7


  • Учителю
  • Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство образования Республики Башкортостан

Республиканский политехнический лицей-интернат


Республиканская научно-практическая конференция «Красота и духовность как явление Культуры в образовательном процессе».


Курай национальный музыкальный инструмент башкирского народа.


Ишкинина Фаузия Гирфановна, учитель Культуры Башкортостана. Квалификационная категория: высшая.


Заиграй же, мой курай

Песню, чтоб вошла в сердца,

и Урал, и весь наш край

Прославляя без конца…

С. Юлаев

Один из первых исследователей башкирского фольклора С. Г. Рыбаков в своей книге «Музыка и песни уральских мусульман» изданной в Санк- Петербурге ровно век назад, в 1897 году, писал: «Творчество башкир создало, кроме вокальной музыки, также инструментальную, довольно обширную, и у башкир имеются свои музыкальные инструменты, главным из которых является свирель, так называемый курай, устраиваемый из стебля полевого растения, называемого также «курай», обрезанного и открытого с обоих концов, на котором прорезаны четыре отверстия с одной стороны и одно с другой… Башкиры для курая выбирают гладкий, пустой и чистый внутри, по возможности правильный стебель растения, иногда сушат его, а затем вырезают на нем отверстия…».

Курай- башкирский духовой музыкальный инструмент типа открытой продольной флейты. Его делают из твердого стебля одноименного зонтичного растения. Охватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз шириной ладони, затем подрезают. Вырезают, начиная снизу, и отверстия и еще одно- обратной стороне. Длина инструмента чуть менее метра. Диапазон- около трех октав. Звучание курая- поэтичное и эпически возвышенное и, наверное, поэтому этот нехитрый духовой инструмент стал национальным для всех башкир.

В жизни башкирского народа музыкальные инструменты всегда занимали достойное место. В отличие от других национальных инструментов курай особенно точно вошел в простую жизнь народа, в его судьбу, стал как бы его голосом, его оружием. Как пишет Гайса Хусаинов, в то тоскливых, то яростных, то бодрых интонациях курая кажется отчетливо слышны топот лошадиных копыт, звон кинжалов и клинков. Нет, мелодии курая, не только воспроизведение прошлого, но и средство, помогающее рассеять горе, утешение для души.

Изучая историю курая и творчество выдающихся кураистов, убеждаешься в том, что стебель растения подвластен музыканту в той мере в какой тот чувствует душу инструмента. Древние музыканты-башкиры открыли в этом нехитром инструменте безграничные возможности для самовыражения народной души.

-Сколько же лет кураю? Более 1000 лет. Это можно доказать тем, что испокон веков исполняемая только на курае мелодия "сынрау торна" ("Звенящии журавли") имеет более чем 1000-летнюю историю. Да, много веков прошло с тех пор, пастух-башкир срезал, издававший на ветру мелодичные звуки, высохший стебель курая и сыграл на нем свою первую мелодию. И с тех пор этот инструмент стал постоянным спутником башкира как в мирной жизни, так и в боевых походах.

Талантливыми кураистами были поэт и полководец Салават Юлаев и Кахым-турэ, герой Отечественной войны 1812 г. Особую прелесть и самобытность курая отмечали в прошлом русские писатели и исследователи. "Чудным явлением в лице духовых инструментов" назвал курай русский писатель С. Т. Аксаков. А вот другой автор- В. Зефиров-писал в середине 19 в. в одном из своих рассказов о Башкирии "Здесь я имел случай слышать башкирскую национальную музыку: игру на курая или сабызге, и игру горлом".

Мелодия башкирской баллады о батыре Салавате напоминала собой приятную симфонию -"разумеется, не ту симфонию, какую мы находим в бесмертных творениях Моцарта или Бетховена", но симфонию первозданную, лесную и степную".

С кураем и кураистами связано огромное число легенд, предений и сказок. Образ кураиста-музыканта вошел также в пословицы, в народные песни. Например, угодливому, не имеющему своего мнения человеку башкиры могут сказать: "Не пляши под чужой курай".

Среди кураистов, продолживших традиции славного прошлого, выделяется величественная фигура Габит-сэсэна Аргинбая (1856-1928), от которого в 1910 году был записан башкирский народный героический эпос "Урал-батыр". "Он был кураистом, певцом, сэсэном,-свидетельствует народный сэсэн Башкортостана Мухаметша Бурангулов: Какую бы не исполнял мелодию, предворял ее легендой об истории ее возникновения, знакомил с ее вариантами, рассказывал среди каких родов эти варианты он услышал, и только после этого исполнял саму песню".

Первый среди башкирских кураистов международное признание получил младший современник Габита Аргинбаева-Юмабай Исянбаев. В июле 1925 г. он в составе группы народных исполнителей республики Советского Востока выехал на гастроли в Париж. Без всякого преувеличения, Юмабай Исянбаев покорил французскую публику виртуозной игрой на курае. А на одном из концертов артист преподнес зрителям неожиданный сюрприз. Отправляясь в Париж он захватил с собой вместе с набором инструментов еще и цельный стебель курая, выкопанный прямо с корнями и комьями земли. Когда настала очередь для выступления он вышел на сцену и прямо перед изумленными французами сделал курай и заиграл одну мелодию за другой.


Спустя около 40 лет в мире широко отмечалось 50 -летие Советского Союза. И снова Париж, большой зал Парижского дворца спорта, вмещающий 8 тыс. зрителей, на которого съезжались люди не только из Франции, но и специально приехали из Канады, Италии, Японии. На сцене Ишмулла Дильмухаметов, земляк Ю.Исянбаева, заслуженный артист Башкортостана, выдающийся певец и кураист.

На вопрос какой курай он возил в Париж, И. Дильмухаметов рассказал:

- Курай не везде растет. Около Сакмары, недалеко от деревни Абишево, что в Хайбуллинском районе есть небольшое урочище, называется он «Медвежий ключ». Вот там очень хороший курай растет: прямой, довольно толстый и очень длинный. Такой курай дает очень хороший звук и служит, вынослив. Почему вынослив: порой забудишься, заиграешь в полную силу, от всей души, а курай возьмет и треснет. На первом из парижских концертов у меня даже курай из «Медвежьего ключа» не выдержал, раскололся

Именно из тех мест, где растет это замечательное растение- курай: из тех мест, где поставлен памятник кураю в честь 19 знаменитых кураистов, которые получили всенародную известность: сэсэны Гаит, Махмут, Гата Сулейманов, Галиастан Шамсетдинов, Карим Дияров, Биргали Ибрагимов, Буранбай Кутусов, Хамит Ахметов, Абайт, Гиниат Ушаков, Сагадат Бураков, Мухамет Рахматуллин, Рахматулла Буляканов, Мухтар Батталов, Хабир Байтимеров, Адгам Искужин, Ришат Рахимов, Юлай Гайнетдинов, Самигулла Насыров.

Учатся в Республиканском политехническом лицее-интернате мальчики. Могу с уверенностью сказать, что традиции старшего поколения кураистов продолжаются. В нашем лицее первыми в Башкортостане в учебную программу введен урок курая. Если учащиеся 6-7 классов знакомятся с азами игры на курае а в старших классах свое мастерство игры на курае продолжают на кружке «курай».

Помимо этого учащиеся занимаются исследователькой работой: находясь на каникулах на родине: в Хайбуллинском, Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском, Куюргазинском, Федоровском, Мелеузовском, Кугарчинском районах знакомятся с земляками-кураистами, династиями кураистов, обогащают свою игру на курае. Материалы об этих кураистах публикуются в лицейской газете «Вестник ЛИК».

В нашем городе Кумертау во Дворце культуры «Дуслык» успешно работает Башкирский фольклорный ансамбль им. Кинзи Арсланова под руководством заслуженного деятеля культуры. Башкортостана Рината Хайбуллина. Родом он из Ишембайского района. Фольклорный ансамбль под его руководством не раз занимает почетные места на конкурсах республиканского и всероссийского значения. Не зря в 1986 г. ансамбль удостоен звания «народный».

В одном из газетных интервью народный артист Башкортостана, лауреат премии им. Галимова Саляма кураист Азат Аиткулов возмущается, что в некоторых отдаленных регионах мастера - кураисты держат под большим секретом свое искусство. Должно быть наоборот. Если молодое поколение играет на курае - символе башкирского народа, одной из частей официальных символов Башкортостана- государственного герба и государственного флага РБ- это означает, что дети никогда не забудут, будут знать и уважать историю своего народа, своих корней.

Во- вторых, настоящий джигит считавший себя башкиром, должен уметь играть на курае.

В- третьих, давно уже доказано, что игра на курае имеет большое значение для укреплении здоровья. Обычно, кто играет на курае, не поддается легочным заболеваниям, заболеваниям дыхательных путей.

Именно курай был и остается главным музыкальным инструментом, занявшим важнейшее место национальной культуре одного из древнейших народов Южного Урала и Приуралья.

Праздники искусства, культуры, народное традиции должны жить.

Если хайбуллинцы, баймаковцы, абзелиловцы, гафурийцы, бурзянцы, зианчуринцы, куюргазинцы проводят праздники, посвященные увековечиванию памяти Юмабая Исянбаева, Гаты Сулейманова, Карима Диярова, Гинията Ушанова, Шафика Аминова- Тамъяна, то этому надо радоваться. Ведь молодое поколение учится у старших.


Литература

  1. Рашит Шакур. Цветок курая.(«Памятники Отечества» №2- 97)

  2. Рашит Шакур. «Быуаттар аманаты» Уфа, 2002 г.

  3. Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г. Башкиры. Москва 2003 г.

  4. Ришат Рахимов. Курай. Уфа 1999 г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал