- Учителю
- Вне классное мероприятие 'Не шей ты мне, матушка, красный сарафан' (8-9 классы)
Вне классное мероприятие 'Не шей ты мне, матушка, красный сарафан' (8-9 классы)
Внеклассное мероприятие для 8-9 класса
«Не шей ты мне, матушка, красный сарафан»
Действующие лица: хозяин и хозяйка, их дочь Настенька с подружками, гости.
Оформление: Помещение оформлено в русском стиле: стол накрыт скатертью, на нем самовар и чайные приборы. На стене висят вышитые полотенца. Хозяева встречают гостей хлебом и солью на вышитом рушнике.
Вступительное слово учителя: Каждый человек повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы проходим дорогу в считанные годы, все равно начинать приходиться с самого начала - подниматься на ноги, осваивать робкие шаги, учиться владеть собственными руками. Человека во многом создали труд и стремление к прекрасному. И это стремление очень наглядно отмечено в истории костюма. Который, в свою очередь, отразил все стадии развития общества.
В самом деле, уже на заре развития человечества был создан первый покров - одежда или костюм для защиты тела от холода и помощи в борьбе за выживание. В разные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и влияла на формирование внешнего облика человека. Она указывала на его национальность, сословную принадлежность, имущественное положение и, конечно, возраст. Маленький кусочек истории мы вам сейчас и покажем.
Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас в сказку, в сказку необычную, созданную не с помощью слов, а с помощью нитки да иголки. Ее донесли до нас волшебные руки мастериц и рукодельниц нашей школы.
Ведущий: Итак, сказка начинается!
Хозяин: Проходите, гости славные.
Хозяйка: Гости добрые, желанные, отведайте хлеба с солью!
Хозяин: Как в народе говорят : « Не дорог виноград терский, а дорог хлеб деревенский» Соли не жалей - так есть веселей (Без соли не вкусно, без хлеба не сытно)
Хозяйка: Гостей всех близких привечаем
Мы ароматным нашим чаем
Он силы свежие дарит,
Всем за стол присесть велит!
( гости проходят в горницу, садятся за стол)
Ведущая: На Руси все наши предки, чтобы вечер скоротать
Ведущий: Собирали посиделки,
Ведущая: Поиграть и поболтать
Ведущий: Народ посмотреть и себя показать.
Ведущий: Такие посиделки были и в наших селах Селеме и Никольском.
Хозяин: А ну-ка девушки - подружки, покажите свою удаль!
(Подружки по очереди поют частушки)
Подружки: Начинаю я припевку,
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Я сегодня нарядилась
В сарафан с иголочки.
Полюбуйтесь- ка, ребята,
На мои оборочки.
Эй, девчушки-хохотушки,
Продолжайте петь частушки!
Продолжайте веселей,
Чтоб порадовать гостей.
Прянички печатные
Вкусные, медвяные
А мы Никольские девчата
Самые нарядные.
Ведущая: А ну-ка, девчонки, а кто знает: откуда в горнице взялась такая красота? (берет в руки полотенце)
Одна из девушек: Это из бабушкиного сундука.
Хозяйка: Вы садитесь, чайку попейте, а я расскажу вам про бабушкин рушник.(снимает со стены) Узор-то на нем не простой, обережный. Такое полотенце было в каждом доме, и у моей бабушки, и у ваших. Ослепительно белое, шитое по концам яркими нитками и особым узором: крестики, елочки, петухи расписные. Повесьте его на видном месте, и оно принесет в дом счастье, лад, уют и доброту. Когда сильное горе - вымойте лицо родниковой водой и утритесь концом полотенца. Болеет кто дома - утрите его, и хворь начнет отступать.
Ведущий: Хороши вы, девушки, а в наряде нашем русском еще краше.
Хозяин: А вот про бабушкин сарафан наша дочка Настенька много знает, вместе с бабушкой шили, вместе фасон выбирали.
Настенька: Я расскажу, а подружки мне подскажут: в нашем Никольском в каждом доме такие сарафаны шили и историю его знают. Бабушка рассказывала: «Еще в давние времена, соберутся, бывало, парни и девушки. Смех, разговоры. Девицы песню заведут: «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» Сами же одна другой краше: рубахи на них шелком шитые, сарафаны, как цветы в поле, яркие да нарядные…»
Подружка: А ведь до 18 века главной была русская рубаха, их носили и девушки и юноши, мужчины и женщины. Рубахи были длинные, ниже колена, ворот закрытый, рукава до запястий. А различались они только конструкцией (кроем).
Настенька: ( показывает на себя и своих подруг) А вот такие костюмы носили жители нашего села Никольского Арзамасского района в конце 19- начале 20 века.
Подружка: Наши сарафаны выполнены из ситца.
Настенька: А мой сарафан сшит из ткани, которая носила название кубовая. По понятиям тех лет девушки не должны были быть худыми, поэтому для придания объема, сарафаны шились широкими, насборенными. А вниз надевалась ватная юбка.
Хозяйка: Шились обновы редко, передавали их от сестры к сестре, бедно жили.
Настенька: Поэтому при желании сарафаны легко меняли длину брителек и, при помощи дополнительных пуговиц, - ширину. Украшался сарафан тесьмой и кружевами. Для экономии материала изнаночная сторона и скрытая часть сарафана шилась из более дешевого материала.
Подружка: А я расскажу про фартук ( по-местному запон). Его носили только крестьяне. Фартук мог быть с грудкой и без грудки. Обычно женский фартук шился в тон сарафана. Девичий фартук был белого цвета.
Настенька: Поверх сарафана и запона одевалась рубаха с застежками сбоку или впереди. Рубаха шилась короткой, с узкими рукавами и без воротника. Украшалась тесьмой, складками, декоративными пуговицами.
Подружка: Девичьи уборы оставляли голову открытой сверху. Волосы заплетали в одну косу. Косу украшала косоплетка - лента или цветная тряпочка. Лента также повязывалась на лбу или на нижней кромке волос.
Хозяйка: А что же на ноги-то одевали к такой одежде?
Подружка: На ноги одевали лапти с онучами. Праздничная обувь- шаблеты, сделанные из резины или фетра.
Хозяйка: Спасибо, доченька, за рассказ интересный, и вам девушки спасибо, что помните историю ваших бабушек. А я вам расскажу о русском костюме, который носили в наших селах в 18-19 веках замужние женщины.
Кто из вас заметил, а чем же отличается костюм замужней женщины от девичьего? (отвечают). Костюм замужней женщины и девушки различался головными уборами. Женские головные уборы обязательно глухие по древнему обычаю, согласно которому волосы замужней женщины должны быть целиком закрыты. А кто знает, что же было символом замужества?
Подружка: Я от бабушки слыхала, что символом замужества была кика или кичка, кокошник, сорока. В нашей местности головной убор замужней женщины - повойник (шапочка украшенная вышивкой золотыми нитями). Поверх повойника женщина надевала платок.
Хозяйка: Верно, а платки были атласные ( фаевые, кубовые).Вот такие.(показывает)
Коль речь у нас идет о русской одежде, то позвольте мне, загадать вам несколько загадок.
-
Дуйся, не дуйся,через голову суйся,попляши день - деньской-и пойдешь на покой (рубашка)
-
По дороге я шел, две дороги нашел - по обеим пошел (штаны)
-
Липовый кузовок ночью отперт, днем заперт (лапти)
-
Сверху голо, снизу лохмато,теплом богато,что твоя хата (тулуп)
Хозяйка: Девичье дело капризное, девичья воля короткая. На то она и девушка, чтобы ахала соседушка, гордился отец, тосковал молодец. На то она и девушка, чтобы наряжаться. Умные головы эту одежду придумали, умелые руки сшили. А вам, девоньки, нравятся наши наряды? Так за чем же дело стало? Руки у вас молодые, желание есть, берите иголки, нитки и за работу…А добрым гостям предлагаю подумать, почему говорят: « Встречают по одежке, а провожают по уму…»
До скорого свидания, гости дорогие!
Заключительное слово учителя:
Костюм во многом раскрывает психологию людей прошлого и настоящего, порой иногда позволяет заглянуть в будущее. Как сделали мы это сегодня.