7


  • Учителю
  • Конспект урока по культуре народов РС (Я) на тему: Коренные народы Якутии

Конспект урока по культуре народов РС (Я) на тему: Коренные народы Якутии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

КОРЕННЫЕ НАРОДЫ ЯКУТИИ

(конспект урока)

Цель урока: выявить особенности национального состава коренного населения Якутии, познакомить с размещением народа по территории региона. Закрепить умение анализировать картографический и статистический материал.

Учебно-воспитательные задачи:

Образовательные: Знать исторические особенности заселения и освоения территории Якутии. Национальный состав населения Якутии; проблемы малочисленных коренных народов Якутии.

Развивающие: Развивать умения формулировать социальные и экономические проблемы на основе географических и статистических знаний о населении Якутии.

Воспитательные: Подвести учащихся к осознанию необходимости дружбы между народами. Воспитывать гражданственность и патриотизм, уважение к культуре и истории своей республики.

Оборудование: карты атласа РС (Я), таблица «Заселение Якутии», таблица «национальный состав населения Якутии», интерактивная доска, проектор

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного.

III. Изучение новой темы.

IV. Обобщение. Домашнее задание.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народами Якутии и узнаем:

· Особенности заселения и освоения территории Якутии;

· Коренные народы Якутии, их проблемы.

Краткий обзор исторических особенностей заселения и освоения территории Якутии.

(слайд №2) Сообщения, заранее подготовленных учеников.

Работа с картой «Народы Якутии», атлас.

  • Какие коренные народы проживают на территории Якутии?

  • Какие из перечисленных народов проживают на территории Нерюнгринского улуса?

  • Что указывает на многонациональность? (разнообразие фоновой окраски)

В Российской науке принята этнолингвистическая классификация языков - «Этнос- народ», «лингва-язык».

  • Что такое народ? (Народ- это общность людей, отличающихся укладом жизни, обычаями, традициями, языком)

  • Как называется наука, изучающая народы? (этнография)

  • Что такое титульный народ?

  • Какова причина многонационального состава населения Якутии?

2. Якутия многонациональная республика, где проживают представители 80 национальностей.

Наиболее многочисленные народы- русские- 50,3%, якуты-33,4%, украинцы - 7,1%, татары - 1,6%. На долю малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей) приходится всего - 2,2%, а на все другие национальности - 4,5%.

Наиболее многочисленные народы- русские- 50,3%, якуты-33,4%, украинцы-7,1%, татары-1,6%. На долю малочисленных народов Севера (эвенов, эвенков, юкагиров и чукчей) приходится всего 2,2%, а на все другие национальности-4,5%.

Русские проживают в основном в Якутске, Нерюнгри, в Алданском, Булунском, Верхнеколымском, Ленском, Мирнинском, Нижнеколымском, Оймяконском, Томпонском, Усть-Майском и Усть-Янском улусах.

Якуты во всех остальных улусах, кроме Оленекского и Жиганского.

Эвенки проживают в Булунском, Анабарском, Усть-Майском, Алданском, Нерюнгринском и Олекминском улусах.

Эвены, в основном, проживают в Эвено-Бытайтанском улусе, а также на севере и северо-востоке Якутии.

Чукчи (78% от их общей численности) проживает в Нижнеколымском улусе.

Юкагиры проживают в Нижнеколымском, Верхнеколымском, Аллаиховском улусах.

Проанализировать какими семьями представлены народы Севера

Записать данную схему в тетрадь.

Самостоятельная работа: Используя карту Якутии в отдельном файле, вывести ее на интерактивную доску, с помощью цветных маркеров обозначить районы проживания коренных народов севера.

3. Заранее класс разделить на 5 групп (по численности коренных народов), группам дается задание, подготовить рассказ о народе (численность, район проживания, язык, происхождение, обычаи, культура, основное занятие) с наглядным материалом «Презентация». Выделить для каждого народа проблему, пояснив пути решения данной проблемы, используя материалы V съезда Якутии и III съезда России эвенков.

Эвенки

Численность - 18232 человека.

Язык - тунгусо - маньчьжурская группа алтайская семья языков.

Самоназвание - эвэнк,эвен. Местные группы называют себя также орочон - от р Оро или орон - «олень» (завебайкальские), мата (олекминские), килэн (жители Охотского побережья) и др.

В XIX - XX вв. они были известны как тунгусы. Это слово возводят к древнему центральноазиатскому этнониму дун-ху - от монгольского тунг - «лесные» либо якутского тонг уос - «люди с мерзлыми губами», т.е. говорящие на непонятном языке.

О происхождении тунгусов существуют различные гипотезы. Одна из них связана с Забайкальем и Верхним Приамурьем первых веков н.э. Согласно китайским источникам, на рубеже н.э. в некоторые южные районы Большого Хингана продвинулось немногочисленное племя скотоводов (уваней), которые смешались с аборигенами Забайкалья и Приамурья - уральцами по языку, знавшими транспортное оленеводство. Периодически к уваням присоединялись новые выходцы с юга, главным образом тюрки, а также группы чжурчженей и монголов, которые часто ездили на отдых в китае</<font color="#333333"> или на прилегающих территориях. В IX в. Выход в Забайкалье тыркоязычных курыканов, южных предков якутов, дал первый толчок к расселению тунгусов по сибирской тайге на запад и восток от Байкала и на север по р. Лене. Объединение монгольских племен и образование монгольского государства в XII - XIII вв. стало вторым толчком к продвижению народов из При - и Забайкалья вниз по Лене и Алдану к Охотскому морю. В результате этих миграций сложились различные хозяйственно-культурные типы: «пешие» (охотники), «оленные», орочен были известны в Забайкалье как хамниканы, солоны, в Среднем Приамурье - как бирары, манегры и др. Контакты с русскими возникли с начала XVII в.

Главными отраслями хозяйства были охота на копытных, пушного зверя, сезонное рыболовство и транспортное таежное оленеводство. Обусловившие полукочевой и кочевой образ жизни.

Основными орудиями охоты служили ружье, самострел, копье. Большой нож на длинной рукояти, различные ловушки - петли, плашки, черканы и др. Охотились скрадом, гоном на лыжах-голицах и подбитых камусом, с собакой, верхом на оленях, загоном с ловчими ямами, изгородями, с оленем-манщиком, манками, с сетью, подкарауливали зверя у водопоя и переправы.

Оленеводство имело в основном транспортное направление. Оленьи стада были небольшими (от 15 до 100 голов). Забивали домашних оленей на мясо только в случаях неудачного промысла или когда семье угрожал голод.

Рыболовство носило сезонный характер, лишь в ряде районов ловили круглый год.

Питались мясом и рыбой, делали кровяную колбасу, суп из сушеного мяса. Летом пили оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, сбивали из него масло. Чай пили также с брусникой, шиповником. Курили листовой табак. Мука была известна задолго до прихода русских, но забайкальские скотоводы делали из нее похлебку или жарили с жиром. Хлеб научились выпекать у русских.

Традиционные верования - анимизм, шаманство, магия, промысловые и родовые культы, культ предков - сохраняются до сих пор. Эвенки обладали классическими формами шаманства (слово «шаман» - тунгусское). Шаман, посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа-предка совершал полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего.

Эвены

Численность - 11657 человек.

Язык - тунгусо-манчжурская группа, алтайская языковая семья.

Эвены, в этнографической литературе известны как ламуты (от эвенк. «ламу» - море)

Переселение якутов на Среднюю Лену (10-13в.) вызвало продвижение эвенов на северо-восток Сибири. Часть эвенов подверглась ассимиляции якутами. Приход русских в Восточную Сибирь в 17 веке привел к освоению эвенами новых территорий вдоль Чукотки и Камчатки.

В соответствии с традициями ведения хозяйства население делится на оленеводческое; охотничье-рыболовно-оленеводческое; безлесное оседлое прибрежное рыболовно-зверобойное с разведением ездовых собак.

Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся выносливостью, силой и большим ростом. Ухаживали за животными мужчины.

Промышляли соболя, белку, красную и черно-бурую лисицу, горностая, росомаху, выдру, дикого оленя, лося, горного барана, гуся, уток, рябчиков, глухаря и т. Д.

Особое место занимала охота на медведя. По случаю добычи медведя устраивали медвежий праздник.

Собирали ягоды: голубику, морошку, жимолость, бруснику и др.

Мужчины занимались кузнечеством, делали ножи, детали ружей. Украшения из серебра, олова, железа, меди изготавливали, переплавляя старинные монеты. Занимались обработкой кости, и дерева, плетением ремней, кожаных арканов, упряжки.

Женщины - выделкой шкур и ровдуги, изготовлением одежды спальных принадлежностей, вьючных ум, чехлов и т.д.

Жилища - конический чум, крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой; и чорама-дю - цилиндрическое жилище - цилиндроконическое жилище, основу каркаса которого составляли четыре опорные жерди, сходившиеся к вершине. Над очагом привязывали горизонтальную жердь для котла. Позже появились срубные четырехугольные жилища (уран).

Основным элементом мужской и женской одежды был распашной кафтан (таты) из пыжика или из ровдуги с несходящимися полами. Под кафтан надевали натазники (хэрки).

Обувь шили в зависимости от времени года из меха или ровдуги, женскую украшали бисерным орнаментом (ниса). Головным убором мкжчин и женщин был плотно облегающий голову капор (авун), расшитый бисером. Зимой поверх него носили большую меховую шапку, женщины, иногда, надевали платок.

Традиционная пища - оленина, мясо диких животных, дикорастущие растения, рыба вяленая, квашеная, сырая, корни и травы.

Браку предшествовали сватовство и сговор о калыме. Жену могли брать из любого рода, кроме собственного, но предпочтение отдавали роду матери; встречались многоженство, помолвки малолетних. Рождение ребенка, воспитание и уход за ним сопровождали ритуалы и правила; Например. При рождении ребенка ему выделяли часть стада, которая считалась его собственностью, для девушки - приданым.

До 18-19 веков умерших хоронили на деревьях, или столбах, но с обращением в христианство их стали предавать земле.

Фольклор включает сказки, бытовые рассказы, исторические легенды и предания, богатырский эпос, песни, загадки, заклинания-благопожелания.

Юкагиры

Численность-1097 человек.

Язык - юкагирская группа уральско-юкагирской семьи языков.

В Якутии юкагиры проживают на северо-востоке Сибири в бассейнах Яны, Алазеи, Индигирки, Омолона, Большого и Малого Анюя, Колымы.

В настоящее время юкагирским языком владеют около 400 человек. Сохранилось два диалекта - тундровый и таежный. Письменность разработана на основе русского алфавита и официально принята в 1983 году.

Юкагиры автохтонного происхождения. К моменту прихода русских (17 в.) жили между Индигиркой и Анадыркм, насчитывали 4,5 - 5 тыс. человек. Жили родами.

Во главе рода стоял старейшина (лигэе шоромбох - старый человек), часто выполняющий функции шамана. Возглавлять род мог и главный воин (тэнбэе шоромох - сильный человек).

Основные занятие - охота, на северного оленя и лося, озерное и речное рыболовство.

Подсобное занятие - сбор ягод, дикого лука, кедровых орехов, корней сараны, грибов, лиственничной заболони (слоя молодой древесины под корой).

Древнее жилище - усеченно - пирамидальная полуземлянка (чандал) с каркасом из четырех столбов - деревьев, с корнями и четырьмя поперечниками на которую клали плоскую крышу, крытую дерном. Таежные юкагиры жили в конических чумах (нума).

Традиционный костюм юкагиров похож на эвенкийскую одежду. Но в отличие от эвенкийского кафтана, юкагирский кроили в талию. Праздничную одежду украшали разноцветным мехом, бисером, металлическими подвесками, бляшками. Мужчины заплетали волосы в косу, украшая ее бисером или железной бляшкойю Женщины заплетали много косичек с нитками бисера и жемчуга.

Религиозные верования включали культ природы, промысловые культы, шаманство. Юкагиры верили в силу заговоров и гаданий колдунов, носили обереги - амулеты.

Долганы

Численность - 586 человек.

Язык - тюркская группа, алтайская языковая семья.

Долганы как этнос сформировались совсем недавно, в 17-19 веках, путем смешения и слияния народов других групп эвенков, якутов, энцев (самодийцев) и русских. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в конце 1970 года, первый долганский букварь - в 1981 году.

Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия оленеводство и охота, а в отдельных районах - рыболовство.

Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток. По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расставляли самострелы. С конца 19 века начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд изготавливали из прогорклого жира дикого оленя. Рыбу ловили сетями, неводами, крючками. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.

Традиционное кочевое жилище - конический чум тунгусского типа (как у эвенков). С приходом русских начали жить в балках, домиках на полозьях. Балок - прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри - ситцем. Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти - семи оленей.

Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины - платья. Поверх которого - фартуки и пояса, расшитые бисером, нижнего белья не было. Носили парки, похожие на эвенкийские. Шапки имели форму капора, расшитых бисером и цветными полосками ткани. Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, летнюю шили из ровдуги.

Питались вареным и вяленым мясом и рыбой, строганиной. Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи.

Богатые хозяева - владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо, эвенкийских сказаний, русских сказок и т.п.

Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и русских старожилов. Распространен хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота.

Современные долганы помимо оленеводства занимаются художественным творчеством и прикладным искусством - резьба по оленьей и мамонтовой кости, обработка одежды и обуви оленьим мехом и бисером, пошив национальной одежды, оформление домашней утвари для кочевой жизни.

Среди долган есть известные писатели, поэты, художники, ученые в области языкознания, истории, географии, педагогических наук.

Популярен национальный детский ансамбль «Хейро».

Чукчи

Численность -602 человека.

Язык - чукотско- камчатская языковая семья.

Название народа от самоназвания тундровых чукчей «чаучу», «чавчавыт» - богатый оленями.

Чукчи - древнейшие обитатели континентальных областей крайнего северо- востока Сибири.

Письменность с 1931 года существует на латинской, а с1936 года на русской географической основе.

По роду занятий чукчи подразделялись на «оленных» (кочевых, но продолжающих охотится), «сидячих» (оседлых, имеющих небольшое количество прирученных оленей, охотников на диких оленей и морского зверя).

Издавна сложилось два типа хозяйства: оленеводство, морской зверобойный промысел (охота на тюленей, нерп, моржей и китов давала основные продукты питания).

Рыболовство, охота и собирательство носили вспомогательный характер.

Женщины и дети собирали и заготавливали съедобные растения, ягоды и коренья. Выделывали меха, шили одежду, обувь, плели сумки, делали мозаику из меха и тюленьей кожи, вышивали подшейным волосом оленя, бисером.

Мужчины художественно резали кость и моржовый клык, продавали свои изделия.

Основным средством передвижения по суше были олени. По снегу и льду ходили на лыжах- ракетках; по морю - на байдарах и вельботах. Способ передвижения на собачьих упряжках чукчи позаимствовали у эскимосов, цугом - у русских.

Жили в ярангах. Яранга - шатер в виде усеченного конуса высотой от 3,5-4,7м. и диаметром от 5,7-7-8м. Покрывали ярангу шкурами оленей. В центре- находился очаг, для освещения использовали китовый и тюлений жир - береговые чукчи; тундровые- вытопленный из раздробленных оленьих костей жир, горевший без запаха и копоти.

Другой тип жилища- полуземлянка, в них жили зимой. Тип и кострукцию заимствовали у эскимосов.

Домашняя утварь кочевых и оседлых чукчей скромна и содержит самые необходимые предметы: чашки для бульона, деревянные блюда для мяса, сахара, печенья. Ели в пологе, сидя, вокруг столика на низких ножках. Мочалкой из тонких древесных стружек вытирали руки после еды, сметали остатки пищи с блюда.

Непременной принадлежностью каждой семьи был снаряд для добывания огня в виде доски грубой антропоморфной формы с углублениями, в которых вращалось лучковое сверло (огнивная доска). Огонь добытый таким способом, считался священным и мог передаваться родственникам только по мужской линии. В настоящее время лучковые сверла хранят как культовую принадлежность семьи.

Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не отличались и были идентичны эскимосским. Зимнюю одежду шили из двух слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу.

Береговые - использовали прочную, эластичную, практически непромокаемую кожу тюленей. Взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, а береговым- оленьи шкуры для зимней одежды. Летом носили выношенную зимнюю одежду. Типичная обувь - короткие до колен торбаса нескольких видов, сшитые из шкур нерпы шерстью наружу.

Традиционная пища тундровых людей -оленина, береговых - мясо и жир морских животных.

В основе религиозных верований и культа - анимизм, промысловый культ. Борьба с болезнями, неудачами в промысле и оленеводческом хозяйстве была уделом шаманов.

Основные жанры фольклора - мифы, сказки, предания, сказания и бытовые рассказы.

Музыка связана с музыкой коряков, эскимосов и юкагиров. Каждый человек имел, по меньшей мере, три персональные мелодии, сочиненные им в детстве, в зрелом возрасте и в старости. Исполняя колыбельные песни, издавали особый, «курлыкающи» звук, напоминающий голос журавля или важенки.

Бубен (ярар) - являлся семейной святыней, его звучание символизировало «голос очага». Другой музыкальный инструмент - варган. Струнные инструменты - лютни, на них играли песенные мелодии.

Сегодня в национальных школах до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет. Проблемами возрождения традиционной культуры занимаются чукотская интеллигенция, Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки, и другие.

Вопросы:

· Основное занятие коренных народов Якутии?

· Приверженцы какой религии коренные народы?

· Какие обычаи, традиции и культура народов севера?

· Проблемы коренных народов и пути их решения

Выполняем тест, каждый на своем компьютере

4. Учитель подводит итог:

В республике Саха и других местах приняты законы, способствующие сохранению и возрождению национального уклада жизни, традиционных форм хозяйствования коренного населения. Недавно в нашем городе прошел Съезд эвенков России, где решались проблемы эвенкийского народа.

В национальных чукотских селах до восьмого класса изучают чукотский язык, но в целом национальной системы образования нет.

Существуют различные объединения и ассоциации «Ассоциация коренных малочисленных народов Чукотки», этнокультурное объединение «Чычеткин в этгав» (Родное слово), «Союз каюров Чукотки» и др.

Совет старейшин и фонд возрождения юкагирского народа поддерживают интерес к культуре и языку своего народа. Только в двух школах Якутии обучают юкагирскому языку.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал