- Учителю
- Урок по зарубежной литературе: 'Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм'
Урок по зарубежной литературе: 'Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм'
-
Урок - лекция.
Особенности общественного сознания рубежа веков. Эстетический плюрализм.
I. Подготовительный этап.
Основные вопросы.
-Причины изменений в сфере эстетического в начале XXв. Чем объясняется художественный плюрализм рубежа веков?
-Какие реалии повлияли на общественное сознание рубежа веков?
-Каким образом меняются прежние реалистические стандарты.
-Какие факторы влияют на реалистический тип художественного мышления XX в.?
-XXв. и модернизм. Почему новый этап литературного развития характеризуется художественными экспериментами?
-Какие новые темы пришли в литературу XXв.?
-Почему проблемы человека становятся актуальными в XXв.?
Задание на уроке: записать тезисы, составить план лекции, конспектирование.
-
Особенности литературного процесса начала XX в.
Неудовлетворённость существующими художественными представлениями.
Ощущение неустойчивости некогда стабильных форм жизни.
Влияние декаданса.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ
натурализм
реализм
Неоро-мантизм
импрессионизм
модернизм
символизм
Певцы колониализма, великодержавности.Киплинг.
Антидекаденты, демократы. Горький, Дж.Лондон.
Дадаизм. Сюрреализм. Экспрессионизм.
Источники декаданса:
- антогонизм искусства и буржуазного общества.
- кризис позитивизма, утрата доверия к рационалистическому мышлению.
- эскапизм - настроение безнадёжности, пессимизма, страха, желание уйти от действительности.
- панэстэтизм.
-
Особенности развития реализма в XX в.
Социальная действительность, войны, диктаторские перевороты, национально-освободительная революции, левые худ.течения, авангардизм, иррационализм.
Иной уровень научного осмысления мира и человека: психоанализ Фрейда, экзистенциализм, взлёт веры в человека и разочарование в просветительской формуле гуманизма.
Факторы, повлиявшие на реалистический тип художественного мышления в XX в.
Изменение прежних стандартов и соотношения описательности, подражательности и вымысла, индивидуализации и типизации в реализме.
-
Отказ от копирования и зеркального повторения действительности в формах самой жизни, от приоритетности принципа МИМЕСИСА.
-
Описательные формы сменяет аналитическое исследование.
-
Эффект отстранения.
-
Ирония и подтекст.
-
Гротеск, фантастическое, условное моделирование.
-
Углубление и уточнение способов раскрытия психологической жизни.
-
Использование модернистских приёмов:
а) поток сознания;
б) деформация;
в) суггестивность;
г) абсурд.
8) Утрата жанровой нормативности в структуре романа. (диффузия жанровых разновидностей: научно-фантастического и политического, детективного и философского, семейного и авантюрного).
9) Поворот от социума к личности, от типического к индивидуальному.
10) Акцентировка философского начала, притчеобразность.
Традиция.
-Преданность высокому гуманистическому идеалу;
-Оптимистичный взгляд на историю и человека;
-Соседство условно-метафорической и фантастической форм с описательными (повторяющими мир зеркально);
-направленность на самые коренные и глубинные социальные и духовные проблемы человеческого бытия.
Вывод: Реализм XX в. - живой развивающийся метод, обладает могучей способностью ассимилировать, не поступаясь при этом собственной сущностью.
Внимание:
Граница между реализмом и модернизмом достаточно проблематична, ибо модернизм в чистом виде не встречается. Он является неотъемлемой частью художественной панорамы XXв.
-
XX век и модернизм.
XX век вошёл в историю культуры как век эксперимента, посягавшего на вековые традиции и незыблемые каноны.
Круг понятий и проблем.
-Модернизм - нереалистические явления в искусстве, следующие за декадансом (фр.modern - новейший, modo - только что).
-Экспрессионизм - разновидность модернизма (фр.expression - выражение).
-Очуждение - термин, введённый в эстетический оборот Б.Брехтом. Процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результатам, самому себе.
-Абсурд - характеристика человеческого существования в условиях смыслоутраты, связанной с очуждением личности от общества, от истории, от себя самой. Трагический разлад человека с миром. Человек жаждет единства, согласия с миром, но мир не откликается на его «зов».
-Поток сознания - приём изображения человеческой психики прямо «изнутри» как сложного и текущего процесса.
Внимание:
Главная тема искусства XX века - очуждение, как итог цивилизации, подавившей человека в государстве.
Предшественники модернизма.
-«Цветы зла» Ш.Бодлера, программы чистого искусства.
-Прециозная поэзия, маньеризм.
-Фрески Иеронима Босха.
Результат деятельности модернистов.
-Подвергнута критике неизбежность подражания прекрасному. Отправная точка эстетики - безобразное.
-Отказ от гармонических пропорций - деформация - произведения искусства не похожи на классические образцы.
Общие черты модернистских течений.
-утрата точки опоры, мотив богооставленности;
-разрыв с традиционным мировоззрением христианской Европы;
-деформация мира и художественного текста в произведении;
-утрата целостной модели мира всякий раз заново по произволу художника;
-пессимистические воззрения на прогресс и историю;
-стремление художника не отражать объективную реальность, а самовыражать себя;
-нарушение гармонии вешней и внутренней жизни.
Домашнее задание: 1. - по желанию (1 или 2)
1 уровень.
1) Подумать над вопросом: «В чём достижения и значение модернизма?»
2 уровень.
2) Подготовить сообщение на тему: «Экспрессионизм как разновидность модернизма».
2. Всем.
В зависимости от выполненного задания, найти в произведении черты модернизма, экспрессионизма.
3. Найти в «Словаре литературоведческих терминов» понятие «абсурд». См. «Философский словарь».