7


  • Учителю
  • Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме: «Тонирование различными тонирующими растворами» для студентов специальности Техника и искусство фотографии

Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы по теме: «Тонирование различными тонирующими растворами» для студентов специальности Техника и искусство фотографии

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение города Москвы

«Колледж автоматизации и информационных технологий № 20»

(ГБПОУ КАИТ № 20 УСП «МОССОВЕТ»)

Методические рекомендации

для лабораторной работе по теме:

«Тонирование различными тонирующими растворами»

По МДК 01.02 «Творческие методы фотографии»

для специальности 54.02.08 (100118) Техника и искусство фотографии

(углубленная подготовка)



Разработал(а):

преподаватель

ГБПОУ КАИТ № 20

О.О.Кедровская

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Цикловой комиссии

________________________

от _____ _______________ 20___ г


Методические рекомендации разработаны на основании утвержденной рабочей программы по МДК 01.02 «Творческие методы фотографии» для специальности 54.02.08 (100118) Техника и искусство фотографии, с учетом выполнения требования ФГОС СПО по специальности.

Тонированием, или вирированием, называются процессы, при которых изменяется цвет проявленного серебряного изображения.
Процессы тонирования по своей химической сущности делятся на химические и красочные.

При химическом тонировании окрашивание вызывается образованием химических соединений, имеющих яркую окраску.При красочном тонировании окрашенное изображение образуется красителем, осаждающимся в тех местах эмульсионного слоя, где раньше было металлическое серебро. С этой целью сначала получают какое-либо соединение, сильно адсорбирующее краситель. Такое соединение называют протравой. Красочное тонирование, основанное на различии в адсорбционной способности желатины и протравы, не всегда протекает гладко и поэтому мало применимо.

Более широкое распространение имеет химическое тонирование. В результате химических реакций металлическое серебро изображения окисляется в окрашенное соединение. Оттенок тонированного изображения зависит от степени дисперсности серебра изображения, которая в свою очередь зависит от свойств фотографической эмульсии и условий проявления. Чем меньше средний размер серебряных зерен, составляющих изображение, тем больше разнообразие оттенков, которые можно получить при тонировании.

Матовые и полуматовые фотобумаги тонируются легче и дают лучшие результаты, чем глянцевые. Очень важно, чтобы фотоматериал был тщательно отфиксирован в свежем фиксаже и хорошо промыт. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде. Если нет уверенности в добротности фиксирования, то его надо повторить.

Тонирование способом перевода металлического серебра в другое соединение, например сернистое серебро, широко используется при окрашивании изображения в тон сепии, т. е. от черно-коричневого до светло-коричневого цвета. Синий и красный цвета получают путем осаждения на изображении окрашенных соединений соответственно железа и меди.

При тонировании соединениями меди цвета изображения изменяются постепенно, переходя из одного в другой в определенной последовательности, и зависят от продолжительности тонирования. В процессах с использованием соединений серы тонирование протекает полностью и до одного цвета. При тонировании соединениями серы оптическая плотность черно-белых изображений уменьшается, а при тонировании соединениями меди, свинца - усиливается.

Процессы тонирования делятся на два способа: прямой, когда окрашивание проводится в одну стадию, и косвенный, при котором окрашиванию предшествует стадия отбеливания серебра с переводом в галогенид серебра, а уже затем его превращают в окрашенное соединение.

Цель работы: составление различных тонирующих растворов, тонирование позитивов

Задачи:

- освоение технологии тонирования при проявлении позитивов;

- освоение технологии тонирования позитивов соединениями серы;

- освоение технологии тонирования позитивов солями железа;

- освоение технологии тонирования позитивов солями меди;


  1. Тонирование позитивов с помощью тонирующих растворов-проявителей.

Гидрохиноновый проявитель достаточно старый и проверенный временем, применяется в качестве стандартного проявителя, для получения разнообразных отпечатков, на многих отечественных фотобумагах. Получаемая окраска изображения зависит от типа бумаги, разбавления проявителя и режима обработки, может варьироваться отчерно-коричневой до почти красной.


Гидрохиноновый проявитель (для получения теплых тонов).

1. Гидрохинон - 20 г

2.К2SОз- 75г

З.К2СОз(поташ)-100г

  1. КВг - 2 г

  2. Трилон Б- 1 г

  3. Н2О до 1 л

Варианты получения различного изображения:

  1. Получение коричнево-черного тона изображения.Проявление в неразбавленном проявителе при интенсивном покачивании кюветы. Время проявления 1 минута, температура 18о -- 20оС

  2. Получение темно-коричневого тона изображения. Исходный проявитель разбавляется в 6 раз. Температура повышается до 25 оС, т.к. при этом светочувствительность фотобумаги падает в 2,5-3 раза, выдержку при экспонировании необходимо увеличить в 2,5-3 раза. Времяобработки 2 минуты, контраст изображения нормальный и полумягкий.

  3. Получение светло-коричневого тона изображения. Исходный проявитель разбавляется в 12 раз, температура повышается до 28оС. Проявитель работает вяло, получаемый контраст полумягкий, чувствительность бумаги падает еще сильнее и выдержку при экспонировании необходимо увеличить в 4 раза.

  4. Получение красно-коричневого тона изображения. Исходный проявитель разбавляется в 15 раз, температура повышается до 30оС. Получаемый контраст - мягкий. Светочувствительность бумаги падает в 6 раз, выдержку при экспонировании необходимо увеличить в 6 раз. Время проявления от 3 до 15 минут.

Исходный проявитель можно хранить в полностью закупоренной емкости до 6 месяцев. Разбавленный проявитель годен в течении 2-х суток. В1литре проявителя можно проявить до 60 листов фотобумаги 18x24.


Проявитель Максима Мъюиса (для сине-черных тонов).

  1. Na2SO4- 180 г

  2. Гидрохинон - 53 г

  3. Фенидон - 2,2 г

  4. Бензотриазол -1,5г

5.NаОН-35го

6. Н2О до 1 л


Время проявления 2,5 - 3 минуты. Печать лучше проводить на фотобумаге «бромпортрет».

После проявления - тонирования отпечатки промывают в воде фиксируют 10 минут в кислом фиксаже и тщательно промывают в проточной воде.


  1. Тонирование соединениями серы (сепия)


Печать производится на матовой фотобумаге, отпечатки должны быть немного переэкспонированы, так как при тонировании соединениями серы оптическая плотность черно-белых изображений уменьшается.

Отпечаток проявляется в стандартном проявителе № 1 2 минуты, промывается в воде, фиксируется в свежем кислом фиксаже 10 минут и тщательно промывается в проточной воде. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде.


Прямой способ

Тонирующий раствор

1.Nа2S2Оз-250г.

2. КА1(SО4)2х12 Н2О - 46 г

З.Н2О до1 л

Отпечаток тонируют в очень горячем растворе до появления окрашивания, затем промывают в воде и высушивают.


  1. Тонирование солями железа.

Печать производится на матовой фотобумаге.

Отпечаток проявляется в стандартном проявителе № 1 2 минуты, промывается в воде, фиксируется в свежем кислом фиксаже 10 минут и тщательно промывается в проточной воде. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде.

  1. Косвенный способ заключается в предварительном отбеливании, затем тонировании.


Отбеливающий р-р. 1.Кз[Fе(СN)6]2,5г2.Н2О до 1 л


Тонирующий раствор

1. НН4Fе(SО)2х12 Н2О - 20 г
2.КВг-10 г
З.НС1(10%)-30 мл

4. Н2О до 1 л


Отпечаток полностью или частично отбеливают в отбеливающем растворе, затем тонируют. При полном отбеливании отпечаток приобретет голубой тон, при частичном - синий. Оттенок контролируется визуально.


  1. Прямой способ

Тонирующий раствор
1.Кз[Fе(СN)6]-4г

  1. Аммиачное лимоннокислое железо - 4,5 г.

  2. Винная к-та - -1,5 г.

  3. Н2О до 1 л.


Синий цвет получается за счет образования берлинской лазури.

Тонирование солями Fе с предварительным отбеливанием является более гибким, чем прямое тонирование, т. к. позволяет получить цвета от голубого до темно-синего.

  1. Тонирование солями меди

Печать производится на матовой фотобумаге, отпечатки должны быть немного недоэкспонированы, так как при тонировании соединениями меди оптическая плотность черно-белых изображений увеличивается.

Отпечаток проявляется в стандартном проявителе № 1 2 минуты, промывается в воде, фиксируется в кислом фиксаже 10 минут и тщательно промывается в проточной воде. Сухие фотоотпечатки перед тонированием следует размачивать в воде.

Прямой способ

Тонирующий раствор

1.(NH4)2C2O4(Оксалат аммония)- 16 г

и

3.K3[Fe(CO)6] - 4 г

4.K2CO3 - 4 г

5.Н2О - до 1 л

Отпечатки тонируют в тонирующем растворе до появления красного окрашивания, затем промывают в воде и высушивают.

Примеры тонированных позитивов






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал