7


  • Учителю
  • Литературно-музыкальная гостиная «Знакомый ваш, Сергей Есенин»

Литературно-музыкальная гостиная «Знакомый ваш, Сергей Есенин»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования Иркутской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Братский политехнический колледж»


Сценарий литературно-музыкальной гостиной

«Знакомый ваш, Сергей Есенин»

Братск, 2015

Литературно-музыкальная гостиная «Знакомый ваш, Сергей Есенин»


Демонстрация видеоролика: Сергей Есенин - «Хулиган» (Сергей Безруков), HD.

3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина.

Его поведение многие неизменно находили вызывающим, эпатажным и даже шокирующим. Его стихи - особая страница русской поэзии. Есенина невозможно загнать в тесные рамки литературных течений начала ХХ века, он - сам по себе, бунтующий, страстный, с огромной русской душой нараспашку. Наверное, поэтому поэзия Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным: её либо обожают, либо отказываются понимать и принимать.

И сегодня в нашей литературной гостиной мы попробуем раскрыть малую толику многогранного таланта поэта - любовную лирику.

Ведущий: Уважаемые дамы и господа! Давайте перенесёмся в Москву ровно на 95лет назад. И мы рады вас приветствовать в литературном кафе имажинистов «Стойло Пегаса». Сегодня мы услышим удивительные поэтические строки и воспоминания об одном из талантливых, ярких поэтов России - Сергее Есенине.

Своим восторженным впечатлением об Есенине поделилась президент Славянского фонда России Галина Боголюбова.

"Он действительно был очень талантлив, вышел из народа и как ему удалось стать таким выдающимся поэтом - это только дар, который дан от природы. Потому что человек абсолютно был малограмотный, писал с ошибками, запятые нигде не ставил. Но то, что это бунтарь по натуре, - это да. То, что его поддержали чекисты в своё время - это тоже, потому что нужно было показывать не только истеблишмент и богему того периода - декадентскую богему - это Блок, это Хлебников, это Волошин, - а надо было показать того, кто вышел из пролетариев, из деревни, - вот он наш мужик. А наш мужик действительно был очень талантлив, но со своим талантом, со своим буйным темпераментом он не смог справиться и влиться в эту систему, которая всё контролировала. Его заставляли работать подконтрольно, а он не мог, потому что он не получил специального образования, он ещё не понимал, что происходит. Поэтому и писал "я не могу, задрав штаны, бежать за комсомолом". Это не его вообще, как можно представить Есенина с комсомольским значком. - считает Галина Боголюбова.

Отрывок из сериала Есенин Биография Детектив Хулиган 3 серия

Ведущий: Есенин преодолел путь от деревенского крестьянского мальчика до самого известного дебошира России. Того, раннего Есенина русский советский поэт Владимир Маяковский называл "декоративным мужиком", слишком слащавым, неискренним, а его стихи - "ожившим лампадным маслом".

Миф о взаимной ненависти Сергея Есенина и Владимира Маяковского - один из самых известных в истории литературных направлений ХХ века. Поэты на самом деле являлись непримиримыми идейными противниками и частенько публично поливали друг друга грязью.

Отрывок из сериала Есенин Биография Детектив Дуэль 8 серия

Однако оба прекрасно отдавали себе отчёт в силе таланта другого. Есенин прекрасно понимал значение творчества Маяковского и выделял его из всех футуристов: "Что ни говори, а Маяковского не выкинешь. Ляжет в литературе бревном, и многие о него споткнутся". Поэт не раз читал отрывки из стихов Маяковского. Тот же, в свою очередь, однозначно оценил Есенина: "Чертовски талантлив!" - однако тщательно скрывал своё мнение.

Ведущий: Великий русский лирик XX века, он до двадцати восьми лет не написал ни одного стихотворения, которое можно было бы причислить к любовной лирике. По воспоминаниям Анатолия Мариенгофа, в сентябре 1923 года поэт с грустью сказал ему:
- А у меня стихов про любовь нету. Всё про кобыл да про телят. А про любовь - хоть шаром покати.
- За чем же дело стало? - спросил его Мариенгоф.
- Для этого ж влюбиться надо, - отвечал Есенин. - Да вот не знаю в кого... В городе, черт подери, два миллиона юбок, а влюбиться человеку не в кого! Хоть с фонарем в полдень ищи.

Чтец (Сай Сергей)

Письмо к женщине
Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.
Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел -
Катиться дальше, вниз.
Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был как лошадь, загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.
Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму -
Куда несет нас рок событий.
Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстоянье.
Когда кипит морская гладь -
Корабль в плачевном состоянье.
Земля - корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.
Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.
Тогда и я,
Под дикий шум,
Но зрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.
Тот трюм был -
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.
Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.
Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В развороченном бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий...
Теперь года прошли.
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!
Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был,
И что со мною сталось!
Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в Советской стороне
Я самый яростный попутчик.
Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ла-Манша.
Простите мне...
Я знаю: вы не та -
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.
Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.


Ведущий: В течение всей жизни любовная лирика, как и сам поэт, претерпевали значительные изменения: от первых пылких юношеских к глубоким душевным переживаниям. Пытаясь глубже разобраться в себе, своих чувствах, Есенин посвящает теме любви целые циклы стихов.

Чтец Баданова Софья

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.
Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.
Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.
Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.
Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить

Стихи Есенина - искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает прежде всего проявлением самых лучших человеческих чувств. Притягательная сила есенинской поэзии именно в этой пронзительной искренности.


Чтец: (Ипатов Евгений)

Мне грустно на тебя смотреть,
Какая боль, какая жалость!
Знать, только ивовая медь
Нам в сентябре с тобой осталась.
Чужие губы разнесли
Твое тепло и трепет тела.
Как будто дождик моросит
С души, немного омертвелой.
Ну что ж! Я не боюсь его.
Иная радость мне открылась.
Ведь не осталось ничего,
Как только желтый тлен и сырость.
Ведь и себя я не сберег
Для тихой жизни, для улыбок.
Так мало пройдено дорог,
Так много сделано ошибок.
Смешная жизнь, смешной разлад.
Так было и так будет после.
Как кладбище, усеян сад
В берез изглоданные кости.
Вот так же отцветем и мы
И отшумим, как гости сада...
Коль нет цветов среди зимы,
Так и грустить о них не надо.

Разные интонации звучат в лирике Есенина, глубокой, отзывчивой и трепетной. В стихах часто звучит мотив грусти, сожаления об ушедшей юности, о растраченных силах. В них видны и личные переживания поэта, и отражение сложного времени, в которое он жил.


Чтец (Андреев Федор)

Какая ночь! Я не могу.
Не спится мне. Такая лунность.
Еще как будто берегу
В душе утраченную юность.

Подруга охладевших лет,
Не называй игру любовью,
Пусть лучше этот лунный свет
Ко мне струится к изголовью.

Пусть искаженные черты
Он обрисовывает смело,-
Ведь разлюбить не сможешь ты,
Как полюбить ты не сумела.

Любить лишь можно только раз,
Вот оттого ты мне чужая,
Что липы тщетно манят нас,
В сугробы ноги погружая.

Ведь знаю я и знаешь ты,
Что в этот отсвет лунный, синий
На этих липах не цветы -
На этих липах снег да иней.

Что отлюбили мы давно,
Ты не меня, а я - другую,
И нам обоим все равно
Играть в любовь недорогую.

Но все ж ласкай и обнимай
В лукавой страсти поцелуя,
Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.

Любовная лирика Сергея Есенина яркая, эмоциональная, неподражаемая. Будучи человеком с глубоким сердцем и открытой душой, поэт обнажает перед читателями свои чувства. Его поэзия настолько откровенная и простая, что каждый читатель может увидеть в образе лирического героя самого себя.


Чтец (Токарская Алина)

,
Разве я немного не красив?
Не смотря в лицо, от страсти млеешь,
Мне на плечи руки опустив.

Молодая, с чувственным оскалом,
Я с тобой не нежен и не груб.
Расскажи мне, скольких ты ласкала?
Сколько рук ты помнишь? Сколько губ?

Знаю я - они прошли, как тени,
Не коснувшись твоего огня,
Многим ты садилась на колени,
А теперь сидишь вот у меня.

Пусть твои полузакрыты очи,
И ты думаешь о ком-нибудь другом,
Я ведь сам люблю тебя не очень,
Утопая в дальнем дорогом.

239

Этот пыл не называй судьбою,
Легкодумна вспыльчивая связь,-
Как случайно встретился с тобою,
Улыбнусь, спокойно разойдясь.

Да и ты пойдешь своей дорогой
Распылять безрадостные дни,
Только нецелованных не трогай,
Только негоревших не мани.

И когда с другим по переулку
Ты пройдешь, болтая про любовь,
Может быть, я выйду на прогулку,
И с тобою встретимся мы вновь.

Отвернув к другому ближе плечи
И немного наклонившись вниз,
Ты мне скажешь тихо: «Добрый вечер...»
Я отвечу: «Добрый вечер, miss».

И ничто души не потревожит,
И ничто ее не бросит в дрожь, -
Кто любил, уж тот любить не может,
Кто сгорел, того не подожжешь.

Мотивы и акценты любовной лирики Сергея Есенина менялись в зависимости от его жизненных обстоятельств и душевых переживаний. Лишь одно в его стихотворениях всегда оставалось неизменным - подлинная откровенность. От его стихов пронзает дрожь - столько в них искренней правды и душевной драматической глубины.


Чтец (Улитенко Анастасия)

Пускай ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось
Твоих волос стеклянный дым
И глаз осенняя усталость.
О возраст осени! Он мне
Дороже юности и лета.
Ты стала нравиться вдвойне
Воображению поэта.
Я сердцем никогда не лгу,
И потому на голос чванства
Бестрепетно сказать могу,
Что я прощаюсь с хулиганством.
Пора расстаться с озорной
И непокорною отвагой.
Уж сердце напилось иной,
Кровь отрезвляющею брагой.
И мне в окошко постучал
Сентябрь багряной веткой ивы,
Чтоб я готов был и встречал
Его приход неприхотливый.
Теперь со многим я мирюсь
Без принужденья, без утраты.
Иною кажется мне Русь,
Иными - кладбища и хаты.
Прозрачно я смотрю вокруг
И вижу, там ли, здесь ли, где-то ль,
Что ты одна, сестра и друг,
Могла быть спутницей поэта.
Что я одной тебе бы мог,
Воспитываясь в постоянстве,
Пропеть о сумерках дорог
И уходящем хулиганстве.

Ведущий: Широка и объемна тема любви в творчестве Сергея Есенина. Да и - «Последнего поэта деревни» ознаменована длительным этапом понимания отношений, начиная от юношеских порывов и заканчивая зрелыми чувствами. Среди его произведений есть светлые, возвышенные стихи, но есть и такие, которые в состоянии написать лишь человек, находящийся в глубоком отчаянии. Читая его стихотворения, мы можем понять лишь небольшую часть жизни поэта, но даже этого хватит для того, чтобы извлечь для себя нужные уроки, утешиться в трудные минуты. Ведь никто другой не сможет так хорошо передать чувства, как человек, слившийся с поэзией душой.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал