7


  • Учителю
  • Доклад Значение ритмики в развитии детей дошкольного возраста, конспект занятия В царстве Нептуна

Доклад Значение ритмики в развитии детей дошкольного возраста, конспект занятия В царстве Нептуна

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РИТМИКИ

ДЛЯ ВСЕХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУПП ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ритмика - (от греч. rhythmos - порядок движения), ритмическое воспитание, педагогические системы и методы, построенные на сочетании музыкальных (художественных) форм и пластических движений.

Приобщение ребенка к движению под музыку восходит из глубокой древности. Так, одним из важных понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях (в пении, танце, игре, в мыслях, поступках). Изучение влияния музыкально-ритмических упражнений на функции организма, проводимое врачами, психологами, показало, что спектр воздействия музыки и движений на организм достаточно широк. Они влияют на различные системы организма человека: сердечно - сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Но важный вывод был сделан о том, что получаемые от ритмических движений положительные эмоции, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют регуляции психоэмоционального состояния, мобилизуют его силы.

В России интерес ученых к проблеме воздействия музыки на организм человека проявился в ряде исследований, проводимых В. М. Бехтеревым, С. С. Корсаковым, И. М. Догелем, И. М. Сеченовым, И. Р. Торхановым, Г. П. Шипулиным и др. Исследования выявили благотворное влияние музыки на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, дыхательную, двигательную, нервную. Очень важными были выводы о том, что положительные эмоции, полученные от общения с искусством, оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы в организме человека, снимают психоэмоциональное напряжение, мобилизуют резервные силы, стимулируют творчество, а отрицательные оказывают противоположное действие. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства (музыки) в коррекционной работе с детьми.

На сегодняшнем этапе развития дошкольного образования ритмику зачастую выделяют в отдельный предмет в сетке занятий. Хотя, на самом деле, проводятся занятия по пластике или хореографии.

Очень важно понимать, что должна представлять музыкально-ритмическая деятельность в дошкольном возрасте. Основными, первостепенными задачами этой деятельности, как одного из видов музыкальной деятельности вообще, являются:

• воспитание любви и интереса к музыке,

• обогащение музыкальных впечатлений детей посредством знакомства с разнообразными музыкальными произведениями,

• знакомство детей с простейшими музыкальными понятиями, развитие навыков в области музыкально-ритмического движения,

• развитие эмоциональной отзывчивости, сенсорных способностей и музыкального слуха, чувства ритма, формирование выразительности движения,

• обучение элементарным двигательным навыкам, добиваясь простоты, естественности и выразительности исполнения музыкальных произведений,

• содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке,

• развивать творческую активность, самостоятельность и инициативу в музыкально-ритмическом движении.

Анализируя вышеизложенное, надо отметить, что занятия по ритмике с детьми дошкольного возраста не подразумевают заучивания каких-либо движений, достижения точности и правильности их исполнения, что часто имеет место быть в реальной практике. Ритмика - это, в первую очередь, восприятие музыки, ее осмысление, а также выражение своих впечатлений от музыки посредством образного, эмоционально-насыщенного движения.

Первостепенную роль на занятиях по ритмике играет музыкальное сопровождение, а соответственно, требования, предъявляемые к нему, достаточно высоки. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть очень разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальные произведения должны быть доступны пониманию детей. Кроме того, рекомендуется использование не только "живого" аккомпанемента на фортепиано или аккордеоне, но и фонограммных записей в различной аранжировке. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Но надо помнить, что занятия, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 4-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, необходимо максимально использовать в нем игру - ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями, сюжетно-творческими зарисовками усилит эмоциональное восприятие музыки детьми, а, соответственно, поможет полнее и всестороннее решить поставленные задачи.

Отдельные игровые упражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз - физкультминуток - в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот - для отдыха - если все занятие проводится в достаточно большом темпе и подразумевает много движений.

Комплексы игровых упражнений могут включаться в различные части занятия: могут составлять разминку или даже все занятие целиком. Для детей дошкольного возраста такие комплексы целесообразно объединять сюжетом, темой или предметом - атрибутом, с которым выполняются движения. Хорошо использовать на занятии комплексы, в которые входят различные вариации одного движения: ходьбы, наклонов, поворотов, прыжков; а также комплексы, содержащие чередование двух движений: например, прыжки и ходьба и т.п.

Для детей дошкольного возраста очень ценными являются имитационные движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа.

Музыкально-ритмические игры используются на занятиях по ритмике для решения самых разных задач: развития чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, части музыки, для знакомства с какими-либо движениями и их комбинациями и т.д.

Для детей дошкольного возраста иногда целесообразно проводить сюжетные занятия. Эти занятия позволяют создать у детей более полное представление о той или иной стороне действительности (например, о лесе или об осени), разнообразить слуховые и двигательные впечатления, а также систематизировать знания детей на заданную тему. В такие занятия полезно включать литературные произведения (стихи, короткие прозаические зарисовки), рассматривание иллюстраций, изобразительное творчество и т.п. Сюжетная линия, связывающая отдельно взятые упражнения, помогает целостному восприятию детьми темы, увеличивает интерес детей к деятельности, а, следовательно повышает эффективность проводимого занятия в целом.

В качестве примера вашему вниманию предлагаются следующие планы-конспекты сюжетных занятий по ритмике для детей дошкольного возраста.

</ Особое значение ритмика имеет для детей с нарушениями в развитии, т.к. большинство нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. Ритмика для детей данной категории является составной частью системы коррекционной работы в дошкольном учреждении. Основная задача ритмики состоит в том, чтобы с помощью системы двигательных, физических упражнений (под музыку и без нее) развить чувство ритма и использовать его в лечебно - коррекционных целях. В основе коррекционной ритмики лежит связь музыки и движения, при этом ведущей является музыка, которая задает ритм движениям и соответственно определенных процессов в организме. Поэтому, подбирая музыкальный репертуар для ритмики, следует ориентироваться на высокохудожественные музыкальные произведения, разнообразные по тематике, жанрам, стилям. Репертуар должен соответствовать возрастным особенностям детей и отвечать следующим требованиям: быть небольшим по объему, удобным по темпу, обладать ясной структурой и понятным ребенку (музыкальный образ, настроение, характер). Ведущим принципом отбора репертуара является принцип соответствия музыкально-ритмических движений характеру и образам музыки, их тесная взаимосвязь.

Учитывая возрастные и индивидуальные возможности детей с проблемами в развитии, организация, построение, содержание, коррекционная направленность занятий ритмикой включает такие направления, как:

  • коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания, памяти, воображения, восприятия;

  • коррекция эмоционально-волевой сферы, где дети овладевают «Языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния, учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

  • коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, ритмичности, координации движений, ориентировки в пространстве;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, с образными движениями.

В ходе проведения занятий по коррекционной ритмике реализуются основные задачи:

1.У крепление здоровья (формирование правильной осанки, развитию опорно -двигательного аппарата, содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной системе организма)

2. Совершенствование психомоторных способностей (развитие гибкости, мышечной силы, координационные способности; развитие чувства ритма, музыкально слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формирование навыков выразительности, пластичности в танцевальных движениях)

3. Развитие творческих и созидательных способностей (развитие мышления, воображения, кругозора, познавательной активности; формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку; воспитание умения эмоционального выражения, творчества в движениях, развитие инициативы, взаимопомощи и трудолюбия)

Для решения этих задач, на занятиях по ритмике используются такие средства, как: упражнения(развивают чувство ритма, двигательные способности, координацию движений), элементы гимнастики (развивают различные виды движений, обеспечивающих эффективное формирование умений и навыков , необходимых в работе), психогимнастика (развивает память, выразительность жестов, учит выражать свои эмоции, расслаблять свои мышцы), пальчиковая гимнастика (служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук), игровой самомассаж (основа закаливания и оздоровления ) , музыкальные игры ( активизируют творческую активность, развивают воображение, выразительность движений, музыкальный, тембровый, звуковысотный, динамический, ритмический слух, мышление, самостоятельность), креативная гимнастика (применение нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы).

Методика обучения детей с проблемами в развитии разнообразна и вариативна. В практике используются наглядные (игрушки, предметы, детские музыкальные инструменты), словесные и практические методы или их сочетания, а также метод создания композиций ( использование поэтических и литературных текстов для активизации образного мышления детей). Но основным, является игровой метод, который придает учебному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Практика использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они используются в коррекционной работе с детьми с проблемами, тем выше результаты в развитии у ребенка речевой функции, произвольной деятельности, моторики, пластичности, выразительности движений, невербальной коммуникации, а также в развитии музыкальных способностей. Тактичная и объективная оценка действий каждого ребенка, индивидуально-педагогический подход позволяет поддерживать положительный эмоциональный тонус занятий. Движения под музыку дошкольников с разными проблемами формируют как общую музыкальную культуру, так и культуру тела, что является необходимым условием их гармонического развития.





ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ





Для детей 5-6 лет.

Тема: «В царстве Нептуна».

Образовательные задачи: развивать чувство ритма, учить двигаться в соответствии с размером музыки, способствовать формированию выразительности движений, образности в исполнении.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением морских обитателей, жизни подводного мира, фрагменты литературных произведений (например С.Я. Маршак "Синяя страница"), веревка или длинная скакалка (3-3,5 м), короткие ленты (по 2 на ребенка).

Ход занятия

Вводная часть.

  1. беседа о море ("каких обитателей моря вы знаете, как живут они на глубине, что встречается на морском дне и т.п."), рассматривание соответствующих иллюстраций, чтение отрывков из литературных произведений,

  2. ходьба (идем к морю): обычная (по дорожке), на носках (по мостику), на пятках (по тропинке), с высоким подниманием колена (по траве),

• подскоки,

• бег.

Основная часть.

  1. Игра "Море волнуется". Под плавную музыку дети двигаются, подражая морским обитателям, в это время педагог произносит текст. На слова "Морская фигура на месте замри" - дети останавливаются и замирают в образе какого-либо морского существа. Тот ребенок, чья поза больше понравилась педагогу, исполняет движения изображаемого существа и становится ведущим. Игра повторяется 3-4 раза.

  2. Танцевальная композиция с лентами на музыку Сен-Санса "Аквариум" (можно взять композицию движений А.И. Бурениной из сборника "Ритмическая мозаика"),

  3. Игра "Рыбки". На полу из веревки выкладывается "домик". Для музыкального сопровождения подбирается плавная, неторопливая музыка с двумя ярко выраженными частями. На первую часть музыки дети-"рыбки" двигаются по залу, на вторую часть - "заплывают в домик". При повторении игры - "домик" становится меньше.

  4. Имитационные движения. Слушая музыкальные фрагменты, дети подбирают тот или иной выразительный образ морского обитателя. Ребенка, который наиболее ярко исполнил движения, педагог может попросить продемонстрировать их еще раз для всей группы.

Заключительная часть:

Игровое упражнение "Будь внимателен". Детям дают прослушать фрагмент музыки (размер 3/4, вальс), обращают внимание на особенность музыки, показывают возможные варианты движения. Далее детям дается задание: "под музыку вальса - танцуем, остальную музыку слушаем, сидя на месте".

Подведение итогов занятия.





























ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. В. Морозов. "В помощь педагогу-музыканту"

М. Музыка, 1965. - 18 с.



2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение.

М.: Музыка, 1984. - 180 с.

3.Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003.



4.Ж.Е. Фирилева, Е.Г.Сайкина «Танцевально - игровая гимнастика для детей. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.; «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000

5.Е.А. Медведева «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика.» - М.,2002.





7





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал