- Учителю
- План занятия детского танцевального объединения Улыбка 'Путешествие по родным просторам Самарского края'
План занятия детского танцевального объединения Улыбка 'Путешествие по родным просторам Самарского края'
План-конспект открытого занятия
Танцевальное объединение «Улыбка»
31.03.2015 год
Педагог дополнительного образования: Ягавкина Наталия Николаевна
Тема: Занятие - путешествие «По родным просторам Самарского края».
Цели и задачи:
формирование целостного представления о характере и особенности русского народного танца.
Основные задачи:
В обучении
- дать целостное представление об областных особенностях русского народного танца
- научить соединять воедино географические особенности, природные условия, характер музыки, танцевальную лексику регионов России
- закрепить знания танцевальным материалом русского танца
- совершенствовать положения рук русского танца
В развитии
- развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве
- развить музыкальный слух, чувство ритма
В воспитании
- воспитать чувство гордости за культурное танцевальное наследие России
-воспитать уважительное отношение к творческим успехам членов коллектива
Тип занятия: занятие по обобщению и закреплению знаний и умений по теме
«Русский народный танец»
Вид занятия: Путешествие - это занятие, в котором используется прием ролевой игры, позволяющей строить обмен опытом, коллективное открытие. Данная форма увлекательная для воспитанников среднего возраста, развивает у них любознательность, творческое воображение
Методы обучения:
-
Словесный метод: беседа, инструктаж, объяснение.
-
Наглядный метод: демонстрация.
-
Практические упражнения.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Материально-техническая база:
- мультимедийное устройство
- музыкальный центр
-
-
Регламент занятия:
№ п/п
Часть занятия
Время
1
2
3
Вводная часть:
организационный момент.
Содержательная часть:
1) Основные шаги русского танца
2) Положения рук русского танца.
3) Работа с платочком. Танец-игра.
Заключительная часть:
показ хороводного танца «Деревенские страдания» и плясового танца «Плетень»; подведение итогов.
5 минут.
15 минут.
10 минут.
10 минут.
10 минут.
Ход занятия ( 2 часа)
Воспитанники входят в хореографический зал под русско-лирическую музыку простым переменным шагом; русский поклон (№ 8) Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два тройных переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два тройных переменных шага вперёд, меняясь местами (2 такта). Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места (2 такта), 4 припадания на месте в повороте вправо (2 такта). Руки опущены вдоль корпуса. На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону, «два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча. На «раз» рука открывается в 3 позицию, «и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола, «и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.
Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.
1. Беседа, знакомство с теоретическими сведениями.
- Всем, здравствуйте.
- Сегодня у нас необычное занятие, а занятие - путешествие по родным просторам вместе с русским танцем. Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей Самарской области, постараться вспомнить всё, что вы знаете и умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка - языка русского танца.
Началом нашего путешествие станет поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».
- Итак, в добрый путь. Посмотрите на карту нашей области, полюбуйтесь красотой русской.
( Включается на экране карта области, слайды природы)
- Пошагаем по земле - матушке. В русских народных танцах (хороводах, кадрилях, игровых танцах, обрядах и шествиях) большое место занимают шаги, которые являются основой того или иного народного действа. Все они существенно отличаются от простого шага. В шагах исполнителя заключён определённый замысел того или иного танца, его эмоциональный заряд, в них ярко проявляется манера той или иной области, сохраняются национальные черты русского характера: смелость, достоинство, благородство, удаль, ловкость, лихость…
- Чем отличаются женские шаги от мужских?
(Возможные ответы воспитанников)
- Женские шаги отличаются от мужских грациозностью, изяществом, женским достоинством.
Все эти особенности в исполнении зависят от содержания того или иного танца, хоровода или шествия, от характера музыкального сопровождения.
Шаги могут исполняться в различных музыкальных темпах (быстром, среднем, медленном) в зависимости от характера и содержания танца.
Народные танцевальные шаги разнообразны: это скользящий шаг, тройной шаг, переменный, шаги на полупальцах. Часто шаги исполняются с другими танцевальными элементами, например, шаг с каблука, с притопом, с хлопками и другие./
2. Практические упражнения
- Сейчас мы продемонстрируем использование разных шагов в хороводах и хороводных плясках.
- Самый распространённый «простой шаг». Это шаг-ход исполняется как парнями, так и девушками чаще всего в орнаментальных и круговых хороводах и кадрилях в разных темпах, в разной областной манере, с разным положением рук, корпуса и головы.
(Выполнение основных шагов русского танца)
- простой переменный на всю стопу, руки опущены вдоль корпуса;
- тройной переменный шаг без работы и с работой рук;
- тройной шаг с молоточком;
- приставной шаг в сторону;
- шаг со скользящим ударом каблуком с работой рук;
- тройной приставной шаг в сторону с ударом стопы в позицию с работой корпуса и головы;
- у мальчиков тройной переменный шаг с хлопком по колену;
- переменный шаг на высоких полупальцах.
Завершается выполнение шагов перестроением на линии.
- В народном танце различные виды хороводов, посмотрите, как могут наши шаги создавать красоту танца
(на экране фрагменты хороводов народного ансамбля)
- Русские танцы, пляски, хороводы богаты разнообразием своих жестов, ярких трюков, плясовых элементов и во всех этих богатствах народной хореографии ведущую роль играли руки исполнителей.
- В русских сказках руке приписывали волшебные свойства. Значение рук, плеч, пальцев в пляске огромно: они передают основной смысл, «рассказывают» сюжет. Они «говорят», всё остальное дополняет, подчёркивает, поясняет
(Педагог показывает движения рук: взмах крыльев, взгляд в зеркало, прялка, свечка).
- У какого народа в танце особенно выделена роль рукам?
(Возможные ответы воспитанников)
- В индийском танце. Там каждый жест рукой, пальцев, глаз и головы являются словом. Это целая азбука, которой юных танцовщиц в индии обучают с детства.
- В русском женском танце движения рук необычайно разнообразны. Мы изучали с вами в строгих хороводах, в величальных торжественных танцах, в обрядовых шествиях руки у девушки опущены вдоль корпуса, кисти рук повёрнуты ладонями к корпусу.
Покажите, пожалуйста, знакомые вам положения рук.
(Воспитанники показывают и комментируют положения рук)
• ладонь обнимает талию
• кисти рук тыльной стороной, как бы подбоченясь, в кулачках,
• опираясь большим пальцем в поясницу или просто расслабленной кистью, тыльной стороной ладони на талию.
• обе руки широко раскрываются в стороны, ладони рук направлены либо вперёд, либо наверх. Иногда руки поднимаются выше плеч, иногда опускаются на уровне бёдер.
• руки согнуты в локтях перед собой на уровне груди, переводятся то вправо, то влево - положение зеркальца.
- Если глаза - душа человека, то руки у парней и у девушек раскрывают их характер, настроение и подчёркивают динамику танца.
- Давайте покажем, как мы используем рук и в различных движениях русского танца.
Положения рук русского танца:
- положение рук на талии;
- открытое положение рук;
- «гармошка» с руками и без
- «припадание» с руками и без;
- разновидности «верёвочки» (одинарная, двойная, с выносом на каблук, с ударом во II позицию ног) с работой рук ;
- «моталочка»; «молоточки»; «ковырялочка» с работой рук
- «присядка», «разножка», «ползунок» у мальчиков.
- Неизменным спутником многих танцев на Руси был платочек.
(На экране видеоролик танцевальных композиций с платочком )
- Огромную роль в русском танце во все времена играл платок. Он был важной деталью праздничного убранства девушки - её костюма. Платок готовился заранее, как и праздничный костюм. Девушка с любовью и большим искусством вышивала его. Часто после большого праздника она дарила его своему возлюбленному.
Платок не только подчёркивает яркость исполнения движения, он является символом, раскрывающим то или иное событие, происходящее в танце действа, например, иллюстрирует слова исполняемой песни: разложенный на земле платок отождествляется с постелью, в другом положении платок кладётся под голову, изображая подушку, в играх он исполняет роль вьюна.
Взмах платком в танце напоминает полёт голубя, если девушка во время танца бросает платок на землю, то этим она как бы приглашает партнёра на танец, смелый и находчивый кавалер, подняв его, включается в пляску с девушкой.
-
Игра «Платочек»
- Мы с вами, оказавшись в Кошкинском районе, давайте тоже поучаствуем в танце - игре с платочком.
(Ведущий (тьютор) объясняет правила игры: идя по кругу, выбирает 3-4 танцующих детей; показывает движения, танцующие повторяют. Затем платочком вызывает одного на танец, тот танцует и передаёт платочек следующему. Следующий , тоже танцует и вызывает мальчика. Мальчик следует «ползунком» за девочкой, делает «присядку» и дразнит девочку платочком. Та пытается отнять платочек. Идёт игра между девочкой и мальчиком, все наблюдают и подтанцовывают в кругу, иногда вставая на сторону мальчика, иногда на сторону девочки)).
4. Танец «Кадриль»
- Наши старшие воспитанницы-тьюторы покажут вам народный танец «Кадриль».
5. Подведение итогов.
- Пора подвести итог нашему путешествию. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами, руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции собираться у плетня, и танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с народным танцем.
(Исполняются танцевальные композиции «Плетень»)
- Благодарю всех путешественников. Прощаемся с вами до следующего занятия.
(Поклон )