- Учителю
- Рабочая программа 'Историко-бытовой танец'
Рабочая программа 'Историко-бытовой танец'
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №31
с углубленным изучением предметов
художественно-эстетического профиля»
Рабочая программа по предмету:
«Историко-бытовой танец»
для 3 класса
Составитель рабочей программы:
учитель хореографии Ильина Александра Валерьевна
Год составления: 2015
г. Нижневартовск
Пояснительная записка
Направление программы: образовательное и общекультурное.
Тип программы: образовательный.
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы школы и предназначена для обучения основам историко-бытового танца обучающихся 3 В класса МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля».
Одной из основных целей, стоящих перед современным образованием, является воспитание и развитие личности ребенка, и достижению этой цели во многом способствует реализация целей и задач, стоящих перед художественным образованием.
Хореографическое воспитание детей, приобретение ими навыков и знаний в области искусства танца в системе эстетического воспитания становится в последнее время одним из необходимых моментов образования с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. Хореография - это сценическое искусство, которое имеет свою специфику и, следовательно, свою систему воспитания и обучения.
В системе хореографического образования предмет «Историко-бытовой танец» является многофункциональным и в том числе дает возможность практически познать историческое развитие танца XVI-XIXвеков.
Творческая работа преподавателя исторического танца, режиссера в исторических сюжетах опирается на опыт хореографов предшествующих эпох.
Историко-бытовой танец - неотъемлемая часть западноевропейского и отечественного культурного наследия в области хореографического искусства. Являясь самостоятельной дисциплиной, историко-бытовой танец в то же время тесно связан с другими видами танца, с общим историческим процессом развития хореографии.
Предмет «Историко-бытовой танец» занимает значительное место в программе обучения хореографии и в системе непрерывного художественного образования.
Историко-бытовыми считаются те танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.
Возникновение танцев связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности. Бытовые танцы, ставшие историческими, представляют собой переработку народного танцевального материала и отражают особенности определенной эпохи или среды. Характерные черты культуры проявляются в построении и стиле танца, в его музыке, одежде танцующих, их манерах и т. д.
Целью предмета является ознакомление учащихся с танцевальной культурой, элементами быта и этикой различных стран и эпох.
В задачи предмета входит обучение и осмысление хореографического текста, развитие координации, музыкальности, выразительности, а также изучение быта, костюмов, характеристики изучаемых эпох.
Задачи:
-
изучить простейшие элементы историко-бытовых танцев различных эпох;
-
различать музыкальные размеры, понимать музыкальные вступления и
завершение музыкального произведения;
-
ориентироваться в пространстве балетного зала;
-
постижение манеры исполнения танцев;
-
грамотное исполнение программных танцев.
Методы и принципы обучения историко-бытовому танцу
1. Наглядный метод (практический показ педагога). Любое упражнение показывается под музыку из точного исходного положения, с подготовительным движением рабочей руки и головы (возможно, корпуса и опорной ноги), с начала и до конца и с завершением в исходное положение.
2. Словесный метод. Применение его многообразно: пояснения, рекомендации, комментарии к замечаниям. Живая речь сопутствует практическому показу, усиливает визуально воспринимаемую информацию. Педагог характеризует значимость упражнения в экзерсисе у палки, делая краткие методические рекомендации. Методика ведения урока включает использование профессиональных терминов в обозначении отдельных элементов упражнения, его целостного названия, а также образно-ассоциативные сравнения, ориентирующие учащихся на точность восприятия изучаемого материала. Обязательным является словесная характеристика танцевального материала.
В кратких формах педагог информирует учащихся об истоках возникновения и развития танцевальной культуры того или иного народа, традициях его быта и песенно-музыкального творчества, этнических особенностях и т.д.
3. Метод иллюстрации. Имеет различные варианты реализации. Педагог с целью достижения полноты информации использует как наглядные иллюстрации, так и музыкальные фонограммы. Воспитанникам предлагается разбор и изучение танцевальной комбинации или фрагмента танца по видеозаписи. Применяя метод иллюстрации, учащиеся лучше усваивают хореографический материал, так как учиться по примеру гораздо эффективнее. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
4. Метод проблемного обучения. Этот метод связан с созданием ситуации (условий), отличающейся от привычной, традиционной. Проблемным на уроке историко-бытового танца для обучающихся может стать освоение любого танцевального элемента. Однако педагог должен стремиться специально, создать проблему, изменить роль воспитанника в учебном процессе. Дать новые приёмы исполнения того или иного движения, подтолкнуть обучающегося к самостоятельному поиску новых приёмов, вариантов применения освоенных знаний, включить учащегося в творческий процесс.
Эффективность процесса обучения, прежде всего, зависит от организации деятельности обучающихся, которая активизируется разными приемами, позволяющими сделать упражнение экзерсиса выразительным, легко запоминающимся. К ним относятся приёмы паузы, контраста, асимметрии, трансформации танцевального элемента в элемент учебный.
Используются следующие принципы обучения:
1. Принцип «от простого к сложному». Необходимо начинать с простого и постепенно усложнять материал во избежание путаницы в познаниях. Необходима система и логика построения содержания учебного материала (для этого и разрабатывается учебный план). Всякий материал делится на логические разделы и образовательные элементы, определяется порядок их изучения. Устанавливается связь между ними, а также теорией и фактами. Для того чтобы добиться грамотного и методически правильного исполнения от своих воспитанников необходимо придерживаться определённой поочередности при изучении нового материала. Для начала производиться подготовка к изучению того или иного упражнения, только потом изучаются самые простые виды этого упражнения. И только когда движение проучено и закреплена правильная техника его исполнения, можно изучать более сложные виды. Так и в системе обучения изучается простой материал, но с годами он усложняется и совершенствуется.
2. Принцип систематичности и последовательности в овладении достижениями науки, культуры, опыта деятельности придаёт системный характер учебной деятельности, теоретическим знаниям, практическим умением обучающихся. Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Он требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения, что выражается в соблюдении ряда правил.
Принцип последовательности (учёта объективного сложившегося порядка упражнений в экзерсисе) является одним из опорных при сочинении упражнений у станка. Этот принцип связан с особенностями каждого движения (упражнения), его значением в системе воспитания двигательной культуры исполнителя историко-бытового танца.
3. Принцип учёта физической нагрузки предполагает знание биомеханики каждого движения, так как работа определённых групп мышц и суставов требует разный уровень их активности. Принцип учёта физической нагрузки связан с дозировкой упражнения. Для танцора его тело служит средством самовыражения. Соответственно ему должны быть известны строение и функции тела. Только при таком условии танцовщик сможет защитить его и надолго сохранить здоровым при огромных нагрузках.
4. Принцип сознательности и творческой активности учащихся в обучении - один из главных принципов современной дидактической системы, согласно, которой обучение эффективно тогда, когда воспитанники проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности. Это выражается в том, что учащиеся осознают цели своего обучения, планируют и организовывают свою работу, умеют себя проверять, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать пути их решения.
5. Принцип научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современными научными знаниями. Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами о хореографическом искусстве. Принцип научности нацеливает хореографа-педагога на использование в организации учебной деятельности обучающих проблемных ситуаций, вовлечение их в разнообразные споры, проведение анализа результатов собственных наблюдений, поиск дополнительной научной информации для обоснования сделанных выводов, доказательства своей точки зрения.
6. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы. Этот принцип означает, что преподаватель может и должен использовать разнообразные формы организации обучения - практический урок, теоретический урок, различные способы взаимодействия учащихся в учебном процессе: индивидуальная работа, работа в постоянных и сменных парах, в малых и больших группах. Кроме того, обучение можно осуществлять в разнообразных видах деятельности обучающих вне урока: в поездках, на концертах и различных объединениях по интересам.
Основные виды учебной деятельности
-
Знакомство с наследием мирового и российского танцевального искусства - просмотр видео-материала по историческому танцу.
-
Изучение основных движений, позиций рук и ног различных эпох и стран.
-
Формирование и развитие навыков и умений самостоятельной работы по поиску новой информации и адаптации изученного материала.
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям ФГОС второго поколения, способствует формированию универсальных учебных действий работать по инструкции, по образцу. При этом учтено, что учебные темы - это изучение некоторых исторических танцев, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, они отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.
Предполагаемые результаты
Обучение историко-бытовому танцу позволит учащимся овладеть разнообразием стилей и манерой исполнения танцев различных стран и эпох, в значительной степени расширит и обогатит исполнительские возможности, формируя особые исполнительские качества и навыки. Обучающиеся познакомятся с культурно-историческим наследием мирового танцевального и музыкального искусства. Занятия историко-бытового танца развивают координацию, гибкость, выносливость, танцевальность, воспитывает культуру поведения и чувства прекрасного.
В ходе освоения основ историко-бытового танца обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные
-
осознание значимости изучения историко-бытового танца для своего дальнейшего развития;
-
восприятие исторического танца как особого вида искусства;
-
формирование потребности в изучение бальной хореографии прошлых эпох;
-
знакомство с культурно-историческим наследием танцевального искусства России, ближнего и дальнего Зарубежья;
-
воспитание музыкальности, знакомство с культурой, музыкой, нормами этикета и поведения различных стран и эпох;
-
обогащение знаний в области салонной музыки прошлых столетий.
Предметные
-
овладение теоретическими знаниями в области историко-бытового танца;
-
освоение техники, стиля и манеры исполнения танцев разных эпох и стран;
-
формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
-
развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;
-
развитие техники исполнительского мастерства;
-
развитие физической выносливости.
Метапредметные
-
формирование и развитие навыков и умений самостоятельной работы над изученным материалом с книгами и видеоматериалами;
-
формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе определённых стран и эпох;
-
развитие эстетического и художественного вкуса у детей;
-
развитие образного мышления;
-
развитие дисциплинированности и трудолюбия;
-
формирование волевых качеств;
-
воспитание культуры поведения и чувства прекрасного;
-
воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу;
-
развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса.
Контроль выражается: в текущих отметках, которые ставятся учителями, в результатах наблюдений преподавателями, в результатах самооценки учащихся. Он обеспечивает обратную связь, информируя обучающихся как об их продвижении в усвоении программы, так и об их сильных и слабых сторонах. Контроль обеспечивает положительную мотивацию, стимулирует обучение воспитанников (ориентирует на успех, отмечает их продвижения, поощряет, позволяет продвигаться в их собственном темпе).
Основные формы контроля, предусмотренные в программе, - зачёты и контрольные уроки. Контрольные уроки проводятся в конце каждого полугодия (декабрь 2015 года, май 2016 года).
Рабочая программа учитывает особенности 3 В класса, в котором осуществляется учебный процесс: учащиеся любознательны, активны в условиях специально организованной деятельности на уроках хореографических дисциплин: могут сотрудничать в парах, в группах, учатся контролировать и оценивать друг друга, организовывать работу самостоятельно.
В связи с профилем школы №31 в программе уделено внимание и художественно- эстетическому образованию и воспитанию.
Художественно-эстетическая направленность курса состоит в непосредственном приобщении учащихся к танцевальной культуре и искусству через изучение образцов мирового хореографического наследия, знакомясь с танцами различных эпох и стран.
Сроки реализации программы: 2015-2016 учебный год.
Весь изучаемый лексический материал подбирается с учётом физиологических и психологических возможностей обучающихся.
Общая характеристика курса
Освоение хореографической лексики историко-бытового танца способствует более полному координационному развитию обучающихся, дает возможность расширить уровень выразительности и танцевальности детей, развивает музыкальность.
Интерес детей к историко-бытовому танцу проявляется в стремлении исполнять танцы различных стран и эпох. Это связано с многогранностью исторического танца, который сочетает в себе:
-
своеобразные выразительные средства: пластические и музыкальные, динамические и ритмические, зримые и слышимые;
-
музыкально-пластические образы: эмоциональность, заразительность, увлекательность, раскрытие внутреннего мира человека, его лирико-романтические отношения, героические поступки;
-
физическое, эстетическое и художественное развитие и воспитание ребенка.
Создаваясь на протяжении многих столетий, историко-бытовой танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни некоторых стран в разные времена.
Историко-бытовой танец является одним из основных предметов специального цикла хореографических классов в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении «Средняя школа №31 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля».
Рабочая программа предназначена для обучения основам историко-бытовой хореографии учащихся школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. Поскольку целью эстетизации образовательного процесса является формирование у учащихся эстетического отношения к действительности, знания основ исторического танца, то для этого создаются условия для достижения данной цели: во время практических и теоретических занятий обучающиеся наблюдают, сравнивают, пытаются скопировать танцевальную лексику эталона исторической хореографии по средствам просмотра видео-фрагментов знаменитых постановок историко-бытовой хореографии.
В третьем классе продолжается изучение историко-бытового танца, где обучающиеся знакомятся с культурой, нормами этикета правилами поведения.
Осуществляется:
- освоение терминологии историко-бытовой хореографии;
- освоение методики изучения и выполнения программных упражнений историко-бытовой хореографии в сложной форме на середине зала;
- освоение методики изучения движений на развитие координации и музыкальности.
Упражнения и комбинации направлены как на развитие творческих способностей, образного мышления, так и на освоение навыков лексики исторического танца.
Цель изучения предмета «историко-бытовой танец» в третьем классе
(2 год обучения) - формирование устойчивого интереса к историческому танцу, во всём его многообразии и формирование профессионального исполнительского мастерства на начальном этапе обучения.
Основные задачи 2 года обучения:
-
овладение теоретическими знаниями в области салонного танца;
-
освоение техники, стиля и манеры исполнения некоторых танцев бальной хореографии прошлых столетий;
-
формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом;
-
развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность;
-
развитие техники исполнительского мастерства;
-
развитие физической выносливости.
Место учебного предмета в учебном плане
В вариативной части учебного плана на предмет «Историко-бытовой танец» выделен 1 час в неделю, в год - 34 часа.
В рабочей программе предусмотрено проведение:
-
зачётных работ,
-
контрольных показов.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Историко-бытовой танец входит в число профилирующих дисциплин для общеобразовательных школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля. Этот предмет дает возможность практически познать историческое развитие танца. Особенно выступают такие его возможности, как воспитание культуры общественного поведения, гармоничное развитие личности и стимуляция познавательной деятельности.
Структура обучения представлена практическим разделом, который знакомит обучающихся с танцевальной и музыкальной культурой. Развитие техники и выразительности исполнения исторических танцев происходит с накоплением теоретических и практических знаний и умений. Важную роль играет обогащение знаний в области салонной музыки и культуры.
Основной организационной формой учебного процесса является урок. Структура урока общепринятая. Каждый урок - это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Сопутствующему процессу в обучении используются аудио- и видео материалы бальной хореографии прошлых столетий, которые дают более подробное представление об изучаемой танцевальной хореографии.
Изучение предмета тесно связано с другими дисциплинами, которые изучаются в школе с углублённым изучением предметов художественно-эстетического профиля. Это классический танец, народно-сценический танец, ритмика, литературное чтение, физическая культура.
Планируемые результаты за данный год обучения
Личностные - готовность обучающихся целенаправленно использовать знания по историко-бытовой хореографии в повседневной жизни, способность характеризовать собственные знания по предмету, формировать устойчивый интерес к историко-бытовому, во всём его многообразии, изучать культурные ценности различных эпох.
Метапредметные - формирование представлений о правилах поведения и нормах поведения, принятых в обществе различных стран и эпох, развитие эстетического и художественного вкуса у детей, развитие образного мышления, развитие дисциплинированности и трудолюбия, формирование волевых качеств, развитие активности, коммуникабельности, познавательного интереса.
Предметные - овладение теоретическими знаниями в области историко-бытового танца, освоение техники, стиля и манеры исполнения историко-бытовой хореографии, формирование навыков координации, владения мышечным и суставно-двигательным аппаратом, развитие таких данных, как гибкость, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность, развитие физической выносливости.
К концу обучения 3 класса (2 года обучения) учащиеся должны
знать:
-
названия профессиональных терминов по историко-бытовому танцу согласно программе 2 года обучения;
-
метроритмическую раскладку исполнения движений;
-
методику исполнения бальных танцев прошлых столетий и различных стран;
-
формы и стили старинной музыки;
-
особенности костюма бытовых танцев прошлых лет.
иметь навыки:
-
исполнения программных движений, изучаемых у станка и на середине зала.
должны уметь:
-
самостоятельно исполнять движения и комбинации в заданной манере и национальном характере под музыкальное сопровождение.
Содержание курса 3 класса В
В третьем классе учащиеся знакомятся с танцевальной культурой XVIII и XIX столетий. На втором году обучения историко-бытового танца обучающиеся изучают «Бургундский Бранль», «Алеманду», «Гальярду».
«Бургундский Бранль» - французский народный танец. Появился и приобрёл известность в эпоху раннего средневековья. Это хороводный танец крестьянского происхождения. Основу его составляет круг, который может разбиваться на линии или превращаться в зигзагообразные ходы. В Бранле исполнители воспроизводили движения трудовых процессов. Часто во время исполнения танцующие энергично притопывали ногами и исполняли резкие повороты вокруг себя. Бранль могли танцевать все, его шаги осваивались очень легко. В последующие эпохи французская танцевальная культура обогатилась разнообразными танцами, но на сельских праздниках Бранлю по-прежнему отдавали предпочтение.
«Алеманда» - танец немецкого происхождения. Принадлежит к массовым «низким», беспрыжковым танцам - бассданцам. «Алеманда» - это танец-процессия. В танце исполнители становились парами друг за другом. Количество пар не ограничивалось. Кавалер держал даму за руки. Движения танца состояли из простых, спокойных шагов и двойного бранля. Шаги делали вперёд. В сторону, отступая назад. По ходу танца нередко исполняли вращательные движения нижней частью ноги, поднимая её в воздушную позицию. Колонна двигалась по залу, и, когда доходила до конца, участники делали поворот на месте, не разъединяя рук и продолжали танец в обратном направлении. «Алеманда» состоит из двух частей.
«Гальярда» - старинный танец итальянского происхождения, распространённый в Италии, Англии, Франции, Испании, Германии. Этот танец считается самым вычурным и зрелищным танцем эпохи позднего Возрождения. Это весёлый и живой танец, берущий своё начало в народной хореографии, хотя наибольшее распространение получил у привилегированных классов. «Гальярда» следовала за Паванной самостоятельный танец в качестве парной композиции, представляя собой самостоятельный танец, либо в качестве одной из частей входила в состав сложного балетто. «Гальярда» носила характер своеобразного танцевального диалога. Кавалер двигался вместе со своей дамой по залу.
Обучающиеся знакомятся с музыкальной культурой Европы прошлых столетий, бытом и нравами придворного общества. Учащиеся осваивают простейшие элементы историко-бытовых танцев и исполняют придворные танцы под музыкальное сопровождение
композиторов Западной Европы.
Календарно-тематическое планирование
Курс историко-бытового танца 3 класс.
Количество часов - 34 ч/год
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип урока
Элементы содержания
Домашнее задание
Формирование УУД
Дата
проведения
Дата фактического проведения урока
1
Изучение основного шага по кругу танца «Бургундский Бранль».
1
Урок изучения
Изучение основного шага по кругу в медленном темпе с музыкальной раскладкой танца «Бургундский Бранль».
Выучить основной шаг танца «Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- эмоциональная отзывчивость на танцевальные произведения различного образного содержания;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную в т.ч. хореографическую исполнительскую, задачу,
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении танца;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
1.09-6.09
2
Повторение основного шага по кругу танца «Бургундский Бранль».
1
Урок повторения
Основной шаг по кругу танца «Бургундский Бранль» в умеренном темпе по одному и в парах в продвижении.
Повторить основной шаг танца «Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
8.09-13.09
3
Изучение комбинации № 1.
1
Урок изучения
Изучение комбинации состоящей из прыжка, основного шага и поворотов во круг себя.
Выучить комбинацию № 1.
Личностные УУД:
- эмоциональная отзывчивость на танцевальные произведения различного образного содержания;
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную в т.ч. хореографическую исполнительскую, задачу,
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении танца;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
15.09-20.09
4
Повторение комбинации № 1.
1
Урок повторения
Закрепление пройденного материала.
Повторить комбинацию № 1.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
22.09-27.09
5
Изучение pas assemble (па ассамбле).
1
Урок изучения
Разучивание pas assemble (па ассамбле) с прыжком в медленном темпе на месте и в продвижении.
Выучить pas assemble (па ассамбле).
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
29.09-4.10
6
Повторение pas assemble (па ассамбле).
1
Урок повторения
Повторение pas assemble (па ассамбле) в умеренном темпе под музыкальное сопровождение.
Знать правила исполнения.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
6.10-11.10
7
Изучение комбинации № 2.
1
Урок изучения
Разучивание комбинации № 2, состоящей из сбивок и прыжков.
Выучить комбинацию № 2.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
13.10-18.10
8
Повторение комбинации № 2.
1
Урок повторения
Повторение комбинации № 2 в быстром темпе в продвижении по диагонали в парах.
Повторить комбинацию № 2.
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
20.10-25.10
9
Закрепление пройденного материала.
1
Урок повторения
Повторение всех комбинаций под музыкальное сопровождение умеренном темпе в парах.
Повторить все комбинации.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
27.10-1.11
10
Разучивание 1 части танца «Бургундский Бранль».
1
Урок разучивания
Разучивание 1 части танца « Бургундский Бранль» в медленном темпе.
Выучить 1 часть танца « Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
10.11-15.11
11
Повторение 1 части танца « Бургундский Бранль».
1
Урок повторения
Повторение 1 части и работа над техникой исполнения.
Повторить 1 часть танца « Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
17.11-22.11
12
Разучивание
2 части танца « Бургундский Бранль».
1
Урок изучения
Разучивание 2 части танца « Бургундский Бранль» в медленном темпе.
Выучить 1 часть танца «Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
24.11-29.11
13
Повторение 2 части танца «Бургундский Бранль».
1
Урок повторения
Повторить 2 часть в умеренном темпе.
Повторить 2 часть танца «Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
1.12-6.12
14
Повторение танца «Бургундский Бранль».
1
Урок повторения
Повторение танца в умеренном темпе.
Повторить танец «Бургундский Бранль».
Личностные УУД:
- эмоциональная отзывчивость на танцевальные произведения различного образного содержания;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную в т.ч. хореографическую исполнительскую, задачу,
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении танца;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
8.12-13.12
15
Закрепление пройденного материала.
1
Урок повторения
Работа над техникой, стилем и манерой исполнения
Уметь грамотно исполнять все движения и комбинации под музыкальное сопровождение.
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
15.12-20.12
16
Контрольный урок по теме: танец «Бургундский Бранль».
1
Контроль-
ный урок
Открытый показ
Повторить все движения и комбинации.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
22.12-27.12
17
Изучение положений рук в паре.
1
Урок изучения
Изучение различных вариантов положения рук в паре при исполнении движений и комбинаций на месте и в продвижении.
Выучить положения рук в паре.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
12.01-17.01
18
Повторить положения рук в паре.
1
Урок повторения
Положения рук в различных pas (па).
Повторить положения рук в паре.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
19.01-24.01
19
Изучение основного шага танца «Алеманда».
1
Урок изучения
Изучение основного шага на месте и в продвижении, по одному и в паре.
Выучить основной шаг танца «Алеманда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
26.01-31.01
20
Повторение основного шага танца «Алеманда».
1
Урок повторения
Повторение основного шага танца в различных pas (па).
Повторить основной шаг танца «Алеманда».
Личностные УУД:
- эмоциональная отзывчивость на танцевальные произведения различного образного содержания;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную в т.ч. хореографическую исполнительскую, задачу,
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении танца;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
2.02-7.02
21
Закрепление пройденного материала.
1
Урок повторения
Работа над техникой, манерой и стилем исполнения.
Знать правила исполнения движений.
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
9.02-14.02
22
Разучивание 1 части танца «Алеманда».
1
Урок разучивания
Разучивание 1 части танца в медленном темпе.
Выучить 1 часть танца «Алеманда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
16.02-21.02
23
Повторение 1 части танца «Алеманда».
1
Урок повторения
Повторение 1 части танца «Алеманда» в умеренном темпе в парах.
Повторить 1 часть танца «Алеманда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
23.02-28.03
24
Разучивание 2 части танца «Алеманда».
1
Урок повторения
Исполнение всех шагов танца «Алеманда» в умеренном темпе под музыкальное сопровождение.
Выучить 2 часть танца «Алеманда».
Личностные УУД:
- эмоциональная отзывчивость на танцевальные произведения различного образного содержания;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную в т.ч. хореографическую исполнительскую, задачу,
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении танца;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
2.03-7.03
25
Повторение 2 части танца «Алеманда».
1
Урок повторения
Повторение 2 части танца «Алеманда» в быстром темпе.
Повторить 2 часть танца «Алеманда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
9.03-14.03
26
Повторение танца «Алеманда».
1
Урок повторения
Исполнение всех изученных движений и комбинаций в танце «Алеманда».
Повторить танец «Алеманда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
16.03-21.03
27
Разучивание основного хода танца «Гальярда».
1
Урок изучения
Разучивание основного хода в медленном темпе - соло.
Выучить основной ход танца «Гальярда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
30.03-4.04
28
Изучение комбинации № 1 танца «Гальярда».
1
Урок изучения
Работа над техникой и стилем исполнения комбинации, исполняемой сольно и в паре под музыкальное сопровождение.
Выучить комбинацию № 1 танца «Гальярда».
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
13.04-18.04
29
Изучение комбинации № 2 танца «Гальярда».
1
Урок изучения
Работа над техникой и стилем исполнения комбинации, исполняемой сольно и в паре под музыкальное сопровождение.
Выучить комбинацию № 2 танца «Гальярда».
Личностные УУД:
- эмоциональная отзывчивость на танцевальные произведения различного образного содержания;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную в т.ч. хореографическую исполнительскую, задачу,
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении танца;
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
20.04-25.04
30
Изучение комбинации № 3 танца «Гальярда».
1
Урок изучения
Работа над техникой и стилем исполнения комбинации, исполняемой сольно и в паре под музыкальное сопровождение.
Выучить комбинацию № 3 танца «Гальярда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
27.04-02.04
31
Повторение изученного материала.
1
Урок повторения.
Повторение всех движений и комбинаций под музыкальное сопровождение.
Повторить все комбинации.
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
4.05-9.05
32
Разучивание этюда «Гальярда».
1
Урок разучивания
Исполнение всех pas в парах и сольно под музыкальное сопровождение.
Выучить этюд «Гальярда».
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств;
- понимания связи между нравственным содержанием произведения и эстетическими идеалами;
представления о хореографических занятиях как способе эмоциональной разгрузки.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
- осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах хореографической деятельности.
Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека;
- понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии;
- выразительно исполнять танцевальные произведения, принимать активное участие в различных видах танцевальной деятельности;
- передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях.
11.05-16.05
33
Повторение этюда «Гальярда». Подготовка к контрольному уроку.
1
Урок повторения
Работа над техникой исполнения.
Повторить правила исполнения всех движений и комбинаций.
Личностные УУД:
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными музыкальными и танцевальными произведениями разных эпох, жанров, стилей.
Регулятивные УУД:
- понимать смысл инструкции
учителя и вносить в нее коррективы.
Коммуникативные УУД:
- контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их правильного выполнения.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о танце и танцорах.
18.05-23.05
34
Контрольный урок по теме: танец «Гальярда».
1
Контрольный урок
Открытый показ
Повторить танец Галоп.
Личностные УУД:
- нравственно-эстетических чувств.
Регулятивные УУД:
- выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир.
- осуществлять контроль и Коммуникативные УУД:
- стремиться к пониманию позиции другого человека
Познавательные УУД:
- понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о хореографии.
25.05-30.05
Материально-техническое оснащение выполнения ОП:
1. хореографический класс, оборудованный станками, зеркалами;
2. аудио-, видеотехника, фонотека;
3. помещение для переодевания;
4. сценические костюмы;
5. помещение для хранения костюмов;
6. возможность использования сцены для репетиций и выступлений.
Используемая литература
-
Берёзова Г.О. Исторический танец в детских хореографических коллективах. - Киев, «Музыкальная Украина». - 1990.
-
Боголюбская М.С. Музыкально-хореографическое искусство в системе эстетического и нравственного воспитания / Боголюбская М.С. - М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986.
-
Брусницына А. Н. Воспитание танцевальной культуры школьников в хореографическом коллективе учреждений общего образования детей: личностно-деятельностный подход / Брусницына А.Н. - М.: 2007.
-
Ваганова А.Я. Основы классического танца. / Ваганова А.Я. - СПб.: Лань, 2000.
-
Васильева-Рождественская М. Историко-бытовой танец - М.: 2007.
-
Вашкевич Н.Н. История хореографии всех веков и народов / Вашкевич Н.Н. - М.: 2009.
-
Основы подготовки специалистов-хореографов. Хореографическая педагогика. - СПбГУП, 2006.
-
Есаулов И.Г. Хореодраматургия / Есаулов И.Г. - Ижевск.:2006.
-
Захаров Р.В. Сочинение танца / Захаров Р.В. - М.: Искусство, 1983.
-
Захаров Р.В. Слово о танце / Захаров Р.В. - М.: Планета. 1989.
-
Ивлева Л.Д. Анатомо-физиологические основы обучения хореографии / Ивлева Л.Д., Куклин А.В. - Челябинск. 2006.
-
Красовская Н.Н. Воспитание танцем. Заметки балетмейстера / Красовская Н.Н. - М.: 2009.
-
Михайлова-Смольнякова Е.С. Старинные бальные танцы. Эпоха Возрождения - СПб, 2010.
-
Михайлова-Смольнякова Е.С. Старинные бальные танцы. Новое время - СПб, 2010.
-
Тарасов Н.И. Классический танец. Школа мужского исполнительства / Тарасов Н.И. - М.: 2005.
-
Хэрольд Р. Костюмы народов мира. Иллюстрированная энциклопедия / Хэрольд Р. - СПб, 2002.