7


  • Учителю
  • Тренинг по развитию нестандартного мышления

Тренинг по развитию нестандартного мышления

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Наше мышление устроено таким образом, чтобы создавать мыслительные шаблоны, они не предполагают креативность. И человек, мыслящий шаблонами, не может создать ничего оригинального. Для создания нового нужно «позволить воде уйти в сторону от ямки в песке», что совершенно
предварительный просмотр материала


Тренинг по развитию нестандартного мышления



Часто в нашей жизни бывают ситуации, когда кто-то предлагает нам новое, неожиданное, но такое, кажется, простое решение какого-то вопроса, после чего мы долго удивляемся: «Ну конечно! Как же я сам до этого не додумался?!» А причина проста - она кроется в наличии у каждого человека нестандартного мышления. У кого-то оно существует от природы. А кто-то приобретает в течение жизни, тренируя свое мышление, используя определенные методы и приемы.

Что такое НМ? Нестандартное мышление - способность находить новые подходы и необычные решения в любых ситуациях. Один из хорошо известных и один из самых эффективных методов развития способности нестандартно мыслить - решение ситуационных задач-загадок. Условия в этих задачах специально сформулированы так, что создают в сознании определённый образ, от которого надо суметь отойти при решении.

Для развития нестандартного мышления учёные, исследователи и просто энтузиасты составляют различные задачи-загадки, ребусы и тесты. Их условия специально сформированы таким образом, чтобы у нас в голове возник определённый шаблон. А для того, чтобы найти верное решение - нужно от него отойти. Как правило, тест на нестандартное мышление легче всего проходят дети - они ещё не так подвержены общим социальным нормам и стереотипному мышлению.

Наше мышление устроено таким образом, чтобы создавать мыслительные шаблоны (представьте себе песок, на который мы выливаем воду: сначала вода растечется по небольшой площади, а потом начнет углублять ямку и собираться в ней. Также происходит и в нашей голове: данные, опыт - это вода, которая оставляет следы. Ямка - это мыслительный шаблон).

Шаблоны нам необходимы для того, чтобы быстро находить решения, тем самым - сохраняя нашу жизнь. И создаются они быстро и прочно. И помогают при решении повседневных задач. Достаточно один раз уколоться о стебель цветка, чтобы научиться брать цветок осторожно.

Шаблоны не предполагают креативность. И человек, мыслящий шаблонами, не может создать ничего оригинального. Для создания нового нужно «позволить воде уйти в сторону от ямки в песке», что совершенно не совпадает с привычной деятельностью мозга.

Ученые утверждают: если у вас есть мозг, то вы можете научиться мыслить нестандартно. Только нужно использовать специальный инструментарий (у каждого дела есть свои предметы для выполнения задач: у плотника - ящик с инструментами, у врача - медицинская техника).

Разные исследователи по-разному представляли себе этот набор инструментов для тренировки навыков нестандартного мышления. Уже в Древней Греции использовали метод эвристических вопросов. Генрих Саулович Альтшуллер, создатель Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), создал 76 способов, чтобы вывести мысль за пределы привычного. Алекс Осборн, сотрудник рекламного агентства BBD&O, создавая известный всем метод «мозгового штурма» полагал, что, когда люди, не боясь критики, высказывают все, что приходит им в голову, может родиться полезное решение.

Известный психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления Эдвард де Боно разработал свои методики развития нестандартной, творческой мысли. Де Боно учил пускать «воду» вбок, отсюда и название его метода: латеральное мышление (от латинского слова «боковой»).

В современном быстро меняющемся мире ощущается огромная потребность в новом мышлении - творческом, конструктивном, позволяющем создавать новые идеи и пути развития. Методики, предложенные Эдвардом де Боно, как раз и являются инструментами такого нового мышления.


ВОПРОС. Зачем же надо развивать нестандартное мышление? Попробуйте составить список для чего развивать НМ?

  • чтобы достичь успеха в любом деле, которое вы выбрали,

  • чтобы жизнь была яркой, интересной и счастливой;

  • чтобы находить выход из любой ситуации, даже из той из которой большинство людей не сможет выйти (Вспомните фильм Стивена Спилберга "Индиана Джонс", в котором главным героем является путешественник и археолог, который всегда побеждает, даже когда его предают или он оказывается схваченным);

  • получить возможность шутить и быть вдохновленными;

  • запросто стать миллионером…ну ладно, просто богатым человеком (практически все богатые люди обладают нестандартным мышлением);

  • окружить себя лучшими друзьями (с таким же нестандартным мышлением). По-моему, очевидно: к людям, у которых развито нестандартное мышление, очень тянутся другие люди!


Аспект 1. Отсутствие самокритики

Де Боно считал, что люди становятся глупее с возрастом. Происходит это потому, что взрослые начинают вводить ограничения для мысли. Многие варианты решения проблемы отметаются как «глупые» или «детские». Вот, например, знаменитый тест с фигурой. Когда Эдвард показывал ее детям и просил сказать, что это, - любой школьник называл около сорока вариантов: домик без трубы, заготовка для бумажною самолетика, обкусанная плитка шоколада. Взрослые называли максимум десять вариантов.

Они, как правило, загоняли себя в шаблон геометрии и описывали фигуру как квадрат с треугольником наверху или усеченный прямоугольник. Представляете? Человек способен отсечь три четверти вариантов решения задачи (а любой образ - это уже задача, материал для интерпретации) просто потому, что они несерьезные и якобы недостойны мыслящего человека! Взрослые даже не произносят эти варианты, опасливо глядя по сторонам и ожидая удара степлером. Люди критикуют сами себя, заранее! Де Боно говорил, что от этого комплекса нужно избавляться в первую очередь.


Упражнение 1. Попробуйте соединить девять точек четырьмя

отрезками. Отрывать карандаш от бумаги нельзя. При этом

линия может проходить через каждую из точек всего один раз.

Чтобы достичь цели иногда приходится выбирать направление в обход общепринятым правилам. Навык, быстро и уверенно действовать в условиях постоянно меняющегося пространства вариантов, должен быть . Если мышление работает в поисках нестандартных решений, вы всегда будете в выигрыше.

Каждый день у нас возникает более 60 000 мыслей в день. Однако, 95% из них - одни и те же, постоянно повторяются. Поэтому, следует выходить из замкнутого круга, и потихоньку изменять существующий порядок. То, что имеете сегодня - результат ваших мыслей вчера. Поэтому, чтобы перепрограммировать свое сознание, необходимо использовать «творческие поиски оригинальных решений» каждый день.

Люди с нестандартным мышлением обычно обладают богатым воображением, незаурядными логическими способностями, а не только высоким коэффициентом интеллекта.

Воображение - это активный творческий процесс создания нового знания (новых идей) из старого знания.

Если воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний, то фантазия - это создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний. Например: крылатый конь Пегас, Мертвая голова в сказке Пушкина "Руслан и Людмила", небылицы барона Мюнхгаузена, Буратино, Стойкий оловянный солдатик - это фантастические образы.

Классическим носителем фантазии является сказка.

Чем отличается сказка от научной фантастики? В научной фантастике рассматриваются технически осуществимые ситуации, элементы или процессы, а в сказке любые. Надо отметить, что резкой границы между фантастическими и реальными решениями тоже нет. Например, то, что считалось во времена Жюля Верна фантазией, нынче обыденная реальность. Г.А. Альтшуллер подсчитал, что из 108(!) идей-прогнозов Ж. Верна реализовано 99 (90 %). У Герберта Уэллса из 86 - 77, у Александра Беляева из 50 - 47.

Когда ребенок самозабвенно рассказывает небылицы со своим участием, он не врет, в нашем обычном понимании, он сочиняет. Ему неважно, реальное это или не реальное. И нам это не должно быть важно, важно другое, что мозг ребенка работает, генерирует идеи.

Говорят: "Без воображения нет соображения". А. Эйнштейн считал умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К.Э. Циолковский считал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

Иногда в житейском обиходе под фантазией и воображением понимают нечто пустое, ненужное, легковесное, не имеющее никакого практического приложения. На деле же, как показала практика, хорошо развитое, смелое, управляемое воображение - это бесценное свойство оригинального нестандартного мышления.

Детям думать "по законам" трудно, но если их научить фантазировать и не критиковать за это, то дети фантазируют легко и с удовольствием, особенно если их еще и похваливать.

Видимо, так дети подсознательно учатся думать - в игре. Этим надо воспользоваться и развивать воображение и фантазию с самого раннего детства. Пусть дети "изобретают свои велосипеды". Кто не изобретал велосипедов в детстве, тот вообще ничего не сможет изобрести.


Как развивать у детей фантазию и воображение?


Есть три закона развития творческого воображения:

  1. Творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего личного опыта человека. Действительно, всякое воображение строится из реальных элементов, богаче опыт - богаче воображение. Отсюда следствие: надо помогать ребенку накапливать опыт, образы и знания (эрудицию), если мы хотим, чтобы он был творческим человеком.

  2. Можно представить то, что сам не видел, но о чем слышал или читал, то есть можно фантазировать на основе чужого опыта. Например, можно себе представить землетрясение или цунами, хотя этого никогда не видел. Без тренировки это трудно, но можно.

  3. Содержание воображаемых предметов или явлений зависит от наших чувств в момент фантазирования. И наоборот, предмет фантазии влияет на наши чувства. Можно так "сфантазировать" свое будущее, что это будет руководством на всю жизнь, а можно нафантазировать ужасов и бояться войти в темную комнату. Чувства, как и мысль, движут творчеством.


Приемы развития фантазии и воображения


Дети знают довольно много явлений и законов природы (например, что все предметы падают вниз, что тяжелые предметы тонут, жидкости проливаются и не имеют своей формы, вода замерзает, дерево, бумага, свечка - горят). Этих знаний вполне достаточно, чтобы плодотворно фантазировать, но дети не знают, как фантазировать, то есть не знают приемов фантазирования.

Большинство приемов фантазирования связано с изменением законов или явлений природы. Менять можно все: любой закон живой и неживой природы, любой социальный закон, закон может действовать наоборот, можно придумывать совершенно новые законы, можно исключать некоторые действующие законы, можно заставить законы действовать или не действовать по своему желанию, временно, периодически или непредсказуемо; можно менять любое существо живой природы: людей (все люди стали честными!), животных, растений.


  1. Метод Робинзона Крузо.

Углубить и одновременно проверить уровень развития способности к мыслительному перемещению, позволяющему иначе смотреть на вещи, видеть новые проблемы, у детей можно с помощью заданий, предложенных американским психологом Жд. П. Гилфордом.

  • Предлагается какой-либо хорошо знакомый предмет со свойствами, также хорошо знакомыми. Кирпич, газета, карандаш, картонная коробка, ведро и др. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

В ходе выполнения этого задания активизируются и развиваются все основные параметры креативности (продуктивность, оригинальность, гибкость мышления и т.д.), помещая предмет в разные ситуации и создавая таким образом, самые неожиданные системы ассоциативных связей с другими предметами, ребенок учится открывать в обыденном новые, неожиданные возможности.


  1. Метод фокальных объектов (МФО), предложен американским психологом Ч. Вайтингом.

Его суть: признаки нескольких случайно выбранных объектов переносятся на рассматриваемый (фокальный, т.е. находящийся в фокусе внимания) объект; в результате получаются необычные сочетания, позволяющие преодолевать психологическую инерцию.

Сочетания свойств оказываются иногда очень неожиданными, но именно это и вызывает интерес. Хорошо зарекомендовал себя как способ снятия психологической инерции у взрослых и детей.

Цель МФО - установление ассоциативных с различными случайными объектами.

Детям предлагаются два-три слова и быстро выделяются свойства каждого из названных предметов или явлений.

Например: стол метеорит

круглый искрящийся

кухонный горячий

пластмассовый стремительный

Затем дается новое слово, к которому применяются уже названные свойства.

Например, машина:

стремительная - быстро едет;

горячая - везет горячий хлеб;

искрящаяся - летающая тарелка;

кухонная - с которой продают готовый завтрак, обед, ужин и т.д.

Придуманные детьми идеи также отражаются в рисовании, лепке, аппликации.

Метод фокальных объектов направлен на развитие у детей творческого воображения, фантазии, формирование умения находить причинно-следственные связи между разными объектами окружающего мира, на первый взгляд, ничем не связанные друг с другом.


  1. Бином фантазии («Би» - два, «номос» - имя, слово. Фантазия работает при столкновении двух слов).

Алгоритм работы:

  1. Случайным образом выбираются два слова, как можно далекие по смыслу.

  2. С помощью предлогов, изменения падежей и окончаний составляются различные словосочетания.

«Развитие темы - сочинение истории под соответствующим названием.

Например. Варежка и муха.

(Варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха на варежке…).

Варежка - кличка пушистого беленького котенка, ростом с варежку, а Мухой звали маленького черного цыпленка, который постоянно куда-то падал - учился летать … Дальше - рассказ о их дружбе и способе передвижения, когда они отправились в путешествие).


  1. Увеличение - уменьшение.

Этот самый простой прием, он широко используется в сказках, былинах, в фантастике. Например, Дюймовочка, Мальчик-с-пальчик, Гулливер, лилипуты, Гаргантюа и Пантагрюэль. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояния, скорости.

Увеличивать можно неограниченно от действительных размеров до бесконечно больших и уменьшать можно от действительных до нулевых, то есть до полного уничтожения.

Приведем игры-беседы для освоения приема "увеличение - уменьшение".

4.1. Ребенку говорят: "Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?"

  • Хотел бы уменьшить уроки по вокалу, а увеличить мое свободное время.

  • Хотела бы уменьшить домашние задания.

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.

  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

4.2. Усложните эту игру дополнительными вопросами: "И что из этого получится? К чему это приведет? Зачем ты хочешь увеличивать или уменьшать?"

  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

  • Если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички, тогда легко будет искать грибы.

  • Если ребенку трудно дается самостоятельное фантазирование, предложите пофантазировать совместно, задайте ему вспомогательные вопросы.

    1. Что будет, если у нас удлинится на время нос?

  • Можно будет понюхать цветы на клумбе, не выходя из дома; можно будет определить, что вкусненького готовят соседи;

  • Это хорошо, а что в этом плохого?

  • Некуда будет такой длинный нос деть, он будет мешать ходить, ездить в транспорте, даже спать будет неудобно, а зимой он будет мерзнуть. Нет, не надо мне такого носа.

Человека угнетает однообразие окружения, повседневная повторяемость действий, и поэтому, он начинает искать нечто новое, какие-то изменения, пытается по-другому посмотреть на привычное. Поскольку именно творческие люди создают новое во всех видах человеческой деятельности поиск и развитие креативности - этого важного качества личности - в условиях исследовательского обучения приобретает большое значение.

В результате использования данных методов на своих занятиях можно отметить, что развитие творческих способностей обучающихся зависит не только от формы нетрадиционного урока, но и от педагогического творчества педагога способности находить и внедрять в свою педагогическую деятельность новые методы работы.


Несколько советов по развитию нестандартного мышления


  1. Развивайте восприятие (используйте все свои органы чувств «по полной программе»), избавляйтесь от стереотипов. Помните, что именно они определяют наш образ мыслей?

  2. «Кормите» мозг: читайте, обсуждайте и анализируйте хорошую литературу по фантастике.

  3. Тренируйтесь: не давайте мозгу «застояться». Сомневайтесь в привычном. Позволяйте себе творческие паузы. Фокусируйтесь (здесь должна быть идея!). Бросайте себе вызов. Задавайте провокационные вопросы. Ищите альтернативы. Меняйте «точку входа». Полученные навыки позволят Вам находить творческие решения в любой ситуации.

  4. Используйте любую свободную минуту, чтобы найти необычное в обычном.

  5. Не останавливайтесь: решение нестандартных задач - процесс сложный, только при систематической и продолжительной работе над собой можно достичь желаемого результата.

  6. Возьмите за правило - придумывать новые идеи. К примеру, по пять в день. Фиксируйте даже самые бредовые идеи, которые совсем не креативные и за реализацию которых никогда не возьметесь.

  7. Сохраняйте идеи: со временем, проглядывая те, что показались интересными, но вы не захотели за них браться, вы можете изменить точку зрения или придумать три свежие идеи на основе имеющейся.

  8. Будьте уверены: каждый творческий человек нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение.


Список использованной литературы

  1. Тамберг Ю.Г. Развитие творческого мышления детей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 208 с.

  2. Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 224 с.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал