7


  • Учителю
  • Научная разработка программы по предмету'Актерское мастерство'

Научная разработка программы по предмету'Актерское мастерство'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Программа по предмету «Актерское мастерство» это целостная программа воспитания актера, подведения его к самостоятельному творчеству на сцене. Эта программа, в которой переведены на язык творческой практики все важнейшие принципы актерского искусства. Данная програм
предварительный просмотр материала

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка


  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа по предмету «Актерское мастерство» это целостная программа воспитания актера, подведения его к самостоятельному творчеству на сцене. Эта программа, в которой переведены на язык творческой практики все важнейшие принципы актерского искусства. Данная программа разработана с учётом требований обновления подхода в изучении искусства в школе, спецификой в системе дополнительного образования детей .Базовыми пособиями по актёрскому мастерству для данной программы являются работы К.С. Станиславского «Работы актёра над собой», М.Чехова « О технике актёра», Л.П Новицкой « Уроки вдохновения. Система К.С Станиславского в действии»,Г.Кристи « Воспитание актёра школы Станиславского»,А.Б.Немировского «Пластическая выразительность актёра», В.А.Немкин « Эстетическое образование личности: от образно-смысловой картины мира к организации эстетических взаимодействий в мире».Театральное искусство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот предмет готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с педагогом, обучает средствам и способом актерской работы. Важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса является художественно-эстетическое и культурное развитие детей. Приобщение к миру театра, знакомство с различными направлениями, историей театра развивают и внутренне обогащают духовный мир ребенка.

Построение учебного процесса связано с практическим постижением предметной основы сценического искусства- действия, которое является выразительным языком актерского искусства. Действие это единый психофизический процесс и поэтому при обучении актерскому мастерству необходимо отталкиваться не от психической, а от физической стороны действия человека, тем самым изучая метод физических действий.

Обучение ребенка этому методу требует длительной работы. Все начинается с развития психофизических качеств: внимания, воображения, чувства веры и правды, чувства ритма и.т.д. Параллельно с развитием психофизической техники будет проходить обучение законченного органического действия, которое должно осуществляться «сегодня», «здесь», «сейчас». Начиная это с выполнения знакомых каждому по жизни действий в несложных предлагаемых обстоятельствах; важно только чтоб обстоятельства определяли цель. При выполнении упражнений будут вводиться препятствия, вначале очень простые и знакомые: рисую - сломался карандаш, мою руки - не смыть пятно и.т.д.

Станиславкий акцентировал внимание на необходимости введения в этюд упражнение- столкновение, т.к. это рождает борьбу, вызывает активность и требует от ученика действенного поиска необходимого решения.

Второй важный момент в программе обучения подведение ученика к сценическому общению или взаимодействию, освоение которого предполагает умение правильно органически воспринимать и оценивать чувства мысли партнера и воздействовать на него в нужном направлении.

Обучение основам актерского мастерства будет неполным если из предмета выпадет такой важный раздел, как анализ драматургического произведения- действенный анализ пьесы и роли. Станиславский определил этот метод как единый процесс познания, включающий в себя две части: «Анализ драматургического материала умом» и «Разведка всем своим физическим аппаратом»

Таким образом, обучение актерскому мастерству по системе Станиславского выливается в два больших раздела:

1.Работа актера над собой.

2.Работа актера над ролью и пьесой

Большинство тем программы являются сквозными и осваиваются на протяжении всего времени обучения.


2.Срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся

Срок освоения программы по предмету «Актерское мастерство» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте от шести с половиной до семи лет, составляет 7 лет. (с 1 по 7 класс). 3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета «Актерское мастерство».

Классы

Количество

недель

Количество

часов (за год)

1 класс

35

52.5

2 класс

35

52.5

3 класс

35

52.5

4 класс

35

52.5

5 класс

35

70

6 класс

35

70

7 класс

35

70


4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

мелкогрупповые занятия (от 4 до 10 человек в группе).

5.Цели и задачи учебного предмета


Цели:

1. Выявление одаренных детей в области театрального искусства в раннем детском возрасте.

2. Художественно-эстетическое развитие личности ребенка на основе приобретенных им в процессе освоения программы театрально-исполнительских знаний, умений и навыков.

3. Подготовка одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области театрального искусства.

Задачи:

1. Создать условия для приобретения детьми опыта творческой деятельности (исполнительского мастерства).

2. Развить способности к продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности.

3. Познакомить учеников с театром как видом искусства.

4. Способствовать формированию у детей и подростков устойчивого интереса к театральному искусству.

5. Способствовать формированию у учащихся духовно-нравственной позиции.

6. Развивать личностные и творческие способности детей.

7. Снять психологические и мышечные зажимы.

8. Научить в области актёрского мастерства:

  • владеть всеми видами сценического внимания.

  • снимать индивидуальные зажимы;

  • видеть, слышать, понимать;

  • обладать ассоциативным и образным мышлением;

  • ориентироваться и действовать в сценическом пространстве;

  • отрабатывать правдивость и точность простейших физических действий;

  • выполнять сценическую задачу;

  • органично и естественно существовать в предлагаемых обстоятельствах;

  • оправдать заданную ситуацию, импровизировать;

  • мыслить и действовать на сцене;

  • взаимодействовать с партнером на сцене;

  • владеть основами самостоятельного распределения в сценическом пространстве.

9. Дать основные теоретические понятия:

  • о сценическом этюде и о его драматургическом построении;

  • о создании сценария этюда и форме его написания;

  • о выразительных средствах сценического действия и их разновидностях;

  • о событии и событийном ряде;

  • о втором плане роли и внутреннем монологе;

  • о сюжете и его структуре;

  • о роли жанра и стиля в драматургии;

  • об особенностях различных школ актерского мастерства:

а) элементы системы К.С.Станиславского: воображение, фантазия, внимание, отношение, оценка факта, предлагаемые обстоятельства, сценическое действие, задача, цель, сверхзадача, атмосфера, физическое самочувствие, конфликт, событие.

Б) М.А.Чехов: Логика сценического действия. Импровизация. Принципы перевоплощения. Перспектива актера и перспектива роли. Зерно сценического образа. Характер и характерность. Жанр и стиль.

  • уметь пользоваться профессиональной лексикой.

10. Развивать в процессе работы на сцене в форме творческой мастерской и творческой лаборатории:

  • наблюдательность;

  • творческую фантазию и воображение;

  • внимание и память;

  • ассоциативное и образное мышление;

  • чувство ритма;

  • логическое мышление;

  • способность выстраивать событийный ряд;

  • способность определения основной мысли, идеи произведения;

  • способность анализировать предлагаемый материал и формулировать свои мысли;

  • уметь донести свои идеи и ощущения до зрителя.

11. Развивать в процессе постановочной работы:

  • партнерские отношения в группе, учить общению друг с другом, взаимному уважению, взаимопониманию;

  • развивать эмоциональную сферу личности ребенка, в том числе способность к состраданию, сочувствию;

  • самодисциплину, умение организовать себя и свое время;

  • чувство ответственности;

  • организаторские способности;

  • умение преподнести и обосновать свою мысль;

  • художественный вкус;

  • коммуникабельность;

  • трудолюбие;

  • активность.


6. Обоснование структуры учебного предмета «Актерское мастерство»

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

  • распределение учебного материала по годам обучения;

  • описание дидактических единиц учебного предмета;

  • требования к уровню подготовки обучающихся;

  • формы и методы контроля, система оценок;

  • методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится раздел программы «Содержание учебного предмета».


7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

- наглядный (наблюдение, демонстрация);

- практический (упражнения воспроизводящие и творческие).


8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база школы, соответствующая действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам, обеспечивает проведение всех видов практических занятий, предусмотренных учебным планом и программой.

Дидактические материалы:

  • наглядные и учебно-методические пособия,

  • методические рекомендации,

  • наличие литературы для детей и педагога.

Материально-технические:

  • кабинет, соответствующий СГН,

  • стол, стулья,

  • магнитофон, DVD проигрыватель,

  • сцена со специализированным световым и звуковым оборудованием,

  • спортивная форма, желательно однотонного темного цвета; удобная, нескользкая обувь ввиду обеспечения техники безопасности на занятиях и свободы движения в процессе работы,

  • компьютер, оснащенный звуковыми колонками,

  • фонотека,

  • использование сети Интернет,

  • материальная база для создания костюмов, реквизита и декораций;

  • школьная библиотека.



II. Cодержание учебного предмета

Первый год обучения

Стартовое занятие: знакомство, решение организационных вопросов, правила обучения и обращения внутри группы, структура занятий;

Организационно-настроечный цикл упражнений.

Диагностика способностей учащихся.

Театральные игры и упражнения.

Сценическое внимание: тренировка устойчивости и концентрации внимания, три круга внимания, внимание к партнеру и групповым действиям.

Мышечная свобода. Органическое внимание - путь к мышечному освобождению. Пути тренировки мышечного аппарата. Гаммы расслабления. Мышечные зажимы.

Упражнения на распределение мышечной энергии, на нагрузку и расслабление мышц. Упражнение на тонизацию мышц. Контрастное напряжение и расслабление, «улавливание» ощущений. Упражнение на снятие мышечных зажимов.

Развитие фантазии и воображения .

Упражнение на вызывание образа и осязательные или вкусовые ощущения. Упражнения на сюжетные саморазвивающиеся представления

Этюды на память физических действий с воображаемыми предметами.

Наблюдение(«знакомое дело», «впервые в жизни») работа с домашними заготовками;

Погружение в творчество.

Развитие навыков свободного самочувствия в условиях публичности: организованность, коллективность, законченность действий;


Второй год обучения


Организационно-настроечный цикл упражнений.

Сценическое отношение. Виды сценического отношения. Отношение к окружающей сценической обстановке как к реальной действительности. Реакция на действительно существующие объекты внимания в условиях предлагаемых обстоятельств. Роль фантазии, веры в оправдании отношения к сценической условности как к реальной жизни.

Упражнения на отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа; Тренировка мышечного аппарата. Упражнение по распределению мышечной энергии, нагрузка и расслабление мышц.

Сценическое отношение и сценическое общение.

Оценка намерения и действия партнера. Пристройка к партнеру. Воздействие на партнера в желаемом направлении. Отношение к партнеру, сложившееся в процессе сценического действия. Парные этюды на общение. Этюды на пристройку к партнеру.

Виды общения. Общение как взаимодействие партнеров, в котором раскрываются характеры героев и идея спектакля.

Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру; самовоздействие на партнера в желаемом направлении.

Групповые игры. Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Парные упражнения и этюды на общение.

Развитие памяти: эмоциональная память, развитие памяти пяти органов чувств (зрение, слух, вкус, обаяние, осязание)

Развитие импровизации

Наблюдения: наблюдения за животными (работа с домашними заготовками)


Третий год обучения


Актерский тренинг: развитие и совершенствование элементов психотехники актера.

Актерский тренинг - это непрерывная смена игр и упражнений, главная задача которых развивать у учеников внимание, наблюдательность, воображение, творческую фантазию, логическое мышление, органичность и непосредственность исполнения заданий.

Элементы актерской техники вводятся постепенно, однако большинство упражнений имеет комплексный характер, что позволяет совмещать работу по закреплению полученных навыков с освоением нового материала.

Сценическое действие и его роль в сценическом искусстве. Сценическое действие как главное условие пребывания на сцене актера, одна из основных предпосылок создания сценического образа. Виды действия, их органическая связь. Различие между действием и чувством, действием и свершившимся фактом. Метод определения действия. Отличие сценического действия от жизненного. Внутреннее и внешнее действия, их взаимосвязь и противодействие. Упражнения и этюды на различные виды действия.

Предлагаемые обстоятельства. «Если бы...» - рычаг, переводящий актера из повседневной жизни в плоскость воображения. Изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств. Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств. Упражнения и этюды на заданные предлагаемые обстоятельства.

Этюдные импровизации.

Оценка. Этапы процесса оценки: смена объекта внимания; собирание признаков, момент установки нового отношения; рождение новой цели. Проявление в оценке жанра пьесы, природы чувств, характера персонажа. Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.

Темпо-ритм. Ритмический счет. Зависимость темпа от предлагаемых обстоятельств. Важность точного определения темпо-ритма в работе над ролью, спектаклем.

Упражнения и этюды на заданный темпо-ритм. Упражнения и этюды на смену темпо ритма. Ритмический счет.

«От слов к делу»

-развитие способности к творческому самовыражению:

реализация и воплощение творческого проекта, освоение сценического пространства, обретение образа и выражение характера героя.


Четвертый год обучения


Актерский тренинг: развитие и совершенствование элементов психотехники актера.

Тренинг психотехники, ансамблевый тренинг, тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства.

Работа актера над ролью

Характеристика героя. Полное раскрытие характера героя через его отношение к окружающему. Необходимость накопления конкретных знаний о своем герое. Речевые особенности героя.

Внешний облик героя. Значимость внешнего облика героя в работе над ролью. От походки к характеру и психологии героя. Грим как основа создания внешнего облика. Внешние подробности, ярко передающие духовную сущность героя. Наработка различных образов через жизненный опыт.

Упражнения «Человек идущий», «Человек жующий», «Плачем и смеемся» и т. д. Актерские этюды с использованием грима, костюма, реквизита.

Биография героя.

Конкретные факты и события, объясняющие характер героя, как основа для создания его биографии. Пьеса - источник нужных сведений (реплики, высказывания, авторские ремарки). Фантазия в создании биографии. Реальные события эпохи, в которой живет герой, знание социальной среды.

Разбор роли по действенным фактам. События в роли. События - факты. Как определить главное событие? Пять основных событий - событийный ряд роли.

Событийная партитура своей роли.

Творческая мастерская

Инсценировка стихотворения.

Подбор материала для постановки. Сбор сведений об авторе, его творчестве. Представление об эпохе, среде, быте, обстановке, национальных особенностях. Время написания стихотворения. Определить тему, идею стихотворения. Написать инсценировку. Подобрать исполнителей, костюмы, реквизит, декорации.

Репетиции и постановка творческих показов учащихся.


Пятый год обучения


Актёрский тренинг, как воспитание вера в предлагаемые обстоятельства.

Импровизация и этюд.

Развитие творческого потенциала учащегося в условиях театральной практики.

Подтекст. «Второй план».

Видения и внутренние монологи.

Видение (видеоряд), лежащее за словами, - помощь актеру при воздействии на зрителя и в общении с партнером. Упражнения и этюды, в которых необходим внутренний монолог. Проработка внутренних монологов роли.

Психофизическое состояние.

Процесс «наживания» необходимого психофизического состояния. Анализ: атмосфера конкретной сцены, оценка обстановки. Верное психофизическое состояние как борьба с актерскими штампами. Роль фантазии в выборе физического самочувствия.

О маленьких ролях и массовках.

Этюды с использованием массовых сцен, где учащиеся могут побыть в роли статистов.

Творческая мастерская

Этюд - цирковой номер. Подбор материала для циркового номера Определение - ради чего показывается номер? Сценическая организация этюда в соответствии с замыслом учащегося: решение этюда в пространстве.

Этюд «Зримая песня».

Подбор материала для постановки. Определение темы и идеи этюда. Подобрать исполнителей. Придумать номер. Определить событийный ряд песни, постановки. Создание сценария этюда. Сценическая организация этюда

Этюд по картине.

Подбор материала для постановки. Сведения об авторе картины, его творчестве. Представление об эпохе, среде, быте, обстановке, национальных особенностях, в которых происходит действие на картине. Определить тему, идею, сверхзадачу картины. Понять, какое событие только что здесь произошло (или, может быть, вот-вот должно произойти); какое участие в нем принимают действующие лица картины; в каких предлагаемых обстоятельствах они действуют, каково отношение каждого героя к происходящему. Определить колорит картины (мрачный, тревожный, радостный, светлый, грустный и т. п.), т. е. мизансцену. Написать инсценировку. Определить: ради чего показывается этюд? Подобрать исполнителей, костюмы, реквизит, декорации. Сценическая организация этюда в соответствии с замыслом.

Репетиции и постановка творческих показов учащихся.



Шестой год обучения


Актёрский тренинг, как воспитание вера в предлагаемые обстоятельства.

Импровизация и этюд.

Развитие творческого потенциала учащегося в условиях театральной практики.

Работа над спектаклем

Выбор постановочного материала. Первое впечатление от пьесы.Возникновение замысла.

Идейно-тематический анализ пьесы. Определение идеи. Определение сверхзадачи, конфликта, сквозного действия.

Событийный ряд спектакля. Основное событие спектакля, акта, картины. Исходное, основное, центральное, главное и финальное события. Расстановка действующих лиц по отношению к основному конфликту.

Характеристика действующих лиц пьесы

Анализ поступков лиц, действующих в определенной исторической среде, в конкретных предлагаемых обстоятельствах, на материале выбранного им произведения. Анализ языка персонажей, высказываний о герое других действующих лиц.

Определение сквозного действия и сверхзадачи роли

Изучение предлагаемых обстоятельств пьесы.

Представление об эпохе, среде, быте, обстановке, национальных особенностях, в которых происходит развитие действия пьесы.

Определение предлагаемых и ведущих обстоятельств, исходного события пьесы для правильного выбора темпо-ритма. Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств для ее передачи на сцене.

Работа по созданию спектакля и роли.

Репетиции и показ спектакля.


Седьмой год обучения


Актёрский тренинг, как воспитание вера в предлагаемые обстоятельства.

Импровизация и этюд.

Развитие творческого потенциала, учащегося в условиях театральной практики

Мизансценирование

Азимут простейшей мизансцены. Мизансценическая ось. Простейшая мизансцена во времени. Секрет «лево-право». Просцениум. Первый, второй и третий планы. Рельеф.

Теоретическое и практическое обобщение пройденного материала

Работа по созданию спектакля и роли.

Репетиции и показ спектакля.



Т Е М Ы

Общее

количество

часов

В том числе

Теоретические

часы

Практические

часы

ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.

Стартовое занятие: знакомство, решение организационных вопросов, правила обучения и обращения внутри группы, структура занятий;



1



1



-

2.

Организационно-настроечный цикл упражнений

4

-


4

3.

Диагностика способностей учащихся.


1

-


1

4.

Театральные игры и упражнения.


10


-


10

5.

Сценическое внимание: тренировка устойчивости и концентрации внимания, три круга внимания, внимание к партнеру и групповым действиям.



10



1



9

6.

Мышечная свобода. Органическое внимание - путь к мышечному освобождению. Пути тренировки мышечного аппарата. Гаммы расслабления. Мышечные зажимы.

Упражнения на распределение мышечной энергии, на нагрузку и расслабление мышц. Упражнение на тонизацию мышц. Контрастное напряжение и расслабление, «улавливание» ощущений. Упражнение на снятие мышечных зажимов







6







-







6

7.

Развитие фантазии и воображения .

Упражнение на вызывание образа и осязательные или вкусовые ощущения. Упражнения на сюжетные саморазвивающиеся представления

Этюды на память физических действий с воображаемыми предметами.




8




-




8

8.

Наблюдение(«знакомое дело», «впервые в жизни») работа с домашними заготовками;


5,5


-


5,5

9.

Погружение в творчество.

Развитие навыков свободного самочувствия в условиях публичности: организованность, коллективность, законченность действий;



6



-



6

10.

Итоговое занятие

1

-

1

11.

ИТОГО

52,5

2

50,5


ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


Организационно-настроечный цикл упражнений.



6


-


6

Сценическое отношение. Виды сценического отношения.

Упражнения на отношения, возникающие в процессе сценической жизни образа;



6



-



6

Тренировка мышечного аппарата.

Упражнение по распределению мышечной энергии, нагрузка и расслабление мышц.



4



-



4

Сценическое отношение и сценическое общение

Виды общения. Общение как взаимодействие партнеров, в котором раскрываются характеры героев и идея спектакля.

Три момента общения: оценка намерения и действия партнера; пристройка к партнеру; самовоздействие на партнера в желаемом направлении.

Групповые игры.

Упражнения и этюды на простейшие виды общения без слов. Парные упражнения и этюды на общение.






12






-






12

Развитие памяти: эмоциональная память, развитие памяти пяти органов чувств (зрение, слух, вкус, обаяние, осязание)




10



-



10

Развитие импровизации

7,5


-

7,5

Наблюдения: наблюдения за животными (работа с домашними заготовками)

6


-


6

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО

52,5

-

52,5







ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.

Актерский тренинг: развитие и совершенствование элементов психотехники актера.


10


-


10








2.

Сценическое действие и его роль в сценическом искусстве. Сценическое действие как главное условие пребывания на сцене актера, одна из основных предпосылок создания сценического образа.

Виды действия, их органическая связь. Различие между действием и чувством, действием и свершившимся фактом. Метод определения действия. Отличие сценического действия от жизненного.

Внутреннее и внешнее действия, их взаимосвязь и противодействие.

Упражнения и этюды на различные виды действия.










12










1










11








3.

Предлагаемые обстоятельства. «Если бы...» - рычаг, переводящий актера из повседневной жизни в плоскость воображения. Изменение характера действия в связи с изменением предлагаемых обстоятельств. Изменение ритма действия в зависимости от изменения обстоятельств.

Упражнения и этюды на заданные предлагаемые обстоятельства.

Этюдные импровизации.






10







1







11







4.

Оценка.

Этапы процесса оценки: смена объекта внимания; собирание признаков, момент установки нового отношения; рождение новой цели.

Проявление в оценке жанра пьесы, природы чувств, харак тера персонажа.

Этюды, требующие быстрых и острых оценок, активной работы воображения, быстрого и яркого эмоционального отклика.







5







-







5

5.

Темпо-ритм.

Ритмический счет.

Зависимость темпа от предлагаемых обстоятельств. Важность точного определения темпо-ритма в работе над ролью, спектаклем.

Упражнения и этюды на заданный темпо-ритм.

Упражнения и этюды на смену темпо ритма.

Ритмический счет.





5





-





5

6.

«От слов к делу»

-развитие способности к творческому самовыражению:

реализация и воплощение творческого проекта, освоение сценического пространства, обретение образа и выражение характера героя.




9.5




-




9.5

7.

Итоговое занятие

1

-

1

8.

ИТОГО

52.5

2

50.5



ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Актерский тренинг:

развитие и совершенствование элементов психотехники актера.

Тренинг психотехники, ансамблевый тренинг,

тренинг на погружение в предлагаемые обстоятельства.




8




-




8

Работа актера над ролью

-характеристика героя

-внешний облик героя.

-биография героя.

-разбор роли по действенным фактам

-событийная партитура своей роли.



10




3




7

Творческая мастерская

5

-

5

Инсценировка стихотворения.

Подбор материала для постановки. Сбор сведений об авторе, его творчестве. Представление об эпохе, среде, быте, обстановке, национальных особенностях. Время написания стихотворения.

Определить тему, идею стихотворения.

Написать инсценировку. Подобрать исполнителей, костюмы, реквизит, декорации.







12







2








10



Репетиции и постановка творческих показов учащихся.

16.5

-

16.5

Итоговое занятие

1

-

1

ИТОГО

52.5

5

47.5



ПЯТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.

Актёрский тренинг, как воспитание вера в предлагаемые обстоятельства

8

-

8

2.

Импровизация и этюд

4

-

4


3.

Развитие творческого потенциала учащегося в условиях театральной практики

8

-

8

4.

Подтекст. «Второй план».

4

-

4

5.

Видения и внутренние монологи

Видение (видеоряд), лежащее за словами, - помощь актеру при воздействии на зрителя и в общении с партнером. Упражнения и этюды, в которых необходим внутренний монолог.

Проработка внутренних монологов роли.


6


-


6

6.

Психофизическое состояние.

Процесс «наживания» необходимого психофизического состояния. Анализ: атмосфера конкретной сцены, оценка обстановки.



8



-



8

7.

О маленьких ролях и массовках.

Этюды с использованием массовых сцен, где учащиеся могут побыть в роли статистов.

4

-

4

8.

Творческая мастерская

Этюд - цирковой номер.

Этюд «Зримая песня».

Этюд по картине.

6

-

6


9.

Репетиции и постановка творческих показов учащихся.


20

-

20

10.

Итоговое занятие

2

-

2


ИТОГО

70

-

70





ШЕСТОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.

Актёрский тренинг, как воспитание вера в предлагаемые обстоятельства


6


-


6

2.

Импровизация и этюд.

8

-

8

3.

Работа над спектаклем

Выбор постановочного материала.

Первое впечатление от пьесы.

Возникновение замысла.

Идейно-тематический анализ пьесы.

Определение идеи. Определение сверхзадачи, конфликта, сквозного действия.




4




2




2



4.

Событийный ряд спектакля. Основное событие спектакля, акта, картины.

Исходное, основное, центральное, главное и финальное события.

Расстановка действующих лиц по отношению к основному конфликту.




4




2




2





5.

Характеристика действующих лиц пьесы

Анализ поступков лиц, действующих в определенной исторической среде, в конкретных предлагаемых обстоятельствах, на материале выбранного им произведения. Анализ языка персонажей, высказываний о герое других действующих лиц.

Определение сквозного действия и сверхзадачи роли.






2






1






1


6.

Изучение предлагаемых обстоятельств пьесы.

Представление об эпохе, среде, быте, обстановке, национальных особенностях, в которых происходит развитие действия пьесы.

Определение предлагаемых и ведущих обстоятельств, исходного события пьесы для правильного выбора темпо-ритма. Определение атмосферы спектакля. Поиск выразительных средств для ее передачи на сцене.








4








2








2

7.

Работа по созданию спектакля и роли.

Репетиции и показ спектакля.


40


-


40

8.

Творческий показ

2

-

2

9.

ИТОГО

70

7

63



СЕДЬМОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ


1.

Актёрский тренинг, как воспитание вера в предлагаемые обстоятельства.


6


-


6

2.

Импровизация и этюд.

4

-

4

3.

Мизансценирование

Азимут простейшей мизансцены. Мизансценическая ось. Простейшая мизансцена во времени. Секрет «лево-право». Просцениум. Первый, второй и третий планы. Рельеф.



6



2



4

4.

Теоретическое и практическое обобщение пройденного материала.


12


6


6

5.

Работа по созданию спектакля и роли.

Репетиции и показ спектакля.


40


-


40

6.

Творческий показ

2

-

2

7.

ИТОГО

70

8

62





III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения программы учебного предмета «Актерское мастерство» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:


Знает:

- Принципы разминки и упражнения для развития актерских качеств;

- Структуру работы над ролью;

- Структуру работы с этюдами и миниатюрами;

- Способы актерской выразительности;

- Своё амплуа.

Умеет:

- Применить полученные знания и умения на практике (спектакле, инсценировке, этюде);

- Определить жанр, вид произведения, дать анализ сюжетных перипетий;

- Самостоятельно проанализировать литературное произведение с дальнейшим его исполнением.

- Контролировать звук и интонации своего голоса;

- Умеет определять характерность персонажа произведения по его речевым характеристикам.

Может:

- Применить полученные знания в актерской работе и повседневной деятельности;

- Самостоятельно проводить разбор художественного произведения соответствующей возрасту сложности, публично исполнять выбранное произведение;

- Самостоятельно использовать тренинги и упражнения для дальнейшего самосовершенствования.


IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация проводится каждую четверть на основании текущих оценок.

В конце учебного года ученики проводят творческие показ (концерт, спектакль, представление) по результатам которого выставляется оценочный бал.

Итоговая аттестация проводится в 7 классе.

Учащимся выставляется оценочный балл по результатам экзамена (спектакль или творческий показ).


Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки обучающегося по предмету «Актерское мастерство»:

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

стремление и трудоспособность ученика, направленные к достижению профессиональных навыков, полная самоотдача на занятиях в классе и сценической площадке, грамотное выполнение домашних заданий, работа над собой

4 («хорошо»)

чёткое понимание развития ученика в том или ином направлении, видимый прогресс в достижении поставленных задач, но пока не реализованных в полной мере

3 («удовлетворительно»)

ученик недостаточно работает над собой, пропускает занятия, не выполняет домашнюю работу. В результате чего видны значительные недочёты и неточности в работе на сценической площадке

2 («неудовлетворительно»)

случай, связанный либо с отсутствием возможности развития актёрской природы, либо с постоянными пропусками занятий и игнорированием выполнения домашней работы

«зачет» (без отметки)

промежуточная оценка работы ученика, отражающая, полученные на определённом этапе навыки и умения


Согласно ФГТ, традиционно существующая пятибалльная система оценок качества полученных знаний, является основной.

V.М МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методика образовательной деятельности по учебному предмету «Актерское мастерство» основана на практических и теоретических наработках лучших российских театральных школ, взявших в основу своей работы систему К.С. Станиславского, теоретические и практические разработки его учеников и последователей (Е.Б. Вахтангова, М.А. Чехова, А.Я. Таирова, В.Э. Мейерхольда и др.).

На всех этапах обучения очень важен индивидуальный подход к каждому ученику. Воспитание творческой личности - процесс очень сложный и ответственный, дети имеют различные уровни психофизического развития, у каждого свои пределы и возможности, поэтому, в первую очередь, педагог должен помочь каждому ученику поверить в свои силы, приобрести уверенность в себе. Можно использовать метод эмоционального стимулирования - создание ситуаций успеха на занятиях, это специально созданные педагогом цепочки таких ситуаций, в которых ребёнок добивается хороших результатов, что ведёт к возникновению у него чувства уверенности в своих силах и «лёгкости» процесса обучения.

После каждого урока необходимо руководствоваться педагогической оценкой, а именно: что занятие дало каждому ребенку в его творческом развитии? Соответствовали ли задачи, поставленные на уроке, с возможностями учащихся? Что получилось, а что удалось с трудом?

Очень аккуратно надо относиться к методу показа педагогом того или иного задания. Некоторые дети привыкают к обязательному показу, ждут его и не решаются проявить свою инициативу. Активность и творческие способности в таком случае не только не развиваются, но иногда даже подавляются. Безусловно, показывать надо. Во-первых, использовать метод режиссерского показа. Исходить не из своего собственного актерского материала, а из материала учащихся. Показывать не то, как вы бы сами сыграли, а то, как следует сыграть конкретному ребенку. Еще существует метод, так называемого «Играющего тренера», т.е. педагог является непосредственным участником тренингов и упражнений, это позволяет как бы «изнутри» контролировать точность исполнения заданий, помогает не допускать приблизительности, поверхностного освоения материала.

Использование метода беседы позволяет выбрать правильную тактику в работе с каждым ребенком. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся рассуждать, анализировать, мыслить в определенной логической последовательности. Беседа представляет собой не сообщающий, а вопросно-ответный способ учебной работы по осмыслению нового материала. Главный смысл беседы - побуждать учащихся с помощью вопросов к рассуждениям, действенному анализу, к точному личностному разбору этюда или отрывка, к самостоятельному «открытию» новых для них выводов, идей, ощущений и т.д. При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся учатся формулировать свои мысли, понимать и познавать свои эмоциональные ощущения.

Метод сравнения эффективен, о нем говорил ещё Гельвеций: «Всякое сравнение предметов между собой, - писал он, - предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие - побуждение, заставляющее сделать это». Этот метод помогает педагогу и учащимся отслеживать рабочий процесс. «У тебя сегодня получилось хуже (лучше), чем вчера, потому, что…..» или «Эти предлагаемые обстоятельства выбраны более точно, чем в прошлый раз потому, что…».

В активном восприятии учащимися процесса обучения весьма существенное значение имеет умение преподавателя придавать своему объяснению увлекательный характер, делать его живым и интересным, использовать множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. Необходимо соблюдать определенную педагогическую логику, определенную последовательность учебного и воспитательного процесса, в котором постепенно формируются умения и навыки актерского искусства.

Основным методом формирования качества исполнительского мастерства является метод актерского тренинга, упражнений. Сущность этого метода состоит в том, что учащиеся производят многократные действия, т.е. тренируются (упражняются) в выполнении того или иного задания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а также развивают свое мышление и творческие способности. Следовательно - «…необходима ежедневная, постоянная тренировка, муштра в течение всей артистической карьеры» - К.С. Станиславский.

Начинать тренинг следует с формирования готовности у учащихся восприятия учебного материала с использованием способов концентрации внимания и эмоционального побуждения.

Важнейшие принципы, применяемые на занятиях по основам актерского мастерства, это:

- контрастность в подборе упражнений;

- прием усложнения заданий;

- комплексность задач на уроке и в каждом упражнении;

- выполнение упражнений и этюдов по словесному заданию педагога.

Работа над отрывками и учебным спектаклем через творческое взаимодействие ученика и учителя, этюдный метод репетиционной работы, как и метод действенного анализа произведения, позволят педагогу максимально раскрыть индивидуальность учащегося.

Обязательным фактором в обучении детей, а по данному предмету особенно, является дисциплина. Необходимо воспитывать у учащихся чувство ответственности и способность доводить начатое дело до логического итога вопреки перемене своих интересов или влиянию внешних факторов.

Метод исследовательской деятельности выступает ключевым для обеспечения творческой атмосферы в коллективе, создаёт возможность поиска различных способов выполнения поставленных задач, новых художественных средств воплощения сценического образа. Необходимо стремление педагога предлагать такие задания, которые включали бы детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск для развития креативного мышления.

Для быстрого включения учащегося в творческий процесс подходит метод создания проблемных ситуаций - представление материала занятия в виде доступной, образной и яркой проблемы. Это очень сближает коллектив, выявляет характер и личностные качества учащихся.

В методическую работу педагога также культуры входит посещение с учениками учреждений (театров, концертных залов, музеев, филармоний и др.), просмотр видеозаписей спектаклей, мастер-классов известных актеров и режиссеров. Воспитание зрительской культуры формирует устойчивый интерес к театру, как к виду искусства.

Сцена - это самый сильный педагог, а зритель - самый строгий экзаменатор. Максимальное участие в творческих мероприятиях, тематических концертах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения, позволит учащимся на практике проверить, закрепить и развить свои умения и навыки исполнительского мастерства.


VI.Список литературы и средств обучения

1.З.Я. Корогодский «Основы актерского мастерства»

Методическое пособие 2008г.


2. П.М. Ершов «Актерская грамота»

Методическое пособие 2009г.


3. А.И.Буренина «Театр всевозможного»

Санкт-Петербург 2002г.


4. Е. Ф. Шангина «Тренинг актерских и режиссерских способностей»

Методические рекомендации для театральных коллективов 1990г.


5. Л.Шихматов, В. Львова «Сценические этюды» Методическое пособие 2006г.


6. .М. Кнебель. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1999г.

7.3. Я. Корогодский. Первый год - начало. - М., «Россия», 2001г.


8. .А. Немировский. Пластическая выразительность актера. - М., 2004 г.


Список Интернет-ресурсов

  1. Актерское мастерство. - Режим доступа: http://acterprofi.ru.

  2. Культура и Образование. Театр и кино // Онлайн Энциклопедия «Кругосвет». - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino.

  3. Античный театр. - Режим доступа : http://anti4teatr.ucoz.ru.

  4. Каталог: Театр и театральное искусство. - Режим доступа: http://www.art-world-theatre.ru.

  5. Энциклопедия : Музыка. Театр. Кино. - Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/What_takoe_teatr.htm

  6. Театральная Энциклопедия. Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Teatr/_Index.php

  7. Планета театра: [новости театральной жизни России]. - Режим доступа: http://www.theatreplanet.ru/articles

  8. Средневековый театр Западной Европы. - Режим доступа: http://scit.boom.ru/music/teatr/Zarybegnui_teatr3.htm

  9. Средневековый театр. - Режим доступа: http://art.1september.ru/index.php?year=2008&num=06

  10. Западноевропейский театр. - Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru

  11. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. - Режим доступа : http://biblioteka.teatr-obraz.ru

  12. Театральная энциклопедия. - Режим доступа : http://www.theatre-enc.ru.

  13. История: Кино. Театр. - Режим доступа : http://kinohistory.com/index.php

  14. Театры мира. - Режим доступа: http://jonder.ru/hrestomat

  15. Театры народов мира. - Режим доступа: http://teatry-narodov-mira.ru/

  16. Театральная библиотека: пьесы, книги, статьи, драматургия. - Режим доступа http://biblioteka.teatr-obraz.ru

  17. Хрестоматия актёра. - Режим доступа:





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал