7


  • Учителю
  • Сценарная разработка деревенских посиделок 'Пушкин и народ'

Сценарная разработка деревенских посиделок 'Пушкин и народ'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Добрый вечер, судари и сударыни! Мы пригласили вас на наши деревенские посиделки в добрую русскую деревенскую избушку про Пушкина разговаривать, разговаривать языком простого народа. Сегодня мы постараемся передать быт и настроение крестьян тех далеких лет, в которые ж
предварительный просмотр материала




Звучит фонограмма русских наигрышей (балалайка). В помещении, оформленном в стиле русской избы, девушки и женщины занимаются рукоделием: прядут, вышивают, вяжут. Перед началом мероприятия берет слово режиссер-постановщик

Добрый вечер, судари и сударыни! Мы пригласили вас на наши деревенские посиделки в добрую русскую деревенскую избушку про Пушкина разговаривать, разговаривать языком простого народа.

Сегодня мы постараемся передать быт и настроение крестьян тех далеких лет, в которые жил и творил свои прекрасные произведения Александр Сергеевич и постараемся прикоснуться к той атмосфере, которая называется «Пушкин и народ».

Вся наша программа построена на достоверных данных, взятых из источников зафиксировавших связь Пушкина с простым народом. Мы взяли за основу такое известное произведение, как «Барышня-крестьянка» и не всем знакомое, как «Граф Нулин». Но будем надеяться, что за счет игры талантливых самодеятельных актеров все, что мы предоставляем Вашему вниманию будет читаемо и узнаваемо.

Итак, мы будем сегодня разговаривать за бабку Алену с далекой Пинеги (героиня представляется зрителям и занимает свое исходное место на игровой площадке, тоже самое далее делают все остальные герои); за Парашу; за деревенских ребятишек; поговорим сегодня за милую, добрую, с большой широкой душой Арину Родионову и, конечно, за веселых, острых на язычок деревенских девок. Попробуем мы сегодня разговоривать и за самого Александра Сергеевича (участник коллектива, далее по тексту именуемый «Пушкин-герой» проходит к занавесу, на котором прикреплен цилиндр, дотрагивается до него и замирает). Итак, милостивые сударя и сударыни, милости просим на деревенские посиделки.

Русский поклон участников мероприятия. Из этого положения одной из участниц запевается русская народная песня «Как на пяльцах девица вышивала», все подхватывая ее рассаживаются по местам и каждый начинает заниматься своим делом: шить, вышивать, прясть. Песня постепенно затихает, и кто-то начинает читать «Руслана и Людмилу».

Пушкин-герой: Мне было лет шесть когда зимою, в избе лежа на
палатях, я услышал что-то неотразимо-прекрасное, неслыханное мною никогда. Женщины вышивали, пряли, вязали, швецы шили шубы, и все, затаив дыхание слушали, как Пантелеевна читала «Руслана и Людмилу».

Пушкин-герой занимает место среди девушек, чтец продолжает читать произведение, а девушки начинают петь песню так ярко, что постепенно заглушают чтеца.



Девушки поют, вдруг одна встает, и с грустным, испуганным видом идет к «красному углу», хочет молиться, но заметив на себе взгляды окружающих, опустив глаза возвращается на место. Девушки переглядываются, перешептываются, одна решается вступить с ней в разговор:

- Параш, да будет тебе, чего пригорюнилась?

Параша - (вздыхает) Да вот, коле не знала б я жизни барской, а то ведь тятенька с маменькой замуж снаряжают.

- Так это же хорошо!

Параша - Сваты бывали…

- Да чего ты милая, поздно уж горемычиться, дело сделано…

- Да, да (подтверждает другая)

- Раньше надо было собак - то спускать- глядишь и разлаялись бы…(добавляет третья и все начинают смеяться над Парашей)

Параша - Эх, вы?! Знали бы вы, как там хорошо! (садится на место, потягивается) А барин-то мой -душка! (с восхищением). А супруга его, Наталья Павловна- красавица (с сожалением).

- Параш, расскажи.

Все упрашивают её. Одна встает, берет её под руки, ведет в центр избы, готовит на исходную позицию. Все вновь дружно просят. Параша приготовилась, все замерли, она начала рассказ:

Параша- Наталья Павловна раздета,

Стоит Параша перед ней.

Друзья мои! Параша эта

Наперстница её затей…

- А про что там разговоры водят и что читают?

Параша - Читают Пушкина, и Дарвенкура…(не успевает договорить, ее перебивают)

- Слыхали мы, слыхали мы про этого Пушкина. Его голубчика в ссылку сослали за то что не выполнил царской воли. Ему сказали «Вставай транжир и угнетай народ», а он не в какую, и три года в цыганах пробыл. Вот он - наш голубчик какой был.

- Да, что вы право, темнота какая. Пушкин барин был, правда не простой. Тоже любил и страдал. Добрый барин, наш барин. Все вторят этой девушке: «Наш, наш барин».

Параша - Так вот - Пушкин говорил: «Браните всех мужчин подряд - ни один не додумается защищаться. Но дотроньтесь сатирически женского полу - все разом восстанут…»

Девушки перебивают ее, несколькими фразами обсуждают сказанное: «Конечно». « А как же». « Это точно» и т.д.»)

- А что там поют, и как танцуют?

Параша - Танцуют вальс и минует.

- Что, что?

Параша - Минует. (звучит фонограмма) Параша начинает танцевать. Две девушки вскакивают с места, начинают неуклюже за ней повторять, а остальные наблюдают и смеются над ними. Параша заметив, что ее дразнят- разгоняет неумех, но из роли барышни не выходит, а продолжает свой рассказ:

Параша- Уж стол накрыт, давно пора,

Хозяйка ждет нетерпеливо,

Дверь отворилась, входит граф,

Тишина. Все во внимании. Параша повторяет настойчиво:

Входит граф (все начинают искать графа: «Где, где, где?»).

Параша указывает пальцем на одну из девушек. Подруги быстро снаряжают её графом (делают из платочка жабо и дают книгу). Девушка-граф готова к роли, идет прихрамывая к Параше, встает в важную позу, держа перед собой книгу. Параша продолжает:

Параша - Наталья Павловна, привстав,

Осведомляется учтиво,

Каков он? Что нога его? (встает в позу, протянув графу руку).

Девушка-граф растерянно начинает искать подсказку, которую находит в книге, и с важным видом произносит:

Граф- Граф отвечает: ничего (целует руку барышне)

Параша - Идут за стол: вот он садится,

Граф повторяет все действия за Парашей.

Идет мимическая сцена: ножом режут мясо, вилкой кладут пищу в рот, проглатывают поочереди. Параша берет рюмку, тянуче её выпивает, граф выпивает одним глотком. Далее действия проделывают на слова Параши по тексту:

Параша - Встают. Граф смотрит на хозяйку

К ней подвигает свой прибор

И начинает разговор… (герои этой сцены замирают в позе беседы).

Пушкин- герой - (встает с места подходит к ним и любуясь этой сценой произносит): Вот так, между делом, песнями и забавами деревенские девки разыгрывали
сцены из барской жизни. И есть свидетельства, что Пушкину позволяли
присутствовать на них! И вы не поверите, но Пушкин хохотал до слез.

Все смеются. «Параша» и «Граф» убегают на свои места. Девушки запивают второй куплет русской народной песни «Как на пяльцах девица вышивала».


Во время песни на площадке появляются двое детей (одной лет 12-13, другой 6-7) .

Старшая - А вот, догони, тогда расскажу.

Младшая - Ну (имя), пожалуйста.

Младшая догоняет старшую. Это действие происходит вокруг стула на котором расположилась Арина Родионовна. Она утихомиривает девочек:

Арина Родионовна - А ну-тихо! Чего расшумелись (подходит к люльке и начинает качать младенца): Аа-аа-аа…..

«Ай, качи, качи, качи

Спекла баба калачи,

Не ложись на бочок,

Придет серенький волчок».

Аа-аа-аа… Закончив колыбельную, возвращается на место, начинает вязать и рассказывать рассказ- сказку:

Арина Родионовна - Когда у Пушкиных родился маленький Лева, Саша себя так не вел. Он усаживался рядом и все просил: «Няня, няня сказку давай». А я ему: «Подожди, маленький барин, вот Лёвушку уложим - будем сказки сказывать».

(Сцена замирает)

Пушкин- герой - А после сказки он вздыхал с облегчением после всех страхов и волнений и засыпал…(обнимает ласково няню и касается ее руки). Прежде всего он узнал нянины руки, потом нянины речи такие певучие, медленные или быстрые, веселые или грустные понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке (отходит от Арины Родионовны и подходит к тому месту, где висит цилиндр). А когда стал постарше - пришли сказки по вечерам.

Сцена оживает, Арина Родионовна продолжает рассказывать:

Арина Родионовна - «Скакал Иван-царевич ночами длинными, днями долгими, и только через три дня встретился ему на пути невиданный никем человек. «Покажи дорогу добрую, мил человек». «А ты почини избушку мою, стар я стал для таких дел»: - просит его чудо-человек. Иван - царевич оглядел развалюшку: «Да тут уж и не починишь». «А ты по-простому: навались она выпрямится, а не ровно где - приколоти…»

Пушкин-герой - Пушкин смеялся, но Арина Родионовна продолжала хранить серьёзный и сосредоточенный вид.

Арина Родионовна - «А ну мать его так, становись ровно»- говорит Иван - царевич, а хижина как стояла так и стоит, не поддается, значит. «А давай я тебе помогу»- говорит человек чудный, и плюнул три слюны на лево, да три слюны на право. Дом выровнялся. «Что Иван-царевич призадумался, или думу думаешь?». «Думу думаю»- отвечает Иван-царевич.

Пушкин-герой - Но особенно Пушкин смеялся рассказу о попе и Балде.

Идет сцена с куклами. Сказка «О попе и работнике его Балде». Играет девочка 13-14 лет.

Жил был поп, толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кое-какого товару.

Навстречу ему Балда,

Идет сам не зная куда:

«Что, батька так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх, плотник.

А где найти такого

Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу»,

Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб

Щелк щелчку ведь рознь

Да понадеялся он на русскую авось.

Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых…

Только поп балду не любит,

Никогда его не приголубит,

О расплате думает частенько,

Время идет и срок уже близенько.

Идет Балда покрякивает,

А поп, завидя Балду вскакивает,

За попадью прячется,

Со страху корячится.

Балда его тут отыскал,

Отдать оброк платы требовать стал.

Бедный поп подставил лоб:

С первого щелчка - прыгнул поп до потолка,

Со второго щелчка - вышибло ум из старика.

А Балда приговаривал с укоризной:

«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

Сцена замирает. Пушкин-герой, рассматривая цилиндр, продолжает свой рассказ:

Пушкин-герой - И став уже взрослым, Пушкин любил слушать нянины сказки. Он приходил в ее маленький домик в Михайловском, тут было тепло (встречается глазами с няней) и уютно. На лежанке в углу свернувшись в клубок дремал старый разъевшийся кот… (няня кивает головой) Пушкин взбирался и сам на лежанку… Ветер потряхивал ставни, шуршал соломенной кровлей…

Арина Родионовна - А, батюшки (встает с места и бежит за подносом). Возвращается и приносит две рюмочки, кланяется Пушкину-герою.

Пушкин-герой - Иногда оба, и няня, и Александр Сергеевич, выпивали по рюмке (выпивает только Арина Родионовна). Они много болтали, но не стеснялись и помолчать. Впрочем такие минуты были нечасты - няня была очень словоохотлива и знала множество разных историй, порожденных народной фантазией и переходивших от поколения к поколению.

Голос из-за кулис - Ужинать! Идемте ужинать.

Все уходят, кроме маленькой девочки. В полной тишине она берет куклу, молча осматривается, нет ли никого, с осторожностью садится на стул Арины Родионовны и начинает играть:

По кочкам, по кочкам,

По ровненькой дорожке 2 раза

В ямку бух!

Затем укладывает куклу спать, приговаривая: Аа-аа-аа. Ну что ты не спишь? Хочешь, я расскажу тебе сказку? (рассказывает сказку):



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал