7


  • Учителю
  • Курсовая работа Роль внеклассной работы в процессе образования

Курсовая работа Роль внеклассной работы в процессе образования

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

содержание



Введение………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1 Место внеклассной работы в образовательном процессе.…………………………………………………………..………..……….5

ГЛАВА 2 Формы и методы проведения внеклассной работы.……………....24

Заключение…………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….36

































































Введение



Актуальность данной темы обусловлена тем, что социальное воспитание детей является одним из важных факторов стабилизации общества. Социальное воспитание должно достигать двух целей: успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвития человека как субъекта деятельности и как личности.

Внеклассная работа формирует и развивает личность ребёнка. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам, здесь добытое лично - добыто на всю жизнь.

Изучением особенностей воспитательной работы, в разное время занимались известные педагоги, методисты, учителя- практики. Наиболее значимыми являются труды Макаренко А.С. «Педагогическая поэма», «Воспитание в семье и школе», Гликман И.З. «Воспитание и образование», Новикова Л.И. «Педагогика детского коллектива», Журавлев В.И. «Основы педагогики воспитания», Ильин Е.Н. «Путь к учению» и др.

Объектом исследования является внеклассная работа.

Предметом исследования были социально-педагогические механизмы воздействия внеклассной работы на личность ребенка, формирование социальных качеств, влияние заинтересованности учеников и учителей на эффективность внеклассной работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение роли внеклассной воспитательной работы в процессе образования.



Задачи:

1. Определить формы и методы внеклассных занятий.

2. Определить степень эффективности внеклассной работы.

3. Определить место внеклассной и общешкольной работы в школьной жизни.

Для решения поставленных задач в данной работе использовались различные методы сбора социологической информации:

  • Наблюдение- целенаправленное, систематезированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.

  • Теоретические: анализ психолого-педагогической, методической, юридической, и философской литературы по проблеме исследования; научно - методический анализ состояния проблемы исследования; разработка методического анализа состояния проблемы исследования; синтез, обобщение, систематизация.

  • Экспериментальные: изучение опыта преподавателей обществознания и других предметов гуманитарного цикла в школе по проблеме применения технологий развивающего обучения; беседы с учащимися; педагогический эксперимент; педагогические наблюдения за учащимися.

Ранее в школе проблемы внеклассной работы не исследовались, не была оценена важность влияния педагога на ученика, в данной курсовой работе было выявлено влияние внеклассной работы на развитие личности, рассмотрена деятельность педагога как координатора процесса социализации и самовоспитания, по совершенствованию взаимодействия двух основных социальных субъектов, под воздействием которых формируется личность - общества и индивида.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. Место внеклассной работы в образовательном процессе.

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка.

Воспитание - целенаправленный процесс формирования гармонично развитой личности. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами1

Социально-педагогическая работа в нашей стране имеет глубокие исторические корни. Русь всегда была богата примерами благотворительности, попечительства, призрения страждущих. Эти заботы брали на себя государственные, общественные организации, частные лица.

Социально-педагогическое движение активно развивалось в 20-30-е гг. В 60-е гг. появились работники, специально ориентированные на воспитательную деятельность в социуме (организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы, работники внешкольных учреждений, педагоги-организаторы и т. д.).2

На рубеже 70-80-х гг. общественные потребности, достижения практиков подняли задачи социальной работы на качественно новый уровень. Во внешкольных учреждениях, клубах по интересам, разновозрастных отрядах утверждалась идея целенаправленной социально-педагогической работы с детьми.

В данное время воспитательная система школы рассматривается как целостный социально-педагогический комплекс. Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии педагога, ученика и родителя. Результатом должна стать личность гражданина, ориентированная в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей и потребностей, способная к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.

В педагогической науке многие исследователи обратились к проблемам социальной педагогики, пытались осмыслить ее лучший опыт. Однако прогресс в этой сфере сдерживался слабым организационным, кадровым, материально-финансовым, научно-педагогическим обеспечением, а чаще и вовсе отсутствием такового. Назрела необходимость учредить институт социальных педагогов - специалистов по воспитательной и социальной работе с детьми и их родителями, взрослым населением в семейно-бытовой среде, с подростковыми, молодежными группами и объединениями. Очеловечивающая сила истории делает ее неисчерпаемым источником обогащения духовной жизни людей. Однако в истории есть и разрушительные потенции; овладевая личностью, они производят весьма опасное действие на нее и на окружающих. Свобода выбора добра или зла существует во всех случаях, но она сильно ограничена воспитанием человека, культурой, содержанием его сознания. Поэтому чем выше и совершеннее культура, которой овладел индивидуум, тем большей свободой он обладает.

Исторический процесс поддерживается двумя средствами - общением и преемственностью, в свою очередь обусловленными воспитанием, образованием. Вне этих главных факторов невозможно взаимопонимание людей, равно как и культурное наследование.



Любой человек имеет социальную принадлежность и, следовательно, социальные качества. Личность как субъективное начало получает свою индивидуальную определенность только благодаря комбинации элементов культуры, приобретаемых ею в различных общностях, а эти последние жизнеспособны из-за культурного участия в них тех или иных людей.

Успехи человеческого общежития созданы совместными усилиями всех культурных народов. Даже в тех случаях, когда историческое развитие где-то на время прерывалось, в общем оно не прекращалось никогда. Сознание определяется преимущественно характером общества, к которому принадлежит личность, а также самой ее жизнью. Задача культуры в том и состоит, чтобы гармонизировать интересы и возможности социальных групп с запросами и склонностями личностей, в них входящих.3

Нация - это идея, пронизывающая материальную и духовную культуру большого сообщества людей. Наиболее стабильное в этнической истории - это дух народа, проявляющийся в любви к родному как изначально данному, будь то язык, нравы, обычаи, отношения, ценности. Все родное, складывающееся на базе общения и воспитания, имеет колоссальное формирующее значение.

Таким образом, национальное воспитание следует понимать как введение индивида в духовную культуру, в историческую филиацию основных идейных стремлений, выразившихся в этносе данного народа или народов, если речь идет о много этнической нации, и как развитие способностей личности к прогрессивному вкладу в верования, язык, жизненные цели и средства их благотворного достижения, что служит на пользу и данной нации, и человечеству в целом

Занимаясь ежедневными делами, человек вольно или невольно творит историю. Мотивы деянии личности и есть в конечном счете движущая сила истории, а воспитание мотивов, облагораживающее их, служит спасению человечества. Среди них особое место занимает понимание смысла жизни - представление о том, зачем, с какой целью мы проявляем жизненную активность.4

Потребность в осмыслении жизни означает появление самоуважения, а в дальнейшем - и социальной полноценности. Потребности (страсти, интересы), движущие человеком, тесно связаны с представлениями о ценностях. Нередко потребности зависят от них. Так, потребность в материальных благах может разрастаться или суживаться вследствие принятия личностью потребительских или, напротив, творческих ценностей.

Социальный прогресс состоит в том, что формируются новые потребности, а вместе с ними и новые ценности, среди которых научное знание и способ мышления занимают выдающееся место. Для поступательного движения человеческой истории совершенно необходимо, чтобы людские потребности все дальше выходили за рамки насущного. Соответственно, приспособление людей к изменяющимся условиям жизни невозможно без усвоения ими новой системы ценностей. Однако следует помнить, что и вне преемственности культуры немыслим какой бы то ни было прогресс.5

В социологическом плане воспитание - означает формирование и развитие личности под воздействием всей совокупности объективных и субъективных факторов, с которыми индивид находится в контакте. Социологии предстоит разработка фундаментальных вопросов воспитания, проведение крупномасштабных исследований, раскрывающих основные черты и особенности новых экономических и социально-культурных процессов, происходящих в нашем обществе, так как они связаны с формированием личности, переориентацией общественного и индивидуального сознания.

Современная школа должна управлять воспитательным процессом, а не плестись в хвосте, особенно в условиях большого города. Управлять воспитательным процессом - значит не только развивать и совершенствовать заложенное в человеке природой, корректировать намечающиеся нежелательные социальные отклонения в его поведении и сознании, но информировать у него потребность в постоянном саморазвитии, самореализации физических и духовных сил, так как каждый человек воспитывает себя прежде всего сам. Однако в практике воспитания прочно укоренилось мнение, что воспитываемый всегда является лишь объектом воспитательного воздействия, и ответная его реакция на это воздействие не учитывается Воспитывать по старинке "огулом" легче, но результат неудовлетворителен. Такое воспитание действует однозначно негативно: подавляет волю и инициативу, поощряет приспособленчество, отбивает вкус к самовоспитанию, ибо для этого нужна самостоятельная работа, творческие усилия, а об их развитии школа заботится менее всего. Догматическая система воспитания изжила себя и не в состоянии способствовать решению указанных задач. Речь должна идти не просто о совершенствовании отдельных звеньев воспитания, по разработке новой, единой комплексной системы воспитания, фундаментом которой должны стать общечеловеческие достижения науки, прогресс педагогической мысли, которая призвана ориентироваться не только на потребности современной социальной практики, но и на будущее. Проблема влияния на воспитания процессов, связанных с урбанизацией, понимается как распространение городского стандарта жизни в результате роста городов, развития промышленности. Главные из признаков городского стандарта жизни - повышение плотности населения, ослабление эффективности системы непосредственного визуального контроля над поведением принадлежащих к данной территории общности людей. Эта тенденция оказывает наиболее сильное влияние на сознание и поведение людей. Развитие самосознания личности как главной опоры социального контроля в условиях урбанизации, делает возможным постепенное перерастание его в самоконтроль. Недостаточная зрелость самосознания и самоконтроль у человека, живущего в городе, особенно в большом городе, влечёт за собой усиление в поведении различного рода импульсов, поэтому замена традиционной системы социального контроля новой, соответствующей условиям современного города, должна быть обеспечена интенсивным ростом нравственной культуры населения, самосознания, ответственности людей. Если это не происходит, урбанизация становится фактором роста аморализма и преступности. Неформальные группы, играющие в крупных городах значительно большую роль, чем в мелких селениях, становятся во внерабочее время почти монопольной микросредой. Нередко они бывают источником антисоциальных явлений, преступного поведения.6

Во всех воспитательных системах (С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, С.Френе и др.), прославившихся высокими результатами, их организаторы отводили собранию очень важное место. Собрания проводились регулярно, не реже одного раза в неделю. На них обсуждались и решались все наиболее важные вопросы совместной жизни воспитанников, при этом каждый имел равные с остальными права и возможности участия в обсуждении и принятии решений. Еще Я.А. Коменский рекомендовал, чтобы учащиеся «... в известные дни на общих собраниях разбирали дела, как это происходит в благоустроенном государстве. Это будет действительно подготавливать юношей к жизни путем навыка к такого рода деятельности».

Внеклассная работа в школе очень разносторонняя и не все дети с большим желанием принимают участие в различных мероприятиях, педагоги без согласия родителей или законных представителей ребенка не имеют право привлекать к мероприятиям детей.7

Повестка собрания определяется заранее, число обсуждаемых вопросов - небольшое (1-3), по каждому вопросу предусматриваются информация (доклад), обсуждение и принятие решения. Ведет собрание избираемый председатель или руководитель представительного органа ученического самоуправления. На начальных стадиях развития коллективных отношений собрание ведет педагог (в классе - классный руководитель, в школе - директор или заместитель). Ход обсуждения и принимаемые решения записываются в протокол собрания.

Еще С.Т.Шацкий, описывая воспитательную работу в детской колонии «Бодрая жизнь», показал и важность собраний, и трудности в их проведении. Например, он отмечал, что дети активно участвуют в выборах, а к обсуждению практических дел их привлечь нелегко. Для детей собрание - это школа развития общественной активности, ответственности и деловитости. И в этой «школе» тоже есть «новички-первоклассники», которых нужно всему учить, есть и научившиеся многому, готовящиеся «к выпуску». Поэтому так важны регулярность собраний, конкретность и жизненность обсуждаемых вопросов, настойчивость в выполнении принимаемых решений.

Широко распространенной формой воспитательной работы в классе является классный час (час классного руководителя). В 80-е гг. во многих школах время его проведения указывалось в школьном расписании. Появление этой формы работы было вызвано необходимостью проведения спланированной деятельности по нравственно-эстетическому, правовому и т.д. воспитанию учащихся. В.А.Сухомлинский подчеркивал, что классный руководитель должен беседовать с учащимися не только о прошедшем, но и на заранее запланированные темы: о здоровье, семье, гражданском становлении, искусстве и др. Он сформулировал положение об основных направлениях воспитательной работы с учащимися различных возрастов и основные темы бесед о ними. Во многом эти положения актуальны и в настоящее время, конечно, не столько тематика бесед, сколько сам принцип их проведения.

Проблема профориентации молодёжи по мере научно-технического прогресса далеко выходит за рамки экономики и приобретает воспитательное значение, так как работа, выполнять которую человек не способен, к которой у него нет призвания, какой бы престижной она ни была, всегда повёрнута к нему не творческой, а принудительно-механической стороной. А так как проблема сохранения и развития творческой активности ребёнка не стала в школьных программах основной целью воспитания, мы имеем основание говорить о несовершенстве современной системы воспитания, о малой эффективности воспитательного воздействия семьи и школы. Существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы является организация и руководство внеклассной воспитательной работой. Значительную часть этой работы планируют и осуществляют классные руководители (нравственное воспитание, стимулирование учебной деятельности, организация общественно-полезного труда).

В практической воспитательной работе требования этого принципа наиболее ярко выражены А.С.Макаренко в его афоризме:

как можно больше требовательности к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Последовательная реализация этого принципа связана с выполнением правила опоры на положительное: в воспитании основой должна быть не борьба с недостатками, а развитие имеющегося положительного в воспитаннике, формирование положительных черт и качеств личности и тем самым вытеснение (или препятствование формированию и развитию) отрицательных. 8

Существующий уже несколько лет общественно-экономический кризис в нашей стране тесно связан с низким уровнем образовательной и воспитательной систем, в условиях реально существующего социализма. Прежде всего имеет место особый воспитательный диссонанс.

Педагогический диссонанс понимается как отсутствие гармонии и согласования, как расхождение между предполагаемым и существующим итогами воспитания. Намеренные цели воспитания остаются в диссонансе с реально проявляющимися результатами - взглядами и поведением молодежи. Например, в системе общественных ценностей, принимаемых современной молодёжью, преобладают те, которые касаются личных индивидуальных дел, а такие, как культурная и общественная активность, политическое неравнодушие или даже профессиональный труд, далеко не на первом плане. Имеем дело с адаптацией молодёжи к существующим условиям, но в принципе разным чем предположенные представления социалистического образа жизни. 9

Объясняется педагогический диссонанс, несмотря на существующий действующий раньше так называемый единый воспитательный фронт. Стоит в этом месте указать на более общие педагогические закономерности, с какими имеем дело в этом отношении в современных условиях.

На мой взгляд, это объясняется прежде всего явлениями общественного диссонанса, проявляющегося в отношении между широко понимаемым воспитанием (социализацией) воспитанием в узком значении. В широком понимании воспитание охватывает всякие явления и процессы, связанные с воздействием общественно-культурной и естественной среды на человека, воспитывающих его личность. В узком понимании это лишь осознанные и намеренные действия учреждений или лиц, специализирующихся в этой деятельности и формирующие личность согласно принятым образцам или воспитательному идеалу. Учет такой дифференциации и сосредоточение внимания на воспитании, организованным цельно и намеренно, имеет смысл тех пор, пока в данной широкой общественной среде царит относительный порядок и гармония, а негативные явления, влияющие на людей стихийно, не контролированным способом, не превышают определенного тревожного уровня.10

Вместе с превышением определённого критического или тревожного уровня в валовом обществе, деятельность воспитательных учреждений нарушается и может даже содействовать усугублению негативных явлений. Именно такой процесс, наблюдается в воспитании, так как живём мы в эпоху больших перемен и общественных напряжений.

Давление и темпы преобразующих процессов в обществе, их взаимодействие и усиление негативных явлений вызывают то, что запланированные цели, содержание, ценности и воспитательные процессы в духе гуманных идеалов социализма - ослабляются или даже отменяются. Побеждают спонтанные процессы приспособления отдельных единиц и общественных групп к действительному образу жизни в семье, трудовой среде и месту жительства.

Мы убедились, что в быстро изменяющемся мире влияние социализации становится не только более интенсивным, но и вместе с тем противоречивым, что может ослабить или уничтожить планируемые условии воспитания.

Какое положение должны принять педагоги в этой обстановке? Кажется, что единственно правильным будет творческое использование имеющихся теоретических достижений психолого-педагогических наук и отдельных индивидуальных концепций для возбуждения или регулирования образовательных перемен.

Эта директива касается; в первую очередь, модернизации воспитательной деятельности современной школы.

Школьное воспитание станет действенной силой прочного обновления и саморегулирования, если сначала произойдёт перемена стиля программирования каждой школы. Школа, как и другие воспитательно-просветительские учреждения, должна получить определенное поле свободы, должна быть лишена «сверх контроля» - главным образом административного - как явления, вредного для воспитания.11

Надо сделать всё, чтобы школа стала местом, где будут культивироваться общечеловеческие ценности, прежде всего гуманные, где, несмотря на кризис веры, доверия и всяких авторитетов, есть время и место задуматься над организацией добросовестной жизни. Путём воспитательных и других воздействий необходима будет переориентация в области признаваемых образцов жизни и общественного повышения: с вертикальной ориентировки на горизонтальную, с ориентировки "иметь" на ориентировку "быть", с притязательских интересов на устремительские.

В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных, действиях, а не лишь только на лице воспитанника В воспи¬тании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность. Это даст молодежи принять позицию антиципации идеального состояния и стремления к его осуществлению. В воспитательной деятельности надо предпочитать направление на развитие альтернативных решений. Это будет обозначать воспитание людей, склонных планировать перемены в окружающей среде и в собственной личности, а но только лишь поддерживающих существующую действительность, что является важным в связи с необходимой перестройкой мышления и действий, формирования ориентировок прообщественного поведения молодежи. Благодаря достижению этих свойств возможной становится готовность людей к сотрудничеству и принятию действий на благо других людей или учреждений.

В отношении к школе, ее воспитательной деятельности надо принять принцип партнерства. Обновления требует и теория воспитания, роль которой в формировании общественно-воспитательной практики будет намного больше, если учесть предпосылки, вытекающие, из явлений общественного диссонанса. Ее основой должны быть прежде всего общественные реальные факты, вытекающие из общественного и экономического кризиса страны. Ведь воспитание является действенным фактором общественных перемен и прогресса в разных сферах нашей жизни.12

Норма личности - это способность личности в своем развитии обретать социальную сущность человека, имеющего такие особенности: отношение к другому человеку как к самоценности; способность к самоотдаче; творческий характер жизнедеятельности, способность к свободному волеизъявлению; возможность проектировать свое будущее; внутренняя ответственность перед собой, другими людьми, прошлым и будущим; стремление к обретению смысла жизни.

Искоренение причин психологического кризиса несовершеннолетних, приводящего к противоправному, в том числе преступному, поведению, может быть достигнуто только при коренном оздоровлении общества (экономическом, социальном, духовном), гарантирующем защиту прав и интересов детей и подростков. При этом необходимо такое изменение системы воспитания, которое обеспечивало бы оптимальные условия для саморазвития личности, ориентированной на общечеловеческие ценности.

Понятно, что эти задачи из-за сложившегося состояния экономики и науки, правового сознания и уровня нравственной, психологической и педагогической культуры нашего общества в ближайшее время в полной мере невыполнимы.

Сложились общие принципы организации внеклассной работы. Наиболее общим принципом, определяющим специфику занятий с учащимися во внеурочное время, является добровольность в выборе форм и направлений этих занятий. Важно, чтобы школьнику был предоставлен выбор кружков или секций. Для выявления круга интересов учащихся в школе можно распространить анкету о том, чем бы ребята хотели заниматься после уроков. Важно, чтобы любой вид занятий, в который включаются учащиеся, имел общественную направленность, чтобы он видел, что то дело, которым он занимается, нужно и полезно обществу. Очень важна опора на инициативу и самодеятельность, особенно в условиях организации дел в школе, где учителя многое делают за ребят. Если этот принцип правильно реализуется, то любое дело воспринимается школьниками так, как будто оно возникло по их инициативе. 13

Успеху внеурочной воспитательной работы содействует чёткая организация. Осуществление комплексного подхода к воспитанию требует, чтобы при организации всех мероприятий решалась бы не только одна профильная задача, важно, чтобы каждое мероприятие решало максимум воспитательных задач. При выборе содержания, организацией форм всегда необходимо соблюдать принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Важным условием действенности всех видов воспитательной работы является обеспечение их единства, преемственности и взаимодействия.

Социальное воспитание подрастающего поколения - задача всего общества, и не только того или иного образовательного ведомства. Социологи пришли к выводу: огромная армия профессиональных воспитателей работает малоэффективно. Важнейшим условием успешной деятельности в этой сфере является совпадение целей и задач социального воспитания со стратегией развития общества. В социальном воспитании ведущая роль принадлежит семье и школе. Школа сегодня отвыкла работать с семьёй в единой системе, не имеет чёткой позиции по отношению к своей роли в социуме, не оказывает существенного влияния на процесс и результаты воспитания. Применительно к современной России, ввергнутой в социально-экономический передел, стремительное развитие социально- педагогических служб - это процесс объективно необходимый. Социальная педагогика или педагогика отношений в социуме рассматривается как базовая интегративная основа в системе служб социальной помощи. Её цель - педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме. Социальная служба, это структура, созданная для помощи людям, имеющим проблемы в сфере общественных отношений и в своей личной жизни, проблема в неурочной деятельности сейчас явно недооценивается. Та школа, которая не живёт после уроков, не может гарантировать правильного нравственного развития детей. Хорошая школа - это целый мир совместного накопления нравственного опыта, центр организованного общения. Дети воспитываются в деятельности. Главное - опираться на актуальные потребности детей. Обществу нужна надёжно поставленная школьная воспитательная служба. 14

Главное понятие педагогики - воспитание. В научной педагогике есть только одна основополагающая категория - воспитание, она выражает объективный процесс движения отношений, деятельности в обществе, благодаря которому осуществляется преемственность между поколениями. Воспитание обеспечивает вхождение подрастающего поколения в жизнь общества, становление их активными субъектами. Воспитание суммирует опыт познания мира и опыт мировой общественной практики.

Критерием эффективности воспитания является степень соответствия результатов воспитания потребностям и запросам природы и общества, уровню готовности индивида, т.е. соответствия его поведения требованиям правовых моральных норм. Внутренняя цель педагогической деятельности в том, чтобы постепенно превратить подрастающего человека из существа управляемого в самостоятельную личность. Внешняя цель педагогики - состоит в развитии сущностных сил индивида, облегчающих его интеграцию в общественную жизнь, чтобы обеспечить успешное его включение в трудовую, социальную деятельность. Механизмы и формы проявления педагогической деятельности опираются на деятельность, отношения, общения. Целостный педагогический процесс есть материализация всеобщей категории воспитания как общественного явления. Структура целостного педагогического процесса включает следующие компоненты: основные категории и законы, цель и воспитательные ценности, систему "педагог - дети", содержание воспитания и обучения, учебно-воспитательные учреждения. В общем виде критерий эффективности воспитательного процесса могут быть выражены в степени воспитанности подрастающего человека, степени его обучения, в степени мобильности его психических процессов.15

Свобода как цель и необходимое условие прогрессивного развития достижима лишь при условии ее осознания участниками образовательного процесса, осознания, которым может снабдить молодежь только воспитание и обучение в их единстве. Чтобы человек мог справиться с грузом ответственности, возлагаемым на него свободой воли, ему необходимо мужество.

Стремление к самостоятельности выбора того, что составляет содержание и смысл жизни - работы, общения, потребления, личной жизни, досуга, присуще человеку, но воспитание призвано вдохновить эту генеральную потребность личности, укрепить, наполнить ее конструктивным содержанием.

В воспитании нуждаются добродетели созерцания и рефлексии, рвения к истине, творчеству и самосовершенствованию. Колоссальное значение имеет также приобщение людей к искусству достойного человека счастья, искусству благородного наслаждения прекрасным. Чтобы восполнить утрачиваемый смысл жизни в постоянно усложняющемся мире, учение и научную работу, размышление над сложными Проблемами, бескорыстное стремление к познанию важно представить как трудную, но достойную, очень нужную, возвышающую человека и уважаемую другими деятельность.16

Правильное воспитание призвано гармонизировать способности и потребности людей. А для достижения этой цели им нужно уметь рефлектировать. Неразрушительное, а то и созидательное, творческое сознание образованному и развитому человеку дает только рефлексия - и цель, и важнейший компонент образовательно-воспитательных усилий.

Воспитание призвано позаботиться об умственном развитии детей, достаточном для понимания ими различий между мечтой и учением, пророчеством и доктриной, утопией и наукой. Важно убедить подростков не обманываться словами.

Воспитание ума, нацеленное на предотвращение личных и общественных трагедии, должно включать в себя обучение последовательной самокритичности и критичности, способности трезво мыслить, готовности подвергать сомнению все надежды и устремления и отвергать их, если они заключают в себе опасность. Нужно научить детей ненавидеть самообман. В жизни часто придется перепроверять информацию, искать и находить новые материалы для такой проверки и перепроверки.

Человеку необходимо постоянно поддерживать в себе интерес к жизни, к окружающему миру. Поэтому в высшей степени желательно соединение эстетического и этического начал в личности.

Воспитание, основанное на глубоком знании моральной организации человека. Чтобы выжить, обществу предстоит научиться более искренней терпимости, чем ныне признаваемая.17

Социальная педагогика служит цели облагородить, очеловечить разрушительные эгоистические природные влечения, ибо иначе совместная жизнь людей становится невозможной. В связи с этим необходимо преодолеть отчуждение человека от культуры. Педагог должен способствовать интериоризации культурных предписаний, сочетая внутренние задатки ребенка с активно взывающими к их развитию внешними обстоятельствами, приводя к первым успехам и закрепляя их последующими Содержание воспитания. Что же необходимо знать каждому члену общества? То, что полезно для домашнего хозяйства, для ведения своих дел, свободного развития способностей и профессиональных навыков, для умения осуществлять и защищать свои права, для понимания своих обязанностей и возможности их хорошего исполнения; суждения о поступках по точным критериям; то, что полезно для отторжения внушения.

Новым поколениям необходимо знать пути самоуничтожения человечества. К ним мы относим прежде всего глупость, невежество, жадность и недальновидность. История человеческой глупости представляет собой ценный компонент содержания воспитания: она "учит" учиться на уже совершенных ошибках. Одновременно история заблуждений и трагедий разума полезна в том смысле, что способствует развитию осторожности, строгости суждений, дает представление о сложности умственной работы, учит уважать ее и проверять конечные результаты.

Социальной педагогике предстоит оказать помощь молодежи в усвоении целей жизни, а значит, своей деятельности. Этому служит эволюция культуры и науки. Их история помогает новым поколениям лучше понять современность. В истории искусств, ремесел, теорий, технологий, социальных устройств и т.д. приращение знаний о законах мира предстает как бы в замедленной киносъемке, раскрывающей драму людей и идей, обобщающей причины успехов и поражений человечества. Это позволяет усвоить законы развития прогресса, застоя и регресса в исторической перспективе.

Большое значение имеет и изучение истории субъекта познания (его рациональности и самого понятия): оно воспитывает конструктивность мышления, располагает к творчеству и служит просвещению в более обширном смысле - как выходу человеческого рода из состояния несовершеннолетия в состояние свободного неразрушительного творчества жизни.

Огромное значение приобретает усвоение методов познания, понимание их сравнительной эффективности, развитие способности к их уместному и правильному применению. Научное и учебное познание имеет грани взаимодействия, позволяющие применять методы науки в воспитательных целях. Так, интроспекция, в психологической науке служащая методом исследования и диагностики, является одновременно и эффективным способом самосовершенствования.

Любовь, свобода, гармония - вот три величайшие силы в воспитании человека, его счастье и судьбе. Они дают защиту от (ужасов мира, закаливают в жизненной борьбе и уравновешивают немногие радости со многими скорбями.18

Школа должна защищать, развивать, поощрять самостоятельность и ответственность. Такое воспитание позволяет преодолевать страх людей перед свободой личного выбора.

Ни одно действие растущего человека не может быть совершено без предварительного размышления над причинной зависимостью одних поступков от других: только таким образом можно развить ценнейшую способность предвидеть последовательность и последствия действий.

Опасность человечеству исходит прежде всего от неправильного воспитания, укореняющего самодовольное и не подозревающее о себе скудоумие, жадность, безответственную недальновидность.

Обществу приходится опасаться нового деспотизма. Ибо оно столкнулось с ростом невежества, научившегося добиваться власти, - властвующего невежества серых, поверхностно образованных людей. Отсюда - жесточайшие наши беды19

Социальная справедливость может войти только в свободную страну. Поэтому интеллектуальная свобода обладает всемирно-историческим спасительным значением.

В обозримом будущем воспитательно-образовательная активность станет наиболее емким резервуаром социально и" индивидуально-ценной занятости сотен миллионов людей. В исторической перспективе воспитание должно предшествовать экономике и политике и опережать их в каждую данную единицу времени. Воспитание обладает властью над властью: влияет на общественное мнение и стимулирует производство идей.

ГЛАВА 2. Формы и методы проведения внеклассной работы.

Педагогический процесс не ограничивается обучением. Все, что проводится в школе в плане осуществления воспитательной работы во внеурочное время в некоторых педагогических источниках объединяется одним общим понятием - внеклассная воспитательная работа. В других источниках наряду с внеклассной воспитательной работой выделяют еще внеурочную работу по учебным предметам (предметные кружки, секции, олимпиады, выставки творческих работ и др.). К внеклассной же работе относят работу с учащимися классных руководителей, школьного библиотекаря и всех других школьных работников, которая проводится во внеурочное время, но не имеет специально выраженного предметного характера (не направлена на изучение какого-либо одного учебного предмета). Эта работа может проводиться в стенах школы или за ее пределами, но организуется и проводится работниками школы (собрания, классные часы, линейки, вечера отдыха, выставки, экскурсии, походы и др.).

Формы внеклассной воспитательной работы более многообразны, чем формы внеурочной работы по учебным предметам, и на них мы остановимся особо. Обратим внимание перед этим лишь на то, что наряду с внеурочной и внеклассной работой выделятся еще и внешкольная образовательно-воспитательная работа. Она осуществляется в музыкальных и художественных школах, станциях юннатов, юных техников, клубах при различных организациях и т.п., т.е. проводится под руководством не школьных педагогов, а работников внешкольных учреждений и характеризуется большей по сравнению с внеклассной работой практической направленностью и специализированностью.

Разнообразие форм внеклассной воспитательной работы постоянно пополняется новыми формами, соответствующими изменяющимся общественным условиям школьной жизни. Нередко основы их содержания и методики заимствуются из популярных игр телевизионных передач («Самый умный», КВН, «Круглый стол», «Что? Где? Когда?» и т.п.).

Все многообразие форм воспитательной работы с учащимися можно разделить на три группы в зависимости от основной решаемой ими воспитательной задачи: 1) формы управления и самоуправления школьной жизнью (собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседания представительных органов ученического самоуправления, стенная печать и др.); 2) познавательные формы (экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.); 3) развлекательные формы (утренники и вечера, «капустники», «посиделки» и т.п.).

Естественно, каждая используемая форма педагогического процесса решает не одну какую-то воспитательную задачу. Например, формы управления школьной жизнью решают не только задачу организации деятельности ученического коллектива, но и задачи просвещения школьников (прежде всего - в вопросах менеджмента) и выработки у них управленческих навыков. С этой целью даже «в ущерб делу» учителя, классные руководители, администрация школы используют в качестве организаторов этих форм как наиболее способных учащихся, так и тех, которые вначале не проявляют организаторских способностей. В этом, в частности, смысл регулярной смены органов ученического самоуправления, привлечения к управленческой деятельности в различных сферах школьной жизни как можно большего числа учащихся. 20

То же самое можно сказать и о познавательных и развлекательных формах воспитательной работы, которые направлены на творческого потенциала, и поиска новых способов воздействия на воспитание личности. Например, развлекательные формы не могут и не должны быть сугубо развлекательными: они будут развлекать по-настоящему, только внося в сознание и чувства детей представления и знания о чем-то ранее неизвестном и уверенность в собственной значимости в системе межличностных отношений. А чтобы обеспечить это, нужно хорошо продумать организацию «мероприятия», привлечь к организации и проведению максимальное число участников (в оптимальном случае - все участники должны ощущать себя ответственными организаторами проводимой формы работы), добиться, чтобы воспитанники хорошо отдохнули.

Таким образом, и развлекательные формы воспитания (если они правильно педагогически продуманы, подготовлены и проведены) способствуют интеллектуальному и духовному развитию школьников, укреплению их здоровья.

В современных условиях более существенное внимание воспитателей, чем в недалеком прошлом, привлекает личность, индивидуальность. Понятия «личностно ориентированное воспитание», «обучение, центрированное на ученика» и т.п. наполняются практическим организационно-педагогическим и психологическим содержанием: диагностикой уровня интеллектуального, физического и эмоционально-нравственного развития, разработкой стратегии и тактики (технологии) индивидуального темпа освоения содержания образования и формирования определенных черт характера. В связи с этим новый, более глубокий смысл приобретает классификация форм осуществления внеклассной воспитательной работы в зависимости от количества участников того или иного воспитательного мероприятия. Индивидуальные, групповые и массовые формы организации педагогического процесса в своем сочетании обеспечивают, с одной стороны, оптимальный учет особенностей воспитанника и организацию деятельности и отношений каждого в соответствии с присущими ему возможностями, а с другой - адаптацию всех к социальным условиям неизбежного сотрудничества с индивидами самого широкого спектра идеологий, национальностей, профессий, образа жизни, темперамента, характера и т.д. 21

Если в учении деятельность развития интеллекта по сути своей сугубо индивидуальна, то в воспитательной работе сама технология выражается во взаимодействии индивида с другим или, что чаще, с другими, не во всем похожими, а нередко и во многом на него не похожими субъектами воспитательного процесса. Сущность воспитания как процесса в наибольшей степени выражается в деятельности взаимодействия с другими людьми, в которой формируются отношения индивида к его окружению. Именно в связи с этим классификация форм воспитательной работы по количеству участников этого процесса является более актуальной, чем в обучении.

Это не значат, однако, что используемые средства и методы перестают играть свою существенную роль. В зависимости от этого признака можно разделить формы воспитательной работы на три группы: 1) словесные (собрания, митинги, информации и т.п.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения; 2) наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов - зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий и т.п.; 3) практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, журналов, участие в трудовых операциях и др.), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.

Отличие классификации форм воспитательной работы от ранее приведенной классификации методов обучения в том, что словесные, наглядные, практические, но только не формы, а методы обучения... Классификации методов по источнику знаний рассматриваются отдельные методы в качестве самостоятельных путей решения дидактической задачи. Например, объяснение - самостоятельный метод и может быть использован независимо от других. Любая же словесная форма не ограничивается одним методом. На собрании, например, могут и объяснять, и рассказывать, и спорить (дискуссия) и т.п. Точно так же и при использовании практических и наглядных форм. Например, изготовление стенда никак не укладывается в использование только упражнений или только графических работ и т.п., но всегда подразумевает использование нескольких (многих) методов в определенном сочетании (как и не одного, а нескольких видов деятельности). В этом суть полиморфности формы педагогического процесса. Истоки полиморфности формы - в многоплановости отдельной педагогической задачи, в длительности ее решения, не ограничивающейся временем взаимодействия воспитанника с воспитателем, в тесной взаимосвязи педагогических задач, в динамичности и недискретности педагогического процесса. Все это может быть «преодолено», многослойная динамичная совокупность задач может быть решена только через форму, а не прямо благодаря использованию какого-либо метода, пусть даже и весьма совершенного, правильно выбранного и т.п. Для воспитательной работы это характерно еще в большей мере, чем для учебной: в обучении в результате использования одного метода может быть создана иллюзия решения педагогической задачи в виде усвоения определенной суммы знаний, формирования определенного умения. Но педагогическая задача, решаемая в обучении, не ограничивается знаниями и умениями. Существенными ее составляющими являются формирование отношений, разностороннее развитие учащегося-воспитанника. А это может быть обеспечено лишь определенным сочетанием средств и методов их применения, т.е. в рамках формы, которая соответствует всему содержанию задачи. 22

Описывать методику всех или хотя бы большинства встречающихся в практике воспитательной работы форм нет необходимости - это задача специального курса. Но двум наиболее часто встречающимся уделим некоторое внимание.

Прежде всего это собрание. Эта форма воспитательной работы рассматривается как высшая форма ученического самоуправления (по примеру отношений в объединениях взрослых) с той особенностью, что на собрании воспитанников взрослые (педагоги) имеют право решающего голоса.

Центральным компонентом классного часа является беседа классного руководителя с учащимися на заранее запланированную тему. Кроме этого на классных часах обсуждаются текущие дела (особенно при неразвитости такой формы, как собрание), предусматриваются какие-либо виды развлечений с целью развития неформального общения учащихся, организации их досуга, повышения интереса к совместной внеурочной деятельности.

Отличие классного часа от собрания в том, что на собрании основные «действующие лица» - сами ученики, а на классном часе - педагог. Кроме того, основная функция классного часа -обогащение учащихся нравственными, эстетическими и другими знаниями, формирование умений и навыков нравственного поведения, а функции собрания - организация жизни коллектива, выражение коллективного мнения о путях и способах решения общих задач.

Собрание - официальный орган общественного самоуправления, его решения протоколируются и в дальнейшем являются регуляторами общественной жизни коллектива, а классный час - это в основном неформальное общение классного руководителя с воспитанниками и воспитанников между собой, рассчитанное на максимальный учет их индивидуальных особенностей, обеспечение личностного подхода в воспитании.

Эти формы воспитания очень близки между собой, и можно дискутировать по поводу целесообразности их одновременного использования. Можно предпринимать попытки их объединения, особенно в младших классах Неизменными при этом остаются две проблемы, которые необходимо решать в процессе воспитания: привлечение учащихся к управлению собственной жизнью в школе и обеспечение индивидуального подхода в воспитании на гуманистических основах. Таким образом, если классный руководитель, директор школы стремятся к развитию инициативы учащихся, считают необходимым привлечь школьников к участию в организации их общей (общественной) жизни, то они должны как можно раньше включать детей в формы отношений, обладающие элементами общественных отношений взрослых. В то же время, учитывая особенности развития детской психики, важно по возможности сохранить и такие формы воспитательной работы, которые характеризуются неформальностью отношений педагогов с учащимися и учащихся между собой. 23

Принцип единства требовательности и уважения к личности воспитанника. Требования этого принципа могут быть рассмотрены и в структуре принципа гуманистической целенаправленности воспитания: воспитание немыслимо без предъявления требований, но эти требования должны быть гуманными, предъявляться к воспитаннику не только в интересах общества, но и в интересах самого воспитанника. В этом суть гуманизма: признание личности как ценности, уважение личности подразумевает предъявление к ней определенных требований и выполнение ею этих требований в качестве гарантии как сохранения и реализации собственных прав личности, так и обеспечения прав и свобод других членов общества.

Однако в современных условиях (как и в любых других, кроме условий идеального общества) есть необходимость выделения самостоятельного принципа единства требовательности и уважения к воспитаннику: им определяются характерная для исторического периода и условий жизни мера требовательности к воспитаннику и степень приоритетности притязаний индивидуальности на личное и общественное признание. Любовь воспитателя к воспитаннику приобретает подлинную воспитательную ценность лишь в сочетании с разумной требовательности к нему. Мера же последней определяется развитостью общественно-экономических условий и соответственно уровнем развития общественного сознания. 24

Дети и сами не любят нетребовательных воспитателей. Ведь требовательность - это определенный порядок, предсказуемость перспектив, защищенность. Воспитанники готовы принять даже повышенные требования, если уверены в искренней расположенности к ним воспитателя (учителя), если знают, что требования предъявляются не во имя отвлеченного понятия порядка, а в их интересах. Доверие, открыто проявляемое, и контроль (ненавязчивый), следование методике применения метода требования (см. главу «Методы осуществления педагогического процесса») - важные условия реализации этого принципа.

Следует отметить, что их требования тесно взаимосвязаны, и выполнение их тоже находится в тесной взаимной зависимости: реализация требований любого из принципов в той или иной мере сказывается на выполнении требований всех остальных. Это является следствием целостности педагогического процесса и в то же время способствует укреплению этого качества педагогической системе.





заключение.

Основной проблемой эффективности внеклассной работы является классное руководство, ведь, именно от классного руководителя зависит насколько детям будет интересна внеклассная работа. Некоторые дети даже не смогли найти общего языка со своим классным руководителем. И именно в классах, где у учеников нет контакта с куратором, они считают внеклассную работу ненужной и обременительной. Почти все учителя считают, что интересы учеников и учителей должны совпадать, но как видно из исследований такого в школе нет. Интересы не только не совпадают, а как считают ученики, об этих самых интересах учителя не знают и естественно не стремятся их удовлетворять. Необходимо, чтобы учителя проводили анкетирования с целью выяснения их интересов.

В данной области можно двигаться в заданном направлении, где искусство воспитания базируется на научно-теоретическом фундаменте, а новые методики и технологии воспитательного процесса произрастают из зерен социально-педагогической теоретической мысли.

Воспитание - это питание человека всеми достижениями человеческой культуры так, чтобы он жил в контексте общечеловеческой культуры, а не вне ее.

Усвоение мира обеспечивает уровень взаимодействия с реальностью, оснащает ребенка свободным поведением. Частично школьное обучение выполняет данное назначение воспитания, формируя у воспитанников ценностно-значимые умения. Но за пределами учебных программ располагается жизнь, не отраженная в них, и кто-то должен помочь ребенку познать и эту жизнь, рассчитывает на семью. Семья, сама не готовая жить в контексте культуры, возлагает надежды на школу.

А подросток тем временем, не обученный элементарному взаимодействию с миром, страшится окружающей действительности, занимает заведомо агрессивную позицию по отношению к этому непонятному миру, ожидая от него каверз, неприятностей, несчастья. Мир представляет перед ним отторженным, а его собственная жизнь кажется постоянной борьбой с этим миром, у которого надо постараться отнять как можно больше.

Кажется, что воспитание - тяжелейший труд, а с другой стороны, воспитание - дело легкое и простое, ибо не видны внутренние духовные усилия, производимые воспитателем.

В школьной воспитании должна наступить концентрация внимания на задачах и конкретных действиях, а не лишь только на лице воспитанника. В воспитании надо акцентировать внимание на перспективу, на будущее, не только на прошедшее и современность.

Внеклассная воспитательная работа может выявить талант и творческий потенциал учеников, а так же с помощью мероприятий различной направленности воспитать положительные качества личности.









































Список использованной литературы:

  1. Воронова Е. А. «Воспитательная работа в современной школе», М. «Феникс», 2009 г.

  1. Гликман И.З. «Воспитание и образование» -М.: Трикста. 1999 г.

  2. Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград. 2008г.

  3. Григорьев Д. В, Кулешова И. В, Степанов П. В. М.: Просвещение. 2006 г.

  4. Демакова И. Д. С верою в ученика: Особенности воспитат. работы клас. руководителя: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2009г.

  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение. 2007г.

  6. Журавлев В.И. Основы педагогического воспитания. - М.: Российское пед. агенство. 2009г.

  7. Закон об образовании (редакция N 69 от 12.11.2012, последняя редакция, действующая редакция)

  8. Ильин Е. Н. Путь к ученику. - М.: Просвещение. 1988г.

  9. Калуцкая Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М.: Просвещение. 2011 г.

  10. Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. - Р.-на-Д.: Феникс. 1989.

  11. Короткова В.М. «Воспитательные аспекты педагогики». Р.-на-Д.: Феникс. 2007 г.

  12. Короткова В.М. Самоуправление школьников, - Р.-на-Д.: Феникс. 2008 г.

  13. Лихачев Б.М. «Основные категории педагогики». М.: Просвещение, 1999 г.

  14. Мардахаев Л. В. «Основы социально-педагогической технологи» М.: Просвещение. 2005.

  15. Мардахаев Л.В. «Внеклассная работа». М.: Просвещение. 2008.

  16. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. - М.: Просвещение, 1978 г.

  17. Педагогическая энциклопедия: - М.: Просвещение. 1994г.

  18. Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. - М.: Просвещение. 1998г

  19. Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. - М.: Просвещение. 1991г

  20. Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.: Просвещение. 1990 г.









1Педагогическая энциклопедия: - М.: Просвещение. 1994г.с 88

2 Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. - М.: Просвещение, 1978 г. С64

3 Калуцкая Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М.: Просвещение. 2011 г.С.105

4Журавлев В.И. Основы педагогического воспитания. - М.: Российское пед. агенство. 2009г. С.33-39

5Калуцкая Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися, М., 2011 г .С. 58

6Воронова Е. А. «Воспитательная работа в современной школе», М. «Феникс», 2009 г.С.80

7Закон об образовании (редакция N 69 от 12.11.2012, последняя редакция, действующая редакция).ст.34 п.4.

81.Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение. 2007г.С.120-127



9Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение. 2007г.С.120-127

10Гликман И.З. «Воспитание и образование» -М.: Трикста. 1999 г. С.44

11Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. - М.: Просвещение. 1998г. С. 67-70

12Тейлор Ф. У. Принципы научного менеджмента. - М.: Просвещение. 1991г С.98

13Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.: Просвещение. 1990 г. С. 12-13

14Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение. 2007г.С.27-29

15Гребенюк О.С. Общая педагогика. - Калининград. 2008г. С.8-9

16Гликман И.З. «Воспитание и образование» -М.: Трикста. 1999 г. С.78

17Журавлев В.И. Основы педагогического воспитания. - М.: Российское пед. агенство. 2009г.С.17-20

18 Кондратенков А. Е. Труд и талант учителя. - Р.-на-Д.: Феникс. 1989. С. 50-53

Стефановская Т.А. Педагогика: Наука и искусство. - М.: Просвещение. 1998Гс.10

19 Харчев А.Г. Социология воспитания. Проблемы воспитания личности. М.: Просвещение. 1990 г.

20Педагогическая энциклопедия: - М.: Просвещение. 1994г.С.54

21Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива: Вопросы теории. - М.: Просвещение, 1978 г.С 67-70

22Мардахаев Л.В. «Внеклассная работа». М.: Просвещение. 2008.С.30

23 Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М.: Просвещение. 2007г. С.37-41

24</<sup> Демакова И. Д. С верою в ученика: Особенности воспитат. работы клас. руководителя: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 2009г.С.25-28

33





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал