9A%D0%BE%D0%BC%D0%B8

  5. komionline.ru/news/40234

  6. skazka-17.ru/index.php/sovety-i-rekomendatsii/prepodavatel-komi-yazyka/144-narodnye-instrumenty</</p>



10



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал